Просто Сергеич - написанные рецензии

Рецензия на «Минорный настрой» (Бабка Ёшка)

Душевненько получилось и картинка соответствующая. Поздравляю с призовым местом!

лето в деревне
а когда-то был чистым
новый штиблет

:)

Просто Сергеич   23.05.2025 17:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергеич! )))

здесь вам не Рио
в белых не ходят штанах
сельские денди
. . . ☺ . . . ☻ . . .
С улыбкой – Наташа.

Бабка Ёшка   24.05.2025 18:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Итоги 51 конкурса ЛС. Равновесие в хайку» (Маллар Ме)

Было интересно. Спасибо Татьяне за организацию конкурса и всем участникам за оценки и комментарии.

Просто Сергеич   04.05.2025 13:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование 51 - ЛС. Равновесие в хайку» (Маллар Ме)

Вот мои субъективные рассуждения и оценки. Прошу простить если я чего-то не понял или понял неправильно.

1) утро рыбака - / на розетке примулы / льдинками роса
Киго есть. Примула растет по берегам рек и ручьев и цветет летом. Рыбак утром ее вполне может увидеть. Картинка красивая, но не понимаю идеи. Почему утро именно рыбака? Мне часто доводилось бывать на рыбалке, и утро точно начиналось не с созерцания цветов… Льдинками роса – метафора и авторское мнение.
6-3
2) Снег в апреле, / Кружит белая метель / Все вокруг мертво.
Киго – апрель. Открытым текстом. Остальное сплошное авторское повествование. Про снег в апреле верю. Все вокруг мертво – авторское, наводящее жуть утверждение.
3+2
3) ветка мимозы / первое свидание / у валежника
Киго есть. Весна. Первое свидание в лесу у валежника? Наверное, бывает. Кто-то пошел в лес за валежником и увидел ветку мимозы. Первое свидание – авторское утверждение.
7-4
4) зёрнышко риса / на раскрытой ладони — / ростки под снегом
Ростки под снегом это вроде киго. Кто-то, зачем-то положил на ладонь зернышко риса и пытается рассмотреть под снегом ростки. Удачи ему!
7-4
5) палая листва / на бобровой плотине- / пологий берег
Палая листва – листва, которая уже упала. Это может быть конец осени, малоснежная зима, весна… Даже летом можно увидеть прошлогоднюю палую листву. Возле пологого берега реки плотина бобра, а на ней лежит опавшая листва. Скорее всего, это поздняя осень. Талыми водами и весенними ливнями листву с плотины должно было смыть. Картинка вроде реальная, но смысл мне не понятен.
4-3
6) лунное затмение / отражается в воде / прибрежный камыш
Верю автору, что киго есть. Про Луну в хайку много чего написано. Лень искать в тырнете. Прием общей второй строки позволяет увидеть в воде отражение Луны и камыша. Картинка красивая. А вот что этим хотел сказать автор - я не понял.
7-4
7) храм на пригорке / ветки пушистой вербы / раздаёт старик
Вербное воскресенье. Картинка вполне понятная и реальная.
9-5
8) спелая вишня / взвешивает продавец / собственный палец
Киго есть. Картинка понятная и реальная. Продавец – нехороший человек!
7-4
9) трогает солнце / орнамент на скорлупе / огарок свечи
Орнамент на скорлупе – намек на Пасху. Праздник закончен. Наступил новый день. Свеча догорела, а от крашеных яиц осталась лишь скорлупа. Вот только солнце должно светить, а не трогать. Метафора, однако!
7-4
10) Ржавое ведро – / лепесток черёмухи / плавает в воде.
Киго есть. Действие происходит в сельской местности. Только вот где находится ржавое ведро – не понятно.
7-4
11) Чашечка сливок. / Скольжение тени. / Кошка крадётся.
Киго я не увидел. Мысль понятная. Кошка хочет несанкционированно отведать сливок. У меня тоже была идея на этот счет. Но это явное сэнрю. )
4-3
кошка линяет
на полторы сардельки
поправив свой вес

12) пикник у реки / облако пыльцы вокруг / цветущей ольхи
Пыльца ольхи – киго. Весенний пикник. Надеюсь, что у участников нет аллергии.
6-4
13) птенцы под крышей – / на парапете моста / свадебный замок
Птенцов можно засчитать за киго. Вешать замок на перила моста во время свадьбы – стало народной традицией. Только вот какая крыша может быть в районе моста – не совсем понятно. Идея понятная, но картинка у меня не складывается.
6-3
14) Весна поет : / Пруд еще не растаял / Лягушачий концерт.
Киго открытым текстом. Авторские утверждения и метафоры видно, но картинка не складывается. Если верить Интернету: «Первую пробу голоса самцы озёрной лягушки делают, после выхода из зимней спячки, когда вода днём прогревается до 14-16°C, обычно это происходит уже в конце апреля». Очень сомнительно, что лягушки начнут свои брачные игры на льду. Хотя, сейчас всяческие аномалии бывают…
4-2
15) черепки горшков / вдоль цветущей рабатки / скачет ребёнок
Цветущая рабатка – киго. Рабатка – прямоугольная клумба. Не совсем понятно, какие именно цветы на ней цветут? Но почему бы и нет? Ребенок скачет вдоль клумбы. Это понятно и логично. Но откуда там взялись черепки горшков? Специально пересмотрел кучу картинок с рабаткой. Цветы на ней высаживаются в грунт, и горшки там не нужны. Скачущий ребенок сродни стихийному бедствию. Но осколки горшков… Кто-то битой керамикой вымостил дорожку возле рабатки? Ребенок перебил все горшки в доме и скачет вдоль клумбы? Посуда бьется к удаче, и веселый ребенок – это позитивно. Идея интересная, но что-то не складывается.
7-4
16) трогает кошка / ветку вербы в стакане — / свеча на столе
Ветка вербы в стакане – киго. Пасхальная домашняя зарисовка. Понятно и вполне достоверно.
8-5
17) над тиной пруда / одноногая цапля- / цветет ольховник
Цветение ольховника – киго. Картинка понятная, но покалеченную цаплю жалко.
6-4
18) в уличной толпе / мелькает зонт-тросточка- / летнее кафе
Киго открытым текстом. Как в толпе может мелькать зонт-тросточка и как это можно разглядеть? Увидеть зонт над толпой – возможно, но в толпе… Сравнение зонта-тросточки с зонтиками на столиками летнего кафе. Идеи я не понял.
5-3
19) над околицей / сгущаются сумерки / торопится путник
Киго я не увидел. Сгущаются – метафора. Остальное – авторское изложение события.
4-2
20) веточка вербы / пускает первый листок / взгляд исподлобья
Первый листок вербы – киго. Остальное – метафоры, авторское мнение и прочее, чего не должно быть в хайку. Картинка не складывается и смысл непонятен.
3-2
21) Грядка кабачков – / на тарелке пустоцвет, / жаренный в кляре.
Киго я не увидел, но кабачки и пустоцвет… Поверю автору. Явная попытка пошутить в стиле сэнрю, но смысла шутки я не понял.
4-3
22) Буря утихла. / Улыбка сияния. / Север бескрайний.
Киго я не увидел. Остальное – метафоры и авторское мнение. К хайку это не имеет отношения.
2-2
23) мать-и-мачеха / засыпает мокрый снег / цветы у ворот
Очередная природная аномалия. Верю!
8-4
24) метла под снегом – / лепестки первоцвета / блестят инеем
Опять погодная аномалия. Лепестки первоцвета сравниваются с метлой? Возможно. Расцвели первоцветы, а где-то рядом находится метла. И тут выпал неожиданный снег. Такое бывает. Но почему метла под снегом, а на лепестках снега нет и они «блестят инеем»? Что-то не складывается.
5-4
25) Колокольный звон, / Пасхальная неделя / Уже началась.
Киго открытым текстом. Сплошные авторские утверждения. Нет ничего, что можно было бы даже попытаться нарисовать. Увы, это даже не сэнрю. По изложению похоже на № 22.
2-2
26) дикая груша – / трогает пальчиком шип / невестка в гостях
Да… Невестку в дом не пустили. Грустно. Киго я не увидел.
5-3
27) бутон тюльпана / засыпает густой снег — / след от валенка
Снег – вроде киго. Природная погодная аномалия. Бывает. Сопоставление бутона тюльпана с валенком… Забавно.
8-4
28) изогнутый мост / через широкий затон / радуга в небе
Киго я не увидел. Сравнение радуги с изогнутым мостом интересно. Красиво
7-3
29) в городском парке / берёзовые почки- / перекидной мост
Березовые почки – киго. Связи парка, почек и моста я не понял.
6-4
30) лепестки в камнях / отцветает дикий тёрн / вдоль тропы в гору
Отцветает тёрн – киго. Лепестки в камнях, а не среди или между камней – как-то не очень. А так… Природная зарисовка.
5-3
31) По брюхо в воде / медведь с разинутой пастью – / прыжок лосося.
Похоже на медвежью охоту во время нереста лосося. Интересная природная картинка, но идеи я не понял.
6-3
32) Мальчик играет. / Панама в горошек. / Солнце в зените.
Панама – вроде летнего киго. Остальное – просто авторское изложение. Смысла я не понял.
3-2
33) моросящий дождь / падают в размытый след / лепестки вишни
Лепестки вишни – киго. Дождь размыл чей-то след, а с дерева в него прицельно падают лепестки вишни.
8-4

Просто Сергеич   01.05.2025 01:20     Заявить о нарушении
Так в любом хайку будет авторское мнение, ведь его автор сочинил, непонятная претензия.. 🤔

Наталья Радуль   27.04.2025 04:47   Заявить о нарушении
Идея–медведь будет сыт! 😁

Наталья Радуль   27.04.2025 04:48   Заявить о нарушении
Как нарисовать колокольный звон? Например:колокол немного вкось для динамики от него разлетаются музыкальные ноты.. Пасхальная неделя:куличи и яйца, свечи и тд.. 😅

Наталья Радуль   27.04.2025 04:54   Заявить о нарушении
смотря какие яйца

Эдуард Мельник   27.04.2025 13:03   Заявить о нарушении
Крашеные конечно, Эдуард! 🤣

Наталья Радуль   27.04.2025 15:19   Заявить о нарушении
Так что же это такое–перекидной мост? Или подвесной? Или мостки в виде досок через канаву или мелкую речушку, ручей?

Наталья Радуль   27.04.2025 15:21   Заявить о нарушении
Есть такие мостики чтобы подняться на корабль или баржу. Или перейти с одно стороны на другую через ров, как у всех крепостей в древности. Его поднимают или убирают, а когда необходимо перекидывают от одной точки до другой.

Эдуард Мельник   27.04.2025 15:46   Заявить о нарушении
Еще перекидными (навесными)называют мосты висящие на канатах через реку или ущелье. Так, что если будут вопросы интересуйтесь.

Эдуард Мельник   27.04.2025 15:50   Заявить о нарушении
Эдуард! Всё-таки перекидной мост это не постоянная, а демонтируемая конструкция вроде корабельного трапа или крепостного подъемного моста. Постоянные мосты на подвесках, через ущелья, пропасти и т.п., всё-таки принято называть подвесными или вантовыми.

Просто Сергеич   27.04.2025 20:59   Заявить о нарушении
А вот интернет выдает варианты перекидных мостов вплоть до переходов через железнодорожные пути. Выходит тип конструкции значения не имеет. Главное отличие - только две опоры по берегам, отсутствие промежуточных опор.

Михаил Юшманов   28.04.2025 11:50   Заявить о нарушении
)))) Многие только свои знания готовы анализировать. Остальное они не считают правильным.
Любой мост, перекинутый с одного берега на другой и не имеющий других опор может считаться перекидным. И это не значит, что он временный.

Эдуард Мельник   28.04.2025 12:00   Заявить о нарушении
Считать можно что угодно и как угодно, особенно если посмотреть подписи под рисунками в Интернете. Но не буду спорить: «Многие только свои знания готовы анализировать. Остальное они не считают правильным.»
Мои знания вполне могут быть неправильными и субъективными, хотя когда-то я заканчивал МИИТ по специальности «Мосты и тоннели».)))

Просто Сергеич   28.04.2025 12:44   Заявить о нарушении
Сергеич, а ты работаешь по какой специальности?
Ты путаешь технические термины с названиями из народа?
Перекидным скорей всего официально не называют ни один мост.
У каждого есть своё техническое название.
Но вот даже дощечка через ручеёк - это уже перекидной мостик.

Эдуард Мельник   28.04.2025 13:34   Заявить о нарушении
Работаю я с 1988 года в ТОИС (тоннельно-обследовательской испытательной станции) Московского метрополитен. Наша контора отвечает за эксплуатационную надежность всех зданий и сооружений, находящихся на балансе метрополитена. Это не только тоннели и притоннельные сооружения, но и наземные здания и мосты. Когда что-то где-то нехорошее случается или должно случиться, то вызывают нас. Наша задача: оценить техническое состояние объекта, зафиксировать дефекты и повреждения, установить причины их возникновения, разработать рекомендации по их устранению и написать умный отчет начальству. Вот как-то так. )

Просто Сергеич   28.04.2025 13:55   Заявить о нарушении
И кстати, "...две опоры по берегам, отсутствие промежуточных опор..." - это не перекидной мост, а однопролётный. )

Просто Сергеич   28.04.2025 14:04   Заявить о нарушении
Сергей, а не одно ли и о же? Технический термин и бытовое название. Хайку не научная диссертация и не технический проект.

Михаил Юшманов   28.04.2025 14:11   Заявить о нарушении
Михаил, ты же сам начал говорить про опоры и различные конструкции. Вот у меня и взыграло технарское нутро старого ехидного тоннельного крыса. )
Технический термин и бытовое название это не одно и то же. Но если отвлечься от конструктива и просто порассуждать, то в самом слове "перекидной" все уже заложено. И техническое и простонародное.
1. (техновариант) Это некая временная мобильная конструкция для перехода через некое препятствие, которую можно перекидывать, поворачивать, поднимать/опускать или выдвигать/задвигать. Ее назначение обеспечивать временный проход в развернутом (переброшенном) положении и прекращать его после приведения в исходное (собранное) состояние. Как я уже писал, это могут быть корабельные трапы, крепостные мостики через ров или между стенами, некие временные строительные подмости и т.п.
2. (простонародный вариант) Это некая простейшая конструкция, которую можно перекинуть (перебросить вручную) для преодоления некого препятствия. Например, поставить "на попа" бревно и уронить его на противоположный берег оврага, ручья или какой-нибудь канавы. Если уронить (перекинуть) и уложить параллельно пару таких бревен с берега на берег, то это и будет перекидным мостом. После этого перекинутые бревнышки можно закрепить вбитыми клиньями и (или) связать веревкой или проволокой, чтоб не расползались. Перекидной мост готов! Потом можно на нем сделать настил из досок или толстых веток и даже прикрепить какие-нибудь перила. Примерно то же самое можно сделать, перекинув через препятствие прочную веревку. Тогда получится веревочный мост.
В любом случае такие перекидные мосты можно устанавливать только через очень небольшие препятствия. Расстояние от берега до берега должно быть не больше дальности броска человеческой рукой или длины бревна. Что-то около 10 метров или даже меньше. Если перебросить через овраг длинное бревно, то оно начнет прогибаться и потребуются дополнительные опоры.
В случае с парком в № 29 может быть только вариант № 2, т.е. пара бревнышек, переброшенных через небольшой ручеек или овраг.
Вот как-то так. )

Просто Сергеич   28.04.2025 18:17   Заявить о нарушении
Сергеич,при всем твоем знании темы мостов, как это влияет на качество конкретного хайку?
ХАЙКУ НАПИСАНО ПРАВИЛЬНО:? Ошибок нет?
Или название, которого нет в техдокументации метростроевца, повлияло на качество.
Если повлияло, тогда у меня претензии ко всем хайку где упоминаются любые названия цветов, деревьев и т.д., ведь у них у всех есть технические общепринятые названия:
Cydonia oblonga - Айва обыкновенная
Convallaria majalis L. - Ландыш майский
Juglans regia - Орех грецкий
Вот как-то так...

Эдуард Мельник   28.04.2025 18:59   Заявить о нарушении
А вообще мне нравится, что хоть одно хайку вызвало столь бурное обсуждение. Значит в нем что-то есть.А перекидной мостик вызвал кучу ассоциаций.

Эдуард Мельник   28.04.2025 19:06   Заявить о нарушении
Сергей, полностью согласен. В парке что-то простенькое, чисто пешеходное. А про опоры - так меня самого постоянно тянет на технические термины. Эдуард точнее выразился - перекинули, вот и перекидной. А временный или постоянный... Кинули три бревна, прибили две доски до лучших времён, а времена не приходят. Построили на века, а паводок снёс...

Михаил Юшманов   28.04.2025 19:06   Заявить о нарушении
Эдуард! Я ужасно извиняюсь, но обсуждение разных типов мостовых конструкций здесь не я начал.)
Что же касается самого хайку, то я уже высказал свое мнение. На мой личный взгляд, формальных нарушений нет, но что хотел сказать автор я не понял. Можно, конечно же попридираться насчет лишнего уточнения "городской" и зачем учтонять, что мостик именно перекидной, что почки указаны отдельно от берез, посчитать количество прилагательных и поискать скрытые рифмы... но это и без меня уже сделали. )

Просто Сергеич   28.04.2025 19:36   Заявить о нарушении
Пжалуй, я немного повышу оценку этому стишу. )

Просто Сергеич   28.04.2025 19:37   Заявить о нарушении
Мне тут пришел в голову занятный вариант прочтения. Представьте себе, что кто-то сделал в парке мостик из свежесрубленных берез, а они прижились и на их ветках появились почки. Теоретически, такое вполне может быть. )
Вот тогда стиш стиш становится гораздо интереснее. Несмотря на убийственное действие человека (рубка деревьев и строительство мостиков в парке) природа выживает и торжествует!

Просто Сергеич   28.04.2025 19:45   Заявить о нарушении
Сергеич, вот если подумать, то вообще не понятно, что хотел сказать автор в каждом конкретном хайку. Каждый для себя это сам пытается определить. А вот если полностью все понятно, то это плохое хайку. Автор все высказал, уточнил и нам там делать нечего...
Кажется именно так и написано в критериях оценки... Ну, или примерно так)))

Эдуард Мельник   28.04.2025 21:03   Заявить о нарушении
Эдуард! Я считаю, что в хайку должен быть баланс. Автор не должен открытым текстом навязывать свое мнение. Он должен нарисовать словами некую картинку, которой он хочет выразить свою мысль. Намекнуть. Но намек должен быть понятным. Ведь хайку - не конкурс загадок на тему: угадай, что хотел сказать автор?

Просто Сергеич   28.04.2025 21:50   Заявить о нарушении
И, кстати, заданием данного конкурса было:
НАСКОЛЬКО УДАЧНО АВТОРУ УДАЛОСЬ ПРОЯВИТЬ МАСТЕРСТВО ДОНЕСЕНИЯ МЫСЛИ, ОПИСЫВАЯ РЕАЛИСТИЧНУЮ КАРТИНКУ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ТАК, ЧТО ВОЗНИКАЕТ ПОЛНОЕ ДОВЕРИЕ К АВТОРУ. И НИЧТО УЖЕ НЕ МОЖЕТ ОТВЛЕКАТЬ ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД УВИДЕННЫМ.
На мой взгляд, не так уж много работ соответствует этому заданию. Очень трудно нарисовать реалистичную, вызывающую полное доверие картинку, да еще передать этим некую мысль. Поэтому так и тянет изложить все открытым текстом.

Просто Сергеич   28.04.2025 22:01   Заявить о нарушении
Гораздо проще засэнрючить что-нибудь на известную и обсуждаемую тему. Например:

оттепель в Курске
пахнет палёным укропом
корейский салат
:)

Просто Сергеич   28.04.2025 22:07   Заявить о нарушении
А чем пахнет паленый укроп? Аа, дошло, это про укров .. 🤗

Наталья Радуль   30.04.2025 11:36   Заявить о нарушении
А пусть автор расскажет про березовые почки, что она имела ввиду? А может Вы правильно угадали..

Наталья Радуль   30.04.2025 11:37   Заявить о нарушении
Про березку был реальный случай из жизни. Где-то в 20-х числах апреля ставили в лесу палаточный лагерь. При расчистке поляны срубили несколько березок. Часть стволов пошло на стойки для палаток и тентов, что-то на колышки. Обрубленную верхушку одной из березок я ради прикола воткнул в землю недалеко от своей палатки. Через год мы вернулись на это место. С удивлением я увидел, что обрубленная верхушка прижилась и на ней были почки.

Просто Сергеич   30.04.2025 12:14   Заявить о нарушении
Сенрю четкая.
Я вот тоже думал , думал про все эти конкурсы и правила, запреты и прочую конструкцию правописания и решил в мае провести конкурс сенрю без правил.(почти).
Правда одно правило осталось это конструкция 5/7/5

Эдуард Мельник   30.04.2025 13:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергеич! Принято!

Маллар Ме   02.05.2025 00:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конкурс 51. ЛС Равновесие в хайку» (Маллар Ме)

Интересное задание. Что такое равновесие - понятно, я вот что такое "ветренность цветения"?

Просто Сергеич   16.04.2025 20:40     Заявить о нарушении
Разночтимое понятие... Пояснить или сами догадаетесь?

Маллар Ме   16.04.2025 23:24   Заявить о нарушении
Извините! Туповат-с! Но хватило сообразительности задать вопрос. Был бы очень признателен за пояснения. Что такое ветренность цветения и как это можно нарисовать?

Просто Сергеич   16.04.2025 23:47   Заявить о нарушении
Объявление темы - это ещё не само написание хайку, и словосочетание в названии - ещё не текст хайку. Поэтому разбирать его по критериям не стоит. Это первое.

И всё же, как можно нарисовать ветренность цветения? Или ветренность при цветении. Легко!

Летящие лепестки при обильном цветении при порыве ветра.
К человеку это можно тоже отнести. Часто возраст цветения юности сопровождается ветренностью, когда быстро теряешь красоту, она слетает при обманчивых порывах. Так понятно я пояснила?

Маллар Ме   18.04.2025 14:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Итоги конкурса Это было недавно, это было давно» (Юкино Мити)

Спасибо организаторам за интересный конкурс! Поздравляю победителей и всех участников. Было очень много интересных работ. Есть над чем подумать и посмаковать. )

До новых встреч!

Просто Сергеич   15.04.2025 22:40     Заявить о нарушении
Пусть дольше длится приятное послевкусие.)

Наташа Барва   16.04.2025 11:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Это было недавно, это было давно. Конкурсные произ» (Юкино Мити)

Очень интересно. Много чего понравилось. Было трудно выбрать топ-работы и расставить их по ранжиру. Так что извиняйте, если что. )
Особенно удивило, что на конкурсе сэнрю, на мой взгляд, оказалось больше хаечных стишей, чем на иных конкурсах хайку. Даже модного нынче словотворчества я почему-то не увидел.

вязнет луч в пыли
расчердачило тайны
внутрисундучье

С улыбкой,

Просто Сергеич   15.04.2025 00:46     Заявить о нарушении
старый товарищ
прёт изо всех дыр
опилочное нутро
)

Ну наконец-то и Сергеич порадовался.)

Наташа Барва   15.04.2025 10:41   Заявить о нарушении
Просто Сергеич!
Наверно, в конкурсе больше хайку, чем сенрю, потому что шутить не хочется о милых сердцу вещах и о вещах, напомнивших и вызвавших ностальгию по каким-то моментам из жизни.

Иля Костик   15.04.2025 12:12   Заявить о нарушении
Иля, сэнрю не обязательно о смешном, как и хайку совсем не "грустно и о природе".)
Изначально хайку родилось как развлекательный жанр с юмористическим уклоном.
Так что и хайку могут быть с улыбкой, и сэнрю о серьёзных вещах.
По договорённости мы считаем, что в традиционных хайку наличие сезонного маркера или киго обязательно.

Наташа Барва   15.04.2025 12:26   Заявить о нарушении
Наташа!
Ясненько-понятненько.)👌

Иля Костик   15.04.2025 12:32   Заявить о нарушении
Что есть хайку, а что сэнрю – есть немало мнений. Все-таки считается, что сэнрю это упрощенный вариант хайку. В сэнрю не обязательно следует соблюдать строгость хаечных канонов, а сюжет допускает юмор и даже издевку. А вот хайку – должно быть о чем-то серьезном, возвышенном и т.п.
Недавно я отправил такой стиш:

спелые дыни
над овощным прилавком
натянута ткань

Рецензенты усмотрели таки в дополнительных вариантах прочтения юмор и даже эротический подтекст. После чего этот стиш был однозначно классифицирован как сэнрю. Хотя в нем есть киго, 5+7+5 и прочие атрибуты хайку. )

Просто Сергеич   15.04.2025 13:30   Заявить о нарушении
Сергей, ну ведь твой сти провокационный) Ведь писал и думал сразу о двойном прочтении и продавщице овощного ларька.) ("а сам думал про девичью грудь и про ножки под серенькой юбкой")) И это совсем не плохо.
Вот эти 5-7-5 - наглядно на твём примере - в ущерб точности описания.
ну не прилавок, а ларёк. Прилавок как может быть под тканью? А над ларьком бывает натянут тент, чтобы в тени и бахчевые и продавец. Но в прилавке необходимые тебе и правилам 3 слога, а в ларьке - два. Вот и во вред логике идёт кроссвордная система написания по количеству слогов.

Наташа Барва   15.04.2025 14:08   Заявить о нарушении
Наташа! Ларек это что-то вроде домика. Крыша там уже имеется. А вот прилавок на открытом рынке это что-то вроде гибрида стола и ящика. Над прилавками на шестах натягивается тент от солнца или осадков. Так что тут все корректно. А что касается провокации и стёба… то таки да. Имеет место быть. Но очень аккуратненько и не нарушая формальных правил. )
http://ru.pngtree.com/freepng/outdoor-farm-market-stalls_7819897.html

Просто Сергеич   15.04.2025 14:23   Заявить о нарушении
Кстати, а прочтение в этом сти не двойное, а тройное. Прием общей строки очень неплохо сработал. Натянутая ткань, это не только тент над прилавком или блуза продавщицы... Ткань может натянуться гм... на одежде зрителя (зрителей) от созерцания такой спелой красоты. Вот и получается еще один провокационный вариант прочтения. )))

Просто Сергеич   15.04.2025 14:34   Заявить о нарушении
вот видишь, два из трёх смыслов очень даже пикантны. А ты метишь ими рядом с лягушкой басёшной.)
Хотяяяя... вот знаменитое произведение Иссы

Громко пукнув,
Лошадь подбросила кверху
Светлячка.

(перевод Т.Л.Соколовой-Делюсиной)

считается хайку! Ироничным хайку.
Так что вопросы жанрового деления - это вечные вопросы на территории хайкай.)

Наташа Барва   15.04.2025 14:43   Заявить о нарушении
Я тоже считаю, что это хайку. Все варианты прочтения не противоречат, а дополняют друг друга. У метафоры возможно и прямое и метафорическое прочтение, что не противоречит правилам хайку. Мало того, такую картинку можно нарисовать тушью: дыни, прилавок с тентом, продавщицу и зрителя-покупателя с натянутой тканью. С формальной точки зрения – хрен придерешься! Мне кажется, что получился хороший сюрприз ревнителям строгости хайку. Люблю я это дело! )

Просто Сергеич   15.04.2025 15:02   Заявить о нарушении
Я проповедую главенство личности и по-моему если автор прислал стих как сенрю, значит так тому и быть и это прибавляет стиху дополнительный оттенок, т.е как бы автор говорит всем, чтобы рассматривали как сенрю.
По-сути это та же "презумпция невиновности" как и в случае с киго.

Александр Акулинин   15.04.2025 15:06   Заявить о нарушении
Признаки сенрю:

"1.окашими / коккей (滑稽- юмор). Юмор во всех его проявлениях от грубого туалетного юмора через сарказм и иронию до утонченного и высокоинтеллектуального остроумия.
2. каруми (軽み- лёгкость). Если в хайку каруми отностится больше к стилю напсания стихотворения и означает описание простых повседневных вещей простыми повседневными словами, в контексте сенрю каруми также означает отсутствие желчи и горечи, желания оскорбить или осквернить (хотя сенрю в большинстве случаев очень едкие и колкие).
3. угачи (穿ち- вскрыть, копнуть). Дать этому термину точный перевод достаточно сложно. В широком смысле он означает острую сатиру, насмешку, даже издёвку над недостатками как людей, отношениями между ними и людскими поступками, так и политическими устоями, общественной моралью и принципами, а также происходящими в мире событиями.

Киго и объекты природы могут присутствовать в сенрю, но являются второстепенными деталями

В силу того, что коккей и каруми в той или иной степени могут быть чертами и многих хайку, некоторые исследователи жанра выделяют угачи как основной принцип, характерный для сенрю (см. At Wit’s End: Satirical Verse Contra Formative Ideologies in Bakumatsu and Meiji Japan by Anthony Brink, а также работы Arai Akira).

Для Араи Акира конечной целью сенрю является именно угачи, которое обнажает и высмеивает человеческие слабости и недостатки, а также общественные противоречия. Не претендуя на серьёзность, угачи соединяет в себе иронию и сатиру. Концепция угачи опирается на глубокие исторические традиции и использует приёмы,"

аzbuka-haiku.livejournal.com

----------+
То есть, если автор назвал свой стих сенрю, то и ищите в нём в первую очередь вышеперичисленное, а не ваби-саби, ёдзё-мудзё, киго-дрыго.

Кстати я читал, что "примат личности" хайдзина в вопросах классификации собственных произведений принят в хайку-сообществах многих странах и не я это придумал.
)

Александр Акулинин   15.04.2025 15:40   Заявить о нарушении
Александр! Вопрос с киго это вообще отдельная головная боль. Тут и классические японистые сайдзики используются, и современные заморочки... и климатическую зону автора надо учитывать с цветением-созреванием-нерестом-спячкой животного и растительного мира. Иной раз задолбаешься искать в интернете, а потом все равно оказывается, что киго есть а ты его не увидел. Так что тут, действительно, стоит доверять автору.

Просто Сергеич   15.04.2025 15:43   Заявить о нарушении
Доверять автору.

Примат личности влечёт за собой и ответственность автора, у нас же детский сад сейчас: как тётя скажет так и ладно.
Три основные составляющие личности:
Самостоятельно думать, действовать и отвечать за свои поступки.
Если ты выставишь стих невпопад, ты просто прослывёшь профаном, но это будет твоя профанация, а у нас, простите, профанация коллективная.
А потому что как в колхозе никто ни за что не отвечает, всё общее, личность размыта.
Личность это главное, без неё нет Автора с большой буквы "А".
Потому у нас и хайдзинство разобщено, это групповщина, удельщина, междусобойчиковщина, личности нет - стаи, вожаки, джунгли.
Не договоримся мы ни о чём, нет личности - нет субъекта договора.
Хотя это очень удобно - быть всегда за чьей-то спиной.
Тётя(дядя) скажет.

Александр Акулинин   15.04.2025 16:25   Заявить о нарушении
Александр, так можно дойти до полной анархии.
"Я так вижу!" - и пофинг на всё? а как же школы, наработки, правила...
Нет, надо всегда выбирать золотую середину. Следовать правилам (группы, площадки, которые соответствуют твоим представлениям - а тут нужна начитанность и знания, чтобы выбрать) + индивидуальность.

Наташа Барва   15.04.2025 16:56   Заявить о нарушении
Никакой анархии, просто ответственность должна быть индивидуальная как мне кажется.

Так так оно же и есть, я иду то от жизни.
Вы же сами говорите, что в конкурсе сенрю есть хайку, а я просто предлагаю считать, коль уж так авторы распорядились их всё-таки сенрю, может чтобы вас же прикрыть.А ты против.
Ты против, чтобы у тебя в конкурсе не было профанации?
Так я и выкручиваю под тебя, ты просто не понимаешь, что вязнешь в болоте, а я тебе руку подаю.

Александр Акулинин   15.04.2025 17:12   Заявить о нарушении
А я считаю, что если удалось написать хорошее сэнрю с соблюдением правил хайку, то это большой дополнительный плюс.

Просто Сергеич   15.04.2025 18:02   Заявить о нарушении
так, "спасатель", последнее твоё трёхстишие под другой рецкой удалено.
не теряйте контроль, демократия - это не всё дозволено. все шутки ниже пояса не остроумны и пошлы. предупреждение.
голосование завершено. вечером выложим итоги.

Наташа Барва   15.04.2025 18:11   Заявить о нарушении
Угу... Выговор с занесением в почетную грамоту. )
Хотя, действительно, в удаленном сти был перебор.
Юмор ниже пояса может быть интересным и забавным, но меру всё-таки надо знать.

Просто Сергеич   15.04.2025 21:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стихирский календарь» (Просто Сергеич)

Обратите внимание на дату создания этой сэнрюшки! )))

Просто Сергеич   10.04.2025 19:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лепесток Сакуры. Хайку Татьяны Беклемышевой» (Маллар Ме)

Очень печальное известие. Нет слов. Грустно.

луч солнца померк -
ветер уносит во тьму
лепесток вишни

Просто Сергеич   22.03.2025 01:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «мартовский фитнес» (Юкино Мити)

Хороша! Прямо хоть сейчас на бал. )))

Просто Сергеич   04.03.2025 07:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Предчувствие весны. Итоги конкурса хайку и сенрю» (Юкино Мити)

Всех поздравляю с еще одним конкурсом и с наступлением весны! Как всегда, отдельная большая благодарность организаторам Наташе и Людмиле. Было интересно поучаствовать и почитать.
Феврализация зимы отсвирестелилась! Ура, товарищи! )

С улыбкой,

Просто Сергеич   01.03.2025 12:51     Заявить о нарушении
Сергей,просвистели, отсвиристелив, феминизацию зимы))

Ольга Крупнова 2   01.03.2025 14:45   Заявить о нарушении
И тебе спасибо, Сергей, на добром слове и за участие.)

Наташа Барва   01.03.2025 17:56   Заявить о нарушении
Профевралились, но отсвирестелились, предмартанувшись в предчувствиях…

Эля Кан   01.03.2025 21:40   Заявить о нарушении
Пeрeчитaл eщe рaз рaбoты нa пocлeдних кoнкурcaх. Дa... В мoднoм cлoвoкoнcтруирoвaнии чтo-тo ecть. Зaхoтeлocь caмoму нaпиcaть чтo-тo рaдocтнoe и вeceннee в этом стиле.

брaк нa зaвoдe -
oрaльнo вocьмимaртят
пaру тoкaрeй
:)

Просто Сергеич   07.03.2025 07:57   Заявить о нарушении
неологизмы интересны, конечно, но всё-таки надеюсь, что это не станет самоцелью, а будет не столь частым дополнением, приправой. это больше дзапай, нежели хайку и сэнрю.)

Наташа Барва   07.03.2025 08:30   Заявить о нарушении
Тенденция к неологистическому словоконструированию в хайку ощутимо развивается. Надо будет попросить Александра провести статистическое исследование: какой процент работ с неологизмами присылается на конкурсы в последнее время и какой процент таких работ попадает в топ и занимает призовые места. Думаю, что результат будет интересным.

Просто Сергеич   07.03.2025 08:53   Заявить о нарушении
К №66. Перечитал работы и смог удержаться. Теперь вроде можно...

февральская лазурь
впервые раздел
одноклассницу

:)

Просто Сергеич   07.03.2025 09:16   Заявить о нарушении
ох уж эти поэты...
затянувшийся
пубертатный период
)

Наташа Барва   07.03.2025 09:47   Заявить о нарушении
Можно немножко смягчить:

февральская лазурь
подробно разглядел
одноклассницу

:)

Просто Сергеич   07.03.2025 10:04   Заявить о нарушении
" Надеюсь вы Младеновец?
Я дам вам парабеллум!"

Наташ, вот ты опять лечишь всех своим дзаппаем, не могу просто не вмешаться, т.к и сам попадал под твой укол, ещё помнишь ( лав из/ по милки вэю/ вэй до милки).
Я ничего нового не буду говорить, одни цитаты"

"Возвращаясь к Simizy, в своей статье он утверждает, что большинство русских трёхстиший японских жанров это или сэнрю, или дзаппай, и как таковые классические хайку встречаются довольно редко. Не могу с ним не согласиться."
Это Анна Вязьмитинова пишет в своей статье" О бедном дзаппае замолвите слово"
И я не могу с ними обоими не согласиться, более того скажу что русские хайку в совокупности своей все и есть дзаппай.
Ты ищешь дзаппай как часть массива, а дзаппай это как раз целое и выделить его из себя невозможно.
И даже эта мысль не моя, посмотри что Младен пишет в предисловии к своему конкурсу хайку, о приемственности традиций которого, вы упоминаете и в ЮМи:
"у нас не традиционная японская поэзия а русскоязычный нео минимализм
как вариант - панхайку :)
как другой вариант - кохайку :)"

Панхайку, понимаешь, - это дзаппай наш и есть - вся совокупность ( греч. παν-( пан) - весь) русских хайку.
Вы пишете и о приверженности МКХ, так там дзаппай вобще цветёт буйным цветом.
Дзаппай это и недо- и псевдо- хайку, и двух и трёхстрочные верлибры, и хайку с графикой и хайку с рифмой
Так у и нас в ленте все и недо- и псевдо-, и верло- и это здОрово!
Это дзаппай, это фристайл! Вот хоть твой про невиденного ангела.

А ты всё сидишь вот на этом яйце Кощеевом и думаешь там и есть " игла жизни". Нет там её давно, жизнь, она в разнообразии хайку, в в панхайку-дзаппае и есть, который и представлен у нас в ленте. Просто нужно это понимать.
--------

Ещё хочу поздравить всех Снежнодорожниц с Международным Женским Днём!
И пожелать всех возможных благ!

Всех обнимаю, беру подмышки и подбрасываю..( Ну да вы знаете!)
Айгульчик, ты гульчик! Наумчик, ты умчик!
)

Александр Акулинин   08.03.2025 10:42   Заявить о нарушении
Александр, почти всегда согласен с Вами, но не в данном случае. Поэтому поделюсь исключительно своей точкой зрения.
Младен писал о русскоязычном(!) нео минимализме, а не об использовании слов, которых нет в толковых словарях русского языка.
Крысе, козлу, попугаю и вороне "повезло": слова "крысятничать", "козлить", "попугайничать" и "проворонить" имеют в русском языке вполне определенные смыслы, и потому никто не сможет применять их, чтобы игриво попытаться рассказать о криках, издаваемых крысой, козлом, попугаем и вороной. А как быть другим приличным птицам и животным?
Так можно и без Горбачева русский язык потерять...

Арканум Вивум   26.05.2025 21:46   Заявить о нарушении
ЗЫ
Похоже - русский язык уже потерян, раз можно:
- заЩАвелиться;
- контрабасить;
- бадминтонить;
- голубю ворковать прогнувшую голубку...
Это из нового конкурса...

Арканум Вивум   26.05.2025 23:08   Заявить о нарушении
К сожалению в новом конкурсе я не участвую. Замотался и прохлопал время. Сейчас зайду посмотреть.

Просто Сергеич   27.05.2025 05:00   Заявить о нарушении
Да… Защавелилось, контрабасит, бадминтонить, прогнувшую голубку, мурлычет котангенс, обезбашенные, предлетье… Шедевральненько! Как там у классика?

головетвие
одинокоседальщное
черноворонье

:)

Просто Сергеич   27.05.2025 05:25   Заявить о нарушении
Мужчины, как вы серьёзны и осудительны.)
Лёгкий конкурс, начало лета, у авторов желание словотворчества.
Да, многовато для одной ленты, согласна. У кого-то лучше получилось, у кого-то более искусственно. Но.
Владимир, а Вы считаете, как появлялись эти слова - "попугайничать", "крысятничать"? Тоже, очевидно кто-то качал головой и говорил "Не гоже!"
Обходите тогда при оценке и выборе эти произведения.
"Варкалось, хливкие шорьки пырялись по нове...")

