Харитон Отрадный - написанные рецензии

Рецензия на «Определение мафии» (Владимир Микушевич)

Это письмо русского националиста, которое было написано задолго до нынешних событий, о которых можно говорить лишь то, что разрешено и положено, — многое объясняет в сложившемся положении вещей. Цитирую:

«А знаете почему у нас страна такая? Потому что власть слабая, разношерстная и нет идеологии. Отсюда и бардак в стране.
Везде коррупция, кумовство и равнодушие.
Нет никакой общей идеи, государство полностью абстрагировано от общества и не является одним целым. Каждый сам за себя и думает только о себе, да как карманы свои набить.

И даже этот слив видеозаписей пыток также результат пренебрежения. Эти болваны допустили к архиву бывшего заключенного, который просто взял и все скопировал. И теперь эти идиоты в погонах ссучат друг на друга, не знают как свою шкуру спасти и кого выставить крайним.

Осрамиться с отравлением Скрипаля — результат кумовства и коррупции, когда в разведку и в ФСБ попадают люди не экстра профи, а придурки, которые даже о конспирации позаботиться не могут. Т.е. безразличие, коррупция и кумовство даже против них играет. Это уже о многом говорит. В стране реальный бардак, даже вообще кромешный беспорядок!

А банда Цапков? Годами о ней все знали, знали что она крышуется местными органами, знали о их преступной деятельности и спокойно она себе существовала, пока они жестоко не убили несколько семей.

Взрослые мужчины насилуют других мужчин на зоне.
— Блогеры (Швец, Петров, Милохин и прочие) кормят сотни тысяч детей лгбт-пропагандой.
– Петрова в гей-клуб лично сопровождает росгвардия, (есть фото и видео, как самого популярного гея страны росгвардия сопровождает в гей-клуб, чтоб его не побили).
– Того же Андрея Петрова в Новом Уренгое лично охранял ОМОН и даже предоставил ему конспиративную квартиру и даже бегал ему в ларьки покупать еду.
– Наказание через унижение в России до сих пор считается нормой и наивысшим наказанием.
– Лгбт-певицу Алёну Швец на рекламных щитах пиарят по Питеру и Москве с полного согласия властей
– За ресторанную сеть пропагандирующую ЛГБТ заступаются чуть ли не все СМИ, даже федеральные. Даже суды с её подачи возбуждают.
А ревнителей консервативных ценностей объявляют главными экстремистами России.

Это письмо, которое Вы сейчас читаете — просто каша, все в перемешку, я знаю. Я просто действительно в диком отчаянии насколько запущена внутренняя политика в РФ.

Я вообще могу бесконечно об этом писать. Но суть в чем?
В том, что страна реально катится в бездну. Потому что нет идеологии и нет сильной руки. Точнее сильная рука есть, только когда нужно защитить свои активы и своё положение в кресле.
Все продажные, готовы за деньги народ свой продать, мать родную.
Государству вообще плевать на свой народ (я сейчас про титульную нацию), плевать на институт семьи, его будущее.

Даже в СССР было и то лучше, вот серьёзно. В школах были уроки военного дела, зож, уроки шитья, труда, за семью рассказывали детям. Пионер отряды. Проф союзы. Люди во дворы столы выносили, собирались всем домом, кушали, пили. Люди сплоченнее были, идея была, пусть и ужасная (коммунизм), но все же идея, которая объединила людей друг с другом и государство.

Даже инородцев не было, все жили в своих республиках, потому что в СССР было нереально зарегистрироваться и обосноваться в чужой области, тем более в столице.

А сейчас сосед соседу враг, даже порой не здороваются друг с другом. Везде распутство, разврат, деньги, деньги, деньги. Нашествия дикарей по всей стране. Торговля собой уже чуть ли не в культ возведена. Одни WebCam модели, эскортницы, проститутки, содержанки, порноактрисы и т.д., а если их порицаешь - то сразу экстремист.

И у многих, собственно, вопрос, а стоит ли спасать этот народ?

Где граница между всепрощением и терпимостью ко злу и беззаконию?».

Харитон Отрадный   05.10.2022 13:11     Заявить о нарушении
В русской сказке сказано об этом короче и точнее: таскать вам не перетаскать. Извините меня, но мне бы хотелось мою страницу в стихи.ру сохранить для чего-то другого. Не знаю, насколько это мне удается.

Владимир Микушевич   05.10.2022 23:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бог вне философии» (Владимир Микушевич)

Мудрость философов — это наиболее удачная попытка приблизиться к Божественной мудрости, которая вечно остаётся недостижимой. Но это и безумие пред Богом, как написано в Библии. Возможно, что такова и есть цена мудрости. А Бог трансцендентен и имманентен одновременно, к тому же «Дух веет, где хочет».

Наткнулся на любопытные размышления о переводах. Вам, возможно, будет интересно это прочесть:

«Если бы современнику, умеренно владеющему английским, попались на глаза заглавия двух английских переводов книги Ницше "Die fröhliche Wissenschaft (La Gaya Scienza)", то у него возникли бы два совершенно разных представления о содержании.

В первом случае название выглядит как "The Gay Science", а во втором - как "The Joyful Wisdom".

Сегодня для многих (например, моих) глаз и ушей "Гейская наука" и "Радостная мудрость" несут явно разные значения.

Хотя когда-то, лет с сотню назад (когда слово gay означало "весёлый" и естественно отсылало читателя к "весёлой науке" труверов - о которой тогда знали все, а сейчас никто) эти фразы звучали близко по смыслу.

Этот небольшой курьёз заставляет вспомнить, что, по мнению многих граждан, владеющих немецким - в действительности переводов Ницше на русский не существует или почти не существует. Его тексты настолько полны внутренними зарифмованными смыслами, уникальными для его национальной культуры - что каждый лихой афоризм при переводе должен сопровождаться примечанием в пару страниц, включающим в себя транскрипцию фразы и разъяснение, какие ещё немецкие слова и выражения она напоминала читателю, с толкованием всех этих слов.

