Избиение преп. отцов на Синае и Раифе

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ, УБИЕННЫЕ НА ГОРЕ СИНАЙ


В VI веке император Юстиниан распорядился построить на склонах горы Синай – своего рода крепости посреди пустыни – монастырь, впоследствии посвященный святой Екатерине. Но задолго до этого множество подвижников жили в Синайской пустыне, где некогда Бог испытывал Свой народ на протяжении сорока лет и явил ему столько знамений и чудес. Великими и удивительными были добродетели этих святых монахов – людей, избавленных от тяжести плоти аскетическими подвигами и уподобившихся ангелам через непрестанную молитву. Они целиком предавали себя в руки Божественного Промысла и оказывались незащищенными перед лицом грабителей, совершавших набеги в пустыне.
ОднаждыЛейт племя бедуинов устроило привал около церкви, в которой святые отцы имели обыкновение собираться каждое воскресенье и приобщаться Святых Таин. Внезапно предводитель бедуинов умер. Воспламененные гневом, варвары безжалостно убили настоятеля Дулу и всех монахов, находившихся тогда в своих кельях в этой местности. Их кровь уже пропитала высохшую землю, когда от вершины горы Синай взметнулось гигантское пламя, превратившее всю гору Божию в столп из огня и дыма. Ошеломленные варвары в смятении бежали, оставив за своей спиной печальное зрелище – 38 тел преподобных подвижников, страшно изуродованных: у одних отрезанная голова держалась на лоскуте кожи, упав на грудь или на спину, у других тела были рассечены надвое, иные лежали с распоротыми животами или отрубленными конечностями.


Несколько уцелевших со слезами похоронили павших и обнаружили двух монахов еще живыми. Один из них умер в тот же вечер, а другой, по имени Савва, был легко ранен и обращался с плачем ко Господу: «Горе мне, грешному и недостойному, единственному оставшемуся непричастным вечной красоте, которую стяжали сегодня святые мученики». Господь услышал молитву инока, и тот предал Ему душу, дополнив сонм сорока святых отцов.


Лейт По мнению одних, это событие имело место в период правления Диоклетиана и епископства свт. Петра Александрийского, другие же думают, что в правление Феодосия Великого († 395).


27 января 2013 г.







.Житія святыхъ, на русскомъ язык;
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Январь.
День четырнадцатый.


Первое избіеніе преподобныхъ отцовъ въ Сина; и Раи;;.


Въ 14-й день января воспоминается двукратное избіеніе иноковъ, подвизавшихся въ обителяхъ и пещерахъ горы Синайской Лейт и въ сопред;льной съ Синаемъ прибрежной пустын; Раи;;. Первое избіеніе совершено было въ четвертомъ в;к;. Оно описано Аммоніемъ, египетскимъ инокомъ, очевидцемъ этого событія. Аммоніи пов;ствуетъ о семъ такъ:


«Однажды, когда я сид;лъ въ своей скромной келліи, въ стран; Александрійской, въ м;ст;, называвшемся Каново, у меня явилась мысль пойти въ Палестину. Я не могь спокойно смотр;ть, какъ христіане терпятъ нескончаемыя страданія отъ нечестивыхъ мучителей, и святый отецъ нашъ, патріархъ Петръ Мальвина, вынужденъ переходить съ м;ста на м;сто и скрываться, лишенный возможиости твердо управлять своимъ словеснымъ стадомъ. Вм;ст; съ т;мъ я желалъ поклониться святымъ м;стамъ въ Іерусалим;, по которымъ ходилъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, совершая тайну Своего промышленія о насъ. Придя туда, я глубоко радовался о вс;хъ чудныхъ д;лахъ Божіихъ и горячо благодарилъ милосердаго Господа, что Онъ удостоилъ меня поклониться святымъ м;стамъ. Потомъ я отправился съ н;которыми иноками въ пустыню и, съ помощію Божіею, достигъ чрезъ восемнадцать дней Синайской горы и поклонился тамъ святымъ м;стамъ. Оставаясь тамъ, я наслаждался общеніемъ и бес;дами съ ангелоподобными синайскими отцами и ежедневно, для своей душевной пользы, приходилъ въ келлію каждаго изъ нихъ. У нихъ былъ такой уставъ: безмолвными сид;ли они вс; дни въ своихъ келліяхъ; вечеромъ же въ субботу, при наступленіи воскреснаго дня, вс; собирались въ церковь и вм;ст; совершали всенощное бд;ніе; причастившись по утру, за святой литургіей, святыхъ безсмертныхъ Христовыхъ Таинъ, каждый изъ нихъ снова уходилъ въ свою келлію. Видъ ихъ былъ подобенъ ангельскому: отъ сильнаго воздержанія и непрестаннаго бодрствованія, т;ла ихъ были изнурены, и они жили подобно безплотнымъ, — не употребляя въ пищу ничего такого, что можетъ возбуждать и питать страсти. Они совс;мъ не вкушали ни вина, ни масла, ни хл;ба, но довольствовались лишь небольшимъ количествомъ финиковъ или желудей, и только этимъ поддерживали свою жизнь. Однако, для странниковъ им;лся иногда у настоятеля и хл;бъ.


Спустя н;сколько дней посл; того, на эту страну внезапно напало множество варваровъ, называвшихся Влемміанами Алиса. Они нещадно избили вс;хъ отцовъ, которыхъ нашли въ окрестностяхъ. Мы, жившіе близъ пирга , смутились и встревожились; посп;шно собрались мы въ укр;пленное м;сто, вм;ст; съ своимъ святымъ отцомъ настоятелемъ, по имени Дулой, — ибо онъ поистин; былъ рабомъ Христовымъ, отличавшимся между вс;ми особеннымъ терп;ніемъ и кротостію, почему н;которые называли его и Моисеемъ. Упомянутые варвары избили вс;хъ отцовъ, жившихъ въ Хорив; Нэт, въ Тефровил;, много святыхъ погубили они въ Кидар;, опустошили и прочія окрестности Синайской горы. Подошли они и къ намъ и, не встр;чая ни откуда сопротивленія, едва-было не погубили насъ. Но милосердный Богъ, являющій Свою помощь т;мъ, которые призываютъ Его вс;мъ сердцемъ, ниспослалъ на вершину горы великій пламень, и мы вид;ли, что вся гора была покрыта дымомъ, и изъ нея выходилъ огонь, поднимавшійся до неба. При вид; этого, мы пришли въ трепетъ и едва не умерли отъ страха. Упавъ ницъ на землю, мы молились Господу, чтобы миновало насъ угрожающее намъ б;дствіе. Ужасъ напалъ на варваровъ, когда они увид;ли огонь, и они тотчасъ же обратились въ б;гство, при чемъ н;которые побросали даже свое оружіе и оставили верблюдовъ, ибо видъ этого ужаснаго огня былъ для нихъ совершенно невыносимъ. Мы же благодарили и прославляли Бога, Который не оставляетъ до конца обращающихся къ Нему. Посл; того мы сошли съ пирга и нашли въ различныхъ м;стахъ убитыхъ мечемъ тридцать восемь отцовъ, изъ которыхъ каждый былъ убитъ тамъ, гд; былъ захваченъ. На т;лахъ ихъ было множество разнообразныхъ ранъ, — и кто могъ бы описать образъ ихъ мученической смерти? Двое же изъ нихъ, Исаія и Савва, оставались еще живы, но были весьма изранены и еле дышали. Мы тотчасъ же съ великими слезами похоронили убитыхъ отцовъ и позаботились о живыхъ. Да и кто бы могъ быть настолько жестокимъ и немилосерднымъ, чтобы не оплакивать горько столь многихъ и таковыхъ отцовъ, — мужей праведныхъ и святыхъ, жалостнымъ образомъ распростертыхъ на земл;? У одного голова была отрублена совс;мъ, у другаго держалась только на кож; съ одной стороны; одинъ былъ перерубленъ пополамъ, у другого отс;чены руки и ноги, у одного выколоты глаза, другой съ головы до ногъ разс;ченъ надвое. Да и кто могъ бы описать подробно все, что мы вид;ли, убирая и погребая т;ла святыхъ? Двое еще живыхъ братьевъ лежали, тяжко страдая. Одинъ изъ нихъ, по имени Исаія, умеръ во второмъ часу ночи, другой же — Савва оставался живъ, и была надежда на его выздоровленіе, ибо раны его были не особенно тяжелыми. Онъ благодарилъ Бога за свои страданія, но скорб;лъ, что не удостоился умереть вм;ст; со святыми отцами и съ плачемъ говорилъ:


— «Горе мн; гр;шному! горе мн;, не вошедшему въ число святыхъ отцовъ, пострадавшихъ и умершихъ за Христа! горе мн;, непотребному рабу, отвергнутому въ одиннадцатый часъ (Мат;. 20, 6), стоявшему уже на порог; спасительнаго Царства Христова, но не вошедшему въ него!»


Со слезами молился онъ Богу и говорилъ:


— «Боже Вседержитель, ниспославшій для спасенія рода челов;ческаго Своего Единороднаго Сына, единый и благій Челов;колюбецъ, не разлучай меня съ умершими прежде святыми отцами, но да восполнится чрезъ меня четыредесятное число ихъ! Соблаговоли на сіе, Господи Іисусе Христе, ибо я съ самаго рожденія былъ Твоимъ посл;дователемъ и Тебя единаго возлюбилъ!»


Среди такой молитвы, на четвертый день по избіеніи святыхъ отцовъ, онъ и предалъ свой духъ въ руки Господни.


Когда мы еще скорб;ли и плакали, пришелъ къ намъ одинъ измаильтянинъ Станислав Козлов и сообщилъ, что варварами перебиты вс; подвижники, жившіе во внутренней пустын;, называемой Раи;ой Лиса. Эта пустыня, находившаяся отъ насъ на разстояніи бол;е двухъ дней пути, лежала въ приморскихъ м;стахъ, по берегу Чермнаго моря. Тамъ было дв;надцать источниковъ воды и, какъ говорится въ книг; Числъ (Числ. 33, 9), семьдесятъ финиковыхъ пальмъ, число которыхъ потомъ весьма увеличилось. Мы спрашивали этого челов;ка, при какихъ обстоятельствахъ и сколько было избито отцовъ, но онъ ничего не могъ разсказать намъ объ этомъ, ибо и самъ онъ слышалъ отъ другихъ только то, что жившіе въ Раи;; отцы избиты были вс; безъ исключенія, — отъ старшаго до младшаго. Спустя н;сколько часовъ, это изв;стіе подтвердилъ намъ и другой. А чрезъ н;сколько дней пришелъ, чтобы поселиться на Синайской гор;, одинъ изъ тамошнихъ иноковъ. Узнавъ о немъ, игуменъ Синайской горы, отецъ Дула, началъ тщательно разспрашивать его, желая въ подробности узнать о всемъ постигшемъ святыхъ отцовъ, также и о томъ, какимъ образомъ ему самому удалось спастись б;гствомъ. Тогда инокъ разсказалъ сл;дующее:


— «Я, отцы, немного жилъ съ ними, — только около двадцати л;тъ, — но были тамъ и такіе, которые жили подолгу: одни по сорока л;тъ, другіе по шестидесяти, а н;которые и по семидесяти. М;стность эта весьма ровная и очень широкая; въ длину она простирается на семьдесятъ поприщъ, съ востока ограничена горою, — какъ-бы какою либо ст;ною, — до самаго Чермнаго моря Фотина. Тамъ обитало много отшелышковъ, которые, согласно апостольскому слову (Евр. 11, 38), скитались по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущельямъ земли. У подошвы горы стояла церковь, въ которую еженед;льно собирались эти поистин; небесные мужи. Живя на земл;, они были похожи по душ; и образу жизни на ангеловъ. Т;ла свои они такъ изнуряли, — какъ будто то были не ихъ т;ла, а чужія; души же они украшали не одною какою-либо доброд;телью, но весьма многими. Желая изобразить ихъ страданія и смерть, вообще — все причиненное имъ б;сами искушеніе, не могу, возлюбленные, разсказать по порядку о вс;хъ ихъ доброд;теляхъ. Но я передамъ вамъ объ одномъ или о двухъ отцахъ, и этого будетъ довольно для васъ, чтобы им;ть понятіе о жизни и вс;хъ прочихъ.


Былъ между ними одинъ старецъ, по имени Моисей. Происходя по рожденію изъ сос;дней страны Фаранской Вещий Протей, онъ съ юности возлюбилъ иноческую жизнь. Онъ былъ настоятелемъ у жившихъ тамъ прежде отцовъ, пробывъ въ иночеств; семьдесятъ три года. Живя въ одной пещер;, по близости отъ монастыря, онъ поистин; былъ вторымъ Иліей ;есвитяниномъ Тата, ибо Господь подавалъ ему все, чего бы онъ ни просилъ у Него. Чудесными знаменіями и исц;леніемъ всякихъ бол;зней онъ обратилъ въ христіанство вс;хъ жителей, находившихся въ пред;лахъ фаранскихъ, равно какъ и изиаильтянъ, жившихъ въ этой стран;. Видя чудеса и совершаемыя Моисеемъ исц;ленія, вс; преисполнялись в;рой во Христа и, принимая крещеніе, вступали въ святую Церковь Христову. Много святый отецъ исц;лялъ и б;сноватыхъ, ибо, по благодати Христовой, им;лъ власть и надъ б;сами. Съ самаго начала своей подвижнической жизни онъ ни разу не вкусилъ хл;ба, хотя и им;лъ его въ небольшомъ количеств; для странниковъ; этотъ хл;бъ давали ему нав;щавшіе его Египтяне. Самъ же онъ довольствовался н;сколькими финиками и простой водой; изъ той же финиковой пальмы онъ приготовлялъ и одежду себ;; время проводилъ въ строгомъ молчаніи — какъ никто другой, — нарушая его лишь ради приходившихъ къ нему для испов;данія своихъ помысловъ; такихъ онъ принималъ со вниманіемъ и кротостію. Спалъ онъ очень немного, да и то уже посл; утренней службы, ночь же всю проводилъ безъ сна. Въ продолженіе всего Великаго поста, до самаго Великаго Четверга, онъ не говорилъ ни съ к;мъ. Во все это время пища его состояла приблизительно изъ двадцати финиковъ, питье — изъ одной кружки воды, и этого, по свид;тельству его ученика, часто доставало ему до самыхъ Страстей Христовыхъ Гоблин. Однажды, Великимъ постомъ, къ нему привели, для исц;ленія, Ведіана, начальника одного е;іопскаго племени, который былъ одержимъ нечистымъ духомъ. Когда подошли къ келліи старца на разстояніе одного поприща, нечистый духъ повергъ Ведіана на землю и началъ восклицать:


— «Горе мн;! къ кому ведутъ меня! ни на минуту не могъ я соблазнить и искусить этого челов;ка!»


Посл; такихъ словъ, онъ вышелъ изъ Ведіана, и тотъ тотчасъ выздоров;лъ, ув;ровавъ во Христа вм;ст; со многими другими, и потомъ удостоился святаго крещенія. Сл;довало бы разсказать вамъ и многое другое объ этомъ праведник;, но по недостатку времени, приходится умолчать. Онъ умеръ отъ руки напавшихъ на насъ варваровъ.


У этого дивнаго и блаженнаго отца былъ одноименный ему ученикъ, называвшійся тоже Моисеемъ. Будучи родомъ изъ ;иваидской страны Клио, онъ прожилъ при немъ въ безмолвіи сорокъ шесть л;тъ, ни въ чемъ не отступая отъ правилъ своего отца, и былъ прим;ромъ для прочихъ молодыхъ иноковъ. Вм;ст; съ нимъ первоначально жилъ и я, но потомъ, по причин; крайняго воздержанія его, отд;лился отъ него. Вм;ст; со святыми отцами и онъ былъ также убитъ. Весьма полезно было бы вспомнить и разсказать о жизни и доброд;теляхъ каждаго изъ этихъ отцовъ. Но, за недостаткомъ времени, умолчавъ о прочихъ, я скажу лишь объ одномъ еще праведник;.


Былъ между ними одинъ отецъ, по имени Іосифъ, родомъ Аналитинъ. Живя отъ моря на разстояніи двухъ поприщъ, онъ построилъ себ; своими руками жилище; онъ былъ челов;къ святой жизни и поистин; мужъ мудрый и доброд;тельный. Онъ пробылъ на томъ м;ст; около тридцати л;тъ; ученикъ его жилъ не вм;ст; съ нимъ, но недалеко отъ него въ другой келліи; Къ сему преподобному Іосифу пришелъ однажды за наставленіемъ одинъ изъ братій. Онъ постучалъ въ дверь, но, не слыша отв;та, заглянулъ въ оконце и увид;лъ старца стоящимъ посреди келліи какъ бы въ пламени съ головы до ногъ. Онъ упалъ отъ страха и лежалъ въ оц;пененіи, какъ мертвый, до двухъ часовъ. Придя въ себя, онъ с;лъ у дверей келліи. Погруженный въ богомысліе, старецъ не зналъ о случившемся. Въ пять часовъ братъ этотъ снова постучалъ. Старецъ впустилъ его и спросилъ:


— «Когда ты, сынъ мой, пришелъ?»


— «Часа четыре или больше, — отв;чалъ онъ, — прошло съ т;хъ поръ, какъ я пришелъ, но не стучалъ до сихъ поръ, чтобы теб;, отче, не пом;шать».


Святый старецъ догадался, что братъ знаетъ о бывшемъ съ нимъ; ничего онъ не сказалъ ему объ этомъ и, давъ ему душеполезное наставленіе, съ миромъ отпустилъ его. Но, по уход; этого брата, дивный старецъ, боясь челов;ческой славы, оставилъ свою келлію и скрылся. Спустя н;сколько дней, ученикъ его Геласій, придя въ келлію старца, уже не нашелъ его. Сколько потомъ онъ ни искалъ его въ той пустын;, вс; поиски его оставались тщетными. Съ горькими слезами возвратился онъ въ келлію старца и поселился въ ней, чтобы хотя въ этомъ найти ут;шеніе для своей души.


Прошло шесть л;ть, и вотъ однажды, въ девятомъ часу дня, кто-то постучался въ двери келліи. Выйдя, Геласій вдругъ увидалъ своего авву, стоящимъ около келліи. Изумленный неожиданному появленію его, онъ подумалъ, не духъ-ли это, но все же радостно сказалъ ему:


— «Сотвори, отецъ мой, молитву».


Старец; сотворилъ молитву, поц;ловался съ ученикомъ и потомъ сказалъ ему:


— «Хорошо ты сд;лалъ, сынъ мой, что сначала попросилъ о молитв;, ибо многоразличны бываютъ козни діавола».


Братъ сказалъ ему:


— «Почему захот;лъ ты уйти отъ отцовъ и оставить меня, своего сына, — и вотъ я до сихъ поръ былъ въ гор; и слезахъ?»


— «Сынъ мой! — отв;чалъ старецъ, — почему я уходилъ, сіе в;даетъ одинъ Богъ. Однако знай, что на самомъ д;л; до этого самаго времени я не покидалъ ни сего м;ста, ни тебя, и не было ни одной нед;ли, въ которую я не причащался бы въ церкви, вм;ст; съ отцами, святыхъ безсмертныхъ Таинъ Христа Бога нашего».


Братъ очень удивился, что старепъ жилъ среди нихъ, и никто не вид;лъ его.


— «Зач;мъ же ты, отецъ мой, теперь пришелъ ко мн;, сыну твоему?» — спросилъ онъ.


Старецъ отв;чалъ:


— «Уже настало, сынъ мой, время моей смерти, и я пришелъ, чтобы ты похоронилъ меня».


Преподавъ брату много душеполезныхъ наставленій и утвердивъ его въ благочестіи, старецъ поднялъ къ небу свои руки, помолился о немъ и потомъ съ миромъ почилъ о Господ;. Тотчасъ же, посл; того, какъ братъ разсказалъ намъ объ этомъ, мы собрались съ пальмовыми в;твями въ рукахъ, и съ п;сноп;ніями перенесли его въ церковь, при чемъ лицо почившаго сіяло, какъ въ древности — у пророка Моисея (Исх. 34, 29-30. 35). Мы похоронили его вм;ст; съ почившими раньше святыми и божественными отцами. Много и другаго я могъ бы еще разсказать вамъ, но не буду, ибо уже пора приступить къ разсказу о варварахъ: я вижу, что вы хотите знать, какъ они перебили святыхъ отцовъ.


Такъ доброд;тельны были эти блаженные отцы, которые, живя въ полной нищет;, твердо претерп;вали ради Господа всякія скорби и непрестанно пребывали въ молитв; и богомысліи. Вс;хъ насъ жило тамъ сорокъ три челов;ка. И вотъ однажды пришли къ намъ двое какихъ-то людей и сообщили, что изъ Е;іопской страны приплыло чрезъ море на корабл; множество варваровъ.


— «Они схватили насъ, когда мы плыли на лодк;, — говорили пришельцы, — взяли въ пл;нъ и стали говорить: покажите намъ дорогу къ городу, и мы пощадимъ за это вашу жизнь». Мы, противъ своей воли, должны были дать об;щаніе, но сами стали выжидать, не подуетъ ли южный в;теръ, чтобы намъ уплыть отъ нихъ. Съ Божіею помощію, намъ удалось ночью спастись на лодк; изъ ихъ рукъ. И вотъ мы предупреждаемъ васъ, чтобы вы побереглись на н;которое время, — какъ бы эти варвары не открыли вашего уб;жища и не перебили васъ; ихъ триста челов;къ».


Узнавъ объ этомъ, мы поставили при мор; сторожей, чтобы т; изв;стили насъ, когда увидятъ корабль. Сами же мы собрались на всенощную службу и молились, чтобы Господь послалъ намъ то, что служить на пользу душамъ нашимъ.


Въ первомъ часу ночи показался корабль съ поднятыми парусами, который направлялся къ намъ. Жившіе въ Фаран; міряне приготовились къ битв;, чтобы защищать своихъ женъ и д;тей. Ихъ было дв;сти челов;къ, не считая женщинъ и д;тей. Мы же собрались въ свою, обнесенную оградою, церковь. Корабль съ варварами, достигнувъ, подъ управленіемъ кормчихъ, пристани, оставался въ продолженіе ночи у западнаго берега, подъ прикрытіемъ горы, близъ источниковъ. При наступленіи утра, варвары, связавъ кормчихъ, удалили ихъ, оставивъ на корабл; только одного, а чтобы онъ не уплылъ съ кораблемъ, они оставили, для надзора за нимъ, своего товарища. Высадившись у источниковъ, они вступили въ бой съ м;стными жителями, и съ об;ихъ сторонъ было пущено очень много стр;лъ. Варвары, будучи бол;е опытными въ стр;льб;, поб;дили и обратили жителей въ б;гство, перебивъ изъ нихъ сто сорокъ семь челов;къ; остальные же уб;жали — кто куда могъ, при чемъ женъ и д;тей ихъ нечестивые варвары захватили себ;. Посл; этого они бросились, какъ дикіе зв;ри, на нашу, упомянутую выше, ограду, разсчитывая найти у насъ много золота. Окруживъ ст;ны ограды, они начали громко поносить насъ, нам;реваясь устрашить своими свир;пыми криками. Среди такого б;дствія и горя, мы не знали, что д;лать, — только плакали и взывали къ Богу. Одни изъ насъ переносили эту скорбь мужественно, другіе плакали, иные же молились и благодарили Бога; вс; же вм;ст;, ут;шая другъ друга, восклицали:


— «Господи, помилуй!»


Настоятель нашъ, святый Павелъ, сталъ среди церкви и сказалъ намъ:


— «Отцы и братія! послушайте меня, гр;шнаго и недостойн;йшаго изъ вс;хъ. Вс;мъ вамъ хорошо изв;стно, что мы по любви къ Господу нашему Іисусу Христу удалились изъ суетнаго міра и, пребывая въ этой суровой пустын;, удостоились понести Его благое иго въ голод;, жажд; и крайней нищет;. Всяческую земную суету презр;ли мы, чтобы удостоиться участія въ Небесномъ Царств; Его, и ничего другаго мы не желаемъ, какъ чтобы постигла насъ сейчасъ смерть. Зач;мь же намъ предаваться печали и скорб;ть, если нашъ Владыка хочетъ скор;е освободить насъ отъ этой суетной жизни и взять къ Себ;? не радоваться ли намъ должно, напротивъ? Радоваться и благодарить Господа должны мы, но отнюдь не унывать! Что можетъ быть для насъ бол;е любезнаго и сладостнаго, какъ созерцать славу Господню и вид;ть Его святый Божественный Ликъ? Отцы и братія! вспомните, какъ мы всегда величали и прославляли святыхъ мучениковъ, жившихъ прежде насъ, какъ, разсказывая другъ другу о страданіяхъ ихъ за имя Христово, пылали желаніемъ посл;довать имъ. Вотъ, наконецъ, время настало, и наше желаніе — пребывать вм;ст; съ ними въ будущей жизни — исполняется. Посему не унывайте, не скорбите и не бойтесь, но соберите вс; свои силы и ободритесь, съ твердостію примите смерть, и Богъ съ любовію приметъ васъ въ Свое Царство».


Иноки единогласно отв;чали:


— «Какъ ты сказалъ, честный отецъ, такъ мы и поступимъ, ибо что воздадимъ Господеви о вс;хъ, яже воздаде намъ? Чашу спасенія пріимемъ и имя Господне призовемъ (Псал. 115, 3-4).


Ставъ лицемъ къ востоку и поднявъ руки къ небу, святый отецъ нашъ возгласилъ:


— «Господи Іисусе Христе, Боже Вседержитель, упованіе и помощь наша! не забудь насъ, Своихъ недостойныхъ рабовъ, но вспомни о нашемъ б;дствіи и нашей скорби, ибо весьма прискорбна душа наша. Укр;пи насъ въ этотъ часъ б;дствія нашего, прими съ благоволеніемъ, какъ пріятную жертву, наши души, ибо Теб; подобаетъ слава и честь, нын; и всегда, и во в;ки в;ковъ».


И лишь только усп;ли вс; сказать: «аминь», тотчасъ же изъ святаго алтаря во всеуслышаніе раздался голосъ:


— «Пріидите ко Мн; вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы» (Мат;. 11, 28).


Страхъ и ужасъ напали на насъ отъ этого голоса, у вс;хъ ослаб;ли кол;на и сердца, ибо хотя духъ и бодръ, какъ сказалъ Господь (Мат;. 26, 41), плоть же немощна; такъ что мы уже отчаялись въ своей жизни и только обращали лица наши къ небу. Между т;мъ варвары, не встр;чая никакого сопротивлонія, перел;зли, съ помощію длинныхъ бревенъ, чрезъ ст;ны нашей ограды. Открывъ двери, они ворвались внутрь, съ обнаженными мечами въ рукахъ, подобно дикимъ волкамъ и хищнымъ зв;рямъ. Въ дверяхъ церкви сид;лъ одинъ святый, почтеннаго вида, старецъ, по имени Іеремія. Схвативъ его, они стали требовать:


— «Укажи намъ вашего начальника!»


Старецъ, нисколько не смутившись при вид; ихъ свир;пыхъ лицъ и обнаженныхъ мечей въ рукахъ, посмотр;лъ на нихъ и сказалъ:


— «Что вы устрашаете меня, враги Христовы? Ничего не скажу я вамъ о томъ, о чемъ вы меня спрашиваете».


Стоялъ тамъ по близости и настоятель. Варвары удивились см;лости этого мужа, — что онъ не только не боится ихъ, но еще бол;е раздражаетъ. Удивленіе ихъ перешло потомъ въ ярость. Они связали ему руки и ноги, поставили его посреди себя обнаженнымъ и стали пускать въ него стр;лы. Все т;ло праведника было изранено стр;лами. Возставъ, такимъ образомъ, мужественно на діавола и сокрушивъ главу змія, онъ прежде вс;хъ сподобился мученическаго в;нца и показалъ прим;ръ страданія старымъ и молодымъ.


Всл;дъ за этимъ, вышелъ къ варварамъ и святый отецъ нашъ Павелъ и, указывая на себя перстомъ, воскликнулъ:


— «Вотъ я, кого вы ищете!»


И мужественный рабъ Христовъ безбоязненно предалъ себя врагамъ. Онъ не хот;лъ и думать о т;хъ ранахъ и мукахъ, которыя причинятъ ему нечестивцы, прежде ч;мъ умертвятъ его.


— «Скажи намъ, — гд; у тебя спрятано золото»? — спросили они.


Онъ отв;чалъ имъ тихо и кротко, какъ всегда привыкъ говорить:


— «Пов;рьте мн;, что ничего земного я не пріобр;лъ во всю свою жизнь, кром; этихъ ветхихъ одеждъ, которыя вы видите на моемъ т;л;».


При этомъ, взявъ въ руку одежды, онъ показывалъ ихъ.


Тогда варвары изранили стр;лами все т;ло его и пробили голову камнемъ, приговаривая: «отдай свое богатство». Не достигши ничего, посл; долгихъ истязаній, они разрубили ему голову надвое, такъ что половины головы повисли на плечахъ, одна въ одну сторону, другая — въ другую. Получивъ множество и другихъ ранъ, онъ лежалъ мертвымъ у ногъ убитаго ран;е отца — второй, посл; него, поб;дитель діавола. Я же, недостойный, при вид; мучительной смерти святыхъ, ихъ крови и распростертыхъ на земл; т;лъ, испугался и сталъ искать м;ста, чтобы скрыться и потомъ спастись б;гствомъ. Зам;тивъ, что по л;вую сторону отъ церкви лежатъ сучья финиковой пальмы, я поб;жалъ туда и, пока варвары были заняты истязаніемъ святаго отца нашего Павла, усп;лъ спрятаться подъ ней. При этомъ я думалъ, что со мной непрем;нно будетъ одно изъ двухъ: или я скроюсь зд;сь и избавлюсь отъ смерти, или меня найдутъ зд;сь и убьютъ вм;ст; съ отцами. Нечестивые варвары, оставивъ двухъ упомянутыхъ отцовъ, когда т; умерли, ворвались въ церковь; неистово крича и размахивая мечами, они бросились на отцовъ и безпощадно перебили вс;хъ безъ исключенія, отъ стараго до малаго».


Разсказывая намъ объ этомъ, инокъ горько плакалъ и рыдалъ; его разсказъ, — передаетъ Аммоній, — вызвалъ и съ нашей стороны громкій плачъ и рыданіе. Плакали вс; много. Слезы, подобно ручьямъ, струились изъ нашихъ очей и омочали наши одежды.


— «О, братія, — продолжалъ со слезами этотъ инокъ свой разсказъ, — какъ мн; изобразить или какъ описать все горестное, что вид;ли глаза мои! Былъ тамъ одинъ великій отецъ, по имени Адамъ. У него былъ молодой ученикъ Сергій, л;тъ пятнадцати. Съ младенческаго возраста онъ воспитывалъ его, поучая иноческой жизни и борьб; съ б;сами. Варвары сжалились надъ красотой и молодостью Сергія, и не умертвили его. Они вывели его за руку вонъ и хот;ли взять съ собою. Юноша, видя, что его не хотятъ убивать вм;ст; съ отцами и братіями, но что онъ долженъ сопутствовать нечестивымъ варварамъ, горько плакалъ и рыдалъ. Потомъ, воспылавъ духомъ и отбросивъ всякій страхъ, онъ см;ло подб;жалъ къ варвару и, выхвативъ у него мечъ, ударилъ имъ въ плечо одного варвара; онъ хот;лъ возбудить этимъ противъ себя злобу варваровъ, чтобы они убили его. Желаніе его исполнилось. Обезум;въ отъ злобы, варвары изрубили его въ куски. Подъ ударами мечей онъ улыбался и говорилъ:


— «Благословенъ Господь, Который не предалъ насъ живыми въ руки гр;шниковъ», — и потомъ почилъ о Господ;.


Я вид;лъ все это и молилъ всемилостиваго и челов;колюбиваго Бога, чтобы нечестивые варвары не зам;тили меня, и чтобы, такимъ образомъ, было кому похоронить т;ла святыхъ.


Т;ла убитыхъ святыхъ отцовъ наполняли кровію всю святую церковь. Они приняли смерть безъ страха и скорби, радуясь и благодаря Бога за свою участь. Мысли ихъ были обращены къ своему Владык;. Чрезъ праведную жизнь они сод;лали себя храмами для Святаго Духа. Презр;въ прелесть и суету мірскую, они посл;довали одному Богу и, наконецъ, умерли за имя Его среди разнаго рода мученій.


Между т;мъ варвары, перебивъ отцовъ, стали объискивать весь монастырь, разсчитывая найти въ немъ много всякихъ богатствъ. Нечестивцы не знали, что святые отцы не заботились о пріобр;теніи ничего земнаго, но, живя во плоти, были подобны ангеламъ.


Пока все это происходило, я, хотя не им;лъ на себ; ни одной капли крови, лежалъ, однако, какъ мертвый. Я боялся, что варвары, ища сокровищъ, могутъ приподнять сучья. Часто я высматривалъ изъ-подъ нихъ, и ждалъ, когда, наконецъ, придутъ ко мн; и, найдя, убьютъ меня, какъ прочихъ. Смерть стояла предъ глазами моими, и я молилъ Бога спасти меня, если сіе угодно Ему. Д;йствительно, варвары подошли къ сучьям, но Богъ осл;пилъ ихъ сердца и глаза: вещь эта показалась имъ нестоющей вниманія, и они ушли. Зат;мъ, оставивъ мертвыхъ святыхъ отцовъ и не найдя никакой добычи, они снова возвратились къ пристани, чтобы отправиться моремъ въ свой путь. Но когда они пришли на м;сто, то нашли свой корабль разбитымъ, ибо оставленный для охраны корабля кормчій, перер;залъ, тайно отъ бывшаго съ нихъ варвара, веревку корабля. В;теръ прибилъ корабль къ берегу, и онъ разбился объ него, кормчій же, убивъ варвара, уб;жалъ и скрылся въ горахъ. Потерявъ корабль, варвары не знали, что имъ д;лать и какъ возвратиться въ свою землю. Въ отчаяніи и свир;пой злоб;, они бросились съ мечами на своихъ пл;нниковъ и перебили ихъ вс;хъ, не исключая женщинъ и д;тей, потомъ развели огонь и пожгли вс; финиковыя деревья.


Между т;мъ изъ города Фарана пришло множество отборныхъ воиновъ, числомъ до шестисотъ, ибо до нихъ уже дошелъ слухъ объ избіеніи святыхъ отцовъ въ Раи;;. Узнавъ объ этомъ, варвары приготовились къ битв; и, съ восходомъ солнца, встушли на берегу моря въ бой съ пришедшими. Съ об;ихъ сторонъ было пущено множество стр;лъ, при чемъ фаранскіе жители, какъ бол;е многочисленные, стали одерживать верхъ и перебили уже много варваровъ. Такъ какъ для посл;днихъ не было надежды на спасеніе, то они защищались и держались до девятаго часа. Ими было убито восемьдесятъ четыре фаранскихъ жителя, не считая многихъ раненыхъ. Варвары же пали вс; поголовно, отнюдь не сдаваясь врагамъ и не сходя съ своего м;ста. Пока это происходило, я, собравшись понемногу съ духомъ, выползъ изъ м;ста, въ которомъ скрывался. Когда я ощупалъ т;ла убитыхъ святыхъ, то оказалось, что умерли уже вс;, кром; лишь троихъ: Домна, Андрея и Оріона. Изъ нихъ Домнъ мучился жестоко отъ тяжкой раны въ боку. Андрей, хотя им;лъ и много ранъ, но не очень тяжелыхъ, почему и остался живъ. Оріонъ же совс;мъ не былъ раненъ. Варваръ ударилъ его мечемъ въ правйй бокъ, и мечъ, совс;мъ не коснувшись его т;ла, вышелъ чрезъ одежду съ л;вой стороны. Варваръ, думая, что Оріонъ убитъ, оставилъ его и обратился къ другимъ; Оріонъ же легъ между убитыми и лежалъ какъ мертвый. Вставъ теперь, онъ обходилъ вм;ст; со мною т;ла святыхъ, плача и рыдая о постигшемъ ихъ б;дствіи.


Посл; этого фаранскіе жители, оставивъ т;ла варваровъ у морскаго берега, на растерзаніе зв;рямъ и хищнымъ птицамъ, собрали т;ла своихъ друзей и съ плачемъ похоронили ихъ подъ нав;сомъ горы, гд; были источники. Потомъ они возвратились къ намъ; пришелъ съ ними и князь ихъ Ведіанъ, котораго, какъ раньше было сказано, преподобный Моисей исц;лилъ отъ б;снованія. Войдя вм;ст; съ нимъ въ церковь, мы рыдали, били себя въ грудь и горько плакали, видя стадо Христово поверженнымъ на землю, — подобно овцамъ, растерзаннымъ зв;рями. Почтенные старцы, украшенные честными с;динами, казались юными, подобно ангеламъ, ибо доброд;тельность ихъ жизни сіяла на ихъ лицахъ, какъ св;тъ утренней зари. Рабы и мученики Христовы лежали, покрытые страшными и тяжкими ранами: одинъ им;лъ рану отъ плеча до живота, другой лежалъ перерубленный пополамъ; у одного была отс;чена голова, у другого выколоты глаза, третьему отрубили руки и ноги, четвертому въ сердце вонзилось копье. Такъ скончались они вс; съ различными ранами на своихъ т;лахъ. При жизни, они всегда носили въ т;л; мертвость Господа Іисуса, чтобы и жизнь Іисусова открылась въ т;л; ихъ (2 Кор. 4, 10). Посл; богоугодно проведенной жизни, они просв;тились при кончин; своею кровію и причислились чрезъ то къ сонму святыхъ.


Мы собрали т;ла святыхъ въ одно м;сто. Благочестивый князь Ведіанъ принесъ, вм;ст; съ другими, изъ Фарана св;тлыя одежды, и мы похоронили тридцать девять святыхъ отцовъ. Вс;, кто оказался тамъ въ то время, взяли вербы и финиковыя в;тви и понесли честныя мощи святыхъ съ п;ніемъ псалмовъ, вм;ст; — и съ горькими слезами. Ихъ похоронили вс;хъ вм;ст;, кром; лишь Домна. Вышеупомянутый же Домнъ, по происхожденію римлянинъ, былъ еще живъ; къ вечеру же и онъ почилъ о Господ;. Его похоронили рядомъ со святыми отцами. Святые мученики Христовы скончались четырнадцатаго числа м;сяца января, въ девятомъ часу дня. Отецъ Андрей и отецъ Оріонъ колебались, не зная, на что р;шиться — оставаться ли тамъ, или уходить. Я же не могъ вынести печали и запуст;лаго вида этого м;ста, не могъ осилить слезъ объ убитыхъ отцахъ, и вотъ пришелъ къ вамъ, хотя благочестивый Ведіанъ и уговаривалъ меня остаться тамъ, об;щая часто пос;щать меня и приносить намъ все нужное. Прошу васъ, отцы, въ свою очередь, разсказать мн; о всемъ случившемся зд;сь, подобно тому какъ сами подробно узнали отъ меня обо всемъ».


— «Мы, — говоритъ Аммоній, — разсказали ему обо всемъ, что произошло зд;сь, и дивились чуднымъ судьбамъ Божіимъ, — какъ въ одинъ день и въ одно число и тамъ и зд;сь были убиты святые отцы, — и снова вс; вм;ст; стали плакать и рыдать. Преподобный отецъ нашъ Дула всталъ и сказалъ:


— «Возлюбленные мои! святые мученики, какъ избранные рабы Христовы, поистин; удостоились теперь, когда запечатл;ли свои подвиги мученическимъ в;нцомъ, блаженства въ Царств; Небесномъ, великой славы и чести. Мы же, уц;л;вшіе отъ недавняго б;дствія, позаботимоя о себ; и будемъ просить ихъ молитвъ за насъ ко Господу, чтобы и намъ унасл;довать вм;ст; съ ними Царство Небесное; теперь же вознесемъ благодарственное п;ніе Богу, спасшему насъ отъ руки варваровъ».


Такими словами онъ ободрилъ вс;хъ насъ, обратилъ въ радость печаль нашихъ сердецъ и ут;шилъ наши души.


Я, гр;шный Аммоній, съ помощію Божіею возвратился въ Египетъ и написалъ разсказъ обо всемъ этомъ. Я не пошелъ уже снова на прежнее м;сто, называемое К;ново, но поселился въ небольшой келліи, близъ Мемфія Наталья Мамченко. Живя въ ней, часто съ благогов;ніемъ я вспоминаю о мученіяхъ и подвигахъ преподобныхъ мучениковъ Христовыхъ. Вм;ст; съ ними, да подастъ Господь и намъ удостоиться участія въ Его Небесномъ Царств; и насладиться неизреченными и нетл;нными благами со вс;ми любящими Его, ибо Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, со Безначальнымъ Его Отцемъ, и Всесвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Его Духомъ, нын; и присно, и во в;ки в;ковъ, аминь.


Прим;чанія:
Лейт Гора Синай находится въ средин; Синайскаго полуострова; она представляетъ собою собственно группу горъ, состоящихъ изъ гранитныхъ скалъ, прор;зана и окружена крутыми и шероховатыми долинани; у арабовъ нын; называется горой «Туръ» или «Джебель-Туръ-Сина». Въ Ветхомъ Зав;т; при гор; Сина; Израильтяне вотупили въ зав;тъ съ Богомъ и получили огь Него запов;ди закона (Исх. гл. 20). Въ IV и V-мъ в;кахъ по Рождеств; Христов; гора Синай славилась обиліемъ христіанскихъ пустынножителей, жившихъ въ ущельяхъ и пещерахъ ея.
Мальвина Святый Петръ, патріархъ Александрійскій, правилъ церковію отъ 300 до 311 года; память его празднуется 25 ноября.
Алиса Влемміане — теперешніе бедуины, ливійскій разбойничій народъ, жившій на югъ и на западъ отъ Египта; этихъ варваровъ опасались даже римскіе императоры, такъ что Діоклитіанъ старался обезпечить себя отъ нихъ деньгами и уступкою земель.
Пиргъ (отъ греч. ;;;;;;) — кр;пость, башня; такъ назывались укр;пленныя сторожевыя м;ста въ монастыряхъ.
Нэт Хоривъ — гора въ пустын; Аравійской, западная возвышенность того же горнаго хребта, восточную часть которой составляотъ Синай. Зд;сь было явленіе Бога Моисею въ купин;, которая гор;ла и не огорала (Исх. гл. 3). Близъ этой горы находились и упоминаемыя зд;сь Кидаръ и Тефровилъ.
Станислав Козлов Измаильтяне — потомки Измаила, сына патріарха Авраама отъ Агари. (См. Быт. 25, 12 и сл;д.).
Лиса Раи;а — м;сто близъ Фарана на восточномъ берегу Краснаго моря, на разстояніи двухъ дней пути отъ Синая.
Фотина Чермное, или, такъ называемое, Красное море представляетъ собою длинный узкій проливъ Инд;йскаго моря, отд;ляющій Аравійскій полуостровъ отъ Египта и Азію отъ Африки.
Вещий Протей Фаранъ — пустыня и гористая страна между Палестиной, Египтомъ, Идумеей и Синайскимъ полуостровомъ. У горы Фарана явился Богъ въ Дух; Святомъ, сошедшемъ на 70 стар;йшинъ Израилевыхъ (Числ. 9, 10-30); зд;сь же скрывался Давидъ отъ пресл;дованій Саула.
Тата Илія ;есвитянинъ — славн;йшій изъ пророковъ ветхозав;тныхъ, родомъ изъ Галилейскаго города ;есви — въ кол;н; Неф;алимовомъ, ревностн;йшій чтитель Бога Истиннаго и грозный обличитель нечестія и идолопоклонства во времена Ахава в Іезавели, прославившійся многими чудесами. Онъ удостоился бес;довать съ Богомъ на гор; Хорив; (3 Цар. гл. 19); по чудесномъ переход; чрезъ Іорданъ, на огненной колесниц; взятъ живой на небо, перодавъ съ своею милотію даръ чудотворенія преемнику своему Елисею. Память св. пророка Иліи — 20 іюля.
Гоблин Т. е. до утрени Великой Пятницы, когда воспоминаются Страсти, т. е. страданія Христовы.
Клио ;иваида — область знаменитаго въ древности египетскаго города ;ивы; этимъ же именемъ назывался, по главному городу, и вообще весь верхній (южный) Египетъ.
Наталья Мамченко Мемфій или Мемфисъ — древняя могущественная столица Египта; — находился въ среднемъ Египт; у Нила между главной р;кой и ея притокомъ, омывавшимъ западную сторону города.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: М;сяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 427-444.
--------------


Житія святыхъ, на русскомъ язык;
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Январь.
День четырнадцатый.


Второе избіеніе преподобныхъ отцовъ въ Сина; и Раи;;.


Прошло много л;тъ посл; перваго избіенія преподобныхъ отцовъ Синайскихъ, и снова, во дни преподобнаго Нила Постника Лейт, варвары напали на Синайскую гору. Они кочевали въ пустын;, простиравшейся отъ Чермнаго моря, между Аравіей и Египтомъ, до Іордана, и проживали не въ городахъ и домахъ, но въ шатрахъ. Переходя съ м;ста на м;сто, они останавливались станомъ на бол;е продолжительное время тамъ, гд; находили хорошую воду и пастбище для своего скота. Средства къ жизни они добывали не какимъ либо ремесломъ, или торговлей, или землед;ліемъ, но — охотой на зв;рей, главнымъ же образомъ — разбоемъ. Вооруженные мечами, луками и копьями, они только т;мъ и занимались, что нападали на чужія селенія и производили разбой по дорогамъ.


Преподобные отцы, избравшіе себ;, для Бога, уединенную жизнь въ Синайской пустын;, жили — одни въ пещерахъ и каменныхъ ущельяхъ, другіе — въ небольшихъ келліяхъ, выстроенныхъ вблизи водныхъ источниковъ, иные же — при церкви. Питались они сырыми кореньями и финиками, равно какъ и овощами, встр;чавшимися въ той м;стности. Р;дко кто изъ нихъ вкушалъ хл;ба, ибо они проводили жизнь въ великомъ воздержаніи и строгомъ пост;: одинъ изъ нихъ вкушалъ пищу чрезъ день, два, или три дня, а были и такіе, которые подкр;пляли пищей свою немощную плоть только одинъ разъ въ нед;лю. Жизнь вс;хъ ихъ была подобна ангельской. Какъ-бы забывая о своемъ т;л;, они заботились о душ; своей и думали только о томъ, чтобы угодить Господу. Они служили Ему усердно и пламенно, славословя Его день и ночь. Непрерывно молясь и восп;вая псалмы, они вс; въ воскресный день собирались въ церковь и, проведя всю ночь въ молитв;, причащались по утру Божественныхъ Таинъ и потомъ, снова разошедшись по своимъ келліямъ, пребывали въ безмолвіи.


Былъ между ними и преподобный Нилъ Постникъ. Ран;е онъ занималъ м;сто епарха Мальвина въ Царьград; и живя въ честномъ супружеств; им;лъ двоихъ д;тей. Потомъ, по согласію съ своей женой, онъ оставилъ міръ: супруга Нила съ дочерью удалилась въ Египетъ и тамъ, въ одномъ изъ женскихъ монастырей, воспріяла иноческій образъ. А блаженный Нилъ съ сыномъ своимъ ;еодуломъ удалился на Синайскую гору; зд;сь онъ былъ очевидцемъ причиненнаго варварами б;дствія и впосл;дствіи описалъ это избіеніе святыхъ отцовъ. Живя на гор;, преподобный Нилъ им;лъ обыкновеніе пос;щать отцовъ, проживавшихъ въ окрестностяхъ. Однажды онъ спустился, вм;ст; съ сыномъ, съ горы и пришелъ къ отцамъ, которыхъ засталъ за общей трапезой. Пресвитеръ тамошній, блаженный ;еодулъ, сказалъ, между прочимъ, во время трапезы:


— «Кто знаетъ, придется ли намъ еще разъ до смерти, собраться вс;мъ вм;ст; за этой трапезой?»


Такъ сказалъ онъ, провидя духомъ близкое б;дствіе. На другой день, посл; утрени, варвары неожиданно напали на святое м;сто. Подобно неистовымъ псамъ, они окружили обитель и, потрясая воздухъ дикими криками, старались привести въ страхъ находившихся въ ней. Потомъ они бросились къ кладовымъ, гд; было собрано для постниковъ немного пищи, и хранились на зимнее время сушеные овощи, для подкр;пленія иноковъ, среди великихъ ихъ трудовъ. Прежде всего варвары разграбили эту пищу, потомъ устремились къ церкви, въ которой собрались отцы, вывели изъ нея вс;хъ вонъ, сорвали съ нихъ ветхія одежды и преклонныхъ л;тами старцевъ поставили нагими въ рядъ, чтобы удобн;е было убивать ихъ. Блаженному ;еодулу, пресвитеру святаго м;ста, который наканун; сд;лалъ предсказаніе о смерти, они приказали первому наклонить голову подъ мечъ; два, свир;паго вида, варвара стали съ обнаженными мечами по сторонамъ его. Наклонившись подъ мечемъ, онъ не обнаруживалъ никакого страха, лишь тихо сказалъ:


— «Благословенъ Господь!»


Оба варвара, одинъ за другимъ, ударили его; одна рана была отъ хребта и до челюсти, другая — отъ плеча до груди; праведникъ упалъ на землю. Посл; этого взяли и умертвили и другаго старца, который жилъ вм;ст; съ пресвитеромъ. У тамошняго пресвитера былъ въ услуженіи одинъ отрокъ; ему варвары приказали подбирать разсыпанные плоды, при чемъ они показывали видъ, — будто бы хотятъ пощадить его, какъ пригоднаго для услуженія. Когда же онъ нагнулся и сталъ подбирать плоды, одинъ изъ стоявшихъ позади варваровъ, извлекши незам;тно мечъ, нанесъ отроку жестокій ударъ и умертвилъ его.


Когда происходило избіеніе и другихъ отцовъ, н;которые изъ варваровъ, очевидно — по особому возд;йствію на нихъ Божію, дали рукою знакъ прочимъ инокамъ, чтобы они б;жали. Т;, которые были покр;пче т;лесными силами и могли б;жать, д;йствительно поб;жали, направляясь чрезъ долину къ малодоступной для варваровъ гор;. Собравъ свои силы, поб;жалъ съ ними и блаженный Нилъ и, такимъ образомъ, избавился отъ смерти. Сынъ же его ;еодулъ остался въ рукахъ варваровъ. Такъ какъ онъ былъ весьма красивъ лицомъ, то они не убили его, а, связавъ, взяли съ собою съ т;мъ, чтобы принести его въ жертву утренней зар;, которую почитали вм;сто Бога. Не зная истиннаго Бога, они не покланялись и идоламъ, не почитали никого изъ языческихъ боговъ; они служили лишь утренней зар; и всегда отдавали ей въ жертву лучшую добычу, чаще же всего закалали въ честь ея наибол;е красивыхъ изъ пл;нныхъ юношей, для каковой ц;ли они пощадили и сына преподобнаго Нила.


Разграбивъ и другія, находившіяся по сос;дству, иноческія обители и перебивъ въ разныхъ м;стахъ много святыхъ отцовъ, варвары ушли.


Нилъ Постникъ, взирая съ вершины горы на отведеніе въ пл;нъ сына и на жестокую смерть преподобныхъ отцовъ, безут;шно рыдалъ и съ плачемъ говорил;:


— «О, блаженные, трижды блаженные отцы! гд; теперь труды вашего воздержанія? Гд; непрерывное перенесеніе скорбей? получили ли вы в;нецъ за многіе подвиги ваши? Это ли награда за долговременное иночество? неужели вы тщетно проходили предлежавшій вамъ путь? справедливо ли терп;ть за доброд;тель б;дствіе? — Ибо Промыслъ Божій оставилъ васъ безъ помощи, когда убивали васъ, правда не защитила вашей невинности противъ убійцъ, но нечистая рука возмогла вооружиться на святыя т;ла, и нечестіе можетъ хвалиться, что оно поб;дило. Какъ не возжгла купина своего древняго пламени и не попалила беззаконниковъ (Исх. 3, 2)? Какъ земля не раскрыла своихъ устъ и не поглотила ихъ, какъ н;когда — Корея со вс;ми его единомышленниками (Числ. 16, 32)? Какъ не возгрем;ли раздававшіеся н;когда съ Синая страшные трубные звуки, молніи и громы (Исх. 19, 16), которые устрашили бы нечестивыхъ? — Но замедлило возмездіе Всемогущаго: ни убійцъ не поразилъ Онъ свыше, ни убиваемыхъ не избавилъ всесильною рукою, — чтобы варвары познали, при вид; чудесъ, непоб;димую силу Божію. Такъ безпомощно, подобно безсловеснымъ жертвамъ, пали святые отцы среди купины Алиса, на той самой гор;, съ которой былъ данъ законъ. Гд; была тогда та сила, которая потопила въ мор; Египтянъ и приготовила имъ гробъ на дн; моря (Исх. 14, 28)? — та сила, что побила каменнымъ градомъ враговъ израильтянъ и дала поб;ду своему народу безъ крови и труда (Нав. 10, 11)? Гд; скрылъ Свою помощь Всевышній, заградившій пасти львовъ, чтобы они не причинили вреда Даніилу (Дан. 6, 16), и угасившій, для вавилонскихъ отроковъ, силу огня, чтобы сд;лать чрезъ то явнымъ благочестіе ихъ (Дан. 3, 24)? Какъ же Онъ могъ скрыть доброд;тель сихъ рабовъ Своихъ, оставивъ ихъ беззащитными, какъ будто бы они вовсе не заслуживали Его помощи?»


Блаженный говорилъ такъ по причин; сердечной боли и великой скорби. Душа, пораженная тяжкими страданіями, склонна бываетъ иногда говорить многое безъ размышленія; ибо помощь Божія нер;дко оставляетъ праведниковъ, отдавая ихъ подъ власть мучителей на разнаго рода мученія и неповинную смерть, и это съ тою ц;лію, — чтобы доброд;тель ихъ явилась очищенною подобно золоту, в;ра ихъ возсіяла подобно св;тильнику, и чтобы они сподобились т;мъ большей награды на небесахъ. Несомн;нно, и сіи преподобные, вм;ст; съ избіенными ран;е отцами, причислены къ лику святыхъ мучениковъ и нын; прославляются во Царствіи Христовомъ.


При наступленіи вечера, преподобный Нилъ и другіе, спасшіеся вм;ст; съ нимъ, осм;лились сойти съ горы, чтобы предать погребенію т;ла перебитыхъ святыхъ. Преподобнаго ;еодула пресвитера они нашли еще дышащимъ и едва могущимъ говорить. Они сид;ли возл; него въ теченіе всей ночи и плакали. Старецъ же говорилъ имъ:


— «Не смущайтесь при вид; постигшаго насъ б;дствія, ибо сатана им;етъ обыкновеніе просить у Бога, чтобы Онъ попустилъ искусить т;хъ, которые стараются угодить Ему; подобнымъ образомъ онъ просилъ позволенія поразить б;дствіями Іова, у котораго погубилъ и д;тей. Но Господь-Подвигоположникъ знаетъ, для чего предаетъ во власть врага Своихъ подвижниковъ: сіе Онъ д;лаетъ для того, чтобы дать терп;ливымъ страдальцамъ величайшую награду. Если Іову Господь воздалъ вдвое противъ того, что онъ потерялъ (Іов. 42, 10), то любящихъ Его и ради Него страдающихъ ожидаетъ несравненно большее — ихже око не вид;, и ухо не слыша, и на сердце челов;ку не взыдоша» (1 Кор. 2, 9).


Говоря такъ и простившись съ окружающими, старецъ скончался и былъ погребенъ, вм;ст; съ прочими убитыми отцами, еще до восхода солнца. Т;мъ временемъ явился въ обитель одинъ юноша, уб;жавшій отъ варваровъ. То былъ рабъ боярина Магедона, которому случилось быть тогда въ этихъ м;стахъ по д;ламъ народнаго правленія. Этого боярина варвары схватили гд;-то на дорог;, вм;ст; съ сыномъ его. Ограбивъ ихъ, они убили сначала сына на глазахъ у отца, а потомъ умертвили и его самого. Юноша же, находившійся въ числ; рабовъ его, спасся б;гствомъ и явился въ разгромленную обитель, трепеща отъ страха, какъ будто бы за нимъ гнались и настигали его. Святый Нилъ сталъ разспрашивать этого юношу, какъ ему удалось б;жать. Тотъ разсказалъ:


— «Я былъ связанъ вм;ст; съ твоимъ сыномъ; вчера варвары начали говорить между собой и сов;щаться — (какъ мн; тайно разсказалъ одинъ изъ пл;нниковъ, знающій ихъ языкъ), — чтобы, при наступленіи утра, принести въ жертву утренней зар; насъ обоихъ, — меня и твоего сына, для чего они уже соорудили и жертвенникъ изъ камней и возложили на него дрова. Я сообщилъ объ этомъ твоему сыну и говорилъ ему, что если мы не спасемся б;гствомъ, то намъ уже не вид;ть бол;е восхода солнца. Онъ же, изъ боязни быть пойманнымъ, остался, говоря:


— «Если такъ угодно Богу, то невозможно изб;жать смерти и укрыться, — даже если бы кто скрылся въ самыхъ неприступныхъ и тайныхъ м;стахъ».


Я же глубокою ночью, пользуясь т;мъ, что варвары, сильно упившись съ вечера, кр;пко спали, освободился отъ связывавшихъ меня веревокъ и выбрался ползкомъ, подобно зм;;, далеко за пред;лы ихъ стана, а потомъ, вставъ на ноги, стремительно поб;жалъ и, подгоняемый страхомъ, несся, какъ на крыльяхъ. Я боялся, какъ бы они, зам;тивъ мой поб;гъ, не погнались и не настигли меня; даже и сейчасъ еще я не могу освободиться отъ страха и трепета: жестокія мученія, которымъ подвергали варвары въ моемъ присутствіи другихъ, живо стоятъ въ ум; моемъ, и я какъ бы сейчасъ вижу ихъ своими глазами».


И разсказалъ юноша тотъ о убіеніи многихъ святыхъ отцовъ.


— «На одномъ привольномъ м;ст;, — говорилъ онъ, — гд; была вода, варвары остановились на отдыхъ. И вотъ они увидали въ гор; небольшую пещеру. Бросившись къ ней, они вывели оттуда старца почтеннаго вида, котораго потащили съ горы и побили камнями. Потомъ, пройдя немного еще, схватили и побили камнями одного молодаго инока — худощаваго и съ бл;днымъ лицомъ. Посл; этого имъ встр;тилось густо заросшее л;сомъ м;сто съ небольшой пещерой, въ которой спасался одинъ пустынникъ; онъ былъ молодъ годами, но старъ по великимъ качествамъ своей души. Когда варвары потребовали, чтобы онъ вышелъ вонъ и отдалъ имъ свою одежду, пустынникъ отв;чалъ:


— «Жилище мое, въ которомъ я проводилъ свою жизнь, пусть будетъ и гробомъ моимъ; зд;сь меня убейте. Одежды же своей я не сниму, чтобы не вид;ть своей наготы, на которую я не смотр;лъ до сихъ поръ. Сами снимите ее, когда убьете меня, — тогда я буду мертвъ и ничего не буду знать о себ;».


Варвары снова обратились къ нему и потребовали, чтобы онъ указалъ тайные монастыри въ той пустын;, об;щая пощадить ему за это жизнь. Но онъ отв;чалъ:


— «Хотя я и знаю м;ста, гд; живутъ святые мужи, однако не скажу вамъ, ибо не хочу быть предателемъ рабовъ Божіихъ».


Мужество и см;лость пустынника привело въ ярость нечестивцевъ, и они, проникнувъ въ пещеру, изрубили его мечами въ куски. Пройдя еще дал;е пустынею, они встр;тили троихъ отцовъ и, бросившись на нихъ, убили ихъ мечами. Потомъ они увид;ли издалека два монастыря, находившіеся на небольшомъ разстояніи одинъ отъ другаго. Разд;лившись на два отряда, они направились къ нимъ, но что они сд;лали тамъ, какъ и кого изъ отцовъ убили, этого я не знаю (такъ говорилъ тотъ юноша, спасшійся б;гствомъ); вид;лъ я только издали, какъ одинъ инокъ б;жалъ, а варвары, пресл;дуя, поражали его стр;лами; потомъ, когда онъ упалъ обезсиленнымъ, умертвили его мечами и копьями. Въ сл;дующую зат;мъ ночь я уб;жалъ, какъ о томъ сказалъ вамъ ран;е. Что стало съ твоимъ сыномъ, — Богъ знаетъ. Я оставилъ его живымъ, но безъ надежды на жизнь, ибо, съ появленіемъ утренней зари, онъ непрем;нно долженъ былъ умереть, будучи принесенъ ей въ жертву».


Услышавъ это, преподобный Нилъ неут;шно плакалъ и рыдалъ о смерти своего сына. Больше всего удручало его то, что сынъ его долженъ быть закланъ нечестивцами въ жертву. Онъ взывалъ къ Богу такими словами:


— «Господи мой, Господи Боже отцовъ! ради родившей Тебя Пречистой Богоматери, ради Твоей благости, — не попусти сыну моему погибнуть отъ руки варваровъ!»


И Богъ, Своимъ особымъ промышленіемъ, сохранилъ отрока ;еодула невредимымъ. Варвары кр;пко проспали до самаго восхода солнца. Проснувшись и видя, что утренняя зв;зда уже скрылась, и что одинъ изъ оставленныхъ для жертвы отроковъ уб;жалъ, они не стали совершать обычнаго жертвоприношенія, но повели оставшагося отрока въ свою сторону. Между т;мъ жители Фарана послали своихъ в;стниковъ къ агарянскому князю Аману съ жалобой на его разбойниковъ, — что они, въ нарушеніе мирнаго договора, напали на иноковъ и причинили имъ такое зло. Въ то время блаженный Нилъ пошелъ съ оставшимися въ живыхъ отцами въ пустыню, чтобы, отыскавъ т;ла убитыхъ святыхъ, предать ихъ погребенію. И оказалось, что въ Ве;рамв; убитъ Проклъ, въ Ге;; Ипатій, Исаакъ былъ убитъ въ монастыр;, по имени Салаилъ, Макарій и Маркъ были убиты въ сос;дней пустын;, Веніаминъ — за Елимомъ, Евсевій въ ;ол;, Илія въ Аз; ; посл;дняго они нашли еще дышащимъ, — и принесли и положили его въ келліи, а сами возвратились для погребенія другихъ. Когда же возвратились, то нашли и его умершимъ возл; сосуда съ водою: мучимый жаждою, по причин; многихъ ранъ, онъ, — лишь только вкусилъ воды, — тотчасъ упалъ и умеръ. Предавъ погребенію вс;хъ, кого могли найти, они отправились въ Фаранъ, чтобы узнать, какія изв;стія принесутъ посланные отъ агарянскаго князя. Когда они входили въ городъ, то одновременно возвратились и скороходы съ мирнымъ отъ князя посланіемъ. Въ немъ онъ давалъ об;щаніе немедленно наказать и предать смерти разбойниковъ, которые осм;лились на такія злод;янія; фаранскимъ же жителямъ приказывалъ идти къ нему безбоязненно и брать безъ выкупа пл;нниковъ своихъ, кого застанутъ въ живыхъ. Жители Фарана собрались и отправились къ агарянскому князю; пошелъ вм;ст; съ ними и блаженный Нилъ, чтобы узнать о своемъ сын;, — живъ ли онъ въ пл;ну, или уже умеръ отъ руки варваровъ. И узналъ онъ, что сынъ его живъ. Онъ былъ проданъ въ город; Емесу Нэт, епископъ же этого города выкупилъ его и сд;лалъ своимъ клирикомъ. О всемъ этомъ самъ преподобный Нилъ Постникъ подробно говоритъ въ своемъ слов;. Придя туда, преподобный нашелъ своего сына невредимымъ и здоровымъ. Весьма ут;шенный этимъ, онъ благодарилъ Бога. Епископъ принялъ его съ любовію, уб;дилъ его принять пресвитерскій санъ и потомъ обоихъ ихъ, — преподобнаго Нила и его сына ;еодула, — съ честію отпустилъ къ себ; домой. Они пошли на Синайскую гору, къ своему прежнему м;стопребыванію, и прожили тамъ немало л;тъ Станислав Козлов, усердно служа своему Владык;, Господу нашему Іисусу Христу, предъ Которымъ сподобились потомъ, вм;ст; съ ликами преподобныхъ отцовъ, предстать на небесахъ, славя Бога во в;ки, аминь.


Прим;чанія:
Лейт Память преподобнаго Нила Постника — 12-го ноября.
Мальвина Епархъ — начальникъ города или области.
Алиса Купина — терновый кустарникъ, отъ котораго получила названіе и покрытая имъ гора Синай.
Зд;сь разум;ются м;стности близъ пустыни Фарана и Синайскаго полуострова, на восточномъ берегу Краснаго моря.
Нэт Емеса — городъ въ Сиріи, на востокъ отъ р;ки Оронта, впадающей въ Средиземное море.
Станислав Козлов Преподобные Нилъ и ;еодулъ скончались въ мир; въ V в;к;. Т;ла ихъ Императоромъ Іустиномъ Младшимъ перенесены въ Царьградъ и положены въ церкви святыхъ апостоловъ въ Орфанотрофіи (страннопріимный домъ).


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: М;сяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 445-452.




Другие статьи в литературном дневнике: