Гольгертс - написанные рецензии

Рецензия на «Голосование - 251 конкурс На досуге» (Маллар Ме)

№1 - 10
№2 - 9
№3 - 8
№4 -
№5 - 8
№6 - 8
№7 - 9
№8 - 8
№9 - 9
№10 - 9
№11 - 8
№12 - 8
№13 - 8
№14 - 8
№15 - 8
№16 - 8
№17 - 8
№18 - 9

Гольгертс   01.07.2025 11:55     Заявить о нарушении
Рецензия на «Конкурс на досуге - 251. Задание» (Маллар Ме)

Что лучше, что хуже, что дальше?

«Прекрасный дилетант на пути в гастроном —
того ли ты ждал, того ли ты ждал?..» /Б.Г/

Что лучше: знать немного, но о многом
и дилетантом слыть среди людей?
А может, просто упереться рогом
во что-нибудь одно, как тот злодей
и гений? Разница всегда размыта.
Я тоже не пушистый ангелок,
когда ко мне во сне приходит мытарь
и требует свой жертвенный налог.

Что хуже: разбросаться по крупицам,
пытаясь необъятное обнять?
А может, знанием одним напиться,
не отравиться, но простить, понять
и успокоиться? Нелёгкий выбор.
Хотелось этих, а вокруг — не те.
И обо мне они напишут: «Выбыл»..
когда-нибудь на мраморной плите.

Что дальше: по теченью плыть без вёсел,
когда уже витальность на нуле?
Есть бесконечность в виде цифры восемь,
туда и направляюсь я.. во мгле.

Гольгертс   28.06.2025 00:49     Заявить о нарушении
А может(,) просто упереться рогом

И то же самое в 11 строчке.

Каринка Захарова   27.06.2025 22:06   Заявить о нарушении
...после "А может" нужна запятая или тире
...пытаясь необъятное объять
...разницА, знаниЕм... (ударения!)

Бабка Ёшка   27.06.2025 22:54   Заявить о нарушении
По логике после "может" надо поставить запятую. Уж коли это вводное слово. Но интонационно там ее как бы нет. И тогда "а может" на мой слух в приведенных примерах становятся цельными союзами, что ли. Даже в сети подобную полемику нашёл. Но я поставлю, конечно, если "народ требует". А вот с ударениями здесь всё в порядке. Пиррихии в пятистопном ямбе - в законе. Вычитывать нужно текст, а не глотать не пережёвывая.
В оригинале у Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятного» (можете погуглить)
В моём случае цитата косвенная и потому кавычек не требует.

Гольгертс   28.06.2025 00:47   Заявить о нарушении
...несоответствие фонетического ударения в слове ритму стиха считается ошибкой.

Бабка Ёшка   28.06.2025 09:48   Заявить о нарушении
А может так:
"и успокоиться? УВЫ, не лёгкий выбор"
Иначе выпадает слог. Можно вместо "увы" написать "какой или каков"? Поэту просто придумать. Удачи!)

Ирина Анташко   28.06.2025 13:17   Заявить о нарушении
.несоответствие фонетического ударения в слове ритму стиха считается ошибкой. (с)

Вы так уверены, что безупречно владеете ритмикой стиха с анжамбеманами?
Насколько я помню, Наталья, у вас их вообще нет!

Гольгертс   28.06.2025 14:48   Заявить о нарушении
"и успокоиться? УВЫ, не лёгкий выбор" Иначе выпадает слог.

Это у вас "впадает!" лишний слог в шестистопной! строке.
Отключите вы это своё "бу-бу бу-бу", поэтическая речь - это не метроном!
Мог бы я написать "ровными гладенькими катренчиками?" Да легко! Только это это скучно. Это этап начальной школы стихосложения. Анжамбеманы (смысловые строчные и строфные переносы) способствуют прозаизациии поэтической речи, особенно в драматическом стихе. Перед вами, можно сказать, "трагедия жизни", её завершающие мазки и неутешительные итоги. Это это отнюдь не речёвка!

Гольгертс   28.06.2025 15:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! Принято!

Маллар Ме   29.06.2025 13:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Огель» (Мария Абазинка)

***

Машель.. с крашеными волосами, слегка полновата?
Впрочем, довольно чушь нести.
Огелю это не так уж и важно, как было когда-то
в юности.

И нечего, Маша, сутулым обзываться,
могла бы и замять для ясности.
Любят за недостатки.. неловкого вальса
опасный стиль.

Гольгертс   22.04.2025 06:59     Заявить о нарушении
Огель вечно молод, не смотря на седину и сутулость.. у него же есть крылья!
~❀♡❀~

Мария Абазинка   23.04.2025 09:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование! 14 Ритмический конкурс» (Маллар Ме)

Для начала несколько базовых определений:

Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре.

Тони́ческое стихосложе́ние, или акце́нтная систе́ма, — система стихосложения, основанная на РАВНОМ числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно,

ДО́ЛЬНИК, паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и чисто-тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных мест (актов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым — безударные.

В стихосложении определяют ритмические единицы 4-х порядков. Это: слог, стопа, строка и строфа.
В отличие от канона силлабо-тоники при скрещивании вольного стиха с дольником мы получаем относительную
«волю вольную» и в стопах и в строках. Однако возникает хороший вопрос, а зачем автору эта воля нужна?

«Разностопность стиха, как отмечал в 1929 г. Л. И. Тимофеев, «усиливает синтаксис, приближая его к разговорному языку,
развивая в нем сказовую, выразительную интонацию, выделяя при помощи коротких строк наиболее выразительные места» Именно поэтому к вольному стиху в литературной традиции были предрасположены жанры, тяготеющие к
повествовательности. То же и тоническое стихосложение (те самые "нескладушки"), свободное от закономерной ритмики
строк способствует так называемой прозаизации поэтической речи. Кроме того в условиях применения одностопных строк
вольного стиха неизбежно применение анжамбеманов, то есть смысловых переносов, что ещё в большей степени
расшатывает каноническую ритмику. Есть интересное определение восприятия подобного:
«Читаешь и вроде как не стихи, а прислушаешься — самое оно!»
И тогда ключевым становится именно жанровая принаждлежность стихотворения. Здесь недастаточно пейзажной зарисовки
или какого-то отвлечённого размышления автора. Ибо что такое «стихотворная драматургия», то есть «драматический стих?»
Это повествование, рассказ о чём-то или о ком-то конкретно, с ярко выраженными ЛГ, как в тех же баснях Крылова или
у Грибоедова в «Горе от ума», у Лермонтова в «Маскараде». А когда на всё это накладывается ещё и дольник..
Перефразируя героя Костолевского из «Гаража» Рязанова можно заметить Ведущей:
«У вас интересное задание. Вы предложили написать то чего нет!»
В сети полно статей и рассужений о «вольном стихе» и о тонике (в частности, дольнике) по отдельности.
Однако я так и не нашёл хотя бы попыток скрещивания «бульдога с носорогом». При этом я далёк от мысли, что мы на этом
конкурсе какие-то там первопроходцы, только очевидно, что предложенная форма настолько экспериментальна, что даже
поисковики её просто тупо не распознают и не способны выдать адекватные примеры.
И при таком раскладе крайне затруднительно оценивать объективно. Например, по моей шкале ценностей в приоритете
именно значительный (!) перепад стопности в строках (от 1 до 5), та самая драматургия и повествовательность. Однако вот наблюдения Гаспарова о вольном ямбе:

«В этом вольном ямбе различались два направления разработки: «по контрасту» и «по подобию»  «По контрасту» – это значит, что неравностопность строк всячески подчеркивалась: длинные и короткие становились рядом, более короткие отодвигались отступами от левого поля. Самые яркие контрастные формы вольного ямба (с колебанием длины строк от 6 до одной стопы) употреблялись в баснях (у Крылова) и в наиболее «суетливых местах» стихотворных комедий (например, в речах Репетилова в «Горе от ума» Грибоедова). Менее яркие – с колебанием длины строк от 6 до 4 стоп – употреблялись в элегиях и посланиях пушкинской поры («Погасло дневное светило...»). 
«По подобию» – значит, наоборот; неравностопность строк всячески стушевывалась – длина строк колебалась в узких пределах, обычно 5—6 стоп, и печатались они по одной линии левого поля, как равностопные. Развились они в 1830-х годах, когда в русской поэзии (в частности, в драме) стал употребителен белый 5-ст. ямб; в нем постепенно стали допускаться удлиненные 6-ст, строчки (иногда как средство метрического выделения, иногда просто по небрежности); из белого стиха эта манера перешла в рифмованный и т.д. Примером раннего, драматического 5-6-стопника может служить пьеса Лермонтова «Испанцы» (там есть и 4-стопные, и 7-стопные строки!)»

А если мы возьмём чистый дольник, особенно на основе двухсложных размеров, то его просто культивировали
сначала символисты, а затем и футуристы Серебряного века. Как-то затруднительно оценивать в одном ряду:
«Горе от ума» и нечто вроде: «Летят два крокодила: один красный, а другой - на север»
Непродуманная и необоснованная эклектика, совмещение порой очевидно несовместимого (а-ля «торт с селёдкой»),
на мой взгляд — это настояший бич современного искусства и культуры вообще. Попытка привлечь сиюминутное
внимание эпатажем за которым нет ни посыла, ни смысла, ни тем более морали.
Что же касется тонического стихосложения в целом, то оно требует существенной перенастройки авторского слуха,
который «заточен» на канон силлабо-тоники. Например, когда в изначально написанных чистых трёхсложных строках
насильственно производятся какие-либо сокращения в стопах — это вивисекция авторской мысли. Эффект
склеенной посуды или зашитой обуви, которая никогда не будет качественнее новой.
Тем не менее, в любом случае эксперимент, считаю, состоялся. Предполагаю некий отвлечённый спор двух авторов
о стихосложении и поэзии вообще:
- А у тебя «Вольный дольник» есть? Ну.. тогда о чём с тобой можно разговаривать и спорить?

Оценки:
***

№ 1 —  3, 4
№ 2 — 
№ 3 — 3, 4
№ 4 — 4, 4
№ 5 — 4, 4
№ 6 — 4, 4
№ 7 — 3, 4
№ 8 — 5, 5
№ 9 — 4, 3
№ 10 — 3, 4
№ 11 — 3, 4
№ 12 — 5, 5
№ 13 — 3, 4
№ 14 — 4, 4

Гольгертс   16.02.2025 13:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Палиндромы 2024» (Гринберг Борис)

Приветствую, Борис.
Можно ли понимать РАЗНОСМЫСЛ, как написание палиндрома с использованием не менее
двух омоформ?

Гольгертс   04.02.2025 18:46     Заявить о нарушении
Для обычного "разносмысла" в принципе достаточно и одной. Например, у Серёжи Федина - "Мы преданы СССР", или мой "Вознесенский учитывался Пастернаком". Однако "палиндром-разносмысл" в таком виде я тоже не смог придумать(

Гринберг Борис   04.02.2025 19:42   Заявить о нарушении
Да ладно! Лично я "Лаврой" весьма впечатлён.
А что до абсурда.. так и "лапа Азора" недалеко ушла. Однако классика..

Гольгертс   04.02.2025 22:11   Заявить о нарушении
Да мне он тоже нравится, но жадность, побольше хочется, поразнее)) А Азор мне никогда не нравился, в отличие от той же Аргентины, поскольку клички такой не было у собак, за уши притянутый)

Гринберг Борис   04.02.2025 23:06   Заявить о нарушении
А мои любимые: "Нам боли мил обман", "Нам сила - талисман"
А у меня только вычурное: " Молот, Серп... а закон инока за престолом"

Гольгертс   04.02.2025 23:39   Заявить о нарушении
Я имел ввиду "классику", а не любимые))А любимых у меня много, и большинство из них мои)))

Гринберг Борис   04.02.2025 23:53   Заявить о нарушении
Ну так и мои из классики. Это же Гершуни..
Но больше мне интересны палиндоромы вкраплённые в тело и контекст обычного стиха.
Когда для обычного потребителя фонетический символизм возможно пояснить и предложить одну из интерпретаций. Например, в философской лирике.
А самостоятельно ребусы разбирать любят единицы.
Знаю, знаю.. тогда теряется чистота жанра. Да только концентраты, как правило, несъедобны. Иногда нужно просто добавить воды..

Гольгертс   05.02.2025 00:21   Заявить о нарушении
Я как-то и Гершуни, и Авалиани, и даже Ладыгина внутренне отношу к "современникам". Всё-таки с них началась современная комбинаторика. Хотя при этом они несомненно классики))

Да я ж и не против. Впрочем, действительно - когда-то мы это уже обсуждали)

Гринберг Борис   05.02.2025 18:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конкурс Ритмический-14 Вольный дольник» (Маллар Ме)

Сна моего не зная..

Между грехом и нежным 
чувством,
едва напитавшись чем-нибудь вкусным, 
в образах умницы и невежды,
со зверем в ногах, потомком кошачьей знати, 
почти неглиже 
в коричневом доме на пятнадцатом этаже,  
мы смирно лежим на мягкой кровати.

Стрелки липнут к нулю, сплю  
или нет – брежу.
И ты говоришь: теперь будет проще, но реже  –
сплюнь.
Сна моего не зная, лежи молча,
когда, наконец,
у всех покорных заблудших овец
вырастут зубы.. волчьи.

Только
нас это
едва ли коснётся светом.
Ну разве что лишь последним осколком  
разбитых надежд в обмане жестоком
мечта чужой сигаретой 
дымит где-то.. 
без толка.

Гольгертс   04.02.2025 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, принято!

Мария Абазинка   30.01.2025 10:04   Заявить о нарушении
Действительно, у меня две допустимые! строки чистого размера.
Только это не ямб, но двухстопный амфибрахий в мужской рифме:
.
почти неглиже /о1оо1
когда наконец / о1оо1

Гольгертс   30.01.2025 19:38   Заявить о нарушении
Между грехом и нежным чувством, когда(,) напитавшись чем-нибудь вкусным, в образах умницы и невежды, со зверем в ногах, потомком кошачьей знати, почти неглиже в коричневом доме на пятнадцатом этаже, мы смирно лежим на мягкой кровати.

Вот такое предложение.
Между..., когда (?) напитавшись..., в образах..., со зверем..., потомком..., почти неглиже в ... доме на ... этаже, мы ... лежим на ... кровати.

Вопрос к автору: какую роль выполняет слово "когда"? Вопрос к конструкции фразы.

Между..., когда напиТАЕМСЯ/ТАЛИСЬ, ... мы лежим.
или такой вариант:
Между..., когда, напитавшись вкусным, ... мы лежим, ТО ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ. ЧТО?

Татьяна Игнатова 5   04.02.2025 20:08   Заявить о нарушении
"Когда" в данном контексте - наречие, но не вопрос.
Однако, чтобы не было вопросов, пожалуй, заменю на "едва"..

Гольгертс   04.02.2025 20:46   Заявить о нарушении
Вопрос был к Вам, как к автору такой сложной конструкции, которая, нмв, была незаконченной в том первоначальном виде.

(Как?) "Едва напитавшись" лучше, чем "когда напитавшись". Когда напитавшись мы лежим... далее требуется продолжение. В роли союзного слова выступает местоименное наречие "когда" в таком случае. И оно относится не к "напитавшись", а к "мы лежим".

Татьяна Игнатова 5   04.02.2025 21:30   Заявить о нарушении
Есть такой приём в стихосложении - Эллипсис.
То есть "пропуск слова восстанавливаемого контекстом"

(находясь, расположившись) Между..., когда, напитавшись вкусным, ... мы лежим,

Хотя в "таких сложных конструкциях" этого приёма лучше избегать.
В сложноподчинении вообще редко пишут стихи. Разве что Бродский.. в своё время.
И, кстати, непременно в тонике.

Гольгертс   04.02.2025 22:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование - 220 конкурс На досуге» (Маллар Ме)

1 – 9
2 – 8
3 – 7
4 - 8
5 – 8
6 – 8
7 – 6
8 – 7
9 – 8
10 – 7
11 – 6
12 – 7
13 – 7

Гольгертс   30.09.2024 14:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Конкурс на досуге - 220. Задание!» (Маллар Ме)

Плохое слово
.

Казалось бы, неоспорим
порок богатства. Третий Рим
погряз в грехе содеянном
элитами, но дело в том,
что мы считаем дни – тщета
ворочать пни трухлявые.
Плохое слово: нищета.
Похоже на проклятие.

Казалось бы, непобедим
Мамоны дух. Мы пьём, едим
на черепках расколотых,
а думали: на золоте.
И вновь считаем дни – вода
бежит меж пальцев сломанных.
Плохое слово: никогда.
Похожее на злобный ник.

Богатство – зло, гниёт оно.
Как то прибежище для гнид.
Девиз неплох, но всё одно
так хочется слегка погнить!

Гольгертс   28.09.2024 16:19     Заявить о нарушении
Мастер! Что и говорить.. 🤓

Наталья Радуль   29.09.2024 13:25   Заявить о нарушении
Принято.

Маллар Ме   29.09.2024 14:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чемпионат. Выбор члена жюри Чен Кима» (Сетевой Клуб Поэтов)

Однако, Александр.
Вот ваша собственная оценка своей проделанной, как арбитра, работе:
"на самом деле я плохо разбираюсь в поэзии… Это не кокетство. Это факт." (с)

В своё время я наткнулся на фразу одного признанного мастера "Комбинаторного стихосложения":
"Вы говорите о поэзии - причём здесь стихи?" (с)
И для меня многое, если не всё, встало на свои места.
Как оказалось именно у авторов, поэзия и стихосложение, а по сути форма и содержание,
разделены куда более категорически, чем это воспринимается обычным читателем-потребителем.
Так что, судя и по вашим собственным стихотворениям, которые я читал, и по этому текущему обзору,
вы куда больше разбираетесь именно в поэзии, чем в стихосложении.
На это указывает хотя бы ваш постоянный призыв-посыл "За простоту и ясность, лаконичность",
как приоритет именно вашего восприятия. Однако здесь вопрос целевой аудитории.
Это "простым людям - простые удовольствия". И таковых, разумеется, в разы,
на порядки больше гурманов и чревоугодников от стихосложения, тех у которых "горе от ума".
И совсем уж провальная идея соревноваться и тем и другим, так сказать, на одном ринге.
Как я когда-то написал: "Позвали балерин судить боксёров".
Мог бы подробнее остановиться на некоторых ваших тезисах, например:
"Стихотворение вроде бы «от ума» написано. Т.е. сконструировано под некую концепцию." (с)
или
"Появились не очень точные где-то «ради рифмы», где-то просто ради интересничанья, - слова." (с)

Только для этого мне нужно подтверждения вашего интереса.
Обычно арбитры "сами с усами" и ни в чём подобном не нуждаются.

Гольгертс   22.05.2024 18:05     Заявить о нарушении
Немного не понял последнюю мысль.
Но про стихосложение, поэзию и мое к этому отношение все точно. Все в десятку.

Чен Ким   22.05.2024 19:20   Заявить о нарушении
Ну.. лично вам интересно развитие, а в некоторых аспектах даже опровержение ваших вышеозвученных тезисов?

Гольгертс   22.05.2024 19:27   Заявить о нарушении
Я просто соглашусь с вами. Я не очень грамотен в смысле стихосложения. Но поэзию от не поэзии отличу.))
А вот с аргументацией у меня слабовато. Поэтому я стараюсь избегать глубоких и горячих разговоров.
Возраст. Утрачен пыл)

Чен Ким   22.05.2024 20:37   Заявить о нарушении
Скорее всего, так и есть. Многие знания - многие печали.

Гольгертс   22.05.2024 20:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер-класс в уездном городе» (Першин Валерий)

Приветствую, Валерий.
Вообще-то Мастер-класс - это не оценка. Это наглядный пример в том же жанре
стиллистике и точной форме того что критикуют. Чтобы и автор и, что называется,
все присутствующие могли моментально провести сравнительную характеристику.
Возьмём вашу "графоманскую" рифму: "снимают/изготовляют"
На самом деле это точная рифма, только каноном она была два века назад.
Это грамматическая однородная рифма в которой использованы только суффиксы и
окончания слов. С тех пор прошло несколько этапов реформы рифмы, так отчего же
многие современные авторы до сих пор её используют? А всё просто.
Такой рифмы "вагон и большая тележка", это первое, что автору предлагает его слух.
Всё дело в банальной лени, а уж потом автор её оправдает, и прежде всего для себя,
и подходящим контекстом и простотой изложения и пр..
У меня для этого есть музыкальная аналогия. Вы играли на пастушьей дудочке,
в то время как уже изобретён полифонический многорядный орган.
Качество рифмы определяет именно глубина! общего созвучия, а не только его концевая часть.
Это созвучие, а лучше совпадение, корневых согласных, которые и определяют сущности слов.
Зарифмованные слова как бы проникают друг друга и создают плотность стиха и ту самую полифонию.
Это и есть Цветаевский "перестук согласных и перелив гласных".
Вы, конечно, желаете "мастер-класс?" Это можно.

И убежали: кто с вИЗГОм, кТО ЛАЯ,
злые рецензии ИЗГОТОвЛЯЯ.

Однако, а что говорит массовый потребитель? А он говорит: "Герой, я не люблю тебя!"
"Даже графоманские больше трогают, чем…" (с) это!
Чем эта авторская разнословная рифма с почти полным поглощением исходного слова.
Вся штука в том, что глубокие (богатые), в том числе и удалённые, созвучия необходимо
ещё и слышать! Так же как и двойные смыслы, скрытые логические связи, те же авторские
сравнения и метафоры вплоть до символизма. Не только понимание, но личная интерпретация текста.
То самое "ещё гениальнее слушали вы". Но вместо этого: "Хорошее стихо.. ребёнку можно почитать"
Для того чтобы зацепило, тронуло, как сейчас говорят, "взяло за хобот", для начала
этот самый "хобот" нужно иметь, а не "свинячий пятачок".

По сути всё крутится вокруг одного - предполагаемой целевой аудитории.
Это "простым людям - простые удовольствия" (грубая пища). А вот гурман находится
в постоянной вкусовой эволюции, нуждаясь в увеличении "дозы", если угодно.
Правда, говорят, раньше или позже наступает пик и всё возвращается на круги своя,
к той самой "простоте и ясности"..
Ну так это ничего.. "Гурману" по крайней мере будет что вспомнить.. на каких "горах" он побывал.
С уважением, Олег.

Гольгертс   04.01.2024 10:54     Заявить о нарушении