Примерно по тем же причинам многие сомневаются в существовании переводов японской и китайской поэзии, и по этим же причинам к переводам Корана ислам относится с враждебностью - и терпит только "толкования смыслов Корана на других языках".

...Изначально на этом месте должно было быть грустное рассуждение о том, что существует, видимо, "закон угасания смысла"; что смысл сказанного начинает исчезать, как только вылетает из головы говорящего - и прочие грустные банальности.

Но на самом деле это не так: смысл не исчезает и не умирает. Он просто бесконечно мутирует (мутация и есть "воспроизведение с ошибкой") - и иногда, как сама жизнь, вместо того, чтобы увять - расцветвет после очередной ошибки заново и необычно. Смысл - спутник жизни, а значит, он ведёт себя точь-в-точь как она.

Так, из церковнославянской библейской фразы о том, что на коне не спасёшься, однажды выпал конь. Так появилось глубокое и уникальное русское выражение "Ложь во спасение".

А я при чтении перевода Рекса Стаута однажды обнаружил афоризм-строчку "Измена родине себя не окупает" и запомнил её.

Спустя годы я читал тот же роман на английском и с дичайшим изумлением обнаружил, что это в оригинале обрывок знаменитого "Мятеж не может кончиться удачей (в противном случае его зовут иначе)".

Переводчик Стаута не опознал знаменитой эпиграммы шестнадцатого столетия. Встретив "Treason doth never prosper", он решил, что речь идёт именно об измене стране, а не о мятеже и заговоре против монарха. И в итоге поднатужился и соорудил самостоятельный афоризм с совершенно иным смыслом.

Но ведь измена Родине действительно себя не окупает.

Если развить мысль, то возникает вопрос — а зачем вообще нужны переводные шедевры прошлых веков? Да и вообще — шедевры прошлых веков?

Понятно, что некоторые могут представлять историческую ценность. Но именно как литературные произведения — зачем? Зачем они, если значительная часть смыслов, в них заключённых, просто выветриваются со временем и не имеют значения вне конкретного культурно-исторического контекста?».

Харитон Отрадный   03.09.2022 16:18     Заявить о нарушении
Бога. Что касается переводов, разумеется поэтический перевод невозможен. Но ведь и оригинал тем более невозможен, и всё-таки он существует. Перевод основывается на собственной невозможности, иначе он не передавал бы главное в оригинале - оригинальность. В конце концов, оригинал тоже перевод некоего сверхоригинала, предшествующему ему и к этому сверх оригиналу иногда приближается как раз переводчик, хотя чрезвычайно редко. Что касается переводов Ницше, то действительно существуют разные Ницше: патетический вещатель, тонкий аналитик и проницательный скептик (см. об этом мою статью "Ирония Фридриха Ницше", есть в сети). Так, Ницше сам говорит, что он слишком великий отрицатель для того, чтобы учреждать культ сверхчеловека. А ведь для скольких мнимых ницшеанцев сверхчеловек - это главное у Ницше. Так что даже в оригинале существуют разные Ницше.

Владимир Микушевич   04.09.2022 00:05   Заявить о нарушении
Бог – личность. Поэтому в нём всё неповторимо и свойственно только ему. А то, что абсолютно своеобразно и не подлежит обобщению, недоступно философии, хотя философия ничем, кроме вопроса о существовании Бога не занимается. Вот почему схоласты по-своему верно говорили, что философия – служанка теологии, потому что она ходит вокруг да около веры. А где начинается вера, философии делать нечего, хотя здесь-то философия и начинает действовать. Хайдеггер говорил, что религиозная философия – всё равно что деревянное железо. Такова была дань его католическому воспитанию. А вот русская философия – религиозная философия и никакая другая. Понимаю, что это противоречие. Но существует ли что-нибудь, кроме противоречий?

Владимир Микушевич   04.09.2022 00:22   Заявить о нарушении
Для Харитона:
"Treason doth never prosper" - Измена никогда не процветает. - Мне думается, это в большей степени соответствует оригинальной фразе. Буквально "не процветает", поскольку в действительности сие весьма не частый случай, и не захватывает большую часть надеянных умов. А то, что "Королю", иль "Родине", мне кажется, это уже того или иного рода оправданно-контекстуальная субъективация.

Максимилиан Гюбрис   08.09.2022 04:35   Заявить о нарушении
Для В.Б. Микушевича:
Мне вновь вспоминается высказывание Шатобриана в его "Замогильных" о философии, как о наиболее прекрасном виде безделья. :)

Максимилиан Гюбрис   08.09.2022 04:45   Заявить о нарушении
Максимилиану Гюбрису

К сожалению, современная история оспаривает это утверждение. Измена во многих случаях процветает. Что касается философии, Шатобриан прав. Но не являются ли некоторые виды деятельности в индустриальном обществе высоко оплачиваемым бездельем, а поскольку философия оплачивается хуже или совсем не оплачивается, она волей-неволей превращается в деятельность.

Владимир Микушевич   09.09.2022 15:06   Заявить о нарушении
В.Б. Микушевичу:

И то правда. Ваш ответ Шатобриану индустриального века - перл остроумия. Кстати, это тоже из рода тем - "философия и остроумие"...

Всё же об изменах Я не враз, этак, соглашусь. Мне думается, измена большей частью в головах - по мнению об измене, даже не по суждению. Разве что безумие, происходившее к 1917-му году в народе, можно единственно назвать, как массовое пан-тризонерство - они ж все, в бедных шинелях и бушлатах, именно и были воплощенными предателями, изменниками, - но это, сопоставимо, наверное, лишь с масштабом (а в чём-то и с природой) таких явлений, как вторжение варваров в Римскую Империю.
На мой взгляд, нет, измена не процветает.

Максимилиан Гюбрис   10.09.2022 03:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Откуда смерть» (Владимир Микушевич)

Паскаль хорошо выразил этот экзистенциальный парадокс: «Я не знаю, кто ввел меня в этот мир, ни что это за мир, ни кто я такой. Я невежествен во всем. Не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа, ни даже та часть меня, которая придумывает то, что я говорю, размышляет обо всём и о самой себе, но знает себя не лучше всего остального. Вижу пугающие просторы Вселенной вокруг себя, а я привязан к одному уголку этого широчайшего пространства и не знаю, почему нахожусь в этом месте, а не в другом. Не знаю и того, почему отпущенный мне краткий срок должен прожить именно в этот, а не в другой отрезок вечности, которая была до меня и останется после меня. Вижу бесконечности со всех сторон; они окружают меня как песчинку, как тень, которая появляется на миг и больше не возвращается. Я знаю лишь то, что должен умереть, но меньше всего знаю о смерти, которой не могу избежать».

Впрочем, не все готовы это принять и порой задаются вопросами, подобными этому: «Легко могу себе представить хитовость нищенствующих проповедников в Средневековье. Огромные массы людей экстремально бедны и не видят в своей жизни ничего, кроме изнурительного труда и лишений. Шансов это изменить у них тоже никаких. А тут кто-то протягивает руку и говорит, что в целом так и надо жить, мучения — это проверка на прочность от Бога, и, если выдержать её достойно, после смерти улетишь прямиком на золотые небеса, ощущая нестерпимое блаженство.

Выделял францисканцев из ландшафта средневекового христианства мазохизм. Люди из ордена, если верить рассказам, обладают невероятным количеством святости, но всё равно чувствуют себя недостойными, грешными и наказывают себя за малейший проступок. Ещё они терпят издевательства, насмешки и даже побои от тех, кто презирает их убогий внешний вид. Франциск и его братья не только не стремятся избежать насилия, но как будто ищут его. Думаю, они слишком далеко зашли в желании «подставить другую щёку». Я уже не говорю о том, что и в обычной жизни члены ордена претерпевали добровольный физический дискомфорт.

Здесь я задаюсь вопросом, а всегда ли христианский святой — это мученик, и если да, то почему? Откуда взялось это полное пренебрежение и отвращение к телесности?

Мне очень хотелось поупражняться в остроумии по поводу всех этих экстатических чудес, но превалирующая эмоция, испытанная мной во время чтения — это грусть. За всех людей, намеренно делающих свою жизнь почти невыносимой в надежде на несуществующую награду».

Владимир Борисович, несколько лет назад слушал Ваши лекции (в записи) и меня поразила притча о влюбившемся монахе и его учителе, который показал ему истинную суть его влечения. К сожалению, сейчас не могу вспомнить в какой лекции это было рассказано Вами, да и позабылись детали. Вы ещё помните ту притчу или, возможно, знаете где её можно прочитать?

Харитон Отрадный   04.08.2022 21:55     Заявить о нарушении
Притча, о которой Вы спрашиваете, это одно из христианских преданий. Молодой послушник подвергся любовному соблазну. Его духовный отец посоветовал ему окунуть платок в могилу и понюхать чем это пахнет. После чего послушник излечился от соблазна. Не понимаю, откуда взялось представление о том, что христианство пренебрегает телесностью, когда апостол говорит, что тело - храм духа и Христос воскресает во плоти, а также мёртвые, в отличие от языческого спиритуализма, отрицающего телесность и сводящего всё к духу. Что касается Паскаля, его интеллектуальное мученичество в том, что он пытается вместить Откровение в жёсткие рамки рационализма, как это было уже отчасти свойственно Фоме Аквинскому. Между тем Тертуллиан недаром говорит: credo quia eneptum est. Это не значит, что мы веруем в несообразное, но вера начинается там, где разум исчерпывает свои возможности. Ведь вера не просто признание, что Бог есть, вера только тогда вера, когда она получает подтверждение свыше, о чём как раз Паскаль написал в своих "письмах о благодати" Ecrits sur la grace. Правда, в такое подтверждение нужно опять-таки веровать.

Владимир Микушевич   08.08.2022 12:23   Заявить о нарушении
Я нашёл у Иоанна Златоуста отрывок с похожим смыслом: «Когда ты увидишь миловидную женщину с молниеносными очами, с весело сияющим лицом, с дивной красотой, которая сжигает твой ум и распаляет похоть, то подумай, что то, чему ты удивляешься и что разжигает тебя, есть лишь земля и пепел, и душа перестанет неистовствовать. Сними кожу с лица этой женщины, и тогда увидишь все ничтожество красоты. Не останавливайся на одной внешности, а проникни мыслью внутрь, и ты не найдешь ничего другого, кроме костей, нервов и жил. Но этого недостаточно? Представь же себе, как эта женщина изменяется, стареет, делается немощной, как вваливаются глаза, становятся впалыми щеки, как исчезает вся ее красота. Подумай, чему ты удивляешься, и постыдись своего суждения. Ты удивляешься глине и пыли; прах и пепел разжигают тебя. В самом деле, сущность видимой красоты составляет ничто иное, как мокрота, влага, кровь и сок пережеванной пищи. Ими орошаются и глаза, и щеки, и все прочее; и если ежедневно они не получают этого орошения, идущего от желудка и сердца, то вся красота лица тотчас же исчезает, так как щеки делаются слишком впавшими, а глаза глубоко ввалившимися. Если, таким образом, ты подумаешь, что скрывается за прекрасными глазами, что за прямым носом, что за устами и щеками, то скажешь, что телесная красота представляет ничто иное, как побеленный гроб: так полна она изнутри нечистоты. Увидев рубище с мокротами или харкотинами, или чем другим подобным, ты не решишься и краем пальцев дотронуться до него или даже и смотреть не захочешь, а к складам и житницам этих нечистот страстно стремишься? Тот, кто любит тело и питает страсть к красивой девице, если желает узнать безобразие сущности, может узнать ее по самому внешнему виду. В самом деле, многие сверстницы любимой, и часто даже еще более красивые, умирая, чрез день или два издают зловоние и представляют червивый гной и сукровицу. Итак, подумай, какую любишь ты, человек, красоту, и к какой прелести пылаешь страстью».

Один человек написал, что Златоуст почти дословно цитирует буддистские тексты, что, на мой взгляд, — абсурд, ведь он не мог их знать. Другие люди утверждают, что это близко к неоплатонизму, что уже больше похоже на истину, ведь мы знаем как Плотин относился к собственному телу («Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из-за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине»), а Прокл вёл жизнь аскета («не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал посты согласно указаниям богов, являвшихся ему во сне»).

Харитон Отрадный   08.08.2022 19:04   Заявить о нарушении
Языческий спиритуализм, действительно, внешне похож на христианскую аскетику. Но он, действительно, отрицает тело, а христианство полифонично, сколько христианских текстов воспевают красоту! В конце концов, и добротолюбие относится к красоте, добрОта, по-славянски, красота. Песнь песней входит в чин православного венчания. Фома Аквинский говорил, что красота - это claritas, integritas и consonantia. Правда, речь идёт о красоте творения Божьего. Но вспомните при этом православную икону и православное зодчество. А ведь всё это основывается на тех словах Иоанна Златоуста, которые Вы цитируете. Это даже не амбивалентность, а поливалентность. В 20м веке об этом напомнил Флоренский, а также М.М.Бахтин.

Владимир Микушевич   09.08.2022 00:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «А ты спасаешь грешных. Из сонетов к Пречистой Деве» (Владимир Микушевич)

Но ведь оба спасаются? И праведник и покаявшийся грешник? Этим иллюстрируются два пути к спасению: путь праведницы и путь покаявшейся грешницы. Вы утверждаете, что образ Гретхен — не наследует Беатриче, но можно ли сказать, что образ Гретхен восходит к падшей Софии или даже Лилит, а образ Беатриче к Богородице? Знаете, Владимир Борисович, я всё чаще встречаю людей, которые ложно для себя пытаются следовать этим моделям спасения, только одни ведут просто достойную (как они считают) жизнь и полагают, что такой этики достаточно, но Вы говорили, что нравственностью человек не спасается. Напротив, другие же всю жизнь — с радостью грешат, надеясь покаяться перед смертью и таким образом спастись. Иногда можно услышать даже: «У меня ещё есть время, я ещё молодая, нужно брать от жизни всё». Да и установка «греши сколько можно, потом покаешься, причастишься и в рай» уже давно устоялась практически во всем мире. Где грань между тем, что Вы пишете и апокатастасисом?

Хоть я и сам склоняюсь к тому, что истинная вера сейчас возможна только в состоянии между верой и неверием, в этом ядре срединного баланса, где Исаак Сирин, Иоганн Таулер и Мигель де Молинос уравновешиваются Гольбахом, Ламетри и Гельвецием, как яд и противоядие, но вот эта вера «лишь наполовину» многих если не губит, то уводит в совсем тёмный лес, где свет покаяния им становится вовсе недоступен.

Как пример:

«В поругании святынь есть своя прелесть. Когда я был маленьким, то я ощущал некую дрожь от молитвы. Ныне я ощущаю ту же дрожь, но от богохульства. Я не понимаю верующих, которые бегут защищать своего всесильного Бога. Разве эта защита не есть величайшее богохульство — сомнение в всемогуществе "всемогущего"? Если Он есть, то пускай справится сам. Баранов — в Ад, а если не терпится, то и сейчас молнией можно швырнуть. Возможно, вы имели в виду, что хула может ослабить веру верующих. Но чего стоит такая вера? Есть вариант, что слуги сатаны решили довести верующих до гнева, возможно им и удалось. Но чего стоит такая вера? Глупо и невежественно издеваться над тем, кого нет».

Как видите, Владимир Борисович, мрак окутывает многих, но мрак отнюдь не божественный.

Харитон Отрадный   14.06.2022 22:18     Заявить о нарушении
Вы как будто не замечаете, что мой сонет - поэтическое произведение и не имеет иначе смысла. Это не повторение тех или иных истин, в лучшем случае это возвращение слова к его истинному значению. У меня сложилось впечатление, что для Вас Бог сотворён по образу и подобию человека. Но Вы хорошо знаете, что дело обстоит наоборот. И слова Тертулиана "верую, ибо несообразно" глубочайшая истина, а иначе зачем веровать, если можно проверить. Но проверить здесь как раз ничего нельзя. Можно только доверяться или не доверяться. По-моему, если нет Бога, то нет и человека, а в лучшем случае есть Homo sapiens и всё равно не известно, что это такое. Остальное сказано в моём стихе и, по-моему, стоит обсуждать или мой стих или то, что в этом стихе якобы сказано, но о чём не стоит говорить. Вы не можете не знать, что за сонетами к Пречистой Деве некая сложная традиция. Если Вы её не замечаете, то нечего обсуждать. Если Вы сочтёте это резкостью - извините.

Владимир Микушевич   15.06.2022 00:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Поиски третьего глаза» (Владимир Микушевич)

В 1942 году Мирча Элиаде писал в своём Португальском дневнике: «В целом главная трагедия моей жизни может быть сведена к следующей формуле: я язычник - совершенный, классический язычник - пытающийся быть христианином. Для меня космические ритмы, символы, знаки, магия, сексуальность гораздо более насущны, более непосредственны, чем проблема спасения. Я посвятил лучшую часть себя этой проблеме, но даже на один шаг не приблизился к её решению».

Интересно, а какой вид язычества он пытался практиковать, ведь досконально изучив «многообразие религиозного опыта» ему в итоге пришлось сделать выбор? Хотя язычество, если это серьезно, это всегда «кровь и почва», (тем смешнее выглядят какие-нибудь бельгийцы, принимающие джайнизм) но у меня есть некоторые сомнения, что будучи этническим румыном — он был сторонником залмоксианства, хотя у гетов это был своеобразный монотеизм, ведь Залмоксис был единственным даймоном. И его мистические откровения дают нам повод усомниться в своём исходе из дакийских и фракийских верований. Его верования скорее напоминают синкретизм какой-то языческой суммы теологии. А Ваши измышления о традиции отсылают к видной работе этого традиционалиста «Мефистофель и андрогин», хотя традиция и традиционализм — вещи кардинально различные.
Вы, как я помню, сторонник теории о происхождении альбигойской веры из более древних культов, таких как: манихейство, богомильство, иранские древние культы. Но ведь манихейство — это дуализм самостоятельных начал, не проистекавших один от другого, а в романо-готическую эпоху любой дуализм рассматривался как политеизм, катары же явно не были многобожниками, к тому же являясь при этом антитринитариями. Их противопоставление двух начал (царства духа царству материи) — это, согласитесь, не многобожие. Да и свящённые тексты Мани им были скорее всего недоступны даже в переводах, ведь их священной книгой был только «Новый Завет».

Харитон Отрадный   15.05.2022 02:05     Заявить о нарушении
Что касается альбигойцев, как выясняется, главным их расхождением с католической церковью была молитва "Отче Наш", которую они читали по-православному: Яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Католики не могли с этим согласиться, т.к. для них Царство, и Сила, и Слава принадлежат папе. Отсюда, между прочим, вражда императоров и пап. Что касается манихейства, то в строгом смысле слова и оно признает единый источник противоборствующих начал, который манихеи предпочитали не называть. А многобожие (политеизм) - в конце концов, политическая доктрина Римской империи, признающей всех богов для того, чтобы причислить к богам императора. Наоборот, язычество - это крайний пантеизм, усматривающий единое божественное начало во всем, что ни на есть, и воздающее божеские почести традиционно камню, дереву или идолу. В этом смысле Мирча Элиаде, изучивший множество языческих культов, действительно, язычник, ищущий христианства, может быть, как мы все, ибо вера каждого из нас несовершенна: верую, Господи, помоги моему неверию, а иначе вера - непростительное духовное самообольщение.

Владимир Микушевич   15.05.2022 23:34   Заявить о нарушении
Интересно, что Вы думаете о таких нетривиальных рассуждениях Дмитрия Корчинского о неоманихействе:

«Манихейство основывается на ненависти к основным образам, символам и смыслам христианского мира. Греческий язык Гомера не знал прошедшего времени. Манихейство ненавидит нынешнее. Отрицает полноту жизни во Христе, Церкви и в обществе, противостоит Европе, рыцарству.

На самом деле все эти философские концепции или религиозные концепции, которые связаны с историческими манихеями — второразрядны. Основная интенция в манихействе — самоубийство. Это чувство, это ненависть к маскулинности, к оружию, к Родине, к Церкви, к войне, к мужской самореализации через героизм — вот это манихейство. Во все времена, во всех странах оно проявлялось одинаково — как воля к самоуничтожению, независимо от того наряжалось ли оно в религиозные одеяния, философские, светские. Мы можем это видеть у манихеев Болгарского царства, которые поспособствовали уничтожению Первого Болгарского Царства – одного из сильнейших государств тогдашнего мира, это и юг Франции, север Италии, но это тогдашнее манихейство — словно лабораторная работа, которую делал Сатана и потом все эти находки были реализованы уже в новой Европе.

Изучая средневековую Тулузу или Турин, мы сталкиваемся с удивительными соответствиями нашему времени. Уже в ХІІ ст. мы с удивлением наблюдаем в Провансе мультикультурализм, буржуазию (явление и термин возникли именно тогда), проблемы с духовенством, демократию, литературность, чувственность, противопоставляемую религиозному долгу, синкретизм (представление за то, что все равноценно, отрицание исключительности Европы и Церкви ), протестантизм (вальденсов). Обстоятельства очень похожи на новое время.

Интересно то, что вопреки расхожему мнению, Церковь никогда не имела идеологической монополии. Даже во времена эталонного "мрачного средневековья", в конце XII в. по крайней мере, тысяча городов в Южной Франции и Северной Италии не были католическими.

Манихеи-альбигойцы и протестанты-вальденсы изгоняли оттуда священников. Когда св. Доминик прибыл в Тулузу (один из экономических центров средневековой Европы), он не нашел там ни одного католического прихода.

Манихейство, распространившееся тогда в Лангедоке, удивительно напоминало современный европейский гомо-социализм. Выдающийся исследователь Эбрар отмечает, что в "истинном воскресении" альбигойцев души не имеют полового разделения. Новомодные гендерные доктрины отрицают половую детерминированность уже при жизни, не ожидая воскресения.

Легко заметить параллель между катарами и современными идеологами, начиная с просветителей-руссоистов: "Катары считали, что истинная природа каждой души – блага. Они также, по мнению многих исследователей (Нелли Рене, Бренон Анн, Мишель Рокеберт), освободили женщин от "греха Евы", основанного на библейской мизогинии". Катары, совсем как нынешние психиатры, отрицали первородный грех и свободу воли.

Современная абсолютизация науки очень похожа на манихейский гнозис, тайное знание, противопоставляемое вере. Катары, по внушению своего хозяина – дьявола, очень рано додумались до идеи равенства независимо от вероисповедания, расы и образа жизни. Забавным является катарский "буддизм" – вера в реинкарнацию, отрицание убийства животных.

Здесь наглядна параллель с современным упадком перед восходом и облизыванием далай-ламы. Даже аскетизм катарской верхушки отвечает аскетизму ранних социалистов и декларируемой скромностью еврочиновников. Его не стоит путать с христианской аскезой, которая имеет совсем другие устои.

Церковь полнокровна. Среди ее святых есть отшельники и веселые феодалы. Она освящает множество форм радости, однако уравновешивает их постом. Она нормально здорова, она чередует грусть и радость (время разбрасывать и время собирать).

Манихеи ненавидели материю, социалисты не признают душу. Однако исповедуют манихейское противопоставление порочной капиталистической действительности будущему коммунистическому царству. Следует вспомнить социалистическую антивизуальность, уродство и сатанизм сталинского партийного церемониала. Все это соответствует манихейской стилистике.

Интересны некоторые, почти подлинные соответствия в практике древних манихеев и тех манихеев, которые управляют нами. Альбигойцы, подобно либералам и большевикам, использовали главные христианские праздники – Пасху, Рождество, Троицу – перекрутив их значение.

В своей критике христианства нынешние атеисты пользуются древнейшим манихейским арсеналом. По свидетельству св. Августина, манихеи уже в четвертом ст. ревизовали Евангелие, утверждали, что там есть иудейские вставки и так далее.

Кстати, поклонение реликвиям в христианстве является, в частности, важным антиманихейским символом. Даже и в костях бывает благодать – говорит Церковь, - даже тот, кто вечно жаждет зла, назначен во благо.

Благодарение Богу, Римские Папы и французские короли XIII века не повторили ошибки болгарских царей, вовремя распознали опасность и уничтожили альбигойцев Лангедока.

К сожалению, им не удалось уничтожить дьявола, поэтому манихейство подспудно эволюционировало и взяло реванш сейчас, когда Церковь ослабла. Оно повлекло за собой мощное влечение Европы к самоубийству.

Весь этот гомо-социализм, вся эта мерзость, поклонение перед нашими чернокожими братьями — это все уже было во Франции 12-13 века, но тогда хватило инстинкта самосохранения у римских пап, у французских королей, у аристократии — задушить это чудо. Но Сатана выжил и реализовал это уже в 19-20 веке на Западе и сейчас это удивительное стремление к самоубийству… Манихейство оказалось самым удачным изобретением сатаны. Большинство тех, кто определяет нынешний мир, являются сознательными или латентными манихеями.

Между тем, почему мы называем это манихейством? Мы можем называть это неомарксизмом, гомо-социализмом и так далее, но социологическими и политологическими категориями мы не можем это объяснить, а теологическими — можем. Именно поэтому более адекватно называть это манихейством. Что все они манихеи, как бы они не назывались. Или он аскетичный социалист, или распутный представитель гей тусовки — на самом деле это одно и то же, они хотят одного и того же и ненавидят они одно и то же. Классовая борьба – временность. Расовая война – данность. Половая война – конечность. Классовая война, расовая война, половая война — это звенья одной цепи и пока что мы близки к поражению в этих процессах».

Харитон Отрадный   16.05.2022 09:42   Заявить о нарушении
То, что Вы пишете, чрезвычайно интересно и с морально-догматической точки зрения правильно. Манихейство осуждено на всех соборах и в христианском мире считалось синонимом ереси. Но, к сожалению, культура да и вообще творчество с догматической точки зрения аморальна. Это грех, хотя отрекаться от культуры, по-моему, грех едва ли не наихудший. Я с восхищением читаю трубадуров по-провансальски. А ведь их всех обвиняли в манихействе. А разве "Слово о полку Игореве", с его противопоставлением света и тьмы, не манихейское произведение? Гоголь с его "Вием" - настоящий киевский манихей, не чуждый каким-то эзотерическим традициям, воспринятым через Григория Сковороду: "Мир ловил меня, но не поймал", - типично манихейская фраза. Так нечисть во главе с Вием ловит Хому Брута, который недаром "философ". Руссо, конечно, просветитель, но его "Грёзы одинокого на прогулках" - чудо музыкальной прозы, без которой я не могу жить. В конечном счёте Вы, вероятно, правы, но я ничего не могу с собой поделать, и мне остаётся только уповать на милосердие Божие, как сказал бы, вероятно, Вольфрам фон Эшенбах, которого мне ещё предстоит перевести до конца.

Владимир Микушевич   16.05.2022 22:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пророчество и Откровение» (Владимир Микушевич)

Владимир Борисович, идея креациологии отвергает детерминизм/фатализм, или я ошибаюсь? А как она соотносится с доктриной теодицеи в том смысле, в котором её понимали Эпикур, Лейбниц, Флоренский? Она наследует ей?

Также интересует Ваше представление о Боге как о Творце зла. Мусульмане называют Бога творцом, но это понимание несколько разнится с христианским представлениям о том, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, а после шести дней творения Он больше ничего нового не творит.

Напротив, в исламе с IX века, согласно богослову Абу-ль-Хасан аль-Ашари, считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда мусульмане утверждают, что Бог — создатель, то подразумевают, что Аллах — творец каждого действия человека и действия каждого живого существа на Земле.

Если христианин готов принять эту точку зрения, то он должен ответить себе — кто управлял каждым мгновением, временем, миром, когда «Сын Человеческий был в сердце земли три дня и три ночи»?

Но, если мы принимаем такую позицию, то мы также должны будем согласиться, что Бог творит беззаконие, блуд, убийства, обман и тому подобное. Да и как вообще возможно грешить, если Бог все твои действия определил и знает, ведь тогда Он сам толкает тебя свершение, пусть и мерзкое Ему.

Для христиан это, как мы понимаем, заблуждение, но любой мусульманин ответит: «Верую в то, что добро и зло исходят от Аллаха». Таким образом, они понимают Творца как источник и добра и зла.

Харитон Отрадный   07.05.2022 19:40     Заявить о нарушении
Зло, на мой взгляд, вообще не было сотворено, но оказалось одной из предпосылок бытия, а отсутствие бытия - худшее зло. Креациология отличается от креационизма тем, что творение совершается непрерывно. В этом ислам в своих вершинах совпадает с христианством. Известно, что у ислама христианские истоки. Вера везде вера, в христианстве, и в исламе ,а вернее вера одна и та же. До известной степени даже в Веданте. Что же касается креационизма с его догматом первотолчка, ещё Паскаль говорил, что не может простить Декарту уподобление Бога щелчку. Пребывание Христа в загробном мире такой же творческий акт, как сотворение мира. А творчество, не поддается описанию в логических терминах, что Вы сами хорошо знаете. Для Бога нет противоречий, только различия.

Владимир Микушевич   07.05.2022 23:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Качество эпох» (Владимир Микушевич)

Похоже, что качества всегда нисходящие. Будь то индуистские юги или Гесиодовы мифологемы. Аристотель в своих «Категориях» определял качество как свойства не совпадающих с сущностью вещей, а количество среди бесконечного делимого, которые являются способами бытия. Генон, к примеру, видит в этом выражение универсальных принципов, как удаление от сущностного и падение в субстанциональное. Любопытно, что здесь прямая связь с тем же монотеизмом, причём не только авраамическим, но и единое неоплатоников, где удаление от абсолюта — приводит к деградации.

Владимир Борисович, наткнулся на вот такую заметку Владимира Карпеца:

«Умер Григорий Климов. Покой, Господи, душу его. О трудах его писать сейчас не буду - это много и долго. Расскажу только об одной истории. В начале 90-х, когда у меня,как мне казалось, пошли дела в кино, я написал сценарий и уже готовился снимать ( даже начал переговоры о деньгах ) . Назывался "Морок" ( потом некоторые эпизоды вошли в "Повесть о повести" - опубликованную. Но этот нет ). Одного из героев звали Григорий Петрович Климов ( в повести он стал "дежурным товарищем ). Один из последних эпизодов фильма. Парад на Красной площади. На трибуне Мавзолея ( без слова"Ленин") - Климов. Войска отдают ему честь. Затем ликующая толпа с цветами. Роль Климова согласился играть Владимир Борисович Микушевич. Мы только думали - брить ему бороду или нет. Климов по определению должен быть безбород. Фильм, разумеется, не сняли - грянул Гайдар. А может быть, так было и надо...»

Вы действительно были так увлечены этим одиозным автором? Я не читал все его работы и, возможно, он имеет для кого-то определённое значение, ведь даже в Германии по его сценарию сняли фильм ещё в 1953 году, но то что мне удалось вычитать меня неприятно удивило. Вот о Кьеркегоре: «А философ Кьеркегор, датский мракобес, горбун, гомосексуалист и еврей-выкрест».

Как Вы знаете — тут всё сказанное — ложь, которую легко проверить. Ни одно из обвинений не только не является истиной, но и порочит память достойнейшего человека. После этого уже не можешь относиться к автору серьезно.

И я ведь даже не касаюсь основных странностей и обсессий, которые присущи автору, а лишь затронул частности.

А чего стоят его сумасшедшие интервью… http://kolonna.mitin.com/people/mogutin/klimov.shtml Это то, что по-испански называется «Vergüenza Ajena», а по-немецки «Fremdschämen». Особую комичность здесь добавляет то, что интервьюер довольно известный писатель-гомосексуалист.

Харитон Отрадный   12.04.2022 05:20     Заявить о нарушении
Нет, я не был увлечён Григорием Климовым, но воспринял его как характерный симптом окружающего разложения, заслуживающий изучения. Сыграть роль Климова я согласился, как Вы понимаете, не совсем всерьёз, полагая, что такого фильма всё равно не будет. Так оно и оказалось.

Владимир Микушевич   12.04.2022 23:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «В некотором царстве» (Владимир Микушевич)

А Вы применяете теорию «Двух тел короля» Канторовича к России или, на Ваш взгляд, концепция понимания монарха, основанная на двух смыслах, как смертного человека и как сакральное политическое тело — применима только в Западной Европе? Вы верите в rex qui nunquam moritur?

Мои скромные соображения о выпуске «Магистр игры. Раздвоение Дракулы». Смотрел уже давно и сейчас вынужден писать по памяти без возможности пересмотреть, так как канал «Культура» теперь недоступен ни в одной стране мира, кроме Российской Федерации, в связи с теми катастрофическими событиями, свидетелями которых мы все являемся. В действительности немой кинематограф и звуковой — это два разных вида искусства, которые для унификации и систематизации объединяют в одно понятие, но это, безусловно, какое-то Кино №1 и Кино №2. Жиль Делез, к примеру, выделял Кино Образа-движения (период немого кино) и Кино Образа-времени (начало сороковых, особенно заметно в неореализме), развивая концепты из «Материи и памяти» Бергсона и опираясь на эстетические теории Андре Базена, связанные с эволюцией киноязыка. Напомню, что Базен выделял режиссёров, которые верят в образность и режиссёров, которые верят в реальность. Это в основном касалось именно монтажа, который был особенно важен, например, для Дзиги Вертова, Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова, Довженко, а из зарубежных можно вспомнить французский авангард: Л’Эрбье, Эпштейн, Ганс, Деллюк (его теория «фотогении» весьма интересна в контексте обсуждаемой темы). К немонтажному кинематографу реальности как раз можно отнести Мурнау, фильм которого Вы пристально анализируете, но также и таких авторов как Вине, Штрогейм, Одзу, Флаэрти. Базен рассматривает эти тенденции в кинематографе с 20-х по 40-e, позже он правильно заметит, что кино приобретает аналитический импульс, ведя за собой зрителя, а с появлением глубинной мизансцены кино начинает передавать течение времени в действительности. Базен тут ссылается на кино 40-х — 50-х, но на мой взгляд, такая тенденция стала мажоритарной именно в нулевые, где скорее всего и возникло Кино 3, фильм лишился носителя, зала, стал цифровым, а режиссёры стали передавать течение времени как реальную длительность плана-эпизода в кадре, которая стала достигать поистине гигантских размеров, что также внесло новые эстетические штрихи в это искусство, ведь появился даже термин «медленное кино». Что же касается кино-образа и кино-реальности, то здесь, я полагаю, всё началось гораздо раньше, с братьев Люмьер и Мельеса. Два фундаментальных образа, определивших лик будущего искусства. Так называемая синефилия — это одна из разновидностей вампиризма. Синефил одержим образами и поглощает их с невероятной жаждой, а сами фильмы пьют кровь своих создателей. В одном испанском фильме ужасов 70-х — герой-режиссёр заснув обнаруживает, что его камера включилась сама по себе и засняла его. Проявив пленку он обнаруживает красный кадр, в котором камера потеряла изображение его спящего. Из любопытства он позволяет камере снимать его каждую ночь, чтобы обнаружить, что количество красных неподвижных кадров растет. Он обнаруживает, что если он не снимает себя во время сна, то у него возникают симптомы отмены, похожие на синдром отмены героина. Проснувшись от этого заснятого сна, герой чувствует себя обновленным и убеждается, что за это чувство ответственно все, что происходит в красной части фильма. Не зная, что означают кадры, он просит свою кузину присмотреть за ним пока он спит. Когда она смотрит один из его фильмов, камера сама движется к ней, а после она исчезает. Когда у него остался всего один кадр, прежде чем вся пленка стала красной, герой отправляет фильм, свои аудиоинструкции и ключ другу, приказывая ему прийти в его квартиру и проявить окончательный фильм. Друг подчиняется. Обнаружив, что квартира пуста, он видит, что пленка полностью красная, за исключением одного кадра — лица главного персонажа. Изображение начинает двигаться, герой кивает на кровать, подразумевая, что друг также должен позволить камере снимать его пока он спит. Кадр становится размытым, а щелчки камеры ускоряются, герой испытывает экстаз и умирает, а изображение превращается в кинохронику, как запечатлённую на плёнке смерть.

Харитон Отрадный   31.03.2022 03:44     Заявить о нарушении
Ваш трактат о кино мне чрезвычайно интересен. Если Вам случалось читать мой "Будущий год" или хотя бы отдельные новеллы из него, Вы могли заметить, что они задуманы как фильмы, но моих замыслов мне никогда не удавалось осуществить. В особенности это касается моей новеллы "Ваня-Ванцетти", написанной также в форме сценария. У меня никогда не было возможности и теперь, в особенности, нет, следить за кино так, как мне хотелось бы. Из фильмов 20го века я выделяю "Тени забытых предков" Параджанова. Фильм особенно актуален теперь в связи с тем, что происходит на Украине. Что касается русского царя, то самодержавие, по-моему, отличается от западного абсолютизма. Русский царь всегда считал, что его власть от Бога, а не от общественного договора, как на Западе, и оставался царём до тех пор, пока верил, что его решениями движет Бог. Кроме того, русский царь глава Православной Церкви, чем она принципиально отличается от римско-католической. Что происходит с православной церковью без царя - судите сами.

Владимир Микушевич   01.04.2022 00:02   Заявить о нарушении
В конце концов, Магистр игры - тоже вариант моего кинематографа, далеко не доснятый до конца.

Владимир Микушевич   01.04.2022 00:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Самозванцы» (Владимир Микушевич)

Мне беспокойно видеть, что идеологи антигуманизма, эти ручные князья хаоса бесчеловечного режима, которые добрую половину своего интеллектуального багажа взрастили на европейской культуре, — теперь так яростно открещиваются от неё, упиваясь какой-то ордынской жестокостью, культами сакральных человеческих жертв, схожими на культ Баала. В сущности, эти потуги с играми в империю — призваны утвердить статус противопоставления себя бездуховному Западу, с его торжеством постмодерна, где дискурс современной РФ — это торжество духа. Но этот дух сам кажется очень больным. На трон монарха лезет бывший кгбшник, войну спонсирует православный олигарх (какой оксюморон, но жаль, что это реальность), а мозг войны, её философ-идеолог — играет из себя христианина (с весьма сомнительным прошлым надо сказать), то читая канон и держа пост, то призывая убивать мифических нацистов (смешно такое слышать от человека, который сам когда-то состоял в оккультных неонацистских орденах и книги которого на Западе считают как минимум фашистскими, в духе Серрано). Как оказалось, от телемитства и песен посвящённых Астароту, до русского Кодряну — один шаг. Черчиллю приписывают актуальную цитату: «Фашисты будущего будут называть себя антифашистами».

В народе задаются не менее важными вопросами:

«Kтo из пaтpиoтoв мoжeт oбъяcнить xoтя бы нeкoтopыe пpимepы coвpeмeнныx пapaдoкcoв Poccии:

1. Meгaпaтpиoтичным pyccким пpизеpaм oлимпиaды пoдapили нeмeцкиe BMW, a пoчeмy нe Жигyли?
2. Poccия пpoдaет вceмy Mиpy нeфть и гaз, a для coбcтвeнныx пeнcиoнepoв coбиpaeт cмcкaми дeньги нa дpoвa?
3. Mиллиapдныe зapплaты пoлyчaют дeпyтaты, чинoвники и фyтбoлиcты из гocyдapcтвeннoгo бюджeтa, a дeтям нa oпepaции дeньги клянчaт c oбывaтeлeй пo кoпeйкaм?
4. Люди oчeнь плoxo питaютcя, ocoбeннo в мaлeнькиx гopoдax, ocoбeннo cтapики, мнoгoдeтныe ceмьи и дeтдoмoвcкиe дeти; a влacть c гopдocтью дaвит бyльдoзepaми oтбopныe фpyкты, oвoщи, cыpы?
5. Пpoдyкты и вcе вoкpyг пoдopoжaлo зa пocлeднee вpeмя в 2-3 paзa, a oфициaльнaя инфляция кaк пpeждe 10-12 %?
6. Дeти caмыx глaвныx пaтpиoтoв живyт иcключитeльнo зa гpaницeй, a иx внyки пo pyccки дaжe нe paзгoвapивaют?»

Многие всё давно понимали и писали об этом очень точно:

«Надо быть очень умным президентом, чтобы превратить многомиллиардные доходы от продажи нефти и газа в пенсии по семь тысяч рублей в месяц. Надо быть очень честным президентом, чтобы посылать своих солдат на смерть в соседнюю страну, а затем тайно уничтожать тела убитых и открыто отказываться от пленных.

Надо быть очень сильным президентом, чтобы сначала развязать войну, а затем бороться с врагом с помощью собственного народа.

Надо быть очень образованным президентом, чтобы в борьбе с врагом запретить иностранный импорт и допустить рост цен в своей стране в два раза.

Надо быть очень смелым президентом, чтобы не побояться десятков и сотен тысяч смертей своих граждан, запретив ввоз иностранного медицинского оборудования и лекарств от смертельных болезней.

Надо просто очень любить собственный народ, чтобы довести пенсионеров до рытья по помойкам возле супермаркетов, параллельно приказав уничтожить сотни тысяч тонн свежих продуктов. И такой президент — умный, честный, сильный и смелый у нас есть!».

Харитон Отрадный   18.03.2022 02:28     Заявить о нарушении
Оба отзыва имеют самостоятельное значение, а мне бы хотелось прочитать отзыв на моё стихотворение, тем более, что я один из тех, для кого импорт лекарств имеет жизненно важное значение.

Владимир Микушевич   18.03.2022 20:36   Заявить о нарушении