Сергей Ростовъ - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Михаил Гуцериев начинает произведение с главного поэтического символа русской осени - клёна. Этот образ встречается и у Сергея Есенина («Клён ты мой опавший…» ), как символ увядания и душевного кризиса, и у Владимира Высоцкого («Клёны выкрасили город колдовским каким-то цветом…), как символ волшебного времени года, тепла и уюта. В своём произведении Михаил Гуцериев неожиданно соединил эти два противоположных образа, два непохожих настроения, два разных состояния души.
Именно этот контраст, это противоречие, этот конфликт и практически полная несовместимость делают это художественное произведение чрезвычайно захватывающим, и создают эффект катарсиса, который Аристотель считал основой любой трагедии.
И в этой связи, я хочу обратить внимание на цветовую гамму стихотворения. Для поэта Гуцериева цвет является не просто декорацией. Прежде всего он передаёт эмоциональную окраску слова, его смысл и глубину. Он использует традиционные осенние цвета - желтый и красный, живописуя пасторальную, умиротворяющую картину милого беззаботного счастья - «солнце на ладошке»…
Очень хочу отметить великолепный образ «месяц голубой», который по мнению лирической героини может подарить ей любовь. Но голубой цвет Луны (или месяца) это всего лишь английское выражение «Once In A Blue Moon», что в переводе на русский означает «После дождичка в четверг» - то есть никогда…
Особую роль поэт отводит рыжему цвету, как промежуточному между красным и желтым: «рыжая осень»,«рыжие реснички», «рыжие сапожки» - образы беззаботного счастья и жизнерадостности … По моему мнению именно этот цвет символизирует сам образ лирической героини произведения. Это девушка-огонь, страсть которой не может погасить даже предательство горячо любимого человека…
В развязке произведения появляются черный («уздечка», как образ смирения и смерти) и белый («фата», как символ чистоты и невинности ) цвета, усиливая трагическую контрастность сюжета.
«Я недолюбила, больше не могу» - вот, пожалуй, ключевая фраза этого произведения…
Не буду касаться самого сюжета произведения. Он весьма тривиален - печальная история любви обманутой женщины. Но всё же подчеркну, что сам сюжет детально и мастерски описан поэтом. Здесь все мужские приемы искушения женщины налицо… Но всё же суть этого произведения не в сюжете, он здесь всего лишь вспомогательный фактор.
Смысл в душевных и нравственных страданиях, которые поэт выразил строками - «Плачет и смеётся осень надо мной», «Плачет и смеётся мама надо мной», «Плачет и смеётся месяц молодой». Я не зря процитировал все эти три строки, потому что этот поэтический приём повторения - эпифора, и позволяет Михаилу Гуцериеву открыть суть обманутого женского сердца. Ей стыдно, что над ней смеются, но не в силах сдержать свои слёзы, она с благодарностью ищет и принимает чужие слёзы и сочувствие.
Очень значима линия диалогов лирической героини со своей мамой, которая искусно вплетается поэтом в фабулу произведения. Опять же - всё просто, но насколько искренне переданы чувства! Как я понимаю , этот диалог и есть дань поэта материнскому сердцу и материнской любви. И как тонко здесь переданы чувства дочери простым приёмом - переходом от слова «мама» к милому детскому слову «мамуля» …
И конечно, невозможно не обратить внимание на заключительные строки произведения:
«Зарыдает вечер, загрустит земля,
Тихо скажет осень: «Я люблю тебя»
Для меня эти строки звучат как «Requiem aeternum dona eis, Dominе»
Спасибо!
P.S. Я очень рекомендую прочитать это произведение не один раз. Вникнуть в ритм и музыку слов. Оно, как хорошее вино - его стоит распробовать и смаковать глоток за глотком…
Сергей Ростовъ 19.10.2025 17:32 Заявить о нарушении
Я считаю, что это весьма значимое произведение в творчестве поэта Михаила Гуцериева. Ведь его лирический герой по сути это он сам. Здесь поэт позволяет читателю приблизиться к пониманию самого себя как личности. Понять, хотя бы в первом приближении, глубинные истоки его характера, поступков, убеждений, систему ценностей… Стоит вспомнить, что основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал - детские воспоминания дают ключ к пониманию поведения взрослого. В итоге он пришел к выводу, что ребёнок - это «отец» взрослого человека… Бесспорно, детские воспоминания навсегда остаются в глубинах человеческого сознания. И я думаю, что именно исходя из этого поэт сделал фактически вторым названием оригинальную дату и место создания произведения «(Написано когда-то и где-то 30 лет назад)». Здесь я нахожу глубокий смысл - ведь это и есть то самое «время узелком», которое упоминает поэт в одной из своих строк…
И для меня очень важно когда произведение позволяет читателю оживить свои собственные самые светлые воспоминания именно о своём детстве, которые он всегда хранит в неизведанных глубинах памяти. Когда оно даёт возможность испытать сладкое чувство ностальгии, вспомнить вновь давно забытые ощущения.
