Рецензия на «Голосование! 7 Ритмический конкурс» (Маллар Ме)

Для начала, как обычно, несколько общих наблюдений над конкурсом.
Общепризнанны два приоритета технической оценки стихотворения. Это ритмика и рифмы.
Далее идут синтаксис и грамматика. Ну и, конечно, общее фонетическое благозвучие, которое,
собственно, напрямую и зависит от качества ритмики и рифм.
Учитывая формат данного конкурса, грубые ошибки, нарушения заданной ритмической схемы, можно
было не искать. Ибо даже если они и были, Ведущая на этапе приёма их исправила.
Однако существуют нюансы, но о них позже. Таким образом получается, что одна из двух основных
составляющих технической оценки (соответствие схеме, то есть ритмика) у всех участников нивелирована.
Условно говоря, все справились. И тогда в условиях строго ограниченного объёма текста на первые роли
сравнения выходит рифма, как бы это кому не нравилось. Ценность каждой рифмы возрастает в разы,
в отличии от обычного произвольного авторского стихотворения. Все небрежности, неточности, которые
«прокатывали» там, в условиях конкуренции рассматриваются под лупой. И в идеале, когда автор принимает
решение принять участие в техническом конкурсе, он должен это отчётливо понимать и учитывать.
Напомню заданную схему, она полиритмическая:
оо1оо1 1оо1о анапест/дактиль
о1оо1оо1оо1 амфибрахий

Для того, чтобы сгладить фонетически подобную ритмику, значение рифмы трудно переоценить.
Причём не только концевая рифма строк имеется в виду (это само собой), но прежде всего внутренняя
рифма нечётных строк на обозначенной цезуре между анапестом и дактилем.
Это место так и «кричит» автору в ухо — рифмуй! К сожалению, услышали этот призыв только
шесть с половиной авторов из шестнадцати.  Почему с половиной? Всё дело в качестве рифмы.
Почему-то многими подсознательно считается, что для внутренней рифмы можно сделать и послабление,
но только не в данной схеме. Потому что в данном случае внутренняя рифма расположена на цезуре (паузе),
а это, фактически, разделённая пополам основная ритмическая единица (строка).
У некоторых авторов «случайно» появляется  рифма на этих цезурах в одном-двух местах и те неточные.
Так что по моей шкале отсутствие внутренней рифмы по всему тексту — минус один балл.
Три рифмы (вместо четырёх) в стихотворении №8 «еда/вам, ток/давно и слова/тогда» — это приблизительные
неточные рифмы при созвучии только! ударной гласной. Автор скажет: а у большинства и того нет!
Так вы сравнитесь с теми у кого есть. Да это вообще не критично — вторит ему другой.
Не критично, согласен. Когда стихотворение висит отдельно на вашей страничке или участвует в каком-нибудь
другом общем конкурсе. В идеале для благозвучия не помешает и внутренняя рифма чётных строк
в амфибрахии. И не только внутренняя, но и начальная или расширенная рифма предконцевых стоп.
Конечно, в такой форме в разы сложнее справиться с авторским контекстом, а стоит ли «игра свеч?»
Ответ на этот вопрос у каждого автора индивидуален и зависит он от собственных претензий
к своему творчеству.
Теперь о нюансах ритмики. По сути мы имеем ТРИ ритмические единицы:

оо1оо1 анапест
1оо1о дактиль
о1оо1оо1оо1 амфибрахий

Однако при вариативном синтаксическом взаимодействии они образуют четвёртую единицу — строфу (катрен)
И опять же в идеале по всему тексту такое взаимодействие в катренах желательно быть идентичным.
А вариантов здесь немало, вплоть до парцелляции, например: № 15
.
Разговаривал он. Ангел. Знакомо.
Прозрачен и светел. Узнаю его!
Обращался к душе. Помнится, дома
Затеплил я свечку и жду. Рождество.

И сравним с №16

Неземной небосвод… кислым туманом
затянуты о́стовы зданий в ночи.
Пробиваясь, восход утром обманет
проснувшихся, что ничего не случи...
Слышите насколько значительно ритмическое различие? Лично мне ближе №16.
Я сам сразу отметил для себя этот вариант сглаживания полиритмии, который состоит в нивелировании 
цезуры между нечётной и чётной строкой. В условиях соблюдения внутренней рифмы, возможна вот такая запись
и, соответственно, декламация.
.
Неземной небосвод… (анапест)
кислым туманом затянуты о́стовы зданий в ночи. (дактиль)
Пробиваясь, восход
утром обманет проснувшихся, что ничего не случи…
.
Таким образом мы получаем уже только два «родственных» размера анапест и дактиль.
Другое дело, что и эту общую ритмику четвёртой единицы (строфы) желательно изначально держать в голове
и стараться следовать ей по всему дальнейшему контексту.
И тут хороший вопрос, а насколько критично для восприятия различие этой общей ритмики в катренах?
В конце концов существуют же и намеренные приёмы, например, замедления в той же парцелляции?
Это уже больше в области субъективного восприятия. Бесспорно существует приоритет ритмической
инерции и симметрии.
Ну это как если бы в классическом пятистопном ямбе все пропуски схемных ударений (пиррихии) были бы
расположены строго в одних и тех же местах в строфах абсолютно по всему тексту.
Кто и что любит. Кому-то наоборот нужна лёгкая ритмическая вариативность, а кто-то «сбивается»…
С другой стороны «синтаксис» в переводе не только построение, но и упорядочивание и координирование.
А тут ещё о внутренних рифмах думать нужно. Впрочем, это и есть навык. «Заточенность слуха», как говорят.
А всё вместе — тот самый творческий рост, кому он нужен.

№1 3/3

И вот в первом же стихе однородность, да ещё глагольная неточность согласных в ударном слоге:
«затихла/повисла». Такая же глагольная: «убываЮт/принимаЕт» неточная ещё и по гласным из-за
разного числа. «пучкАМИ/кругАМИ» — рифма окончаний, «срок/итог» — рифма только ударной гласной.
Г и К хоть и парные, но глухие, для полноценного созвучия — слабо.
Зато появляется внутренняя: «чеснок/поток», но уже «поздно»...

№2 4/4

№3 4/4

№4 4/3

№5 4/5

№7 3/3

Опорные согласные в ударных слогах почти всех рифм не не совпадают, а это основа любого созвучия,
тем более не подкреплённого, например, рифмой предударного слога или стопы
«извЕстен/плЕдом» — созвучие только! ударной гласной и это в женской рифме с могучим диссонансом
послеударного слога? Да ещё и в финале...

№8 4/4

Поставил всё таки 4. Учитывая закономерность: жен (ассонанс)/муж (точная), хотя одна и с закрытым слогом

№9 5/4

На мой взгляд в данном контексте крайне важно определить, а кто именно стал инициатором
разрыва отношений между ЛГ? То есть кому принадлежит это: «Не пиши, не звони...» — ему или ей?
Если ему, тогда героиню весьма негативно характеризует её «робкий» звонок, не находите?
Вы бы сами позвонили?
Тут есть версия, что никаких «отношений» и вовсе не было, а всё это фантазии художника.
Ждём, чтобы автор, что называется, «пролил свет».

№10 4/3

Сокращенья, беспорядочные ассонансы, вторичность рифмы

№11 4/4

И за что же здесь «хорошо» ставить? Внутренней рифмы как будто нет, всё та же однородность
да глагольность в концевой...Едва ли автор намеренно работал с группами рифм по качеству, хотя как знать…
Однако закономерность я обнаружил. Смотрите:
Первый катрен —  рифмы с анаграммной перестановкой согласных в ударном слоге (одно качество),
второй катрен — рифмы однородные, но точные, фактически. сонетные рифмы (другое качество),
третий и четвёртый катрены — внутренняя закономерность: жен(ассонанс)/муж(точная) (ещё одно качество)
А если прислушаться, присмотреться...
Во втором и третьем катренах внутренние приблизительные рифмы, хотя: «кустах/кто там» — вполне.
Случайные? Натяжка? Эдак можно в любом тексте что-нибудь «нарыть» созвучное.
Ну… пусть автор ответит, если соизволит...

№12 4/5

Внутренние рифмы в данном в данной схеме требуют такого же качества, как и концевые.
С теми же приоритетами по качеству: и точность и разнородность, как в данном случае.
Слегка: «итого/всего» подкачала, но слегка...

№13 4/4

И здесь поставил бы «отлично», когда бы не «смычок/прилёг»
Ну серьёзно, всю «малину» портит, как ложка дёгтя по сравнению с прочим мёдом,
в том числе и внутренним.

№14 4/4

№15 5/4

Эх, сюда бы ещё внутреннюю… и можно пить. Интересное всё-таки решение с этими замедлениями.
Не сразу, конечно, но заходит. А куда нам спешить?

№16 5/5

Ну и по традиции я всегда определяю одного и только одного фаворита.
Тем более, что про «попаданцев» я уважаю. Я бы ещё что-нибудь про «Улей» ввернул.
Единственно что: к чему столько восклицаний?

Гольгертс   22.08.2020 08:17     Заявить о нарушении
Олег, здравствуй!
Дело не в оценке, т.е. в цифре, рифма - сам понимаешь, мой вопрос, в виду некоторых обстоятельств. Итак рифмы. Ты пишешь:

"Учитывая закономерность: жен (ассонанс)/муж (точная), хотя одна и с закрытым слогом"
Итак женские:
открЫТИй - сЫТЫм (немного смущает смягчение Т)
глУбЖе -(кую) дУШу,
выразиТь чУвСТвА - Так пУСТО
сЛАДок инАЧЕ - деЛАеТ зрЯЧИм (надстроечная рифма)

Татьяна Игнатова 5   22.08.2020 11:38   Заявить о нарушении
Приветствую, Татьяна.
Что-то я не услышал вопрос, типа догадайся сам?
Я обратил внимание, что ты в последнее время стала уделять повышенное внимание расширенной рифме (которую ты называешь "надстроечной").
Это рифма предконцевых стоп строки. Вся проблема в том, что требования по качеству
в такой рифме не снижается.
Как полноценную рифму-созвучие стопы: сЛАДок/ДеЛА... слух не воспринимает,
в лучшем случае, как лёгкую аллитерацию. Здесь всё важно.
И строгое именно геометрическое расположение фонем, а, главное, совпадение
ударного гласного звука в соответственной зарифмованной стопе.
За счёт расширенной рифмы автор пытается скрыть (оправдать?) огрехи рифмы
концевой: ассонанс, а в данном случае несовпадение опорной согласной.
В своём стихотворении я тоже расширил свой ассонанс этой "надстройкой",
однако сравните качество: "жупел, как символ /жутко-красивый"
Для того, чтобы услышать всё это расширенное созвучие не нужно ничего КАПСом поднимать.
И подобные надстройки у меня по всему тексту, включая внутренние и начальные рифмы в отдельных местах.
Но бонус ли это? Вы, демонстрируете свои приблизительные примеры, намекаете,
что да, бонус! Относительна вашего стиха. Однако то, что использовано в другом
стихе-конкуренте, в разы точнее, глубже и объёмнее, вы почему-то за бонус
не считаете и ставите №6 за технику "трояк".

Гольгертс   22.08.2020 12:30   Заявить о нарушении
Если хотите обсудить №6, то позже и под моей рецкой. Здесь ещё раз о №8:

Надстроечная рифма - наращивание на конце: открытый слог - закрытый слок, засчёт прибавления согласного. итак, отбросим "ненужное:

открЫТИй - сЫТЫм
глУбЖе - дУШу,
чУвСТвА - пУСТО

Например, №11 Вы ставите 4!!! я поставила "2" за технику. Вот некоторые замечания:
Шалый-леший не рифма! Лес-засел перестановочная рифма, но абсолютно не звучит из-за свистящих звуков С не на своём месте. Есть рифмы прямые грамматические и глагольные, банальные. Слова на –нья в угоду ритму
____________________
Что не так в №8 с указанными рифмами и где ВАША ЛОГИКА с №11? Где она? Я её не вижу.
инАЧЕ - зрЯЧИм

Татьяна Игнатова 5   22.08.2020 13:01   Заявить о нарушении
Последняя, как раз надстроечная - вылезла в конце, простите....

Татьяна Игнатова 5   22.08.2020 13:03   Заявить о нарушении
Вот любят стихотворцы всё себе усложнять в определениях.
Усечённая, надстроечная... Есть йотированная и рифма с закрытым слогом - всё!
Если оба слога закрыты, как в "открытий/сытым" - то это рифма с замещением.
Больше, чем в половине всех ваших рифм не совпадает опорная согласная - мало?
Это что "глубокое" концевое созвучие: глУбЖе - дУШу?
Хотя бы: глуше /душу - и то не комильфо.
А в №11 я пояснил за что дал своё личный бонус, теперь жду пояснений от автора.
"шалый/леший" - это диссонансная перестановочная рифма.
А то что звучит и не звучит лично у вас - это ваши трудности!
Я увидел закономерность применения групп рифм по качеству по строфам,
вы хоть раз думали вообще о таком? И что кто-то может это считать и принять?
Куда там! Нужно упереться "рогом" в свой, однажды воспитанный вкус...

Гольгертс   22.08.2020 13:48   Заявить о нарушении
глубже-душу, шалый-леший...
Кто из нас двоих не способен читать вслух?

Надстроечная рифма иначе-зрячим, тоже почему-то Вам не по вкусу.

И ещё... диссонансная ОДИНОЧНАЯ рифма - это ляп и халтура. Не согласны?

Татьяна Игнатова 5   22.08.2020 13:54   Заявить о нарушении
Мне что перенести сюда моё пояснение в обзоре,
может я и там по китайски написал? Пожалуйста!
__________________________________________________________________________
И за что же здесь «хорошо» ставить? Внутренней рифмы как будто нет, всё та же однородность
да глагольность в концевой...Едва ли автор намеренно работал с группами рифм по качеству, хотя как знать…
Однако закономерность я обнаружил. Смотрите:
Первый катрен — рифмы с анаграммной перестановкой согласных в ударном слоге (одно качество),
второй катрен — рифмы однородные, но точные, фактически, сонетные рифмы (другое качество),
третий и четвёртый катрены — внутренняя закономерность: жен(ассонанс)/муж(точная) (ещё одно качество)
А если прислушаться, присмотреться...
Во втором и третьем катренах внутренние приблизительные рифмы, хотя: «кустах/кто там» — вполне.
Случайные? Натяжка? Эдак можно в любом тексте что-нибудь «нарыть» созвучное.
Ну… пусть автор ответит, если соизволит...
_______________________________________________________________________________

Здесь своя композиция рифмы, у вас своя.
И качество рифмы в ВАШЕЙ композиции сильно хромает, если говорить об объективном
качестве. Это всё равно как сонет сравнивать с танка.

Гольгертс   22.08.2020 14:08   Заявить о нарушении
У меня вообще сложилось ощущение, что это всё с подачи вашей же "перестановочной рифмы" - её отголоски.
Потому что видно, когда автор банально слаб, когда ему не хватает словарного
запаса, когда он ленив и так дальше...
И "небрежность" у него проявится, скорее, в конце.
Едва ли он начнёт отдельный первый катрен целиком построенной на этой перестановочной рифме, а дальше целиком на точной... да что повторять?
Не видите этой закономерности?
Считайте её неудачной, халтурой, как угодно!
Есть только одно оправдание любого нарушения в стихосложении - закономерность!
А закономерность - не всегда симметрия (это слишком просто и очевидно)
Структурное стихосложение (пазл) - это удел немногих.
А уж распознают его и вовсе единицы.

Гольгертс   22.08.2020 14:22   Заявить о нарушении
Олег, спасибо!
"Тут есть версия, что никаких «отношений» и вовсе не было, а всё это фантазии художника. Ждём, чтобы автор, что называется, «пролил свет».

Мария правильно определила: "Сюжет - загадка". Каждый читатель вправе определить свой вариант: 1). "Художник нафантазировал себе трагичные отношения с женщиной, заказавшей ему свой портрет, а на самом деле ничего у них не было."(@) 2). Заканчивая картину, художник не мог забыть свою девушку "перелопатил" свои чувства и невольно стал мазками "дорабатывать" портрет чертами, присущими возлюбленной. Робкий голос "натурщицы" в телефонной трубке привёл его в чувства, и ему предстоит объясняться с ней по поводу отклонений в портрете... и, скорее всего, после он позвонит своей девушке. Возможны и другие варианты.

Сергей Григорьевич Марушко   22.08.2020 17:14   Заявить о нарушении
"Сокращенья, беспорядочные ассонансы, вторичность рифмы" (с)

Гольгертс, объясните мне неразумному, что же такого страшного Вы на 3 по содержанию насосали. Объясните про амфиболии и инверсии хотя бы. Глядишь и я по вашим лекалам смогу новыми глазами взглянуть на Ваш шыдевр с Содомой.

Андрей Баскаков   22.08.2020 17:49   Заявить о нарушении
Андрей, уже по комментарию можно понять, что 3 я "насосал" по технике,
но не по содержанию. Ещё когда я сам проводил технические конкурсы с раздельными
оценками первая оценка была за содержание, вторая за технику.
Вот и здесь оценил по инерции. В общей оценке это ничего не меняет: 3/4
В преамбуле своего голосования я прояснил и определил высоту своей планки
технической оценки, исходя из которой оценивал ВСЕХ участников.
И даже если кто-то с моими приоритетами не согласен, такое судейство последовательно!
а значит, хотя бы приближено к объективному.
А вы больше половине участников поставили одинаковые оценки 4/4
Это называется голосование на "отцепись", чтобы никто лишних неудобных вопросов
не задавал.

Гольгертс   22.08.2020 19:47   Заявить о нарушении
Понятно, Гольгертс.

"Уходя уходи в жадное место"

Я конечно поморщился от корявости и избитости, но закрыл глаза. Настроение у меня было такое, сильно не придираться. И отмечая ряд неловкостей, неудачных слов, корявости фраз даже для прозы, оценку ниже 4 снижал редко.

Так бывает.

Андрей Баскаков   22.08.2020 20:52   Заявить о нарушении
Ой, Гольгертс. Как я не дочитал до этого места. Вы так здорово рассказывали про цезуры между анапестом и дактилем, я аж прослезился.

№16 5/5
Ну и по традиции я всегда определяю одного и только одного фаворита.
Тем более, что про «попаданцев» я уважаю. Я бы ещё что-нибудь про «Улей» ввернул.
Единственно что: к чему столько восклицаний?

Внимание, вопрос!

Пронесёт – тяжело// будет остаться
в живых среди тех, кто мутантами стал.

Ритмика ни одним мускулом не дрогнула, или это особо утонченный слух?

Андрей Баскаков   22.08.2020 21:40   Заявить о нарушении
Отлично!
Именно эта строчка в других "поэтических кругах" расщеплялась на атомы,
рассматривалась с позиций этических и эстетических ценностей у различной\целевой аудитории. А что это за "жадное место" такое?
С позиции обывателя - коряга!
Но есть и такой отзыв:
.
Ладно.. "жадное место" у меня ассоциируется с библейским описанием-аллегорией чрева (лона, а по сути - половых органов) блудницы, как прообраза ада. Там же есть выражение "ад ненасытен". Блудница в Библии - то же, что проститутка, по древнейшей своей профессии. Там в тексте обращение к молодому мужчине, мол - не ходи в её дом, не смотри на неё, не слушай её речей, беги от неё, потому что чрево её - гибель для всех, любящих её. Оно подобно ненасытному аду, безне поглощающей.
.
И этот момент красочно и аллегорически показан в одной из серий "Слишком стар.. "
Какая "банальность"...
А на оценки мне реально плевать в данном случае.
Какими они могут быть, если читатель реально не понимает 80% того о чём идёт речь?
Представим себе, что как в Советские времена у нас нет Гугл переводчика.
Мы с трудом нашли оригинальный текст какой-либо песни и "засели за словари".
А кто-то "английский-то знает" (пару слов) и ему и без словаря всё понятно,
что "коряга". Вам дали наводку и дали понять, что здесь каждое ЖЖЖ - неспроста!
Что нужно сесть за этот условный "словарь" и только тогда что-то да и совпадёт,
сложится в сознании. Это и есть наслаждение Малларме в постепенном разгадывании стиха!
А для всех остальных - это, разумеется, "коряга".
Как симфонии Дебюсси для почитателей "Тюремного шансона"

Гольгертс   22.08.2020 22:03   Заявить о нарушении
Действительно, смещение цезуры и в этом случае и в моём финальном катрене
можно считать ритмической ошибкой, но только в рамках сравнения
на данном конкурсе. Я достаточно подробно объяснил, что в моём случае
я всё это прекрасно слышал и вынужденно пошёл на эту ритмическую "жертву",
если угодно и в угоду смыслу и рифме. Читатель не принимает эту "жертву?"
Ему исключительно ровное "бу-бу бу-бу" подавай? Афтор плачет....
Надо завязывать "песать стехи".

Гольгертс   22.08.2020 22:11   Заявить о нарушении
Олег, сколько можно!? Это конкурс!

Татьяна Игнатова 5   22.08.2020 22:28   Заявить о нарушении
Вот именно. В котором каждый играет по своим правилам.
И я всё больше и больше склоняюсь к единственному варианту, выходу из этих разногласий.
Отмена голосования вообще! Но с обязательными аналитическими обзорами всех!
стихотворений, в том числе и своего. И заинтересованная полемика следом,
как и предполагается в любой "Творческой Мастерской".
И пусть останется 5-7 участников, пользы будет в разы больше.
Потому что остальным никакая "польза" вообще не нужна.

Гольгертс   22.08.2020 22:48   Заявить о нарушении
Олег, спасибо за интересный и познавательный обзор, лояльность в оценках и участие в дебатах.
Мне очень важно, что ты делишься своими познаниями со всеми участниками и всегда открыт для общения. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Маллар Ме   25.08.2020 18:15   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Маллар Ме
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гольгертс
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.08.2020