Девятая
Не считаю и не жду.
На аллеях клёны свисли,
Вечер злобный. Всё к дождю.
Ощущения бесправны.
Обнажилась в сердце плешь.
Дни горячие бесславны.
Память прячется промеж.
Ощущеньям нет прощенья.
За разъездом новый съезд.
Взгляд полярный – нет спасенья,
Правда с ложью любят месть.
Не имеет время смысла.
Я рихтую рьяно жизнь,
Память вслед меняет числа,
Выбирая у витрин.
Сигаретный дым и кресло.
В искушении – обман.
Лицедею слишком тесно
Прятать блуд и стыд в карман.
Восприятие наружно,
В сердце – зрелая скрижаль.
Для грехов любить не нужно,
Для грехов менять не жаль.
Случай был неординарный –
Разнеслась стремглав молва.
Ты любила виртуально,
Оказалось, что не зря.
Отменила часть привычек,
За границы перешла.
Губы алчно поэтичны –
Не кусая, задрала.
Ночь спесивая глумилась,
Помогала, как могла.
Ты змеилась и бесилась,
И надежду предрекла.
Между пальцев лезли черви,
Пот стыдливо заманил.
Обрекла – и в изуверстве
Я усердие дразнил.
Осквернил, надрывно каясь,
Грёз поверженных мораль,
До запястий, задыхаясь,
На губах нашёл миндаль.
Ты, девятая, святая –
До Голгофы честь несла,
На закате обрекая,
Встречу с детства берегла.
Ты, девятая, поверь мне,
Что забавная качель
Быстро вширь откроет двери
И затащит страсть в постель.
Ты зачатие открыла,
Горизонты видят вдаль,
Клятый имидж изменила,
Не свершится – будет жаль.
Мир бездарный презирая,
Одиночеством жила.
Ты – другая, не былая,
До наивности проста.
Ты – волчонок экзотичный,
Фарисейства антипод,
Рифма нежности критичной,
Небом данный спелый плод.
Ты – бессмертная Афина,
Непритворная печаль,
Страсти нежная лучина,
Ранней зрелости причал.
Я в неверии родился,
Сам не знаю, почему,
Заикаясь, утвердился.
Не надейся – я дожму.
Не кричи, словами плача,
Я обиды восприму.
Насовсем переиначу:
Шансов нет – я покорю.
Не суди любовь, артачась.
Я сорву с тебя сургуч –
Обнажу канву, ребячась,
Ты не кайся и не мучь.
Унижай, скажи, что хочешь,
Добивай и допивай.
Слаще нет, чем вечер к ночи,
В полночь – лучше невзначай.
Ты слезами не терзайся –
Не излечит, не убьёт.
Я в холерном краснобайстве,
Зимний возраст не в зачёт.
Глаз покорное свеченье
И кудрявый малахай
Вызывают вожделенье.
Не стыдись, не пресекай!
Крайней святости нетленье –
Притча в колких языках.
Обмани любви сомненье –
Черти бегают в зрачках.
Ты, девятая, не просто
Ниоткуда ворвалась.
Кто-то где-то без допроса
Мне сказал, что ты нашлась.
Кто-то бросил меня в топку,
Кто-то мне стихи писал,
Кто-то мне сказал: «Без проку
В круговерти жизнь искал».
На какой такой чужбине –
Я не ведал, не гадал –
В образе земной богини
Ходит мой оригинал.
От бесчестья век горячий
Породил любовь не зря.
У мечты грехи незрячи,
Ты – колючая стезя.
Мои чувства – не обноски,
Это новая пора.
Хоть немного, по авоське,
Дай мне день календаря.
Нет ни мочи, ни надёжи.
Нет удела, нет житья.
Раздирая болью кожу,
Я кричу из небытья.
Я руками объясняюсь,
Чувства – в рваных волдырях.
До утра любовью маюсь,
Счастье брезжит на сносях.
Забери, прибей глазами.
Красным месивом заря.
Между разными мостами
Мы живём, благоволя.
Я девятой был повержен –
По числу любить нельзя.
За окном восход забрезжил,
Плачет белка из дупла.
Свидетельство о публикации №120103107819
А в этом произведении поэт яркими штрихами - метафорами и создаёт образ загадочной «девятой»… Создаёт кропотливо, не торопясь, не скупясь использует свою богатую «словесную палитру». Бережно расставляет смысловые акценты - метафоры и эпитеты для более глубокого понимания создаваемого образа читателем.
Именно поэтому, я предпочел бы называть это произведение небольшой романтической поэмой. Хотя я нахожу в нём и достаточно много авторских философских размышлений, столь характерных для элегии. Если взять первые шесть строф, то это очевидно.
«На аллеях клёны свисли»… Какая глубокая декадентская характеристика настроения… И создаёт его одно лишь слово «свисли». А ведь это слово ещё надо найти, и именно им выразить реминисценцию, далёкий отголосок настроения Есенинского опавшего клёна, но одновременно ещё и подчеркнуть своё собственное поэтическое «я».
Так мастерски поэт и создаёт столь ощутимое, чуть ли не до нервной дрожи, настроение: «Вечер злобный. Всё к дождю»…
Как поэтически красиво построена, и философски глубоко осмыслена строка «Ощущеньям нет прощенья». По моему мнению, эти два слова одновременно являются и кратким сюжетом, и ёмким синопсисом, и основной идеей всего произведения.
По прочтении произведения меня всё же не оставляет мысль о том, что лирическая героиня произведения всё же более эфемерна, чем реальна. И что она «родилась в голове поэта», как в древнегреческом мифе богиня Афина явилась на свет из головы Зевса… По крайней мере, назвав свою «девятую» собственным именем Олимпийской богини - Афина, поэт сам даёт возможный намёк на это.
И «девятая» для меня никак не числительное, о чём собственно и сам поэт написал: «По числу любить нельзя»… Я всё же склонен искать смысл этого слова больше в мелодраматизме нумерологии, чем в бесчувственной сухой арифметике.
С точки зрения стихосложения произведение близко к идеалу. Мастерская работа! Вдохновенная, чувственная и высокохудожественная!
Спасибо!
Сергей Ростовъ 06.04.2025 22:41 Заявить о нарушении
Вы точно уловили: «девятая» — не цифра, не счёт, а ощущение предельности. Предела страсти, образа, боли, слабости, попытки понять, где заканчивается плоть и начинается миф. Афина ли она? Или тень детства, или незабвенная встреча, или всего лишь мысль, зреющая в бессоннице? Возможно, и то, и другое. Возможно, ни одно из.
Мне близко сравнение с имажинизмом: образ для меня действительно не просто средство, но и цель. Я бы даже сказал — исповедь, выраженная через картинку, метафору, ритм. Потому что голое чувство в стихе — как крик в пустыне: звучит, но исчезает. А образ, точно мираж, — остаётся.
Спасибо за искренность, за интеллектуальное участие и за редкий дар читать между строк.
С уважением, Михаил Гуцериев
Михаил Гуцериев 16.04.2025 16:24 Заявить о нарушении