Иоанн Кронштадтский молитвенник земли Русской.

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Союз Русского Народа.
"...А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, – конец міра близок."




Святой пастырь Руси праведный Иоанн Кронштадский, освещая знамёна «Союза Русского Народа», напомнил: «как тело без души мертво, так и Россия без всепросвещающей Православной Веры и жизнетворной Самодержавной Власти мертво». В своей телеграмме, присланной к Съезду монархистов-черносотенцев, Св.Иоанн писал: «Восторженно слежу за речами и деяниями Съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества»...

В своей телеграмме, присланной к Съезду монархистов-черносотенцев, Св.Иоанн Кронштадтский писал: «Восторженно слежу за речами и деяниями Съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества».



Иоанн Кронштадтский – молитвенник земли Русской



Св. прав. Иоанн Кронштадтский († 20 дек. 1908) уже при жизни почитался православным народом как Всероссийский Пастырь, как "святой батюшка".



Будучи еще студентом Петербургской духовной академии, Иван Сергиев видел, что люди в столице, просвещенные ранее светом Христовым, забыли Бога и сделались дикарями. И тогда в 1855 г. он выбрал священнический путь среди городских неоязычников из христиан и понес людям слово любви и свои святые молитвы.



Свой долг пастыря отец Иоанн видел в духовно-нравственном врачевании погибающих людей. Он сурово обличал неверие, богоборчество, сектанство, предвидя грядущие скорбные испытания для России и русского народа. «Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколеблемой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного.



А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, – конец міра близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами», – пророчествовал о. Иоанн.



В годы так называемой "первой революции" отец Иоанн стал для нее могучей духовной преградой. Он четко видел в стане революционеров и наиболее активное ядро из представителей самого антихристианского народа, не раз называя его своим именем. Но и о русских либералах высказывался откровенно:



«Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, - те не христиане, они только званые, и погибнут, если не раскаются» (2.10.1908). ("Моя жизнь во Христе").



Всероссийский батюшка активно поддержал простых русских людей, стихийно выступивших в смутные годы "первой революции" на защиту православной государственности. Он благословил создание Союза Русского Народа и вступил в него рядовым членом (членский билет № 200787). При вступлении в СРН он собственноручно подписал такое заявление:



"Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, - прошу зачислить меня как единомышленника".



alt


26 ноября 1906 г. в Юрьев день памяти св. Георгия Победоносца, небесного покровителя Союза, о. Иоанн лично присутствовал на обряде торжественного освящения хоругви и знамени СРН в Михайловском Манеже. Отец Иоанн с благоговением поцеловал знамя и вручил его преклонившему колена главе Союза Дубровину. В адрес участников III Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве в октябре 1906 г. он прислал приветственную телеграмму: "Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества".



В октябре 1907 г. решением Главного Совета Союза о. Иоанн был избран пожизненным почетным членом. "Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа избрал тебя единогласно в свои почетные члены", - говорилось в решении Главного Совета. Отец Иоанн Кронштадтский и материально поддерживал Союз, он передал в виде взноса большую по тем временам сумму в 10 тысяч рублей.



Отец Иоанн призывал народ вести борьбу против революционеров по-христиански и осуждал безсмысленное насилие, какими выглядели еврейские погромы. Однако погромы часто провоцировались намеренно теми, кто хотел использовать их в своих политических и революционных целях – и в этом о. Иоанн тоже честно разобрался. Строго осудив поначалу, под воздействием еврейской печати, русско-молдавских участников Кишиневского погрома в 1903 г., позже он опубликовал заявление: «Взываю къ христiанамъ кишиневскимъ:



простите исключительно только къ вамъ обращенную мною укоризну въ совершившихся безобразiяхъ. Теперь я убежденъ изъ писемъ очевидцевъ, что нельзя обвинять однихъ христiанъ, вызванныхъ на безпорядки евреями, и что въ погроме виноваты преимущественно сами евреи... Я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того буйства, увечiй, которыя ознаменовали 6-е и 7-е числа апреля. Уверился я, что христiане въ конце-концовъ остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными отъ своихъ и чужихъ собратiй» (журнал ”Наблюдатель”, 1903г., №6, стр.48, 49).



Богословские суждения о. Иоанна в вопросе иудаизма были также точно выверены и далеки от царившей в обществе и даже среди духовенства "филосемитской повинности": «Весь Израиль спасется (Рим. 11:26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, как Нафанаил, о котором Господь сказал: Се воистинну израильтянин, в немже льсти несть (Иоан. 1, 47). Вот какие израильтяне спасутся. Евреи в большинстве за свое лукавство и безчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут" ("Последний дневник").



Вся жизнь о. Иоанна – образец православного христианина, священника Божия, который не покорился "бедным и немощным началам" материальным, как и духу міра сего в образованных слоях, а жил в Боге и для Бога как народный молитвенник и праведник, как монах в міру, в тяжкий период обострения духовной брани столь дивно спасавший душу свою и тысяч людей вокруг себя.



Страдальцы православные говорили себе: труден путь нашего спасения... Но все же этот путь, и при нынешних условиях нашей жизни, проходим. Жизнь дорогого батюшки Кронштадтского подтверждает это: он не в затворе спасался; не удален был от міра, а жил, работал в самом центре его, в обычных наших "мірских" условиях, подвергаясь непрерывным нападкам врагов Православия... На это бежала посмотреть толпа народная, со всей России бежала - алчущая правды, плачущая о грехах. Она, видя немощи свои, хотела хоть чуточку духовно обогреться около того, вся жизнь которого была "во Христе", который для русского народа более полусотни самых тяжких предреволюционных лет, когда враги Христовы пошли в наступление на Русь Святую, был своего рода духовным "костром", к которому стремились перезябшие в греховной суете люди.



По молитвам о. Иоанна совершались чудесные исцеления тысяч людей. И к нему шли за благодатным врачеванием не только православные, но и иноверцы, и магометане, и даже порою отчаявшиеся иудеи.



Его святость видел и Государь Александр III. Именно отца Иоанна Царь пригласил в Ливадию в октябре 1894 г., предчувствуя свою кончину. Отец Иоанн писал позже, что он «оставался в Высочайшем присутствии до самой блаженной кончины Государя... Государь Император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу его, и когда я держал, Его Величество сказал мне: "Вас любит народ". - "Да, - сказал я, - Ваше Величество, Ваш народ любит меня". Тогда он изволил сказать: "Да, потому что он знает, кто вы и что вы" (точные его слова)».



Отец Иоанн скончался 20 декабря 1908 г. и был погребен в основанном им Ивановском монастыре, близ реки Карповки в Санкт-Петербурге.



Император Николай II скорбел, что "угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник", и через 3 недели после кончины о. Иоанна издал Высочайший Рескрипт, в котором выразил пожелание ежегодно ознаменовывать день кончины отца Иоанна молитвенным поминовением, положив этим основу для его причисления к лику святых.



Прославление его состоялось в Русской Православной Церкви за границей в 1964 г. (Святителем Филаретом-Исповедником) , в Московской Патриархии – в 1990 году.






Праведный Иоанн Кронштадтский и Император Николай II



Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях выступал и говорил о роли Царя державногo: «... носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия - не Россия...»Между Государем Николаем II и Всероссийским пастырем существовала незримая тесная духовная связь.

Святой Иоанн Кронштадтский в речи, произнесенной в день тезоименитства цесаревича Николая, сказал: «Святителю отче Николае! Молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всех христианских и царственных добродетелях тезоименитого тебе Благоверного Государя Цесаревича Николая Александровича, наследника престола православной России».



Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Крыму, где во дворце Ливадии отец Иоанн Кронштадский находился у постели тяжелобольного царя Александра III.



К отцу Иоанну подошел под благословение Цесаревич Николай Александрович и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии государя Александра III.



О своей первой встрече будущий Государь Николай II записал в дневнике: «Познакомился и разговаривал с отцом Иоанном. День стоял чудный».


Из дневника Цесаревича видно, как в эти скорбные для России дни молился святой праведный Иоанн Кронштадтский.



10 октября - «Папа был слабее сегодня, и приезд Аликс, кроме свидания с отцом Иоанном, утомили его».



12 октября - «В 10.30 большая часть семейства отправилась пешком в Ореандскую церковь к обедне, которую служил отец Иоанн. Он очень резко делает возгласы, как-то выкрикивает их - он прочел свою молитву за Папа, которая произвела сильное впечатление на меня».



17 октября - «Утром Папа причастился святых Таин у отца Иоанна. От волнения он себя чувствовал слабым, кроме того он ночью мало спал».



20 октября - «Около половины трех он причастился святых Таин; вскоре начались легкие судороги, и конец быстро настал! Отец Иоанн больше часу стоял у его изголовья и держал за голову. Это была смерть святого!»



В 16 часов 2 ноября 1894 г. пушечный салют возвестил, что новый монарх Николай Александрович Романов воссел на Всероссийский престол.



В газете «Новое время» была опубликована статья отца Иоанна Кронштадтского. Вот строки из нее: «Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеление своему Царю, но вымолила зато тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную его жизнь, - а это дороже всего. Теперь люби также его Наследника, Императора Николая Александровича, получившего от державного отца своего завет - идти по следам его».



27 мая 1896 г. в Москве в Успенском соборе Кремля прошло венчание и коронация Государя Императора Николая II , куда был приглашен отец Иоанн Кронштадтский.



Отец Иоанн присутствовал и молился на крестинах нескольких детей государя Николая II.


Великий князь Олег Константинович Романов в своих воспоминаниях о крестинах Цесаревича Алексия сообщает: «Началось богослужение. Служили митрополит Антоний, отец Янышев и отец Иоанн Кронштадтский; были еще два архимандрита, два диакона и два псаломщика - все в золотых ризах. Государь был в форме атаманцев».



Протопресвитер Иоанн Янышев был духовником государя Александра III.



Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и поучениях выступал о роли Царя державного, защитника веры и Отечества. В проповеди 14 мая 1897 г. Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского».



Во время болезни Иоанна Кронштадтского Государь Николай II позвонил по телефону в Дом трудолюбия с целью осведомиться о его здоровье. В телеграмме, направленной в Кронштадт, Государь пишет: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровья и сил, также дождаться радостного дня для освящения Морского собора. Николай».



В 1905 г. Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни - Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».



С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Оно было положено императорским рескриптом от 12 января 1909 г. Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины.



Кроме того Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Большевистский переворот 1917 года перечеркнул все планы...



Общественно-исторический клуб


«Белая Россия»



ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО



«Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время...»



«Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные, - псалом 2), если не обратятся и не покаются, а Церковь останется непоколебимою до скончания века...».



«Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, - то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его» (Матф. 21:42-43).



ПРЕДСКАЗАНИЕ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО О ВОССТАНОВЛЕНИИ РУСИ



«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».


«А носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия - не Россия...»



МОЛИТВЕННОЕ ПРОШЕНИЕ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО



Отче наш, Иже еси на Небесех!


Да святится Имя Твое в России


Да придет Царствие Твое в России!


Да будет Воля Твоя в России!


Ты насади в ней веру истинную, животворную!


Да будет она царствующею и господствующею в России!


А не уравненную с иноверными исповеданиями и неверными.


Да не будет сего уравнения с неравными,


Истинного исповедания не имеющими!


Истина не может быть сравнена с ложью


И правда веры с неправыми исповеданиями


Истина Господня пребывает во век.



... Горе нам, если под грузом тягот и лишений нынешней смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившихся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за веру и верность, самоотверженность и готовность к безкорыстной жертве.


Тяжко смотреть на разорение Державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадского старца:



«Да подумайте же вы, русский народ, трезво - к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим Промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправтесь... Господи Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных!



Устрой и утверди русское царство с Русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, какой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют Державы Российской инородцы, и иноверцы, и инославные! Сохрани целость Державы Российской и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою!»



Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая ко Господу об избавлении от страшной напасти - от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь: «Отче наш!... Не введи нас во искушение, но ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО...».



Из книги «Русская Симфония»


Митрополит Иоанн (Снычев)




Другие статьи в литературном дневнике: