Девятая

Потеряли чувства мысли:
Не считаю и не жду.
На аллеях клёны свисли,
Вечер злобный. Всё к дождю.

Ощущения бесправны.
Обнажилась в сердце плешь.
Дни горячие бесславны.
Память прячется промеж.

Ощущеньям нет прощенья.
За разъездом новый съезд.
Взгляд полярный – нет спасенья,
Правда с ложью любят месть.

Не имеет время смысла.
Я рихтую рьяно жизнь,
Память вслед меняет числа,
Выбирая у витрин.

Сигаретный дым и кресло.
В искушении – обман.
Лицедею слишком тесно
Прятать блуд и стыд в карман.

Восприятие наружно,
В сердце – зрелая скрижаль.
Для грехов любить не нужно,
Для грехов менять не жаль.

Случай был неординарный –
Разнеслась стремглав молва.
Ты любила виртуально,
Оказалось, что не зря.

Отменила часть привычек,
За границы перешла.
Губы алчно поэтичны –
Не кусая, задрала.

Ночь спесивая глумилась,
Помогала, как могла.
Ты змеилась и бесилась,
И надежду предрекла.

Между пальцев лезли черви,
Пот стыдливо заманил.
Обрекла – и в изуверстве
Я усердие дразнил.

Осквернил, надрывно каясь,
Грёз поверженных мораль,
До запястий, задыхаясь,
На губах нашёл миндаль.

Ты, девятая, святая –
До Голгофы честь несла,
На закате обрекая,
Встречу с детства берегла.

Ты, девятая, поверь мне,
Что забавная качель
Быстро вширь откроет двери
И затащит страсть в постель.

Ты зачатие открыла,
Горизонты видят вдаль,
Клятый имидж изменила,
Не свершится – будет жаль.

Мир бездарный презирая,
Одиночеством жила.
Ты – другая, не былая,
До наивности проста.

Ты – волчонок экзотичный,
Фарисейства антипод,
Рифма нежности критичной,
Небом данный спелый плод.

Ты – бессмертная Афина,
Непритворная печаль,
Страсти нежная лучина,
Ранней зрелости причал.

Я в неверии родился,
Сам не знаю, почему,
Заикаясь, утвердился.
Не надейся – я дожму.

Не кричи, словами плача,
Я обиды восприму.
Насовсем переиначу:
Шансов нет – я покорю.

Не суди любовь, артачась.
Я сорву с тебя сургуч –
Обнажу канву, ребячась,
Ты не кайся и не мучь.

Унижай, скажи, что хочешь,
Добивай и допивай.
Слаще нет, чем вечер к ночи,
В полночь – лучше невзначай.

Ты слезами не терзайся –
Не излечит, не убьёт.
Я в холерном краснобайстве,
Зимний возраст не в зачёт.

Глаз покорное свеченье
И кудрявый малахай
Вызывают вожделенье.
Не стыдись, не пресекай!

Крайней святости нетленье –
Притча в колких языках.
Обмани любви сомненье –
Черти бегают в зрачках.

Ты, девятая, не просто
Ниоткуда ворвалась.
Кто-то где-то без допроса
Мне сказал, что ты нашлась.

Кто-то бросил меня в топку,
Кто-то мне стихи писал,
Кто-то мне сказал: «Без проку
В круговерти жизнь искал».

На какой такой чужбине –
Я не ведал, не гадал –
В образе земной богини
Ходит мой оригинал.

От бесчестья век горячий
Породил любовь не зря.
У мечты грехи незрячи,
Ты – колючая стезя.

Мои чувства – не обноски,
Это новая пора.
Хоть немного, по авоське,
Дай мне день календаря.

Нет ни мочи, ни надёжи.
Нет удела, нет житья.
Раздирая болью кожу,
Я кричу из небытья.

Я руками объясняюсь,
Чувства – в рваных волдырях.
До утра любовью маюсь,
Счастье брезжит на сносях.

Забери, прибей глазами.
Красным месивом заря.
Между разными мостами
Мы живём, благоволя.

Я девятой был повержен –
По числу любить нельзя.
За окном восход забрезжил,
Плачет белка из дупла.


Рецензии
Это стихотворное произведение Михаила Гуцериева я с полным правом могу отнести к направлению имажинизма, для самых ярких представителей которого, создание образа и составляло самую цель поэтического творчества.
А в этом произведении поэт яркими штрихами - метафорами и создаёт образ загадочной «девятой»… Создаёт кропотливо, не торопясь, не скупясь использует свою богатую «словесную палитру». Бережно расставляет смысловые акценты - метафоры и эпитеты для более глубокого понимания создаваемого образа читателем.
Именно поэтому, я предпочел бы называть это произведение небольшой романтической поэмой. Хотя я нахожу в нём и достаточно много авторских философских размышлений, столь характерных для элегии. Если взять первые шесть строф, то это очевидно.
«На аллеях клёны свисли»… Какая глубокая декадентская характеристика настроения… И создаёт его одно лишь слово «свисли». А ведь это слово ещё надо найти, и именно им выразить реминисценцию, далёкий отголосок настроения Есенинского опавшего клёна, но одновременно ещё и подчеркнуть своё собственное поэтическое «я».
Так мастерски поэт и создаёт столь ощутимое, чуть ли не до нервной дрожи, настроение: «Вечер злобный. Всё к дождю»…
Как поэтически красиво построена, и философски глубоко осмыслена строка «Ощущеньям нет прощенья». По моему мнению, эти два слова одновременно являются и кратким сюжетом, и ёмким синопсисом, и основной идеей всего произведения.
По прочтении произведения меня всё же не оставляет мысль о том, что лирическая героиня произведения всё же более эфемерна, чем реальна. И что она «родилась в голове поэта», как в древнегреческом мифе богиня Афина явилась на свет из головы Зевса… По крайней мере, назвав свою «девятую» собственным именем Олимпийской богини - Афина, поэт сам даёт возможный намёк на это.
И «девятая» для меня никак не числительное, о чём собственно и сам поэт написал: «По числу любить нельзя»… Я всё же склонен искать смысл этого слова больше в мелодраматизме нумерологии, чем в бесчувственной сухой арифметике.
С точки зрения стихосложения произведение близко к идеалу. Мастерская работа! Вдохновенная, чувственная и высокохудожественная!
Спасибо!

Сергей Ростовъ   06.04.2025 22:41     Заявить о нарушении
Сергей, добрый день. Благодарю за отзыв. Искренне люблю Ваши отклики на мои стихи, поскольку они всегда звучат не как формальная похвала, а как соавторское сопричастие. Это дорогого стоит.

Вы точно уловили: «девятая» — не цифра, не счёт, а ощущение предельности. Предела страсти, образа, боли, слабости, попытки понять, где заканчивается плоть и начинается миф. Афина ли она? Или тень детства, или незабвенная встреча, или всего лишь мысль, зреющая в бессоннице? Возможно, и то, и другое. Возможно, ни одно из.

Мне близко сравнение с имажинизмом: образ для меня действительно не просто средство, но и цель. Я бы даже сказал — исповедь, выраженная через картинку, метафору, ритм. Потому что голое чувство в стихе — как крик в пустыне: звучит, но исчезает. А образ, точно мираж, — остаётся.

Спасибо за искренность, за интеллектуальное участие и за редкий дар читать между строк.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   16.04.2025 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.