Рецензия на «Определение Размера и Формы стихотворения» (Рихард Мор 2)

Ув. Рихард

Для иллюстрации разницы Вашей и моей систем:

По моей схеме разбора я бы удержал сначала только 4 ударения вместо Ваших 6 (у меня ВСЕ односложные безударны)

«На подоконнике фикус кошачий корм и валокордин»

ваш вариант: о_оо1оо 1о / о1о_1 / о_1оо1
мой: о_оо1оо 1о / о1о_о / о_ооо1 = ооо1оо1о о1о / ооооо1

Деление на две части чисто формальное для удобства последующего.

Первая половина имеет, как Вы и гворите, два возможных приведения к максимальной строке
1оо1оо1о о1о – хорей-дактиль в Вашей классификации и
о1о1оо1о о1о – ямб-ямб-анапест

Но вы двумя волюнтаристскими на мой взгляд ударениями фиксируете вторую половину

“Корм и валокордин” для Вас однозначно 101001 то есть “норма кошки грузин”
Но для меня это может быть и “норма кота грузин” ( 100101 ) и (с некой натяжкой ) “жена кота грузин ”(010101 ) . То есть это так чисто формально. Если задать ямбом первую строчку: жена кота грузин / корм и валокордин – звучит оно нормально – kein problem. Ударение скорее на И – ну и что... Итого, комбинируя, получаем 6 возможных размеров, а не два Ваших (на каждый размер первой половины возможны три размера второй ). Опять-таки, так как все стихо с сайта стерто, я не могу взять то, с чем оно зарифмовано, либо аналогичную строку следующей строфы для того, чтобы сузить пространство вариантов.


А.Воронов   22.11.2019 18:30     Заявить о нарушении
По памяти, -

"Тот кто держит более трёх мурчащих как правило спит один"

Сделайте схему. А я пока подумаю как ответить.

Рихард Мор 2   22.11.2019 19:10   Заявить о нарушении
Да, так - http://www.stihi.ru/diary/tarakan1/2011-06-13 -

"Тот, кто держит более трёх мурчащих, как правило, спит один."

Рихард Мор 2   22.11.2019 19:23   Заявить о нарушении
Итак, начало беседы - Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (А.Воронов) http://www.stihi.ru/rec.html?2019/11/14/10660

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

МЕТРИКА. Перед нами схема строки:

ооо1оо1о о1о / ооооо1

соединим её, - и получим цельную схему:

ооо1оо1оо1оооооо1

Задание: найти ВСЕ ВИДЫ размеров этой схемы.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

ВЫПОЛНЕНИЕ. Для начала разделим возможности этой схемы на два лагеря (метра):

1. 0оо1оо1оо1оооооо1 — ДХ — ДАКТИЛЕ-ХОРЕИЧЕСКИЙ

и

2. о0о1оо1оо1оооооо1 — ЯЯА — ЯМБО-ЯМБО-АНАПЕСТИЧЕСКИЙ

—–—–
Далее найдём для каждого метра оставшиеся виды размеров в неполноударных формах (ниже обозначив ударность сильных мест):

1. ДХ7_

а) 0оо1оо1оо1о0о0оо1
б) 0оо1оо1оо1о0оо0о1
в) 0оо1оо1оо1оо0о0о1

Ударность сильных мест:

а) 1-4-7-10-12-14-17
б) 1-4-7-10-12-15-17
в) 1-4-7-10-13-15-17

2. ЯЯА7_

а) о0о1оо1оо1о0о0оо1
б) о0о1оо1оо1о0оо0о1
в) о0о1оо1оо1оо0о0о1

Ударность сильных мест:

а) 2-4-7-10-12-14-17
б) 2-4-7-10-12-15-17
в) 2-4-7-10-13-15-17

Как видим, мы получили размеры где отмечены сильные ударные места "1" , сильные безударные места "0" и безударные места "о" - цифры сильных мест мы тоже видели.

—–—–
Для наглядности проставим всю ударность сильных мест (чтобы найти главные размеры - или максимальные по Вашему) и обозначим символически стопность для каждого вида размеров (или выразим стопность цифрой по Вашему):

1. ДХ7_

а) 1оо1оо1оо1о1о1оо1
б) 1оо1оо1оо1о1оо1о1
в) 1оо1оо1оо1оо1о1о1

Стопность:

а) ДДДХХДХк (333223А)
б) ДДДХДХХк (333232А)
в) ДДДДХХХк (333322А)

2. ЯЯА7_

а) о1о1оо1оо1о1о1оо1
б) о1о1оо1оо1о1оо1о1
в) о1о1оо1оо1оо1о1о1

Стопность:

а) ЯЯААЯЯА (1233223А)
б) ЯЯААЯАЯ (1233232А)
в) ЯЯАААЯЯ (1233322А)*

* — МОРОКА! - писец, какая...

—–—–
Теперь смотрим в таблицу для обозначения каждого вида размеров как полагается:

1. ДХ7_

а) ДХ7_____г1/3
б) ДХ7_____г1/2
в) ДХ7_____г1/1

2. ЯЯА7_

а) ЯЯА7____в1/3
б) ЯЯА7____в1/2
в) ЯЯА7____в1/1

Вуаля! Один нюанс: ВСЁ ЭТО БЫЛО - МЕТРИКА

Для особо одарённых:

ВСЁ ЧТО ВЫШЕ - БЫЛА МЕТРИКА

ВСЁ ЧТО ВЫШЕ - БЫЛА МЕТРИКА

ВСЁ ЧТО ВЫШЕ - БЫЛА МЕТРИКА

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

РИТМИКА. Для того, чтобы обозначить какой размер из 6 (12) перечисленных является ритмически верным, - НУЖНЫ СЛОВА:

"На подоконнике фикус кошачий корм и валокордин"

Совершенно ОЧЕВИДНО*, что размер, который ритмически подходит этой строке, такой:

1. ДХ7_г1/3

0оо1оо1оо0о1о1оо1 - НЕТ В РАССМОТРЕНЫХ, только потенциально:

а) 0оо1оо1оо1о0о0оо1
а) 1оо1оо1оо1о1о1оо1

а) на_подоКОннике ФИкус / кошачий_КОрм / и_ВАлокорДИн —– РИТМ
а) НА_подоКОннике ФИкус / коШАчий_КОрм / и_ВАлокорДИн —– РИТМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ. Как мы видим, ритмически, найти размер гораздо проще. И к бабке не ходи. Другое дело, знание метрики необходимо для того, чтобы показать некоторым теоретикам:

а) ЧТО ТАКОЕ МЕТРИКА, собсно
б) Что, как бы вы не проставляли ударность, ВСЕ РАЗМЕРЫ есть в таблице (пока не выше 7- стопных).
в) Что, как бы вы не проставляли ударность МЕТР (ИЛИ МЕТРЫ) ТАКЖЕ ВСЕ ЕСТЬ В РЕЕСТРЕ.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

* — что касается споров относительно точности вида размеров, то никаких споров, - каждый теоретик, наглядно иллюстрирует свою способность читать. И ничего личного: каково чтение, таков и ритмический слух. ГЛАВНОЕ,

чтобы подобные теоретики, - те или эти, могли отличать МЕТР от РИТМА.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–

ОТВЕТ НА КРИТИКУ. Не два моих, а один. Что касается рассмотрения второго, то это было для того (по памяти), чтобы подчеркнуть другой МЕТР. Что касается рассмотрения остальных, - даже не помышлял. Ибо я мыслил от РИТМА (смотрите РИТМИКУ).

Но если надо я могу рассмотреть то, что не надо, если надо (смотрите МЕТРИКУ). И,

как Вы, надеюсь заметили, для этого мне не нужны слова. Бо, ловить ту дикую ударность которую Вы продемонстрировали, извините... И Вам советую, - лучше метром. Оно ж в сознание откладывается, понимаете?.. И в принципе, Александр,

я надеюсь Вы, наконец поняли, в общих чертах (хотя бы), чем отличается МЕТР от РИТМА? Тогда ещё проще, - как начало для этого:

МЕТР, всегда - схемы
РИТМ, всегда - слова

Рихард Мор 2   22.11.2019 21:12   Заявить о нарушении
Ув. Рихард

Если переводить Вашу идею на мой язык, из всех возможных для данной строки "метрик" (моя максимальная строка, ну или Ваша схема), всегда существует единственно правильный "размер", который теоретик определяет своим слухом, потому что ему это очевидно...

Я с этой идеей просто не могу согласиться, ибо "Блистательна, полувоздушна " в зависимости от контекста может быть и ямбом и амфибрахием, и в обоих случаях будет абсолютно на месте. Только прозноситься будет по-разному. Ни одно из этих употреблений не будет более "диким", чем другое. Из того, что Пушкин вставил эту строчку в ямб еще не следует, что ей место только там. И это общий случай - одну и ту же строчку часто (не всегда, конечно) можно вставить в два и более размера.

Размером пишется стихотворение, а не строчка


А.Воронов   22.11.2019 21:47   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр,

чтобы переводить мою идею на свой язык, будьте добры, для начала, понять её. Иначе, Вы будете бесконечно переводить одно и тоже из одного и того же. И вечно не понимать это. То, что Вы мне продемонстрировали относительно строки Пушкина, - 5 ФОРМЫ 4- стопного ямба и 3 ФОРМЫ 3- стопного амфибрахия - уже давно известно и называется ОБЩЕЙ ФОРМОЙ. Но это всё формы, о которые Вы до сих пор бьётесь как... - найдите сами себе подходящее определение. А я пока НАГЛЯДНО покажу их:

Я4 :

о1о1о1о1
00о1о1о1
о100о1о1
о1о100о1

о10000о1 - 5ф Я4
...

Ам3 :

о1оо1оо1о
000о1оо1о
о1о000о1о - 3ф Ам3
...

ЭТО И ЕЖУ ПОНЯТНО. Но ямбом и амфибрахием не заканчивается реестр размеров. Сколько их, я Вам уже писал. Это карта размеров. Это таблица Менделеева размеров. Не нужна?

Для начала, поймите это. А уж потом будьте добры понять, что стихи на силлаботонике не заканчиваются. И если стихотворение написано ДОЛЬНИКОМ, то оно, также будет иметь ОДИН стихотворный размер, но этот размер будет называться СМЕШАННЫМ.

Простой стихотворный размер

и

Смешанный стихотворный размер

это

Не одно и тоже.

Как дерево не равно кустарнику.

И этот смешанный размер, действительно не определяется по одной строке, —

Смешанный (дольниковый) размер, это размер, который включает в себя несколько простых размеров (смешанных - логаэдических и простых - силлаботонических) и их форм. Пока это так. Ибо это дискуссионная тема. Но как с Вами её обсуждать если Вы не понимаете и путаете элементарное?

И сколько можно уже говорить о слухе? У теоретиков, которые не пишут стихи вообще его нет. И слух, также, относится к ритмике, а не к метрике. Каков Ваш слух, Вы уже продемонстрировали. Молодец. Но давайте сначала разберёмся с метрикой. Сделайте мне метрику Гингко Билоба. И там поговорим. Давайте на практике показывать и доказывать происходящее.

Рихард Мор 2   22.11.2019 22:26   Заявить о нарушении
На всякий случай... Мы и Вы, определяли размер ОДНОЙ СТРОКИ, а не стихотворения в том целом. То есть, это как

в том же дольнике, например (в ТРЁХдольнике) "Поэмы без героя" Ахматовой, можно выделить все размеры. В ПБГ три размера (главных = максимальных):

0о1оо1о1о - ХД4_а2 , ф2
0о1о1оо1о - ХД4_а3 , ф2
оо1оо1оо1о - Ан3

и то или иное количество их форм:

0о1о0001о - общая
0о1оо001о - общая

1о001оо1о - ХД4_а3 , ф3
1о0001о1о - ХД4_а2 , ф3

И всё это, называется ТРЁХдольник с двойной анакрузой - СМЕШАННЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР.

Рихард Мор 2   22.11.2019 22:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором А.Воронов
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.11.2019