Рецензии на произведение «Ленинград в январе 1982-го»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Символизм - в самом лучшем смысле - жив! Браво!
Лев Брейман 17.06.2021 00:08 Заявить о нарушении
Как игра слов, фантазий, переливов образов, аллюзий, свободного полёта сознания и отголосков декаданса серебряного века - замечательно.
Очень хороший, упругий, динамичный ритм стиха, рифмы, аллюзии на каноническое "быть или не быть" и совершенно замечательные находки-метафоры( пролетариат из преисподней, смотрящий фараоном , неукротимость клодтовых коней - ПЛЕСКОМ РАСПЛАВА (!!!), но есть и не вполне понятные для меня места, неточности атрибутики, не вполне мотивированные аналогии.
1.Первый катрен.
Почему такое мрачное видение Петроградской стороны?
О каком непостоянстве речь? Впечатлений, они ускользают?
2.Второй.
О каких белёсых(?) призраках речь?
3.Третий
Какой религией пропитан быт?
Раны источающие силу - несколько коряво.
4.К чему резкий переход аллюзий и аналогий с Москвой?
5.По вашему синь рассвета отдаёт молоком? Вы так видите рассвет?
6.Почему храм не место для икон? Вы под храмом подразумеваете - храм души, без идолов, а солнце - это бог в душе? Или вы что-то иное имели в виду.
Олег Стоеросов 17.12.2018 10:02 Заявить о нарушении
Но прежде: не кони Клодта, а только один конь — в разных фазах его борьбы с человеком.
Стихотворение грешит биографичностью и «примесью» автора. Обратите внимание на даты. Я бредил поездкой в Ленинград и первый раз ночевал там на вокзале. Это был январь. Петроградская такой и была в 1982-м — прокопченные стены, тусклые от грязи и слабых лампочек окна. Потом я там ещё и жил — уже в 1991-1993-ем. В половине комнаты отгороженной по середине окна от другой половины фанерной перегородкой. События «до меня», «во время» и «после меня» в этой квартире были почище любой достоевщины, включая «Преступление и наказание». Но вернёмся в 1982-й. Я ходил по заброшенным многоэтажным домам, которых было немало и которые не были заперты. Кто были эти призраки? Да кто ж их знает. Может, жили там раньше. А может, наоборот, заселились. Во многих квартирах имелись брошенные вещи. Московский вокзал в Ленинграде и Ленинградский в Москве зеркально отражали друг друга, добавьте парные станции метро «Маяковские» и др. Насчёт религии советского человека, моей религии — разговор особый, но она была — и быт ей был перенасыщен. Ей просто не было другого места, кроме быта. Молоко белое — как зимний свет, но обеднённое молоко — синеватое, как утренний свет зимой. Ленинград/Петроград/Санкт-Петербург — целиком храм, европейский, без икон, хотя и с живописью. Уже тогда — в 1982-м город казался нереальным, ускользающим в какое-то другое пространство, хотя непосредственно предвидеть наставшие другие времена ещё было не дано.
Тимофей Сергейцев 18.12.2018 01:48 Заявить о нарушении
Кое-что прояснилось.
Что касается вашего видения Петроградской, как интегральной части ощущения города в целом (с аллюзиями на Достоевского в частности), то при всём при том, что оно мне понятно, в этой части стиха у вас не "наружный осмотр", а "гастро энтерологический" с примесью "проктологического".
Кстати, уже после того, как я отправил вам свой первичный отклик на стих, мне вдруг пришла в голову мысль, об уместности аллюзий с Москвой через глубинные аналогии с радищевским "Путешествием".
Не знаю, ваши аналогии (с общностью вокзалов, станций метро и проч.) мне не показались убедительными (с точки зрения поэтической уместности подобной аналогии).
Насчёт "религии советского человека, моей религии — разговор особый, но она была — и быт ей был перенасыщен" - эта сентенция вообще осталась для меня тайной за семью печатями.
Быт, как часть совковой религии? Как общего мироощущения - да, принимаю безоговорочно и без вопросов, но любая религия предполагает веру, а вера и быт - "две вещи несовместные".
Что же касается ОСОБОГО РАЗГОВОРА, то для меня подобный разговор был бы весьма интересен.
Ещё раз благодарю вас за пространный отклик.
Олег Стоеросов 18.12.2018 05:22 Заявить о нарушении
Невы свинцовое обличье
И от Дворцового отличье,
Как разговенье от поста
И на Крестовском Иоанн,
Распяв стреноженную мУку,
Блок-флейтою призывных звуков,
Хоралом бредит Себастьян
Александрийского столпа,
Атланты небо держат крепко
И пахнет корюшкою терпко
Голгофы скользкая тропа
И Грибоедова канал,
Перовской даровавший волю,
Моё дыхание неволит,
Крепостником - девятый вал
И на Потёмкина плече,
Как раб у ног императрицы,
Я отрифмую всё сторицей -
Гефестом юным на мече!
Олег Стоеросов 18.12.2018 05:27 Заявить о нарушении
__________
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он - в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
___________
Предложенные Ваши строки на мой вкус нуждаются в наведении некоторого грамматического порядка (разбиение на предложения, их соподчинение, отнесение определений и проч.), поскольку имеющаяся лёгкая неразбериха размывает границы метафор, при внимательном прочтении появляется неуверенность в понимании прочитанного. То есть, отделка бы стихотворению не помешала.
Тимофей Сергейцев 19.12.2018 20:17 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 19.12.2018 20:31 Заявить о нарушении
Тимофей Сергейцев 19.12.2018 21:51 Заявить о нарушении
Стих выплыл из каких-то моих старых (молодых лет) ощущений города, какофоний, видений и проч.
Спасибо за прочтение и анализ.
Олег Стоеросов 19.12.2018 22:15 Заявить о нарушении
Да, когда в старом фонде дома шли на кап. ремонт, то людей на время этих процедур (а иногда это занимало несколько лет)переселяли в подобные же трущобы-клоаки, которые назывались маневренным фондом.
Понятно, что люди , вселяясь в такие дома, чувствовали себя временщиками и как правило никто ничего не ремонтировал, а жили, как бог на душу положит.
Олег Стоеросов 19.12.2018 22:27 Заявить о нарушении
"В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу"
Я понимаю, что речь и об опоэтизации быта и бога, и о их метафоризации, и о какой чечевице идёт речь и проч., но , тем не менее, евреи по субботам ничего не варят, всё готовится накануне, в субботу запрещено делать любую работу, в том числе и разжигать огонь и готовить пищу.
Суббота - время для любви и для молитвы...
Олег Стоеросов 19.12.2018 22:56 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 19.12.2018 23:04 Заявить о нарушении
Тут есть о чём поговорить...но поздно уже
Олег Стоеросов 19.12.2018 23:55 Заявить о нарушении
Интересное стихо. Очень оригинальный стиль, многие обороты просто феноменальны. И хоть я родился в Ленинграде, и очень люблю и, надеюсь, хорошо знаю этот город, я так и не понял какую основную мысль Вы попытались здесь выразить.
С уважением,
Иван Петрович Чернявский 26.04.2018 10:45 Заявить о нарушении
Тимофей Сергейцев 26.04.2018 15:35 Заявить о нарушении
Иван Петрович Чернявский 26.04.2018 23:08 Заявить о нарушении