Конкурс 51. ЛС Равновесие в хайку
Это может показаться странным, но мы начнём с необычной цитаты. Вспомним, что в эти дни так или иначе вспоминают Иисуса Христа, а он оставил нам прекрасное наследие цитат и жизненных принципов. Вот что он говорил своим последователям (Матф. 11 глава. Библия. СП): "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко." Слово "иго" может смутить, на самом деле речь идёт о ярме, приспособлении для ношения тяжести или ноши. Видимо, как сын плотника на Земле, он привёл наглядный пример потому, что многие знали его как плотника, и неплохого. Ведь именно этим он занимался до 30 лет, послушно продолжая семейное дело.
На Руси было коромысло для ношения воды, оно тоже должно было быть удобным, потому что им легко владели даже девицы. И оно было устроено так, что важно было сохранять равновесие. Какое же равновесие желательно сохранить в хайку, чтобы его было легко читать и возвращаться к прочитанному? Чтобы это было не смешно, не вызывало сочувствие, а наоборот, приносило умиротворение и спокойствие, приводило к созерцанию и размышлению. Ведь жизненный путь длинный. Через него мы проносим многое, приобретая опыт, которым делимся, когда пишем свои пейзажные зарисовки сезона, взятые из жизни.
Итак, первое, что необходимо - ДОВЕРИЕ. Чтобы читатель прочитал и сказал: "Верю". Недаром мы вспомнили Иисуса Христа. Всё, что он делал и о чём говорил, было убедительно, хотя часто иносказательно, в наглядных примерах. А они непременно были взяты из жизни!
На протяжении последних конкурсов часто возникали вопросы к авторам хайку по поводу правдивости. Иногда, правда, авторы не выдерживали анонимности и бросались защищать свои тексты. Вспомним два текста с прошлого конкурса, которые вызвали особенно бурное обсуждение:
праздник фонарей
пояс Илона Маска
сияет в небе (автор Ирина Жукова-Каменских)
стайка снегирей
в заиндевелом саду
роза под банкой (автор Шик Арина)
Если во втором случае автор пишет из личного опыта, в первом - явно фантазия, потому что увидеть это одновременно в звёздном небе да ещё в конкретный праздник фонарей мало вероятно, не говоря уже о том, что даже если бы это было возможно, при свечении множества фонарей мало что заметишь в небе. Но об этом много было сказано в обсуждениях, не будем повторяться.
Во втором случае, возможно, помешало слово "роза". Что значит роза под банкой? Возможно, садоводы так говорят. Но у нас ассоциации - скорее роза в банке, а не под банкой. И поэтому представить было трудно, что вызвало много ненужных вопросов и возникло недоверие к автору.
Уход от банальности требует оригинальности, но именно она часто расставляет свои ловушки. Наше коромысло или ярмо становится неудобным для читателя, происходит перекос, нарушается равновесие. И поэтому важно - с одной стороны описывать, что ты сам видел и знаешь из собственного опыта, а потому делишься чувствами и размышлениями на эту тему и т.д. С другой стороны, в сжатой форме информативно доносить это так, чтобы тебя поняли, о чём ты говоришь, что имеешь в виду. Не должно возникать нежелательного разночтения, при возможных дополнительных прочтениях на втором плане. Первый план должен быть ясен, как солнечный день, не должен смущать, вызывая ненужные вопросы.
Итак, во главу угла ставим свой опыт и мастерство лаконизма донесения мысли. Каждое слово, как всегда, стоит на своём месте и незаменимо. Поэтому должен быть чёткий замысел, озарение - как возникновение самой идеи. Если всего этого нет, ждите. Должно появиться. Если ружьё упомянуто в начале пьесы-замысла, оно выстрелит, но не сразу. Размышляя об этом и о том, наблюдая за явлениями природы, делая заметки, прогуливаясь на природе, подмечая особенности сезонных различий, вспоминая интересные моменты и картинки, обязательно всё должно получиться!
================
Итак, дорогие друзья, давайте на этот раз особо поработаем над равновесием в хайку, когда ничто не смущает и не портит впечатления, вызывая недоверие к автору. И пусть в хайку всего лишь 17 слогов, каждый слог, каждо9е слово будет неслучайным и точно на своём месте, и произведут такой эффект, что кто-то, возможно, скажет: "Почему мне самому не пришло такое в голову!" Взятая из жизни картинка, зарисовка, будет иметь только необходимые черты, которые позволят воображению достроить недостающее. И это диалог автора с читателем. Это сотворчество, основанное на полном доверии!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса «РАВНОВЕСИЕ В ХАЙКУ»:
1. Написать ДО 3-Х ХАЙКУ по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО АВТОРУ УДАЛОСЬ ПРОЯВИТЬ МАСТЕРСТВО ДОНЕСЕНИЯ МЫСЛИ, ОПИСЫВАЯ РЕАЛИСТИЧНУЮ КАРТИНКУ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ТАК, ЧТО ВОЗНИКАЕТ ПОЛНОЕ ДОВЕРИЕ К АВТОРУ. И НИЧТО УЖЕ НЕ МОЖЕТ ОТВЛЕКАТЬ ОТ РАЗМЫШЛЕНИЕМ НАД УВИДЕННЫМ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё. Мир человека - это не просто поздравительная открытка! Она должна быть взята из жизни и быть уникальной в своём роде, должна быть информативной. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов желательно, но НА ВТОРОМ ПЛАНЕ, и совсем не обязательно. Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте, в свою очередь, тоже вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ПРИЁМЕ РАБОТ ВЕДУЩАЯ КОРРЕКТНО БУДЕТ ПОДСКАЗЫВАТЬ, но только по просьбе автора. Все заявленные работы на конкурс будут приняты. Времени будет достаточно, всегда можно, резервируя место, поработать над уникальностью текста. Править свои тексты можно после отправления работ на почту. Ведущая примет правки и замены текстов неограниченное количество раз!
Для настроения рекомендуется тема «ВЕТРЕННОСТЬ ЦВЕТЕНИЯ», но совсем не обязательно.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
ВНИМАНИЕ! Текст хайку в количестве от 1 до 3 (!) от каждого автора присылайте НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
ignattur@gmail.com
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.
Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) Стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) Не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
25) Присутствие человека, косвенное или прямое, должно быть обязательно. Но ничего не должно быть слишком. Полная гармония между человеком и окружающим его миром в пейзаже конкретного момента сезона.
26) На контрасте обстановки видим что-нибудь одно (иначе взгляд будет рассеиваться). Избегаем слов во множественном числе
27) желательно брать зарисовки из жизни, личного опыта, а не из головы, чтобы вам доверяли читатели
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur
С 33 по 50 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ ДО КОНЦА МЕСЯЦА АПРЕЛЯ 2025 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________
Принято на данный момент: 30 хайку.
Принимаю только неопубликованные хайку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №125041307787
Маллар Ме 24.04.2025 02:03 Заявить о нарушении