Стихотворение во многом автобиографично, и несёт отпечаток ушедших 60-70-х лет прошлого века. «Брюки-клёш и батник», ириски «Кис-кис», «Песни от Володи: прерванный полёт!»… Оно очень близко ровесникам поэта. Но и для более молодого читателя произведение представляет интерес, как правдивая зарисовка того прошедшего времени. Лично для меня стихотворение сразу навевает мелодии не только, упомянутой поэтом визборовской песни «Милая моя», но и бессмертной битловской «Любовь нельзя купить». Это действительные приметы того славного времени юности.
Произведение содержит реминисценции других ярких произведений Михаила Гуцериева - «В двадцать лет желания богаты», «Возвращение домой» и даже трагического «Дом убит в девяносто девятом». И это показывает, как дороги ему воспоминания о детстве и юности, с каким почтением и нежностью он относится к своим родителям, к своим детям, к своему отчему дому, к своим друзьям и к своей первой влюблённости… И все эти чувства венчает великолепная заключительная строка - «Я живу любовью, память теребя»
Лейтмотивом произведения для меня несомненно явилось название игры «Крестики-нолики», которое часто повторяется в строках произведения. Я думаю, что это иносказание поэта, означающее не что иное, как выбор. Ведь в этой очень простой игре существует более четверти миллиона возможных исходов…
Стихотворение написано ритмичными, короткими строками, каждая из которых описывает отдельное событие в жизни героя. Они читаются, как бы, в такт биению сердца. Парные рифмы помогают строкам врезаться в сознание ярким калейдоскопом воспоминаний, немедленно вызывая у читателя уже свои собственные… Искренность и простота смыслов обезоруживают и подкупают. Это строки от чистого сердца, исполненного неподдельной добротой. Поэтому Михаил Гуцериев и сделал ключевой фразой произведения слова «Я люблю тебя», написанные героем в разные периоды своего детства и юности - «ручкой на ладошке», «мелом на заборе», «острым на скамейке»… И эти слова, написанные «Юностью по сердцу» навсегда остались главными словами в его жизни.
Это произведение занимает достойное место в ряду стихотворений о детстве Гумилева, Бальмонта, Анненского, Рождественского, Асадова…
Спасибо!
Сергей Ростовъ 08.10.2025 20:25 Заявить о нарушении
Вы отметили важность детских воспоминаний как ключа к пониманию взрослой личности — это действительно одна из главных тем моего стихотворения. И мысль о «времени узелком» не случайна, это попытка запомнить, удержать то, что формирует нашу суть, при всём неизбежном течении времени. Спасибо, что подчеркнули связь с теорией Фрейда — это придаёт тексту дополнительный философский и психологический пласт.
Согласен, что повторяющееся упоминание «крестиков-ноликов» — важный символ выбора и множества жизненных возможностей. Эта игра как метафора судьбы, зыбкой и вариативной, даёт больше пространства для размышлений и личных ассоциаций читателя.
Ваше описание ритмики, структуры и эмоционального строя стихотворения помогло мне самому посмотреть на них свежим взглядом, и это вдохновляет не останавливаться на достигнутом. Такие отклики — редкость и большая поддержка для автора.
Спасибо за то, что разместили моё произведение в контексте классиков, чьи стихи о детстве были для меня опорой и примером. Это высокая честь и ответственность.
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 12.11.2025 17:51 Заявить о нарушении
В название произведения поэт Михаил Гуцериев вынес интересную и крайне необычную метафору-символ - «Яркая десница». Словосочетание на первый взгляд достаточно загадочное… Но в сочетании со строкой «Немезида случай заказала», смысл названия становится очевиден - прециозная "божья" кара за легкомыслие. Иначе зачем было бы упоминать богиню возмездия? Да и доминантой этого произведения является строка «Эта встреча крайне роковая». Разительный контраст со строкой другого стихотворения Михаила Гуцериева «Ночной попутчик» - «Эта встреча – глупая случайность»… И это не простые совпадения. Поэт фактически рисует психологические портреты своего лирического героя. И в этом ему помогают сюжеты любовных встреч, вроде бы и однотипных на первый взгляд, но столь непохожих друг на друга. А где ещё, как не в любви, когда «чувства захлестнули», проявляются все черты личности человека - его характер и темперамент, желания и страхи, слабости и пристрастия?
Следует обратить внимание ещё на одну чрезвычайно выразительную метафору-символ «Памяти неведомой глазница». Это действительно по-философски глубоко, а поэтически - это весьма изящно и стильно.
В этом произведении Михаил Гуцериев предстает перед читателем, как поэт, исповедующий именно современный символизм и декадентство. По моему мнению, в своём творчестве он вышел за рамки поэзии «серебряного века», сохранив её основные черты - философские мотивы и символику, но при этом ещё и придав им современное звучание - «прошлое в секунды превращая». Михаил Гуцериев всегда пристрастно относится как к форме, так и к технике стиха. В своём поэтическом творчестве он, как правило, не бежит от реальности взаимоотношений мужчины и женщины. Но старается в своих размышлениях о жизни и любви, как можно дальше уйти от пошлости и мелочности.
Как прелестна и элегантна нежная строка: «Ты улыбкой чувства целовала»! Здесь поэт и сам выступает, как «души отменный обольститель»…
И конечно, невозможно не отметить его бесподобные строки
« … где чувства в тайне
Кру́жатся. И любят в грешном танце
Оставлять на сердце утром раны».
Это, по моему мнению, и есть отражение поэтического мира Михаила Гуцериева - мира страстей, душевных переживаний и большой любви!
Спасибо!
Сергей Ростовъ 23.09.2025 13:37 Заявить о нарушении
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 24.10.2025 10:37 Заявить о нарушении
В этом произведении поэт Михаил Гуцериев выступает, как яркий представитель символизма. Стоит вспомнить стихи «проклятых» поэтов - «Парижский сон» Шарля Бодлера или «Сон, с которым я сроднился» Поля Верлена… Но всё же, Михаил Гуцериев русский поэт и продолжатель литературных поисков старших (Бальмонта, Гиппиус…) и младших (Блока, Белого…) поэтов - символистов. Он точно так же, как и они ищет тайны внутри самого себя посредством исследования чувств и страстей своих лирических героев. Его небольшой, но значимый для определения его творчества, поэтический этюд «Росомаха» полностью соответствует трём главным элементам русского символизма, определённым Дмитрием Мережковским - «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Первая строка произведения: «Мне приснилось сновиденье» - это художественный прием, в поэтической речи называемый плеоназмом. Однако, по моему мнению, в контексте произведения это вовсе не излишество. Стоит вспомнить, что основатель психоанализа Зигмунд Фрейд трактовал сон, как выход подавленных желаний наружу. Поэт описывает читателю сновиденье, позволяя ему понять и показать, что происходит в психике лирического героя без всякой цензуры. Именно этот приём и служит расширению художественной впечатлительности.
Лирической героиней произведения выступает росомаха. В былинах славянских народов росомаха - демоническое существо, обнаженная женщина с распущенной косой. Она по ночам охотится на мужчин, и задушив, высасывает их мозг… Что это, как не зловещий мистический символ?
Хочу обратить особое внимание на бесподобные строки поэта:
«Сердце, бледное от страха,
Распустилось в алый цвет».
Это поэтический шедевр!
С поэтами - символистами Михаила Гуцериева роднит и страсть к музыке, как к самому абстрактному виду искусства, так и к музыке самого поэтического языка. Он, как и Поль Верлен, стремится создать своеобразную мелодию слов, используя разнообразные поэтические приёмы - от аллитерации («Ревность яро рвётся…») и ассонанса («Послушай, Майя из «шанхая»…) до повторов ключевых фраз («Я просто медленно люблю»)…
Что интересно, в этом же произведении поэт даёт краткое. но очень ёмкое определение жанру песни, как искусству: «Песня – строчек вдохновенье / Рифма слёз скупых желёз». Я думаю, что именно такой подход к творчеству и предопределил большой успех многих его песенных произведений!
Не могу не отметить шикарную авторскую строку - афоризм «У любви на счастье спрос».
Это стихотворение по своему сюжету достаточно близко к другому произведению Михаила Гуцериева «Три слова на салфетке», которое лично мне очень дорого!
Спасибо!
Сергей Ростовъ 11.09.2025 13:25 Заявить о нарушении
Вы глубоко поняли образ росомахи: зловещий, роковой и вместе с тем притягательный. Это сильное животное во многих культурах считается священным, несмотря на свой свирепый дух. На мой взгляд, это воплощение страсти – могущественной, коварной, мистической. Рад, что Вы так точно «считали» этот образ в тексте стихотворения, подчеркнув его символический характер.
И, конечно, отдельная благодарность за объемный взгляд на мое творчество, поиск параллелей и внутренних связей между стихотворениями. Я не всегда сам обращаю внимание на эти «скрепы», и для меня они порой являются открытиями.
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 24.10.2025 10:25 Заявить о нарушении
Этим произведением Михаил Гуцериев поддержал некую поэтическую традицию. Стихи от женского лица писали Александр Блок и Сергей Есенин, Игорь Северянин и Борис Пастернак…
Считается, что женские чувства всегда были загадкой для большинства мужчин. Ведь далеко не всем мужчинам свойственна эмпатия. И только поэт может мысленно поставить себя на место женщины, проникнуть в её внутренний мир и понять природу её эмоций и желаний.
В этом стихотворении Михаил Гуцериев блестяще с этим справился, показав себя тонким знатоком женской психологии и натуры.
Действительно, уловить тот самый чувственный «сердцем кувырок» и, чуть ли не на физическом уровне, своими строками заставить читателя ощутить «взъерошенный озноб» дано не каждому.
И дело не только в этих великолепных метафорах, а в самом построении произведения. Здесь главная героиня и в самом деле проводит блицкриг - от как бы прилежной ученицы на уроке, мастер-классе «матёрой любви», до жесткой и властной преподавательницы, которой «нужен взгляд усталый» того самого «матёрого», но уже выступающего в роли ученика. Или, можно даже сказать, от жертвы - «живу, питаясь страхом», до судьи и палача - «пусть это будет карой»…
Главная героиня знает и понимает две основополагающие вещи о любви - то, что «любовь рожает боль» и то, что «любовь неистощима». Это ею выстрадано годами, которые она не считала, и которые «лежат на плахе». И за свои «десять лет грехов» она бескомпромиссно «готова с миром биться»…
Я думаю, что строка «Ты вспомни сад с чинарой» - это прямая авторская отсылка к легендарным садам Тамерлана, и она позволяет читателю понять, что героиня произведения сравнивает своего «матёрого» ни с кем иным, как с Тамерланом - великим правителем и полководцем, проигравшем лишь один раз. И в этом контексте, совершенно понятно кому - именно ей!
Но всё же, женщина всегда останется женщиной. Для меня квинтэссенцией этого произведения является блестящая строфа поэта :
«Согрей любовь надеждой,
Матёрый, не бросай.
Согрей до слёз, мятежный,
Как хочешь обольщай»
Здесь всё сказано - поэтому я и думаю, что именно так поэт понимает и принимает женскую натуру.
И что ещё очень важно, при всей немалой эротичности текста произведения, его фривольным никак не назовешь. Это по сути чувственная драма, а не амурные катрены.
Мне очень понравилась авторская игра слов «сплеча любить». Какая тонкая реминисценция, какой изящный отзыв на фразеологизм «рубить сплеча»! Браво, поэт!
Кроме уже мною отмеченных, в текст произведения поэтом органично вплетены и другие красивые метафоричные строки: «Укол щетин свинцовых» и «Гуртом отдай любовь». Отдельно хочу отметить, найденное поэтом слово «остылость».
Каждая строфа этого произведения содержит свой совершенно определённый, законченный смысл. Их все можно рассматривать, как отдельные короткие поэтические произведения - миниатюры или стансы. Многие из них афористичны. Но все они складываются в целостную композицию стихотворения. Уметь так писать - это действительно большое искусство, удел исключительно талантливого поэта. Так писал Пушкин… И дело здесь не в сравнении с великими, ведь они потому и великие, что ни на кого не похожи…
Строка «Люблю щекой впритык» явно послужила источником вдохновения для одной из последних песен на стихи Михаила Гуцериева «Дай прикоснуться щекой». И это прекрасно, что его строки, как бы бросают вызов композиторам - дерзни!
Также на эти стихи была написана весьма популярная одноименная песня. И я недавно предлагал своё музыкальное решение…
Спасибо!
Сергей Ростовъ 19.08.2025 19:09 Заявить о нарушении
Ваша интерпретация строки «Ты вспомни сад с чинарой» как отсылки к садам Тамерлана — интересный и вдохновляющий взгляд. Лично для меня этот образ символизирует не только силу и власть, но и сложность судьбы, масштаб страстей, которые бывают в любви немолодых, уже проживших многое. С этой ассоциацией легко ощутить и трагизм, и величие чувств.
Отрадно видеть, как, по Вашему мнению, стихи сохраняют достоинство и глубину, избегая фривольности, превращаясь в чувственную драму, отражающую жизнь и искушения души. Именно такой подход мне близок — писать не ради красивостей, а ради правды, и при этом создавать текст, в котором каждая строка весома и завершена сама по себе.
Благодарю Вас за глубокий и чуткий разбор, помогающий по-новому взглянуть на произведение. Ваше внимание к деталям и стремление понять внутреннюю логику текста приятно подтверждают, что мои стихи находят отклик — иногда неожиданный, но всегда живой.
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 04.10.2025 20:18 Заявить о нарушении
Это произведение построено в форме диалога лирических героев. Но в моём восприятии это не одно, а два самостоятельных поэтических произведения.
Два монолога, две сюжетные линии, два характера, две истории - поэта, чья «душа утонула в слезе» и той, которой «и стихи надоели, и проза». Однако, по мере развития произведения, по закону единства и борьбы противоположностей (отрицать диалектический материализм глупо), они сближаются, переплетаются между собой и в заключительном монологе, представляются единым целым: «Есть сермяжная праведность жизни: // Ты заплатишь любовью сполна».
Надо заметить, что здесь поэт очень уместно использовал ёмкое и красивое древнерусское слово «сермяжная» в смысле «истинная». И в этом я вижу определённую смелость автора. После образа Васисуалия Лоханкина в «Золотом телёнке» это слово, с лёгкой руки Остапа Бендера стало чуть ли не юмористическим. А жаль…
Но вернёмся к сюжету. Именно такое его двойное построение и вызывает некую реминисценцию с композицией романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Возможно, что это аллюзия и была задумана поэтом изначально, возможно, что это получилось произвольно… Но, как бы то ни было, главное, что это очень смелый творческий приём, и применён он автором очень талантливо!
Образы героев построены на противопоставлении, на контрасте горячих чувств и холодного рассудка - у него: «В сердце жадно залезла любовь», у неё: «В умном сердце нет места любви». Именно этот эмоциональный контраст и вдыхает жизнь в само произведение. Книжные образы литературных героев оживают. Читатель начинает сопереживать не только герою-поэту, который «попал на земле в невесомость», и чьи «чувства клянчат милость, как нищие», но и его сильной, хладнокровной пассии, которая «без фантазий любовь отдала», и которой надоели его «юморные тирады»…
Обращают на себя внимание шикарные авторские метафоры «омут алчных надежд» и «мясистая гордость». Нельзя не отметить и великолепный оксюморон «снег излучает тепло». И хочу заметить, что Михаил Гуцериев использует эти свои поэтические находки не просто ради красивости текста. Ими он кратно усиливает эмоциональность своего художественного слова. Именно с помощью метафор и оксюморонов он и раскрывает единство противоположностей, о которых говорилось выше.
Образ-символ этого произведения - крылатая фраза «Это просто устали морозы», в устах героев также звучит по-разному. У него «без надежды устали морозы», у неё морозы «впустили надежду со зла». Ему бы «пламя пощупать любви», потому что «без любви и зиме тяжело». А для неё «Это дым почерневших кадил» всего лишь…
Не могу не процитировать великолепное четверостишье:
«Я заставлю февраль измениться
И любовью мороз накормлю.
Понуждая погоду молиться,
Бокогрей в западню заманю».
И я ничуть не сомневаюсь, что поэт сможет действительно изменить февраль-бокогрей, «любовью накормив мороз». Это просто литературный кайф! Уж извините за выражение, вырвалось…
А закончить свой небольшой обзор я хочу ещё одной цитатой: «Сердце шепчет словами без грима». Как мне кажется, «слова без грима» - это именно то, что отличает поэта Михаила Гуцериева от сонма пишущих авторов…
Кстати, я удивлен, что никто из композиторов ещё не написал песню на эти шикарные слова. Я года три назад записал своё музыкальное решение, но видимо до поэта оно не добралось…
Спасибо!
Сергей Ростовъ 28.07.2025 19:05 Заявить о нарушении
Вы точно отметили динамику взаимоотношений этих двух голосов — постепенное сближение, слияние противоположностей, что и является ключевым элементом композиции. Ваше понимание «сермяжной праведности жизни» и внимание к этому слову, к историческим и эмоциональным оттенкам подтверждает точность поставленного смыслового акцента.
Благодарю за сопоставление с «Мастером и Маргаритой». Это увиденное Вами параллельное художественное решение играет на уровне аллюзий, и хотя напрямую такой связи у меня не было, говорить о похожих приёмах в построении диалога двух миров и характеров вполне уместно. В этом смысле Ваша рецензия может служить дополнительным инструментом для читателей, расширяющим горизонты понимания.
Меня особенно тронуло Ваше внимание к образу «усталых морозов» — эта фраза действительно несёт в себе символическую многогранность, меняющуюся в зависимости от перспективы героев и состояния их душ. Эта художественная условность служит для меня опорой и лейтмотивом всей поэтической истории.
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 01.09.2025 13:17 Заявить о нарушении
В любви всегда есть наивысшие, пиковые моменты, когда мужчина испытывает максимальные эмоции и неуемное, страстное желание (“лютый стон страстей”) в отношении своей избранницы. Однако, без взаимности лирическому герою остаётся лишь “гулять с тенью” – этим признанием произведение и открывается. А завершают эту историю любви строки: “Скажи, зачем, скажи, куда // Любви уходит тень”. Это и есть синопсис произведения.
В самом деле, перед кем же ещё, кроме возлюбленной, может “обнажить брешь души” лирический герой? Я назову эту метафору исключительной поэтической находкой! Именно это метафора - “брешь души” и позволила поэту Михаилу Гуцериеву выразить всю уязвимость своего героя в любви и построить его чувственный образ(“Я безразличием разбит”).
Здесь стоит отметить, что поэт умело пользуется психологическим приемом воздействия на бессознательное восприятие своего произведения читателем. Он зачастую вместо понятных каждому языковых конструкций использует метафоры и символы, иногда достаточно сложные и интересные. Это, казалось бы, усложняет понимание содержания, делая его смыслы неоднозначными. Но поэт, как тонкий психолог, отлично понимает, что бессознательное восприятие является ничем иным, как неким хранилищем в памяти человека его собственных подавленных или неосознанных желаний, и неразрешенных конфликтов. Это не только личностный опыт читателя, но и его опыт взаимодействия с обществом и его культурой в целом, хранящийся в глубинах подсознания. И именно этот психологический прием является одной из самых значимых особенностей поэзии Михаила Гуцериева.
Кстати, следует отметить, что он прекрасно пользуется этим приёмом и в своих песнях. Самыми популярными становятся именно те, в которых композиторы (в том числе, и он сам) и исполнители сами способны понять смысловую нагрузку лирики песни, и умеют донести её до слушателя.
Очень важно обратить внимание и на строку поэта “ Судьба – безлюдная стезя”. Это великолепный афоризм, наполненный глубоким смыслом. Над этим стоит задуматься каждому!
Мне очень нравится великолепная строфа из этого произведения:
“Солёный вкус вчерашних слёз
Не тает на губах.
И дождь, поклонник чистых грёз,
Гадает на бобах”
Помимо того, что это четверостишье можно назвать самостоятельным поэтическим произведением, для меня оно явилось, как созданный поэтом образ надежды. Образ не только поэтический, но одновременно и психологически точный. Ведь надежда, с точки зрения психологии, есть не что иное, как переживание неуверенного оптимиста. Это тревожное волнение (“Там, за чертой усталых дней”), которое он хочет сделать более позитивным. Хотя, конечно, “гадание на бобах” может довести и до отчаяния. Но всё же, надежда - очень положительная эмоция! И поэт не зря уделяет ей столько внимания в своих произведениях.
Нельзя не согласиться c мудрым утверждением поэта: “У всякой страсти есть цена”. Прекрасная метафора, не имеющая никакого отношения к определению цены Марксом, но прозрачно намекающая на то, что цена далеко не всегда отражает реальную ценность (стоимость) желаемого.
И в заключение стоит отметить, что с точки зрения поэтики произведение практически безупречно!
Спасибо!
Сергей Ростовъ 17.07.2025 18:17 Заявить о нарушении
Ваше наблюдение о «судьбе — безлюдной стезе» — важно для меня, ведь эти два слова передают одиночество и тяготы пути, который приходится пройти герою.
Отдельно хочу отметить и слова про четверостишие «Солёный вкус вчерашних слёз…». Вы верно заметили, что надежда — это не просто чувство, а зачастую тревожное ожидание перемен, доверие даже к самым хрупким проявлениям. Стихи и привлекают, и удивляют меня именно тем, что с их помощью возможно точно передать даже самую глубокую мысль, не называя её прямыми словами.
Очень ценю Вашу проницательность и то, с каким уважением Вы подходите к моим стихам. Спасибо, что продолжаете идти вместе со мной по этому пути.
С теплом и уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 16.08.2025 14:52 Заявить о нарушении
Это произведение автор открывает исключительно сильной метафорой - «Сутулая дорога». Не «кривая», не «косая», а именно «сутулая»! Это метафора, как символ изогнутого жизненного пути лирического героя, который полон горьких разочарований и неуютных моральных компромиссов.
Не случайно поэт Михаил Гуцериев вложил в уста своего лирического героя слова: «бегу как беглец» (по этой искривленной дороге) до самых «бескрайних краёв». Эти повторения однокоренных слов в данном контексте , безусловно, находка поэта. Этот поэтический приём усиливает восприятие читателем некоей внутренней деформации лирического героя , вызванной постоянным давлением на него жизненных обстоятельств.
Герой поэта вынужден идти по «сутулой дороге», но всё же пытается спасти свою «сущность», подразумевая под этим словом свою возможность свободы выбора, и свою способность к эмпатии и состраданию. Всё то, что Михаил Гуцериев выразил блестящей духоподъёмной строкой: «Испокон… Напролом… С придыханьем…».
И здесь, одним словом «чертог» (устаревшим, но при этом не потерявшем прелести и мощи своего значения) поэт окончательно увлекает читателя в загадочный мир сюрреализма, в котором «улыбаются тени цветов»… Это потрясающая метафора! В ней я нахожу не только великолепный художественный образ, но и всю суть философии сюрреализма, как такового.
Это не единственное произведение поэта Михаила Гуцериева в этом загадочном, но столь увлекательном стиле. Вспомним хотя бы ещё одно - «Территория любви». Но если в нём преобладает романтический абстрактный тип сюрреализма, то в рассматриваемом произведении доминирует его реалистичный тип с откровенными и точными деталями из жизни. Здесь поэт действительно отдаёт «чувства розно в заклятье». Кстати, как удачно и мастерски он употребил уникальное просторечное слово «розно». До этого я, пожалуй, встречал это слово только у классиков…
Сама психология сюрреализма, основанная на безусловной вере в ассоциативное мышление и всемогущество иллюзии, помогает герою поэта решить все его самые важные проблемы поэтическими строками. Пусть даже и иллюзорно. Собственно, это и есть сюжет самого произведения.
Когнитивный диссонанс (тот самый психический дискомфорт путешествия его героя по «сутулой дороге»), сублимация («вызывает блаженство удушье // и петля бесконечно длинна») и конечно сама любовь («от последней любви ошалев»), и явились источниками вдохновения. Здесь стоит процитировать слова Александра Пушкина: «…вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта». И я понимаю, что у поэта Михаила Гуцериева с поисками вдохновения никогда проблем не возникает. Он пишет, как живет и стиль не выбирает. Жизнь рождает строки, строки рождают стиль - «Собираю слова в поголовье…». Все его переживания и размышления, надежды и желания в его строках, в устах и поступках его лирических героев.
И очень важный момент в его творчестве, и в частности в этом произведении - недосказанность, которую поэт выразил уникальной метафорой «долговязое сомненье». Даже само название произведения «В каждой рифме живёт послесловье» об этом говорит…
Нельзя не отметить найденное поэтом слово «какощелье». Пожалуй, я впервые встречаю его в поэтическом тексте. Интересно слово ещё и тем, что его разные значения могут поменять смысл не только последней строки, но и всего произведения. Ведь глупая ревность - это одно, а подражание дурному - совсем другое…
Спасибо!
Сергей Ростовъ 02.07.2025 21:03 Заявить о нарушении
Вы отметили важность метафоры «сутулая дорога» — она призвана олицетворять изломанный жизненный путь лирического героя, его внутренние раны и тяжесть переживаний. Повторения однокоренных слов, действительно, — приём осознанный и служит усилению чувства усталости.
«Чертог» для меня — не только слово с возвышенным оттенком, но и попытка увлечь читателя в пространство созерцания, в своеобразный «храм» души с её тайнами и переживаниями. И Ваше сопоставление с философией сюрреализма здесь весьма точное.
Мысль о недосказанности, выраженная через «долговязое сомненье», очень важна для меня. В поэзии всегда должно оставаться пространство для читательских домыслов и откровений. Отсюда и рождается сотворчество.
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 16.08.2025 14:43 Заявить о нарушении
Я думаю, что поэт построил это произведение на противопоставлении гордости (гордыни), как одного из самых опасных смертных грехов, и любви, как самой главной добродетели. И сделал он это очень изящно, как бы самим сюжетом «нашивая заплатку» на гордыню своего лирического героя, давая волю эмоциям и страстям его души. И таким образом, он избежал полного погружения в скучные клерикальные и нравоучительные рассуждения о душе. Поэт просто одной строкой обозначил её, как самое уязвимое место человека, назвав её «Ахиллесовой пяткой». Не «пятой», как это общепринято, а именно «пяткой»! И это не случайность и не ошибка поэта. Слова однокоренные, а как меняется словесный смысловой оттенок - от торжественности классической древнегреческой мифологии к незамысловатой, но живой и правдивой житейской повседневности. Этим своим приёмом он реально вдохнул жизнь в свои строки. Я считаю это очень интересной поэтической находкой!
Как интересно звучит строка «Невозможно любить всухомятку». Вообще, поэт Михаил Гуцериев умеет найти совершенно неожиданные, абсолютно нетривиальные метафоры и эпитеты. Вот и сейчас он создал совершенно уникальное, по сути крылатое выражение - «любовь всухомятку».
На подобных поэтических находках Михаил Гуцериев и строит всё это произведение.
Возьмём, например, такие его великолепные строки: «Сможем сладко любить кувырком, // Отправляя стыдливость молиться». Становится ясно, что его лирический герой не приемлет когда в любви всё по порядку, всё разложено по полочкам, всё строго по правилам и когда «слабоволие страсти – проказа»… Скучно это! Его сердцу по нраву, когда барометр страсти зашкаливает и сам лирический герой «… рассудком с безумием связан» // «помешательство - прошеный гость». Он не укрощает любовную страсть, а даёт ей полную волю, не становясь лицемером, притворяющимся праведником. Очевидно, что не желает его герой уподобляться герою Адриано Челентано и колоть дрова, как в великолепном фильме «Укрощение строптивого»…
Практически все строки этого произведения можно растащить на цитаты, настолько они ёмки по смыслу, закончены по форме и сказать попросту - афористичны. Но всё же, связанные единой сюжетной линией они создают мощную синергию, что очень ценно для общего восприятия поэтических строк.
Да, безусловно всё воспринимается по разному, в том числе и поэтические строки - как блестяще выразился поэт: «Мы по-разному чувства пожнём» (кстати, это ещё одна сильнейшая поэтическая находка!). Но я не могу не отдать должное этому произведению Михаила Гуцериева, не только глубоко философскому по содержанию, но и немало эротичному по форме. Одновременно соединять такие противоположные ипостаси в одном произведении дано далеко не каждому и возможно не все читатели способны «нашить заплатку» на свою гордыню… Но одна блестящая строка поэта ставит всё на свои места, а звучит она так: «На земле через день правит разум». И это verum veritas!
Спасибо!
Сергей Ростовъ 03.06.2025 11:56 Заявить о нарушении
Вы очень точно подметили главную идею — противостояние гордости и любви, где «нашивание заплатки» становится метафорой внутренней борьбы и исцеления души. Мне действительно хотелось избежать банальных нравоучений и дать возможность эмоциям раскрыться в своей естественной, живой форме. Ваше внимание к деталям, таким как «Ахиллесова пятка» и «любовь всухомятку», подтверждает, что эти образы достигли своей цели — вызвать живой отклик и заставить задуматься.
Особенно приятно, что Вы заметили игру смыслов и стилистическую смелость — стремление сочетать философскую глубину с эротической искренностью, не боясь противоречий и сложностей человеческой натуры. Для меня важно, чтобы любовь в стихах была не только возвышенной, но и страстной, порой даже хаотичной, ведь именно в этом её сила и красота.
Ваше меткое и совершенно для меня неожиданное сравнение с «укрощением строптивого» заставило улыбнуться. И да, разум и страсть — вечные спутники, порой борющиеся, а порой танцующие вместе, как Вы заметили.
Спасибо за Вашу чуткость и искренность. Наверное, за столько времени я мог бы уже привыкнуть к тому, как профессионально Вы анализируете стихи, однако было бы непозволительно привыкать!
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 06.07.2025 12:41 Заявить о нарушении
Удивительно красивая поэтическая характеристика страсти - «сакральный постовой» немедленно вызывает у меня ассоциацию с очень известной песней Булата Окуджавы «Часовые любви». И она вызвана не должностью или званием «постовой - часовой», а ключевыми словами песни Окуджавы «Часовым полагается смена». Иначе «сакральный постовой», уже по словам поэта Гуцериева «Протест объявит, голодовку».
А по-другому ведь «Любовь у злости под диктовку» получается…
Это произведение звучит, как во многом ироничное откровение лирического героя «замшелого возраста» - мужчины, приближающегося всего лишь к пятому десятку!?
Его alter ego - домовой, подстраивающий «злокозненные козни» (кстати, прекрасный пример умного использования поэтом тавтологии, достаточно редкого литературного приёма). Это крайне интересный контрастный образ «забивающий в память гвозди» вместо того, чтобы охранять покой и жизнь дома и семьи.
Квинтэссенцией произведения, по моему мнению, являются великолепные образные строки «Стучится сердце в адресат // Где номера – пустые дроби». В общем-то этим всё сказано - это и есть та самая «аксиома сложных бед», которая не требует доказательств.
Ярко выраженная эмпатия Михаила Гуцериева выражена словами «Любовь последняя на вздохе». Так тонко прочувствовать и понять эмоции и переживания своего лирического героя может только настоящий, истинный поэт.
В строках сквозит разочарование и усталость от «сдобной жизни» - эта шикарная ироничная метафора великолепно завершает стихотворение, и как бы ставит жирную точку на этом периоде жизни лирического героя, но как знак ималя между аятами в Коране подразумевает «не останавливайся». И это даёт надежду, что любовь лирическим героем, всё же не забыта! А «очередь в собес» в данном случае всего лишь насмешливая фигура речи. Конечно, это лишь мои личные умозаключения основанные на некоторых неявных ассоциациях…
Хочу отметить, что и двадцать лет назад поэт Михаил Гуцериев писал мастерски, зрело и очень интересно!
Спасибо!
Сергей Ростовъ 26.05.2025 21:25 Заявить о нарушении
Вы, как всегда, точно интерпретируете мои метафоры: пожалуй, и добавить нечего. Есть в литературоведении последнего столетия любопытный тезис о том, что произведение искусства не то, что создаёт автор, а результат восприятия: конечный продукт сотворчества автора и читателя. Когда Вы читаете стихи и откликаетесь на них, я вижу тот самый совместный продукт и даже надеюсь, что и другие читатели просматривают Ваши отзывы. Уверен, тому, кто чувствует поэзию менее тонко, Вы помогаете вникнуть в суть. А может быть даже научиться читать стихи — редко кому доступное мастерство!
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 18.06.2025 21:13 Заявить о нарушении