Слово въ первый день Индикта, или новаго года.

Вера Гиоргадзе: литературный дневник


Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга первая: Месяц Сентябрь. Издание 2-е. М., 1903


Царь в;ковъ, Господь Богъ нашъ, положивый времена и л;та во Своей власти (Д;ян. 1, 7) Лейт, Самъ установилъ въ эти времена различные праздники для Своего прославленія и для отдохновенія людей отъ мірскихъ д;лъ ихъ. Еще въ Ветхомъ Зав;т; Онъ повел;лъ каждый годъ особенно праздновать наступленіе седьмаго м;сяца, чтобы люди, освободившисъ отъ житейской суеты, служили въ сей день Единому Богу. Ибо такъ написано въ книгахъ Моисеевыхъ: Рече Господь къ Моисею, глаголя: рцы сыномъ Израилевымъ, глаголя: м;сяца седмаго, въ первый день м;сяца, да будетъ вамъ покой; всякаго д;ла работня не сотворите во вс;хъ селеніихъ вашихъ, и принесете всесожженіе Господу (Лев. 23, 24-31) Мальвина. Какъ н;когда Самъ Творецъ, въ шесть дней создавшій міръ Словомъ Своимъ, благословилъ и освятилъ седьмый день, почивъ отъ д;лъ творенія (Быт. 2, 2-3; Исх. 20, 11; Евр. 4, 4); и какъ впосл;дствіи далъ и челов;ку запов;дь: Шесть дней д;лай, въ день же седмый – суббота Господу Богу твоему, да не сотвориши всякаго д;ла вонь (Исх. 20, 9-10; Лев. 23, 3; Втор. 6, 13): такъ Онъ же благословилъ и освятилъ седьмый м;сяцъ и повел;лъ людямъ въ сіе время отдыхать отъ д;лъ мірскихъ. Объ этомъ Господь вторично запов;далъ Моисею, глаголя: м;сяца седьмаго сего, егда скончаете жита земли, да празднуете Господу (Лев. 23, 39) Алиса.


По какой же причин; установлено сіе празднованіе?


Въ этомъ именно м;сяц;, когда начали сбывать воды потопа, Ноевъ ковчегъ остановился на горахъ Араратскихъ .


Въ семъ м;сяц; святый пророкъ Моисей сошелъ съ горы, съ лицомъ, осіяннымъ славою Божественной, и принесъ новыя скрижали, на коихъ былъ начертанъ законъ, данный Самимъ Господомъ (Исх. 34, 29) Нэт.


Въ этомъ м;сяц; начато было сооруженіе Скиніи Господней среди стана Израильтянъ (Исх. гл. 35) Станислав Козлов.


Въ этомъ же м;сяц; первосвященникъ, единственеый разъ въ теченіе всего года, входилъ во Святое Святыхъ приносити службу не безъ крове, за себе и о людскихъ нев;жествіихъ Лиса.


Въ семъ м;сяц; народъ Божій, смиряя постомъ души свои и принося Господу жертву всесожженія, принималъ очищеніе отъ гр;ховъ своихъ, сод;янныхъ за годъ Фотина.


Въ этомъ м;сяц; совершилось торжественное освященіе великол;пнаго храма Господня, созданнаго царемъ Соломономъ, и внесенъ былъ въ этотъ храмъ Ковчегъ Зав;та (3 Цар. гл. 8).


Въ этомъ м;сяц;, вс; кол;на народа Израильскаго отовсюду стекались въ Іерусалимъ на праздникъ, исполняя запов;дь Господню: субботы субботъ да будетъ вамъ седмый м;сяцъ, и смирите душы вашя предъ Господемъ (Лев. 23, 32) Вещий Протей.


