Рецензия на «Бедный графоман! Адела Василой» (Избушка На Седьмом Небе)

Спасибо, Адела! Весьма дельная, полезная статья. Если есть задумка к продолжению - надо её осуществить.
Думаю, потребуются конкретные примеры. Потому что голословные рассуждения мало эффективны.
Кстати, надо бы изучить аспект потребности авторов в популяризации своего творчества. Что движет нами? Амбиции? Честолюбие? Или просто желание внести свой вклад в культуру. Быть на слуху... Тут без знаний психологии не обойтись.
И ещё один аспект: клубность, тусовочность - как среда для развития, селекции и продвижения, и выработки новых жанров.
Но у меня давно уже создалось впечатление, что все мы (например, стихиряне) являем собой некую аморфную "фабрику звёзд", продукт которой невостребован. Или востребован очень слабо. Мы как бы пишем для себя, замыкаемся в себе. Мы даже друг друга практически не читаем - нам некогда! :)) Иногда удаётся сверкнуть на каком-нибудь конкурсе. И опять - рутина...
Хотелось бы прочесть аналитическую статью, чтобы приблизиться к пониманию законов, по которым мы вынуждены (при неплохих порою задатках) - прозябать.
И стОит ли вообще игра свеч? Может быть, следует остановиться или выйти из игры, чтобы не потратить свою жизнь зря?

Анна-Верба   22.03.2014 16:38     Заявить о нарушении
Что движет авторами? Естественно, амбиции - ну, а честолюбие это те же амбиции, только в гипертрофированной форме. Собственно говоря, чёткой демаркационной линии меж ними нет, и всё зависит от нашего отношения к автору - если он нам нравится, мы говорим, что он амбициозен, если нет - что честолюбив или даже тщеславен. :)) А желание внести свой вклад в культуру - это уже другой мотив, хотя тоже произрастает из амбиций автора. Помните восточную поговорку: "Каждый человек должен вырасти сына, построить дом и посадить дерево"? Я бы сформултровала эту амбицию так: "Я должен оставить после себя нечто, чтобы обо мне помнили долгие годы". Ничего нет естественней этого желания, по-моему. У меня где-то есть эссе о тщеславии: http://www.proza.ru/2006/04/05-41
Что касается тусовочности, то она тоже бывает разная, всё зависит от цели - просто почесать языки, или создавать нечто реально полезное и конструктивное. Тут уж всё зависит от человека - какие он ставит перед собой цели и чего хочет добиться. У меня, например, есть Избушка - тут я задалась целью создать крепкое содружество детских авторов, которые хотят научиться писать стихи для детей в живой, оригинальной манере, с юмором и выдумкой. Потому что дети достойны иметь хорошую детскую поэзию. Избушка это не столько конкурсная площадка, сколько школа авторов и источник вдохновения. Вот такие, к примеру, бывают амбиции.

А в тусовочных конкурсах я участвовать не стремлюсь - это скорее дело случая, чем что-либо иное. В конкурсах ФВСМ участвую, потому что приглашают, и это повод выставить хорошее стихотворение - как бы попиарить его, и заполучить новых читателей, я ведь рецензий почти не пишу, просто некогда. А отвечать на них люблю, если они содержательны... :))
Так что если не хотите прозябать - не прозябайте! :)) Найдите себе дело по душе - и действуйте!

Адела Василой   23.03.2014 01:27   Заявить о нарушении
Прочитала Вашу статью. У меня нет страницы на прозе, поэтому, дать рецензию там не могу. Скажу здесь.

С первых строк создаётся впечатление, что смысл слова "тщеславие" трактуется неверно. Точнее, он (смысл) в Вашей статье только применяется по умолчанию. Он не раскрыт. Мне непонятно, ЧТО Вы считаете "тщеславием".

Посмотрела в Википедии...

Тщеславие — Википедия
Тщесла́вие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.

А Вы пишете: "Тщеславие одного есть источник той силы, которая заставляет его творить свою личную судьбу, а не плыть по течению, тщеславие многих есть движущая сила прогресса в любой области человеческой деятельности, от ремесла до искусства и политики."

Я вижу здесь логическую нестыковку. Тщеславие - порок изначальный. Это потребность в "тщетной славе", не основанной ни на чём, ни на каких заслугах. Это болезненное состояние психики.

Ещё Вы пишете: "Но когда оно переходит разумные пределы, тщеславие становится воистину злым пороком. Из доброй силы, направленной на созидание и полезную деятельность, оно становится инструментом зла, инструментом разрушения."

Тщеславие не является "доброй силой". У человека могут быть здоровые амбиции: желание добиться успехов в конкретном деле. Например, написать ТАКОЙ роман, который был бы востребован публикой. А потом, если эта цель достигнута, и успех окрыляет, автор пишет больше и лучше. Его заслуги очевидны. Он даже может стать лауреатом авторитетных конкурсов. Его амбиции удовлетворены. Но если автор не достигает намеченной цели, если его труд остаётся невостребованным, в нём может проснуться нездоровая тяга к заполучению славы любой ценой. Это и есть "тщеславие". Когда в ход идут грязные технологии искусственного раздувания рейтинга, подкуп влиятельных лиц, внедрение в элитарные круги с чёрного хода и проч...

Мне кажется, что статья нуждается в более тщательном анализе смысла такого явления, как "тщеславие".

С уважением, Анна

Анна-Верба   23.03.2014 09:46   Заявить о нарушении
Анна, давайте возьмём это определение из Википедии (Я с ним согласна, но не так прямолинейно):
"Тщесла́вие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства..." ограничимся пока этим и попробуем разобраться. Стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих - это необходимый элемент успешного интегрирования в обществе, и оно изначально присуще человеку как общественному виду. Причём это свойство, скажем так, несколько полово-раздельно - женский пол добивается благосклонного отношения общества и его сильной половины), развивая и демонстрируя свои женские качества, а мужской пол, естественно, мужские. Поэтому женщины озабочены в первую очередь своей красотой и миловидностью, доброты и нежности, готовности пожалеть и полюбить - есть определённый "набор" качеств, который необходим женщине для её успешной интеграции в обществе. Ум, к сожалению, в этот набор входит лишь номинально - так, чтобы не дурочка, но и не слишком умная. Поэтому женщине полезно демонстрировать некоторую беспомощность и мнимую инфантильность - специально для сильного пола, который всегда польщён, когда женщина ожидает от него компетентной помощи в каком-нибудь пустяковом вопросе.
Далее... "потребность в подтверждении своего превосходства" - очевидно, это есть "обратная связь" с обществом. Чтобы знать, в правильном ли направлении ты движешься в развитии нужных качеств, нужно постоянно поддерживать эту обратную связь с обществом, иначе просто "теряешь ориентацию".

Раскроем уже скобки и для мужчин - какие качества являются для них гарантией успешного продвижения в обществе. Поскольку наша природа несколько отстаёт от общественного прогресса, для них по-прежнему главным показателем мужской состоятельности является физическая сила, власть, твёрдость духа (храбрость, жёсткость, умение настоять на своём), деятельный ум и ловкость (на все руки мастер), а красота где-то на последнем месте в этом перечне.

А это: "иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть" - если заменить слово "лесть" на "комплимент", то это тоже "обратная связь", пусть даже не вполне искренняя, но поощрительная. И заметьте, именно в таком духе воспитывает детей большинство мам и пап без специального педагогического образования, то есть "природные воспитатели", и наука педагогика тоже - разница в изощрённости средств, но "главный стержень вопитания" держится на дуалистическом принципе "наказание-поощрение". Наши похвалы ребёнку чаще напоминают лесть, чем трезвую оценку его достижений - но это необходимое поощрение для того, чтобы ребёнок развил свой успех.

Что касается вивисекции слова "тщеславие" - оно основано на философии христианства (да и зародилось это слово в его недрах, путём соединения эдих слов - 2тщета" и "слава"), а философия христианства изначально ориентирована на принижении реальных потребностей и свойств человека в противовес духовным ценностям. Отсюда призывы к пренебрежению "людским" и "светским", пропаганда аскезы, целибата монахов и посвящения себя Богу и т.п. А это весьма далеко от реальности - увы!

Я не стала в эссе объяснять значение слова "тщеславие", считая, что оно всем известно - в том числе и его отрицательный аспект. Но я задалась целью подчеркнуть его изначальное родство с тем явлением, которое мы называем "здоровыми амбициями" - даже простое слово амбиция уже понимается в несколько отрицательном смысле. Тем не менее, это весьма полезное качество, необходимое каждому человеческому существу для его становления как личность. Для учёбы, для творчества, для духовного роста. Люди, безразличные к мнению окружающих, нуждаются в специальных мерах по их интеграции в общество, и они имеют явные отклонения от нормальной психики. Вы наверняка знаете, о чём я говорю - это аутизм, поэтому не буду приводить цитат из Википедии. Таким образом между этими двумя крайностями - аутизмом и гипертрофированным тщеславием (когда для достижения своей цели, что называется, шагают по трупам) - существует множество переходных форм, от умеренных амбиций до гротескных и протвочеловечных форм тщеславия. Вот об этом я и написала эссе: важно чётко различать разумные и конструктивные формы от их гипертрофированных "клонов". Другими словами, надобно иметь чувство меры и направлять свои амбиции на добрые дела, уважая при этом права других людей.

Избушка На Седьмом Небе   23.03.2014 14:23   Заявить о нарушении
Адела, мне кажется, что Вы несколько лукавите и играете словами, лишь бы не согласиться :)
На всякое явление есть свой термин. И не следует путать честолюбие (амбициозность) с тщеславием.
И разница тут очевидна: честолюбивый человек хочет БЫТЬ успешным.
А тщеславный хочет СЛЫТЬ таковым.

Всё просто... :)

Анна-Верба   24.03.2014 17:45   Заявить о нарушении
Не в моём характере лукавить, Анна. Я говорю, что думаю - просто я вижу здесь постепенное нарастание и переход некоего человеческого свойства из одного качества в другое. А Вы мыслите несколько по-другому... Один великий поэт сказал: "Все молодые достоинства со временем переходят в пороки". По-моему, в точку!

Избушка На Седьмом Небе   24.03.2014 21:50   Заявить о нарушении
Вот "переход из одного качества в другое" - тут я согласна на 100%!
Так и надо сразу обозначить исходное качество - его термином, а потом - итоговое качество уже иным термином.
Тщеславие - как суррогат честолюбия, с этим я соглашусь.

Прошу прощения за употребление слова "лукавство".
Я имела в виду Вашу скрупулёзную виртуозность мышления.
Вы правы, мы мыслим несколько по-разному: Вы усложняете, а я стремлюсь к упрощению :)
Наверное, поэтому, читать Ваши тексты интересно, а мои - скучно :)

С теплом, Аня

Анна-Верба   25.03.2014 00:00   Заявить о нарушении
Да ничего страшного, в поэзии простота имеет особое очарование. "Умничанье" в поэзи частенько приводит к зауми - опять же, если чувство меры подводит... А в прозе, пожалуй, излишняя простота вредит. :))

Избушка На Седьмом Небе   25.03.2014 01:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Избушка На Седьмом Небе
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна-Верба
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.03.2014