Рецензия на «Ленинград в январе 1982-го» (Тимофей Сергейцев)
Как игра слов, фантазий, переливов образов, аллюзий, свободного полёта сознания и отголосков декаданса серебряного века - замечательно. Очень хороший, упругий, динамичный ритм стиха, рифмы, аллюзии на каноническое "быть или не быть" и совершенно замечательные находки-метафоры( пролетариат из преисподней, смотрящий фараоном , неукротимость клодтовых коней - ПЛЕСКОМ РАСПЛАВА (!!!), но есть и не вполне понятные для меня места, неточности атрибутики, не вполне мотивированные аналогии. 1.Первый катрен. Почему такое мрачное видение Петроградской стороны? О каком непостоянстве речь? Впечатлений, они ускользают? 2.Второй. О каких белёсых(?) призраках речь? 3.Третий Какой религией пропитан быт? Раны источающие силу - несколько коряво. 4.К чему резкий переход аллюзий и аналогий с Москвой? 5.По вашему синь рассвета отдаёт молоком? Вы так видите рассвет? 6.Почему храм не место для икон? Вы под храмом подразумеваете - храм души, без идолов, а солнце - это бог в душе? Или вы что-то иное имели в виду. Олег Стоеросов 17.12.2018 10:02 Заявить о нарушении
Ну и назадавали Вы мне заданий, Олег)) Попробую ответить.
Но прежде: не кони Клодта, а только один конь — в разных фазах его борьбы с человеком. Стихотворение грешит биографичностью и «примесью» автора. Обратите внимание на даты. Я бредил поездкой в Ленинград и первый раз ночевал там на вокзале. Это был январь. Петроградская такой и была в 1982-м — прокопченные стены, тусклые от грязи и слабых лампочек окна. Потом я там ещё и жил — уже в 1991-1993-ем. В половине комнаты отгороженной по середине окна от другой половины фанерной перегородкой. События «до меня», «во время» и «после меня» в этой квартире были почище любой достоевщины, включая «Преступление и наказание». Но вернёмся в 1982-й. Я ходил по заброшенным многоэтажным домам, которых было немало и которые не были заперты. Кто были эти призраки? Да кто ж их знает. Может, жили там раньше. А может, наоборот, заселились. Во многих квартирах имелись брошенные вещи. Московский вокзал в Ленинграде и Ленинградский в Москве зеркально отражали друг друга, добавьте парные станции метро «Маяковские» и др. Насчёт религии советского человека, моей религии — разговор особый, но она была — и быт ей был перенасыщен. Ей просто не было другого места, кроме быта. Молоко белое — как зимний свет, но обеднённое молоко — синеватое, как утренний свет зимой. Ленинград/Петроград/Санкт-Петербург — целиком храм, европейский, без икон, хотя и с живописью. Уже тогда — в 1982-м город казался нереальным, ускользающим в какое-то другое пространство, хотя непосредственно предвидеть наставшие другие времена ещё было не дано. Тимофей Сергейцев 18.12.2018 01:48 Заявить о нарушении
Спасибо, Тимофей, за отклик и объяснения.
Кое-что прояснилось. Что касается вашего видения Петроградской, как интегральной части ощущения города в целом (с аллюзиями на Достоевского в частности), то при всём при том, что оно мне понятно, в этой части стиха у вас не "наружный осмотр", а "гастро энтерологический" с примесью "проктологического". Кстати, уже после того, как я отправил вам свой первичный отклик на стих, мне вдруг пришла в голову мысль, об уместности аллюзий с Москвой через глубинные аналогии с радищевским "Путешествием". Не знаю, ваши аналогии (с общностью вокзалов, станций метро и проч.) мне не показались убедительными (с точки зрения поэтической уместности подобной аналогии). Насчёт "религии советского человека, моей религии — разговор особый, но она была — и быт ей был перенасыщен" - эта сентенция вообще осталась для меня тайной за семью печатями. Быт, как часть совковой религии? Как общего мироощущения - да, принимаю безоговорочно и без вопросов, но любая религия предполагает веру, а вера и быт - "две вещи несовместные". Что же касается ОСОБОГО РАЗГОВОРА, то для меня подобный разговор был бы весьма интересен. Ещё раз благодарю вас за пространный отклик. Олег Стоеросов 18.12.2018 05:22 Заявить о нарушении
...у Володарского мостА -
Невы свинцовое обличье И от Дворцового отличье, Как разговенье от поста И на Крестовском Иоанн, Распяв стреноженную мУку, Блок-флейтою призывных звуков, Хоралом бредит Себастьян Александрийского столпа, Атланты небо держат крепко И пахнет корюшкою терпко Голгофы скользкая тропа И Грибоедова канал, Перовской даровавший волю, Моё дыхание неволит, Крепостником - девятый вал И на Потёмкина плече, Как раб у ног императрицы, Я отрифмую всё сторицей - Гефестом юным на мече! Олег Стоеросов 18.12.2018 05:27 Заявить о нарушении
Насчёт веры и быта, Олег, помните:
__________ В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освящает кровлю и посуду и честно двери делит пополам. В деревне он - в избытке. В чугуне он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне, подмигивает мне, как очевидцу. ___________ Предложенные Ваши строки на мой вкус нуждаются в наведении некоторого грамматического порядка (разбиение на предложения, их соподчинение, отнесение определений и проч.), поскольку имеющаяся лёгкая неразбериха размывает границы метафор, при внимательном прочтении появляется неуверенность в понимании прочитанного. То есть, отделка бы стихотворению не помешала. Тимофей Сергейцев 19.12.2018 20:17 Заявить о нарушении
Мой "беспорядок" намеренный, так скользит по абрисам взгляд, перескакивая с одного на другое, мысль, впечатления...
Олег Стоеросов 19.12.2018 20:31 Заявить о нарушении
Это как раз понятно))... но так это «не работает». Либо Вы делаете акцент на приёме (чего нет, есть грамматическая неясность), но тогда в данном случае приём отвлечёт на себя чрезмерное внимание, либо стоит оставить грамматику в покое и прибегнуть к традиционному синтаксису. Я бы просто представил текст как незавершённые фразы. Он бы сильно выиграл. Или ещё как-то. И вот тогда стало бы видно, получается ли «абрис», то, что Вы хотите, есть ли целое — сюжет, мелодия, настроение, характер, или иное. Смысловой поток подхватил Вас и несёт, но в конечном счёте Вам должно овладеть им и направить.
Тимофей Сергейцев 19.12.2018 21:51 Заявить о нарушении
Я понимаю о чём вы говорите, но, честно говоря, мне неохота этим заниматься.
Стих выплыл из каких-то моих старых (молодых лет) ощущений города, какофоний, видений и проч. Спасибо за прочтение и анализ. Олег Стоеросов 19.12.2018 22:15 Заявить о нарушении
Я только сейчас допёр о каких домах на Петроградской того времени вы говорили и почему вы их увидели именно такими.
Да, когда в старом фонде дома шли на кап. ремонт, то людей на время этих процедур (а иногда это занимало несколько лет)переселяли в подобные же трущобы-клоаки, которые назывались маневренным фондом. Понятно, что люди , вселяясь в такие дома, чувствовали себя временщиками и как правило никто ничего не ремонтировал, а жили, как бог на душу положит. Олег Стоеросов 19.12.2018 22:27 Заявить о нарушении
...и ещё.
"В чугуне он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне, подмигивает мне, как очевидцу" Я понимаю, что речь и об опоэтизации быта и бога, и о их метафоризации, и о какой чечевице идёт речь и проч., но , тем не менее, евреи по субботам ничего не варят, всё готовится накануне, в субботу запрещено делать любую работу, в том числе и разжигать огонь и готовить пищу. Суббота - время для любви и для молитвы... Олег Стоеросов 19.12.2018 22:56 Заявить о нарушении
Это неважно, в этом кроется некая упрятанная ирония, граничащая с ёрничеством.
Олег Стоеросов 19.12.2018 23:04 Заявить о нарушении
Нет, ну формально - понятно, что ни при чём, но мне, как еврею, это всё видится со своей "колокольни".
Тут есть о чём поговорить...но поздно уже Олег Стоеросов 19.12.2018 23:55 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |