Воскресение словущее. Осенняя Пасха

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

...
Слово на Обновленіе Іерусалимскаго храма Воскресенія Христова (1903 г.)



Въ настоящій день мы празднуемъ Обновленіе преславнаго и превеликаго храма въ Іерусалим;, — не того, который воздвигъ царь Соломонъ на гор; Моріа , но того, который пречудно устроилъ благочестивый царь Константинъ съ достохвальною матерью своею Еленою на гор; Голго;;, очистивъ и обновивъ святое м;сто, оскверненное языческимъ нечестіемъ.


Посл; вольныхъ страданій и смерти Господа нашего Іисуса Христа, Его воскресенія и вознесенія на небо, то святое м;сто, гд; совершилось наше спасеніе, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернилъ вс; святыя м;ста б;совскими идолами и жертвами нечестивый царь Римскій Адріанъ. Воздвигнувъ на м;ст; Іерусалима, разореннаго Титомъ , городъ, онъ повел;лъ засыпать гробъ Господень землею и множествомъ камней, а на той гор;, гд; Господь былъ распятъ, построилъ храмъ языческой богин; распутства Венер; и поставилъ ея идола, а надъ гробомъ Господнимъ поставилъ идола бога Дія (Юпитера). Итакъ, гд; Агнецъ Божій принесъ Себя въ жертву Богу Отцу за гр;хи наши, тамъ приносились нечистыя жертвы б;самъ и совершались всяческія непотребства. Равно и въ Ви;леем;, гд; Пречистый родился изъ утробы Пречистой Д;вы, нечестивый царь поставилъ идола Адониса *, такъ что и сіе святое м;сто осквернялось срамными д;лами, а тамъ, гд; былъ храмъ Соломона, выстроилъ идольское капище. Самый городъ онъ назвалъ въ честь свою Еліею, — ибо носилъ имя: Елій-Адріанъ, — и повел;лъ, чтобы никто не см;лъ называть его Іерусалимомъ. Сд;лалъ же онъ все сіе изъ желанія истребить съ земли самую память объ имени Іисуса Христа. Онъ переименовалъ городъ, въ которомъ Іисусомъ Христомъ совершено было множество чудесъ, и устроилъ б;совскія жилища на м;стахъ Его рожденія, распятія и погребенія, именно съ тою ц;лію, чтобы посл;дующій родъ челов;ческій совершенно забылъ Христа и бол;е никогда не воспоминалъ т;хъ м;стъ, на которыхъ жилъ и училъ Господь. Однако же самъ Адріанъ погибъ, а святое м;сто Царь славы вновь прославилъ.


Господь, просв;тивъ св;томъ святой в;ры царя Константина и матерь его Елену, вложилъ имъ въ сердца желаніе обновить святый градъ Іерусалимъ, — на томъ м;ст;, гд; разоренная храмина т;ла Христова создана была въ три дня (Іоан. 2, 19. 21. Срав. Мат;. 26, 16; 27, 40; Марк. 14, 58; 15, 29), создать прекрасный храмъ Божій и вс; святыя м;ста очистить отъ сквернъ б;совскихъ и освятить. Для сего благочестивый царь послалъ матерь свою со множествомъ золота въ Іерусалимъ и написалъ свят;йшему патріарху Макарію *, чтобы тотъ приложилъ все свое стараніе объ устроеніи церкви. Святая Елена, по прибытіи въ Іерусалимъ, разорила въ немъ вс; капища, уничтожила идоловъ и весь городъ очистила отъ языческихъ сквернъ и освятила. Отыскала она и честный крестъ Господень и гробъ, разметавши землю и каменья, которыми онъ былъ засыпанъ, и соорудила въ той м;стности церковь столь большую, что однимъ зданіемъ ея ограждены были и м;сто распятія, и м;сто погребенія Христова, ибо они находились недалеко одно отъ другого, какъ зам;чаетъ евангелистъ Іоаннъ: Б; на м;ст;, ид;же распятся, ветръ, и въ ветр; гробъ новъ. Ту убо пятка ради Іудейска, яко близъ бяше гробъ, положиста Іисуса (Іоан. 19, 41-42). И такъ одною церковью окружила она и Голго;у, и гробъ Господень. Церковь эта названа «Мартиріонъ», т. е. свид;тельство; — свид;тельство именно воскресенія Христова, такъ какъ на томъ м;ст; Христосъ умеръ и воскресъ *. Святая Елена построила и другія церкви: въ Ви;леем;, на гор; Елеонской * въ Ге;симаніи * и на многихъ святыхъ м;стахъ, и разнообразно и богато украсила ихъ. Однако же церковь надъ гробомъ Господнимъ была прекрасн;е и больше вс;хъ. Но окончанія постройки ея сама царица Елена не увид;ла: возвратившись къ сыну, она почила о Господ;, когда церковь еще не была готова *, ибо невозможно было въ скоромъ времени отстроить такое большое и дивное зданіе, и оно едва было закончено въ десять л;тъ.


Когда же церковь была устроена вполн;, благочестивый царь повел;лъ собраться епископамъ со вс;хъ странъ въ Іерусалимъ на освященіе храма. И прибыло сюда великое множество архіереевъ: изъ Ви;иніи, ;ракіи, Киликіи, Каппадокіи, Сиріи, Месопотаміи, Финикіи, Аравіи, Палестины, Египта, и другихъ странъ Африки и одинъ епископъ изъ Персіи; собралось также безчисленное множество народа со всей вселенной, такъ что не вс; могли пом;ститься въ пред;лахъ Іерусалима. Храмъ Воскресенія освященъ былъ 13-го сентября 335-го года, въ 30-й годъ царствованія Константина, когда обновленъ былъ и весь Іерусалимъ. Собравшіеся на это торжество святые отцы, по прим;ру ветхозав;тнаго постановленія, опред;лили навсегда праздновать день Обновленія храма. Ибо какъ въ Ветхомъ Зав;т; Іуда Маккавей, очистивши величайшее святилище — Святое Святыхъ отъ оскверненія Сирійскимъ идолослуженіемъ, узаконилъ на вс; времена праздновать его обновленіе (1 Мак. 4, 36-59), о чемъ и въ Евангеліи упоминается: быша же тогда, — сказалъ Господь, — обновленія во Іеросолим;хъ (Іоан. 10, 22); такъ и въ Новомъ Зав;т; равноапостольный царь Константинъ, построивъ какъ-бы второе Святое Святыхъ, установилъ со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновленіе великой церкви Іерусалимской, которая есть матерь вс;хъ церквей.


Итакъ, нын; будемъ праздновать ея Обновленіе, благодаря Христа Бога, Своими страданіями и воскресеніемъ обновившаго всю тварь и очистившаго святую Церковь Свою отъ сквернъ идольскихъ. Будемъ обновляться и мы сами, какъ храмы Живаго Бога, отлагая ветхаго челов;ка и облекаясь въ новаго; очистимъ себя отъ застар;вшихъ въ насъ золъ и станемъ совершать добрыя д;ла, начавши ходить въ новой, благочестивой жизни. Тогда, — подобно тому, какъ люди празднуютъ Обновленіе храма рукотвореннаго, — ангелы будутъ праздновать обновленіе нашего храма духовнаго; ибо о каждомъ гр;шник;, обновляющемся покаяніемъ, бываетъ на небесахъ радость у ангеловъ и съ ними радуется о немъ и Самъ, не хотящій смерти гр;шныхъ, Творецъ ангеловъ — Христосъ Господь нашъ, Коему слава во в;ки, аминь.




Прим;чанія:
* Этоть праздникъ называется Воскресеніемъ словущимъ, т. е. такъ называемымъ воскресеньемъ. Названіе указываетъ, что это не св;тлое воскресеніе и не воскресный день, но особый праздникъ, который хотя случается и не въ воскресный день, но словетъ, или въ народномъ словоупотребленіи именуется воскресеніемъ, потому что принадлежитъ храму Воскресенія Христова.


*О храм; Соломоновомъ см. въ слов; на Рождество Пресвятыя Богородицы.


* Титъ — Римскій императоръ съ 79 по 81 г. Іерусалимъ былъ завоеванъ Титомъ въ 70 г., въ царствованіе отца его Веспасіана. Адріанъ — Римскій императоръ, царствовалъ съ 117 по 138 годъ.


* Адонисъ — древне-греческое божество, служившее олицетвореніемъ солнца, зимою умирающаго и весною воскресающаго; поклоненіе ему было весьма распространено а сопровождалось пышными торжествами, съ безнравственными обрядами и играми.


* Макарій I былъ патріархомъ Іерусалимскимъ съ 313 по 333 г.


* Св. Кириллъ Іерусалимскій, Оглас. поученіе 14, 6: «Пророкъ (Соф. 3, 8) предвид;лъ и м;сто Воскресенія, называемое Мартиріонъ. Ибо по какой причин; сіе м;сто Голго;ы и Воскресенія называется не церковію, какъ другія церкви, но Мартиріонъ? В;роятно, на основаніи словъ Пророка: въ день воскресенія Моего во свид;тельство (въ мартиріон;)».


* Елеонская или Масличная гора — одна изъ іудейскихъ горъ къ востоку отъ Іерусалима, отъ котораго отд;ляется долиною Кедронскою; наименованіе свое получила по множеству произроставшихъ на ней масличныхъ деревьевъ. Она выше другихъ, близъ лежащихъ, горъ, напр. Сіона и Моріа: съ вершины ея открываются великол;пные виды во вс; стороны. Съ вершины Елеонской горы Іисусъ Христосъ въ сороковой день по воскресеніи Своемъ вознесся на небо. Великол;пный храмъ, построенный зд;сь царицею Еленою, впосл;дствіи обрашенъ Турками въ мечеть.


* Ге;симанія — селеніе или м;сто за потокомъ Кедрскимъ, при подошв; горы Елеонской, гд; былъ садъ, куда Господь часто удалялся съ учениками Своими, и гд; Онъ былъ преданъ Іудою (Мат;. 26, 36; Іоан. 18, 1-3). Ге;симанія — по русски значитъ: м;сто маслинъ, или точило для выжиманія сока изъ маслинъ. Садъ Ге;симанскій и теперь еще показываютъ при подошв; горы Елеонской — съ южной ея стороны; въ саду указываютъ и м;сто Ге;симанской молитвы Господа предъ Голго;скими страданіями, равно и погребальный вертепъ Богоматери, гд; теперь находится гробъ Ея.


* Смерть св. царицы Елены посл;довала въ 327 году.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 270-275.



Другие статьи в литературном дневнике: