Рецензия на «Голосование! 7 Ритмический конкурс» (Маллар Ме)
Для начала, как обычно, несколько общих наблюдений над конкурсом. Общепризнанны два приоритета технической оценки стихотворения. Это ритмика и рифмы. Далее идут синтаксис и грамматика. Ну и, конечно, общее фонетическое благозвучие, которое, собственно, напрямую и зависит от качества ритмики и рифм. Учитывая формат данного конкурса, грубые ошибки, нарушения заданной ритмической схемы, можно было не искать. Ибо даже если они и были, Ведущая на этапе приёма их исправила. Однако существуют нюансы, но о них позже. Таким образом получается, что одна из двух основных составляющих технической оценки (соответствие схеме, то есть ритмика) у всех участников нивелирована. Условно говоря, все справились. И тогда в условиях строго ограниченного объёма текста на первые роли сравнения выходит рифма, как бы это кому не нравилось. Ценность каждой рифмы возрастает в разы, в отличии от обычного произвольного авторского стихотворения. Все небрежности, неточности, которые «прокатывали» там, в условиях конкуренции рассматриваются под лупой. И в идеале, когда автор принимает решение принять участие в техническом конкурсе, он должен это отчётливо понимать и учитывать. Напомню заданную схему, она полиритмическая: оо1оо1 1оо1о анапест/дактиль о1оо1оо1оо1 амфибрахий Для того, чтобы сгладить фонетически подобную ритмику, значение рифмы трудно переоценить. Причём не только концевая рифма строк имеется в виду (это само собой), но прежде всего внутренняя рифма нечётных строк на обозначенной цезуре между анапестом и дактилем. Это место так и «кричит» автору в ухо — рифмуй! К сожалению, услышали этот призыв только шесть с половиной авторов из шестнадцати. Почему с половиной? Всё дело в качестве рифмы. Почему-то многими подсознательно считается, что для внутренней рифмы можно сделать и послабление, но только не в данной схеме. Потому что в данном случае внутренняя рифма расположена на цезуре (паузе), а это, фактически, разделённая пополам основная ритмическая единица (строка). У некоторых авторов «случайно» появляется рифма на этих цезурах в одном-двух местах и те неточные. Так что по моей шкале отсутствие внутренней рифмы по всему тексту — минус один балл. Три рифмы (вместо четырёх) в стихотворении №8 «еда/вам, ток/давно и слова/тогда» — это приблизительные неточные рифмы при созвучии только! ударной гласной. Автор скажет: а у большинства и того нет! Так вы сравнитесь с теми у кого есть. Да это вообще не критично — вторит ему другой. Не критично, согласен. Когда стихотворение висит отдельно на вашей страничке или участвует в каком-нибудь другом общем конкурсе. В идеале для благозвучия не помешает и внутренняя рифма чётных строк в амфибрахии. И не только внутренняя, но и начальная или расширенная рифма предконцевых стоп. Конечно, в такой форме в разы сложнее справиться с авторским контекстом, а стоит ли «игра свеч?» Ответ на этот вопрос у каждого автора индивидуален и зависит он от собственных претензий к своему творчеству. Теперь о нюансах ритмики. По сути мы имеем ТРИ ритмические единицы: оо1оо1 анапест 1оо1о дактиль о1оо1оо1оо1 амфибрахий Однако при вариативном синтаксическом взаимодействии они образуют четвёртую единицу — строфу (катрен) И опять же в идеале по всему тексту такое взаимодействие в катренах желательно быть идентичным. А вариантов здесь немало, вплоть до парцелляции, например: № 15 . Разговаривал он. Ангел. Знакомо. Прозрачен и светел. Узнаю его! Обращался к душе. Помнится, дома Затеплил я свечку и жду. Рождество. И сравним с №16 Неземной небосвод… кислым туманом затянуты о́стовы зданий в ночи. Пробиваясь, восход утром обманет проснувшихся, что ничего не случи... Слышите насколько значительно ритмическое различие? Лично мне ближе №16. Я сам сразу отметил для себя этот вариант сглаживания полиритмии, который состоит в нивелировании цезуры между нечётной и чётной строкой. В условиях соблюдения внутренней рифмы, возможна вот такая запись и, соответственно, декламация. . Неземной небосвод… (анапест) кислым туманом затянуты о́стовы зданий в ночи. (дактиль) Пробиваясь, восход утром обманет проснувшихся, что ничего не случи… . Таким образом мы получаем уже только два «родственных» размера анапест и дактиль. Другое дело, что и эту общую ритмику четвёртой единицы (строфы) желательно изначально держать в голове и стараться следовать ей по всему дальнейшему контексту. И тут хороший вопрос, а насколько критично для восприятия различие этой общей ритмики в катренах? В конце концов существуют же и намеренные приёмы, например, замедления в той же парцелляции? Это уже больше в области субъективного восприятия. Бесспорно существует приоритет ритмической инерции и симметрии. Ну это как если бы в классическом пятистопном ямбе все пропуски схемных ударений (пиррихии) были бы расположены строго в одних и тех же местах в строфах абсолютно по всему тексту. Кто и что любит. Кому-то наоборот нужна лёгкая ритмическая вариативность, а кто-то «сбивается»… С другой стороны «синтаксис» в переводе не только построение, но и упорядочивание и координирование. А тут ещё о внутренних рифмах думать нужно. Впрочем, это и есть навык. «Заточенность слуха», как говорят. А всё вместе — тот самый творческий рост, кому он нужен. №1 3/3 И вот в первом же стихе однородность, да ещё глагольная неточность согласных в ударном слоге: «затихла/повисла». Такая же глагольная: «убываЮт/принимаЕт» неточная ещё и по гласным из-за разного числа. «пучкАМИ/кругАМИ» — рифма окончаний, «срок/итог» — рифма только ударной гласной. Г и К хоть и парные, но глухие, для полноценного созвучия — слабо. Зато появляется внутренняя: «чеснок/поток», но уже «поздно»... №2 4/4 №3 4/4 №4 4/3 №5 4/5 №7 3/3 Опорные согласные в ударных слогах почти всех рифм не не совпадают, а это основа любого созвучия, тем более не подкреплённого, например, рифмой предударного слога или стопы «извЕстен/плЕдом» — созвучие только! ударной гласной и это в женской рифме с могучим диссонансом послеударного слога? Да ещё и в финале... №8 4/4 Поставил всё таки 4. Учитывая закономерность: жен (ассонанс)/муж (точная), хотя одна и с закрытым слогом №9 5/4 На мой взгляд в данном контексте крайне важно определить, а кто именно стал инициатором разрыва отношений между ЛГ? То есть кому принадлежит это: «Не пиши, не звони...» — ему или ей? Если ему, тогда героиню весьма негативно характеризует её «робкий» звонок, не находите? Вы бы сами позвонили? Тут есть версия, что никаких «отношений» и вовсе не было, а всё это фантазии художника. Ждём, чтобы автор, что называется, «пролил свет». №10 4/3 Сокращенья, беспорядочные ассонансы, вторичность рифмы №11 4/4 И за что же здесь «хорошо» ставить? Внутренней рифмы как будто нет, всё та же однородность да глагольность в концевой...Едва ли автор намеренно работал с группами рифм по качеству, хотя как знать… Однако закономерность я обнаружил. Смотрите: Первый катрен — рифмы с анаграммной перестановкой согласных в ударном слоге (одно качество), второй катрен — рифмы однородные, но точные, фактически. сонетные рифмы (другое качество), третий и четвёртый катрены — внутренняя закономерность: жен(ассонанс)/муж(точная) (ещё одно качество) А если прислушаться, присмотреться... Во втором и третьем катренах внутренние приблизительные рифмы, хотя: «кустах/кто там» — вполне. Случайные? Натяжка? Эдак можно в любом тексте что-нибудь «нарыть» созвучное. Ну… пусть автор ответит, если соизволит... №12 4/5 Внутренние рифмы в данном в данной схеме требуют такого же качества, как и концевые. С теми же приоритетами по качеству: и точность и разнородность, как в данном случае. Слегка: «итого/всего» подкачала, но слегка... №13 4/4 И здесь поставил бы «отлично», когда бы не «смычок/прилёг» Ну серьёзно, всю «малину» портит, как ложка дёгтя по сравнению с прочим мёдом, в том числе и внутренним. №14 4/4 №15 5/4 Эх, сюда бы ещё внутреннюю… и можно пить. Интересное всё-таки решение с этими замедлениями. Не сразу, конечно, но заходит. А куда нам спешить? №16 5/5 Ну и по традиции я всегда определяю одного и только одного фаворита. Тем более, что про «попаданцев» я уважаю. Я бы ещё что-нибудь про «Улей» ввернул. Единственно что: к чему столько восклицаний? Гольгертс 22.08.2020 08:17 Заявить о нарушении
Олег, здравствуй!
Дело не в оценке, т.е. в цифре, рифма - сам понимаешь, мой вопрос, в виду некоторых обстоятельств. Итак рифмы. Ты пишешь: "Учитывая закономерность: жен (ассонанс)/муж (точная), хотя одна и с закрытым слогом" Итак женские: открЫТИй - сЫТЫм (немного смущает смягчение Т) глУбЖе -(кую) дУШу, выразиТь чУвСТвА - Так пУСТО сЛАДок инАЧЕ - деЛАеТ зрЯЧИм (надстроечная рифма) Татьяна Игнатова 5 22.08.2020 11:38 Заявить о нарушении
Приветствую, Татьяна.
Что-то я не услышал вопрос, типа догадайся сам? Я обратил внимание, что ты в последнее время стала уделять повышенное внимание расширенной рифме (которую ты называешь "надстроечной"). Это рифма предконцевых стоп строки. Вся проблема в том, что требования по качеству в такой рифме не снижается. Как полноценную рифму-созвучие стопы: сЛАДок/ДеЛА... слух не воспринимает, в лучшем случае, как лёгкую аллитерацию. Здесь всё важно. И строгое именно геометрическое расположение фонем, а, главное, совпадение ударного гласного звука в соответственной зарифмованной стопе. За счёт расширенной рифмы автор пытается скрыть (оправдать?) огрехи рифмы концевой: ассонанс, а в данном случае несовпадение опорной согласной. В своём стихотворении я тоже расширил свой ассонанс этой "надстройкой", однако сравните качество: "жупел, как символ /жутко-красивый" Для того, чтобы услышать всё это расширенное созвучие не нужно ничего КАПСом поднимать. И подобные надстройки у меня по всему тексту, включая внутренние и начальные рифмы в отдельных местах. Но бонус ли это? Вы, демонстрируете свои приблизительные примеры, намекаете, что да, бонус! Относительна вашего стиха. Однако то, что использовано в другом стихе-конкуренте, в разы точнее, глубже и объёмнее, вы почему-то за бонус не считаете и ставите №6 за технику "трояк". Гольгертс 22.08.2020 12:30 Заявить о нарушении
Если хотите обсудить №6, то позже и под моей рецкой. Здесь ещё раз о №8:
Надстроечная рифма - наращивание на конце: открытый слог - закрытый слок, засчёт прибавления согласного. итак, отбросим "ненужное: открЫТИй - сЫТЫм глУбЖе - дУШу, чУвСТвА - пУСТО Например, №11 Вы ставите 4!!! я поставила "2" за технику. Вот некоторые замечания: Шалый-леший не рифма! Лес-засел перестановочная рифма, но абсолютно не звучит из-за свистящих звуков С не на своём месте. Есть рифмы прямые грамматические и глагольные, банальные. Слова на –нья в угоду ритму ____________________ Что не так в №8 с указанными рифмами и где ВАША ЛОГИКА с №11? Где она? Я её не вижу. инАЧЕ - зрЯЧИм Татьяна Игнатова 5 22.08.2020 13:01 Заявить о нарушении
Последняя, как раз надстроечная - вылезла в конце, простите....
Татьяна Игнатова 5 22.08.2020 13:03 Заявить о нарушении
Вот любят стихотворцы всё себе усложнять в определениях.
Усечённая, надстроечная... Есть йотированная и рифма с закрытым слогом - всё! Если оба слога закрыты, как в "открытий/сытым" - то это рифма с замещением. Больше, чем в половине всех ваших рифм не совпадает опорная согласная - мало? Это что "глубокое" концевое созвучие: глУбЖе - дУШу? Хотя бы: глуше /душу - и то не комильфо. А в №11 я пояснил за что дал своё личный бонус, теперь жду пояснений от автора. "шалый/леший" - это диссонансная перестановочная рифма. А то что звучит и не звучит лично у вас - это ваши трудности! Я увидел закономерность применения групп рифм по качеству по строфам, вы хоть раз думали вообще о таком? И что кто-то может это считать и принять? Куда там! Нужно упереться "рогом" в свой, однажды воспитанный вкус... Гольгертс 22.08.2020 13:48 Заявить о нарушении
глубже-душу, шалый-леший...
Кто из нас двоих не способен читать вслух? Надстроечная рифма иначе-зрячим, тоже почему-то Вам не по вкусу. И ещё... диссонансная ОДИНОЧНАЯ рифма - это ляп и халтура. Не согласны? Татьяна Игнатова 5 22.08.2020 13:54 Заявить о нарушении
Мне что перенести сюда моё пояснение в обзоре,
может я и там по китайски написал? Пожалуйста! __________________________________________________________________________ И за что же здесь «хорошо» ставить? Внутренней рифмы как будто нет, всё та же однородность да глагольность в концевой...Едва ли автор намеренно работал с группами рифм по качеству, хотя как знать… Однако закономерность я обнаружил. Смотрите: Первый катрен — рифмы с анаграммной перестановкой согласных в ударном слоге (одно качество), второй катрен — рифмы однородные, но точные, фактически, сонетные рифмы (другое качество), третий и четвёртый катрены — внутренняя закономерность: жен(ассонанс)/муж(точная) (ещё одно качество) А если прислушаться, присмотреться... Во втором и третьем катренах внутренние приблизительные рифмы, хотя: «кустах/кто там» — вполне. Случайные? Натяжка? Эдак можно в любом тексте что-нибудь «нарыть» созвучное. Ну… пусть автор ответит, если соизволит... _______________________________________________________________________________ Здесь своя композиция рифмы, у вас своя. И качество рифмы в ВАШЕЙ композиции сильно хромает, если говорить об объективном качестве. Это всё равно как сонет сравнивать с танка. Гольгертс 22.08.2020 14:08 Заявить о нарушении
У меня вообще сложилось ощущение, что это всё с подачи вашей же "перестановочной рифмы" - её отголоски.
Потому что видно, когда автор банально слаб, когда ему не хватает словарного запаса, когда он ленив и так дальше... И "небрежность" у него проявится, скорее, в конце. Едва ли он начнёт отдельный первый катрен целиком построенной на этой перестановочной рифме, а дальше целиком на точной... да что повторять? Не видите этой закономерности? Считайте её неудачной, халтурой, как угодно! Есть только одно оправдание любого нарушения в стихосложении - закономерность! А закономерность - не всегда симметрия (это слишком просто и очевидно) Структурное стихосложение (пазл) - это удел немногих. А уж распознают его и вовсе единицы. Гольгертс 22.08.2020 14:22 Заявить о нарушении
Олег, спасибо!
"Тут есть версия, что никаких «отношений» и вовсе не было, а всё это фантазии художника. Ждём, чтобы автор, что называется, «пролил свет». Мария правильно определила: "Сюжет - загадка". Каждый читатель вправе определить свой вариант: 1). "Художник нафантазировал себе трагичные отношения с женщиной, заказавшей ему свой портрет, а на самом деле ничего у них не было."(@) 2). Заканчивая картину, художник не мог забыть свою девушку "перелопатил" свои чувства и невольно стал мазками "дорабатывать" портрет чертами, присущими возлюбленной. Робкий голос "натурщицы" в телефонной трубке привёл его в чувства, и ему предстоит объясняться с ней по поводу отклонений в портрете... и, скорее всего, после он позвонит своей девушке. Возможны и другие варианты. Сергей Григорьевич Марушко 22.08.2020 17:14 Заявить о нарушении
"Сокращенья, беспорядочные ассонансы, вторичность рифмы" (с)
Гольгертс, объясните мне неразумному, что же такого страшного Вы на 3 по содержанию насосали. Объясните про амфиболии и инверсии хотя бы. Глядишь и я по вашим лекалам смогу новыми глазами взглянуть на Ваш шыдевр с Содомой. Андрей Баскаков 22.08.2020 17:49 Заявить о нарушении
Андрей, уже по комментарию можно понять, что 3 я "насосал" по технике,
но не по содержанию. Ещё когда я сам проводил технические конкурсы с раздельными оценками первая оценка была за содержание, вторая за технику. Вот и здесь оценил по инерции. В общей оценке это ничего не меняет: 3/4 В преамбуле своего голосования я прояснил и определил высоту своей планки технической оценки, исходя из которой оценивал ВСЕХ участников. И даже если кто-то с моими приоритетами не согласен, такое судейство последовательно! а значит, хотя бы приближено к объективному. А вы больше половине участников поставили одинаковые оценки 4/4 Это называется голосование на "отцепись", чтобы никто лишних неудобных вопросов не задавал. Гольгертс 22.08.2020 19:47 Заявить о нарушении
Понятно, Гольгертс.
"Уходя уходи в жадное место" Я конечно поморщился от корявости и избитости, но закрыл глаза. Настроение у меня было такое, сильно не придираться. И отмечая ряд неловкостей, неудачных слов, корявости фраз даже для прозы, оценку ниже 4 снижал редко. Так бывает. Андрей Баскаков 22.08.2020 20:52 Заявить о нарушении
Ой, Гольгертс. Как я не дочитал до этого места. Вы так здорово рассказывали про цезуры между анапестом и дактилем, я аж прослезился.
№16 5/5 Ну и по традиции я всегда определяю одного и только одного фаворита. Тем более, что про «попаданцев» я уважаю. Я бы ещё что-нибудь про «Улей» ввернул. Единственно что: к чему столько восклицаний? Внимание, вопрос! Пронесёт – тяжело// будет остаться в живых среди тех, кто мутантами стал. Ритмика ни одним мускулом не дрогнула, или это особо утонченный слух? Андрей Баскаков 22.08.2020 21:40 Заявить о нарушении
Отлично!
Именно эта строчка в других "поэтических кругах" расщеплялась на атомы, рассматривалась с позиций этических и эстетических ценностей у различной\целевой аудитории. А что это за "жадное место" такое? С позиции обывателя - коряга! Но есть и такой отзыв: . Ладно.. "жадное место" у меня ассоциируется с библейским описанием-аллегорией чрева (лона, а по сути - половых органов) блудницы, как прообраза ада. Там же есть выражение "ад ненасытен". Блудница в Библии - то же, что проститутка, по древнейшей своей профессии. Там в тексте обращение к молодому мужчине, мол - не ходи в её дом, не смотри на неё, не слушай её речей, беги от неё, потому что чрево её - гибель для всех, любящих её. Оно подобно ненасытному аду, безне поглощающей. . И этот момент красочно и аллегорически показан в одной из серий "Слишком стар.. " Какая "банальность"... А на оценки мне реально плевать в данном случае. Какими они могут быть, если читатель реально не понимает 80% того о чём идёт речь? Представим себе, что как в Советские времена у нас нет Гугл переводчика. Мы с трудом нашли оригинальный текст какой-либо песни и "засели за словари". А кто-то "английский-то знает" (пару слов) и ему и без словаря всё понятно, что "коряга". Вам дали наводку и дали понять, что здесь каждое ЖЖЖ - неспроста! Что нужно сесть за этот условный "словарь" и только тогда что-то да и совпадёт, сложится в сознании. Это и есть наслаждение Малларме в постепенном разгадывании стиха! А для всех остальных - это, разумеется, "коряга". Как симфонии Дебюсси для почитателей "Тюремного шансона" Гольгертс 22.08.2020 22:03 Заявить о нарушении
Действительно, смещение цезуры и в этом случае и в моём финальном катрене
можно считать ритмической ошибкой, но только в рамках сравнения на данном конкурсе. Я достаточно подробно объяснил, что в моём случае я всё это прекрасно слышал и вынужденно пошёл на эту ритмическую "жертву", если угодно и в угоду смыслу и рифме. Читатель не принимает эту "жертву?" Ему исключительно ровное "бу-бу бу-бу" подавай? Афтор плачет.... Надо завязывать "песать стехи". Гольгертс 22.08.2020 22:11 Заявить о нарушении
Вот именно. В котором каждый играет по своим правилам.
И я всё больше и больше склоняюсь к единственному варианту, выходу из этих разногласий. Отмена голосования вообще! Но с обязательными аналитическими обзорами всех! стихотворений, в том числе и своего. И заинтересованная полемика следом, как и предполагается в любой "Творческой Мастерской". И пусть останется 5-7 участников, пользы будет в разы больше. Потому что остальным никакая "польза" вообще не нужна. Гольгертс 22.08.2020 22:48 Заявить о нарушении
Олег, спасибо за интересный и познавательный обзор, лояльность в оценках и участие в дебатах.
Мне очень важно, что ты делишься своими познаниями со всеми участниками и всегда открыт для общения. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Маллар Ме 25.08.2020 18:15 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |