Роман с Интернетом - 7

Юсупова Лилия: литературный дневник

На неделю я ездила в командировку в Омск, а, вернувшись, снова окунулась в стихию Интернета. Увы, моё недельное отсутствие совсем не изменило ситуацию на литературных сайтах:


Средь множества стихов в сети бескрайней
С трудом найдешь, действительно, творение.
Что ж, сорняки и в поле урожайней,
Чем редкие культурные растенья.


Обидно, что среди графоманского хлама порой трудно разглядеть жемчужины, так как плодовитость бесталанных людей удивительна:


Пешу стехи! Блокнот со мною с децтва.
Играю на бояне... Пью коньяк.
За Музу я готов душой раздецца -
Ведь без неё там сыро и сквозняк.


Меня колбасит чистый лист бумаги,
Когда на нём - ни букв, ни запетых...
Коттедж сгорел. Жыву один!.. В общаге...
Зато рифмуйю - выноси святых!


Намедни сочинил вахтёрше оду...
Теперь шикую в вязаных носках!
Так расписал черты её породы -
Что бабушку искали в облаках...


Пешу фсекда... Стехи - моя стихия!
Пусть критеги зудят - не двину бровью!
Свидания... Мечты... И ностальгия...
Я каждый слог кроплю своею кровью!


Вот дворник зашуршал, а мне не спицца.
Скрепид перо, да стих ещё немой.
Непруха с ритмом, и остыла пицца.
О, Боже!.. Забери меня домой...


Так с юмором, но очень точно описал это явление некто Рифмобай Иванович в своей «Исповеди графомана». Добавить к сказанному нечего.
7.12.2009.


«ВРОЧИ И ПОЦИЭНТЫ» ИЛИ
КАК ЛЕКВЕДИРОВАТЬ БИЗГРАМАТНОСТЬ ?


Между тем, я не случайно привела именно этот образец графоманского творчества: безграмотность людей, общающихся на литературных форумах, порой просто поражает. Сейчас, когда молодые люди книг почти не читают, а уроки русского языка направлены на натаскивание старшекласников для сдачи ЕГЭ, хорошее знание государственного языка - скорее редкость, чем правило. В Интернете много шума наделала статья преподавателя Московского государственного университета о проведенном диктанте на грамотность среди первокурсников факультета журналистики. За него 82% студентов получили двойки. А ведь в МГУ попали почти круглые отличники! В диктанте были написаны «оррестованы» (вместо арестованы), «двух яростная» (двухъярусная), «врочи» (врачи), «поциэнт» (пациент), «генирал» (генерал), «профисиональное» (профессиональное), «через-чюр» (чересчур), «нез наю» (не знаю), «рыца» (рыться) «за пол ночь» (за полночь), «мащеная» (мощенная), «щетаца» (считаться) и т.п.
Безграмотные люди не хотят учиться, а порой и бравируют незнанием орфографии – с их подачи сейчас вошел в моду язык «паддонков» (подонков), где практикуется намеренное искажение слов. Именно это явление отразил в «Исповеди графомана» Рифмобай Иванович, которому «не спицца» из-за «стехов», поэтому вопрос о «лекведации бизграматности» вовсе не риторический…

8.12.2009.


О ПЛАГИАТЕ


Есть ещё одна отрицательная черта литературных сайтов – повальный плагиат. Воруют, не церемонясь, самое ценное - образы и темы чужих стихов, интересные находки авторов. Причем, грешат этим как плохие, так и хорошие поэты. Таким стихотворцам, кто, не стесняется подпитываться моими произведениями, я, не выдержав, написала:

Твой дух уже сполна я напитала:
Ты вхож в мои стихи, как в отчий дом,
И потому растишь свои кристаллы,
Увы, в моем растворе солевом.


Но подражаньем не снискать успеха –
Ведь люди ценят голос, а не эхо.


Именно из-за плагиата я во всемирной паутине не показываю целиком своих самых удачных произведений – стихотворных вариантов «Книги перемен» и «Советов Сенеки».
15.12.2009.


М и Ж
Я не люблю слово «поэтесса». Ахматова тоже раздражалась, когда ее так называли. Она говорила по поводу «женской» поэзии: «Понимаю, что должны быть мужские и женские туалеты. Но к литературе это, по-моему, не подходит».



КАК БЕЗ ТЕБЯ ЖИЛА Я СТОЛЬКО ЛЕТ ?


Всё-таки замечательное изобретение - Интернет. Позволяет общаться с людьми вне территориальных границ. Я живу в Горном Алтае, а переписываюсь с людьми, живущими в самых разных местах планеты...
Сегодня, к примеру, я получила такое письмо по электронной почте: «Я ехала в метро. Рядом со мной сидел мужчина с книгой стихов. После каждого стихотворения он закрывал глаза, переживая прочитанное, а потом продолжал чтение. Мне стало любопытно. Я пристроилась и одним глазком тоже стала читать. Очнулась только тогда, когда диктор объявил мою остановку. Времени на объяснение уже не было, а узнать имя автора мне очень хотелось, поэтому, не говоря ни слова, я сложила руки своего попутчика, захлопнув книгу - и взглянула обложку. Так я запомнила Ваше имя. А сегодня в Интернете я обнаружила ссылку на Ваш сайт и Ваш адрес... С искренним уважением к Вашим талантам, скромная почитательница Вашего творчества Ариан Юрьева». Подобные письма – не редкость, они поддерживают желание жить и творить, поэтому совсем не случайно был написан этот сонет, посвященный Интернету:


Как без тебя жила я столько лет?
Тянулись дни протяжно и уныло.
А ты к ногам мне бросил целый свет -
И я о скуке горестной забыла.


Ты юн, но всё ж умен не годам:
Я сражена познаньями твоими.
Ты новый импульс дал моим стихам -
И я хочу твоё прославить имя.


С тобою жизнь – калейдоскоп цветной:
Мелькают дни как кадры на экране.
И хоть теперь всё время ты со мной –
Никто не знает о моем романе.


Тебе замены не было и нет,
Мой дорогой любимый Интернет!


16.01.2010.


«СЛОМАЙ ПЕРО – Я БУДУ ПЕТЬ ДУШОЮ…»


Сегодня – всемирный День поэзии. Накануне у меня брали интервью. В частности, прозвучал вопрос об Интернете: хорошо или плохо, что во всемирной паутине выставлено так много стихов? Я вспомнила давний разговор со своей мамой. «Во времена Пушкина было мало грамотных людей, поэтому талантливого человека замечали сразу. А сейчас? Столько книг издается, что выявить среди этой массы настоящую поэзию сложно…» - сетовала она.
О поэтической инфляции из-за нарастающего вала стихотворных сборников говорил еще в 1968 году Михаил Исаковский в статье «Доколе?..»: «Людям дорого то, чего у них мало. А к тому, чего у них слишком много, они относятся с величайшим равнодушием и даже пренебрежением. Человека можно закормить до отвращения даже самой вкусной едой, если ее непомерно много. А уж о плохой еде и говорить нечего». Он видел выход в ужесточении редакционного контроля и более тщательном отборе кандидатов в Союз писателей, куда должны входить только талантливые люди. Исаковский с горечью приводил в статье возмутительные цифры – на 20 февраля 1967 года в Союзе писателей СССР насчитывалось 2185 поэтов, выпускающих около 1700-2400 книг в год! Бедный Михаил Васильевич, чтобы он сказал сейчас, если бы узнал, что только на одном сайте (Стихи.ру) в Интернете насчитывается 270 тысяч авторов, опубликовавших 9 миллионов стихов?
Да, обилие стихов невысокого качества, действительно, обесценивает поэзию и не способствует формированию хорошего вкуса у читающей публики. Но ведь остановить процесс запретительными мерами невозможно!
К тому же любое творчество (в том числе и поэтическое) делает жизнь человека содержательнее и радостнее. Поэтому пусть народ пишет и печатается, а уж взыскательный читатель сам выберет лучшие образцы. Автору же остается ждать, когда его произведения попадут в поле зрения широкой публики.


И мнится мне – стихи не канут в Лету,
Когда они гармонией согреты,
Когда из слов лучится высший свет.


Сожги листы, закрой мне рот рукою,
Сломай перо – я буду петь душою.
Не может без поэзии поэт…


21.03.2010.



Другие статьи в литературном дневнике: