Сергей Ростовъ - написанные рецензии

Рецензия на «Нашиваю на гордость заплатку» (Михаил Гуцериев)

Я думаю, что поэт построил это произведение на противопоставлении гордости (гордыни), как одного из самых опасных смертных грехов, и любви, как самой главной добродетели. И сделал он это очень изящно, как бы самим сюжетом «нашивая заплатку» на гордыню своего лирического героя, давая волю эмоциям и страстям его души. И таким образом, он избежал полного погружения в скучные клерикальные и нравоучительные рассуждения о душе. Поэт просто одной строкой обозначил её, как самое уязвимое место человека, назвав её «Ахиллесовой пяткой». Не «пятой», как это общепринято, а именно «пяткой»! И это не случайность и не ошибка поэта. Слова однокоренные, а как меняется словесный смысловой оттенок - от торжественности классической древнегреческой мифологии к незамысловатой, но живой и правдивой житейской повседневности. Этим своим приёмом он реально вдохнул жизнь в свои строки. Я считаю это очень интересной поэтической находкой!

Как интересно звучит строка «Невозможно любить всухомятку». Вообще, поэт Михаил Гуцериев умеет найти совершенно неожиданные, абсолютно нетривиальные метафоры и эпитеты. Вот и сейчас он создал совершенно уникальное, по сути крылатое выражение - «любовь всухомятку».

На подобных поэтических находках Михаил Гуцериев и строит всё это произведение.
Возьмём, например, такие его великолепные строки: «Сможем сладко любить кувырком, // Отправляя стыдливость молиться». Становится ясно, что его лирический герой не приемлет когда в любви всё по порядку, всё разложено по полочкам, всё строго по правилам и когда «слабоволие страсти – проказа»… Скучно это! Его сердцу по нраву, когда барометр страсти зашкаливает и сам лирический герой «… рассудком с безумием связан» // «помешательство - прошеный гость». Он не укрощает любовную страсть, а даёт ей полную волю, не становясь лицемером, притворяющимся праведником. Очевидно, что не желает его герой уподобляться герою Адриано Челентано и колоть дрова, как в великолепном фильме «Укрощение строптивого»…

Практически все строки этого произведения можно растащить на цитаты, настолько они ёмки по смыслу, закончены по форме и сказать попросту - афористичны. Но всё же, связанные единой сюжетной линией они создают мощную синергию, что очень ценно для общего восприятия поэтических строк.

Да, безусловно всё воспринимается по разному, в том числе и поэтические строки - как блестяще выразился поэт: «Мы по-разному чувства пожнём» (кстати, это ещё одна сильнейшая поэтическая находка!). Но я не могу не отдать должное этому произведению Михаила Гуцериева, не только глубоко философскому по содержанию, но и немало эротичному по форме. Одновременно соединять такие противоположные ипостаси в одном произведении дано далеко не каждому и возможно не все читатели способны «нашить заплатку» на свою гордыню… Но одна блестящая строка поэта ставит всё на свои места, а звучит она так: «На земле через день правит разум». И это verum veritas!

Спасибо!

Сергей Ростовъ   03.06.2025 11:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Аксиома сложных бед» (Михаил Гуцериев)

Удивительно красивая поэтическая характеристика страсти - «сакральный постовой» немедленно вызывает у меня ассоциацию с очень известной песней Булата Окуджавы «Часовые любви». И она вызвана не должностью или званием «постовой - часовой», а ключевыми словами песни Окуджавы «Часовым полагается смена». Иначе «сакральный постовой», уже по словам поэта Гуцериева «Протест объявит, голодовку».
А по-другому ведь «Любовь у злости под диктовку» получается…

Это произведение звучит, как во многом ироничное откровение лирического героя «замшелого возраста» - мужчины, приближающегося всего лишь к пятому десятку!?
Его alter ego - домовой, подстраивающий «злокозненные козни» (кстати, прекрасный пример умного использования поэтом тавтологии, достаточно редкого литературного приёма). Это крайне интересный контрастный образ «забивающий в память гвозди» вместо того, чтобы охранять покой и жизнь дома и семьи.

Квинтэссенцией произведения, по моему мнению, являются великолепные образные строки «Стучится сердце в адресат // Где номера – пустые дроби». В общем-то этим всё сказано - это и есть та самая «аксиома сложных бед», которая не требует доказательств.

Ярко выраженная эмпатия Михаила Гуцериева выражена словами «Любовь последняя на вздохе». Так тонко прочувствовать и понять эмоции и переживания своего лирического героя может только настоящий, истинный поэт.

В строках сквозит разочарование и усталость от «сдобной жизни» - эта шикарная ироничная метафора великолепно завершает стихотворение, и как бы ставит жирную точку на этом периоде жизни лирического героя, но как знак ималя между аятами в Коране подразумевает «не останавливайся». И это даёт надежду, что любовь лирическим героем, всё же не забыта! А «очередь в собес» в данном случае всего лишь насмешливая фигура речи. Конечно, это лишь мои личные умозаключения основанные на некоторых неявных ассоциациях…

Хочу отметить, что и двадцать лет назад поэт Михаил Гуцериев писал мастерски, зрело и очень интересно!
Спасибо!

Сергей Ростовъ   26.05.2025 21:25     Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте! Вы — уникальный читатель: умеете найти по-настоящему глубоко зарытые стихотворения и заставить меня прокатиться на машине времени, проанализировать своё творчество в огромном временном диапазоне… это бывает невероятно полезно.

Вы, как всегда, точно интерпретируете мои метафоры: пожалуй, и добавить нечего. Есть в литературоведении последнего столетия любопытный тезис о том, что произведение искусства не то, что создаёт автор, а результат восприятия: конечный продукт сотворчества автора и читателя. Когда Вы читаете стихи и откликаетесь на них, я вижу тот самый совместный продукт и даже надеюсь, что и другие читатели просматривают Ваши отзывы. Уверен, тому, кто чувствует поэзию менее тонко, Вы помогаете вникнуть в суть. А может быть даже научиться читать стихи — редко кому доступное мастерство!

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   18.06.2025 21:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Частушки на злобу дня» (Михаил Гуцериев)

Автор выбрал весьма удачную поэтическую форму для своей ироничной сатиры - частушки. Этот жанр русского фольклора очень близок к выразительной афористичности Михаила Гуцериева.
Вовсе не зря в тексте поэт называет своё произведение «догмой жизни». В самом деле - годы идут, а «злоби дневы» не меняются. Стабильность прежде всего, а как иначе «построить рай пинками»?
«Лысый карлик-телегном» и «умный даун» это приметы, а я бы даже сказал – символы времени. А «важный черт» всегда найдётся…
Настоящим украшением этого произведения служит великолепный оксюморон:
«Самый умный – кто последний,
Что дурак – не так заметней».
Вот она – житейская мудрость наших дней, когда «правде легче быть левшой». Кстати, это ещё один очень изящный косвенный оксюморон над которым следует задуматься…

Весьма остроумно и новое ироничное прочтение поэтом известного лозунга Советской России – «Кто не с нами, тот… под нами». Конечно, он же против быть никак не может… Не положено… Такова «жизнь в аренду, без оплаты».
Читать, а главное - осознавать «рейтинг правды наизнанку» не столь уж и в удовольствие. Можно и вправду ощутить себя «частым гостем шестой палаты».

Весёлые по манере изложения, бесшабашные по настроению, ироничные по сути четверостишья, по прочтении всего произведения, вызывают… грусть и даже сожаление, причем вовсе не к его героям, а почему-то к самому себе. Я полностью согласен с тезисом, что настоящее искусство создаётся только через такого рода противоречие в восприятии. Иначе - это просто чтиво… Именно в этом контрасте осознания строк Михаила Гуцериева я и нахожу ценность данного стихотворения «Частушки на злобу дня», как произведения искусства. И оно действительно является таковым, когда автор, как в данном случае, организовал его намеренно с расчётом вызвать определённую эстетическую реакцию читателя.

Спасибо!

Сергей Ростовъ   19.05.2025 11:52     Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за обстоятельный отзыв на мои «Частушки на злобу дня». Не каждый читатель способен, как Вы, увидеть и оценить тонкую иронию, оксюмороны и символы, вложенные в строки. Тем более в таком простом на первый взгляд и сложном в реализации жанре, как частушка.

Вы верно подметили, что жанр частушки, со своей афористичностью и народной непосредственностью, идеально подходит для сатиры нашего времени. Да, «догма жизни» — не случайное название, ведь в этих четверостишьях отражается не просто сиюминутная злободневность, а устойчивая, почти вечная картина человеческих пороков и социальных парадоксов.

Ваше замечание о контрасте восприятия — ключевое. Искусство действительно рождается в напряжении между внешней лёгкостью и внутренней глубиной, между смехом и горечью. И если мои частушки вызывают у Вас одновременно и улыбку, и грусть — значит, они достигли своей цели.

Спасибо за Вашу искренность и неизменный интерес к моему творчеству!

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   06.06.2025 10:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «У нас один рубец» (Михаил Гуцериев)

Центральной ключевой фразой этого раннего произведения, написанного Михаилом Гуцериевым в 1995 году, без всякого сомнения является «Я в поле без околиц». И эта строка, выражающая общее настроение и посыл стихотворения, по смыслу очень близка к его последнему на сегодняшний день произведению «Распоясанный сапсан». Для меня сегодня она звучит, как приглашение к увлекательному поэтическому путешествию лирического героя длинною в 30 лет!
Всегда интересно проследить путь становления не только поэта в литературном и художественном аспектах, но и трансформацию взглядов его лирического героя на жизнь во всех её проявлениях…
В какой-то степени можно назвать это раннее произведение программным, ведь даже его название «У нас один рубец», как бы является связующим звеном между прошлым и настоящим поэта и его лирического героя.
Без сомнения, что строка поэта «Играют чувства в прятки» в дальнейшем легла в основу произведения «Играя в прятки на судьбу», которое занимает одно из достойнейших мест в антологии поэзии Михаила Гуцериева. Это действительно очередная веха в развитии взглядов поэта, показывающая читателю изменения в размышлениях его лирического героя.
Да, со временем теряются иллюзии, но остаётся надежда! Строки становятся жестче, но их посыл к добру не изменяется ни на йоту. Лирический герой Михаила Гуцериева всегда в поисках счастья, воплощением которого является любовь.
А великолепный оксюморон поэта «Я трезвый допьяна» я склонен принять за его жизненный девиз!
Спасибо!

Сергей Ростовъ   12.05.2025 22:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за отзыв и внимание к моей поэзии. Рад, что Вы отмечаете не только очевидные лейтмотивы, но и связь произведений разных лет, формируемую на уровне ценностной системы. В конце концов, именно деятельное стремление к добру есть единственная цель существования как отдельного человека, так и человечества в целом. Любые отклонения в сторону неминуемо приведут нас к гибели. Я слишком люблю жизнь, потому и стараюсь держать курс сам и, по мере возможностей, подсвечивать дорогу другим.

Большое спасибо за живое участие в моей литературной жизни. Вы не только талантливый композитор, исполнитель, но и выдающийся критик.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   06.06.2025 10:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Распоясанный сапсан» (Михаил Гуцериев)

Уже в самом названии произведения “Распоясанный сапсан” явно слышится девиз поэтов-футуристов “Слова на свободе!”. А как же иначе? Самая быстрая хищная птица, пикирующая на головы своих жертв с невероятной скоростью, без всякого стеснения и границ дозволенного… Это произведение не подчиняется разуму, им управляет слово! Это культ слова! Я бы даже назвал это произведение Михаила Гуцериева - “стихобойня”, и пусть это слово никого не смущает, ведь именно так называли свои выступления и произведения поэты - футуристы! Это именно то произведение, к которому с полным правом можно отнести слова Владимира Маяковского: “Как недоваренное мясо застряла в зубах нудная поэзия прошлого, а мы даём стихи острые и нужные, как зубочистки”. Я воспринял “Распоясанный сапсан”, как протест против шаблона, и не только в стихах, а если судить по сюжету и фабуле, то и в жизни!
В этом для меня и состоит ценность поэзии Михаила Гуцериева. В стихотворении “Распоясанный сапсан” ему удалось соединить в строках: словотворчество футуристов, и культы образов и метафор имажинистов. Он сделал это мастерски индивидуально, без подражания кому-либо, и замечу - отнюдь не деликатно, ни на кого не оглядываясь, что уже ценно само по себе.
Его искусство стихосложения сейчас находится в зените. С каждым новым своим произведением он открывает читателю свои новые поэтические возможности. Вобрав в себя опыт и историю мировой поэзии, философии и психологии, он пишет чувственные и мудрые строки. Он обнажает души своих лирических героев, показывая их страхи и браваду, любовь и ненависть, праведные желания и греховное вожделение. В его стихах вся гамма человеческих чувств, для выражения которой он мастерски использует все краски своей яркой палитры слов и метафор.
Ну, где ещё можно встретить “раздолье преисподней” и “омут лакомых надежд”?
И ведь если внимательно читать его произведения, то нетрудно понять, что многие из них как-бы связаны пересекающимися сюжетными линиями, образами или размышлениями. Это то, что поэт сам как-то назвал “На перекрёстке между строк” …
Не могу не отметить изрядную дозу иронии в строках: “Став послушным меломаном // рукотворных челюстей”. Едко, но метко!
Впрочем, здесь у поэта Михаила Гуцериева каждая строка, каждое слово имеет смысл. От предельно саркастического образа “замухрышка воробей” до издевательской гиперболы “И Луна, от злости лаясь, // вся завистливо тряслась”… Да.. есть вещи и эмоции, которые в себе держать уже невозможно и кому-то надо разорвать “полудикий полукруг”…
Браво поэт!

Сергей Ростовъ   03.05.2025 13:19     Заявить о нарушении
Сергей, и снова Вы радуете меня «логикой читательской реакции». Да, экспериментирование (игра) со словом, звуком, ритмом отлично передает динамику современной жизни. И дело не только в прогрессе, который футуристы возводили в художественный принцип, дело, скорее, в нестабильности ценностных ориентиров, эмоциональной «расшатанности», с которой отдельному человеку как-то приходится жить, пытаясь в хаосе актуальной повестки сохранить себя, не растеряв то, что и позволяет ему ощущать себя человеком. Филиппо Маринетти в «Первом манифесте футуризма» провозгласил лозунг: «Слова на свободе». К сожалению, сегодня на свободу вырвались не столько слова, сколько сама мораль, и эта свобода – анархия. Если искусство – это зеркало жизни, то я искренне надеюсь, что, читая мои стихи и заглядывая в «зеркало», человеку захочется «причесаться». Спасибо за высокую оценку моего творчества. Постараюсь продержаться «в зените» как можно дольше.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   20.05.2025 19:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «За сутки до финала» (Михаил Гуцериев)

“Искусство … есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни”. Это блестящее высказывание выдающегося психолога Льва Выготского очень справедливо для поэтического творчества Михаила Гуцериева. Его лирический герой всегда “на грани”. И в этом произведении с исключительно ярким названием “За сутки до финала”, которое сразу безоговорочно относит его к поэзии символизма, “среда обитания” лирического героя - это “лживая любовь” и “память – календарь обид”. А первая строка с великолепной метафорой “день плаксивый” звучит одновременно, и как интродукция, и как финальный аккорд. Собственно, она и задаёт настроение произведению - сонм сомнений, непонимание и от того неприятие… Поэт нашел очень точные слова для характеристики восприятия лирическим героем окружающего мира: “то “лучше”, то “едва”. В этом произведении, по моему мнению, поэт в первый раз подошел к психоанализу. Через много лет он вернётся к этой теме в стихотворении “Покажу тебе паранойю". Произведения разные и по времени написания, и по стилистике, и по языку, но их объединяет идея психологии в искусстве. Она состоит в умении поэта полностью погрузиться в материал, увлечь читателя своей идеей, создать реалистичный образ героя, и поэтической формой превратить исходный материал из житейской рутины в произведение искусства. Здесь поэт блестяще с этим справился!
Доминантой произведения является гениальная строфа:
“Мы были рядом, но не вместе,
Наполовину – не сполна.
“Любить” – глагол для манифеста,
Где между строчек – сатана”
Это четверостишье уже само по себе является законченным не только литературным, но и философским произведением. Сколь глубоки смыслы, заложенные поэтом в эти короткие строки - идиомы! Первая строка - это меткий афоризм, великолепное выражение чувства ненужности, чувства одиночества вдвоём. Вторая строка, это по сути - психологический тест, чтобы читатель сам мог определить свой уровень позитива. Третья строка - это декларация лирическим героем своей главной ценности, конечно с немалой долей иронии, но тем не менее… Четвёртая строка самая сложная – между строк всегда можно найти не только волю божью, но и каверзы сатаны. Проще говоря, надо научиться отделять домыслы от истины…
Конечно всё это лишь мои личные размышления после почтения произведения. Перечитав мною написанное, хочу ещё раз процитировать Льва Выготского “Стремиться объяснить всё и значит: не объяснить ничего”…
Ещё раз хочу подчеркнуть, что это произведение Михаила Гуцериева я отношу к направлению символизма. Здесь (и не только!) его поэзия изысканна и музыкальна, полна многозначных иносказаний, импрессионистична по характеру лирики и является откровенно декадентской по мироощущению. С точки зрения поэтического мастерства, произведение безупречно!
Спасибо!

Сергей Ростовъ   02.05.2025 12:03     Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за отзыв на это стихотворение и интерес к моему творчеству в целом. Рад, что Вы обратились в процессе анализа к идеям Л.С. Выготского и его «Психологии искусства». Вы правы, мой лирический герой часто - «на грани». Для меня это особый способ эмоционально-художественного познания. Кстати, Лев Семенович называл это «обезличенной общественной техникой, позволяющей найти ответы на все вопросы, волнующие человека», то есть получить эмоциональный опыт без переживания опыта личного. Не знаю, насколько совместимы символизм и психоанализ, если в основе художественного мировосприятия символизма остается тайна, недосказанность, неполнота познания, а психоанализ претендует на максимально полное понимание всей психической жизни человека. Но Ваши неочевидные, неожиданные параллели всегда интересны и живы, они заставляют задуматься над подходами к анализу поэтического текста, что полезно не только читателю и критику, но и самому автору. И даже если сам подход мне понятен не всегда, читая Ваши интерпретации текста, я поражаюсь их точности и Вашему особому читательскому чутью. Если использовать понятие Выготского «логика читательской реакции», то надо сказать: Ваша логика далека от формальной, но неизменно приводит к достоверным умозаключениям.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   20.05.2025 19:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Алия» (Михаил Гуцериев)

Судя по авторской ремарке в конце, можно сделать вывод, что это произведение Михаила Гуцериева основано на воспоминаниях о юношеский любви. Уже по самой первой строке: "Мои мысли - ночной звездопад" сразу становится очевидно, что перед нами произведение незаурядного, большого поэта. Сколь глубока и красива эта аллегория! Ведь падающие звезды соединяют Небо и Землю, олицетворяя их вечный союз. Звездопад у всех народов считается хорошей приметой, и увидев падающую звезду надо загадать желание, которое обязательно сбудется... И по крайней мере, одно заветное желание сбылось - юноша стал настоящим поэтом! Уникальные метафоры: "гуттаперчивый взгляд" и "глаза расхожего цвета", и бесподобный оксюморон: "у зимы - короткое лето" сразу же явно указывают читателю на поэтический гений автора. И я ответственно это заявляю, без всякого преувеличения,
Стихотворение очень чувственное, его общее настроение выражено изумительной строкой: "Моё сердце, мерцая, хрипит". Становится очевидно, что поэт явно тяготеет к символизму и девкадентству. Но каким-то неведомым образом, одновременно, он умудряется соединить эти направления с приёмами их антагонистов - акмеизмом и имажмнизмом. Это невероятно! Что по моему мнению, и есть тот самый мостик - "ночной звездопад" между Землёй и Небом, реальностью и воображением...
Сюжет стихотворения плавно перетекает в откровенное, но тайное признание в своих чувствах загадочной Алие. Имя Алия по этимологическому значению - "подарок небес". Возможно, что эта девушка и была настоящей первой любовью лирического героя или самого поэта, настолько здесь близкт автор и его лирический герой.
Но увы, это чувство так и осталась безответным, что поэт выразил великолепной строкой: "Сны без снов, чередой, в никуда". Здесь поэт очень интересно определил чувство любви, как "костёр на снегу".
В этом стихотворении я хочу обратить внимание на интересные поэтические приёмы - фигуры речи, которые для поэта Михаила Гуцериева являются уникальными, индивидуальными средствами художественной выразительности. Например: "короче и кротче", "речи всласть и вразнос"...
Поэт рисует очень выразительный образ возлюбленной, используя необычные, интересные метафоры: "кунжутный волос", "магический голос"...
И как ярко звучит ещё один эпитет, как изумительная характеристика этой загадочной девушки - "западня февраля". В этих двух словах читатель может практически ощутить чувства безответности, безнадежности и холода.
Особо привлекло моё внимание словосочетание "Кавказская сечь". Это настолько необычный топоним, что он заслуживает особого внимания. Кажется, что оно пародоксально, но если вдуматься... В нём поэт объединил удаль и свободолюбие, бесстрашие и честь, страсть и долготерпение. Это основные черты характера лирического героя, присущие жителям Кавказа - и джигиту, и казаку. Не зря ведь говорят о кавказском корне казацкого рода.

Я считаю это произведение во многом программным. В нём отражены все основные творческие посылы поэта Михаила Гуцериева от юности до зрелости - любовь, страсть, надежда... Эти три слова я смело могу считать его незыблемой поэтической концепцией.

Я хочу в канун праздника Светлого Христова Воскресения - как праздника "прехождение от смерти к жизни, от Земли к Небу» (здесь я считаю уместным вернуться к рассматриваему произведению, к значению звездопада, как мостика от Земли к Небу) пожелать поэту Михаилу Гуцериеву светлой радости, искренней любви, мира, покоя, процветания и новых бессмертных поэтических произведений!

Сергей Ростовъ   21.04.2025 18:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Благодарю за столь скрупулёзный разбор стихотворения. Ваша способность улавливать алхимию метафор — редкий дар. «Звездопад» действительно мост, но не столько между землёй и небом, сколько между памятью и её вечным бегством от окончательных форм.

Касательно «гуттаперчевого взгляда» и «расхожего цвета» — Вы правы: здесь нет случайных эпитетов. Каждый — ключ к двери, за которой читатель волен искать собственные смыслы и отражения.

Рад, что уловили контрастность образов. Соединение «костра на снегу» с «Кавказской сечью» — не парадокс, а попытка ухватить ту самую «западню февраля», где страсть обречена мерцать, но не гаснуть. «Кавказская Сечь» — не топоним, а состояние души. Вы это прекрасно уловили.

Что до «первой любви» … Лирический герой — всегда слепок множества лиц. Но если Алия стала для Вас «подарком небес», значит, стихотворение выполнило свою роль.

Насчёт «программности» — воздержусь от категоричности. Это стихотворение – просто попытка запечатлеть тот самый «хрип сердца», что слышен лишь в предрассветной тишине. Поэзия либо дышит, либо нет.

Ваши пасхальные пожелания принимаю с признательностью. Пусть «мост» из звёздной пыли ведёт Вас к тем текстам, где за каждым словом — глубина, а не поверхностный блеск.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   20.05.2025 23:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стук небесных каблуков» (Михаил Гуцериев)

По моему мнению, это произведение посвящено поэтической музе - божественному источнику вдохновения, охарактеризованному поэтом, как «голос безнадёжно божий». Но для более полного воплощения и понимания своей идеи поэт выбрал образ женщины - подруги, наперсницы, метрессы… Образ земной женщины, образ без сомнения собирательный, которому свойственны, как все семь смертных грехов, так и все семь добродетелей. Именно в их противопоставлении и заключается художественный замысел всего произведения. Их антагонизм и «обращает камни в кровь». А лейтмотивом произведения является фраза, вынесенная в название: «Стук небесных каблуков». Ведь практически за каждым гением стоит женщина - его муза. История знает множество таких примеров - Лаура для Петрарки, Гала для Дали, Лиля Брик для Маяковского… Да и сам поэт Михаил Гуцериев в своём творчестве уже подходил к этой теме в произведении «Три тирана - три любви»…
В этом произведении иносказательно заложена история становления лирического героя - повествователя, как поэта и как личности. От «У мужлана в подмастерьях» до «Полночь превратив в сюиту». От «Молодая осень ранью // Раскусила лгущий мир» до «Заморозив солнце в лёд»…
Эти строки также и о муках творчества:«Счастье выросло из боли»… О непростом выборе своего собственного творческого пути: «В окруженье бесталантном // Лучший - худший поводырь»…
И будет неправильно воспринять это произведение, как поэзию «Про любовь, которой нет». Хотя эта строка столь многозначительна, даже несмотря на кажущуюся простоту.

Это поэтический шедевр зрелого мастера. Его трудно вместить в рамки определённого литературного стиля или направления. При всей загадочности и недосказанности многих строк я не могу отнести его к символизму. Точно так же, при ярко выраженных эстетизме и имморализме, я не стану относить его и к декадентству… По большому счёту это свой собственный новый уникальный стиль - то что я как-то уже назвал un autre.
Спасибо!

Сергей Ростовъ   09.04.2025 13:47     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за внимательное прочтение стихотворения.

Вы правы — женщина здесь не просто персонаж или символ, а полюс, вокруг которого вращается всё: боль, становление, вера и сомнение. Этот образ многогранен, неидеален, подчас противоречив — как сама жизнь, как путь любого, кто решился всерьёз задать себе вопрос: кем я был, кем стал и почему.

Интересно Ваше внимание к теме становления. Лирический герой здесь и правда проходит не одну стадию — от подчинения и размытости до попытки обрести голос. Но при этом он остаётся уязвим и, пожалуй, именно это я бы назвал настоящей зрелостью. Не броня, а знание своей уязвимости.

Что же до стиля — не стану его ни защищать, ни формулировать. Стих, как Вы подметили, сам находит свою форму. А я лишь стараюсь её не испортить.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   16.04.2025 16:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Девятая» (Михаил Гуцериев)

Это стихотворное произведение Михаила Гуцериева я с полным правом могу отнести к направлению имажинизма, для самых ярких представителей которого, создание образа и составляло самую цель поэтического творчества.
А в этом произведении поэт яркими штрихами - метафорами и создаёт образ загадочной «девятой»… Создаёт кропотливо, не торопясь, не скупясь использует свою богатую «словесную палитру». Бережно расставляет смысловые акценты - метафоры и эпитеты для более глубокого понимания создаваемого образа читателем.
Именно поэтому, я предпочел бы называть это произведение небольшой романтической поэмой. Хотя я нахожу в нём и достаточно много авторских философских размышлений, столь характерных для элегии. Если взять первые шесть строф, то это очевидно.
«На аллеях клёны свисли»… Какая глубокая декадентская характеристика настроения… И создаёт его одно лишь слово «свисли». А ведь это слово ещё надо найти, и именно им выразить реминисценцию, далёкий отголосок настроения Есенинского опавшего клёна, но одновременно ещё и подчеркнуть своё собственное поэтическое «я».
Так мастерски поэт и создаёт столь ощутимое, чуть ли не до нервной дрожи, настроение: «Вечер злобный. Всё к дождю»…
Как поэтически красиво построена, и философски глубоко осмыслена строка «Ощущеньям нет прощенья». По моему мнению, эти два слова одновременно являются и кратким сюжетом, и ёмким синопсисом, и основной идеей всего произведения.
По прочтении произведения меня всё же не оставляет мысль о том, что лирическая героиня произведения всё же более эфемерна, чем реальна. И что она «родилась в голове поэта», как в древнегреческом мифе богиня Афина явилась на свет из головы Зевса… По крайней мере, назвав свою «девятую» собственным именем Олимпийской богини - Афина, поэт сам даёт возможный намёк на это.
И «девятая» для меня никак не числительное, о чём собственно и сам поэт написал: «По числу любить нельзя»… Я всё же склонен искать смысл этого слова больше в мелодраматизме нумерологии, чем в бесчувственной сухой арифметике.
С точки зрения стихосложения произведение близко к идеалу. Мастерская работа! Вдохновенная, чувственная и высокохудожественная!
Спасибо!

Сергей Ростовъ   06.04.2025 22:41     Заявить о нарушении
Сергей, добрый день. Благодарю за отзыв. Искренне люблю Ваши отклики на мои стихи, поскольку они всегда звучат не как формальная похвала, а как соавторское сопричастие. Это дорогого стоит.

Вы точно уловили: «девятая» — не цифра, не счёт, а ощущение предельности. Предела страсти, образа, боли, слабости, попытки понять, где заканчивается плоть и начинается миф. Афина ли она? Или тень детства, или незабвенная встреча, или всего лишь мысль, зреющая в бессоннице? Возможно, и то, и другое. Возможно, ни одно из.

Мне близко сравнение с имажинизмом: образ для меня действительно не просто средство, но и цель. Я бы даже сказал — исповедь, выраженная через картинку, метафору, ритм. Потому что голое чувство в стихе — как крик в пустыне: звучит, но исчезает. А образ, точно мираж, — остаётся.

Спасибо за искренность, за интеллектуальное участие и за редкий дар читать между строк.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   16.04.2025 16:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Афоризмы» (Михаил Гуцериев)

Поэту Михаилу Гуцериеву, автору этих замечательных афоризмов и высказываний, как нельзя более, подходит характеристика Михаила Пришвина: «Мудрый - это кто яснее других чувствует обязанность свою в отношении настоящего времени, кто наиболее современный человек» .
Браво!

Сергей Ростовъ   27.03.2025 22:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отклик. Рад, что Вы вспомнили Пришвина, непонятого, за редким исключением, современниками и глубоко уважаемого мною писателя. Я, как и он, убежден, что наш великий многонациональный народ рано или поздно «переварит и выпрямит всякую кривизну».

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   12.04.2025 12:31   Заявить о нарушении