В гостях у Александра Спарбера

Дорогие друзья, мы продолжаем традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
Сентябрьским хозяином нашей литературной гостиной будет всем известный Александр Спарбер (http://stihi.ru/avtor/ass222), матерый резидент нашего клуба, интереснейший поэт и не менее интересный собеседник. Приходите – мало не покажется! :)
Чтобы вступить в разговор с Александром, нужно открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в сентябрьском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или отбор), задать вопрос или предложить тему обсуждения.
Мы приглашаем в Гостиную и действующих редакторов отборочных туров. Каждый редактор в месяц своей работы может принести сюда одно свое стихотворение, отвечающее общим условиям конкурса, т.е. не попадавшее ранее в лонг-листы БЛК, ограниченное по объему и т.д.

Мы просим Сашу написать первую рецензию на этой странице, в которой сформулировать свои пожелания к сентябрьским литературным посиделкам. 
Чтобы «хозяйская» рецензия не утонула в потоке следующих, ГР перенесет ее в основной текст рубрики сразу же после появления.

Рубрика только для резидентов БЛК.
------------

Здравствуйте все по возможности ))

Бывает, пишешь стишок - и все вроде хорошо... Но вот одно-два места есть, которые вызывают сомнения. Нет, все нормально, метафора неплохая, рифма точная и не грамматическая, но все же есть ощущение некоторой неточности, некоторой фальши... или, может, метафора эта ничего не добавляет, или не в тему, а только ради рифмы... А потом думаешь: да нет, все в порядке, и так сойдет.

Я не очень умный читатель в смысле считывания смыслов. Но, возможно, могу помочь там, где есть сомнения. Хотя посмотрим, конечно )
Милости прошу!
А.С.


Рецензии
Привет, Александр! Окажите услугу, не пишите, хорошее или плохое это стихотворение. Хорошие-плохие оценки в школе. К тому же, в дихотомии уд/неуд оба слова неприличные. Давайте поговорим по существу, насчет пепла Клааса. И да, я уже знаю, что в слове Пьета традиционное ударение падает на последний слог.

http://stihi.ru/2016/07/13/5573

Реквием

Первое пламя листвы
ветер случайный раздует.
Девочка в платье весны
над волосами мудрует.

Раннее солнце в пустом
зеркале вышьет не глядя
нежную молодость - “гладью”,
грешную старость - “крестом”

Девочка! Руки твои,
их колдовское круженье -
то ль отраженье любви,
то ли по струнам скольженье.

И невозможно понять
эти проворные пальцы,
взгляд отрешенный ронять
на застекленные пяльца.

Я бы спросил наугад:
-Что ты затеяла? Кто ты?
будь это Моцарта взгляд,
заживо брошенный в ноты.

Я бы поддался сполна
злому мужскому наитью,
будь ты, и вправду, сильна
женскою, зверскою прытью.

Будь это, вправду, закат
женского звёздного часа,
долгий взыскующий взгляд,
неузнаванья гримаса,

я бы  роптал начеку
в зыбком зияньи развязки.
Впрочем, не мне, чудаку
зеркало делает глазки.

Впрочем, и ты - не она...
И ничего не исправить:
пряжа судьбы - седина,
неистребима как память.

И, обретенные вдруг,
эти шершавые строфы
так же, как воздух вокруг,
пахнут дымком Катастрофы...

Но погребальные сны
странным виденьем согреты:
девочка в платье весны
вместо заплаканной Пье'ты.

В этой жемчужной броне
неуязвима для мрака...
Будто озноб по спине -
счастье от взмаха до взмаха!

О, эти руки вразброс! -
мне начинает казаться,
что над стремниной волос
певчие птицы кружатся.

Что им судьбы холода
и дуновенья проклятий?
Словно шальная вода,
музыка падает с прядей.

Феликс Гойхман   21.09.2020 05:40     Заявить о нарушении
Ну что вы со мной делаете? Я уже было отряхнул прах, а тут, оказывается...
Кстати, Феликс, нарушаете правила: стиха-то не было в туре ))
Ну, да это ладно.

По стиху. Пришлось прочитать его несколько раз, чтобы врубиться. И, честно говоря, если бы не одно слово - катастрофа - я бы и не понял, о чем это. Впрочем, кажется, на катастрофу общую накладывается и личная.
Показалось еще, что есть некоторое влияние Пастернака.
Вторая строфа несколько выбивается по строфике. Хотя, возможно, там и нужна некоторая остановка. Но все равно, когда читаешь первый раз, не сразу понимаешь, что речь не о девочке, а о солнце. Получается - девочка не глядя вышьет солнце )) Я бы после зеркала тирешку поставил (на всякий случай).

Не очень мне внятна строфа с зыбким зияньем развязки. Как-то это смутно, да еще зеркало, строящее глазки... В общем, сомнения есть. Хотя, возможно, просто не понял.

Александр Спарбер   22.09.2020 13:49   Заявить о нарушении
Привет, Александр! Жаль, что Вы уже отряхнули, потому что я предлагал, напротив, не отряхивать. Во-первых, ничего я не нарушаю. Это стихотворение есть в туре, и более того, получило лаконичный отлуп уважаемой Петры, и вроде Вашего, недопонимания не менее уважаемого Эмкея. Жаль, что Вам пришлось прочитать тест несколько раз, что врубиться. Солженицын толковал о том, что ГУЛАГ въелся в кости советских выкормышей, вроде нас с Вами, вот и сейчас, пахнуло лесоповалом. Вы вот заикнулись о влиянии Пастернака, вообще о чьем-либо влиянии, полагаю, мы с Вами вышли уже из этого возраста, не находите? Роль солнца в тексте важна, как и роль непогоды, но солнце ВЫШИВАЕТ то, что отражается. Солнце -летописец новейших времен. При этом, отражается не солнце, а девочка, женщина, старуха - действующие лица развертывающейся катастрофы, даже не действующие лица, а традиционно - свидетели. Мужчины убивают друг друга, женщины даже не свидетели, а свидетельства. Для Вас, Александр, сигналом прозвучала катастрофа, "может быть, моя личная". Для других, которых сейчас нет с нами, сигналом стал дымок Катастрофы. Для меня, это - погребальные сны, согретые странным видением.
Ладно, жаль, что разговора не получилось. А уму-разуму учите кого помоложе.

Феликс Гойхман   23.09.2020 16:47   Заявить о нарушении
Я разве учил уму-разуму? Если так, извините. А заявку на тур Вы удалили, что ли? Я не нашел.

Александр Спарбер   23.09.2020 17:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отборочный тур для резидентов. Сентябрь-2020» (Большой Литературный Клуб)

Техническая рецензия для Феликса Гойхмана.

Редактор Блк   14.09.2020 09:09   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо, Ильдар, за помощь!
Всем привет! Вторая с половиной попытка.
Реквием
http://stihi.ru/2016/07/13/5573

Первое пламя листвы
ветер случайный раздует.
Девочка в платье весны
над волосами мудрует.

Раннее солнце в пустом
зеркале вышьет не глядя
нежную молодость - “гладью”,
грешную старость - “крестом”

Девочка! Руки твои,
их колдовское круженье -
то ль отраженье любви,
то ли по струнам скольженье.

И невозможно понять
эти проворные пальцы,
взгляд отрешенный ронять
на застекленные пяльца.

Я бы спросил наугад:
-Что ты затеяла? Кто ты?
будь это Моцарта взгляд,
заживо брошенный в ноты.

Я бы поддался сполна
злому мужскому наитью,
будь ты, и вправду, сильна
женскою, зверскою прытью.

Будь это, вправду, закат
женского звёздного часа,
долгий взыскующий взгляд,
неузнаванья гримаса,

я бы  роптал начеку
в зыбком зияньи развязки.
Впрочем, не мне, чудаку
зеркало делает глазки.

Впрочем, и ты - не она...
И ничего не исправить:
пряжа судьбы - седина,
неистребима как память.

И, обретенные вдруг,
эти шершавые строфы
так же, как воздух вокруг,
пахнут дымком Катастрофы...

Но погребальные сны
странным виденьем согреты:
девочка в платье весны
вместо заплаканной Пье'ты.

В этой жемчужной броне
неуязвима для мрака...
Будто озноб по спине -
счастье от взмаха до взмаха!

О, эти руки вразброс! -
мне начинает казаться,
что над стремниной волос
певчие птицы кружатся.

Что им судьбы холода
и дуновенья проклятий?
Словно шальная вода,
музыка падает с прядей.

Феликс Гойхман   14.09.2020 19:16   Заявить о нарушении / Удалить

Текст 56 строк, построен на простых и глагольных рифмах.

"будь это Моцарта взгляд, ( ?)
заживо (?) брошенный в ноты"

"будь ты, и вправду, сильна
женскою, зверскою прытью" = так и не понял, кто, - девочка, весна или кто-то еще ?

"И невозможно понять
эти проворные пальцы, = здесь бы поставить тчк., иначе далее читается, что
(невозможно)
взгляд отрешенный ронять"....
И т. д.
Еще= бодрый, мажорный ритм диссонирует с заявленной темой - реквием.

ПьетА/пьетЫ

Спасибо, Феликс, - нет.

Эмкей   14.09.2020 21:58   Заявить о нарушении

...мои Вам восхищения) ДА!

Лидия Ковалевская   15.09.2020 02:32   Заявить о нарушении

...единственное что не понравилось – "я бы...":
"Я бы спросил наугад...
Я бы поддался сполна...
я бы  роптал начеку".
По-моему, намного лучше, когда частица "бы" следует за глаголом)

Лидия Ковалевская   15.09.2020 03:17   Заявить о нарушении

НЕТ, спасибо.

Инга Сташевска   15.09.2020 06:24   Заявить о нарушении

Феликс Гойхман   24.09.2020 09:42   Заявить о нарушении
Нет, я верю и так )) Просто не нашел почему-то. Кстати, по мне, некоторое влияние Пастернака - отнюдь не недостаток ))

Александр Спарбер   24.09.2020 11:14   Заявить о нарушении
Александр, все просто: есть два подхода к заведомо чужому тексту, как к вещи в себе, развернутом концепте, макрообразе, как хотите или, как не к компилированному компьютерному коду. Второй подход, открыт для внешних рекомендаций и замечаний, первый - закрыт. Чаще всего закрыты в большей или в меньшей степени канонизированные артефакты, коим является Пастернак. Большинство моих или Ваших текстов - не канонизированы, но это не мешает им быть закрытыми для внешних рекомендаций. Вы думаете, за 20 лет существования моего Реквиема я не изучил решительно все барсучьи норы в нем? Вы же тоже - поэт со стажем. Эмкей, может этого не понимать, но мы-то с Вами одним миром мазаны. Вот я и сделал огорворку: не оценивать, оттолкнуться. В Берлине есть памятник сожженным книгам - квадратный, безводный колодец. Я написал оптимистичный Реквием жертвам Холокоста, в котором погибли и мои прямые предки. Я содрогаюсь от ужаса, вспоминая о них, но время не стоит на месте. Напротив, оно убыстрило свой ход со времени Шарля де Костера. И сейчас в мире полно людей знать не знающих, ни о подвиге "советскогл народа", ни о Холокосте. Именно об этом мое стихотворение, о том, что время прошло, следы остыли, но память жива. И вопрос: какая память? Именно об этом я хотел поговорить, а что я получил в ответ: сомнительные влияния, противоречивые недостатки, скрытый упрёк, что автор навертел, чего ни попадя, без пол литры не разберешь, пардон, не врубишься.

Феликс Гойхман   24.09.2020 12:49   Заявить о нарушении
Ох, Феликс, я сказал, что не сразу врубился в стих, да. Но все же это произошло. И зачем же я буду рассказывать, что я понял, если есть само стихотворение? Это же неизбежно будет хуже.
Плохо-хорошо Вы просили не говорить, я и не говорил. Я сказал только о том, что слегка мешает моему восприятию. В основном за этим другие и приносят стихи в гостиную, и об этом я написал в преамбуле. Вы пришли за другим... ну. я виноват ))

Александр Спарбер   24.09.2020 13:15   Заявить о нарушении
Привет, Александр! Я трижды был хозяином гостиной, поэтому рассказывать мне, зачем люди сюда приходят, не стоит. Думаю, стоит Вам знать, что любое приносимое на БЛК стихотворение я воспринимаю, как вещь в себе, артефакт. Приходят ли люди сюда учиться, или получить конкретное профессиональное мнение о том, чего "в супе" не хватает, или они хотят обсудить затронутую в стихе актуальную тему, мне не важно. Передо мной загадка, чудо творения, может быть с конкретными ущербами, на которые мне стоит указать, но прежде всего, попытаться вдуматься, чувствоваться в текст, что это, вагинальный символ остракизма нацистской идеи, или попытка преодолеть страх и ужас холокоста потомком его жертв?.. Ладно, замнем для ясности. Не трудитесь отвечать.

Феликс Гойхман   27.09.2020 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.