Откуда смерть

Смерть от природы, бессмертие от Бога.

(Из книги "Проблески")


Рецензии
Паскаль хорошо выразил этот экзистенциальный парадокс: «Я не знаю, кто ввел меня в этот мир, ни что это за мир, ни кто я такой. Я невежествен во всем. Не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа, ни даже та часть меня, которая придумывает то, что я говорю, размышляет обо всём и о самой себе, но знает себя не лучше всего остального. Вижу пугающие просторы Вселенной вокруг себя, а я привязан к одному уголку этого широчайшего пространства и не знаю, почему нахожусь в этом месте, а не в другом. Не знаю и того, почему отпущенный мне краткий срок должен прожить именно в этот, а не в другой отрезок вечности, которая была до меня и останется после меня. Вижу бесконечности со всех сторон; они окружают меня как песчинку, как тень, которая появляется на миг и больше не возвращается. Я знаю лишь то, что должен умереть, но меньше всего знаю о смерти, которой не могу избежать».

Впрочем, не все готовы это принять и порой задаются вопросами, подобными этому: «Легко могу себе представить хитовость нищенствующих проповедников в Средневековье. Огромные массы людей экстремально бедны и не видят в своей жизни ничего, кроме изнурительного труда и лишений. Шансов это изменить у них тоже никаких. А тут кто-то протягивает руку и говорит, что в целом так и надо жить, мучения — это проверка на прочность от Бога, и, если выдержать её достойно, после смерти улетишь прямиком на золотые небеса, ощущая нестерпимое блаженство.

Выделял францисканцев из ландшафта средневекового христианства мазохизм. Люди из ордена, если верить рассказам, обладают невероятным количеством святости, но всё равно чувствуют себя недостойными, грешными и наказывают себя за малейший проступок. Ещё они терпят издевательства, насмешки и даже побои от тех, кто презирает их убогий внешний вид. Франциск и его братья не только не стремятся избежать насилия, но как будто ищут его. Думаю, они слишком далеко зашли в желании «подставить другую щёку». Я уже не говорю о том, что и в обычной жизни члены ордена претерпевали добровольный физический дискомфорт.

Здесь я задаюсь вопросом, а всегда ли христианский святой — это мученик, и если да, то почему? Откуда взялось это полное пренебрежение и отвращение к телесности?

Мне очень хотелось поупражняться в остроумии по поводу всех этих экстатических чудес, но превалирующая эмоция, испытанная мной во время чтения — это грусть. За всех людей, намеренно делающих свою жизнь почти невыносимой в надежде на несуществующую награду».

Владимир Борисович, несколько лет назад слушал Ваши лекции (в записи) и меня поразила притча о влюбившемся монахе и его учителе, который показал ему истинную суть его влечения. К сожалению, сейчас не могу вспомнить в какой лекции это было рассказано Вами, да и позабылись детали. Вы ещё помните ту притчу или, возможно, знаете где её можно прочитать?

Харитон Отрадный   04.08.2022 21:55     Заявить о нарушении
Притча, о которой Вы спрашиваете, это одно из христианских преданий. Молодой послушник подвергся любовному соблазну. Его духовный отец посоветовал ему окунуть платок в могилу и понюхать чем это пахнет. После чего послушник излечился от соблазна. Не понимаю, откуда взялось представление о том, что христианство пренебрегает телесностью, когда апостол говорит, что тело - храм духа и Христос воскресает во плоти, а также мёртвые, в отличие от языческого спиритуализма, отрицающего телесность и сводящего всё к духу. Что касается Паскаля, его интеллектуальное мученичество в том, что он пытается вместить Откровение в жёсткие рамки рационализма, как это было уже отчасти свойственно Фоме Аквинскому. Между тем Тертуллиан недаром говорит: credo quia eneptum est. Это не значит, что мы веруем в несообразное, но вера начинается там, где разум исчерпывает свои возможности. Ведь вера не просто признание, что Бог есть, вера только тогда вера, когда она получает подтверждение свыше, о чём как раз Паскаль написал в своих "письмах о благодати" Ecrits sur la grace. Правда, в такое подтверждение нужно опять-таки веровать.

Владимир Микушевич   08.08.2022 12:23   Заявить о нарушении
Я нашёл у Иоанна Златоуста отрывок с похожим смыслом: «Когда ты увидишь миловидную женщину с молниеносными очами, с весело сияющим лицом, с дивной красотой, которая сжигает твой ум и распаляет похоть, то подумай, что то, чему ты удивляешься и что разжигает тебя, есть лишь земля и пепел, и душа перестанет неистовствовать. Сними кожу с лица этой женщины, и тогда увидишь все ничтожество красоты. Не останавливайся на одной внешности, а проникни мыслью внутрь, и ты не найдешь ничего другого, кроме костей, нервов и жил. Но этого недостаточно? Представь же себе, как эта женщина изменяется, стареет, делается немощной, как вваливаются глаза, становятся впалыми щеки, как исчезает вся ее красота. Подумай, чему ты удивляешься, и постыдись своего суждения. Ты удивляешься глине и пыли; прах и пепел разжигают тебя. В самом деле, сущность видимой красоты составляет ничто иное, как мокрота, влага, кровь и сок пережеванной пищи. Ими орошаются и глаза, и щеки, и все прочее; и если ежедневно они не получают этого орошения, идущего от желудка и сердца, то вся красота лица тотчас же исчезает, так как щеки делаются слишком впавшими, а глаза глубоко ввалившимися. Если, таким образом, ты подумаешь, что скрывается за прекрасными глазами, что за прямым носом, что за устами и щеками, то скажешь, что телесная красота представляет ничто иное, как побеленный гроб: так полна она изнутри нечистоты. Увидев рубище с мокротами или харкотинами, или чем другим подобным, ты не решишься и краем пальцев дотронуться до него или даже и смотреть не захочешь, а к складам и житницам этих нечистот страстно стремишься? Тот, кто любит тело и питает страсть к красивой девице, если желает узнать безобразие сущности, может узнать ее по самому внешнему виду. В самом деле, многие сверстницы любимой, и часто даже еще более красивые, умирая, чрез день или два издают зловоние и представляют червивый гной и сукровицу. Итак, подумай, какую любишь ты, человек, красоту, и к какой прелести пылаешь страстью».

Один человек написал, что Златоуст почти дословно цитирует буддистские тексты, что, на мой взгляд, — абсурд, ведь он не мог их знать. Другие люди утверждают, что это близко к неоплатонизму, что уже больше похоже на истину, ведь мы знаем как Плотин относился к собственному телу («Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из-за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине»), а Прокл вёл жизнь аскета («не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал посты согласно указаниям богов, являвшихся ему во сне»).

Харитон Отрадный   08.08.2022 19:04   Заявить о нарушении
Языческий спиритуализм, действительно, внешне похож на христианскую аскетику. Но он, действительно, отрицает тело, а христианство полифонично, сколько христианских текстов воспевают красоту! В конце концов, и добротолюбие относится к красоте, добрОта, по-славянски, красота. Песнь песней входит в чин православного венчания. Фома Аквинский говорил, что красота - это claritas, integritas и consonantia. Правда, речь идёт о красоте творения Божьего. Но вспомните при этом православную икону и православное зодчество. А ведь всё это основывается на тех словах Иоанна Златоуста, которые Вы цитируете. Это даже не амбивалентность, а поливалентность. В 20м веке об этом напомнил Флоренский, а также М.М.Бахтин.

Владимир Микушевич   09.08.2022 00:21   Заявить о нарушении