Ленинград

У чёрных ленинградских стен,
у тусклых окон Петроградской,
едва не преклонив колен,
я клялся вязким током вен
любить твоё непостоянство.

Над Невским плыл неслышный снег,
в заброшенных домах шуршали
обои, призраки во сне
белели плотью, только не
рождались и не умирали.

Я мог бы тут не только быть.
Но — и не быть. Но вот что странно:
в часы свободы от судьбы
религией пропитан быт
и силу расточают раны.

Спустись в подвальные миры,
куда есть выход из пельменной —
там валтасаровы пиры
смущают смелостью игры
с озябшей русской Мельпоменой.

Пусть кипяток всего лишь, соль,
навар костей зовут бульоном,
подземный пролетарский ноль,
употребляя алкоголь,
смолит и смотрит фараоном.

Есть рифма лёгкая с Москвой
в стереометрии вокзалов
и в том, как раздаётся вой
метро и прячется конвой
за ширмой кумачёво-алой.

Шарами стыли фонари,
свет истекал необъяснимо,
летели строем упыри,
не глядя вниз, на третий Рим,
и кто-то припаял им нимбы.

Под тёмным сводом долгих зим
слежался чёрствым серым хлебом
национальный наш энзим,
палитрою невыразим,
но явно предоставлен небом.

На стрёме Зингер. Клодтов конь
неукротим, как плеск расплава,
и синь рассвет, как молоко,
и храм — не место для икон —
как солнце, заливает слава.


янв. 1982 — февр. 2018


Рецензии
Как игра слов, фантазий, переливов образов, аллюзий, свободного полёта сознания и отголосков декаданса серебряного века - замечательно.
Очень хороший, упругий, динамичный ритм стиха, рифмы, аллюзии на каноническое "быть или не быть" и совершенно замечательные находки-метафоры( пролетариат из преисподней, смотрящий фараоном , неукротимость клодтовых коней - ПЛЕСКОМ РАСПЛАВА (!!!), но есть и не вполне понятные для меня места, неточности атрибутики, не вполне мотивированные аналогии.
1.Первый катрен.
Почему такое мрачное видение Петроградской стороны?
О каком непостоянстве речь? Впечатлений, они ускользают?
2.Второй.
О каких белёсых(?) призраках речь?
3.Третий
Какой религией пропитан быт?
Раны источающие силу - несколько коряво.
4.К чему резкий переход аллюзий и аналогий с Москвой?
5.По вашему синь рассвета отдаёт молоком? Вы так видите рассвет?
6.Почему храм не место для икон? Вы под храмом подразумеваете - храм души, без идолов, а солнце - это бог в душе? Или вы что-то иное имели в виду.

Олег Стоеросов   17.12.2018 10:02     Заявить о нарушении
Ну и назадавали Вы мне заданий, Олег)) Попробую ответить.
Но прежде: не кони Клодта, а только один конь — в разных фазах его борьбы с человеком.
Стихотворение грешит биографичностью и «примесью» автора. Обратите внимание на даты. Я бредил поездкой в Ленинград и первый раз ночевал там на вокзале. Это был январь. Петроградская такой и была в 1982-м — прокопченные стены, тусклые от грязи и слабых лампочек окна. Потом я там ещё и жил — уже в 1991-1993-ем. В половине комнаты отгороженной по середине окна от другой половины фанерной перегородкой. События «до меня», «во время» и «после меня» в этой квартире были почище любой достоевщины, включая «Преступление и наказание». Но вернёмся в 1982-й. Я ходил по заброшенным многоэтажным домам, которых было немало и которые не были заперты. Кто были эти призраки? Да кто ж их знает. Может, жили там раньше. А может, наоборот, заселились. Во многих квартирах имелись брошенные вещи. Московский вокзал в Ленинграде и Ленинградский в Москве зеркально отражали друг друга, добавьте парные станции метро «Маяковские» и др. Насчёт религии советского человека, моей религии — разговор особый, но она была — и быт ей был перенасыщен. Ей просто не было другого места, кроме быта. Молоко белое — как зимний свет, но обеднённое молоко — синеватое, как утренний свет зимой. Ленинград/Петроград/Санкт-Петербург — целиком храм, европейский, без икон, хотя и с живописью. Уже тогда — в 1982-м город казался нереальным, ускользающим в какое-то другое пространство, хотя непосредственно предвидеть наставшие другие времена ещё было не дано.

Тимофей Сергейцев   18.12.2018 01:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Тимофей, за отклик и объяснения.
Кое-что прояснилось.
Что касается вашего видения Петроградской, как интегральной части ощущения города в целом (с аллюзиями на Достоевского в частности), то при всём при том, что оно мне понятно, в этой части стиха у вас не "наружный осмотр", а "гастро энтерологический" с примесью "проктологического".
Кстати, уже после того, как я отправил вам свой первичный отклик на стих, мне вдруг пришла в голову мысль, об уместности аллюзий с Москвой через глубинные аналогии с радищевским "Путешествием".
Не знаю, ваши аналогии (с общностью вокзалов, станций метро и проч.) мне не показались убедительными (с точки зрения поэтической уместности подобной аналогии).
Насчёт "религии советского человека, моей религии — разговор особый, но она была — и быт ей был перенасыщен" - эта сентенция вообще осталась для меня тайной за семью печатями.
Быт, как часть совковой религии? Как общего мироощущения - да, принимаю безоговорочно и без вопросов, но любая религия предполагает веру, а вера и быт - "две вещи несовместные".
Что же касается ОСОБОГО РАЗГОВОРА, то для меня подобный разговор был бы весьма интересен.
Ещё раз благодарю вас за пространный отклик.

Олег Стоеросов   18.12.2018 05:22   Заявить о нарушении
...у Володарского мостА -
Невы свинцовое обличье
И от Дворцового отличье,
Как разговенье от поста

И на Крестовском Иоанн,
Распяв стреноженную мУку,
Блок-флейтою призывных звуков,
Хоралом бредит Себастьян

Александрийского столпа,
Атланты небо держат крепко
И пахнет корюшкою терпко
Голгофы скользкая тропа

И Грибоедова канал,
Перовской даровавший волю,
Моё дыхание неволит,
Крепостником - девятый вал

И на Потёмкина плече,
Как раб у ног императрицы,
Я отрифмую всё сторицей -
Гефестом юным на мече!

Олег Стоеросов   18.12.2018 05:27   Заявить о нарушении
Насчёт веры и быта, Олег, помните:
__________
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он - в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
___________
Предложенные Ваши строки на мой вкус нуждаются в наведении некоторого грамматического порядка (разбиение на предложения, их соподчинение, отнесение определений и проч.), поскольку имеющаяся лёгкая неразбериха размывает границы метафор, при внимательном прочтении появляется неуверенность в понимании прочитанного. То есть, отделка бы стихотворению не помешала.

Тимофей Сергейцев   19.12.2018 20:17   Заявить о нарушении
Мой "беспорядок" намеренный, так скользит по абрисам взгляд, перескакивая с одного на другое, мысль, впечатления...

Олег Стоеросов   19.12.2018 20:31   Заявить о нарушении
Это как раз понятно))... но так это «не работает». Либо Вы делаете акцент на приёме (чего нет, есть грамматическая неясность), но тогда в данном случае приём отвлечёт на себя чрезмерное внимание, либо стоит оставить грамматику в покое и прибегнуть к традиционному синтаксису. Я бы просто представил текст как незавершённые фразы. Он бы сильно выиграл. Или ещё как-то. И вот тогда стало бы видно, получается ли «абрис», то, что Вы хотите, есть ли целое — сюжет, мелодия, настроение, характер, или иное. Смысловой поток подхватил Вас и несёт, но в конечном счёте Вам должно овладеть им и направить.

Тимофей Сергейцев   19.12.2018 21:51   Заявить о нарушении
Я понимаю о чём вы говорите, но, честно говоря, мне неохота этим заниматься.
Стих выплыл из каких-то моих старых (молодых лет) ощущений города, какофоний, видений и проч.
Спасибо за прочтение и анализ.

Олег Стоеросов   19.12.2018 22:15   Заявить о нарушении
Я только сейчас допёр о каких домах на Петроградской того времени вы говорили и почему вы их увидели именно такими.
Да, когда в старом фонде дома шли на кап. ремонт, то людей на время этих процедур (а иногда это занимало несколько лет)переселяли в подобные же трущобы-клоаки, которые назывались маневренным фондом.
Понятно, что люди , вселяясь в такие дома, чувствовали себя временщиками и как правило никто ничего не ремонтировал, а жили, как бог на душу положит.

Олег Стоеросов   19.12.2018 22:27   Заявить о нарушении
...и ещё.
"В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу"
Я понимаю, что речь и об опоэтизации быта и бога, и о их метафоризации, и о какой чечевице идёт речь и проч., но , тем не менее, евреи по субботам ничего не варят, всё готовится накануне, в субботу запрещено делать любую работу, в том числе и разжигать огонь и готовить пищу.

Суббота - время для любви и для молитвы...

Олег Стоеросов   19.12.2018 22:56   Заявить о нарушении
Бродский был еврей некошерный)))

Тимофей Сергейцев   19.12.2018 23:01   Заявить о нарушении
Это неважно, в этом кроется некая упрятанная ирония, граничащая с ёрничеством.

Олег Стоеросов   19.12.2018 23:04   Заявить о нарушении
Думаю, шаббат тут просто ни при чём

Тимофей Сергейцев   19.12.2018 23:46   Заявить о нарушении
Нет, ну формально - понятно, что ни при чём, но мне, как еврею, это всё видится со своей "колокольни".
Тут есть о чём поговорить...но поздно уже

Олег Стоеросов   19.12.2018 23:55   Заявить о нарушении
Засим, закончим дозволенные речи))

Тимофей Сергейцев   20.12.2018 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.