Прп. Александр Свирский. К 490-летию со дня рожден

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Случайностей у Бога нет, есть действие Его разумной воли.



Часть первая


После празднования 1000-летия крещения Руси в ее государственном устроении произошли очень быстрые и радикальные изменения - ничем иным, как Промыслом Божиим, это не объяснишь. В одночасье кончилась власть коммунистов. А Церковь, как по мановению волшебной палочки, получила возможность возрождаться: Ей возвращались храмы, монастыри, святыни; никакая власть больше не препятствовала молитве.


На протяжении ХХ века не человеческими усилиями, но волей Божией дважды менялось, причем внезапно, государственное устройство России. Так же быстро, как в 1917 году, в начале 90-х годов, «слинял» (по выражению В.В.Розанова о потере русского уклада в 1917 году) коммунистический строй. На этот раз Господь защитил людей - все прошло без репрессий. Дав Церкви возможность возродиться, Господь дал нам возможность снова оправдать делами правды и любви - всю истину нашей веры.


Еще на празднике 900-летия Крещения Руси Обер-прокурором Священного Синода К.П Победоносцевым была произнесена речь, в которой он как бы подвел итог действия силы Божией, проявившей себя в России по вере народной за прошедшие века. Эта речь воодушевила тогда всю слышащую, думающую и болеющую за благо России публику. Эта речь актуальна и сегодня для многих, успевших забыть Бога; она воспринимается как откровение, как надежда.


«В эти 900 лет свершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская через Киев в Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народу Бог дал удержаться, вырасти, вынести тяжелое иго степных варваров, сбросить их от себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть себе отхваченные врагами окраины. Добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками...


Не нашей силой все это совершалось, а силою Божией в судьбах нашего народа. И явилась сила Божия В Церкви Православной...


«Храм наш - это дом русскому человеку...Тут наша сила, тут тайная сокровищница судеб наших, родник сил наших, которым суждено еще явиться в будущем, если в будущем оправдаем мы делами правды и любви - всю истину нашей веры. Да поможет нам Бог!»Лейт.


Возрождение Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря и обретение главной его святыни -мощей преподобного Александра Свирского.


Новая жизнь вошла в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь тихо и скромно в июне 1997 года. На землю, освященную Пресвятой Троицей, вступили пять человек - иеромонах Лукиан, монах Севастиан и три послушника: Александр, Алексей и Станислав - с небольшой поклажей, где было все необходимое на первый момент. И закипела работа. Вот так просто все опять началось.


Время прерванной молитвы закончилось, но может быть, она вовсе и не прерывалась, а переходила на уровень недоступный простым человеческим ощущениям. Старожилы селения Старая Слобода, расположенного рядом с монастырем, утверждают, что часто видели в опустевших храмах монаха со свечой в руках: «походит - походит и исчезает». Так это или не так - одному Богу известно. Только верится, что с окончанием видимой жизни монастырей не утрачивается то невидимое и неистребимое, что лежит в их основе. Наверное, поэтому так часто поднимались монастыри - долгожители после разрушительных войн и прочих бедствий.


В монастыре начались первые работы по его восстановлению. Не хватало главного - отсутствовала святыня монастыря - мощи великого чудотворца преподобного Александра Свирского. С момента их «ареста» и вывоза из монастыря 20 декабря 1918, казалось, след их потерялся. Но так казалось людям, а Бог судил по - Своему.


В 20-х годах в Троицко-Сергиевой Лавре, жил зосимовский старец о. Алексий. Здесь он и умер в конце 20-х годов./Когда начали открывать мощи, старец очень страдал об этом и много молился, недоумевая, почему Господь попускает такому делу? Однажды вечером, когда он стал на молитву, рядом с ним встал преподобный и сказал: "Молись три дня и постись и после этого я скажу тебе то, что нужно". В следующие два дня, когда о. Алексий вставал на молитву, снова вставал с ним рядом преподобный Сергий. Отец Алексий эти дни питался просфорой. На третий день преподобный сказал: "Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, дабы град мой вовеки был цел"». Слова эти приводятся в замечательной книге С.И.Фуделя «У стен церкви» - так чудесное явление Игумена земли русской объяснило духовный смысл кощунственного вскрытия рак и гробниц, хранящих мощи святых.


Значит, за этим стоял добровольный выбор святых, их жертва, их вклад в дело нашего спасения в тех жутких условиях красного террора. Значит, прежде всего, не враг захотел разрушить места обитания мощей святых, а Бог позволил святым своим угодникам покинуть свои тела и встать на защиту нас и нашей жизни на земле. И что интересно, Бог не позволил уничтожить никакие мощи - они все остались в целости и сохранности.


Преподобный Александр Свирский был первым, кого посетили богоборцы и чьи мощи были первыми увезены из монастыря и первыми привезены в бывшую Императорскую столицу. Мощи остальных святых Русской православной Церкви были ввезены в Ленинград в 1946-48гг. Значит, из всех святых первым встал на защиту города Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга и его жителей избранник Святой Троицы, собеседник Пресвятой Богородицы, явившейся ему с младенцем Господом на руках и в окружении сонма Ангелов, - преп. Александр Свирский.


Мощи преп. Сергия Радонежского вернулись в монастырь в 1946 году, т.е. через 25 лет после их изъятия. Мощи святого Александра Свирского вернулись в монастырь через 80 лет и 27 дней. Это означает, что преподобный Александр покинул город только тогда, когда городу было возвращено первое его имя Санкт-Петербург, и тогда, когда в этот город вернулся последний Император России духом и плотью.Мальвина


Оценивая все это, видишь, какая неразрывная связь, и какая любовь Божия стояла за всеми и над всеми страданиями человеческими тогда, когда казалось, что рушится, когда погибали одни и убегали за границу, спасая земную жизнь, другие. Небесный клир покрывал своей молитвой все поле битвы, которое называлось Россией. И весь Небесный клир сам был под Божием Покровом, вот почему ни одни мощи не погибли.


Мощи святого Александра были обнаружены в бывшей Императорской Медико - Хирургической Академии С-Петербурга, в музее кафедры нормальной анатомии. Где еще, в каком еще более достойном месте в то время мог оказаться молитвенник за Царей ( так преподобный значится в монастырских архивных документах) святой Александр Свирский как не в том городе откуда увезен на расстрел последний Царь и Император России.


В традиции музея была скрупулезная каталогизация каждого поступившего в музей анатомического препарата, которая никогда не нарушалась. Нарушена она была только в единственном случае - мощи святого Александра никогда не были зарегистрированы, - об этом свидетельствовала заведующая музеем доцент М. В. Твардовская. Нигде не обозначена и дата их поступления в музей. Значит, был какой-то потаенный смысл сокрытия. Так могли скрывать только в единственном случае - когда надо было спрятать, другой причины быть не может.


До 1954 г. надежную защиту мощам преподобного Александра Свирского обеспечивал академик Владимир Николаевич Тонков, происходивший из графской семьи и священнической по линии матери. В страшные революционные и послереволюционные годы вплоть до 1926 г. он занимал пост президента ВМА и одновременно заведовал кафедрой нормальной анатомии, где и находился музей. По занимаемой должности ему приходилось бывать и в Смольном, и общаться с Председателем СКСО Г.Е. Зиновьевым. Именно он и дал приказ об изъятии мощей святого Александра Свирского из монастыря 19.12.18. Изъятие произошло быстро -20.12.18. В Петроград мощи были привезены к 27.01.19, тогда - то и решался срочно вопрос об их размещении. Лучшим местом, где можно было их скрыть, был музей кафедры нормальной анатомии ВМА со 150 - летней историей его существования. В.Н.Тонков был сильным, мужественным, волевым человеком, никогда не терявшим достоинство. Нет сомнения в том, что известный ученый и верующий человек (по свидетельству его внучки Н. В. Тонковой, вся его семья - жена и две дочери - были верующими) академик В. Н. Тонков знал, какая святыня доверена ему волей Божией и, какая ответственность лежит на нем как на хранителе этой святыни. Пребывание мощей на кафедре во все годы было окутано стеной глухого молчания. Тем не менее, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Стало известно, что иногда в музей при В. Н. Тонкове приходили сотрудники НКВД, тогда мощи прятали между стеной и шкафом. «Великий духовный подвиг совершил академик Владимир Николаевич Тонков, и лишь сегодня проявляется высота его невидимой борьбы с антихристовой властью», - такая оценка сделана журналистом Б. Карагандинским в его статье после интервью с зав. кафедрой нормальной анатомии проф. И. В. Гайворонским.


Просматривая документы 1918-1922 г.г. по результатам освидетельствования мощей святых Ликвидационной кампанией, невольно обращаешь внимание на тот факт, который заметили и богоборцы: Среди 63 изъятых мощей лишь некоторые имели практически полностью сохранившееся тело, остальные сохранились в костях. Достоинство таких мощей нисколько не умаляется церковью, но ликвидаторам мощей это дало повод для глумления. Почему Господь тела одних святых сохранял в целости, а у других хранит только кости,- наверное, неведомо никому. Мощи преподобного Александра Свирского Господь сохранил так, что они и сегодня полностью соответствуют их описанию, оставленному предками после первого обретения мощей в 1641 г.: «Тело целое ничем не рушимое, ноги же лежали как у новопочившего,правая - плюсною вверх, левая - в сторону». Сравнивая данные современного исследования с данными биологического исследования тканей мощей святых, описанных экспертами того, революционного времени, невольно снова приходишь к выводу об особой избранности святого Александра Свирского Богом. Подкожная ткань его тела - белая, рыхлая, воздушная, а не уплотненная, волокнистая, коричневого цвета, как у мощей других святых. Благодаря этой рыхлости и воздушности само тело легкое; лицо, кисти рук и ступни не потеряли своей объемной конфигурации. Надо заметить, что участок белоснежной плоти хорошо виден на открытой стопе Преподобного на месте отшелушившейся кожи. Исследователи удивлялись произошедшей уникальной мумификации тела святого Александра. Приведем выписку из заключения Главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно - лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н.Балина, на кафедре которого мощи святого Александра тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десен, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей».Алиса Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование и с его помощью и на основе антропологического исследования ответить на главный вопрос, кому принадлежит мумифицированное тело из музея ВМА - вепсу по этнической принадлежности, с чертами лица, имеющими иконографическое тождество с ликом на иконах преподобного Александра Свирского. Это мумифицированное тело не может принадлежать другому святому, даже если бы по этнической принадлежности он оказался тоже вепсом, т.к. «...индивидуальные, редкие черты лица так отчетливо были выражены у святого Александра, что нашли отражение в ряде его икон, и они полностью совпадают с таковыми у исследуемого».


Противники принятия мощей за истинные появились сразу, как только закончился поиск мощей. Они всяческим путем умножали число своих сторонников, при этом, как правило, искажали заключения экспертов и взамен приводили свои, зачастую не очень компетентные доводы. Хотелось бы это объяснить только тем, что слишком быстрый переход произошел из атеистического времени во время свободного строительства Церкви. Сколько страстей, которые как грибные мицеллы проросли души человеческие, перешли также свободно с нами в новые условия существования, отсюда и издержки.


На поиск мощей преподобного Александра Свирского ушло три месяца активной работы по различным архивам С-Петербурга и Москвы и еще 8 месяцев на освидетельствование мощей с помощью специалистов. Эта процедура могла затянуться надолго, если бы и тут не оказал помощь Сам Господь. В то время, когда мощи проходили процесс идентификации с помощью экспертов различных профилей, по благодати Божией мощи святого замироточили. Это произошло 23 июня, через день после молитвенного чествования «Всех святых, в земле Российской просиявших». Мироточение произошло, казалось бы, в самом неподходящем месте - в рентгеновском кабинете Городской Судебно-медицинской Экспортной Службы (Гор. СМЭС), где Преподобный, как простой смертный, проходил исследования. Именно здесь вся поверхность его тела впервые покрылась крупными каплями мира, прозрачными, желтовато-зеленоватыми, покрытыми тонкой пленкой, защищающей их от растекания. От этого неожиданного откровенного доказательства святости Преподобного все присутствующие растерялись, причем не только судебные эксперты, но и те, кто в тайне души надеялся получить милостивые знаки Божии, помогающие узнать, кто лежит перед нами. Через некоторое время, для того, чтобы убедиться, что перед нами действительно святой Александр, попросили разрешения в Гор.СМЭС прочитать акафист у ног того, кто терпеливо ожидал конца нашим человеческим расследованиям, там же, в рентгеновском кабинете Гор.СМЭС. Примечательно, что в Евангелии от Матфея, читаемого на этот день (14. 07. 98) Спаситель произносит такие слова: « что вы так боязливы, маловерные?»(Мф.ХIII, 24 -30). Эти слова Господа в тот день относились к нам. При чтении акафиста преподобному Александру Свирскому по обнаженным ногам того обильно потекло миро желтыми струйками... Это было 14 июля.


17 июля мы вместе с суд-экспертом сообщили о мироточении в Военно-Медицинскую Академию. Заведующий кафедрой, выслушав это сообщение, принял решение: « мощи должны вернуться в музей на кафедру анатомии, в то место, где мощи пребывали 80 лет, именно отсюда после разрешения Начальника академии они смогут уйти в храм». Это требование было справедливым. После ознакомления с документами освидетельствования мощей Начальником Академии, член-корр. РАМН Ю.Л.Шевченко, им был подписан Акт от 28.07.98. о передаче мощей РПЦ. Мощи были внесены 30.07. 98. в храм святых мучениц Веры. Надежды, Любови и м. Софии.


В обретении мощей, прежде всего, явлена милость Божия к людям. Святой, живший во времена, далеко отстоящие от сегодняшнего дня, приблизился к людям и духом, и плотью, чтобы через это чудо возревновали мы о Боге, чтобы задумались о грехах своих, пришли к покаянию. Вот так с обретением мощей св. Александра Свирского и века XV-ХVI, и события, заключенные в них, приблизились к нам, чтобы вспомнили мы и о Промысле Божием, о России и о важной роли Русской Православной Церкви в укреплении Русского государства и о подвиге святых, вложивших свою лепту в укрепление Православной церкви.


* * *



Часть вторая


Размышляя о чуде второго обретения мощей прп.Александра Свирского мы видим Божьи знаки, которые его сопровождали.


В преддверии обретения мощей Преподобного Александра Свирского имела место цепь «случайностей», связанных с именем этого святого, воскрешающих память самом святом, о некоторых событиях его жизни, и о монастыре, возведенном им в имя Пресвятой Троицы


«Случайность» первая.


Большой Успенский собор Московского Кремля - хранилище русской истории. Именно здесь открылась первая случайность, воскрешающая память преподобного Александра Свирского в мае 1998 года. Эта случайность связана с повторным обретением древней иконы святого Александра.


Сначала немного истории, чтобы понять все значение этой «случайности». Здесь, в Успенском соборе, пять веков тому назад произошло великое торжество православия. Здесь князь Василий Васильевич, один среди онемевших бояр восстал против козней митрополита Исидора, который дерзнул соединить православие с католичеством. Уже была прочитана грамота восьмого Флорентийского собора, уже папа Евгений был помянут на литургии: бояре и народ в ужасе молчали, но великий князь первый возвысил свой голос и с твердой волею остановил предателя, назвав его еретиком, лжепастырем, губителем душ.


В древнем Успенском соборе Кремля проходили церковные Соборы, решающие вместе с Царем важные государственные и церковные вопросы. Здесь происходило помазание на Русский престол с 1547 года, когда первым Помазанником на царство стал Великий князь Московского княжества и Всея Руси Иоанн Васильевичем из династии Рюриковичей. В 1894г. - год помазания на царство последнего Русского Царя и Императора Николая II Александровича Романова.


Известно, что первый венчанный на русский престол Царь Иоанн Грозный прославил преподобного Александра Свирского тогда же, на соборе 1547 года. Канонизация произошла через 14 лет после преставления Преподобного. Царь в посланиях не раз обращался с молитвой к чудотворцу и выделял его как высочайший духовный и нравственный образец среди множества других. Так, в послании в монастырь Кирилла Белозерского царь Иоанн писал: « Вот ведь на наших глазах только в монастырях Дионисия в Глушицах и великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, и эти монастыри процветают монашескими подвигами...»Нэт В Новгородском Софийском соборе изображение преподобного Александра Свирского присутствовало в росписи царского молельного места (1572г) -«программа декора которого была составлена едва ли не самим Царем Иоаном Грозным».Станислав Козлов Царь своею грамотою отменил все подати монастыря и наделил дополнительно землей. Известны вклады Царя в Свирский монастырь, часть из них хранится в запасниках Государственного Русского Музея. В период жизни святого Александра Свирского в Успенском соборе проходили три Собора, решавшие участь еретиков, примкнувших к так называемой «новгородской ереси»; на одном из этих соборов был осужден и снят с кафедры Московский митрополит Зосима, примкнувший к еретикам.


В Успенском храме Кремля хранится дань почитания святого Александра Свирского - Тайновидца Пресвятой Троицы и молитвенника за царей Царем Иоанном Грозным и Московским митрополитом и всея Руси Макарием - уникальная икона «Образ Александра Свирского с житием и чудесами».


В серии житийных икон этой иконе нет равных по количеству клейм-миниатюр, где языком живописи повествуется о жизни Преподобного и чудесах, в трех клеймах изображено явление Пресвятой Троицы святому Александру; количество этих клейм - 128. Долгие столетия икона находилась в Успенском соборе, а потом исчезла оттуда, чтобы вернуться одновременно с обретением мощей «молитвенника за Царей» - прп.Александра.


Сотрудники московского музея Кремля рассказывают о том, что икона была обнаружена в запасниках, и они, удивившись большому количеству клейм, приняли ее за икону святителя Николая. И только, когда расчистили ее поверхностный потемневший слой, убедились, что на иконе изображен преподобный Александр Свирский. Икона была написана в 1547- 1554гг. специально для Успенского собора в известной тогда «Макарьевской мастерской». Эта иконописная мастерская была собрана из новгородских и псковских иконописцев митрополитом Макарием. Сам Святитель тоже владел иконописным мастерством. Вероятно, в земной жизни митрополит Макарий встречался с преподобным Александром Свирским, когда был архиепископом Новгородским: в 1526 году его благословением был освящен каменный храм Пресвятой Троицы в Александро - Свирском монастыре. Наверное, лик на иконе не имел бы такого внешнего сходства с ликом мощей преподобного Александра, если бы святитель Макарий в земной жизни не видел Преподобного. ( Это сходство было установлено антропологом к.б.н Ю.Д.Беневоленской, входящей в комиссию по освидетельствованию мощей преподобного Александра при втором обретении его мощей).Лиса


После написания икону поместили в Успенском соборе напротив раки с мощами митрополита Ионы. Более почетное место, чем Успенский собор Кремля, для новописанной иконы преподобного Александра Свирского трудно представить. Митрополит Иона - первый митрополит РПЦ после получения ею автокефалии от Константинопольского патриархата в 1448 году. В этом же году родился и будущий святой Александр Свирский, в крещении получивший имя пророка Амоса. День памяти всех трех святых: пророка Амоса, митрополита Ионы и святого Александра Свирского приходится на 15 июня ст.ст.


Перед иконой Преподобного люди молились, прося его предстательства перед Престолом Святой Троицы, благодарили, принося щедрые дары. Дары составили убранство иконы, которое само по себе представляло художественную и материальную ценность: золото, серебро, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, кафимский жемчуг, славящийся своей красотой, чистотой и формой. Сведения об этих украшениях также содержатся в описях собора от 1627г. и от 1701 г. Вот опись этой иконы, сделанная в 1701г. Эта опись имеется в записях академика П.П. Покрышкина - сотрудника Археологической комиссии, а позже Академии Истории Материальной Культуры в Санкт - Петербурге. По мнению этого известного ученого и замечательного православного человека (в 1919г он пытался спасти кощунственно вскрытые мощи преподобного Александра Свирского) икона представляет художественно - историческую ценность. Опись иконы 1701 приводим из архивных материалов П.П. Покрышкина: «икона находится у северо - западного столпа ( напротив мощей митрополита Ионы). В среднемъ киоте образъ местный преподобного отца Александра Свирского, поясной, съ чюдесы, венецъ и окладъ и оплечки гладкие серебряные, риза и подпись чеканная, все золочено, въ венце въ гнездах золотых въ средине изумрудъ зеленой граненъ въ россыпь, 2 лала водокшанскихъ большихъ,. между камней две запаны золотые, а в нихъ по девяти алмазовъ среднихъ; на полях на верхнем поле по угламъ по запанке золотой, а в нихъ по пяти алмазовъ, въ средине по яхонту червчатому, на дву посторонних поляхъ и на нижнемъ въ средине по запане золотой, а въ нихъ по семи искоръ яхонтовыхъ, на верхнемъ и на постороннихъ поляхъ же въ гнездахъ золотыхъ 6 яхонтовъ лазоревыхъ, в томъ числе 3 граненыхъ въ розсыпь, между техъ камней и запанъ 16 зеренъ большихъ кафимскихъ, кругъ всего венца и по полямъ въ одну нить обнино кафимскимъ жемчугомъ среднимъ и мелкимъ, а по счету 1700 зеренъ, оклад на поляхъ всея иконы серебреной гладкой золоченъ»Фотина.


Сохранились свидетельства о том, что, как только икона Преподобного Александра Свирского была внесена в собор, от нее стали происходить многочисленные чудеса и исцеления.Вещий Протей


Сегодня икона преподобного Александра после реставрации снова находится в Успенском соборе.


Примечательно, что икона обрела свое историческое место в храме в мае 1998г, т.е. за два месяца до второго обретения мощей преподобного Александра Свирского Русской Православной Церковью, которое произошло 30 июля 1998г. Таким образом, икона преподобного Александра вышла навстречу его мощам нечаянным для нас образом, но, видимо, эта встреча явилась отражением законов духовного плана: Промыслом Божиим икона Александра Свирского посылалась москвичам как знак, предваряющий освобождение Преподобного из нашего человеческого плена. Москвичи на протяжении веков чтили память о святом Александре Свирском в самом центре Москвы в соборе Василия Блаженного приделом имени прп. Александра. Так Преподобный предупредил их о своем скором освобождении. Теперь икона помещена над ракой святителя Макария. Мимо нее проходят экскурсанты, которые в большинстве своем вовсе не думают о постижении мира, стоящего за иконой. Успенский собор теперь называется музеем Московского Кремля, и молитвенная связь с иконой нарушена. Не совершается ныне перед ней молебнов. Однако те, кто знает о благодатной силе этой, веками намоленной иконы, могут подойти к чудотворному образу преподобного Александра Свирского и тихо помолиться, не нарушая музейного порядка. Верится, что святой услышит, как слышит всегда.


«Случайность» вторая.


Санкт-Петербург тоже откликнулся на приближение святого чудотворца, как будто услышал неслышимый ухом зов. Это произошло следующим образом.


В мае - июне 1998 года в Санкт-Петербурге открылась выставка «Монастыри России», где было выставлено много предметов: икон, облачений, крестов, крышка серебряной раки, подаренной Царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1644 г. в связи с первым обретением мощей преподобного Александра Свирского. Всего в Русском Государственном Музее хранится 153 вещи, принадлежавших ранее Александро - Свирскому монастырю. Эти предметы никогда не вынимались из запасников и не были выставлены в открытых для посещения залах музея. Простой случайностью эти встречи с прошлой жизнью Свирской обители не назовешь. Мир его вещей и его иконописный лик приблизился к обитателям С-Петербурга, чтобы и здесь воскресить память о святом подвижнике - преподобном Александре Свирском - Небесном покровителе этого города. В созидании С-Петербурга повелением Императора Петра I принимали участие монахи Свирского монастыря: гранитные плиты резали и известь добывали на реке Сясь для строящейся Алексанро - Невской Лавры.


Среди икон, хранящихся в запасниках Русского музея, имеются иконы, присланные Царем Иоанном Грозным, которые являются древнейшими памятниками коллекции Свирского монастыря. Это иконы: «Богоматерь Умиление Ярославская», «Спас Вседержитель», «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». О благоволении к Свирской обители Царя Иоанна Грозного свидетельствуют и другие известные его вклады. Так, в монастырской ризнице хранился замечательный серебряный с ковчежцами крест, ныне хранящийся тоже в Государственном Русском Музее. На кресте надпись: «Си крест сделан во обители Живоначальной Троицы и Преподобного Александра Свирского Чудотворца при Благоверном Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси...»Тата На футляре, в котором хранится крест, написано: 7065\1576 г. построен бысть в обители Пресвятыя Троицы благословящий крест Господень, на нем же изображено распятие Господа, под распятием помещено чеканное изображение лика Преподобного Александра Свирского. Изображение в нижней части креста привлекает к себе внимание не только тонким художественным исполнением, но и необыкновенным сходством с ликом мощей Преподобного. Это сходство легло в основу заключения эксперта - антрополога при освидетельствовании мощей святого Александра после второго их обретения. Такое полное сходство с ликом мощей передают лишь несколько икон Святого Александра Свирского: две из них иконы 16 века ( одна из них описана выше) и одна середины 19 века.Гоблин) О ней скажем позднее.


Изготовлен крест ссыльными греками в Александровом монастыре в царство Царя Иоанна Васильевича.Клио Еще раз повторим: крест с «портретом» Преподобного был великолепным «подарком», оказавшимся очень нужным для антрополога, проводившего иконографическое исследование мощей святого. Таким образом, произошло еще одно «случайное совпадение:» открытие выставки в Государственном Русском музее «Монастыри России», где большую часть экспозиции занимал монастырь Александра Свирского - на ней и был выставлен крест « Иоанна Грозного.


Можно ли пройти мимо этих знаков: иконы с 128 клеймами и серебряного напрестольного креста, появившимся для воскрешения нашей памяти о святом Александре не раньше и не позже, а почти одновременно с выходом к людям мощей преподобного Александра Свирского после 80 - летнего сокрытия их богоборческими силами?


«Случайность» третья.


Много было избранных святых, которые ходили перед лицом Божиим, но только к одному из них - преподобному Александру Свирскому явился Господь в Трех Своих ипостасях.


Выбор пал на него, кроткого и смиренного, непрестанно молящегося и с самоотвержением работающего. Однако таких подвижников в 15-16 веках было много. Почему именно к нему одному явился Господь так, как он являлся в ветхозаветное время праведному Аврааму - ведомо только Богу, но именно преподобный Александр Свирский был освещен Небесным Светом, исходящим от трех светоносных Ангелов. Именно его, обмирающего от страха лицезрения величия Божия, Господь, дважды поддерживая за десницу, поднимал его коленопреклоненного.


Эту правую руку, протянутую к нам доверчиво, открытой ладонью, можно увидеть на иконе, написанной в середине 19 века - и это третья «случайность», имевшая место при встрече мощей преподобного Александра Свирского. Икона была обретена через два месяца после того, как мощи святого Александра были приняты Церковью. По заключению судебного эксперта - искусствоведа икона написана была с мощей преподобного Александра: лик на иконе соответствуют лику мощей преподобного, а так же положение правой руки повторяет положение руки мощей, находящихся в раке.Наталья Мамченко На иконе преподобного Александра Свирского правая рука не поднята вверх в благословляющем жесте, подобно тому, как она изображается на иконах других святых. На иконе преподобного Александра открытая ладонь согнутой в локте руки на уровне пояса смотрит вверх, а пальцы слегка опущены вниз, тем самым, делая ладонь еще более открытой. Когда смотришь на руку преподобного, вспоминаешь строки Жития о том, что эту руку держал Господь в своей руке, приподнимая его, коленопреклоненного, от земли. Позже, когда плоть преподобного в ХVII веке была освидетельствована как святые мощи, с пальцев десницы Преподобного брали частицы для мощевиков, отчего концевые фаланги пальцев повреждены. Судебно - медицинским экспертом было установлено, что повреждения нанесены копием, которым берут частицы из просфор. Частицы мощей святого Александра хранили в Синодальной ризнице, о чем имеются сведения в Государственном Историческом архиве СПб с 1749 года.Даша


Некоторых священников смутило такое нетрадиционное положение руки Преподобного на его иконе; они считали, что нарушен канон при написании иконы святого и отнеслись к ней с недоверием. Можно было бы и действительно соблазниться этим, если бы здесь не было скрыто желание иконописца запечатлеть языком живописи правду, т.к. икону писали по всем признакам непосредственно с мощей преподобного Александра Свирского. Еще раз повторим: положение правой руки, изображенной на иконе повторяет положение этой руки мощей Преподобного, находящегося в раке с той лишь разницей, что иконописец согнул ее в локте, т.к. написанная им икона - поясная.


Из истории обретения иконы.


« 29 июля 1878 Свирский монастырь удостоен был посещением Их Высочествами Великих Князей Сергия и Павла Александровичей, и Константина и Дмитрия Константиновичей в сопровождении свиты: контр- адмирала Арсеньева, капитана Зеленого, графа Уварова, профессоров Бестужева - Рюмина и Вагнера. Прибыв в обитель, они прошли прямо в Преображенский собор и благоговейно приложились к святым мощам чудотворца Александра. Затем осмотрели ризницу, Троицкий собор и Покровскую церковь, вручили наместнику денежный вклад и...»Юганка Здесь мы не ставим точку на их пребывании в обители: это не позволяет сделать одно загадочное обстоятельство, связанное временем с их пребыванием. Дело в том, что именно в это время написана икона, которую можно назвать поясным «портретом» преподобного Александра. По предположению искусствоведа икона была написана по заказу высоких гостей по их просьбе непосредственного с мощей, лик которых для них открывали.


Есть и еще одно загадочное обстоятельство, подчеркивающее уникальность иконы - ее обратная сторона с Казанским образом Божией Матери. Эту икону нельзя считать обычной двусторонней выносной иконой, ее стороны писались в разное время: Казанская икона - в начале ХIХ столетия, а икона Преподобного - в семидесятые годы ХIХ века. Кроме того, в нижней части иконы Божией Матери имеется след обожженного красочного слоя. Такой след остается от лампады, горящей в непосредственной близости от иконы; эта деталь также исключает ее из числа выносных икон. Кем и когда эта икона была избрана для написания на обороте образа преподобного Александра Свирского, остается загадкой.


Разгадка, как мы уже сказали, по - видимому, связана с пребыванием ученых мужей в обители.


Великий князь Константин Константинович был Президентом Российской Академии, граф Уваров - министр просвещения, Бестужев - Рюмин и Вагнер - профессоры историко - филологического факультета Санкт - Петербургского университета. К.Н. Бестужев - Рюмин был известным знатоком древних русских летописей. Известно, что после осмотра мощей приехавшие высокие гости имели беседу за чаем с игуменом. Можно предположить, что речь шла о необыкновенной сохранности мощей Преподобного Александра. Об исключительности этого явления было уже известно из синодальных источников. Разговор мог коснуться и иконописных изображений Преподобного, выполненных по каноническим правилам иконописания, а также необычайной сохранности его лика. Возможно, игумен отступил от правила и показал высоким гостям, к тому же ученым, лик мощей Преподобного; возможно тогда и возникло желание запечатлеть «с натуры» лик святого. Это могло бы удовлетворить и интересы ученых - историков, археологов, этнографов и всех православных верующих. Нельзя исключить и то, что тогда могла возникнуть идея написания иконы Преподобного в реалистическом стиле, который к этому времени уже преобладал в церковном искусстве. Так или иначе, но икона - портрет написана в 70-е годы ХIХ века (по свидетельству эксперта - искусствоведа из Северо - западного регионального центра судебной экспертизы от 18.08.2000.) и является уникальной, единственной в своем роде иконой преподобного Александра Свирского. Известны примеры подобных изображений с мощей святых, хранящихся в фондах Русского музея. Одно из них - образ Константинопольского патриарха Афанасия Пателяра, канонизированного в 1676 г. В музейном хранилище имеется также изображение мощей святого Феодосия Тотемского. Во всех этих случаях отражено желание современников запечатлеть облик чтимого святого для более точной передачи его на иконе.


Не менее интересны и значимы те обстоятельства, при которых эта икона появилась снова в монастыре преподобного Александра Свирского. Это было 27 сентября 1998 г. - за три дня до престольного праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и м. Софии в храме их имени, где в то время находились мощи преподобного Александра Свирского, обретенные 30 июля 1998 года. Уже появились сообщения в бульварной прессе, высказывающие недоверие в истинности обретенных мощей, одна из статей называлась «Святой с маникюром». Икона поступила из антикварного отдела «Пассажа». Как удалось выяснить, туда она поступила от любителя антиквариата, а тот привез ее из Твери. Тверь была родиной одного из иеромонахов Свирского монастыря. - Тихога В монастырских документах, а именно, «Исходящих» за 1918 год за октябрь - ноябрь имеется сообщение о том, что монах Тихон дважды выезжал в Тверь: первый раз - «для посещения родителей», другой - «в длительный отпуск». В то время, после ареста настоятеля монастыря архимандрита Евгения 30 сентября 1918 г, разграбления монастыря вооруженным отрядом Вагнера 23- 27 октября и расстрела настоятеля и 40 монахов и послушников, судя по записям журнала «Исходящие», - многие стали уезжать в «отпуск» и, по- видимому, без возврата.Слепой Вероятно, без возврата уезжал из монастыря в последний раз и монах Тихон, взяв с собой икону как святыню и память о покидаемой им Свирской обители. После свершенных злодеяний в монастыре обитель практически прекратила свое существование. По насмешливой иронии судьбы совхозу, образовавшемуся на территории обители, было дано имя Карла Маркса - этим именем враг рода человеческого как бы расписался в содеянном им зле. Это имя продержалось на земле, освященной Пресвятой Троицей, недолго - совхоз распался также внезапно, как и возник...


Обретение мощей святого Александра Свирского в 1998 году - это восстановление справедливости: мощи Преподобного, изъятые из монастыря первыми среди других мощей святых, мощи собеседника Пресвятой Троицы, духовного учителя, имевшего много учеников, подобно преп. Сергею Радонежскому - должны были вернуться - не могли погибнуть. Господь медлил с их возвращением. Сначала Он позволил открыться монастырю, который пройдя через историю большевистского времени (здесь был лагерь для заключенных «Свирьлаг», тюрьма для проституток, инвалидный дом, психиатрическая больница), - представлял собой скопище скорбей, болезней и пороков человеческих. Затем, более чем 30 лет, здания пустовали и медленно разрушались, этому разрушению помогали местные жители, снимая железо с крыш, выламывая деревянные перекрытия, рамы и двери. Понадобился год, чтобы возродить одну хотя бы одну из монастырских церквей и восстановить несколько келий к моменту возвращения мощей святого избранника Божия.


Сегодня во вновь оживший монастырь едут и едут паломники, чтобы помолиться и поклониться дивному чудотворцу преподобному Александру Свирскому. Получив по его молитвам Господу помощь, они присылают благодарственные письма, иногда число этих писем в день достигает 300. Многие пишут письма, адресуя их непосредственно самому преподобному Александру: «Преподобный Александр, помоги...» Эти письма кладут под раку, чтобы добрый помощник и молитвенник прочитал сам. Вот так по-детски чисто проявляется вера простых людей.


Однако ни для кого не секрет, что самая наша большая беда сегодня - это наша пошатнувшаяся за 80 лет вера, которую очень трудно укрепить и очень легко поколебать. Без духовной силы, основанной на крепкой вере, народ легко разложить и победить. Невидимый враг, как всегда, не дремлет, а видимый исполнитель его воли всегда готов к услужению, порой являя себя и под маской ревнителя православия.


Обретенные мощи не только всколыхнули и укрепили веру православных множеством чудес исцелений, рождением детей у неплодных родителей по молитвам св. Александру, помощью людям, одержимых различными страстями, но и отчетливо высветили «ярых ревнителей православия», поднявших кощунственную кампанию против мощей преподобного Александра Свирского. Насколько известно из имеющихся источников - нет другого святого, обретение мощей которого вызвало бы столько яростных нападок, столько скепсиса и откровенной брани. И лица, восставшие против истинности явившихся Промыслом Божиим мощей Преподобного, известны: они, не скрываясь, сами себя популяризировали (протоиерей Георгий Митрофанов, бывший дьякон С-Петербургской епархии Александр Мусин. Последнему и Благодатный огонь - не благодатный, и Тихвинская икона, вернувшаяся в Россию из Америки - ненастоящая). «Так много исцелений? - Такого не бывает», - заявляли сомневающиеся так, как - будто им доподлинно известно о чудесных возможностях Господа и преподобного Александра Свирского. Православным верующим должно быть известно, что за этим стоит и кому мешает эта святыня. Мощи святого Серафима Саровского, хотя и вызвали у некоторых сомнение при вторичном их обретении, но не провели разделительной черты на верующих и неверующих в поданную Господом благодать. Что стоит за этой разделительной чертой?! Это - наши страсти, накопленные за годы безбожия, наша укоренившаяся привычка лгать, лицемерить, прогибаться перед вышестоящими, чтобы выиграть хоть чуть - чуть земных благ. Купленный нечестием авторитет не обременял, не мучил совесть: ведь страх Божий в этих случаях отходит на дальние позиции. Верится, что Преподобный, высветив наши страсти, не оставит нас без своей молитвенной помощи, призовет к покаянию. Потому, что « мощи святых суть безмолвные, но паче труб и громов небесных зовут нас на покаяние» (Серафим Саровский).Аннет Вуа


Возвращение мощей Преподобного Александра показало, что зло не властно над святыней. Победа святости над злом стала очевидна для всех. Сколько бы не царствовало зло, но и носители его знают, что Бог почивает во святых своих. Нетленность мощей преподобного Александра Свирского, удивительная их сохранность показывает торжество духовных законов в этом земном мире над земными законами. Ученые не могут понять и объяснить эту удивительную недоступность человеческой плоти святого процессам посмертного разрушения. Действие благодати Духа Святаго им тоже не понять. Долго большевики пытались разгадать явление нетленности мощей святых, на протяжении многих лет старались на научном уровне решить проблему бессмертия, для этого выделялись люди и средства, но тщетно. Для них и для многих, сегодня живущих, тайна так и осталась тайной...


Инокиня Леонида (Сафонова), насельница Покрово-Тервенического монастыря, кандидат биологических наук



Лейт История Православной церкви в ХIХ веке. Московское подворье Св. -Троицкой Сергиевой Лавры. 1998. С.687 -688.


Мальвина Наверное, возвращение последнего Царя и Императора в бывшую столицу России придется все-таки признать: Об этом свидетельствуют и научные доказательства, и исторические, кроме того, и по аналогии со всеми святыми, вернувшимися волею Господней после «ликвидации» в прежние места своего обитания., Царь - Божий помазанник и святой страстотерпец тем более должен быть возвращен, но не сожжен. На архивной выставке, открывшейся в Москве 25 мая 2012, представлены протоколы следователя Н.А.Соколова, в которых его рукой написаны такие слова: «В Ганиной Яме я не нашел ни тел, ни фрагментов тел, если бы они расчленялись». Протоколы - это серьезно. Это - не книга, где возможен бездоказательный художественный вымысел.


Алиса Материалы по поиску и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. 1998. Приложение.


Беневоленская Ю.Д.. Антрополого - иконографическое исследование, посвященное проблеме идентификации мумифицированного тела, хранившегося в ВМА, с мощами преподобного Александра Свирского. Материалы по поиску и идентификации мощей преп. Александра Свирского. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. 1998. С.30.


Нэт Послания Ивана Грозного. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина ХVI века. М.1986.С.153.


Станислав Козлов Никитина Ю.И. Монументально-декоративная резьба молельных мест из Новгородской Софии. Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1986. Л. 1987. С.361.


Лиса Ю.Д. Беневоленская. «Антрополого-иконографическое исследование, посвященное идентификации мумифицированного тела, хранившегося в ВМА, с мощами преп. Александра Свирского». Материалы по поиску и идентификации мощей преп. Александра Свирского. 1998. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. С. 30.


Фотина Архив АИМК. Ф.21, д. 1553. ( Записки П.П. Покрышкина).


Вещий Протей И.А.Журавлева «Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля» в книге «Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и сообщения. ХIV.1998 c. 118.


Тата Архив СПб ФИРИ РАН. Ф.3, о.3, д.107.


Гоблин Ю.Д. Бениволенская. Материалы по поиску и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. 1998. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского.


Клио Я.Н. Свято - Троицкий Александро - Свирский монастырь. СПб. Синодальная типография 1882.С22. Архив АИМК. Ф.Р -III. Д.4209.


Наталья Мамченко Л.М.Рудницкая. Тайна иконы преподобного Александра Свирского. СПб. Православный летописец .2001. №8.С.27 - 32.


Даша РГИА.Ф.796.о.30,ед.хр.96, л.5,7.


Юганка Архив ФИРИ РАН, Ф.З, оп.3, д.3.


РГИА, ф. 796, оп.30, д.96, л. 7.


Слепой СПб Архив ИИ РАН. Ф.3, оп.5, д.63, л.33 - 37


Аннет Вуа Записки Николая Александровича Мотовилова. М. 2005. 127.


К 14-летию со дня второго обретения мощей преподобного Александра Свирского


Монахиня Александра (Сафонова)
 
30.07.2012


Подробнее:
https://ruskline.ru/analitika/2012/07/30/sluchajnostej_u_boga_net_est_dejstvie_ego_razumnoj_voli



Молитвенник за Царей.


Великий Князь московский Василий Иоаннович был третьим царем в земной жизни святого Александра. Его называли уже царем, хотя чина помазания еще не было. Но он был первым царем, к кому обратился Преподобный с просьбой о помощи при постройке каменной Троицкой церкви. С этой целью кирпич он стал изготавливать сам, а трех своих учеников послал в Москву, к Великому Князю. "Великий князь, наслышавшись уже о высокоподвижнической жизни Преподобного, и, зная, какое значение имела его обитель для края, послал не только искусных мастеров для построения каменной церкви, но и все необходимое, а также передал щедрые дары для самой обители. Позже Василий III оказал такую же помощь в строительстве церкви Покрова Богородицы с братской при ней трапезной вблизи Троицкого храма.
Иоанн Грозный - Царь и Великий Князь Всея Руси был первым помазанником на царство, что совершено было в 1547 году рукою святителя Макария. Царь своею грамотою отменил все подати монастыря и наделил его дополнительной землей. Известны вклады, сделанные царем, часть этих вкладов сейчас находится в запасниках Государственного Русского музея. Важнее всего то, что именно он первый прославил святого Александра; он же присутствовал на соборе 1547 года по канонизации; он же посвятил ему придел в храме Покрова Богородицы в центре Москвы на Красной площади.


Благочестивый царь Феодор Иоаннович, последний царь из рода Рюриковичей - рода, который правил на Руси 735 лет, пожертвовал монастырю колокол 96 пудов для храма Живоначальной Троицы.


По велению следующего царя, Василия Иоанновича Шуйского, все оброки с крестьян, проживающих в окрестностях монастыря, поступали не в государственную казну, а в Свирский монастырь, а также все доходы и пошлины с торговых людей (известно, что еще со времен устроения обители Александра Свирского "под стенами" монастыря собиралась ярмарка, куда приезжало много торговых людей не только новгородской земли, но и из прилежащих прибалтийских государств). Все распоряжения царя Василия Шуйского были записаны в грамоте и выданы монастырю.


Большие пожертвования обители неоднократно шли от семьи царя Бориса Годунова: Петра и Димитрия Годуновых, духовника Годуновых Елевферия (1599 г.). Сюда на богомолье приезжала супруга царя Бориса Годунова и другие его родственники.
Благодаря всем царским вкладам и приношениям московских князей: Мстиславского, Хворостина, Димитрия Пожарского, Оболенского, Прозоровского, Лыкова-Оболенского, Воротынских, Волконских, а также московских бояр, Свирский монастырь к концу XVII века сделался одним из богатейших монастырей.


Роду Бориса Годунова не суждено было быть родоначальником новой династии после благочестивых князей и царей династии Рюриковичей. По попущению промысла Божиего эту случайную династию прекратил самозванец Лжедмитрий.


"Промысл Божий зорко следил за всеми событиями православного государства и готовил начало нового периода в истории России - "самодержавства" дома Романовых, дабы этот род Его избранников возвеличил Православную Русь до высоты мирового значения среди царств земных. Главные твердыни России - вера в Бога, пламенная любовь к Православной Церкви и Отечеству, преданность Государю".
23 февраля 1613 года на русское царство была призвана династия Романовых. Карамзин о выборах царя Михаила Феодоровича Романова писал: ".не блистало вокруг оружия, не было ни угроз, ни подкупа, ни противоречий, ни сомнений. и аристократы, и граждане единогласно и единодушно именовали Михаила Самодержцем, монархом неограниченным".2
Богу было угодно, чтобы еще до избрания на царство род Романовых приблизился к земле святого Александра Свирского. Борис Годунов, зная предсказания волхвов 3 об избранности рода Романовых, старался отделаться от них как от соперников. Отца будущего царя Михаила он постриг в монахи с именем Филарет и сослал на север в Сийскую Антониеву пустынь; мать Михаила, тоже насильно постриженную в инокини с именем Марфа - в Толвуйский погост Олонецкой губернии, той самой губернии, где находился монастырь Александра Свирского; самого Михаила с тетками - на Белое озеро, где селились вепсы - соплеменники преподобного Александра Свирского.
Связь династии Романовых со святым Александром Свирским прослеживается и в другом историческом эпизоде. Сразу после избрания Михаила Феодоровича Романова царем в 1613 году шайка поляков пробралась в Костромской уезд, где поблизости от Ипатьевского монастыря расположено село Домнино, там находился новоизбранный царь. Они не дошли до села двух верст. Их встретил Иоанн Сусанин, бывший доверенным лицом Романовых, и злодейство не состоялось. Примечательно, что в этом же 1613 году другой вражеский отряд устремился к Александро-Свирскому монастырю. Монастырь в результате этого нашествия был не только разорен и сожжен, многие из братии приняли мученическую кончину. Был сожжен и деревянный храм Преображения Господня, под алтарем которого был похоронен святой Александр. Гробница сгорела, но мощи тогда еще находились под спудом и не пострадали. Так неисповедимые пути Божии хранили и хранят избранников своих, чудо милости Божией совершается над ними воочию, дабы все знали, "что Господнею силой возвеселится Царь" (Пс. ).
Царю досталось разоренное государство: пустая казна, обнищавшие люди, разоренные города и села. С помощью Божией, посылаемой через своего помазанника, начиналось возрождение страны. Начиналось оно и в разоренном монастыре избранника Божия, перед которым Он предстал в виде трех светоносных Ангелов.


Монастырь восстанавливался с помощью Государя царя и Великого Князя Михаила Феодоровича. На его денежные пожертвования и вклады инокини Марфы были восстановлены братские келии и Покровская церковь.


Когда в 1641 году были обретены мощи св. Александра Свирского, то благочестивый царь Михаил Феодорович радостно принял известие, что дни его царствования Бог прославил явлением святых мощей Александра Свирского. Царь Михаил Феодорович пожаловал обители новые угодья и сделал новые пожертвования. Царской грамотой обитель освобождалась от всех денежных сборов.


Таким образом, св. Александр Свирский, явившись своей нетленной плотью в годы правления первого Государя из династии Романовых, тем самым благословил династию на царство как избранник помазанников Божиих. Царь Феодор Михайлович, в свою очередь, оценив эту Божию милость и молитвенное предстательство тайнозрителя Пресвятой Троицы, помог обители подняться и самого святого отблагодарил, изготовив для его мощей драгоценную раку.


4 декабря 1644 года во двор Преображенской части монастыря въехала упряжка из одиннадцати лошадей в сопровождении стольника Петра Волконского и приличного конвоя - так в обитель была ввезена сорокапудовая серебряная рака, куда и были благоговейно положены мощи святого Александра Свирского. Такая массивная и дорогостоящая рака была изготовлена по велению Иоанна Грозного еще для одного только святого русского подвижника - преподобного Сергия Радонежского. К этому времени был построен и каменный Преображенский собор на месте прежней сгоревшей деревянной церкви, в нем-то и была установлена рака с мощами.
В 1645 году царь Михаил Феодорович скончался. Кончина царя, оказавшего для Свирской обители столь многие благодеяния, была встречена в монастыре с неподдельной и глубокою скорбью.
От царя Алексея Михайловича тоже притекали в монастырь богатые вклады, а также от дворян, бояр и московских князей Долгоруковых, Оболенских, Волконских и др.
При игумене Гермогене (1673-1692) монастырь достиг большого расцвета с помощью царских пожертвований Феодора и Петра Алексеевичей. Были построены не только новые церкви и отреставрированы древние, но и впервые произведена роспись храмов. Троицкий храм был отстроен в течение трех лет и был сделан с таким искусством, что до сих пор служит замечательным памятником древнего зодчества. Так же, как и его царственные предки, Петр Великий своими грамотами освободил монастырь от податей и сборов. К чудотворной раке велел ежегодно выдавать "на лампаду и воск" по 10 рублей. Монастырь был настолько обеспечен, что ежегодно мог раздавать крестьянам в долг и без возврата до 400 рублей. Доход монастыря обеспечивали и многочисленные московские жертвователи. Сам император Петр трижды (в 1703, 1706 и 1719 гг.) жил в монастыре в настоятельских покоях. В это время Императрица Екатерина Алексеевна пожертвовала монастырю 750 рублей 50 золотых.
В 1714 году Александро-Свирскому монастырю были приписаны 27 самостоятельных пустыней. Это было связано с проведением Петром I церковных реформ. Количество монастырей сокращалось не только директивным методом, но и созданием для них невыносимых условий существования. Здания закрытых монастырей превращали в казармы, госпитали, дома для умалишенных. При всех тех реформах, которые провел Петр I в Русской Православной Церкви, заставляя Церковь подчиниться государственной власти, обезглавив ее, т. е. лишив ее патриаршества, нанося удар по монастырям, он сохранил благочестивое отношение к монастырю Александра Свирского. Религиозность Петра не носила того церковного характера, который был свойственен русскому благочестию времен Московской Руси. Петровские реформы поставили Церковь в подчиненное положение. Это было трудное время для Православной Церкви и для жизни монастырей, в частности - последующие Государи делали попытки сгладить образовавшуюся трещину между Церковью и царем, хотя по отношению к монастырям на протяжении всего восемнадцатого столетия продолжалась политика сокращения числа монастырей. Так, в 1764 году было 1072 монастыря; при Екатерине II было оставлено 224 монастыря в штате и 161 на собственном содержании. При общей тенденции, не благоприятствующей жизни монастырей, известно, что Анна Иоанновна и Екатерина II помогали монастырю св. Александра Свирского. Так, большой вклад в монастырь внесла Анна Иоанновна в 1732 году. Он равнялся 1188 рублям. Императрица Екатерина II пожаловала на возобновление монастырских строений в 1785 году 4000 рублей.


При Александре I в 1819 году составляется конституционный проект, в котором есть такие слова: "Православная греко-российская вера пребудет всегда господствующей верой империи, императора и всего императорского дома". Император Александр I душой вернулся к скромному и бедному православному подвижничеству, учившему смирению и покаянию. Он обращается к православным подвижникам, посещая их в обителях. Так, в 1819-1820 гг. он совершает поездку на Валаам и в монастырь Александра Свирского. В это время в монастыре совершали молитвенные подвиги известный старец Феодор и иеромонах Леонид, впоследствии ставший родоначальником старчества в Оптиной пустыни. Из донесения настоятеля обители митрополиту Санкт-Петербургскому: ". Его Императорское Величество, по усердию своему к угоднику Божию Александру Свирскому, удостоил своим Монаршим посещением нашу обитель. По нечаянному Монарха приезду к монастырю, я один имел счастье встретить Его у Святых ворот, без всякой церемонии; потом, пройдя в Преображенский собор, где почивают мощи Угодника, по велению Его Величества, служил соборне молебен Преподобному, по окончании коего Государь изволил прикладываться к кресту и Святым мощам, где и поднесена была Ему икона Чудотворца Александра <.>, затем повелел мне представить всю братию, которую принял столь милостиво и снисходительно, что у каждого иеромонаха, получив благословение, целовал руку. (24 июля 1820 г. в 8 утра)".3
Следующий Император, Николай I, не посещал монастырь Александра Свирского. Но при нем еще больше упрочивается господствующее положение Православной Церкви, порушенное со времен Петра I. Известно, что он отличался особой ревностью к церковным делам и ни одно дело не начинал без молитвы, соблюдал все церковные уставы. При нем был утвержден закон Российской Империи, предписывающий священное коронование на престол Государя через святое миропомазание по чину Православной Церкви. Петр I принял титул императора в 10-летнем возрасте, коронации с миропомазанием не было. Это представление о царях-помазанниках в религиозно-мистическом смысле царской власти разделяли Императоры Павел I, Николай I, Александр III, Николай II. И Павел I, и Александр I благосклонно относились к монастырям: возвращали земли, увеличивали штатные суммы на содержание монастырей. К 1893 году, т. е. к началу царствования Николая II, число монастырей увеличилось почти в 2 раза, а число монашествующих до 43 000, по сравнению с 5105 при Екатерине II.
27 июня 1858 года Свирский монастырь удостоился Высочайшего посещения Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны с Августейшим Их семейством, среди которых находился и будущий Государь, Император Александр III. Путь к монастырю усыпан был полевыми цветами. Сначала Августейшее семейство посетило Преображенский собор. Здесь было отслужено краткое молебствие, по окончании которого Их Величества и Их Высочества с благоговением преклонились до земли перед ракою Преподобного Александра. Александр II пожертвовал на устройство обители 2000 рублей. Государыня Императрица принесла в дар Свирскому чудотворцу серебряную драгоценную лампаду, которая тотчас после благодарственного молебствия была привешена перед ракой Угодника. Великая княгиня Ольга пожертвовала 150 рублей. В память сего посещения в монастыре была написана икона с изображением: в центре - св. Александра Свирского, на правой стороне - свт. Николая, св. Благоверного Князя Владимира и Благоверного Князя Александра Невского, на левой - Благоверной Княгини Ольги и Марии Магдалины.
При покровительстве Государя была построена часовня и церковь на подворье Александра-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге.
Когда на престол вступил Александр III, то, по словам историков XIX в., Россия в новом Государе, казалось, нашла воплощение и своего величия, и своей мощи, и своей доброты, и своей нравственной чистоты. Это был любимейший государь не только России, но и всего света, и на его безвременную могилу вместе с его государством все страны мира несли столько поминальных венков, что они заполнили весь Петропавловский собор, где почивший Государь нашел себе вечное упокоение. Горячая верноподданническая любовь, явленная народом к Александру III, была перенесена на наследника почившего Государя - Государя Императора Николая Александровича.
Каково же было отношение Императора Александра III и Николая Александровича к церкви? Отношение к церкви и отца, и сына иначе как ревностным не назовешь. Хроникеры церковной жизни по этому поводу оставили следующие наблюдения. "Всячески оберегалась церковность от оскорблений и глумлений. Воспрещено было нехристианам производить торговлю и другими священными предметами, было принято законоположение к прекращению фальсификации церковных свечей, приняты меры к снабжению церквей чистым оливковым маслом. По высочайшему повелению в 1889 году в закон внесено дополнение об устранении лиц неправославных от участия в производстве дел о преступлениях против Православной веры и церковных установлений".


"29 июля 1878 г. Свирский монастырь удостоен был посещением Их Высочествами Великих Князей Сергея и Павла Александровичей, и Константина и Дмитрия Константиновичей в сопровождении свиты: контр-адмирала Арсеньева, капитана Зеленого, графа Уварова, профессоров Бестужева-Рюмина и Вагнера. Прибыв в обитель, они прошли прямо в Преображенский собор и благоговейно приложились к святым мощам чудотворца Александра. Затем осмотрели ризницу, Троицкий собор и Покровскую церковь, вручили наместнику 300 рублей и отправились в дальнейший путь".


Император Николай II не посещал монастырь Александра Свирского, но архивные документы свидетельствуют о том, что этот монастырь не был обойден его благосклонным вниманием. В монастырском архиве хранится пять свидетельств о награждении настоятеля монастыря архимандрита Агафангела и архимандрита Евгения орденами Российской империи. В годы царствования Николая II монастырь, практически полностью пришедший в упадок к 90-м годам девятнадцатого столетия, за 18 лет, с 1892 по 1910, не только возродился, но и достиг небывалого расцвета. Были отремонтированы все семь храмов, братские кельи, построена огромная колокольня, два завода. Количество братии увеличилось до 100 человек (в 1891 году их было только 9), трудников было больше 100 человек, огромное приусадебное хозяйство (огороды, сады, фермы).
Как уже упоминалось, во время царствования первого царя из династии Романовых, Михаила Феодоровича, были явлены мощи св. Александра Свирского и восприняты им как благословение Божие на царство. В царствование последнего Государя из династии, Императора Николая II, были канонизированы и открыты мощи семи святых Православной Церкви. Причем, такой великий святой, каким являлся преподобный Серафим Саровский, был канонизирован вопреки мнению Синода, но по настоянию Императора.
Примечательно, что мощи трех святых, канонизированных при Государе Николае Александровиче, тоже оказались в бывшей столице Российских Императоров, подобно мощам св. Александра Свирского, с той лишь разницей, что мощи святого Александра пришли в Петроград в годы революции, а мощи трех святых: прп. Серафима Саровского, свт. Иоасафа Белгородского и свт. Феодосия Черниговского, согласно архивным данным, в 1946 году.


* * *
История сохранила нам много свидетельств того, насколько велико было почитание царями, императорами и князьями св. Александра Свирского: их паломничества к мощам святого угодника, пожертвования, щедрые дары, земные поклоны у раки преподобного и горячие молитвы, вознесенные к Богу у его мощей в Преображенском соборе, находящемся в глухом Олонецком крае, куда в XIX веке добирались из Санкт-Петербурга три дня - все это примеры того, как Божии помазанники относились к святому угоднику, начиная с представителя Рюриковичей Князя Василия III, и кончая последними Романовыми. В книге Я. Н. Ивановского (1882 г.), посвященной истории Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, написанной им на основе проработки многих архивных документов, хранящихся тогда в монастырском и синодальном архивах Санкт-Петербурга, и изданной в синодальной типографии, содержится следующее заключение:
"При том внимании и почтении, какое оказывали обители преподобного Александра русские князья и цари, при том расположении к ней вельмож и бояр московских, при том внешнем ее благолепии и внутреннем устройстве, и наконец, при том влиянии на церковные дела, какое имела Свирская обитель по отношению к Олонецкому краю, можно судить вообще о ее значении. Государи оказывали ей милости не в пример другим монастырям, вельможи и бояре московские чтили ее, не переставали, несмотря на отдаленность, приезжать молиться у раки Свирского Чудотворца. Свирский монастырь не уступал великолепием монастырям в населенных местностях России и служил не только училищем благочестия, но и местом христианской благотворительности, особенно щедрой по отношению к местному бедному населению".1
В числе щедрых и именитых жертвователей в пользу Свирской обители числилось 50 знаменитых московских боярских фамилий: Апраксины, Аксаковы, Бутурлины, Боборыкины, Вяземские, Вельяминовы, Вязьмины, Головины, Головкины, Долгоруковы, Дохтуровы, Дуровы, Жегловы, Загрянские, Зотовы, Измайловы, Кушелевы, Милославские, Нарышкины, Нащекины, Одоевские, Оболенские, Апухтины, Пушкины, Прозоровские, Плещеевы, Репнины, Трешневы, Силины, Трахинетовы, Трубецкие, Чемодановы, Черкасовы, Куракины, Коромышлевы, Лихачевы, Милюковы, Матюшкины, Мищерские, Хованские, Хилковы, Шепелевы, Шереметьевы, Щербатовы, Яхонтовы и многие другие. Фамилии этих жертвователей до сих пор хранятся в рукописях монастырского архива.


Чем же вызвано такое необыкновенное почитание святого, подвиги которого проходили в скромной тихой обители, отдаленной от двух российских столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. Этот святой не был известен как принимавший участие в вопросах государственной политики и дипломатии, подобно прп. Сергию Радонежскому. Он не был активным борцом с ересью, подобно св. Иосифу Волоцкому, хотя именно в этой обители он был впервые прославлен иконографически (первая икона Александра Свирского была написана здесь в 1545 г.) и гимнографически (здесь были написаны два канона, посвященные преподобному Александру Свирскому). Он не был известен и как собиратель духовной литературы, подобно известному собирателю книг св. Мартиниану Белозерскому.
Но, как и св. Сергий Радонежский, преподобный Александр имел много учеников, и по его благословению, подобно ученикам св. Сергия, они воздвигали новые обители.
Он был известный на всю России Чудотворец. По молитвам к нему одерживались победы над врагами русского государства. По его заступничеству исцелялись люди и рождались дети у неплодных родителей. По его заступничеству разрешались многие житейские ситуации. По его молитвам рыболовные сети наполнялись рыбой. Бесноватые получали освобождение от связывающих их душу и тело бесовских сетей. Известен случай, когда по его молитве остановился поток воды, готовый прорвать плотину. Такого рода чудо известно только в предании о чуде в Хонех архангела Михаила, который остановил поток воды, несущийся на храм.
Господь даровал кроткому и смиренному, никому не известному тогда, в начале XVI века, монаху особую милость. Ему, единственному из новозаветных святых, Сам Бог явился в Трех Ипостасях, в виде трех светоносных Ангелов, и десница Божия коснулась его руки, приподнимая его, коленопреклоненного с земли. Житие хранит память о том, что Бог повелел святому подвижнику строить храм во имя Святой Троицы и только... Много на Руси было построено храмов Пресвятой Троицы, казалось бы, на всех князей и царей хватит, но почему именно сюда было приковано столько внимания, столько молитвенных обращений к Богу через посредничество святого Александра Свирского? Не возложил ли Господь на своего избранного святого особую милость - быть молитвенником за Божиих помазанников, за Царей, Великих Князей, Императоров Российских?!


Ветхозаветному Аврааму Бог, явившийся впервые и тоже в виде трех Ангелов сказал: "От тебя произойдут народы и цари произойдут от тебя". Какой-то тайной окутано второе явление Пресвятой Троицы на землю. Видно, по скромности своей о многом умолчал Преподобный, но как написано в Евангелии: "Нет ничего тайного, что не стало бы явным".


Повышенное внимание царей и знати к прп. Александру и его монастырю уже о многом говорит, наводит на размышление о духовно-мистической связи святого с помазанниками Божиими.


Архивные материалы, изъятые в годы революции из монастыря и находящиеся в архивах и хранилищах Санкт-Петербурга, раскрывают ли хоть немного тайну об избранности и особой миссии св. Александра Свирского перед Господом?
В архивном материале ЛОИИ 8 нами обнаружено письмо монаха из монастыря Александра Свирского к Великому Князю Сергею Александровичу, мужу Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, внесшему вклад и в строительство православного храма в г. Бари, где хранятся мощи святителя Николая. Монах рассказывает о бедственном положении обители (1886 г.), которой "архиерейское управление приносит вред": из 100 человек братии осталось только 17. Дальше приводим выдержки из письма: "Объяснив незавидное положение древней Свирской обители, воодушевляясь ревностью старца Андрея Ивановича Шапошникова, в схиме Амфилохия, которому являлся преподобный Александр Свирский и подвиг его ходатайствовать перед в Боге почившими монархами <.> я, нижеподписавшийся приемлю смелость припасть к стопам Вашего Императорского Высочества и всеподданейше просить в своем высоком покровительстве подвигнуть вышеупомянутое ходатайство Свирской братии и просить Императорское Высочество навсегда освободить обитель от архиерейского управления". Так что сам святой Александр, явившись схимнику, поведал не только о том, на чьи молитвы надо уповать - на монаршие, но и засвидетельствовал свое глубокое почитание Божиих помазанников. Судя по архивным документам, не только цари, но и монахи знали о миссии св. Александра, дарованной ему Пресвятой Троицей. Так, в отчете о поездке в Санкт-Петербург архимандрита Павла (настоятеля Александро-Свирского монастыря) епископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию от 11 августа 1871 г. по поводу строительства часовни-подворья Свирского монастыря, в частности, сообщается: "Святой чудотворец, преподобный Александр Свирский - молитвенник за царей и обитателей Санкт-Петербурга доселе не имел в столице сей молитвенной храмины во имя свое, между тем, как другие с давних лет имели таковые".1 Попутно заметим, что архимандрит Павел, видимо, не знал, что первое подворье в новой столице было построено еще при Петре I в 1715 году (и было оно во имя Александра Свирского), столица же была основана в 1703 году. Церковь была деревянной и просуществовала недолго. Итак, и в этом документе содержатся слова, обозначающие связь святого Александра с царями, значит, существует параллель с миссией ветхозаветного Авраама, которому Господь сказал: "Из тебя произойдут цари". Насколько важна и трудна эта миссия молитвенника за царей перед Господом, отчасти можно себе представить, если исходить из постулата, вытекающего из ветхозаветной истории о том, что монарх может быть для народа не только благословением свыше, но и бичом Господним. Связь между монархом и народом, которым он управляет, неразрывна. Благочестие царя возвышает и всю его державу; царские же грехи могут обрушиться на народ тяжелыми ударами. Свидетельства об этом хранит как ветхозаветная, так и новозаветная история. Отсюда понятна высокая миссия молитвенников за царей - отмаливать царские грехи, дабы уберечь народ от гнева Господня. Как не вспомнить тут Божие слово, обращенное к Аврааму: "От тебя произойдут народы и цари произойдут от тебя". При первом посещении Пресвятой Троицы в ветхозаветное время эти слова исполнились буквально, т. е. в материальном воплощении. Новозаветный тайнозритель Пресвятой Троицы был наделен той же миссией, только в духовном ее воплощении.
Ничего под солнцем не совершается без воли Божией, Господь живит и мертвит, возвышает и унижает; без воли Его даже волос с головы человеческой не спадет, а тем более без Его воли ничего не может совершиться в целом государстве (Лк. 12, 6-7).
На Страстной Неделе, в Великий Вторник 17/30 апреля 1918 года, в день обретения мощей св. Александра Свирского, в Екатеринбург в дом Ипатьева привезли Царственных Узников - Государя Николая Александровича, Государыню Александру Феодоровну и Великую Княжну Марию Николаевну. Снова, как и в 1613 году, имя Божиего помазанника из династии Романовых и имя преподобного Александра Свирского сошлись перед великой переменой в жизни государства. Только теперь святой молитвенник за царей освещает не созидание династии Романовых, а ее закат. С этого дня (30 апреля) начался последний путь - крестный путь царских помазанников на Голгофу и начало страшных испытаний для России.


Земля, освященная явлением Пресвятой Троицы
На протяжении веков земля, которая освятилась явлением Пресвятой Троицы считалась святой. По этому поводу распространено было предание, которое в архивном документе от 1734 года (хранится в Новгородском архиве) звучит так: "Если которого чада по смерти тело в том монастыре погребено в землю будет, то погребением от самой земли оному чаду спасение".2
В доношении Святейшему Синоду, хранящемся в том же архиве сообщалось, что ".будто многих мертвых телеса привозят тайно ночью и в оном монастыре погребают". Правда это или вымысел - Богу известно, но монастырским настоятелям приходилось оправдываться перед вице-президентом Синода Преосвященным Феофаном архиепископом Великоноваградским и Великолуцким. Только вот оправдание звучало неубедительно, скорее наоборот, - показывало, каким спросом пользуется монастырское кладбище в той части монастыря, где было явление Пресвятой Троицы. Архимандрит Виссарион - настоятель Свирского монастыря - писал Владыке Феофану, что приходится отказывать даже родственникам тех отцов и матерей, которые были захоронены здесь от начала монастыря, хотя они всегда усердно просят и делают большие денежные и иные вклады на поминание душ. Можно понять наших предков. Считается же земля, на которой Пресвятая Троица посетила Авраама, святой, а дуб Мамврийский - живой свидетель небесного посещения - не только вошел в историю, но и кусочки его разнесены по всей земле в качестве святыни.


* * *
Мысли о святой земле в Свирском монастыре невольно возникли вновь в связи с недавними раскопками, вызванными необходимостью проведения ремонтных работ под Преображенским Храмом. Было выкопано большое количество останков захороненных здесь людей; кого и когда захоронили - неизвестно, но поразило одно обстоятельство: почти все кости были желтого цвета и несколько костей белого цвета; оттенок серый или черный совсем отсутствовал. Цвет приближен был к тому восковому цвету, который имеет кожа преподобного Александра Свирского. Видно, и правда, особым образом хранит Господь все кости захороненных в этой святой земле. В собрании писем святителя Игнатия, епископа Кавказского и Ставропольского, содержится письмо за номером 26 "к игумену Варфоломею", датированное 12 июня 1829 г. В письме сообщается, что в Александро-Свирском монастыре скончался один монах и его похоронили подле знаменитого отца Феодора, у алтаря Преображенского собора. Старец Феодор славился своей подвижнической жизнью, и монахам любопытно было посмотреть, что стало с его телом. Из письма: "Остались одни кости желтого цвета. Раскапывал сие о. Гавриил, иеромонах-скитянин, чтивший о сем в письме, пришедшем из Свирского о. Леониду, и рассказывая, к словам "желтого цвета", добавил: "как воск"".1
Еще один запрос в XVIII веке делает Святейший Синод в монастырь Александра Свирского, опираясь на очередное "доношение" о том, что люди получают исцеление от зубной боли, когда приходят "погрызть бревна из сохранившейся древней келии, поставленной трудами преподобного Александра Свирского чудотворца. В этом случае настоятель монастыря не только ответил положительно, сообщая о чудесах с теми, кто имеет зубную боль и поления келии грызет, но в качестве вещественных доказательств послал "огрызки" бревен.
Другой синодальный запрос по поводу купания в проруби "озера в роще" в день Богоявления (имеется в виду Рощинское озеро, на берегу которого и было явление Святой Троицы). И на этот запрос архимандрит-настоятель отвечает согласием: такое происходит в день Богоявления после освящения воды в проруби, когда люди и одетые, и нагие кидаются в прорубь "для здоровья ради болезней".9 Так и хочется обратиться к нашим предкам, постигавшим веру в Господа и Его святыни во всей своей чистоте и безхитростности: "Научите вы нас Богу молиться и веру хранить, научите нас своей мудрости и умению держать память о святой Свирской земле, святой воде близлежащего озера".
Во время русско-японской войны 1905 года монастырь посетил член Священного Синода архиепископ Тверской и Кашинский Алексий.12 После молебна перед ракой преподобного Александра Свирского Высокопреосвященнейший Владыка обратился к братии. Владыка просил усугубить молитвы в тяжкое для государства время в уповании на то, что милосердый Господь, давший некогда Аврааму обещание пощадить прогневавшие Его своими беззакониями города даже ради десяти праведников, и ныне пощадит наше Отечество ради молитв благоугождающих Ему в этой святой обители. Казалось бы, простые слова сказал Владыка, но произнеся здесь, у раки преподобного Александра, имя ветхозаветного Авраама, Владыка соединил воедино имена двух созерцателей Пресвятой Троицы. И здесь, на святой земле, поминая их имена, он просил молитв за страждущую Россию.
В одном из древних канонов, посвященных св. Александру Свирскому лучше всего раскрывается значение этого великого святого; к этим словам уже ничего не прибавить: "Аще убо и человек был еси естеством, но Вышняго Иерусалима явился еси гражданин: с плотию бо на земли пожил еси, но ангельское пребывание прошед и был еси столп, страстьми непотрясом. Тем вся Российская земля, тобою обогащишися, хвалит тя и верою величает. Радуйся, яко воистину обрел еси Божию благодать и со ангелы присно зрети сподобился еси лицем к лицу Святую Троицу".


Монахиня Александра (Сафонова)


Подробнее:
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/03/01/prepodobnyj_aleksandr_svirskij_-_molitvennik_za_carej/



Другие статьи в литературном дневнике: