В некотором царстве

Только без царя в голове можно представить себе Россию без царя.

(Из книги "Так говорил Чудотворцев")


Рецензии
А Вы применяете теорию «Двух тел короля» Канторовича к России или, на Ваш взгляд, концепция понимания монарха, основанная на двух смыслах, как смертного человека и как сакральное политическое тело — применима только в Западной Европе? Вы верите в rex qui nunquam moritur?

Мои скромные соображения о выпуске «Магистр игры. Раздвоение Дракулы». Смотрел уже давно и сейчас вынужден писать по памяти без возможности пересмотреть, так как канал «Культура» теперь недоступен ни в одной стране мира, кроме Российской Федерации, в связи с теми катастрофическими событиями, свидетелями которых мы все являемся. В действительности немой кинематограф и звуковой — это два разных вида искусства, которые для унификации и систематизации объединяют в одно понятие, но это, безусловно, какое-то Кино №1 и Кино №2. Жиль Делез, к примеру, выделял Кино Образа-движения (период немого кино) и Кино Образа-времени (начало сороковых, особенно заметно в неореализме), развивая концепты из «Материи и памяти» Бергсона и опираясь на эстетические теории Андре Базена, связанные с эволюцией киноязыка. Напомню, что Базен выделял режиссёров, которые верят в образность и режиссёров, которые верят в реальность. Это в основном касалось именно монтажа, который был особенно важен, например, для Дзиги Вертова, Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова, Довженко, а из зарубежных можно вспомнить французский авангард: Л’Эрбье, Эпштейн, Ганс, Деллюк (его теория «фотогении» весьма интересна в контексте обсуждаемой темы). К немонтажному кинематографу реальности как раз можно отнести Мурнау, фильм которого Вы пристально анализируете, но также и таких авторов как Вине, Штрогейм, Одзу, Флаэрти. Базен рассматривает эти тенденции в кинематографе с 20-х по 40-e, позже он правильно заметит, что кино приобретает аналитический импульс, ведя за собой зрителя, а с появлением глубинной мизансцены кино начинает передавать течение времени в действительности. Базен тут ссылается на кино 40-х — 50-х, но на мой взгляд, такая тенденция стала мажоритарной именно в нулевые, где скорее всего и возникло Кино 3, фильм лишился носителя, зала, стал цифровым, а режиссёры стали передавать течение времени как реальную длительность плана-эпизода в кадре, которая стала достигать поистине гигантских размеров, что также внесло новые эстетические штрихи в это искусство, ведь появился даже термин «медленное кино». Что же касается кино-образа и кино-реальности, то здесь, я полагаю, всё началось гораздо раньше, с братьев Люмьер и Мельеса. Два фундаментальных образа, определивших лик будущего искусства. Так называемая синефилия — это одна из разновидностей вампиризма. Синефил одержим образами и поглощает их с невероятной жаждой, а сами фильмы пьют кровь своих создателей. В одном испанском фильме ужасов 70-х — герой-режиссёр заснув обнаруживает, что его камера включилась сама по себе и засняла его. Проявив пленку он обнаруживает красный кадр, в котором камера потеряла изображение его спящего. Из любопытства он позволяет камере снимать его каждую ночь, чтобы обнаружить, что количество красных неподвижных кадров растет. Он обнаруживает, что если он не снимает себя во время сна, то у него возникают симптомы отмены, похожие на синдром отмены героина. Проснувшись от этого заснятого сна, герой чувствует себя обновленным и убеждается, что за это чувство ответственно все, что происходит в красной части фильма. Не зная, что означают кадры, он просит свою кузину присмотреть за ним пока он спит. Когда она смотрит один из его фильмов, камера сама движется к ней, а после она исчезает. Когда у него остался всего один кадр, прежде чем вся пленка стала красной, герой отправляет фильм, свои аудиоинструкции и ключ другу, приказывая ему прийти в его квартиру и проявить окончательный фильм. Друг подчиняется. Обнаружив, что квартира пуста, он видит, что пленка полностью красная, за исключением одного кадра — лица главного персонажа. Изображение начинает двигаться, герой кивает на кровать, подразумевая, что друг также должен позволить камере снимать его пока он спит. Кадр становится размытым, а щелчки камеры ускоряются, герой испытывает экстаз и умирает, а изображение превращается в кинохронику, как запечатлённую на плёнке смерть.

Харитон Отрадный   31.03.2022 03:44     Заявить о нарушении
Ваш трактат о кино мне чрезвычайно интересен. Если Вам случалось читать мой "Будущий год" или хотя бы отдельные новеллы из него, Вы могли заметить, что они задуманы как фильмы, но моих замыслов мне никогда не удавалось осуществить. В особенности это касается моей новеллы "Ваня-Ванцетти", написанной также в форме сценария. У меня никогда не было возможности и теперь, в особенности, нет, следить за кино так, как мне хотелось бы. Из фильмов 20го века я выделяю "Тени забытых предков" Параджанова. Фильм особенно актуален теперь в связи с тем, что происходит на Украине. Что касается русского царя, то самодержавие, по-моему, отличается от западного абсолютизма. Русский царь всегда считал, что его власть от Бога, а не от общественного договора, как на Западе, и оставался царём до тех пор, пока верил, что его решениями движет Бог. Кроме того, русский царь глава Православной Церкви, чем она принципиально отличается от римско-католической. Что происходит с православной церковью без царя - судите сами.

Владимир Микушевич   01.04.2022 00:02   Заявить о нарушении
В конце концов, Магистр игры - тоже вариант моего кинематографа, далеко не доснятый до конца.

Владимир Микушевич   01.04.2022 00:25   Заявить о нарушении