Наташа Барва   27.05.2025 06:22   Заявить о нарушении
Наташа, слово "крысятничать" есть в толковых словарях от уважаемых составителей, так что Ваш вопрос к ним. От себя скажулишь / без пробела - умышленно :) /, что в сэнрю или дзаппай я бы это слово при желании "обыграл"...
"Варкалось и т.д." - прикольно на мой взгляд, как и "мурлычащий котангенс" (может так кота зовут, в конце концов!).
Но! В конкурсе хайку и сэнрю такие вольности неуместны, мне кааца...
Вы пишете, чтобы я обходил вниманием те конкурсные, которые мне не нравятся. Так я и обхожу, в результате чего остаётся значительно меньше 10-ти, которые конкурсант обязан выбрать.
Например, на одном из конкурсов я бы проголосовал только за:
*
сходит снег
будоражащий
запах земли
(16 место)
*
холодный фронт
три года
в ожидании весны
(2 место)
*
причем мой постоянный собеседник по хайку тоже выделил именно эти две работы, только поменял их местами на пьедестале.
И что нам обоим делать? Приходится не участвовать в конкурсах площадки. А направить на весеннюю тему у нас было что...
Собственно, о чем спор? Добавьте в название конкурса слово "фристайл" или "джаз", и у злопыхателей вроде меня аргументов не останется. И первое место у "свиристелить" будет абсолютно законным.
Только тогда надо быть готовыми к тому, что среди конкурсных работ исковерКАРканных слов будет все больше, ведь "we want to be champions, my friends!" :))

Арканум Вивум   27.05.2025 12:00   Заявить о нарушении
Я бы написал примерно такое:

игривый ветер
поднимает настроенье
юбка Мэрилин

:)

Просто Сергеич   27.05.2025 14:14   Заявить о нарушении
Владимир, вот цитата с первой страницы конкурса " Юкино Мити"
"Строгих правил и жёстких ограничений для хайку, присланных на конкурс, нет. Более того, одним из рабочих названий страницы нашего проекта было "Хайку в стиле джаз".

Видите - джаз как раз и заявлен!
И так было с момента его основания!

Кроме того стихотворец в своём развитии неминуемо становится словотворцем.

Вот даже глядя на типы стилистических фигур, начиная с логических, через синтаксические и семантические, мы всё равно не остановимся и дойдём неминуемо ещё раз повторяю и до морфологических фигур т.е внедримся в само тело слова и к составлению слов в стих добавим создание(изменение) слов.
А язык это не то что толкуны в словарях прописали, язык это средство общения, если слово понятно, оно и есть язык, пусть даже его и нет в словарях.

Владимир, нельзя забывать и про важность остраннения в поэзии.
"Остране́ние — литературный приём, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 году.
Остраннение — литературный приём, заключающийся в представлении известных вещей(слов) в необычном виде, чтобы вызвать новое восприятие и глубокое осмысление."

Вот приведнное вами слово " защавелилось"
Ведь понятно же что на грядке взошёл щавель, кроме того это слово "защавелилось" созвучно слову " зашевелилось" - ну правильно зимой на грядке снег лежал, никакого шевеления, а тут " защавелилось" - сама жизнь пошла. И как много этим сказано, а всего лишь поменяли " ше" на " ща". Вот выйдя из автоматизма восприятия мы пришли к глубокому осмыслению.

Не спешите всё отметать, может что ещё и пригодится.

Александр Акулинин   27.05.2025 15:07   Заявить о нарушении
Александр, услышал Вас.

Арканум Вивум   27.05.2025 16:19   Заявить о нарушении
Владимир, если правила нашей площадки Вас не устраивают - есть множество других площадок. И на стихире, и в вк, и в Телеграм канале Критика хайку, и зарубежные, где регулярно проводятся конкурсы (почитываете же?). Если и эти площадки Вам поперёк - остаётся одно - создать собственную конкурсную площадку и уж там можно будет писать и судить по принятым Вами с товарищем по хайку правилам и ограничениям. В чём проблема-то?) А нас устраивает та, которую мы создали.

Наташа Барва   27.05.2025 18:51   Заявить о нарушении
Наташа, такая площадка, о которой Вы пишете уже существует, поэтому - ну никаких проблем у меня в мире хайку :)
Намекаете, чтобы я туда и отправлялся? Что, я так сильно лично Вас раздражаю? Так не посылайте мне на эл.почту приглашения принять участие в конкурсе, я к вам и не приду... Логично?
Почитываю ЮМ или нет? Очень редко почитываю. И зашел-то в этот раз, по незначительному делу, касающемуся той самой упомянутой мной площадки,.. Тут и набрёл случайно на рецензию, прочитав которую не удержался. А удержаться, видимо, стоило... Но не смог: холерик я, понимаешь :)
Так что, Наташа, приглашаете в гости - терпите гостя; не можете терпеть - не приглашайте. Иначе как-то странно получается, мне кажется...

Арканум Вивум   27.05.2025 19:46   Заявить о нарушении
Владимир, так отпишитесь от рассылки, если Вам не интересно.)
У нас автоматически рассылается всем авторам, кто хоть однажды участвовал.
Вы лично не вызываете у меня никаких эмоций - ни положительных, ни отрицательных, так что мне всё равно по поводу Вашего присутствия на площадке.
А так, конечно, читайте - часто бывают и интересные комментарии, и хорошие хайку, и теоретические выкладки. Это полезно.

Наташа Барва   27.05.2025 20:59   Заявить о нарушении
Александр, спасибо за беседу.

Арканум Вивум   27.05.2025 22:32   Заявить о нарушении
А вот я считаю, что русский язык и так достаточно богат. Словотворчество, на мой личный взгляд, допустимо когда нет синонимов или других слов. Но это лишь мое личное мнение. А насчёт "щавелевепрорастания" в хайку и сэнрю... я промолчу.

Просто Сергеич   27.05.2025 23:49   Заявить о нарушении
Сергей, ну а что тут спорить - согласна, всё хорошо в меру. Если неологизм или метафора органично и дополняюще вписывается в текст, несут какую-то роль, расширяют смыслы - то почему нет? В каждом отдельном случае надо смотреть индивидуально, главное - в меру и со вкусом.

Наташа Барва   28.05.2025 07:50   Заявить о нарушении
Дело в том, что авторы специально стараются использовать неологизмы, метафоры, прямую авторскую речь и прочее. Это на их взгляд нормально и позволяет стишам выделиться на общем фоне. Тенденция, однако!

старопрудие
отплюхплюхана тишь
жабопрыганьем

:)

Просто Сергеич   28.05.2025 08:34   Заявить о нарушении
вот видишь, какая мощь получается - сродни Велимиру нашему Хлебникову.)

Наташа Барва   28.05.2025 08:51   Заявить о нарушении