Роман с Интернетом - 6

Юсупова Лилия: литературный дневник

«Лилия, Вы как-то писали, что интерполируете мысли, чувства женщин через свое мироощущение, не имея порой личной причастности. Черта с два! Не пройдет! В Ваших строках весь диапазон переживаний, а он не приходит в фантазиях. Я не нападаю, каждый имеет право на свою форму защиты от окружающего мира, я преклоняюсь! Весь диапазон от А до Я, step by step, 16-ю строками всё сказано...» - такой отзыв я получила вчера, разместив в Интернете стихотворение «Не обещай». Этот эмоциональный отклик невольно напомнил мне обстоятельства, при которых написалось произведение.
Несколько месяцев назад ко мне обратился один поэт - с просьбой дать ему рекомендацию для вступления в Союз писателей России. Этого талантливого автора я заочно знала по публикациям, но никогда не общалась с ним лично, поэтому попросила выслать короткую биографическую справку. Рекомендация написалась быстро, оставалось только внести туда жизненные факты, а письма всё не было и не было…
Надо сказать, что необязательность и отсутствие внутренней дисциплины – черты, которые меня всегда огорчают (даже раздражают) в людях, поэтому, рассердившись, я выплеснула неудовольствие в стихах:

Пусть кто-то не приемлет прямоту,
Но я в речах тумана не пускаю,
И ложных обещаний пустоту
Самой себе и людям не прощаю.


А ты проступком не считаешь ложь.
И потому не быть нам в жизни вместе -
Когда ты слово честное даешь,
Но сам при этом не имеешь чести…


Когда я впечатывала эти строчки в компьютер, мне вдруг подумалось, что на эту тему можно написать лиричный романс с названием «Не обещай». И как только эта идея появилась, зазвучала романсовая мелодия – и полились первые фразы. Через несколько минут романс был завершен:

Не обещай – к чему слова,
Когда нам вместе одиноко:
Уже закончилась дорога,
И расцвела разрыв-трава.


Не обещай и не зови –
Не продлевай душевной муки,
Звучит мелодия разлуки
Взамен мелодии любви.


Еще свеча горит в душе,
И сердце нежностью томится,
Но вся дочитана страница
И перевернута уже.


Уже исчезло волшебство,
Уже закрыты двери рая,
И прошлой памятью играя,
Не обещай мне ничего…


Почти половина моих стихов приходит с музыкой – она помогает держать ритм. Однако этих мелодий я не запоминаю и не записываю, считая, что созданием музыки должны заниматься профессионалы.
Итак, стихи были написаны – и мне захотелось их кому-нибудь прочитать. Я подняла трубку телефона и позвонила Ирине Казанцевой (композитору, с которой мы давно и плодотворно работаем). «Подожди, подожди, я возьму ручку и запишу слова», - сказала Ира, выслушав стихи. На следующий день она позвонила сама и спела в телефон новый романс…
Вот так пишутся стихи: нужен повод, немного фантазии, немного душевного опыта и вдохновение.
20.10.2009.


КОМПОЗИТОР ИРИНА КАЗАНЦЕВА


«Лиля, я теперь езжу в Бийск каждую неделю. Бийский муниципальный хор ставит наш мюзикл. Я так рада! Произведение, над которым работала 8 лет, будет поставлено на сцене! Премьера должна состояться в апреле 2010 года», - голос Ирины в телефонной трубке звенел от счастья.
«Нет повести печальнее…» - так называлась моя драматическая поэма, которая легла в основу сценария. За годы работы (по просьбе Ирины) я дописывала отдельные куски, которые потом превращались в арии или дуэты главных героев. В этой книге представлен последний вариант поэмы. Отдельные кусочки мюзикла я уже слышала – они прозвучали на последнем творческом вечере. Должна заметить, что музыка меня поразила – она многократно усилила драматизм стихов и придала им новое, очень современное звучание.
13 лет мы знакомы с Ириной. В результате нашего творческого союза появилось 60 песен и романсов и вышеупомянутый мюзикл. Как-то Ирина созналась, что пишет только тогда, когда музыка уже звучит в душе и рвется наружу. Ей остается только записать поющие звуки на нотную бумагу. Не оттого ли так гармоничны и легки для восприятия её произведения?..
В этом месяце я стала показывать романсы Ирины, спетые Фаиной Морозовой, в Интернете и получать такие отзывы: «Как же это красиво и хорошо!.. Сколько достоинства в этом романсе, сколько классической простоты и ясности в тексте стихотворения, как прекрасно это передано в музыке и исполнении!», «Полная гармония - текста, музыки, голоса! Небольшое по длительности произведение, но очень емкое и зрелое во всех отношениях!..», «Слушать эти романсы - удовольствие... Спасибо вам - всем троим - за прекрасные минуты...» Подобных рецензий было много, но я привела здесь только высказывания, которые были сделаны профессиональными музыкантами. Признание коллег, живущих в разных концах планеты, говорит о многом. И мне искренне хочется пожелать Ирине новых творческих удач и широкой известности, которую она заслуживает.
3.11.2009.


ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНАЯ МУЗА


Народная молва отказывает признавать гениальность женщин. Как-то мне попалась в руки книга «100 великих гениев». В ней не было ни одного женского имени! В шутку я написала об этом четверостишье:


В искусстве среди первых величин
Нас, женщин, к сожаленью, не бывает,
Поскольку Муза любит лишь мужчин,
А женщин только дружбой согревает...


Миф о женской несостоятельности рожден мужчинами. Способствовало общественному мнению многовековое социальное неравенство женщины, препятствующее проявлению ее природных талантов. Недаром одна из еврейских молитв для мужчин начинается так – «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал меня мужчиной…» В ХХ веке ситуация изменилась: женщины получили доступ к высшему образованию, и слабый пол начал проявлять себя на всех поприщах, даже в политике, куда путь раньше нам был наглухо закрыт. Однако искоренить установку, бытующую в социуме на подсознательном уровне, очень трудно, а она такова, какой ее выразил современный поэт И.Иртеньев:


Женщины носят чулки и колготки
И равнодушны к проблемам культуры.
Двадцать процентов из них – идиотки,
Тридцать процентов – набитые дуры.
Сорок процентов из них – психопатки.
Это нам в сумме дает девяносто.
Десять процентов имеем в остатке,
Да и из этого выбрать непросто.


Но женщины уже стали другими! Неслучайно на выпад Иртеньева сразу же появилась замечательная ответная пародия Т.Панфеновой:


Носят мужчины усы и бородки
И обсуждают вопросы любые.
Двадцать процентов из них – голубые,
Сорок процентов – любители водки.
Тридцать процентов их них – импотенты,
У десяти – с головой не в порядке.
Это нам в сумме дает сто процентов
И ничего не имеем в остатке.


Я уверена – в нынешнем ХХI веке женщины покажут себя в полной мере. А в книгу о гениях непременно впишутся женские имена.
4.11.2009.


О ПИВЕ И ПЕНЕ
Не люблю слово «поэтесса». Ахматова тоже раздражалась, когда ее так называли. Она говорила по поводу «женской» поэзии: «Понимаю, что должны быть мужские и женские туалеты. Но к литературе это, по-моему, не подходит».
Я уверена, что разделили поэзию на «мужскую» и «женскую» мужчины. Вот, к примеру, мнение стихотворца Михаила Воронова:
Парнас высок, но лезут бабы
Туда тайком.
Послать по матушке тебя бы
Да босиком.
Давно текут твои катрены
Через края.
И потому ты будешь пеной,
А пивом – я!
Подобное высокомерие сильного пола я неоднократно ощущала на себе.
6.11.2009.



«ЕСТЬ И ХОРОШИЕ НОВОСТИ…»


О взрывах боеприпасов на военном складе в Ульяновске я узнала из выпуска новостей – и сразу же позвонила маме, живущей в этом городе. «У нас всё в порядке. Я сама тебе как раз собиралась звонить», - успокоила мама. - А, знаешь, Лиля, я в одном из стихотворений писала о подобной опасности. Смысл стихотворения такой: нельзя выпускать много оружия, так как даже то, что лежит на складе, может выстрелить», - взволнованно поведала она и добавила после небольшой паузы. - Впрочем, есть и хорошие новости: в Казани выходит энциклопедия, там будут статьи и про наше творчество – твоё и моё».
13.11.2009.

ОГОНЬ СОЗИДАНЬЯ

Для большинства людей моя мама – поэтесса Иделбике. Ее стихи знают и любят читатели Татарстана и Башкирии. Мудрое и возвышенное творчество Иделбике продолжает лучшие традиции восточной поэзии:


Ссылаются те, кто замечен в пороке,
Что нравы сегодня низки и жестоки.
Однако, есть люди, что грязи не знают –
Ведь грязь к ним, как к золоту, не прилипает.


К таким людям, с золотой душой, относится и моя мама. Сколько я ее помню, она всё время стремилась к совершенству и всегда была большой труженицей. Этому же учат ее стихи:


Свою эпоху делом возвеличь,
Во всём старайся истины достичь,
На зло любое находи управу.


Пусть буду все деяния честны:
Нам ум, и сердце, и душа даны
Не для корысти и не для забавы.


Душа поэта как губка впитывает реалии сегодняшнего дня, оттого часто дышат печалью и негодованием строки Иделбике:


Не для корысти и не для забавы
На белый свет приходит человек.
Зачем же люди алчны и лукавы
В наш просвещенный, но недобрый век?


Владеют нефтью ныне единицы.
За деньги покупаются чины.
В почете сплошь бандиты и блудницы.
И пахнет воздух запахом войны…


У Иделбике немало стихов на социальные темы. Что ж, поэт зачастую не волен в своем выборе: всё что волнует – то и выплескивается в стихи. Так, например, отреагировала мама на почтовый ящик, забитый предвыборными листовками:


Мой почтовый ящик до предела
Пропагандой выборный набит,
Где любой из кандидатов смело
Изобилье в будущем сулит.


Кандидатам, право, счета нету.
Деньги льются в выборах рекой –
Раз тиснят парадные портреты
На такой бумаге дорогой.


Я беру листовки не для чтенья –
(Ни к чему посулы эти мне!)
Я пишу на них стихотворенья
На обратной – чистой – стороне.


На любовную лирику Иделбике уже давно обратили внимание композиторы. Стихи о любви расходятся по миру не только на книжных страничках, но и песенных дисках, потому что они понятны и близки любому человеку:


Образ твой не гаснущий в разлуке
Освещает ночи без огня,
Голос твой я слышу в каждом звуке
Отчего ж не слышишь ты меня?

Скажешь «да» - мне высшая награда.
Скажешь «нет» - и гаснет свет везде…
Что ж еще мне, милый, сделать надо,
Чтобы стать звездой в твоей судьбе?


Уже 10 лет она возглавляет секцию ульяновских писателей, входящих в Союз писателей Татарстана, и является редактором литературного альманаха «Сибирские весны», выходящего на татарском языке. В последний сборник, презентация которого состоялась на прошлой неделе, вошли стихи 42 человек. Когда бы я ей не позвонила, она всё время занята – то пишет статью, то готовит чей-нибудь поэтический вечер, то набрасывает речь на выступление… Словом, вполне оправдывает знак восточного гороскопа, под которым родилась – знак Лошади.
Дисциплинированная и волевая, она всё время движется вперед. Это движение ощущается даже в творчестве. Так, например, звучит стихотворение «Личное мнение»:


Мне говорят, что я горда,
Свое имею мненье,
И что хватает не всегда
Мне такта и терпенья.


Корят за то, что я иду
Нетореной тропою,
За то, что не стою в ряду,
Не марширую в строе.


О, да – с послушными легко
И в жизни и в работе.
Безгласных ценят высоко –
Они всегда в почете.


И всё ж вели народ из тьмы
К прогрессу и ученью
Лишь непокорные умы
С особым – личным – мненьем.


Сильная личность всегда вызывает восхищение и желание подражать. На днях маме в редакции оставила подарок и письмо незнакомая женщина. В письме она писала, что под влиянием творчества Иделбике, неожиданно для самой себя начала писать стихи и прозу. «Знаешь, что меня больше всего обрадовало? - спросила меня мама, когда рассказывала об этом эпизоде. - Совсем не то, что меня читают и знают, а то, что эта женщина поднялась на новый уровень и стала жить более интересно, духовно богаче».
Не это ли – главная задача любого писателя? В стихотворении «Родной язык» у мамы есть замечательные строчки о литературе:


О, слово! Гори же огнем созиданья
И светом своим освещай мирозданье!


Это не просто красивое изречение - горят огнем созидания стихи Иделбике, освещая души читателей и побуждая их к творчеству.
15.11.2009.




Другие статьи в литературном дневнике: