Собор новомучеников Ясеновацких.

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Ясеновац: Католическая церковь и геноцид православных сербов
...
В Ясеноваце было убито около 700 000 православных сербов. Не последнюю роль в этом сыграла РКЦ.
Освенцим, Дахау, Треблинка, Майданек, Собибор – названия этих страшных концлагерей известны каждому, кто хотя бы что-то слышал о фашизме и Второй мировой войне. Однако в данном ряду очень редко вспоминают Ясеновац. Спросите, почему? В первую очередь потому, что выдающуюся роль в геноциде православных сербов в этом лагере сыграли хорватские националисты и католические священники, монахи и монахини. Для того, чтобы не быть голословными, обратимся к истории.


Ясеновац – ад на земле
В мае 1941 на территории марионеточного фашистского государства Хорватия был создан специальный концентрационный лагерь Ясеновац. До осени этого года в городе жили в основном сербы, однако хорваты-усташи уничтожили местное население и поставили в Ясеноваце свой гарнизон, возле которого и вырос концлагерь с одноимённым названием.


Первоначально лагерь состоял из четырех секций, рассчитанных на 4000 заключенных. На территории каждой секции размещались бараки, построенные узниками. Секции, в свою очередь, были предназначенны для сербов, евреев, цыган и заподозренных в нелояльности хорватов. Эти группы населения в фашистском НГХ (Независимое Государство Хорватия) считались неполноценными и подлежащими истреблению. Например, сербам в Хорватии было предписано носить на рукаве голубую повязку с буквой «Р», которая означала «pravoslavac», то есть «православный». На дверях всех хорватских кофеен и ресторанов можно было увидеть объявления, гласящие, что туда «запрещён вход сербам, евреям, цыганам и собакам».


Позже лагерь Ясеновац разросся и превратился в комплекс из пяти тесно связанных между собой лагерей, известных под номерами с I по V.


На его территории существовали отдельные бараки для детей, для матерей с новорожденными младенцами, для православных сербов.


Ясеновац: Католическая церковь и геноцид православных сербов фото 1
Усташи убивают человека топором
Узников Ясноваца убивали изощрённо, с фантазией. По свидетельству историка Вячеслава Бондаренко их живыми сжигали в печах (немецкие фашисты жгли исключительно трупы), скармливали крысам, раздавливали прессом и распиливали пилами, протыкали иглами глаза, вбивали в рот гвозди и деревянные колья, забивали до смерти кувалдами, затаптывали сапогами. Нерождённых детей вырезали из животов матерей и вешали на стену с табличками «Сербское мясо — один динар за килограмм».


Сербам в Хорватии было предписано носить на рукаве голубую повязку с буквой «Р», которая означала «pravoslavac», то есть «православный».


Для уничтожения православных сербов использовались «сербомлат», состоявший из деревянной рукоятки и тяжёлого металлического зазубренного набалдашника, и «сербосек» – клинок на грубой кожаной рукавице. Считалось, что убийства при помощи этих орудий смерти менее физически затратно, чем при помощи обычного ножа.


Ясеновац: Католическая церковь и геноцид православных сербов фото 2
«Сербосек» и «сербомлат»
До сих пор исследователи спорят о количестве жертв Ясеноваца. Одни утверждают, что цифры не превышают 83000 человек, другие говорят, что в лагере было убито 700 000 сербов, 80 000 цыган и 23 000 евреев. Как бы там ни было, любое из этих чисел – огромное и свидетельствует о страшных вещах, происходивших на территории этого лагеря смерти.


Католический след
Католики-усташи ставили себе целью окатоличить сербское православное население. Тех, кто не хотел принимать католичество – убивали. Римско-католическая церковь не просто молчала, глядя на зверства усташей и хорватского правительства, но и всецело поддерживала политику НГХ. Так, 28 апреля 1941 года хорватский кардинал Алоизие Степинац издал энциклику, в которой обязал католиков поддержать новое государство.


14 июля 1941 года МИД Хорватии объявило о договоре с РКЦ относительно совместной работы по окатоличиванию сербов. Историк Джон Корнуэлл писал, что при этом представители сербской интеллигенции и православные священники подлежали уничтожению даже в случае принятия ими католицизма.


Данную инициативу целиком и полностью поддержали клирики РКЦ в Хорватии. Так, священник Мате Мутос заявил, что пришло время «отложить молитвенник и взять в руки револьвер». Другой священник, Дионисий Юричевич, в газете Novi list сообщил, что убийство ребенка старше семи не является грехом.


Профессор Лондонского университета Срболюб Живанович считает, что в массовых убийствах сербов, цыган и евреев принимали участие около 1400 католических священников, 120 из которых награждены боевыми орденами Хорватии.


Профессор Лондонского университета Срболюб Живанович считает, что в массовых убийствах сербов, цыган и евреев принимали участие около 1400 католических священников, 120 из которых награждены боевыми орденами Хорватии.


В итоге всего за несколько лет Сербская Православная Церковь была в Хорватии практически ликвидирована. Разрушено более 300 православных храмов, сотни – превращены в костелы. Усташи убили шесть архиереев и 222 священнослужителя. Под угрозой смерти католичество приняли около 240 000 сербов. Сотни тысяч были убиты.


«Брат сатана»
Особым зверством среди маньяков-убийц, действовавших на территории Ясеноваца, отличался католический монах-францисканец Мирослав Филипович, которого в лагере называли «Ясеновацкий дьявол» и «Брат сатана».


Ясеновац: Католическая церковь и геноцид православных сербов фото 3
«Фра сатана», или Мирослав (в монашестве – Томислав) Филипович
Какое-то время этот человек служил в личной охране Анте Павелича, а в 1938 году принял монашеский постриг под именем Томислав и вступил в орден францисканцев. В 1941 году Филипович стал военным капелланом усташской армии.


7 февраля 1942 года католический монах Томислав принимал участие в резне сербов в селениях Дракулич, Мотике и Шарговац, возле Баня-Луки. В тот день было убито 2315 человек, в основном женщины, старики и дети. Вдохновляя усташей на убийства, Томислав заявил, что если они сделают грех, то он берет его на себя. По свидетельству очевидцев, именно он приказал в первую очередь расстрелять детей. Тех, кто остался в живых, он вместе с еще одним католическим монахом, Звонимиром Брекало, добивал ножом.


Зверства Филиповича шокировали даже фашистов. Так, немецкий генерал Эдмунд Глайзе фон Хорстенау арестовал «фра сатану» и передал хорватским властям с требованием сурового наказания. Векослав Лубурич, глава Третьего отдела Усташской народной службы безопасности, отправил Томислава в Ясеновац на правах заключённого с особыми условиями обращения.


Уже в начале 1942 года его освбодили и назначили главой небольшого перевалочного лагеря около Ясеноваца. 10 июня 1942 года он стал комендантом лагеря III.


По инициативе нового коменданта в лагере организовывались «соревнования» по убийству заключенных. Например, 29 августа 1942 года победителем стал выпускник Францисканского колледжа, член католического общества «Крижари» («Крестоносцы»), Петар Брзица, убивший за день 1360 человек.


Один из узников Ясеноваца Эгон Бергер в своей книге «44 месяца в Ясеноваце» писал, что «фра сатана» забирал детей у матерей якобы для крещения по католическому обряду. Однако, вместо этого, он бросал ребенка в воздух и ловил его на штык или деревянный кол. Матерей погибших детей расстреливали на месте.


Также «отец» Томислав выстругивал 10-сантиметровые колышки. Потом он вставлял их вертикально в рот заключенного и бил по подбородку прикладом. Человек падал замертво. Данный вид казни католический монах называл «дать просфору».


Также известно, что этот человек публично за один день без посторонней помощи зарубил топором 56 евреев и расстрелял 42 серба. Позже на суде это было единственное преступление, которое он признал из-за множества свидетельских показаний.


«Отец» Томислав выстругивал 10- сантиметровые колышки. Потом он вставлял их вертикально в рот заключенного и бил по подбородку прикладом. Человек падал замертво. Данный вид казни католический монах называл «дать просфору».


Во время визита немецкой делегации Томислав отобрал дюжину хорватов-коммунистов примерно одного роста. Их выстроили у стены и приказали смотреть на портрет Гитлера, висящий под потолком. Филипович каждому перерезал горло, а одному из них вставил трубку в кровоточащую рану и, высосав кровь, заявил по-немецки: «Кровь коммунистов сладка». По свидетельству очевидцев, один немецкий офицер потерял сознание, а оберштурмфюрер СС Шмидт отметил, что «если в Хорватии такие монахи, то какие же здесь палачи?».


В 1942 года Филиповича назначили комендантом лагеря V, расположенного на территории Стара Градишка. Это отделение Ясеноваца было создано специально для женщин и детей.


Новый комендант обратился к архиепископу Алоизию Степинацу с просьбой прислать в помощь надзирательницам католических монахинь – для «миссионерской работы» среди заключенных. Просьба была выполнена.


Под руководством «фра сатаны» за один день газом «Циклон Б» было отравлено 1300 детей. Всего в Стара Градишке было уничтожено 60 тысяч женщин и 20 тысяч детей в возрасте до 12 лет. Самому младшему из погибших было всего 2 месяца…


22 октября 1942 Филиповича исключили из ордена францисканцев, но не отлучали от католической церкви. Он предстал перед судом в 1946 году и, чтобы смягчить своё наказание, активно сотрудничал со следствием. Суд приговорил его к смертной казни через повешение. На виселицу Филипович, он же «фра сатана», пришел в своей францисканской рясе.


Алоизие Степинац – католический «святой»
Выше мы уже упоминали главу хорватских католиков епископа Алоизия Степинаца. Знал ли он о зверствах, творимых его подчиненными? Степинац утверждал, что нет. Однако именно он благословлял Анте Павелича, Славко Кватерника и других военных преступников на выполнение их «миссии». Его личный секретарь несколько раз приезжал в Ясиновац и передавал благословение тамошним убийцам. Кроме того в каждом крупном подразделении хорватской армии состоял на службе католический священник-капеллан. Всего в рядах усташей, согласно докладу Государственной комиссии Югославии по военным преступлениям, воевало 12 879 римо-католических священников и монахов. Поэтому «не знать» Степинац просто не мог.


Ясеновац: Католическая церковь и геноцид православных сербов фото 4
Анте Павелич и Алоизие Степинац
В своей переписке с Ватиканом Степинац утверждал, что усташи – это «убежденные католики, строящие государство, где будет царствовать святая вера католическая».


Вот, что писал кардинал о православных сербах: «Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, может быть, даже большее, чем протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности…».


Позже на суде свое активное участие в окатоличивании сербов кардинал Степинац оправдывал тем, что это был единственный способ спасти их от смерти. Однако и в этом случае он говорил неправду. Например, известна его переписка с итальянским военным командованием, которое, оккупировав Герцеговину, допускало православное богослужение. По мнению Степинаца, делать это было нельзя: «На части территории Хорватии, аннексированной Италией, наблюдается упадок религиозной жизни, а также заметный сдвиг от Католицизма к схизме. Если эта, наиболее католическая, часть Хорватии, перестанет быть таковою, вся вина и ответственность перед Богом и историей ляжет на католическую Италию. Религиозный аспект проблемы заставляет меня говорить в открытых и ясных выражениях, поскольку я несу ответственность за религиозную жизнь в Хорватии».


«Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, может быть, даже большее, чем протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности…».


Католический кардинал Алоизие Степинац


Историк Марк Ривелли в своей книге «Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941—1945 г.г.» утверждает, что «максимальную ответственность (за геноцид сербов) нес примас Хорватии монсеньор Алоизие Степинац: он был связан с усташской аристократией, был членом парламента Хорватского независимого государства, начальником всех капелланов, был награждён диктатурой Павелича… Степинац и пальцем не двинул ради того, чтобы остановить этнорелигиозный геноцид».


18 сентября 1946 года кардинала Алоизия арестовали. Суд вменил ему коллаборационизм и сотрудничество с усташами, насильственное обращение в католицизм православных сербов на территории НГХ, счел его ответственным за этнорелигиозный геноцид. В итоге он был приговорен к 16 годам тюремного заключения. Однако через пять лет, по протекции Ватикана, Степинаца выпустили под домашний арест.


В 1998 году папа римский Иоанн Павел II причислил Степинаца к лику святых католической церкви.


14 Сентября 2020 19:23
Константин Шемлюк






7 июня 2012 года на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви Собор новомучеников Ясеновацких с установлением празднования их памяти 31 августа (13 сентября). Новомученики Ясеновацкие — православные сербы, принявшие мученическую смерть в 1941-1944 годах. По данным, существующим на сегодняшний день в годы Второй мировой войны в Ясеновце было уничтожено семьсот тысяч православных сербов.


Хорватские усташи-римокатолики, защищая, как они утверждали, римокатолическую веру от «восточной ереси», самым изуверским образом истребили сотни тысяч православных христиан, превратив, таким образом, каждую деревню славонской епархии в святыню. Центром мученичества является Ясеновац. Здесь находился самый страшный лагерь смерти, он был создан Независимым государством Хорватия (НХГ), существовавшим на части территории оккупированной Югославии с 1941 по 1945 год. Ясеновац представлял собой комплекс лагерей и был страшнее любого немецкого лагеря, что подчеркивал профессор Иегуда Бауэр из Яд-Вашема. Потому что людей убивали не оружием, не газом, а резали ножами, распиливали пилами, применяли самые изуверские пытки.




В системе концлагерей Ясеновац погибли десятки священнослужителей, включая нескольких архиереев. Особое место в ясеновацком аду занимают детские лагеря, дети переводились в отдельный лагерь, который находился в Ястребарско, близ Загреба. По существующей статистике во время войны только в концлагерях, расположенных на территории Югославии убито 73 316 детей в возрасте до 14 лет. В зверских преступлениях участвовали и клирики, один из наиболее известных палачей – Мирослав Филиппович Майсторович, известный под кличкой «фра диаволо» в 1947 году на суде в Загребе заявил: «Прошу в качестве смягчающего обстоятельства указать, что я убивал преимущественно детей, а кто может утверждать, что из детей выросли бы хорошие люди?». Дионисий Юрчевич клирик религиозного отдела при правительстве заявляет: «Сегодня не грех убить и малых детей, если они мешают усташскому движению. Не думайте, что если я священник, то не могу взять в руки нож и не вырезать все, что в колыбелях, если оно против усташской власти и государства».


Тема Ясеновца была известна в Югославии, но на изучение этой темы существовал запрет. Ради «братства и единства» между сербами и хорватами правительство Тито старалось скрыть национальную принадлежность жертв и палачей. Вплоть до 1980-90-х годов нельзя найти книг, опубликованных на иностранных языках, югославские ученые не принимали участия в научных конференциях, посвященных страданиям времен Второй Мировой войны. Церковь уже в начале 80-х годов начала настаивать о литургическом поминовении ясеновацких мучеников. Крайне важное событие произошло в 1984 году, когда была освящена восстановленная церковь святого Иоанна Крестителя в Ясеновце, которая стала первой его жертвой, так как первых узников лагеря заставили ее рушить, а из ее материалов строить первые здания лагеря. С того момента поминовение жертв Ясеновца преображается, их воспринимают как свидетелей Христовых. Попадая в Ясеновац вы испытываете то же чувство, что и в Великую Субботу, когда поется «да молчит всяка плоть…».


Еще одно важное событие произошло в 2011 году, когда Синод Сербской Церкви принял решение посмертно наградить орденом святой царицы Милицы Диану Будисавлевич за невероятный подвиг милосердия и героизм. Диана спасла из усташеских концлагерей 15 336 детей (более 12 тысяч из спасенных пережили войну). Орден был вручен ее правнуку Леонарду, о подвиге Дианы не знали даже родственники…


Диана родилась 15 января 1891 г. в Инсбруке, вышла замуж за серба из Хорватии Юлия Будисавлевича, ее муж был известным хирургом, профессором университета. В декабре 1941-го Диана, пользуясь своим австрийским происхождением, начала свою миссию по спасению детей из концлагеря, в этой акции погибло 11 человек, ее помощников. Ее инициатива вошла в историю как самая крупная акция по спасению во время Второй Мировой войны.


На первой странице Дневника она записала: «Одна моя портниха словенка, от нее я узнала, что здешние словенцы помогают словенцам беженцам с оккупированных немцами территорий, другая – еврейка, несколько раз мне рассказывала о большой акции помощи членам еврейской общины в концлагерях. Для страдающих представителей православной веры в Загребе не проводится никаких акций помощи». Так Диана начала свой дневник и в тот же момент началась ее «Акция», в которой были спасены тысячи детских жизней.


Она рисковала жизнью и знала это. «Я исходила из того, что не считаю свою жизнь более ценной, чем жизни безвинно страдающих, и у меня есть возможность им помочь, при этом, прежде всего, имею в виду детей, моя жизнь была достаточно богатой и я приму события такими, какими они будут..», записала Диана в своем Дневнике, который она вела с 23 октября 1941 г. до 7 февраля 1947 г. В дневнике она оставила свидетельство о своей деятельности и ужасах усташского террора над сербами.


Спасти детей можно было одним способом – изменить их идентитет, то есть отдавать их в хорватские семьи, отдавать в детские дома католической церкви…


Подвиг Дианы заключается и в том, что она составляла картотеку детей, куда записывались те данные, которые удавалось узнать. Составление этой картотеки было для Дианы также важно, как и спасение жизней: «Только о некоторых из оставшихся мне удалось получить данные, маленькие умирающие создания не могли ничего сказать, некоторые умирали там (в лагере), некоторые умирали уже у нас, маленькие мученики, неизвестные, безымянные дети. А у каждого была мать, которая рыдала о нем, у каждого был дом, одежда, а сейчас голое тельце втиснуто в массовое захоронение. Девять месяцев его вынашивали, в муках рождали, с радостью принимали, с любовью растили и воспитывали, а теперь …»


Один из детских лагерей, основанный 3 августа 1942, после окончания военных операций на Козаре и Шамарице находился в Сисаке, это был особый лагерь, со служебным названием «Дом для детей беженцев». Детский лагерь в Сисаке, самый крупный лагерь такого типа в НДХ, находился под покровительством женской ветви усташского движения и Усташской надзорной службы. В так называемой Больнице, дети лежали на полу, на тонком слое грязной соломы, слипшейся от кровавых испражнений и покрытой роями мух. Дети ничем не накрыты, голые и босые.


Осталось свидетельство Яны Кох, помощницы Дианы: «Бараки соединялись коридорами, в которых дежурили усташи охранники. Отовсюду раздавался детский плач, там находилось около четырехсот детей: новорожденных, от нескольких дней или месяцев до четырех лет. Невозможно было узнать, сколько детей поступало, и куда их отправляли…».


Диана тоже записала в Дневнике: ««В детской больнице было несколько комнат, в которых лежали дети. Комнаты без мебели, только подкладные судна, на полу сидели и лежали невероятно исхудавшие маленькие дети. Врач сказал, что для помощи слишком поздно. Почти никто из детей не держится на ногах. Они умирали от дифтерии. Их маленькие голые тела заворачивали в бумагу и складывали на лестнице, ведущей на чердак. Остальные дети почти все время проводили на горшках – их мучила страшная диарея.


Мы были в лагере с семи утра до восьми вечера. Мы не могли принять всех детей, потому что у нас не было необходимого количества вагонов для транспорта в Австрию. Мучительный вопрос: кого вывозить — больных или здоровых? Было решено, что за два дня мы сможем забрать всех транспортабельных детей.


В Окучанах больные дети помещены в машины. Я следила за 62 детьми, которые лежали на деревянном полу, на соломе в вагонах для скота, без еды и питья. Дорога в Загреб казалась бесконечной. Все, что я могла сделать, это как-то попытаться их успокоить. Во сне дети звали своих родных. На станциях люди, видя их страдания, давали нам воду… Наконец, около 9 утра мы прибыли на главную станцию. Многие умерли. Несколько дней назад двое рабочих вернулись из Германии, где они работали как волонтеры, чтобы найти свои семьи. Один из них, из Мостара, нашел жену и одного ребенка, но не было маленькой дочки. Он пришёл к нам. Ему разрешили пройти вдоль поезда, отец звал «Любо, Любо», вдруг, у вагона с самыми маленькими раздался ужасный крик отца. Он увидел свою умирающую дочь, схватил ее, побежал к врачу, но было поздно.


При перевозке было 700 детей. Переговоры с Министерством здравоохранения и с католическим архиепископом по их размещению и обеспечению оказались безрезультатными. В старом замке профессор Драгишич и его жена устроили больницу. Там находится много детей. Для многих было слишком поздно, но некоторых мы спасли от верной смерти в лагере».


Записи от 9 апреля 1944 года: «Мы находим матерей, которые были разлучены с детьми. Даем им координаты, что они смогли их найти». И 28 мая 1945 года: «Передаю папки, списки для поиска детей, регистрации с фото и записные книжки со списком специальных наклеек детей».


Но в мае 1945 года Диану Будисавлевич ждал новый удар, Комитет безопасности тогдашней Югославии, ОЗНА, югославский НКВД, конфисковал весь архив Дианы Будисавлевич, запретив ей говорить о своем подвиге. Она записывает в Дневнике: «Для нас с госпожой Джакулой это страшная боль, мы лишились картотеки. Мы знали, что теперь многие матери напрасно будут искать своих детей. Страшное расставание в лагерях, многолетние страдания матерей на работах в Германии и, наконец, невозможность найти своих самых дорогих. Я должна все время держать себя в руках. Мне невыносимо тяжело, что мой многолетний труд пропал таким образом, но не столько из-за самой картотеки, рано или поздно мы передали бы ее в Красный крест, но из-за того, что многие родители теперь никогда не найдут своих детей».


Доктор Милутин Вучковац закончил медицинский факультет в Белграде 50 лет назад, возглавлял Клинический центр в Баня-Луке, работал в клиниках Белграда, Загреба, Любляны. Для нескольких поколений молодых врачей он стал легендой.


Доктор Милутин Вучковац семилетним ребёнком оказался в лагере, сегодня он жив благодаря подвигу Дианы Будисавлевич. Уверен, что ее подвиг заслуживает Нобелевской премии. «В неполные семь лет я прошел усташские лагеря, — говорит Милутин, — мы жили с родителями, дедушкой и двумя сестрами Зорой и Елизаветой. Нам пришлось бежать от усташей, когда мы добрались до Старой Градишки, там уже были усташи, женщин отделили от мужчин. В Ябланце детей отняли у матерей. Какие-то люди забрали меня и сестру Зору, я больше никогда не видел мать, деда и сестру. Детей отправили в Ясеновац, потом через Загреб в Ястребарско, в детский лагерь. Я смотрел, как умирают мои ровесники, промерзшие, голодные. Только когда был опубликован «Дневник» я узнал, что в Ябланац приезжала Диана Будисавлевич. Она многим помогла спастись. То, что я ребенком смотрел смерти в глаза, позже помогло мне исполнить желание отца: поступить на медицинский факультет и посвятить свою жизнь другим. Став гинекологом, я помог родиться тысячам детей. А крик новорожденного ребенка всегда отличу от тех криков, которые слышал тогда, семилетним ребенком. Сегодня я счастливый человек».


Известна и судьба актрисы Божидарки Фрайт. Божидарке Грублешич из села Велика Жулевица в Подкозарье во время усташского наступления было два года. Ее мать Видосава отчаянно боролась с усташами за малышку, но была убита на глазах у детей. В 1944 году девочку с номером 527-а взяли «на содержание и воспитание» бездетные Катарина и Степан Фрайт, ребенок не мог держаться на ногах, мачеха говорила о ней: «калеку взяли, калекой и осталась». Соседи Фрайтов неосторожно сказали девочке, что она не родной ребенок. «Когда мне исполнилось 17 лет, мама Катарина рассказала мне, что когда меня удочерили, они видели запись «Богдан и Вида» и крест, что значит, что они умерли. Еще Катарина рассказывала, что я всегда, увидев сырое мясо, закрывала лицо руками и плакала». Старанием Дары Грублешич Кукавицы, сестры отца Божидарки, загадка была разгадана.
После войны она работала в беловарской больнице, там она услышала страшную историю времен войны. Женщина рассказывала о трагедии, свидетельницей которой она была в своем селе, куда сгоняли козарский народ. Упомянула и лагерь в Сисаке и имя высокой красивой женщины, которую убили и отобрали ее ребенка. Это была Вида Грублешич, мать Божидарки. Начались долгие настойчивые поиски. Подполковник Дара обошла все архивы в надежде найти племянницу, а когда она однажды увидела ее лицо по телевизору, сомнений не осталось. «Мы говорили восемь часов, собирая осколки мозаики и, наконец, все сложилось. Так я узнала о своих родителях и раннем детстве», писала Божидарка после встречи с тетей. Это случилось в 1976 году.
Диана скончалась 20 августа 1978 года в Инсбруке. При жизни она не получила ни одной награды, ни одного ордена, ни одна улица не была названа ее именем. Многие спасенные не знали, что остались в живых благодаря Диане Будисавлевич.


Источник: Бошко Ломович Книга о Диане Будисавлевич. — Белград: Мир книги, 2013.
Перевод с сербского Светлана Алексеевна Луганская



Другие статьи в литературном дневнике: