Сказание о десной руке Крестившего Господа

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

.Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая, часть первая: Месяц Январь. М., 1904.


Посл; ус;кновенія беззаконнымъ царемъ Иродомъ главы святаго Іоанна Предтечи, Крестителя Господня, его честное т;ло погребено было его учениками близъ могилы пророка Елиссея въ знаменитомъ самарійскомъ город; Севастіи. Когда же святый евангелистъ Лука, пропов;дуя Христа и обходя многія страны и города, пришелъ въ Севастію, им;я въ виду отправиться отсюда въ свой отечественный городъ — Антіохію, то сему апостолу пришло на мысль взять съ собою и отнести въ Антіохію т;ло святаго Предтечи, Іоанна Крестителя. Оно было нетл;нно и ц;ло, но взять его было нельзя, потому что жители Севастіи очень чтили мощи Крестителя и бережно ихъ хранили. Посему святый евангелистъ Лука могъ отд;лить отъ святаго т;ла Предтечи только правую руку, крестившую Владыку нашего Господа Іисуса Христа; ее то онъ и принесъ съ собою въ свой городъ Антіохію, какъ н;кое драгоц;нное сокровище, которымъ онъ хот;лъ возблагодарить Антіохію за воспитаніе свое, полученное имъ въ этомъ город;. Съ того времени святая рука Крестителя въ великимъ благогов;ніемъ была хранима антіохійскими христіанами, ибо отъ нея совершалось не мало чудесъ. По прошествіи долгаго времени, на царскомъ престол; возс;лъ Юліанъ Отступникъ Лейт, который явно отрекся отъ Христа и кланялся идоламъ. Онъ сталъ пресл;довать Церковь Божію такъ же, какъ и языческія императоры, пресл;довавшіе христіанъ раньше его, и не только гналъ и умерщвлялъ живыхъ христіанъ, но возсталъ съ яростію и противъ умершихъ: останки святыхъ, пострадавшихъ за святую в;ру, онъ вынималъ изъ гробовъ и сожигалъ, а храмы Божіи и всякія святыни обращалъ въ пепелъ. Однажды онъ явился и въ Антіохію, частію для того чтобы принести тамъ гнусныя жертвы своему мерзкому богу, Аполлону Мальвина, идолъ котораго находился близъ города, въ м;стности именовавшейся Дафне, частію для того, чтобы пресл;довать христіанъ и сожечь т; святыни ихъ, какія ему удалось бы найти. Христіане антіохійскіе, услышавъ о его прибытіи, посп;шили сокрыть святую руку Крестителя въ одной городской башн;, называвшейся Гонія, чтобы гонитель не причинилъ ей безчестія и не сжегъ бы ее. Юліанъ, явившись въ Антіохію и причинивъ зд;сь много зла христіанамъ, сталъ отыскивать руку Крестителя, а когда его поиски оказались напрасными, то послалъ приказъ въ Палестинскій городъ Севастію о томъ, чтобы все т;ло Крестителя, — находившееся тамъ, за исключеніемъ головы и руки, — а равно и гробница съ храмомъ Крестителя были преданы разрушенію и огню, что и было исполнено, какъ сообщаютъ историки Никифоръ и Кедринъ Алиса. Впрочемъ блаженный Симеонъ Метафрастъ сообщаетъ, что сожжено было не Крестителево т;ло, а чье-то другое, ибо патріархъ Іерусалимскій, узнавъ заблаговременно о приказ; Юліана, тайно взялъ изъ гроба мощи Крестителя и послалъ ихъ на сохраненіе въ Александрію Нэт; вм;сто нихъ же онъ положилъ кости одного мертвеца, и эти посл;днія были сожжены, по словамъ Метафраста, вм;сто мощей Крестителя, съ гробомъ его и храмомъ.


Когда беззаконный тотъ царь погибъ и истинная в;ра снова возсіяла въ мір;, то и рука святаго Предтечи была вынута изъ башни, въ коей скрыта была, какъ-бы св;тильникъ изъ подъ спуда. Снова христіане стали воздавать ей почитаніе и снова стали совершаться отъ нея чудеса, какъ и прежде. Изъ этихъ чудесъ сообщимъ о сл;дующемъ.


Въ пред;лахъ Антіохійскихъ гн;здился великій и страшный зм;й, котораго язычники обоготворяли и которому какъ богу ежегодно приносили жертвы. Въ эту жертву обыкновенно назначаема была особо избиравшаяся непорочная д;вица, которая и отдавалась на съ;деніе зм;ю, въ присутствіи всего народа, смотр;вшаго на это зр;лище съ особыхъ м;стъ, построенныхъ невдалек; отъ пещеры, гд; жилъ зм;й. Зм;й же выползалъ изъ пещеры и производилъ всеобщій ужасъ своимъ страшнымъ видомъ, шип;ніемъ и широко отверстою пастью, а потомъ хваталъ представленную ему жертву и, терзая ее своими губами, пожиралъ. Для такой жертвы дочери антіохійскихъ гражданъ были назначаемы по жребію. Въ одинъ годъ жребій этотъ палъ на дочь одного антіохійскаго христіанина. Христіанинъ этотъ молилъ со слезами Христа Бога и Его святаго Крестителя объ избавленіи его дочери отъ лютой смерти. Когда наступалъ уже самый день того гнуснаго праздника, отецъ съ воплями и рыданіями вопіялъ къ Богу и призывалъ на помощь святаго Іоанна Крестителя. Въ это время онъ пришелъ ко храму Іоанна Крестителя, гд; хранилась рука Крестителя, и усердно просилъ ключаря, чтобы тотъ отперъ ему храмъ и пустилъ его поклониться той честной и святой рук;. Сіе же д;лалъ онъ съ тайною ц;лію, для достиженія которой онъ положилъ за пазуху н;сколько золотыхъ монетъ. Когда онъ сталъ совершать поклоны предъ ковчегомъ, въ которомъ была хранима та святая рука, то какъ-бы нечаянно просыпалъ изъ-за пазухи золотыя монеты. Ключарь, который любилъ деньги, бросился подбирать монеты, а въ это самое время христіанинъ тотъ, лобызая святую руку Крестителя, тайно откусивъ зубами одинъ составъ малаго перста, спряталъ его и, помолившись вышелъ, неся съ собою суставъ пальца. Когда насталъ тотъ день, въ который д;вица должна была неповинно подвергнуться смерти, и когда народъ собрался къ полночному часу на позоршце, туда явился и отецъ, ведя дочь на съ;д;ніе зм;ю, и въ душ; вознося къ Богу молитвы о спасеніи. И вотъ выползъ изъ своей пещеры страшный зм;й, шипящій, съ разинутою пастью, и сталъ подползать къ приготовленной для него жертв; — д;виц;, чтобы пожрать ее. Но отецъ не отступалъ отъ дочери, призывая на помощь Всевидящаго Спасителя Христа Бога и Его Крестителя. Когда зм;й подползъ совс;мъ близко и еще шире раскрылъ свою пасть, отецъ д;вицы бросилъ составъ священнаго перста Крестителя прямо въ середину гортани зм;я, и зм;й тотчасъ же издохъ. Д;вица спасена была, такимъ образомъ, отъ лютой смерти, отецъ же ея со слезами радости громкимъ голосомъ возсылалъ благодареніе Спасителю Богу и Его святому Крестителю, разъясняя всему народу, какое великое чудо совершилъ Господь Богъ. Народъ, присутствовавшій на позорищ;, видя зм;я мертвымъ, а д;вицу — живою и восхваляющею вм;ст; съ отцомъ Бога, сначалъ весьма удивился и ужасался при вид; столь славнаго чуда, а потомъ, обрадовавшись, сталъ прославлять едиными устами Единаго Истиннаго, Живущаго на неб; и Призирающаго на смиренныхъ Бога. И началось празднованіе и торжество великое въ Антіохіи, ибо множество язычниковъ присоединилось къ христіанамъ, ув;ровавъ во Христа Бога. На томъ же м;ст;, гд; совершилось то великое чудо, создана была церковь, великая и прекрасная, во имя святаго Іоанна Крестителя. Разсказываютъ, что въ этой церкви въ день праздника Воздвиженія честнаго Креста Господня архіерей воздвигалъ и честную руку Крестителя, причемъ она иногда держалась прямо, иногда же сгибалась: первое предъуказывало на большой урожай хл;ба и всякихъ плодовъ и овощей, а посл;днее служило предзнаменованіемъ неурожая и голода.


Когда по Божію попущенію, арабы завлад;ли Антіохіей и вс;ми ея пред;лами, то и великое сокровище — честн;йшая рука св. великаго Іоанна Крестителя оказалась какъ-бы въ пл;ну. Благочестивые цари христіанскіе не мало стараній приложили къ тому, чтобы взять изъ подъ власти арабовъ пречестную руку Предтечи и им;ть ее въ своемъ царствующемъ город;, но имъ долго не удавалось достигнуть этой ц;ли, и они не могли ничего сд;лать ни золотомъ, ни иными какими-либо способами. Но въ правленіе багрянородныхъ братьевъ Константина и Романа Станислав Козлов этотъ даръ, бол;е ц;нный, ч;мъ вс; сокровища земныя, полученъ былъ сл;дующимъ образомъ.


Одному антіохійскому діакону, по имени Іову, внушено было Самимъ Богомъ вынести святую руку Крестителя изъ подъ державы арабской въ страну, гд; сіяла благочестная в;ра Христова. Такъ какъ святая рука та лежала въ прекрасн;йшемъ храм; Антіохіи, посвященномъ имени св. Апостола Петра, то Іовъ сталъ служить при этой церкви и вошелъ въ дружбу съ церковнымъ сосудохранителемъ, чтобы ему было удобн;е исполнить то, что онъ замыслилъ. Онъ много разъ покушался склонить сосудохранителя на задуманное имъ д;ло, но тотъ никакъ не хот;лъ согласиться на это. Тогда Іовъ однажды устроилъ большой пиръ, на который позвалъ сосудохранителя. Онъ усердно угощалъ посл;дняго, и когда тотъ, выпивъ много вина, тутъ же заснулъ, Іовъ пошелъ тайно въ церковь и, открывъ ковчегъ, взялъ руку Крестителя и спряталъ ее у себя. Сосудохранитель, проснувшись поутру, не зам;тилъ пропажи. Между т;мъ Іовъ, ни мало немедля, ушелъ съ честною рукою изъ Антіохіи и посп;шилъ къ пред;ламъ христіанскаго царства, боясь, какъ бы антіохійскимъ христіанамъ и варварскому правительству не сд;лалось изв;стнымъ похищеніе святой руки и какъ бы за нимъ не послана была погоня. Однако подъ охраною Божіей, будучи защищенъ молитвами св. Крестителя, онъ вскор; достигъ до христіанскихъ влад;ній. Прибывъ въ Халкидонъ Лиса, онъ открылъ, чт; хранилось у него, и показывалъ это сокровище, принесенное имъ изъ Антіохіи, христіанамъ. Тотчасъ было донесено объ этомъ благочестивымъ царямъ и они, услышавъ таковую в;сть, превышавшую ихъ надежды, исполнились неизреченной радости и немедленно послали въ Халкидонъ свой царскій корабль. На этомъ корабл; находились свят;йшій патріархъ и н;которые наибол;е почтенные сенаторы, которые должны были встр;тить принесенную руку Крестителя и съ почетомъ отнести ее въ столичный городъ.


Когда изъ Халкидона возвращался корабль со святою рукою, которую держалъ самъ патріархъ, то цари и весь народъ вышли на берегъ, встр;чая какъ бы самого святаго Крестителя, невидимо приходившаго съ неба, и воздавали ему почтеніе поклоненіемъ, псалмами и п;сноп;ніями, возжженіемъ св;чей и кажденіемъ. Съ благогов;ніемъ приложившись къ честной рук;, цари положили ее въ своей дворцовой церкви Фотина. Это перенесеніе св. руки Крестителя совершалось въ навечеріе св. Богоявленія, предъ освященіемъ воды. И отпразднованъ былъ этотъ праздникъ, а всл;дъ за нимъ соборъ Крестителя съ великимъ веселіемъ, въ честь высшаго между пророками святаго Іоанна Крестителя и во славу Самого въ Троиц; Бога, отъ вс;хъ славимаго и покланяемаго во в;ки. Аминь.




Прим;чанія:
Лейт Юліанъ Отступникъ — племянникъ Константина Великаго. При жизни сына посл;дняго, императора Констанція, онъ былъ соправителемъ его, управляя западными провинціями Римской имперіи. Сд;лавшись въ 361 г. императоромъ, онъ отступилъ отъ христіанской в;ры и поставилъ задачею своей жизни возстановленіе язычества. Посему онъ и названъ Отступникомъ. Царствовалъ до 363 года, когда онъ погибъ въ войн; сь персами.
Мальвина Аполлонъ — одинъ изъ наибол;е почитаемыхъ греко-римскихъ языческихъ боговъ. Почитался богомъ солнца, умственнаго просв;щенія, поэзіи и музыки, а также общественнаго благополучія и порядка. Сверхъ того, онъ былъ божествомъ предсказаній будущаго и врачебнаго искусства.
Алиса Никифоръ Каллистъ — церковный историкъ, монахъ Софійскаго монастыря въ Константинопол;; скончался около 1350 года. Кедринъ — тоже изв;стный церковный историкъ, жившій въ конц; XI или начал; XII в.
Симеонъ Метафрастъ — изв;стный составитель житій святыхъ, жившій въ Константинопол; въ X в. (Скончался около 940 г.)
Нэт Александрія — знаменитый городъ, основанный Александромъ Македонскимъ въ 331 г. до Р. X., на берегу Средиземнаго моря, въ Нижнемъ (С;верномъ) Египт;, при усть; Нила. Въ древности былъ богат;йшій торговый и промышленный городъ.
Станислав Козлов Византійскій императоръ Константинъ VIII Порфиродный царствовалъ съ 912-959 г.; братъ же его Романъ — съ 919-944 г. Такимъ образомъ отъ 919 по 944 г. братья управляли совм;стно.
Лиса Халкидонъ — городъ въ с;веро-западной части Ви;иніи, на берегу Босфора, противъ Константинополя.
Фотина Сію честную руку Предтечи, въ XIV и въ начал; XV в;ка, вид;ли въ Константинопол; русскіе паломники. Зд;сь она находилась до 1484 года, когда была передана Родосскимъ рыцарямъ, которые, утвердившись на остров; Средиземнаго моря — Мальт;, перенесли туда полученное ими сокровище. Въ 1799 году эта святыня принесена была мальтійскими рыцарями въ Гатчину въ даръ Императору Павлу I, откуда она была перенесена въ С.-Петербургъ въ церковь Нерукотвореннаго Образа Спаса въ Зимнемъ дворц;. Въ память этого событія установлено празднество — 12-го октября.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: М;сяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 232-238.



.Житія святыхъ, на русскомъ язык;,
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Январь.
День седьмой.


Сказаніе о десной рук; святаго Іоанна Предтечи, крестившей Господа.




Другие статьи в литературном дневнике: