Турнир поэтов, четвертьфинал 2

Участвуют Лора Катаева и Сандра Ово, критик – Валерия Пустовая, ведет программу Евгений Сулес

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

125.5 баллов
74.5 баллов
Родилась в Амурской области, живет во Владивостоке. Окончила Хабаровский государственный институт искусств и культуры, работает проектным менеджером в сфере биоэкономики. Публиковалась в журналах «Дальний Восток», «Вакуум», газете «Литературный Крым», а также в сетевых сборниках. Автор книги стихов «Сезон потерь». Лауреат поэтических чтений фестиваля «Покровский Собор», лауреат фестиваля-конкурса «Русский Лад», лауреат конкурса «Гул океанского прибоя», суперфиналист Чемпионата поэзии имени В. Маяковского. Автор представлен членом Художественного совета Юрием Семецким.
Родилась в Таганроге, живет в Москве. Окончила МГУ имени Ломоносова, работает в Российской Академии наук. Историк, переводчик, кандидат экономических наук. Публикуется в сетевых изданиях и коллективных сборниках. Автор представлен членом Художественного совета Дмитрием Ревским.
Экспертных голосов: 8 – это 61.5% от суммы 13
Зрительских голосов: 73 – это 64% от суммы 114
Лора Катаева получает 61.5% + 64% = 125.5 баллов
Экспертных голосов: 5 – это 38.5% от суммы 13
Зрительских голосов: 41 – это 36% от суммы 114
Сандра Ово получает 38.5% + 36% = 74.5 баллов
   Общее впечатление от подборки Лоры: "ощущение полёта". 
    Мне кажется, поэтессой угадана острая нужда читателя в  спасительной гармонии,  которая на стыке эпох в очередной раз потеряна. 
  Поэзия Лоры, в лучших стихотворениях приподнимает над суетностью и страстями мирскими,  дарит ощущение свободы,  первоначального слияния  с  природой в
 "прохладной и прозрачной ткани ветра,
которая всё рвётся-не порвётся
за птичьими подмышками куда-то…"
    Эта ткань утрачивает волшебство, как только поэтесса возвращается к сентенциям и трюизмам по поводу множественных правд, порождённых человечеством.
    Мне кажутся провальными те места из представленных стихов Лоры, в которых содержатся сентенции  типа "и будет слово" или "спасёт молитвою" .  Метод раздачи давно придуманных истин, пусть даже  упакованных в именные авторские метафоры, уплощает, отнимая тот объём и воздух, за которые мне полюбилась лирика Лоры Катаевой.
Сандра Ово: это сильный автор, я рада знакомству с её творчеством. Оно мне интересно, но именно сейчас, при выборе между двумя авторами, показалось менее близко. Для меня в нём очень много "рацио", которое, порой, слишком выпирает и лишает поэтическую речь естественности.

Поэтам – поклон за талант и смелость.
Организаторам и участникам за внимание и бережное отношение к поэтам и поэзии.
PS:
Считаю, что Сандре Ово очень не повезло с соперником. При другом раскладе пар турнир бы имел более интересное продолжение.

Наталья Малинина (22.11.2023 в 18:30) – Экспертный совет
И снова всем спасибо за абсолютно замечательную передачу!
 
… читать комментарии голосующих - особое развлечение, ага.) Кто-то голосует, потому что «стихи понятны», я таки рада за вас и за стихи), кто-то голосует, «потому что буквы в наших именах совпадают»(????), некто благодарит за то, что «его поддержали», иначе не голосовал бы, понятно, с чем вас и поздравляю…))), некоторые высказываются по поводу «внешности и личности «, что вообще позор, я считаю.
Спрашивается?…)

Оба автора очень талантливы, спасибо вам за поэзию, Лариса и Сандра, отдельное спасибо ведущему и критику, вдумчивая, тончайшая работа, низкий вам поклон обоим.

Я голосую за стихи Ларисы, потому что мне очень нравится легкость её слога, непосредственность и свежесть строк, ее эксперименты с ритмом и рифмами. Хочется верить, что Лариса на этом не остановится.

Инга Сташевска (22.11.2023 в 14:30) – Экспертный совет
Мне нравится Человек Лора Катаева. Мне нравится Поэт Лора Катаева. Которая из этих двух Лор мне нравится больше я не могу сказать наверняка. Поэтому голосую за гармоничное сочетание.
 И повторю сказаное многими: жаль, что Лора и Сандра встретились настолько рано.
Подборка Сандры на этом этапе сильна и достойна.
Мы наблюдаем двух состоявшихся Поэтов. Профессиональный критический разбор произведён по ходу передачи.  И теперь в ход вступают эмоции.

Игорь Бирюков (22.11.2023 в 03:42) – Экспертный совет
В подборке Сандры Ово понравился "Высокий звук", спасибо! Отличное стихотворение.
 
Но подборка Лоры Катаевой мне показалась интересней, колоритней, узнаваемей. И белый стих в "Когда" вполне к месту, хотя обычно не люблю такого. И рифмы в других стихотворениях интересные: скальных линий / Сахалине - ну прелесть же! И все это живое, оно дышит, существует, плещет в лицо читателю россыпью морских брызг, подхватывает ветром.

Подборку Сандры Ово я читала, вникая.
Подборку Лоры Катаевой - просто читала.
Поэтому - Лора.
"Потому что не думать - легче", как заметила ее соперница :-)
Спасибо и Лоре, и Сандре!

Ольга Суханова (20.11.2023 в 22:09) – Экспертный совет
Это даже любопытно. Лорина рефлексия мне близка и понятна. Прочь сомненья, у нее есть более сильные стихотворения. Но насколько же мне чужда стилистика, поэтический подход Сандры Ово. Для меня в ее стихотворениях совсем нет жизни, живой струны. Я могу быть сто раз неправа, но я буквально вижу, как выстраивается эта конструкция -- и, ей-богу, не понимаю, чего ради.

Полина Орынянская (18.11.2023 в 16:15) – Экспертный совет
Спасибо за выпуск! Настроение менялось трижды за … пока смотрела-  отчаянно оплакивала  проигрыш Сандры и (на данный момент возможно все еще поменяется) и вразумляла  читательскую и слушательскую аудиторию: Это не справедливо - Так обойтись с талантом! Более того , как  в отместку- Топтать и низвергать... И говорила себе : уж  я - то буду честна и голос свой отдам ей- Сандре…Так она покорила мое сердце. Понимая, что многие отказали ей в своем выборе , начав читать подборку с первого же провального стиха, (начало которого, кстати, заставило  восторгнуться, но потом сердце упало от карусельно-хаотичного ряда образов, наслоенных друг на друга)
 отказали,  не удосужившись сдвинуться дальше и погрузиться в мир настоящего живописания словом, которым Сандра владеет как никто другой Какая роскошь для чувства и чувствования! Бесподобная свобода!  Я была очарована  и доведена в конце концов до катарсиса. Я плакала.. это счастье. Спасибо, Сандра! Лора опять убивала стихи задачей : прочитать так чтобы с дальнего ряда зрительного зала каждый услышал паузы и  ударения на нужных словах. Мне это всегда мешает- я ставлю ударения в других местах, но пусть Лора меня простит- это мой «косяк»)) .  Потом я пошла по текстам, как предложил Евгений «глазами» - и сделала окончательный выбор. Лора- пишет в антологию русской поэзии Лора пишет для учебников- она там будет – никаких сомнений. Она – знает, как надо и это ее сильная сторона. Сандра- вольный ветер …джаз… импровизация, внезапный оргазм (прошу простить за термин) души.
НО………………Лора – это корни, древо и ветви,   и в конце концов- Лора – это СЕМЕНА нашей культуры. Ей – и голос.

  Сандре многие не простят нерусскости ее образов – ее выход в астрал «человека мира» -  а мне она не дика, мне она  восхитительно понятна.

  Очевидно, что Лора- автор для чтения глазами и убаюкивает и врачует душу и этим она прекрасна ---------

Сандра – салонный автор.. ее надо видеть и слышать. Просто суперская манера читать. Моя- моя… поэтесса. очень понравилась!

Спасибо Валерии за умнейший разбор , всегда была с ней согласна, она как будто с языка снимала то , что чувствовала и я. 
Сулес – гениальный дирижер программы.) Как же он на своем месте! Умен, образован, тактичен и всегда знает, где и как может произойти примирение сторон)

Цитаты дня:
Валерия: «Вдохновение- принуждение к ограничению»
«Меня пугает любое предзаданное правило, которое не ведет к творческому вызову»
«Ограничение- первый, решенный  за тебя выбор»

Евгений: «Ограничение – является творческим вызовом. Искусство- система ограничений»
«Бред – это когда возможно все»


Сандра: «Смерть это тоже искусство»;
«Внешнее влияние на внутренней опоре»
 
Лора: «Серый – цвет мудрости, спокойствия и смирения».. 

Спасибо за выпуск! Отлично провела время у экрана. Много и уму,  и сердцу. 

Елена Талленика (22.11.2023 в 14:53) – Экспертный клуб
Очень хорошие подборки и у Лоры, и у Сандры.
 Вот ведь парадокс, хоть и фигура речи всего лишь: Лорино молчание показалось мне созвучно, здесь-и-сейчас:
«Что молчание – понятнее и глубже,
И важнее самых громких в мире слов».
Замечу ещё, что «не думать» – не легче ни фига. «Не думать» – невозможно.  Хотя - кому как. Потому что. )
Спасибо и удачи!

Евгений Овсянников (22.11.2023 в 09:09) – Экспертный клуб
Стихи Сандры Ово я знаю давно и не раз голосовала за них на Стихире. Сандра мастер и виртуоз, она изысканно жонглирует словами и смотреть на это приятно.
 
Стихи Лоры - честны, просты, доверительны, вызывают мощный отклик и остаются в памяти. Да, это женская поэзия, но разве быть женщиной, глубоко чувствовать и переживать - плохо? По-моему нам сейчас очень не хватает именно таких мудрых и взвешенных слов. Я за Катаеву и надеюсь видеть ее в финале.

Ника Батхен (21.11.2023 в 03:15) – Экспертный клуб
Приятно в живую слышать в в доме Носова, на Чернильной розе. С уважением,

Александр Стукалов (22.11.2023 в 19:10)
Надия Медведовская (22.11.2023 в 18:12)
у Лоры Катаевой яркие и образные стихи. Почитала другие её произведения. Это маленькие жизненные театральные сценки на любую тему.Творчество поэтессы вызывает только положительные эмоции!

Нина Поляк (22.11.2023 в 17:46)
Самый талантливый поэт Турнира.

Ална Эдми (22.11.2023 в 17:37)
Поэзия Лоры насыщенная и захватывающая, она превносит нечто новое и авангардное. Здесь отсутствует стереотипность.

Светлана Барашко (22.11.2023 в 11:28)
Мне ближе и милей поэтическая палитра Лоры Катаевой.

Вероника Сенькина (22.11.2023 в 09:53)
Мелодика и зрительный ряд от Лоры Катаевой перевесили.

Геннадий Маков (22.11.2023 в 07:34)
Здравствуйте.
 Без сомнений, мой голос за Лору.)
-
А Сандре читательский восторг за великолепный стих:"Ягуар"; явно, авторская удача.)
Мне нынешняя подборка Сандры Ово значительно больше понравилась, чем первая.

Омарт Криевс (21.11.2023 в 23:41)
Два очень разных автора, но ближе мне акварельная лирика Лоры Катаевой! Вижу и Сахалин, и камни, и серый парус... И, конечно же, туго заплетённую корзинку из кос! Спасибо большое, с удовольствием слушала очередную красивую подборку стихотворений.
 
С тёплыми пожеланиями победы в "Турнире поэтов"!

Наталья Шалле (21.11.2023 в 20:48)
Да за одни «птичьи подмышки» ..)))

Наталья Возжаева (21.11.2023 в 20:18)
Поэзия Лоры Катаевой  захватывает читателя, но не после прочтения трёх-четырёх её стихов - нет, её стихи надо читать и читать, даже заставить себя читать.  Вроде бы много разных тем поднято и осмыслено в  них,  но постепенно читатель  приходит к пониманию  их внутреннего единства, основанного на извечном вопросе "Кто ты - человек? Кто ты - мой современник?".    В её стихах нет ни дешёвой экзальтации, ни всяких экспериментаторских штучек с претензией на новизну и последний писк моды. Её стихи - сама Мудрость. Давно известное выражение  "словам тесно, а мыслям просторно" - это о поэзии Лоры Катаевой.

Михаил Батов (21.11.2023 в 19:31)
Спасибо за турнир, за "Молчание о Сахалине" и за выразительное чтение.

Галина Пилипенко (21.11.2023 в 19:00)
Понравились её стихи. Они более близки мне по духу.

Виталий Рябков (21.11.2023 в 17:50)
Татьяна Шадуя (21.11.2023 в 16:40)
Лора потрясающе лирична и честна в своих образах. Сандра пишет грамотно, мудро, но её стих не споёшь. А песня это гармония.

Анатолий Кольцов 2 (21.11.2023 в 15:19)
Наталья Степанова 8 (21.11.2023 в 12:54)
Очень трудно было сделать выбор! Отдала голос за стихи Лоры, они очень близки мне по мироощущению. Но поэзия Сандры тоже восхищает! Спасибо конкурсу за возможность услышать стихи замечательных и таких разных поэтов в авторском исполнении.

Таша Баранова (21.11.2023 в 12:03)
Алекс Трудлер (21.11.2023 в 10:48)
Олег Москалик2 (21.11.2023 в 10:25)
Однозначно - Лора!
 Светлые стихи. Много свежих мыслей. Слушала с большим интересом.

Татьяна Малышева 5 (21.11.2023 в 01:32)
Не желая углубляться, но всё-таки желая пояснить свой выбор, скажу - моё мнение во многом совпадает с суждениями Полины Ордынянской.

Белый Ящик (21.11.2023 в 00:36)
Яна Батищева (20.11.2023 в 23:03)
Больше чувств и воздуха.

Ирина Давыдова 5 (20.11.2023 в 21:02)
Светлана Тимашева (20.11.2023 в 20:24)
в этом туре голосую не "за", а вопреки... ну, честное слово, не понимаю сандру и её так называемое творчество. и особенно, её рассуждения по поводу ограниченности силлабо-тоники в 16 строк! бред.

Виктор Сюрдо (20.11.2023 в 16:33)
Поэзия должна быть красивой. Красота поэзии Лоры мне ближе.

Оксана Муралёва (19.11.2023 в 21:11)
Мне подборка стихов Лоры Катаевой ближе. И эта подборка у неё больше понравилась, чем бывшая в предыдущем туре Турнира.

Марина Вишнякова (19.11.2023 в 17:21)
Когда я узнала, что Лора участвует в ТП, я поняла, что хочу видеть ее победителем турнира. Мне очень жаль, что два этих поэта встретились так рано, потому что не отказалась бы послушать Сандру ещё раз

Ульяна Валерьевна (19.11.2023 в 17:06)
Стихи Лоры Катаевой более... человечны, что ли. Как-то так.

Анатолий Измалков (19.11.2023 в 18:24)
У Лоры неплохие стихи, с глубоким философским уклоном. А это сейчас главное для всех нас. Уверена,   Высшая задача творческого человека —   
                своим произведением дать людям понять
                смысл и цену жизни.
  В Поэзии должна быть Мысль,
 Которой нужно Восхищаться.
Особый и глубокий смысл,
Чтоб мог ты в жизни Разобраться...Аннета Верещака.
Да и самое важное, хотелось, чтобы ваши финалисты все же были хоть немного читабельные. А то игра в одни ворота.
Хотя это только моё личное мнение.

Аннета Верещака (22.11.2023 в 07:56)
Очень понравились стихи Лоры Катаевой, в них есть глубина, единство формы и смысла,  дыхание стиха наполнено гармонией

Татьяна Вийом Сыч (19.11.2023 в 13:15)
Сам турнир не прослушал, обошелся без авторского прочтения...
 Не видел  поэтов, ведущего, рефери.
Прочитал подборки поэтов на их страницах!
Поэтому выбираю Лору Катаеву, с ее понятной поэзией, чистыми, без сбоев,  рифмами.

Александр Михайлович Токарев (19.11.2023 в 08:53)
Ольга Юрченко 21 (18.11.2023 в 17:22)
Какие хорошие стихи!!!
 Читал с большим удовольствием!

Виктор Осыка (18.11.2023 в 13:46)
Поэзия Лоры Катаевой мне нравится гораздо больше - сама по себе безотносительно к турниру. Стиль и манера Сандры мне не близки и не понятны. Хотела заметить, что иногда, когда авторы читают наизусть ( и даже и по бумаге) происходит подмена слов. На мой взгляд, это может говорить о двух вещах: либо стих многогранен и возможны оба варианта, а при чтении автор интуитивно выбирает тот вариант, который ему ближе в данный момент, либо с,тих просто не сложился и не готов, о редактуре в моменте я не говорю. Полностью согласна с Евгением. У Лоры таких моментов было всего два, и они не значительны, в отличие от Сандры, в чьих текстах таких моментов было очень много (сбилась со счёту), при этом менялся смысл, в Картошке вообще выпала целая строка, без которой, значит можно обойтись.
 Поэзия Лоры не только красива и интересна, но очень человечна и эмоциональна. Мне близки её темы.

Ирина Юзефович Юрьева (18.11.2023 в 13:28)
Давайте отвлечёмся от Кубковой графомани и почитаем стихи настоящего поэта Йожика. Сегодня поговорим о песенных текстах, сочинённых этим гениальным поэтом. Чтобы не загромождать "ленту", предложу вашему вниманию, лишь один его песенный текст. Детская песенка про школьный портфель.
 
ПОРТФЕЛЬ ИЗ БЕЛОЙ КОЖИ (песенный текст на основе одноимённого стихотворения)

Мой портфель из белой кожи,
Словно чистый снег, на вид.
Пусть любуется прохожий,
Как на солнце он блестит!
 
Мне его купила мама
В магазине у метро.
Он висел заметный самый,
Будто белое пятно.
 
Портфель из белой кожи,
Он всех других дороже.
Никто уже не сможет
Такой себе купить.

Такой портфель я буду
Таскать с собой повсюду
И дома, как посуду,
На полочке хранить!
 
Если в школе парни спросят:
- Где портфель такой купил?
Я скажу: "Не помню вовсе,
Он всегда со мною был!"

Тайну эту не открою,
Пусть судачат за спиной.
А девчонки всей толпою
Будут бегать лишь за мной!

Портфель из белой кожи,
Он всех других дороже.
Никто уже не сможет
Такой себе купить.

Такой портфель я буду
Таскать с собой повсюду
И дома, как посуду,
На полочке хранить!

2021г

Сергей Винтер (18.11.2023 в 13:25)
У Лоры Катаевой меньше разбросанности в стихах, подкупает именно цельность восприятия описанного.

Александр Сенатрев 3 (18.11.2023 в 13:06)
Русаков Григорий (18.11.2023 в 08:31)
За Лору, но не против Сандры! Обеих люблю и желаю всего самого доброго!

Лена Ступак (18.11.2023 в 07:57)
Геннадий Антонов (18.11.2023 в 05:26)
Кириллов Николай (17.11.2023 в 17:26)
Да, творческий вызов наконец-то прозвучал, более ёмко и цельно, в рамки 16 строк и в рифму не вписать. И признать, что это последнее, точно невмоготу, и просить прощения у автора, что не ему сей голос, также нелепо, как оправдания себе. Двойственность выбора, когда он есть, преследует смелость строки, ищущей след на бумаге. В строках Лоры меж красок палитры жизни звучит тот многовариантный путь, что предстоит каждому, и необязательно после приезда катафалка. Мы уже на нем, с первым вздохом восторга от разочарования.
 
"...и каждый раз, в невежестве свершений, в обидах смертных и в плену идей,
вновь обретем свободу, обращаясь в сеть мириад разрозненных путей,
вонзаясь в свет небесных пагод - свод обретенья судеб и страстей..."

  Спасибо автору за метафоры меж смыслов, они и есть отголоски путей, еще не пройденных.

Татьяна Бубнова 8 (17.11.2023 в 14:58)
 Почему голосую за Лору Катаеву, а не за Сандру Ово? Всё просто – меня заклинило на первом стихотворении Сандры и дальше уже включился критик, даже не критик, а обыкновенный интернетовский тролль, ибо на высокое звание литературного критика по разным причинам не претендую.
  Поэтское сердце Маугли несколько напрягло. Это вообще о ком? Это Сандра пишет о себе или о каком- то воображаемом волке Маугли с поэтским сердцем? Я решил, что Сандра пишет о себе, ей просто в какой-то момент стало так грустно, что она почувствовала себя волком. Для появления вселенской тоски у неё есть тысяча и  одна причина, но автор так и не назвал ни одной..  Сердце принимает отговорки, не в пример душе? – на мой взгляд сердце и душа практически одно и то же, пока человек жив.  О каких правдах и неправдах идёт речь? Почему за всё должны ответить городские лужи? Откуда они взялись? «Зря твердят, не стоит и расплёскиваь» - а кто твердит? Зачем Пикадилли искать дорогу в джунгли?...месяц, синтетические блёстки… – какой-то сложный, невнятный синтаксис…
И самое главное: что должно получится у Маугли, после того, как лодка приблизится к излучине, за которой дождь и солнце до самого Канпура???? Не слишком ли много вопорлосов для одного стиховорения?
Можно и дальше продолжать, но хочется вернуться к  Лоре Катаевой, где  после «Молчания о Сахалине», уже просто плывёшь по волнам её поэзии, отдав себя целиком этим волнам, отпустив воображение и наслаждаясь ассоциациями , которые рождаются в твоей душе. Плывёшь до самого «О том» и с сожалением понимаешь, что плавание закончилось. Но порт Владивосток – это не конец маршрута, а его начало. До новых встреч, поэт!

Вячеслав Кислицын (17.11.2023 в 11:33)
Стихи живые.
 Пульсируют, дышат, волнуют.
Это не просто рифмованные истории. Это ощущения. Зримые и осязаемые.
Спасибо вам, Лора.

Кованов Александр Николаевич (17.11.2023 в 10:49)
приятная внешность, стихи как песня, не длинные ,Глубокие по смыслу.

Юрий Подопригора (17.11.2023 в 10:04)
Доктор Нэля (17.11.2023 в 06:10)
Цеклум Лора (17.11.2023 в 02:52)
***
 Хотелось бы начать с философски-прикладной  «Системы ограничений в искусстве», чем так озадачился  ведущий  Евгений Сулес, но боюсь не управиться  до утра  с предваряющей «Системой САМОограничений …», где:
  ЗАМКНУТЫЙ КРУГ- НИ ЕСТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ, ТАК КАК КРАЙНИЕ  ТОЧКИ  В  (ЕГО)  ПРЯМОЙ,  что, кстати,  не одно  и то же с «Катаевским «врачом (терапевтом (общей практики)) и скальпелем»»,  но ближе  к «хирургу «без ножа»»  в борьбе  с уже  (нарицательным)  диагнозом «Хандра Сандры», которая непостижимым образом накрыла  самого Маугли… .
-
Если кроме смеха, будь во мне столько знаний, как у Сандры, я бы не торопился с удручающими выводами, и не сетовал бы на «недружелюбную» рифму, так как в произведениях достаточно созвучий, мелодики  и  поэтики в формате/жанре новелл с  богатым словарным запасом…  . 
Сандра Ово весьма  одарённый творческий человек с оригинальным внутренним миром и взглядами на мир окружающий. Для неё каждая(!) рождённая строчка является ценным продуктом сознания, отсюда и страх что-либо убрать/исключить/отредактировать или вовсе забыть.
Например, стихотворение ЗАКЛИНИЛО можно переименовать в ОДНАЖДЫ В ДЖУНГЛЯХ, а началом сделать 3-й катрен:
  «От тоски не скроешься –заклинило,»
…и далее по тексту..,
  а два предыдущих катрена, если жаль утилизировать, оставить  для развития нового сюжета, потому как слишком много возникает вопросов, например, а при чём тут Маугли, а Маугли – это Вы в образе  или зачем «Пикадилли» искать дорогу в джунгли, если «Богу-богово…», и чем лучше дождь и солнце до Канпура городских луж, когда «вселенская тоска настигла…», то есть, я о том, что слишком много надо сделать сносок на полях, чтобы  вдохнуть всё, как горбушку свежеиспечённого хлеба.
-
Стихотворение «ВЫСОКИЙ  ЗВУК», будто раздвоение/наложение смыслов, когда и бархан звенит и трубы в кухне поют альтом, то есть, автору и там хорошо и дома, вместо того, чтобы усилить лишь однозначное  «В гостях хорошо, а дома лучше», например:
*
«Медной подковой- бархан,
ветра сухого дрожь…
Редкий из дальних стран,
терпкий холодный дождь…
Но манит меня, как сном,
снега немая власть.
Морозный декабрь невесом,
хочется навзничь в сугроб упасть.
И этот снедающий душу жар,
будто высокий звук !
Надо бросить всё и бежать
в зиму, домой, в Москву!»
---
правда, при всех раскладах получается «плагиатное» (Грибоедовское):
«В деревню,  к тётке,  в глушь, в Саратов!»,
а относительно  труб поющих альтом (Маяковского):
«…а Вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»;
-
БОСАНОВА- отличная вещь!!! Правда, не знаю почему, но хочется поменять во второй строке «никогда не спящая 42-я стрит» на «всегда бодрствующая 42-я стрит», а вот:
«…высверливали острыми пятками лунки в дорожной грязи…»- лучше не скажешь, как и:
«…вглядываюсь в изодранный небоскрёбами горизонт.»- можно отнести к супер оригинальному;
-
ЯГУАР-  остросюжетная картина, вот только про «смерть», что таится в колючках»» и «смерть это тоже искусство» как-то возвести в одну степень, не в смысле «смерть- это Вау!», а искусная охота со смертельным исходом для выживания вида(ов)… ;
-
КАРТОШКА с СОЛЬЮ- отличный рассказ, яркие персонажи.
Был бы художником, сделал бы графические наброски.
---
Мой голос отдаю «Рассветным лучам» ЛОРЫ КАТАЕВОЙ, «Прозрачной ткани ветра», «Молчанию о Сахалине» и (гениальному (плюс/плюс)) «Просоленным ду`шам морских камней»…  .
Сандре Ово  отдельное спасибо  за «публичную» смелость и желание слушать и слышать, даже, если  мы (я) несём здесь ахинею.
-
С наилучшими пожеланиями к Вам и вашему творчеству!
© А.В.Б.*2023г.

Александр Бобровских (17.11.2023 в 22:17)
Я рада, что открыла себе Лору... Её стихи ложатся на душу... Желаю ей победы!

Алёна Азаренко (16.11.2023 в 22:21)
Сложнейший для меня выбор...голосовала ранее за Лору Катаеву и её кружевные и тонкие душевные стихи. Но в этой подборке и Сандра для меня открылась как близкий и понятный мне автор. Косы перевесили) Желаю удачи обеим и всех благ всем участником этого замечательного турнира.

Антонина Белоусова (17.11.2023 в 04:14)
С уважением к сильному поэту - Сандре. Мощные ливни, тропические муссоны, закаты-восходы саванны, приливы-отливы, тёплые-холодные течения океана - всё это ассоциируется с образом Сандры. Хотя стихотворения о тоске, чувствуется, что это ненадолго, а сам автор - человек активный, бодрый, всегда в движении. А в редкие минуты уединения - пишутся стихотворения-откровения: о том, что уже далеко, о чём "не думать - легче". "Потому что" - небольшое стихотворение, а вот читаешь его долго, добавляя туда свои размышления, вставляя свои картинки из прошлого, думаешь о своих "моих". А бурлящие и объёмные на первый взгляд  стихотворения "Ягуар", "Босанова" - будто не пишутся долго и длинной строкой, а являются одной яркой короткой  вспышкой, кадром из жизни и являются продолжением динамичности Сандры. Да, Сандре есть о чём писать, что она видела и хорошо знает.
 В поэзии Лоры - плавное течение из слова - в слово. Муза Сахалина дарит ей лёгкие строки. Стихотворение "О том" - даже очень понравилось, сразу видно - на одном дыхании и по вдохновению. "Когда" - стихотворение  упоительно поэтичное, светлое и обаятельное. А "Аварийное" - для меня тоже кажется квадратом среди овалов и сфер. Я его не поняла или не захотелось вчитываться. Получила огромное удовольствие от поэзии двух достойных авторов.

Некрасова Татьяна 2 (16.11.2023 в 19:51)
Елена Антипычева (16.11.2023 в 14:29)
С моей кочки. Мастерство безусловное, которое не нужно доказывать. Не знаю, как писалось, как автору было в этой круговерти чувств, слов-образов, потому что письмо кажется лёгким, естественным, как смех, плач. Что-то "самопроизвольное". А перо какое, боже ж мой,  не скрипит и не брызжет кляксами. Наверное, это и есть гармония - формы и содержания. Поэтому такое умиротворение при чтении, такое комфортное чувство - потребителя, любителя вкушать: можно не силиться, блох не искать - там, где их нет.
 Хотя пристрастна, конечно, потому что это моё.

Татьяна Попова Тог (16.11.2023 в 14:22)
Аля Воронова (16.11.2023 в 11:51)
А может быть это
 Не наша планета?
И воздух на ней ядовит?
И вот мы страдаем,
Что делать - не знаем,
Кто терпит, кто пьёт, кто грешит.
Лора Катаева
Лора, поздравляю вас с выходом в четвертьфинал! Благодарю за поддержку в Турнире поэтов!

Борякин Ола (16.11.2023 в 11:13)
Сергей Караваев (16.11.2023 в 10:18)
«Место, где свет»
 
Любопытнейший поединок, в котором сошлись два очень интересных поэта и две совершенно разные эстетики. И мало того, что Лору и Сандру безумно интересно слушать, на них и смотреть чрезвычайно любопытно.
Пойду по порядку.

Поэтика Лоры Катаевой — чистота, свет и приподнятость. Недаром уже во второй строчке подборки возникает луч. И не просто луч — рассветный луч. И не просто рассветный луч, а луч, которого не остановить никаким скалам, не сломать никаким заострённым линиям. В свете всей подборки, «где уместны, конечно, утраты и отчаянье даже», рассыпанный по берегу янтарь и океанская гладь, переменчивость ветров и глубина молчания дают сердцу и уму точки опоры (как ни смешно такое говорить о ветре или океане). Ладно, не опору — но эталон. И свет красоты остаётся с нами на протяжении всей подборки. Символично начинается второе стихотворение: «Когда я пропитаюсь летним светом…» Лирическому герою, безусловно, виднее, а стихи Лоры пропитаны чистым светом насквозь. Они с лёгкостью принимают на крышу кленовых парашютистов («Аварийное»)… В отличие от листьев, люди не столь невесомы, потому для нас иногда «крылья — это символ паденья». И когда человек после головокружительного полёта порой всё же падает, тут-то врач и стерильный скальпель, озадачившие в передаче критика, становятся нам спасением. Да, это уже везение, но везение полностью заслуженное.
И удивительным образом великолепное завершение подборки Лоры
«О том, что мудро и старо,
                о том, что ново
Рассветный луч стучит в окно –
                и будет слово.»
переводит нас рифмой к её замечательной сопернице по четвертьфиналу. Чистая мистика, ибо на момент составления подборки будущего соперника ты не знаешь.

Поэтика Сандры Ово — звук, весомость и напряжённость. Снова показательным оказывается начало подборки — то, с чем поэт в первые секунды появляется на публике. И Сандра устами своего Маугли уже четвёртой строчкой ввергает нас во вселенскую тоску. А раз тоска — начинается поиск виновного в тоске, и хорошо хоть Киплинг обелён, а вот муниципальным службам досталось. Впрочем, уже во втором стихе подборки — прекрасном «Высоком звуке» — мы видим, что не так уж мешают нам пресловутые лужи. Стихотворение завершается замечательной картиной, практически мечтой каждого поэта:
«Плюхнуться в кресло, не сняв пальто,
бросив ключи на стол,
слушать, как трубы поют альтом
в кухне полупустой.»
Сквозь эти поющие прекрасную босанову трубы прихотливая фантазия автора ведёт нас к совершенно неожиданному перевоплощению. Готовый пресмыкаться «Ягуар» — несомненная удача, настолько сильно ты сливаешься с этим вроде бы хищником в его вечном страхе. И здесь мы подходим к едва ли не ключевой — и уж точно болевой — точке подборки Сандры:
«Я ныряю под крону – смерть это тоже искусство...»

Да, смерть может быть искусством. Но пока нам рот не забили глиной, давайте всё же попробуем быть благодарными этому миру и постараемся своим трудом, своими стихами сделать его хоть немного красивее, чище, гармоничнее. Выше.
Мой голос — за красоту, свет, чистое небо.
Спасибо, Сандра!
Спасибо, Лора!

Александр Анатольевич Андреев (16.11.2023 в 09:25)
Шикарно! Что можно сказать?! Прекрасный Автор и прекрасное исполнение!

Эдуард Мижаков (16.11.2023 в 09:17)
По-моему, Лора - явный фаворит во всей четвертьфинальной восьмёрке. Целостность её текстов и её человеческого образа - редкость. Тексты - живые. Будто на любимом Сахалине побывал.
 
Не могу не отметить наистраннейший слив Константина Уткина в предваряющем четвертьфиналы голосовании. Модераторы, конечно, удалят мой комментарий, но сначала ведь прочитают - именно такие заказы и убивают в ТП то, что могло бы сделать его интересным не только для круга пусть и широкого, но междусобойчика.

Хамхидько Андрей (16.11.2023 в 08:34)
Владислав Щербак (16.11.2023 в 06:15)
Да, турнир... И Агату и Ларису знаю давно, у них разная стилистика. Два сильных автора. Агата ближе, наверное, к постмодернизму, Лариса к реализму, но сильный автор- это в любом случае, всегда синтез. Черты других поэтических течений всегда присутствуют в творчестве. У Ларисы хочу отметить неуклонный прогресс в последние годы, ну и её гражданская позиция вызывает уважение.  В общем разные авторы и найдут, наверное, разных экспертов. У кого будет их больше, не будем загадывать. Удачи обеим!
 Апдейт для автора Эмкей: вероятно, как человеку,  хорошо знающему жизнь, ему стоило бы сосредоточиться на стихах, а не на манере чтения или поведения участников. Это несколько бестактно ведь...

Соэль Карцев (18.11.2023 в 18:35)
В поэзии Лоры яркая палитра красок,  сложная мелодия звуков рождённая тишиной, морским прибоем,  "любовью и терпением".
 Финальное стихотворение " убойный выстрел".
"И будет слово", надеюсь, что будет, будет и не одно!

Андрей Захаров 8 (16.11.2023 в 00:09)
Ида Лабен (15.11.2023 в 23:36)
Игорь Сытник (15.11.2023 в 22:53)
Два сильных автора вышли на поединок. Каждый в своём амплуа. Но философская лирика Сандры Ово меня порадовала двумя произведениями: "Высокий звук" и "Потому что", видимо, мне далеко до понимания других творений автора, не то, чтобы я занижаю свою планку, просто эти два произведения звучат как вопль души, а другие - повествовательно. Эмоциональностью выделяются стихи Лоры Катаевой, это мне импонирует, поскольку сразу душа подключается к диалогу. Особенно интересен верлибр "Когда", просто очаровал, мысли накатываются подобно волне морской, и образ паруса появился в конце!) Вот "Аварийное" не вдохновило, а дальше опять - как по маслу, хотя и грустные стихи, но грусть светлая, с верой побеждающего человека. "Молчание о Сахалине" - лёгкое, песенное, даже вспомнилось: "Я тоже мог бы рассказать тебе о Диксоне, но только ты об этом лучше песню расспроси..." Удачно, что автор для разбега взял первым это стихотворение, хотя я читала полный вариант, и жалею, что здесь только часть "Молчания..." - прекрасная работа! Для меня выбор сделан в пользу Лоры Катаевой.

Светлана Когаринова (15.11.2023 в 22:46)
Стихи Лоры читаются легко, навевают размышления, с ними приходят воспоминания... Когда я читала ее стихи, в какое-то мгновение поймала себя на мысли, что слышу ее... Мне нравится ее слог, ее русский язык, ее философия.  Благодарю, Лора, за приятные минуты от Вашего творчества. Удачи!
 С уважением и теплом, Татьяна.   

Татьяна Бут-Бурнукина (15.11.2023 в 22:29)
Хотел бы напомнить организаторам Турнира об общепринятом принципе формирования четвертьфинальных пар по результатам мягкого рейтингового голосования, в соответствии с которым лидер должен встречаться с конкурсантом, замкнувшим "восьмёрку" четвертьфиналистов, чтобы избежать "выбивания" из турнира самых сильных участников. В нашем случае на восьмом месте по совокупным результатам  голосования оказалась отнюдь не Сандра Ово, а Вероника Сенькина. В условиях очень значительного отрыва Лоры Катаевой от всех остальных участников Турнира по результатам голосования встреча с ней в четвертьфинале  для любого конкурсанта грозит вылетом из Турнира, т.е. не получится у Сандры Ово представить свои стихи в полуфинале и побеседовать с Галиной Ивановной Седых или Галиной Даниелевной Климовой, а ведь Сандра Ово вышла в четвертьфинал с пятого места и по логике должна была бы встретиться с Дмитрием Московским, где результат отнюдь не был бы предрешён. Участницы этого четвертьфинала могли бы украсить и финал, а в крайнем случае полуфинал Турнира.  В случае, если четвертьфинальные пары определяются жеребьёвкой, об этом, как мне кажется, целесообразно сообщать официально, вплоть до трансляции процедуры жеребьёвки в эфире.
 Теперь о первом четвертьфинале. Вынужден был воздержаться от голосования за Юрия Викторова,( который мне понравился чуть-чуть больше), в связи с тем, что Анатолий Сёмкин, не мог рассчитывать на голос члена Художественного совета, полученный Юрием Викторовым от Ольги Сухановой (честь ей и хвала за неизменную поддержку подопечных конкурсантов!) и таким образом оказался в неравном положении.
И последнее. Хотел бы напомнить о культуре полемики и призвать воздерживаться в комментариях от политических ярлыков, ограничиваясь исключительно оценкой с точки зрения поэтического творчества.   

Георгий Бойко (22.11.2023 в 16:15) – Экспертный совет
Это интересный и непростой раунд финального отрезка Турнира, за каждого из участников есть и свои аргументы "за", есть и свои замечания, часть из них прозвучала на видео-записи.
 От меня - спасибо обеим участницам, поскольку, и как зрителю, и как критику мне было интересно наблюдать два разных, но в чём-то удивительно схожих поэтических мира.
Вне зависимости от цифр голосования, мои добрые пожелания нашим прекрасным дамам.
Как  в прошлый раз, отдаю свой голос за Сандру  и её философское отношение к миру, его вопросам и загадкам.

Дмитрий Ревский (22.11.2023 в 15:01) – Экспертный совет
С большим интересом слежу за творческими достижениями Лоры Катаевой. Мне импонирует её авторская смелость, её стремление расширять диапазоны и поднимать планки.  Очень понравилось, как составлена Лорина подборка - разнообразная и в то же время гармоничная,  дающая представление о разных направлениях в поэзии Лоры.
 
Мне казалось, что с творчеством Сандры Ово я тоже знакома: встречая её произведения на конкурсных площадках стихиры, всегда отмечала самобытный авторский подход, умение из простых слов соткать  сложное поэтическое полотно.  Однако на турнире Сандра продемонстрировала и зрелость, и мастерство, и все тонкости стилистики поэта-интеллектуала в полной мере. И не хочется здесь ничего разбирать, утомляя читателей ссылками на цитаты - это замечательно сделала критик-профессионал. Слушая выступление Сандры, я просто получала удовольствие!

Алла Арцис (21.11.2023 в 21:01) – Экспертный совет
Лора очень точно написала вчера в дневнике: "почему, голосуя за одного из поэтов выпуска, нужно обязательно "опустить" второго? Все мы разные, думаем и чувствуем по-разному, кому-то нравится джаз, кому-то фолк, кому-то Прокофьев или Хиндемит, и прекрасно".
 Сегодня я голосую за великолепные стихи Сандры Ово (в особенности за живо- и звукописные "Босанову" и "Высокий звук"), но не против великолепных стихов Лоры Катаевой (какой ирреальный, "тарковский" мир в "Когда"!).
Девушки, вы умницы и таланты. Счастья вам, успехов и вдохновения!

Ильдар Харисов (21.11.2023 в 09:34) – Экспертный совет
Когда-то Леонид Пинский, прочитав стихи мало тогда кому известного Бориса Чичибабина, восхитился "Верблюдом".
 сравнив его с "Тигром" Эредиа в переводе Гумилева. "Ягуар" Сандры Ово - такой же пробы. Нужно немалое мастерство для создания таких анималистических портретов. Портретов - потому что в них есть обычно большой или малый оттенок скрытого автопортретитрования. Замечательна и "Картошка" - "свежо и остро". Бразильские стихи - из серии путевых заметок, и в них тоже живописное богатство, и такие стихи привлекают любопытство читателя (со всеми этими босановами, канталупами, фавелами). 

Алла Шарапова (21.11.2023 в 08:20) – Экспертный совет
В этот раз мой выбор был совсем непростой, так как оба поэта достойны быть в финале. Потому что талантливы, имеют собственный голос, взгляд, мысли и чувства, которыми с радостью делятся со своими читателями.
 Но если в первой своей подборке Лора была словно луч света в тёмном царстве, то в этом туре я почувствовал в её стихах не счастье быть собой и говорить открыто, а скорее страх: перед конечностью жизни, любви, свободы, таланта передавать посредством слов свои эмоции и чувства. Растерянность и желание Лоры уйти от яркого солнца в серую тень помешали мне прожить её стихи вместе с ней. За исключением, пожалуй, Сахалина, где сила самой природы не позволила человеку стать заложником своих слабостей, а, напротив, одарила его силой жизни.

В стихах Сандры и в том, как она их прочла, ощущаются и позиция автора, и его неиссякаемый интерес к окружающему его миру. Это стихи-путешествия, стихи-фильм, стихи-музыка, где важны и фон, и актёры, играющие главные роли, но и даже актёры эпизодов. В стихах Сандры есть объём, многоголосие, полифония, танец, т.е. всё то, что и составляет полноценную жизнь. Кто-то отметил, что когда Сандра стала читать свои стихи, он словно проснулся. Так и должно быть: настоящая жизнь может быть приятной и не очень, но она не оставляет тебя равнодушным, когда ты с ней соприкасаешься.

Мне бы очень хотелось, чтобы И Сандра Ово, и Лора Катаева имели возможность ещё раз прочитать свои стихи в этом турнире. Но выбирая сегодня между этими двумя прекрасными поэтами, я отдаю свой голос Сандре.

Колокол (22.11.2023 в 18:37)
За яркую индивидуальность. За свежий ветер на Стихире.

Тамара Рыбакова (22.11.2023 в 13:25)
Спасибо Лоре, Сандре, Агате (Соэль Карцев (18.11.2023 в 18:35) (Alter ego), Валерии и Евгению за проведённую программу!
 Стихи Лоры как одуванчик - сорвал, дунул и полетели: "а я бросаю камушки с крутого бережка", "слово - серебро, молчание - золото",  вечность - не бесконечность, "в гости к Богу не бывает опозданий", 03, и т.д.
Стихи Сандры и Агаты для меня явились гирями, которые я поднимал-поднимал, но так и не смог поднять. Попробую  потренироваться.
В первом случае стихам не хватило тараканов, во втором - их избыток. Изюминок маловато в тех и других. Кстати, про таракана и изюм отлично написано В.Гиляровским! Там и можно научиться их искать и дозировать.
Кроме того мне кажется, что Сандре и Агате не хватает открытости читателю, зрителю, как будто они от кого-то прячутся...
Отмечу, что сказанное здесь является исключительно моим личным впечатлением, восприятием.
Всем всего доброго.

Евгений Ермолин (22.11.2023 в 13:53)
Елена Бабанская (22.11.2023 в 06:15)
Мне понравились оба автора. Обе великолепны! У Лоры - стихи как музыка, у Сандры - правда жизни и трагичность. Но то, как читает Сандра, меня заставило оторваться от того, что я делала, я словно приклеилась к экрану и завороженно слушала от начала и до конца и не один раз. Думаю, что поэт, умеющий вот так по-настоящему рассказать, будто поделиться происходящим со всеми окружающими, достоин награды. Неординарность и настоящесть - это настоящее сокровище.

Ирина Костенко-Преображенская (21.11.2023 в 23:33)
Мила Тонова (21.11.2023 в 17:30)
Полностью солидарен с Ильдаром.

Александр Савостьянов (21.11.2023 в 11:20)
Мир первооткрывателя удивителен, загадочен и несомненно интересен!

Алина Махолёт (21.11.2023 в 05:50)
Видео не смотрел, просто читал подборки. В этот раз очень сложно было сравнивать.
 У Лоры, стихотворный вокал – на эмоциональной опоре, мелодика и звучание здесь на первом месте, такие тексты нельзя исследовать, препарировать логически – это воздушные мостики к чувственным образам, а не кристаллические решетки метафор и смыслов. В своей поэзии она идёт навстречу потенциальному читателю.
Из минусов подборки: для меня первые две строки почти везде кажутся оторванными от текста, как будто прилеплены туда позже. Такие же швы-стыки наблюдаются и внутри текстов. Концовки тоже подводят: либо закольцовка, либо условное многоточие, и можно продолжать дальше...
У Сандры – настоящий творческий экспериментариум на интеллектуальной платформе, она более смелая, "вне всяких канонов разрезания дынь", её горизонты шире, а смыслы глубже. Зачастую такие тексты читать сложно, "потому что не думать – легче". Тут другая ситуация, когда автор делает свою работу, а потенциальный читатель, пусть немногочисленный,  идёт к нему.
В этой её подборке мне часто не хватало как раз эмоциональной опоры, мелодики, "внутренней улыбки", даже "вселенская тоска" не срезонировала, а осталась отражением в городских лужах. Иногда возникала мысль, что несущие элементы конструкции отвлекают от созерцания создаваемого образа. Но всё же внутренняя чаша весов склонилась в сторону именно этой поэтической мультивселенной.

Максим Кушанов (20.11.2023 в 22:43)
Вероника Трунова (20.11.2023 в 19:12)
Сергей Джураев (20.11.2023 в 16:47)
Оба автора симпатичны. Однако, у Сандры мне глянулись 3 текста из подборки против одного у Лоры, так что, выбор очевиден.
 
Если сравнивать поэтику в целом, у Сандры больше замах –– выше поэтическая задача. Что почти всегда приводит к большему требованию читательской квалификации для того, чтобы встреча состоялась в полной мере. Конечно, можно и иначе, но тогда нужна иная интенция –– на схождение в некой общей точке. Что далеко не каждый автор желает и может сделать –– много труда и времени на вещи не вполне прагматичные. \тут, наверное, я непонятно говорю\
 
Дружелюбие Лоры очень способствует установлению контакта с читателем на уровне интенции текста –– о чём и как писать, какую и где взять тему, как её решить (при такой обращённости к аудитории источник вполне очевиден –– автор пишет о том, о чём читатель хочет прочесть). Вполне себе путь.
  Как стратегия пребывания в сообществе даже более успешный, но есть риск и стать заложником этого пути, и не до конца реализовать подлинно свои задачи в творчестве.

Ирина Чуднова (20.11.2023 в 03:46)
Поэзия Александры Ово по-настоящему философская.

Глеб Петерс (20.11.2023 в 03:39)
Мне кажется, что мы ещё немного не доросли до поэзии Сандры: умной, не банальной, глубоко личной, но понятной и близкой, увлекающей и завораживающей. Создающей, несмотря на неважное авторское чтение, впечатление прикосновения к чему-то настоящему, искреннему, яркому.

Владимир Караевский (20.11.2023 в 14:15)
Четвертьфинальная подборка этого автора показалась мне наиболее сильной и выразительной.  В меру сдержанная декламация не мешала, а помогала восхищаться красотой и уникальностью самой поэзии! Эти стихи вызвали интерес, захватили и удерживали внимание, – хотелось слушать и слушать...
 
Благодарность и Лоре Катаевой, и Сандре Ово, что читали стихи наизусть, это очень ценно для меня как слушателя. Конечно, по видеосвязи Лоре было труднее. Наверное, при подготовке к Турниру всем, кто выступает по видеосвязи, надо заранее записывать и перезаписывать декламацию своих стихов до тех пор, пока не наладится нормальный звук, – некоторые окончания слов и даже целые слова были на слух трудноуловимы. Анализировать стихи Лоры не буду, у меня есть некоторые замечания к ним и также есть признание имеющихся положительных моментов в них.
Благодарность всем ведущим и критикам, – все они виртуозно, с самоотдачей ведут передачи „Турнир поэтов"!
Всем спасибо.

Наталия Медведева (19.11.2023 в 22:14)
Святослав Огненный (19.11.2023 в 16:19)
Верлибр - не поэтический стиль, а особый вид литературы наряду с собственно поэзией, прозой и драматургией. Потому и турниры должны быть у каждого свои: Турнир поэтов, Турнир верлибристов, Турнир прозаиков...

Александр Мурыгин (19.11.2023 в 09:22)
Приветствую любителей поэзии!
 
Дорогая, Сандра, .Вам удалось сбить весь мой юмористический настрой на этот турнир)) и заставить  меня задуматься. Поэтому свой не играющий роли голос сегодня отдаю Вам)))
Читала Вашу подборку и чувствовала, что ввергаюсь в пучину  вселенской тоски и отчаяния. Причем не только под воздействием выбранных Вами стихотворений,  но  и под влиянием отдельных образов и слов.
Например, "Заклинило". Уже само название говорящее.
Из него:
"Тысяча одна причина, мало ли
почему вселенская тоска настигла"
или
"От тоски не скроешься - заклинило"

Из стих- я "Высокий звук":
'Манит декабрь окаянным  сном
навзничь в сугроб упасть"
или
"Снега немая власть
  гасит снедающий душу жар"
"Окаянный", "снедающий душу",  и "навзничь упасть" тоже не самые оптимистичные слова.

Из стих- я " Ягуар":
" Я готов пресмыкаться перед закатом
Отчаянно красным, беззвучно зовущим на помощь, ...
перед смертью, что таится в коварных колючках"
"Я ныряю под крону - смерть это тоже искусство...'

И даже в "Картошке с солью":
"на "бычьем сердце"  свежая ножевая рана, посыпанная крупной солью, сочится сукровицей".
Сандра, Вам мало было мучить нас свежей ножевой раной, Вы ещё и посыпали её солью ... не абы какой, а крупной и сочится из неё уже даже не кровь, а сукровица )))

"Потому что". Тут просто всё стихотворение для меня какой- то крик на разрыв аорты.

Но .... несмотря на это головокружительное падение вроде бы по направлению к депрессии, в душе остается какое- то светлое и приподнятое чувство. Пишущие при голосовании свои комментарии знатоки наверно и называют это послевкусием))
 
Лучшее в подборке для меня  "Босанова". Я не оригинальна.  Но лучшее наверно ещё и потому что оно самое оптимистичное)) Хотя и в нем видна ностальгия по чему- то ушедшему  ... может по Стейнвею, переспелым дыням или даже по Христу-искупителю, который развел руками, прячась за облаками.
И Ягуар конечно шикарен, несмотря на то, что смерть всё стихотворение преследует его по пятам как тень.

Этот тур почему- то заставил меня задуматься о современной поэзии, об отношении к ней  простого, не пишущего читателя. Я согласна, что оборот поэтической продукции сегодня всё больше происходит внутри профессионального поэтического сообщества. Поэты ходят на выступления поэтов, издают поэтов, создают магазины, в которых покупают книги друг друга. А о том, что думает и какие стихи близки не пишущему читателю,  погрузившихся в свой прекрасный внутренний мир поэтов   похоже совершенно не волнует. И сам этот не пишущий читатель в глазах поэтов как тот сандро-киплинговский Маугли плывет себе  куда- то в своей лодке по житейским бурлящим водам  и пускай себе плывет. Потому что высокодуховным, одухотворенным поэтам  конечно лучше знать, какая поэзия этому поэтскому Маугли нужна. А всё не близкое истинным поэтам,   не имеет право на существование, поэтому лучше сразу навалиться всей своей одухотворенной кучкой и заплевать или засмеять эту мерзость в зависимости от настроения.

Не взвалило ли на себя поэтическое сообщество Бремя одухотворенного человека? Не диктует ли оно принудительно, чем следует восхищаться, а что  безобразно и восхищения не достойно, исключая саму возможность выбора и отвращая от современной поэзии всё больше и больше не пишущих читателей, да порой и пишущих тоже.

Может быть задача и предназначение  настоящего поэта - облечь в слова именно то, что чувствуют читатели, которым не дано выражать свои мысли  в поэтической форме, сделав это наиболее понятным и близким им образом, не изменив при этом себе и своему таланту.   Задачка посложнее, чем уложить стихотворение в 18 строк)) Но может только для этого поэту и дан талант.  А кому много дадено, с того, как известно, и много спросится.
       Голосую как обычно,  не веря в победу. Лора сильный поэт и у неё  много поклонников её таланта , которые всегда вовремя и очень дружно за неё голосуют))
но Вы, Сандра,  не хуже и не лучше Лоры,  Вы просто другая и в этом разнообразии поэтического мира и есть залог читательского доверия и читательское счастье.

Татьяна Чиженкова (19.11.2023 в 07:24)
Голосую за Сандру Ово поскольку в моей фамилии и имени с её фамилией и именем (возможно её псевдонимом, неважно) совпали все буквы кроме одной, а с именем и фамилией Лоры Катаевой в моём имени и фамилии совпали только  пять букв, а пять букв не совпали. Это очень печально, но каббала чисел всегда диктует мне принятие решений.

Александр Кокора (18.11.2023 в 22:40)
Сегодня хочется проголосовать за Сандру, может и тяжело воспринимать на слух её стихи, но образы в памяти засели.

Татьяна Моисеевских (18.11.2023 в 22:24)
С первых кадров видео вспомнил слова Станиславского — "Не верю!"
 
И ещё  «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
Для тех, кому лень гуглить, вот, что по этому поводу пишут знающие люди:

"Эта цитата—важное напоминание для всех, кто занимается искусством. Легко увлечься желанием быть лучшим или выделяться из толпы. Вы можете чрезмерно сосредоточиться на своем исполнении или на том, как вас воспринимают другие, вместо того чтобы ценить искусство за его собственные достоинства".

Так о чем я.
Невольно испытываешь неловкость за эти театральные жесты (слева), за слишком преданный, не сказать, навязчивым взгляд,  —" я такая славная, любите меня!"

Все эти охи и ахи и есть жизнь? Должно быть, да, если не знаешь другой)

Согласен, есть отдельные строки. Нет цельности,  текст распадается. Однообразие мотивов и приёмов, заунывность. Это то, что отметили Критики в стихах Л. Катаевой.
Над этим, конечно, можно работать, как  Критики  и советуют (молодцы!)

Но не секрет, что можно научиться складывать стихи, но поэзии научиться нельзя.
Нельзя научиться магии, которая живёт в каждой строке Сандры.
Магия суть качество личности, глубокой, не суетной, не ординарной. 


Читайте!
И вам откроется.

Эмкей (18.11.2023 в 16:41)
Доброго времени суток всем.
 Решилась сегодня проголосовать, как читатель, прослушав чтение своих стихов данными  авторами вживую и впечатляясь при этом реакцией уважаемых всеми - критика в лице Валерии  П. и ведущего Евгения С. на данном этапе  этого конкурса.
Заранее извинюсь, если кому-то что-то покажется почему-то обидным.

Стихи Лоры Катаевой  мне показались вполне традиционны своей замечательной лирикой.
Они трогают душу и даже сердце, как видно,  у большого числа ее читателей.
Мне понравились ее нерифмованные стихи своей какой-то женской мудростью в любви и в самой жизни. Это, конечно, ее стихи о родном, ею любимом крае.  Для меня они прозвучали в её исполнении, как рассказы о жизни во всех её проявлениях. Я бы от нее приняла и стихи о фонарном столбе, но без аптеки. А как препятствие нoа своем пути, внезапно возникшем на рассвете.

Творческих ей успехов и удач. Надеюсь посетить её страницу.

Но , как читатель, любящий всё новаторское в жизни проголосую за  Сандру. Во-первых, это учёный, пишущий свои стихи в  новом стиле , тут обозначенном, как постмодернизм. А всё новое и интересное новаторское мною и в жизни всегда приветствовалось. Таких людей и в жизни мало, а в поэзии и подавно. Везде- каноны, запреты и какие-то рамки.
Вот и сама уважаемая Сандра поставила себя в "квадрат"  стихов с объемом в 16 строчек. Ох уж эти ограничения везде и в жизни и ещё где-то. Это- можно. Другое- никак не моги. Убьют, зарежут, застрелят...Шучу.
Стихи  незнакомой мне ранее Сандры напомнили чуть плакатность стихов В. Маяковского. Да простят мне великие от мира сего  известные клубные литераторы, знающие поэты и критики всевозможные. Разве за собственное мнение на Стихире убивают?

На мой дилетанский , может быть скоропалительный где-то , взгляд сама  Сандра очень ранима и стихи у неё какие-то рваные ( простите) набросанные фразы-образы, которые предложили мне лично представить себя в ситуации автора и как-то выслушать его впечатления от созданной ею обстановки. Для меня, это было интересно тем, что - как-то непривычно. Нет гладких рифм, а есть чей-то мир, в котором не стоит копаться, а стоит прочитать и принять этот мир автора в стихах или не принять. Разбирать слова, фразы, за что-то "цепляться",- по моему, не имеет смысла вообще.

У каждого поэта свой мир, свой взгляд, своё вИдение чего либо и осуждать его за это, и заставлять его что-то настойчиво исправлять, если у автора нет такого желания- бессмысленно.  Думаю, что некоторых авторов даже советы обижают. Кроме тех, конечно, которые добровольно пришли или согласились прийти на Турнир чтобы их покритиковали. Каждому - своё как известно.

И поэтому сам Турнир поэтов довольно интересен, если бы не обиженные в дальнейшем, вполне заслуженные участники разных этапов этого конкурса. Не буду здесь озвучивать имена. Всем всё давно известно. Как мне кажется.



Простите, не хотелось заканчивать на столь грустной ноте, но меня , как всегда - понесло. Увы. Можете запросто удалить мой комментарий здесь, но он останется со мной.

Всех благ

Лариса Ракульцева (19.11.2023 в 21:00)
Сандра поменялась. А Лора нет.

Владимир Алексеев Псков (18.11.2023 в 11:31)
Обе симпатичны. Сандра и ее тексты социально взрослее. Смыслы воспринимаются более осознанными, мудрыми. У Лоры, на мой взгляд, больше наивности, сильнее превалируют чувства-эмоции.

Алхимик Пятьдесятседьмой (18.11.2023 в 06:11)
Сложный выбор. Знакома с творчеством и Сандры и Лоры. Есть любимые стихотворения , опубликованые на авторских страничкахи Лоры и Сандры. В данной подборке мне ближе произведения Сандры.

Ирина Саяпина 2 (17.11.2023 в 09:10)
Стихи из подборок Лоры и Сандры мне показались близкими по моему восприятию, но небольшой перевес всё же на стороне стихов Сандры. Последние мне показались более живыми. Как не старался проникнуться стихами Лоры, не получилось, не моё. Стихи Лоры, в моём восприятии, словно сложные объёмные изделия, напечатанные на 3D принтере, которых далее не касались не только непосредственно руки мастера, но и инструменты в руках мастера - ни молоток с зубилом, ни рашпиль, ни наждачка, ни кисть маляра или художника, ни смазка... в общем не живые, не вызывающие чувств. Не оживило стихи и повествование от первого лица. Увы, не верю! Мертвячина! Простите меня, Лора, за такое откровение.

Сергей Бибиков (17.11.2023 в 00:11)
Владимир Нефёдов 4 (16.11.2023 в 23:58)
Слог данного автора - хорош. Мысли выражаются более правдоподобно и понятно. Звучание, как и энергетика присутствует. Поддерживаю!

Долгая Галина (16.11.2023 в 23:56)
Кажется поглубже.

Сергей Лебедев 27 (16.11.2023 в 22:19)
В стихах Сандры,помимо всего прочего, меня  всегда поражает глубина, многослойность и широта кругозора. Читать то, о чём сама вряд ли когда напишу – для меня всегда большое удовольствие. Удачи, Сандра!

Ольга Бесснежная (16.11.2023 в 21:28)
Спасибо большое за стихи, Сандра! И спасибо турниру, что удалось услышать их в авторском исполнении.

Диана Рыжакова (19.11.2023 в 13:01)
Произведения Сандры Ово мне представляются более убедительными. Жаль, что в этот раз подборка стихотворений Лоры Катаевой оказалась менее удачной, чем в прошлый раз. Еë "Аварийка" впечатляет и всё в ней к месту, когда знаешь конкретику лично.

Виталий Николаевич Холод (16.11.2023 в 15:02)
А меня само чтение стихов Сандрой зацепило - оно очень гармонирует с текстами, образами, смыслами ! Стихи Лоры люблю, она, безусловно, в избранных, но вот прямо сейчас - хотелось бы, чтобы дальше прошла Сандра.  Мне кажется, именно её стихов сейчас нам не хватает... Может быть, это просто эмоции, но всё же...

Олег Гонтарь (16.11.2023 в 13:55)
Савельев (16.11.2023 в 11:05)
Очень жаль, что место встречи изменить нельзя - Лоре и Сандре в финале бы встретиться.
 Оба имени знакомы, и до начала передачи была уверена, что проголосую за Лору, но начала не с прослушивания, а с чтения подборок, и стихи Сандры меня просто покорили. Они тяжеловаты на слух, но с листа воспринимаются совершенно иначе. Стихи для тех, кто любит не только получать удовольствие, но и думать.

Лина Маго (16.11.2023 в 10:13)
Мне кажется, здесь встретились «равновеликие» авторы.  У Лоры нравится внятность и удобочитаемость, которых далеко не все достигают с возрастом и опытом.  Тесты Сандры требуют напряжения.  Тем больше удовольствие от разгаданных ребусов.  Отдаю голос коллеге-экономисту.  :-)

Геннадий Казакевич (16.11.2023 в 08:04)
Дельфи Нео (16.11.2023 в 03:41)
У Сандры более разноплановая подборка.
 Рада, что она знает много иностранных языков.
Это чувствовалось, когда Сандра вела конкурсы.
Спасибо ей за то, что ее стихи надо расшифровывать.
.
Вопрос к критику про 16 строк был актуален.  Нельзя писать бесконечные стихи.
Их надо вовремя обрывать.
.
Я родом с Дальнего Востока и (казалось бы) должна была проголосовать за Лору Катаеву.
Но ведь голосуем мы за стихи, а не за людей - так думаю я.
.
Спасибо Ирине Чудновой - она объяснила психологическую составляющую успеха Лоры.

Но я надеюсь на Чудо - вдруг оно произойдет.

Елена Ительсон (22.11.2023 в 15:17)
вот так идёшь по городу.... и лица.... лица.... заснуть бы сегодня....

Александр Сретенский (15.11.2023 в 22:53)

Подпишитесь на канал Литклуб.TV на видеохостинге Youtube, чтобы получать свежие анонсы программ: www.youtube.com/LitclubTV

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие