Рецензия на «Катынь. Должна ли кому-то Россия?» (Евгений Вагнер)

Уважаемый Евгений.
Вы сделали попытку "поднять" серьёзную тему. Удачно ли?

Начнём с того, что только что закончилась Империалистическая война, поставившая Польшу на грань выживания. Аналогичная ситуация (плюс Гражданская война) в России. Вопрос, для чего Красная Армия пошла на Польшу? Какие жизненные интересы России она защищала? Отсюда и отношение к военнопленным. Когда понимаешь действия агрессора, это как-то смягчает отношение к пленным. А когда не понимаешь?!

И где материалы о польских военнопленных? Сколько их было в России, что с ними стало? А как красноармейцы обходились с мирным населением польских местечек и воеводств? Хорошо бы посмотреть на эту тему архивные документы! Но и без них по логике событий тех лет можно сделать предположение, что с поляками тоже не очень церемонились (вспомните, «мудрые» ленинские советы по поводу заложников; сколько священников было расстреляно в это же время в России; как расправились с тамбовскими крестьянами в ходе подавления так называемого «Антоновского мятежа», когда не чурались применения боевых отравляющих веществ против своего народа – в тамбовских лесах «легла» и большая часть моих родственников казаков Коротаевых http://www.stihi.ru/2009/06/27/4008). Несть числа примерам «чуткости» и «гуманизма». В том числе и по отношению к иностранцам – вспомните так называемое «восстание белочехов»! Кстати, у Эриха М. Ремарка есть характерное описание быта русских военнопленных времён Первой мировой в немецком плену. Мурашки по коже! И что? Да ничего, обошлось. Один Ремарк и вспомнил.

Второй вопрос: открыты ли российские архивы по этой войне?
По мемуарам времён Второй мировой войны известно отношение Сталина к советским военнопленным, которых из немецких концлагерей после освобождения гнали эшелонами в советские. Или вспомните, как пленных забирали из Англии. Весьма поучительно. Поэтому ни в мирное, ни, тем более, в военное и послевоенное время люди для Сталина и вообще советской власти интереса не представляли (припомните, сколько наших генералов было расстреляно после войны! Помяните хотя бы маршала бронетанковых войск П. С. Рыбалко, про расстрел которого даже сейчас «стесняются» написать в энциклопедических словарях!). Отсюда обоснованное сомнение, что польских офицеров расстреляли за издевательства поляков над красноармейцами, которые до сих пор неизвестно зачем вторглись в начале 20-х годов в Польшу.

Правдоподобнее звучит иное объяснение. Расстрел - это плата за поражение Красной армии от армии маршала Юзефа Пилсудского. Возможно, Сталин приложил и свою руку к организации той агрессии, возможно, в битве с организатором Красной армии Л. Троцким Сталин потерпел ещё одно болезненное поражение после польского провала. Архивы бы дали ответ на этот вопрос. Но, увы! Хотя логика подсказывает, что пленные красноармейцы едва ли фигурировали в каких-то сталинских мыслях и планах. А вот ненависть к Польше, видимо, жила в его голове.
Ещё один аспект проблемы - попытка свалить расстрел поляков на немцев. Если это месть за пленных красноармейцев, для чего проводить "ложное" следствие с привлечением авторитетных специалистов, а потом на десятилетия прятать архивы? Победой закончилась война! Что мешало объявить на весь мир - мы попутно рассчитались и с теми, кто издевался над нашими красноармейцами? С кем мы тогда церемонились? С финнами, которых объявили "белофиннами"; и это переименование позволило наплевать на общественное мнение (а ведь на стороне финнов воевали и интербригады, плечом к плечу с которыми наши добровольцы бились с немцами в Испании; шум был по всей Европе, но Сталин просто отмахнулся). А тут вдруг вспомнил о красноармейцах? А вспомните события на Востоке, за которые расплачиваемся до сих пор!
Расстрел военнопленных – вещь отвратительная! Расстрел представителей другого государства, с которым мы не воевали (просто «разделили» по договору с Германией) – отвратителен вдвойне. Но многажды отвратительнее ЛОЖЬ и попытка переложить свою вину на других. Именно последнее и накаляло (и продолжает накалять) отношения между Польшей и Россией! Для чего нам эта ложь? Во имя каких высоких идеалов она была пущена в наш мир?
Вы уверены, уважаемый Евгений, что располагаете всем объёмом знаний, на основе которых можно строить выводы, которые Вы построили?
Полузнание и тенденциозность подбора материалов плохие советчики. Собственно даже не советчики, а топливо для костра ненависти. Нужен ли жар этого костра, который не согревает, а выжигает душу?
Подумайте, пожалуйста. Тем более, что в мутной воде искорёженной российской истории плавает немало ядовитых уток (в том числе и та, что угодила в Ваш суп).
Геннадий

Геннадий Генцлер   18.11.2010 16:14     Заявить о нарушении
Хорошо излагаете.
Только у Вас в комментарии каши ничуть не меньше, чем в истории. ))

Например, неясно, что Вы называете "уткой, угодившей в этот суп".
Польские концентрационные лагеря?

Docking The Mad Dog   18.11.2010 18:29   Заявить о нарушении
Спасибо Docking The Mad Dog, что ответили за меня. Полностью с Вами согласен. А проблему поднял не я а пан-цветочек, если Вам интересно посмотрите его стих, но самое интересное это рецензии на его опус (только мою рецку там не найдете, пан ведь демократ он такие рецки удаляет) может там почерпнёте ответы на свои вопросы.
Если подождете немного - я заканчиваю статью про Катынь, тогда можно будет поДИСКУРСировать.
ЕВ

Евгений Вагнер   18.11.2010 22:12   Заявить о нарушении
Уважаемый Docking The Mad Dog.
Видимо, Вы обращаетесь ко мне?
Навешивание ярлыков - не аргументация в споре. Поэтому, пожалуйста, про кашу не нужно.
Видимо, Вы невнимательно прочли написанное мною, что и вызвало вопрос про утку. Уткой является объясние расстрела польских заложников местью за издевательства над красноармейцами.
Так как тема отношений Польши и России очень объёмна, я тезисно обозначил только те моменты, которые непосредственно относятся к данной утке, полагая у автора достаточный объём знаний для выстраивания цельной картины происходящего в те годы. Ваши взгляды на поднятую автором проблему мне не известны.
Геннадий

Геннадий Генцлер   19.11.2010 15:37   Заявить о нарушении
Прошу прощение за непонятный компьютерный сбой.
Конечно, "объяснение".
Геннадий

Геннадий Генцлер   19.11.2010 15:42   Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо. Пояснение понял.
В истории очень много тёмных мест. Расстрел в Катыни - один из поводов для манипулирования мнением. И не только со стороны СССР.

Docking The Mad Dog   20.11.2010 00:36   Заявить о нарушении
Геннадий! Вот утка залетевшая в Ваш суп:
"Расстрел представителей другого государства, с которым мы не воевали"

В ноябре 1939 года Польское правительство в эмиграции (оно находилось во Франции в г. Анжер) объявило войну СССР. Это состояние войны закончилось 30 ИЮЛЯ 1941 года подписанием договора о взаимопомощи, то есть СССР с 22 июня 1941 по 30 июля 1941 воевал не только с Германией и ее союзниками, но и еще и Польшей!

Евгений Вагнер   20.11.2010 13:15   Заявить о нарушении
Уважаемый Docking The Mad Dog.
Вы абсолютно правы - паршивая овца есть в любом стаде. Поэтому антисоветские настроения нагнетались в Польше и на выдуманных основаниях. В этой связи представляется наиболее целесообразным прекратить нагнетание истерии и лжи с одной стороны. На другой постепенно само затухнет. Жаль, что ни в России, ни в Польше пока не нашлось мудрых и авторитетных голов для такого поступка.

Уважаемый Евгений.
Пожалуйста, назовите хотя бы одну войсковую часть в Польше, которая подчинялась изгнанному правительству. Кстати, отзыв посла в определённых условиях приравнивается к объявлению войны, но никому не приходит в голову хватать и расстреливать граждан другого государства. Это происходит достаточно часто. В случае же с Польшей упомянутое Вами объявление войны (точнее, объявление состояния войны) произошло уже после того, как Германия и СССР фактически разделили Польшу и вторглись на её территорию. Поэтому не воевавшие с войсками СССР поляки в 1939-1940-м годах не являлись военнопленными.

Уважаемые Docking The Mad Dog и Евгений.
Тема поднятой дискуссии, безусловно, весьма интересна для пытливых умов, однако явно выходит за рамки целей и задач настоящего сайта.
Поэтому прошу вас обоих и самого себя прекратить её с выражением полного уважения к мнениям друг друга!
Искренне желаю вам творческих удач.
Геннадий

Геннадий Генцлер   20.11.2010 19:15   Заявить о нарушении
Уважаемые Docking The Mad Dog и Евгений.
Хотя я был инициатором прекращения данной дискуссии, всё же считаю необходимым вернуться, чтобы дополнить её новой информацией.
Сегодня в теленовостях мелькнуло сообщение, что наша государственная дума приняла постановление по поводу катынских событий, в котором, в частности, признаётся факт расстрела польских военнослужащих и осуждается попытка взвалить ответственность за это преступление на нацистов. Будут ли раскрыты все детали (в чём я сомневаюсь) или что-то вновь утаят (что более вероятно) мне не известно - самого постановления я пока не видел. Но хоть какие-то подвижки в сторону правды начали происходить. Мелькнуло, но быстро исчезло из Интернета и сообщение о катастрофе президентского самолёта; не успел скопировать.
Всё же наши власть предержащие органически боятся правды. Для чего её бояться нам? Главное, дров не наломать, облекая вымыслы в художественную форму. Этого и без нас было довольно.
Надеюсь, вам удастся найти эти документы и взвешенно с ними поработать.
С уважением и пожеланием успехов.
Геннадий

Геннадий Генцлер   26.11.2010 14:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Евгений Вагнер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Геннадий Генцлер
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.11.2010