Сергей Ростовъ - написанные рецензии

Рецензия на «Легенды - часть неправды» (Михаил Гуцериев)

В этой стихотворной форме - рубаи, творил когда-то великий мудрец Омар Хайам. И именно этот стихотворный канон нашел своё продолжение в творчестве поэта Михаила Гуцериева.
Интересен и отнюдь не случаен выбор поэтом этой формы. Она безусловна едина, традиционна и канонична, да по-другому и быть не может. Но именно форма рубаи даёт поэту возможность не только кратко и эффектно выразить свою мысль, но, зачастую, ещё и выстроить цепочку ассоциаций с основным посылом четверостишия. И, что важно, при этом не нарушая канона двух бейтов, но свободно играя с классической формой рифмовки. Примером этому служит первое же рубаи:

«Молитва всякая, на всякий случай.
Живущий по желанью – паразит.
Раб любит покаяние покруче,
Безвольный за судьбою семенит.»

Конечно, некоторые откровения поэта могут выглядеть не бесспорными, но это только на первый взгляд. Возражения могут вызвать слова первой строки. Как и ещё одна строка из другого рубаи: «Молитва - грешнику на час заплатка»… Но ведь, по здравому размышлению, это истинная правда… Мне не стоит здесь углубляться в различие веры и религии - этот вопрос каждый должен решить для себя сам… И ведь, собственно, автор и добивается этого своими строками, заставляя своего читателя размышлять, намеренно «провоцируя» его на раздумья… И это относится ко всем рубаи, опубликованным в данном сборнике.

В основе рубаи Михаила Гуцериева лежат его нетривиальные размышления, к тому же, как мне кажется, напитанные лёгким привкусом своего времени. В них он затрагивает и осмысляет не только практически все моменты человеческого бытия, но также и самые разнообразные аспекты поведенческих паттернов людей сегодняшнего дня.
Эти рубаи написаны на стыке классики и современности, что вкупе с оригинальным поэтическим языком, делают это направление в творчестве Михаила Гуцериева исключительно интересным.

Его рубаи всегда остроумны, но иногда и язвительны, они мудры и философичны, но ни в коем случае не заумны. Они не банальны и не звучат как прописные истины. Они собирательны, и до известной степени общи всем людям, но по сути они очень точны, и в большинстве своем адресны.

Спасибо автору за этот прекрасный сборник рубаи - великолепных стихотворных афоризмов!

Сергей Ростовъ   30.07.2022 08:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Осень под ногами на подошве» (Михаил Гуцериев)

Это размышления поэта Михаила Гуцериева о себе, о своей любви, о своей судьбе. По сути, это произведение на стыке любовной и философской лирики. Даже достаточно традиционное, жанрово-стилистическиое обращение поэта к осени, по прочтении строк
«Осень под ногами на подошве.
Мысли по себе и ни о чём…»
превращается в абсолютно необычную исповедь. Где с одной стороны «Я безвинно от любви пощусь», а с другой «Страсть по стуже ходит босиком»; И становится понятно, что это совсем не традиционное подведение итогов земного бытия, а всего лишь констатация факта -
«В уйме жёванных людских желаний,
Стал на время точно поскромней».
Где сожаление о том, что «Времени на край совсем впритык» совсем не свидетельствует о его отсутствии, а наоборот -
«У желанья силы не стареют,
Оставляю в прошлом ложный стыд»

В моём понимании, значение строки поэта «На запястье острым семь отметин» - это семь смертных грехов, коим подвержен отнюдь не только он, а весь род человеческий. Но суметь признаться в этом способен только сильный духом человек. И пусть «Душу кратно леденит Борей», поэт ,на самом деле, не очень боится этого холодного северного ветра, ведь, по словам поэта «Солнце затевает перекур», всего лишь…
Я смысл этих строк понял так, а не иначе. И гадать более не буду, ведь у числа «семь» столь много смыслов и значений, от религиозных до нумерологических… Да, и мифология о Борее тоже очень интересна...

Язык произведения прекрасно охарактеризован самим поэтом:
«Правда, изощряясь в лексиконе,
Объясняет азбуку любви»
Это, действительно, красивое произведение. Его словесная палитра столь богата и разнообразна. К примеру, как точно автором найдены редко употребляемые в поэзии слова - «ерошить» и «корёжить». А ведь они придают настроению стихотворения особый, не высокопарный, а немного просторечный шарм. И это очень характерно для поэта Михаила Гуцериева, который всегда, в каждое своё произведение закладывает не только смысловую, но и словесную «изюминку».

Ещё хочу отметить две великолепные строки поэта «Слёзы прожитых не мной потерь» и «По осенним бесконечным лужам». Даже, вырванные из контекста стихотворения, они не теряют своей силы, образности и афористичности.

Спасибо за прекрасные строки и удовольствие от их прочтения!

Сергей Ростовъ   22.07.2022 11:56     Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за содержательный отзыв - прочёл его с неизменным интересом. Осень, действительно, часто является символом уходящей жизни, связана с мыслями о прошлом, о неизбежности смерти. Но, как любой символ, образ осени многозначен и даже философских смыслов, раскрываемых в поэзии, у него множество. Так в «Осеннем вечере» Ф. Тютчева или в трёхстишии М. Цветаевой «Осень. Деревья в аллее - как воины» обнаженность осенней природы подчёркивает присутствие Бога на земле. В «Осени» А. Пушкина и в «Закружилась листва золотая» С. Есенина она - символ гармонии души, а в «Бьют часы, возвестившие осень» Б. Ахмадулиной или «Будь спокойна» И. Северянина - любви.

Вы правильно поняли смысл строки «времени на край совсем впритык». Осознание ценности каждой минуты, острейшее ощущение жизни и свободы - вот близкое мне чувство «осени». Вы сами прекрасно пишете о времени:

Время имеет срок годности, но
Важен не месяц и год
Время как будто колёса в кино
Крутится наоборот. («Время имеет срок годности»)

Разделяю также Ваше мнение и по вопросу лексики. Как заметил А. Пушкин в уже упомянутой «Осени», «читатель мне простит невольный прозаизм». Ведь неслучайное, осознанное использование разнородной лексики всегда привлекает внимание и придаёт поэтическому тексту особый смысловой вес.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   28.07.2022 14:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оставим ревность в дураках» (Михаил Гуцериев)

Весьма чувственное произведение. Оно наполнено прекрасными метафорами и афоризмами, которые являются подлинными украшениями не только этого стихотворения, но и творчества Михаила Гуцериева в целом.

Ведь ревность, действительно, как «заноза в сердце - пополам». Она рождена любовью, которую поэт очень тонко и точно охарактеризовал как «…на двоих одна петля», что вряд ли подлежит сомнению…

Автор как истинный «…лжи двуликой сердцеед» утверждает - «Бледнеют чувства без любви», особенно та самая ревность. Безусловно, что это чувство поэту до боли знакомо.
И именно потому, что «У счастья чувства коротки», и звучат слова - «Оставим ревность в дураках». В конце концов зачем губить своё счастье?

Всё постигается и остаётся на «На чердаке усталых дней». Это прекрасная поэтическая находка. И она могла бы свободно послужить канвой ещё одного поэтического произведения. Но, автор щедр на свои идеи и мысли...

Это произведение написано в особом, уникальном, «фирменном» стиле поэта. Не узнать авторство Михаила Гуцериева невозможно. Даже, по отдельно взятой строке - «Бедовый грех витых страстей», можно безошибочно определить автора. Так больше не умеет писать никто. Да, и завершается стихотворение, столь свойственным поэзии Михаила Гуцериева, двойственным выбором - «Поверь, не жди меня, не верь»…

Сергей Ростовъ   20.07.2022 13:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за содержательный отзыв, за соразмышление о двойственности выбора. Жизненные дилеммы даются нам не просто, ведь этический выбор не имеет очевидного решения. Конечно, не каждый выбор онтологически глобален, как гамлетовское «быть или не быть». Но в трудностях бесконечного выбора и состоит наша жизнь:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя. (Юрий Левитанский)

Сергей, недавно услышал Вашу новую песню «Moet & Chandon». Она мне очень понравилась. Надеюсь скоро она зазвучит на федеральных радиостанциях.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   27.07.2022 14:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Было время...» (Константин Трошин)

Да, тут целая дискуссия, спор... Даже, я бы сказал, научный диспут.
Рецензент явно стоит на позиции Гашековского фельдкурата Отто Каца "Употреблять алкоголь - низменный материализм, а жить следует жизнью духовной". Ну, да и Бог с ним...
А стих прикольный!

Сергей Ростовъ   17.07.2022 08:19     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей! Да, дискутировать по этой теме - жизни не хватит. 😃☝️

Константин Трошин   08.08.2022 04:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Колесо» (Михаил Гуцериев)

Как бы высокопарно это не звучало, но я принимаю это произведение как продолжение откровенной любовной лирики поэтов Серебряного века. Это произведение написано в лучших традициях эротической эстетики интимной поэзии.
Достаточно вспомнить или перечитать «Зимний вечер» Александра Блока, или «Хочу» Константина Бальмонта, чтобы убедиться в этом. А Владимир Набоков своей «Лилит» не оставляет ни капли сомнения.
Конечно, другое время, другой язык, другие нравы, всё немного другое, но суть навечно остаётся прежней - тот самый «жар соблазна»…
Но всё же это произведение Михаила Гуцериева, именно в части любовной лирики, ближе всего к Набокову.
«Сатанеет заря в похотливую ночь», «В сладорадостном лае теней» - именно эти красивые строки поэта ведут к кульминации произведения.
И здесь Михаил Гуцериев не был бы самим собой если бы просто продолжил любовную тему, но всё не так просто…

«В раж вхожу, духарясь, забираюсь в гнездо,
Счастье - узник вселенских страстей.
Получаю постельный шедевр - колесо,
Я сильнее ста тысяч смертей.»

Именно эта строфа представляет для меня наибольший интерес. Она меняет смысл всего произведения. При этом сама сюжетная линия остаётся практически без изменений...

Стоит только вспомнить, что колесо с восемью спицами - это эмблема буддизма, символ мироздания, символ освобождения от сансары - череды бесконечных смертей и рождений, диктуемых безжалостной кармой.
Этот закон о неизбежности судьбы, поэт и разрушает этим самым колесом, определяя отныне свою судьбу не хорошими или плохими поступками совершенными им в прошлой жизни, а самостоятельно, сейчас и сегодня, становясь «сильнее ста тысяч смертей».
И как тут не вспомнить другое произведение Михаила Гуцериева, в котором есть такая строка «Мерило каждого - судьба»…
Потому, как я небезосновательно полагаю, своему новому произведению поэт и дал это название - «Колесо».

Сергей Ростовъ   14.07.2022 22:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв. Сравнение моего стихотворения с лирикой Серебряного века воспринимаю как комплимент - это мой любимый период в русской поэзии.

И все же я согласен не со всеми Вашими утверждениями. Так, например, сближение «Колеса» с «Лилит» Владимира Набокова представляется мне спорным. При откровенном эротизме набоковского стихотворения оно написано не столько о любви, сколь о мучительности нереализованного чувства, о сексуальной фантазии и осознании ее греховности. Любовь, в том числе плотская - всегда сила созидающая. Набоков же пишет о разрушающей силе, о подавленном чувстве вины. Об истинной любовной страсти, которую не надо стыдиться тонко и выразительно пишет Игорь Северянин:

Ах, взять тебя и трудно, и легко…
Не брать тебя - и сладостно, и трудно…
Хочу тебя безбрежно, глубоко! …
Прости мой жест, в своём бесстыдстве чудный.
Ведь страсть чиста! …

Вы называете в рецензии и другие произведения: «Хочу» Бальмонта, «Зимнюю ночь» Пастернака (видимо, именно это стихотворение Вы имели в виду, вспоминая про «жар соблазна»). Разделяю Ваше мнение: экспрессивность Бальмонта - это не просто выразительность текста, это особый темперамент художника, душа, открытая страстям, расколотая противоречиями, создающая множественность лиц лирического героя. Откровенность и прямота чувства, выраженного в стихотворении «Хочу», подкупает: есть моменты отношений мужчины и женщины, в свидетели которым не нужны ни Боги, ни люди:

«Уйдите, боги! Уйдите, люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоём».

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   14.07.2022 13:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стрелки часов упрямо бегут» (Вероника Коваль 2)

Видео песни "Стрелки часов упрямо бегут" - http://youtu.be/ie1nSRrJdao

Сергей Ростовъ   24.06.2022 16:35     Заявить о нарушении