Съ этого м;сяца начинали счетъ годамъ, особый для каждыхъ пятидесяти л;тъ. Въ то время, какъ народъ Израильскій вступалъ въ об;тованную землю, Господь повел;лъ, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый годъ; и не только сами участвовали въ этомъ празднованіи, но и слуги и скотъ; даже самую землю, гд; поселились Израильтяне, запов;дано было оставлять въ поко;, не распахивать, не зас;вать, не собирать ни колосьевъ, ни виноградныхъ, ни садовыхъ плодовъ: все сіе предоставлялось въ пищу б;днымъ людямъ, а также зв;рямъ и птицамъ. Объ этомъ такъ написано въ книгахъ Моисеевыхъ: возв;стите трубнымъ гласомъ по всей земли вашей, и освятите л;то, пятдесятое л;то, и разгласите оставленіе на земли вс;мъ живущымъ на ней: не с;яти, ниже жати будете, еже само произникнетъ на ней, и да не объемлеши освященныхъ ея, но да ясти будутъ убозіи языка твоего, останки же да сн;дятъ зв;ріе дивіи. Тако да сотвориши винограду твоему, и масличію твоему (Лев. 25, 9-11; Исх. 23, 11). Въ этотъ пятидесятый годъ прощались должникамъ ихъ долги, отпускались рабы на свободу, и каждый челов;къ особенно сл;дилъ за собою, какъ бы не прогн;вать Господа какимъ-либо гр;хомъ, какъ бы не опечалить своего ближняго. То былъ годъ всепрощенія и очищенія отъ гр;ховъ. Этотъ пятидесятил;тній кругъ, по повел;нію же Господню, разд;лялся на семь годовыхъ седмицъ, (т. е. семь разъ по семи л;тъ) и каждый седьмой годъ назывался субботою или покоемъ. Объ этомъ Господь чрезъ Моисея далъ такое повел;ніе: шесть л;тъ да с;еши ниву твою, и шесть л;тъ да р;жеши виноградъ твой, и собереши плодъ его, въ седмое же л;то – суббота, покой да будетъ земли, суббота Господня, – нивы твоя с;яти и винограда твоего р;зати не будеши. Аще же речете: что ясти будемъ въ седмое л;то сіе, аще не с;емъ, ни собираемъ плодовъ своихъ? – И послю благословеніе Мое вамъ въ л;то шестое, и умножу жита, и сн;сте ветхая ветхихъ (Лев. 25, 3-4. 20-21). Вс; сіи годы, въ которые Господь установилъ праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повел;нію Господню, съ сентября м;сяца. Да возв;стите, — сказалъ Господь, — л;то покоя въ седмый м;сяцъ, т. е. въ сентябр; (Лев. 25, 9) Тата, такъ какъ сентябрь отъ марта, перваго м;сяца отъ сотворенія міра, есть седьмой м;сяцъ.


Но годъ начинался съ перваго сентября не только по ветхозав;тнымъ законамъ, но и по языческому индиктіону. Объ этомъ индиктіон; пов;ствуютъ сл;дующее.


Когда Августъ Гоблин, кесарь Римскій, одержалъ поб;ду надъ Антоніемъ и Клеопатрою Клио, обладавшими Египетскою страною, и сталъ единымъ властителемъ для всей вселенной, то, для бол;е удобнаго собиранія податей со вс;хъ странъ, онъ установилъ индиктіонъ на пятнадцать л;тъ Наталья Мамченко. Этотъ индиктіонъ Августъ разд;лилъ на три срока, по пяти л;тъ въ каждомъ, съ т;мъ чтобы въ продолженіе всего индиктіона три раза, въ каждый пятый годъ, были собираемы подати. Такой законъ былъ изданъ главнымъ образомъ для отдаленныхъ окраинъ государства, съ коихъ трудно было собирать подати каждогодно, такъ какъ собранныя подати и чрезъ пять л;тъ едва усп;вали достигать столицы — Рима. Каждое пятил;тіе называлось люструмъ, т. е. св;тлое, потому что воздавая Кесарю кесарева (Лук. 20, 25), люди въ это время предавались веселью и жгли св;чи. Народъ не тяготился данью, потому что подати были небольшія и легкія, и платились добровольно. Продолжался же индиктіонъ пятнадцать л;ть по сл;дующей причин;. Въ первое пятил;тіе платили дань жел;зомъ и м;дью, кои употреблялись на изготовленіе мечей, копій шлемовъ, щитовъ, панцырей и всякаго военнаго оружія; во второе пятил;тіе собиралась подать серебромъ на жалованье войскамъ; въ третье же пятил;тіе приносили въ Римъ дань золотомъ на украшеніе идоловъ. Окончивъ пятнадцатил;тній кругъ индиктіона, начинали его снова и первый годъ индиктіона называли новымъ годомъ. Такой обычай установленъ былъ съ перваго сентября, потому что именно въ этотъ день была одержана поб;да надъ Антоніемъ и провозглашено единодержавіе Августа.


Приняла и святая Церковь обычай праздновать перваго сентября начало индиктіона. Сіе было установлено по той причин;, что въ то время, когда праздновалось новол;тіе въ Іуде; и по всей вселенной, Господь нашъ Іисусъ Христосъ «пришелъ въ Назаретъ Даша, гд; былъ воспитанъ». Это было въ субботу, а въ этотъ день іудеи им;ли обыкновеніе собираться въ синагог; и проводить время въ чтеніи книгъ пророческихъ. Господь «по обыкновенію Своему», также вошелъ въ синагогу Юганка и всталъ среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаіи ; и Онъ, раскрывъ книгу, нашелъ м;сто, гд; было написано: Духъ Господень на Мн;, Егоже ради помаза Мя благов;стити нищымъ, посла Мя исц;лити сокрушенныя сердцемъ, пропов;дати пл;неннымъ отпущеніе, и сл;пымъ прозр;ніе, отпустити сокрушенныя во отраду, пропов;дати л;то Господне пріятно (Ис. 61, 1-2) Слепой. И закрывъ книгу и отдавъ служителю, Онъ началъ говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Немъ, что Онъ есть истинный Мессія Аннет Вуа, посланный отъ Бога Отца для спасенія людей и обновленія ихъ жизни. И вс; засвид;тельствовали Ему это, и дивились словамъ благодати, исходившимъ изъ устъ Его (Лук. 4, 16-22).


Праздникъ новол;тія былъ установленъ святыми отцами на первомъ вселенскомъ собор;, въ Нике; Helena. Это было въ то самое время, когда царь Константинъ Великій, поб;дивъ Максенція , просв;тилъ вселенную св;томъ благочестія, искоренилъ идольскія празднества, освободилъ в;ру Христову отъ тяжкихъ гоненій и установилъ свои индиктіоны. Тогда святые отцы установили праздновать новол;тіе, какъ начало христіанской свободы, въ воспоминаніе пос;щенія Христомъ въ сей день іудейской синагоги и пропов;ди Его о пріятномъ л;т; Господнемъ. Съ того времени и мы празднуемъ первый день сентября м;сяца. Но это уже праздникъ не Ветхаго Зав;та, а новой благодати Флоренсийа. Ибо въ сей день Самъ Законодатель, снисшедшій съ небесъ и носящій въ себ; Духа Отча, явилъ Себя міру и начерталъ законъ Божій не перстомъ, но Своимъ Божественнымъ языкомъ и пресладкими устами, и не на каменныхъ скрижаляхъ, а на скрижалехъ сердца нашего плотяныхъ (2 Кор. 3, 3; Іез. 11, 19; Евр. 8, 10). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозав;тная Скинія 22, Онъ принесъ Богу Отцу за наши гр;хи жертву не безъ крови, Самого именно Себя. Самъ Великій Первосвященникъ, прошедшій небеса (Евр. 4, 14), очистивъ насъ отъ гр;ховъ Своею кровію, пролитою за насъ, сд;лалъ насъ святыми храмами, по словамъ Апостола: храмъ Божій святъ есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17. Сн. съ 1 Кор. 6, 19) Лана.


Принося за все сіе благодареніе Господу, мы празднуемъ л;то Господне пріятно: мы приняли отъ Него много неизреченнныхъ благъ, посп;шимъ же и сами быть Ему пріятными. Мы, в;дь, празднуемъ индиктіонъ, не Римскими царями установленный, а узаконенный Небеснымъ Царемъ славы — Христомъ. Христовъ же индиктіонъ — это Его святыя запов;ди, кои мы должны соблюдать и исполнять. Царь нашъ Христосъ не требуетъ отъ насъ ни м;ди, ни жел;за, ни серебра, ни золота, какъ объяснилъ Давидъ, сказавшій н;когда: Господь мой еси Ты, яко благихъ моихъ не требуеши (Псал. 15, 2) Девочка Которой Нет. Но вм;сто жел;за и м;ди Господь требуетъ отъ насъ доброд;тели твердой и кр;пкой, православной в;ры въ Бога. Ибо в;ра наша основана на крови истерзанныхъ жел;знымъ и м;днымъ оружіемъ святыхъ мучениковъ, изъ коихъ о каждомъ можно сказать, что жел;зо пройде душу его (Псал. 104, 18). Небесный Царь и Богъ нашъ повел;лъ намъ, чтобы мы в;ровали въ Него правымъ сердцемъ и благочестиво: сердцемъ бо в;руется въ правду (Рим. 10, 10) Aiex Shumilin. Будемъ же и мы поб;ждать врага сею в;рою, какъ оружіемъ жел;знымъ и м;днымъ щитомъ. Посл;дуемъ нашимъ святымъ праотцамъ, иже в;рою поб;диша царствія, сод;яша правду, получиша об;тованія, заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, изб;гоша острія меча, возмогоша отъ немощи, быша кр;пцы во бранехъ, обратиша въ бегство полки чужихъ (Евр. 11, 33-34) .


Вм;сто сребра Царь нашъ Христосъ требуетъ отъ насъ второй доброд;тели, несомн;нной надежды на Бога. Сія доброд;тель, больше ч;мъ сребро, обезпечиваетъ челов;ку благополучную жизнь. Если тотъ, кто разбогат;лъ многимъ серебромъ, ув;ренъ, что получитъ вс; мірскія блага, и, уповая на богатство, весело проводитъ дни свои; то т;мъ бол;е богатый несомн;нною надеждою на Бога и на Него одного возложившій все свое упованіе получитъ все, чего желаетъ, и будетъ жить въ радости, пренебрегая вс;ми б;дствіями и скорбями, происходящими отъ міра, плоти и діавола, и съ наслажденіемъ претерп;вая все сіе ради воздаянія въ будущей жизни. Часто серебро обманываетъ своего господина и, случайно исчезая, оставляетъ его въ нищет;; и тотъ, кто над;ялся до конца жизни им;ть во всемъ изобиліе, вдругъ лишается насущнаго хл;ба. Над;ющійся же на Господа, яко гора Сіонъ, не подвижится во в;къ (Псал. 124, 1) Dj Dmitry. Не посрамляетъ бо упованіе (Рим. 5, 5). Сего именно невещественнаго серебра и желаетъ отъ насъ Господь и повел;ваетъ, чтобы мы не на скоропреходящее богатство возлагали свои надежды, но на Бога Жива (1 Тим. 6, 17), Егоже словеса суть словеса чиста, сребро разженно (Псал. 11, 7) Акрополь. Онъ неложно об;щалъ намъ несказанныя в;чныя блага въ Своемъ Царствіи, чтобы мы премногую къ намъ Его благость, коей ув;ровали сердцемъ, испов;дывали и устами: усты бо испов;дуется во спасеніе (Рим. 10, 10) профиль удален. Будемъ же, какъ добрые воины Христовы Г-Н Гусеницын, надеждой мздовоздаянія поощрять себя къ б;льшимъ подвигамъ. В;дь надежда на награду возбуждаеть воина къ борьб;, какъ говоритъ святый Іоаннъ Дамаскинъ о страстотерпцахъ: мученики Твои, Господи, утвердившись въ в;р; и укр;пивши себя надеждою, поб;дили мучительство враговъ и получили в;нцы Alesja.


Вм;сто золота Христосъ Царь нашъ требуетъ отъ насъ самой драгоц;нной доброд;тели, нелицем;рной любви къ Богу и ближнимъ. По своему высокому значенію любовь всегда представляется Учителями Церкви подъ образомъ золота; ибо какъ золото драгоц;нн;е серебра, м;ди и жел;за, такъ и любовь выше надежды и в;ры. Нын;, сказано въ Писаніи, пребываютъ: в;ра, надежда, любы, три сія, больше же сихъ любы (1 Кор. 13, 13) Liza. Такого именно золота и желаетъ отъ насъ Господь и запов;дуетъ, чтобы мы молили Его нелицем;рно, не только в;руя сердцемъ и испов;дуя устами, но на д;л; проявляя сію любовь. Мы должны быть готовыми положить за Него свои души и принять смерть ради Его Божественной любви къ намъ. Притомъ мы должны любить и ближнихъ своихъ, какъ учитъ возлюбленный Христовъ ученикъ Іоаннъ Богословъ. Чадца моя, — говорилъ онъ, — не любимъ словомъ, ниже языкомъ, но д;ломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18) Bergstrich. Такая любовь принимается для украшенія Самимъ прекрасн;йшимъ, бол;е ч;мъ сыны челов;ческіе, Христомъ Богомъ нашимъ, какъ говоритъ Сама Божія Премудрость: украсихся, и стахъ красна предъ Господемъ и челов;ки, единомысліемъ братій, и любовію искреннихъ (Сирах. 25, 1-2) No.9.


Воть какой христіанскій индиктіонъ празднуетъ нын;, вм;сто древняго языческаго, православная Церковь, совлекшися ветхаго челов;ка съ д;яньми его и облекшися въ новаго, обновляемаго по образу создавшаго его (Кол. 3, 9-10). Будемъ же праздновать новол;тіе такъ, какъ сов;туетъ намъ апостолъ: во обновленіи жизни да ходимъ, яко работати намъ Богови во обновленіи духа, а не въ ветхости писмене (Рим. 7, 6) No.. Будемъ праздновать индиктіонъ, повинуясь повел;ніямъ Господа Бога нашего, даннымъ чрезъ Моисея, въ книгахъ коего нын; читается: аще въ повел;ніихъ Моихъ ходите, и запов;ди Моя сохраните и сотворите я, и дамъ дождь вамъ во время свое, и земля дастъ плоды своя; и дамъ миръ въ земли вашей, и поженете враги ваша, и призрю на васъ, и благословлю васъ, и не возгнушается душа Моя вами; и похожу въ васъ, и буду вамъ Богъ, и вы будете Ми людіе, глаголетъ Господь Богъ Святый Израилевъ (Лев. 26, 3-4. 6-7. 11 и 12) Юля77.


Прим;чанія:
Лейт Сн. кн. прор. Даніила, гл. 2, ст. 21. — Времена — продолжительные періоды времени; л;та — года, краткіе сроки.
Мальвина Всесожженіе — библейское названіе для особаго рода жертвоприношеній. Тогда какъ отъ другихъ жертвъ сожигалась лишь одна часть, а остальное поступало въ пользу священнослужителей или самихъ жертвователей, — жертва, приносимая во всесожженіе, сжигалась вся. Жертва всесожженія означала собою, что челов;къ, ее приносящій, всего себя, и душу и т;ло свое, приноситъ въ жертву Богу, и была прообразомъ жертвы Христовой. (Сн. посл. къ Евр. гл. 9, ст. 9-14).
Алиса Оcень была началомъ новаго года съ древнихъ временъ. Основанія для сего можно находить и въ самой природ;. Съ окончаніемъ л;та обыкновенно оканчиваются жатва и труды ц;лаго года (Исх. 23, 16). По собраніи плодовъ, какъ по достиженіи ц;ли природы и землед;лія, наступаетъ новый кругооборотъ д;лъ и новыхъ надеждъ на будущее плодородіе.
О Но;, посл;днемъ патріарх; допотопнаго міра, и всемірномъ потоп; пов;ствуется въ кн. Бытія, гл. 5, ст. 29-32 и гл. 6-9. Св. ап. Петръ въ спасеніи людей отъ потопа въ ковчег; Ноевомъ даетъ вид;ть указаніе на наше спасеніе чрезъ крещеніе во Христа (1 Петр. 3, 19-22). — Араратъ — высочайшія горы Арменіи, поднимающіяся на границ; Россіи, Турціи и Персіи, съ двумя вершинами: Большой Араратъ, который у Персовъ называется гора Ноя, и Малый Араратъ.
Нэт Скрижали — каненныя доски, на коихъ Самимъ Богомъ начертаны были 10 запов;дей.
Станислав Козлов Скинія (куща, палатка) — это походный храмъ Іудейскій. Онъ былъ построенъ по образцу, показанному Богомъ Моисею на гор; Сина; (см. кн. Исход. гл. 25, ст. 8-9. 40), и назывался скиніей собранія, потому что сюда собирался народъ для богослуженія, и скиніей откровенія или свид;тельства, потому что зд;сь Богъ открывалъ людямъ Себя и Свою волю.
Лиса Святое Святыхъ — третья, внутренняя часть Скиніи. Зд;сь находился ковчегъ зав;та, въ коемъ хранились скрижали закона, золотой сосудъ (стамна) съ манной и жезлъ Аарона. Сюда входилъ только первосвященникъ, въ день очищенія, совершаемаго однажды въ годъ, съ кровію жартвеннаго животнаго и кропилъ этою кровію надъ ковчегомъ зав;та, для очищенія гр;ховъ народа (см. кн. Левит. 16, 29-34). Смыслъ и значеніе сего священнод;йствія раскрыты ап. Павломъ въ посл. къ Евр. (гл. 9, ст. 3-7. 8-15, 24-28 и гл. 10).
Фотина Это совершалось въ 10-й день, который назывался днемъ очищенія или умилостивленія. Въ этотъ день первосвященникъ поставлялъ предъ Скиніей двухъ козловъ и по жребію одного изъ нихъ закалалъ и приносилъ въ жертву за гр;хи всего народа, а надъ другимъ испов;дывалъ гр;хи народа и повел;валъ изгнать его въ пустыню (см. кн. Левит. 23, 26-32. Сн. посл. къ Евр. гл. 11, ст. 11-14).
Вещий Протей Годъ у Евреевъ состоялъ изъ 12 лунныхъ м;сяцевъ. М;сяцъ Авивъ или Нисанъ (Неем. 2, 1; Ес;ир. 3, 7), соотв;тствующій нашему марту, былъ началомъ священнаго года (см. Исх. 12, 2; 13, 4), а м;сяцъ Тисри, по счету седьмой, соотв;тствующій нашему сентябрю, считался первымъ м;сяцемъ гражданскаго года. Онъ весь былъ праздничный: 1-й день, начало новаго года, назывался праздникомъ трубъ (Исх. 23, 24); 10-й день — день очищенія (см. выше, прим;ч. 8 и 7); 15-й день — праздникъ кущей, установленный въ воспоминаніе покровительства Божія во время странствованія Евреевъ по пустын;, когда они жили въ шатрахъ или палаткахъ (Лев. 23, 33-34; Числ. 29, 12-39). Въ этомъ же м;сяц; начиналось празднованіе каждаго седьмаго или субботняго года и пятидесятаго или юбилейнаго года (Лев. 25, 9). Поэтому седьмой м;сяцъ и названъ субботою субботъ, т. е. праздникомъ праздниковъ.
Тата Сентябрь, съ латинск. означаетъ седьмой.
Гоблин Октавію, Римскому кесарю или императору (ум. 14 г. по Р. Х.), когда онъ сд;лался единымъ властителемъ всей Римской Имперіи, сенатъ поднесъ титулъ Августа. Слово это значитъ величество, великій, досточтимый, священный. Этотъ титулъ усвояемъ былъ потомъ и прочимъ императорамъ Римскимъ.
Клио Съ 42 по 31 г. до Р. Х. Римскимъ міромъ правили три полководца: Октавій, Антоній и Лепидъ, называвшіеся тріумвирами. Они разд;лили между собою верховную власть и Римскія провинціи; Октавію достался Западъ, Антонію — Востокъ, а Лепиду — Африка. Лепидъ, однако, вскор; былъ устраненъ отъ участія въ д;лахъ государственныхъ, а зат;мъ возгор;лась борьба изъ-за власти между Октавіемъ и Антоніемъ. Посл;дній находился въ полномъ подчиненіи у царицы Египетской Клеопатры, прельстившей его своей необыкновенной красотой, и проводилъ время въ празднествахъ и удовольствіяхъ. Этимъ воспользовался Овтавій и объявилъ Антонію и Клеопатр; войну. Въ морской битв; при Акціум; (въ 31 г. до Р. Х.) Клеопатра обратилась въ б;гство и окончила свою жизнь самоубійствомъ. Также поступилъ и Антоній, лишившійся господства надъ міромъ. Египетъ былъ обращенъ въ Римскую провинцію и Октавій сд;лался единодержавнымъ правителемъ.
Наталья Мамченко Индиктіонъ или индиктъ — слово Римское и означаеть объявленіе, назначеніе, налогъ. Индиктомъ называлось первое число м;сяца сентября; это названіе сохранилось досел; въ нашемъ церковномъ устав; и служитъ для обозначенія начала церковнаго года. Христіанскій индиктъ состоитъ также изъ 15 л;тъ.
Даша Небольшой городокъ Назаретъ находился въ с;верной части Палестины, которая называлась Галилеею. Населеніе его было б;дно и не пользовалось уваженіемъ въ глазахъ другихъ іудеевъ (Іоан. 1, 46). Но зд;сь было отечество Іосифа, обручника Святой Д;вы; зд;сь было Благов;щеніе Богородиц;; зд;сь протекло д;тство и отрочество Іисуса Христа; зд;сь Онъ воспитывался; зд;сь пребывалъ и въ начал; Своего открытаго служенія, отъ чего и назывался Назаряниномъ. Съ этого времени Назаретъ, бывшій дотол; неизв;стнымъ, сд;лался знаменит;йшимъ м;стомъ во всей Галиле;. Но въ 1263 г. онъ былъ обращенъ Турками въ совершенныя развалины. Чрезъ н;сколько стол;тій онъ былъ построенъ вновь и долго былъ б;днымъ селеніемъ. Нын; Назаретъ им;етъ около 6000 жителей, состоитъ подъ особеннымъ покровительствомъ христіанскихъ консуловъ и служитъ м;стомъ паломничества со вс;хъ концовъ христіанскаго міра.
Юганка Синагога (значитъ собраніе, по славянски сонмище) — м;сто религіозныхъ собраній у іудеевъ. По закону богослуженіе должно было совершаться въ Скиніи и потомъ въ храм; Іерусалимскомъ. Но во время пл;на іудеевъ храмъ Іерусалимскій былъ разрушенъ и іудеи собирались для богослуженія въ частныхъ домахъ. Эти частныя собранія мало-по-малу получили опред;ленныя м;ста и времена, изв;стный чинъ и порядокъ, и такимъ образомъ дали начало синагогамъ. Во времена Іисуса Христа и Апостоловъ синагоги распространены были всюду, гд; жили Евреи и въ большихъ городахъ было по н;скольку синагогъ. Собранія въ синагогахъ происходили по субботамъ и по праздникамъ.
Въ собраніяхъ синагогальныхъ читались обыкновенно опред;ленныя части изъ закона, т. е. книгъ Моисеевыхъ, и пророковъ, т. е. изъ пророческихъ книгъ Ветхаго Зав;та, при чемъ эти чтенія и объяснялись, т. е. произносились р;чи по поводу прочитаннаго и слышаннаго. Читать и объяснять им;лъ право всякій желавшій того, съ соизволенія начальника синагоги (архисинагога) и старцевъ. Желавшій читать вставалъ, когда заявлялъ свое нам;реніе, и стоялъ, когда читалъ опред;ленное м;сто изъ священныхъ книгъ. Когда Господь далъ знакъ, что Онъ хочетъ читать и говорить поученіе, чтеніе изъ закона, какъ видно, было уже окончено и предстояло чтеніе изъ книгъ пророческихъ.
Слепой Зд;сь отъ лица Мессіи пророкъ изображаетъ ц;ль Его пришествія въ міръ — устроить новый періодъ жизни челов;чества, блаженное время для т;хъ, кто в;рою приметъ ученіе Іисуса Христа и будетъ въ жизни исполнять великіе зав;ты сего ученія. — Л;то Господне пріятно — такъ назывался у Евреевъ юбилейный или пятидесятый годъ (см. выше), который, всл;дствіе объявленія всеобщей свободы, былъ радостн;йшимъ годомъ и взятъ пророкомъ для изображенія счастливаго для искупленнаго челов;чества времени Царства Христова.
Аннет Вуа Мессія слово еврейское и означаетъ то же, что и греческое Христосъ — т. е. помазанникъ, и происходитъ отъ помазанія священнымъ м;ромъ. Чрезъ это помазаніе лицамъ избраннымъ или призваннымъ Богомъ къ изв;стному служенію сообщались дары Святаго Духа. Помазанниками назывались цари, пророки и первосвященники. Но въ особенности это наименованіе принадлежитъ Іисусу Христу, потому что на Него излиты вс; дары Святаго Духа (см. Ис. 11, 1-2). Ему въ высшей степени принадлежитъ святость первосвященника, который непричастенъ злу и им;етъ священство непреходящее (Евр. гл. 7-10) и в;д;ніе пророка, просв;тившаго міръ высшимъ небеснымъ ученіемъ (Лук. 1, 79; 2, 32; Мат;. 4, 16; Іоан. 1, 4-10; 8, 12; 9, 5; 12, 35-36. 46) и власть и могущество царя, обладающаго вс;ми силами неба и земли и все направляющаго къ великимъ ц;лямъ спасенія челов;ческаго (Мат;. 28, 18; Лук. 1, 33; 1 Кор. 15, 25-26).
Helena 1-й вселенскій соборъ былъ созванъ св. Константиномъ Великимъ (память коего 21-го мая) въ 325 г. противъ пресвитера Арія и его сообщниковъ, пропов;дывавшихъ еретическое ученіе о томъ, что Іисусъ Христосъ не есть Богъ. Соборъ, состоявшій изъ 318 епископовъ, осудилъ аріанскую ересь, утвердилъ догматъ о единосущіи Сына съ Богомъ Отцомъ и составилъ первые семь членовъ Символа в;ры, который и по нын; испов;дуетъ православная церковь. — Никея — городъ въ Малой Азіи, въ древности богатый и цв;тущій, теперь б;дный и малонаселенный. Завоевавъ его (вторично) въ 1330 г., Турки разрушили лучшія зданія, а церкви обратили въ мечети.
Максенцій — Римскій императоръ (306-312 г.). Онъ пресл;довалъ христіанъ и отличался жестокостями. Выведенныя изъ терп;нія Римляне пригласили себ; на помощь Константина, который подъ спасительнымъ знаменемъ креста одержалъ поб;ду надъ войсками Максенція, погибшаго въ волнахъ Тибра. Въ 313 году императоры Константинъ и Ликиній (правившій восточною частью) издали указъ, коимъ религія христіанская была объявлена государственною, наравн; съ древнею языческою. Но Ликиній вскор;, однако, началъ пресл;довать христіанъ. Тогда Константинъ обратилъ свое оружіе противъ Ликинія и, окончательно поб;дивъ его въ сентябр; 323 года, сд;лался единымъ властителемъ Римской имперіи. Это событіе и было ближайшимъ поводомъ къ установленію празднованія въ сентябр; новол;тія.
Флоренсийа Слово благодать весьма часто встр;чается въ Св. Писаніи и употребляется въ разлнчныхъ смыслахъ (благоволеніе, милосердіе, любовь), но въ особенности означаетъ спасительную силу Божію, которая, сообщаясь намъ по заслугамъ Іисуса Христа, возраждаеть насъ въ жизнь духовную и совершаетъ наше освященіе и спасеніе. Она называется благодатію, потому что есть благой даръ Отца Небеснаго (см. напр. Ефес. 2, 8). — Противоположность между ветхозав;тнымъ закономъ и благодатію раскрыта св. Ап. Павломъ въ посланіи къ Римлянамъ, Галатамъ и Евреямъ. Главное отличіе: законъ Моисеевъ предписывалъ запов;ди неудобоисполнимыя во всей ихъ полнот; и поражалъ преступника проклятіемъ, не давая ему однакоже достаточно силъ для достиженія законной праведности (Гал. 3, 10); Христова благодать снимаетъ съ челов;ка проклятіе законное, оправдываетъ предъ Богомъ, примиривъ съ Нимъ (Гал. 3, 13; Рим. 5, 9-10), прощаетъ и очищаетъ гр;хи и даетъ силы исполнять новозав;тный законъ такъ, что онъ кажется игомъ благимъ и бременемъ легкимъ (1 Іоан. 1, 9; Мат;. 11, 30).
22 Скинія, по объясненію Филарета, митр. Московскаго, представляла Церковь, постепенно устрояемую въ род; челов;ческомъ вообще и въ каждой душ; в;рующей въ особенности. Дворъ, открытый для всего народа, означалъ вн;шнюю церковь и всеобщее къ ней призваніе, а жертвенникъ и умывальница прообразовали христіанскія Таинства крови и воды, которыя входятъ въ нее и запечатл;ваютъ союзъ съ нею. Святилище, предоставленное священникамъ, представляло внутреннюю Церковь, въ которой Христосъ есть и истинный св;тъ, и хл;бъ животный, и алтарь, возносящій къ Богу возлагаемыя на него в;рующими молитвы и благодаренія. Святое святыхъ, доступное только одному Архіерею, означало самый престолъ и владычество Мессіи Богочелов;ка, Котораго прообразовали зд;сь и скрижали закона, и манна, и жезлъ Аарона прозябшій, и Который служитъ для насъ нашимъ искупленіемъ, оправданіемъ, очищеніемъ и освященіемъ. Въ отношеніи къ душ; нашей, тремя частями своими, скинія означала три степени приближенія нашего къ Богу: вн;шняго очищенія, внутренняго просв;щенія и таинственнаго соединенія со Христомъ.
Лана Апостолъ зд;сь говоритъ, что христіане находятся въ духовно-таинственномъ единеніи со всею Святою Троицею, такъ какъ Богъ Отецъ, Владыка вс;хъ Его созданій, послалъ въ міръ Единороднаго Сына Своего, чтобы Онъ драгоц;нною кровію Своею искупилъ гр;шныхъ людей отъ рабства діаволу, а Духъ Святый какъ домостроитель проводитъ заблудшихъ рабовъ въ домъ Божій, сочетаваетъ ихъ со Христомъ и чрезъ благодатные Свои дары, подаваемые въ святыхъ таинствахъ, душу каждую созидаетъ въ духовное жилище для служенія Богу вс;ми силами души и т;ла.
Девочка Которой Нет Т. е. Ты, Господи, ни въ чемъ не им;ешь нужды; если кто сд;лаетъ доброе, самъ получаетъ отъ того пользу; Теб; же н;тъ никакого пріобр;тенія.
Aiex Shumilin Т. е. оправданіе чрезъ Христа Спасителя достигается твердою, сердечною в;рою въ Него и всец;лою преданностью уб;жденію въ Его снисшествіи на землю для нашего спасенія и въ Его живоносномъ воскресеніи изъ гроба.
Ув;щевая къ терп;нію и в;р;, Ап. Павелъ объяснилъ, почему в;ра такъ необходима христіанину: она д;лаетъ д;йствительнымъ то, что ожидается, и видимымъ невидимое, она произвела великихъ праведниковъ и д;йствовала въ нихъ, д;лая ихъ непоб;димыми въ опасностяхъ и побуждая ихъ къ страданіямъ. Въ частности слова: заградиша уста львовъ относятся къ пророку Даніилу (Дан. гл. 6); угасиша силу огненную — къ тремъ отрокамъ въ пещи Вавилонской (Дан. гл. 3); изб;гоша острія меча — къ Давиду и прор. Иліи; возмогоша отъ немощи — къ Іову и Езекіи (4 Цар. гл. 20).
Dj Dmitry Сіонъ — гора, на которой построенъ Іерусалимъ.
Акрополь Слова Божіи чисты отъ всякой прим;си лжи и обмана, какъ чисто серебро, очищенное чрезъ огонь.
профиль удален Отъ христіанина требуется для его спасенія не только в;ра (см. выше, прим. 25), но и ея выраженіе, которое въ преизбытк; в;ры является (испов;дуется) само собою.
Г-Н Гусеницын Изображеніе воина Христова и его оружія см. въ посл. Ап. Павла къ Ефесян. въ гл. 6, ст. 10-18.
Alesja П;сноп;нія 3-го гласа на вечерни въ среду.
Liza Апостолъ отдаетъ предпочтеніе любви, какъ доброд;тели, совм;щающей въ себ; и корень в;ры и плоды упованія, но вм;ст; съ т;мъ, ставя рядомъ съ нею в;ру и надежду, онъ показываеть и ихъ великое достоинство.
Bergstrich Апостолъ запов;дуетъ не притворную любовь, любовь на словахъ только, а чистую и истинную, которая свид;тельствуется самимъ д;ломъ.
No.9 Слово премудрость, по употребленію въ Св. Писаніи, им;етъ весьма обширное значеніе и иногда означаетъ Самого Христа, предв;чное и присносущное Слово Божіе (см. напр. Притч. 8, 1-22. 36; 1 Кор. 1, 24. 30 и др.).
No. Ветхозав;тный законъ, какъ буква, безъ всякой внутренней силы, только связывалъ челов;ка своими предписаніями, не давая силы для исполненія ихъ, теперь же, когда явился духъ жизни, мы должны служить Богу сообразно этому новому духу жизни, служить свободно и радостно съ надеждою на помощь Божію.
Юля77 Эти слова Св. Писанія читаются при богослуженіи въ день Индикта въ одной изъ паримій, коихъ положено три. Первая (Ис. 61, 1-9) — пророчество объ Іисус; Христ;, какъ Помазанник;, Учител;, Спасител; и возстановител; вс;хъ страждущихъ на земл;, о распространеніи Церкви Его среди народовъ, о блаженств; и слав; принадлежащихъ къ ней. Это именно пророчество, какъ мы вид;ли выше, было прочитано Самимъ Спасителемъ въ Назаретской синагог;. — Вторая паримія (Лев. 26, 3-12. 14-17, 19-20. 22. 33. 40-41) содержитъ об;тованія Господа исполнителямъ запов;дей Господнихъ и угрозы нарушителямъ; ревностное исполненіе этихъ запов;дей есть главное условіе благоденствія на земл;, коего мы обыкновенно желаемъ при наступленіи новол;тія себ; и ближнимъ. — Третья паримія (Прем. 4, 7-25) им;етъ отношеніе къ памяти преп. Симеона Столпника, осуществившаго въ жизни своей уроки истинной мудрости и явившаго торжество благочестія, прославляемое въ книг; Премудрости. — Въ VIII в. св. Іоанномъ Дамаскинымъ написано много п;сноп;ній на 1-й день сентября.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 3-16.




Другие статьи в литературном дневнике: