Рецензия на «В гостях у Александра Спарбера» (Большой Литературный Клуб)
Привет, Александр! Окажите услугу, не пишите, хорошее или плохое это стихотворение. Хорошие-плохие оценки в школе. К тому же, в дихотомии уд/неуд оба слова неприличные. Давайте поговорим по существу, насчет пепла Клааса. И да, я уже знаю, что в слове Пьета традиционное ударение падает на последний слог. http://stihi.ru/2016/07/13/5573 Реквием Первое пламя листвы ветер случайный раздует. Девочка в платье весны над волосами мудрует. Раннее солнце в пустом зеркале вышьет не глядя нежную молодость - “гладью”, грешную старость - “крестом” Девочка! Руки твои, их колдовское круженье - то ль отраженье любви, то ли по струнам скольженье. И невозможно понять эти проворные пальцы, взгляд отрешенный ронять на застекленные пяльца. Я бы спросил наугад: -Что ты затеяла? Кто ты? будь это Моцарта взгляд, заживо брошенный в ноты. Я бы поддался сполна злому мужскому наитью, будь ты, и вправду, сильна женскою, зверскою прытью. Будь это, вправду, закат женского звёздного часа, долгий взыскующий взгляд, неузнаванья гримаса, я бы роптал начеку в зыбком зияньи развязки. Впрочем, не мне, чудаку зеркало делает глазки. Впрочем, и ты - не она... И ничего не исправить: пряжа судьбы - седина, неистребима как память. И, обретенные вдруг, эти шершавые строфы так же, как воздух вокруг, пахнут дымком Катастрофы... Но погребальные сны странным виденьем согреты: девочка в платье весны вместо заплаканной Пье'ты. В этой жемчужной броне неуязвима для мрака... Будто озноб по спине - счастье от взмаха до взмаха! О, эти руки вразброс! - мне начинает казаться, что над стремниной волос певчие птицы кружатся. Что им судьбы холода и дуновенья проклятий? Словно шальная вода, музыка падает с прядей. Феликс Гойхман 21.09.2020 05:40 Заявить о нарушении
Ну что вы со мной делаете? Я уже было отряхнул прах, а тут, оказывается...
Кстати, Феликс, нарушаете правила: стиха-то не было в туре )) Ну, да это ладно. По стиху. Пришлось прочитать его несколько раз, чтобы врубиться. И, честно говоря, если бы не одно слово - катастрофа - я бы и не понял, о чем это. Впрочем, кажется, на катастрофу общую накладывается и личная. Показалось еще, что есть некоторое влияние Пастернака. Вторая строфа несколько выбивается по строфике. Хотя, возможно, там и нужна некоторая остановка. Но все равно, когда читаешь первый раз, не сразу понимаешь, что речь не о девочке, а о солнце. Получается - девочка не глядя вышьет солнце )) Я бы после зеркала тирешку поставил (на всякий случай). Не очень мне внятна строфа с зыбким зияньем развязки. Как-то это смутно, да еще зеркало, строящее глазки... В общем, сомнения есть. Хотя, возможно, просто не понял. Александр Спарбер 22.09.2020 13:49 Заявить о нарушении
Привет, Александр! Жаль, что Вы уже отряхнули, потому что я предлагал, напротив, не отряхивать. Во-первых, ничего я не нарушаю. Это стихотворение есть в туре, и более того, получило лаконичный отлуп уважаемой Петры, и вроде Вашего, недопонимания не менее уважаемого Эмкея. Жаль, что Вам пришлось прочитать тест несколько раз, что врубиться. Солженицын толковал о том, что ГУЛАГ въелся в кости советских выкормышей, вроде нас с Вами, вот и сейчас, пахнуло лесоповалом. Вы вот заикнулись о влиянии Пастернака, вообще о чьем-либо влиянии, полагаю, мы с Вами вышли уже из этого возраста, не находите? Роль солнца в тексте важна, как и роль непогоды, но солнце ВЫШИВАЕТ то, что отражается. Солнце -летописец новейших времен. При этом, отражается не солнце, а девочка, женщина, старуха - действующие лица развертывающейся катастрофы, даже не действующие лица, а традиционно - свидетели. Мужчины убивают друг друга, женщины даже не свидетели, а свидетельства. Для Вас, Александр, сигналом прозвучала катастрофа, "может быть, моя личная". Для других, которых сейчас нет с нами, сигналом стал дымок Катастрофы. Для меня, это - погребальные сны, согретые странным видением.
Ладно, жаль, что разговора не получилось. А уму-разуму учите кого помоложе. Феликс Гойхман 23.09.2020 16:47 Заявить о нарушении
Я разве учил уму-разуму? Если так, извините. А заявку на тур Вы удалили, что ли? Я не нашел.
Александр Спарбер 23.09.2020 17:43 Заявить о нарушении
Рецензия на «Отборочный тур для резидентов. Сентябрь-2020» (Большой Литературный Клуб)
Техническая рецензия для Феликса Гойхмана. Редактор Блк 14.09.2020 09:09 • Заявить о нарушении + добавить замечания Спасибо, Ильдар, за помощь! Всем привет! Вторая с половиной попытка. Реквием http://stihi.ru/2016/07/13/5573 Первое пламя листвы ветер случайный раздует. Девочка в платье весны над волосами мудрует. Раннее солнце в пустом зеркале вышьет не глядя нежную молодость - “гладью”, грешную старость - “крестом” Девочка! Руки твои, их колдовское круженье - то ль отраженье любви, то ли по струнам скольженье. И невозможно понять эти проворные пальцы, взгляд отрешенный ронять на застекленные пяльца. Я бы спросил наугад: -Что ты затеяла? Кто ты? будь это Моцарта взгляд, заживо брошенный в ноты. Я бы поддался сполна злому мужскому наитью, будь ты, и вправду, сильна женскою, зверскою прытью. Будь это, вправду, закат женского звёздного часа, долгий взыскующий взгляд, неузнаванья гримаса, я бы роптал начеку в зыбком зияньи развязки. Впрочем, не мне, чудаку зеркало делает глазки. Впрочем, и ты - не она... И ничего не исправить: пряжа судьбы - седина, неистребима как память. И, обретенные вдруг, эти шершавые строфы так же, как воздух вокруг, пахнут дымком Катастрофы... Но погребальные сны странным виденьем согреты: девочка в платье весны вместо заплаканной Пье'ты. В этой жемчужной броне неуязвима для мрака... Будто озноб по спине - счастье от взмаха до взмаха! О, эти руки вразброс! - мне начинает казаться, что над стремниной волос певчие птицы кружатся. Что им судьбы холода и дуновенья проклятий? Словно шальная вода, музыка падает с прядей. Феликс Гойхман 14.09.2020 19:16 Заявить о нарушении / Удалить Текст 56 строк, построен на простых и глагольных рифмах. "будь это Моцарта взгляд, ( ?) заживо (?) брошенный в ноты" "будь ты, и вправду, сильна женскою, зверскою прытью" = так и не понял, кто, - девочка, весна или кто-то еще ? "И невозможно понять эти проворные пальцы, = здесь бы поставить тчк., иначе далее читается, что (невозможно) взгляд отрешенный ронять".... И т. д. Еще= бодрый, мажорный ритм диссонирует с заявленной темой - реквием. ПьетА/пьетЫ Спасибо, Феликс, - нет. Эмкей 14.09.2020 21:58 Заявить о нарушении ...мои Вам восхищения) ДА! Лидия Ковалевская 15.09.2020 02:32 Заявить о нарушении ...единственное что не понравилось – "я бы...": "Я бы спросил наугад... Я бы поддался сполна... я бы роптал начеку". По-моему, намного лучше, когда частица "бы" следует за глаголом) Лидия Ковалевская 15.09.2020 03:17 Заявить о нарушении НЕТ, спасибо. Инга Сташевска 15.09.2020 06:24 Заявить о нарушении Феликс Гойхман 24.09.2020 09:42 Заявить о нарушении
Нет, я верю и так )) Просто не нашел почему-то. Кстати, по мне, некоторое влияние Пастернака - отнюдь не недостаток ))
Александр Спарбер 24.09.2020 11:14 Заявить о нарушении
Александр, все просто: есть два подхода к заведомо чужому тексту, как к вещи в себе, развернутом концепте, макрообразе, как хотите или, как не к компилированному компьютерному коду. Второй подход, открыт для внешних рекомендаций и замечаний, первый - закрыт. Чаще всего закрыты в большей или в меньшей степени канонизированные артефакты, коим является Пастернак. Большинство моих или Ваших текстов - не канонизированы, но это не мешает им быть закрытыми для внешних рекомендаций. Вы думаете, за 20 лет существования моего Реквиема я не изучил решительно все барсучьи норы в нем? Вы же тоже - поэт со стажем. Эмкей, может этого не понимать, но мы-то с Вами одним миром мазаны. Вот я и сделал огорворку: не оценивать, оттолкнуться. В Берлине есть памятник сожженным книгам - квадратный, безводный колодец. Я написал оптимистичный Реквием жертвам Холокоста, в котором погибли и мои прямые предки. Я содрогаюсь от ужаса, вспоминая о них, но время не стоит на месте. Напротив, оно убыстрило свой ход со времени Шарля де Костера. И сейчас в мире полно людей знать не знающих, ни о подвиге "советскогл народа", ни о Холокосте. Именно об этом мое стихотворение, о том, что время прошло, следы остыли, но память жива. И вопрос: какая память? Именно об этом я хотел поговорить, а что я получил в ответ: сомнительные влияния, противоречивые недостатки, скрытый упрёк, что автор навертел, чего ни попадя, без пол литры не разберешь, пардон, не врубишься.
Феликс Гойхман 24.09.2020 12:49 Заявить о нарушении
Ох, Феликс, я сказал, что не сразу врубился в стих, да. Но все же это произошло. И зачем же я буду рассказывать, что я понял, если есть само стихотворение? Это же неизбежно будет хуже.
Плохо-хорошо Вы просили не говорить, я и не говорил. Я сказал только о том, что слегка мешает моему восприятию. В основном за этим другие и приносят стихи в гостиную, и об этом я написал в преамбуле. Вы пришли за другим... ну. я виноват )) Александр Спарбер 24.09.2020 13:15 Заявить о нарушении
Привет, Александр! Я трижды был хозяином гостиной, поэтому рассказывать мне, зачем люди сюда приходят, не стоит. Думаю, стоит Вам знать, что любое приносимое на БЛК стихотворение я воспринимаю, как вещь в себе, артефакт. Приходят ли люди сюда учиться, или получить конкретное профессиональное мнение о том, чего "в супе" не хватает, или они хотят обсудить затронутую в стихе актуальную тему, мне не важно. Передо мной загадка, чудо творения, может быть с конкретными ущербами, на которые мне стоит указать, но прежде всего, попытаться вдуматься, чувствоваться в текст, что это, вагинальный символ остракизма нацистской идеи, или попытка преодолеть страх и ужас холокоста потомком его жертв?.. Ладно, замнем для ясности. Не трудитесь отвечать.
Феликс Гойхман 27.09.2020 12:09 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |