Радуйся, блага я Вратарнице, двери райския верным

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

отверзающая!
Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы.
Объ иконе Иверской Богоматери.
..
Въ Анатоліи, къ юго-востоку отъ Константинополя, на берегу большаго озера, которое соединяется съ Мраморнымъ моремъ, стоитъ городъ Исникъ. Это — древняя Никея при озер; Асканіев;, митрополія второй Ви;иніи, особенно изв;стная по двумъ бывшимъ въ ней вселенскимъ соборамъ. Въ царствованіе св. равноапостольнаго Константина Великаго зд;сь на первомъ вселенскомъ собор;, въ 325 г., св. отцы церкви утвердили догматъ о Божеств; и единосущіи съ Богомъ Отцемъ Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа. На седьмомъ вселенскомъ собор; при благочестивой цариц; Ирин; и ея сын; Константин; VI, въ 787 г., установили, посл; пятидесятил;тняго жестокаго гоненія, почитаніе св. иконъ Господа нашего Іисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святыхъ Ангеловъ и вс;хъ святыхъ мужей и женъ. Но чрезъ 27 л;тъ гоненіе на святыя иконы началось въ греческой имперіи при Льв; Армянин;, и продолжалось при Михаил; Косноязычномъ и ;еофил;.


Въ царствованіе императора ;еофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова съ единственнымъ сыномъ. У нея была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко отъ своего дома выстроила церковь и поставила въ нее св. икону. Въ 829 г. Императоръ ;еофилъ началъ пресл;довать почитателей св. иконъ. По всей имперіи были разосланы царскіе воины отыскивать иконы и уничтожать ихъ, а почитавшихъ ихъ жестоко мучить. Одинъ изъ воиновъ, увидя у вдовы икону, съ гн;вомъ ударилъ мечемъ въ ланиту Богоматери, изображенной на икон;. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающагося. Къ ужасу воина изъ язвы потекла кровь. Пораженный этимъ, воинъ съ раскаяніемъ палъ предъ иконою Богородицы, оставилъ ересь и окончилъ жизнь инокомъ. Вдов; онъ посов;товалъ скрыть св. икону, чтобы спасти отъ поруганій. Усердно помолясь предъ иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее въ небольшую лодку и пустила въ море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону отъ потопленія, а ее и сына отъ жестокости нечестиваго царя. Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины. Отпустивъ св. икону, которая къ ея радости, стоя прямо, понеслась къ западу, вдова сказала своему сыну: «дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватятъ, умру ради любви къ Богоматери, а ты удались въ Грецію, чтобы царскіе воины не сд;лали теб; зла». Любящій сынъ послушался сов;та матери, ушелъ въ Солунь, а чрезъ 15 л;тъ прибылъ на А;онъ и постригся въ монахи въ Иверской обители. Тутъ онъ увидалъ св. икону, пущенную въ море его матерью и разсказалъ монахамъ, почему его мать должна была разстаться съ драгоц;нною святынею.


Явленіе этой св. иконы на А;он; произошло сл;дующимъ образомъ: однажды вечеромъ иноки древней Иверской обители увид;ли на мор; огненный столпъ, восходящій до самаго неба. Дивное явленіе продолжалось н;сколько дней и ночей. Приплывъ ближе къ явленію, они увид;ли, что огненный столпъ исходитъ отъ иконы Богоматери, но когда приближались къ ней, чтобы взять ее, лодка съ иконой удалялась. Иноки собрались въ храмъ и въ усердной молитв; просили Богоматерь даровать имъ свою св. икону. Между братіями этой обители былъ старецъ Гавріилъ, грузинъ, отличавшійся особенно строгою жизнію. Ему во сн; явилась Богоматерь и сказала: «Возв;сти настоятелю и братіи, что Я хочу дать имъ икону Мою въ покровъ и помощь, и, войдя въ море, иди съ в;рою по волнамъ: тогда вс; узнаютъ Мою любовь и благоволеніе къ вашей обители». Старецъ открылъ волю Богоматери настоятелю; вс; иноки съ молебнымъ п;ніемъ, кадилами и лампадами пошли къ морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась къ нимъ. Гавріилъ вошелъ въ море и взялъ св. икону. Когда онъ вышелъ на берегъ и поставилъ на немъ св. икону, изъ земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и досел;. Это м;сто находится на четверть часа ходьбы отъ обители и зд;сь устроена часовня. Посл; усердной молитвы, св. икону торжественно внесли въ соборный храмъ обители. На другой день инокъ, зажигавшій лампады въ храм;, войдя въ него, не нашелъ иконы Богоматери на ея м;ст; во св. храм;. Ее нашли надъ воротами обители на наружной ст;н; и опять поставили въ храм;; но на другой день она опять явилась надъ воротами и это повторялось н;сколько разъ. Наконецъ, Богоматерь явилась старцу Гавріилу и сказала: «Иди въ монастырь искажи инокамъ, чтобы бол;е не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла васъ не только въ настоящей жизни, но и въ будущей. Да уповаютъ на милосердіе Сына Моего вс; зд;сь пребываюпце въ доброд;тельномъ житіи и страх; Божіемъ. И вотъ вамъ знаменіе: докол; икона Моя будетъ въ обители вашей, дотол; благодать и милость Сына Моего къ вамъ не оскуд;етъ». Съ этого времени св. икону оставили на избранномъ ею м;ст; надъ воротами и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то-есть, Вратарницею. Вскор; посл; этого на м;ст; пребыванія св. иконы у воротъ выстроили храмъ во имя Богоматери, Хранительницы обители.


Много разъ Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападеніямъ враговъ, но Пресвятая Владычица Своимъ заступленіемъ сохранила ее и донын;. Много чудесъ и исц;леній было отъ св. иконы Иверской, Вратарницы. Вс; чудеса, бывшія отъ этой св. иконы, невозможно описать по ихъ многочисленности, а потому приводимъ зд;сь н;которыя.


Ев;имій, сынъ настоятеля Иверской обители, св. Іоанна, Ивира, въ молодости такъ захворалъ, что и не над;ялся выздоров;ть. Св. Іоаннъ, видя, что его сыну уже люди не могутъ помочь, оставилъ его въ келліи, а самъ пошелъ въ храмъ Пресвятой Богородицы и, павъ предъ Ея св. иконою, со слезами молилъ Ее исц;лить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; посл; молитвы св. Іоаннъ попросилъ іерея причастить Ев;имія Св. Таинъ Христовыхъ. Возвратясь въ келлію, къ своему удивленію, почувствовалъ въ ней чудное и невообразимое благоуханіе, сына же своего увид;лъ сидящимъ на постели и совершенно здоровымъ. Старецъ, пораженный этимъ, съ радостными слезами сказалъ: «чадо мое, что это такое съ тобою?» — «Не знаю, отецъ, — отв;чалъ Ев;имій, — недавно предстала мн; какая-то окруженная славою Царица и сказала мн; по-грузински: "что это такое и что случилось съ тобою, Ев;имій?" — "Царица моя, умираю!" сказалъ я. Тогда Она приблизилась ко мн;, взяла меня за руку и сказала: "н;тъ бол;е съ тобою никакой бол;зни, не бойся!" и зат;мъ сд;лалась невидимою. Съ этого времени вотъ, какъ видишь, я совершенно здоровъ». Услышавъ это, обрадованный отецъ палъ на землю и возблагодарилъ Царицу неба и земли — Преблагославенную Д;ву Марію, — «и съ этого времени, — говорилъ преподобный Іоаннъ, — сынъ мой Ев;имій получилъ необыкновенную благодать и даръ грузинскаго языка» Лейт.


Однажды, какъ говоритъ Иверское преданіе, агаряне, подъ начальствомъ Эмира, на 15 корабляхъ приплыли къ А;ону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки съ церковною утварью и св. иконою укрылись въ башн;. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить ихъ, и Пресвятая Владычица посп;шила имъ на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила вс; корабли, кром; одного, въ которомъ былъ самъ начальникъ. Увидя утромъ берега, покрытые осколками разбитыхъ кораблей и трупами своихъ воиновъ, пораженный этимъ чудомъ начальникъ раскаялся и просилъ иноковъ умолить Бога о его помилованіи и далъ настоятелю монастыря много золота и серебра, на которыя онъ исправилъ, украсилъ и укр;пилъ обитель. Въ другой разъ монастырю угрожалъ голодъ. Настоятель былъ въ великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зач;мъ ты такъ огорчился. Иди въ житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись онъ пошелъ и нашелъ житницу полною хл;ба. Еще: не стало вина и Она наполнила имъ вс; сосуды. Н;когда Она также умножила масло, н;когда огородные овощи, однажды избавила обитель отъ пожара, въ другой разъ отъ смертоносныя язвы, и другія многія чудеса совершила въ обители Своей честною Своею иконою Мальвина.


Въ недавнее время, — пишетъ русскій инокъ паломникъ, — великое было смущеніе и тревога на Св. Гор;, такъ что отцы, а;онскіе жители, хот;ли б;жать вонъ. Прежде этого смущенія считалось во Св. Гор; всей братіи до сорока тысячъ, а нын; (1854), осталось не бол;е одной тысячи и т; хот;ли б;жать, кто куда знаетъ, и думали, что совс;мъ Божія Матерь оставила Св. Гору и отъ того запуст;етъ вся святая А;онская гора. Но когда начали такъ думать, тогда скорая Помощница, Царица Небесная явилась многимъ отцамъ и пустынножителямъ и сказала: «Почто очень испугались и почто входятъ помышленія въ сердца ваша. Все это пройдетъ и кончится и паки наполнится Св. Гора монашествующими. Вотъ даю вамъ изв;щеніе, что, когда моя икона будетъ находиться во Св. Гор; въ Иверскомъ монастыр;, то ничего не бойтеся, а живите въ своихъ келліяхъ. А когда изыду изъ Иверскаго монастыря: тогда каждый да беретъ свою суму и грядетъ, кто куда знаетъ». Итакъ, Пресвятая Владычица, избравшая для Своей иконы м;стопребываніемъ врата приморской Иверской обители въ знаменіе ея охраненія, вновь изв;стила, что Она охраняетъ не только эту, но и другія обители Св. Горы Алиса.


На этой икон; Богоматерь изображена съ Спасителемъ на л;вой рук;. Лицо Ея склонено на л;вую сторону къ Младенцу, Который правою благословляетъ именословно, а л;вой держитъ свитокъ. Вверху по сторонамъ в;нца Богоматери въ углахъ, образуемыхъ верхнимъ и боковыми полями — два архангела, обращенные къ Богоматери (Михаилъ и Гавріилъ); на двухъ боковыхъ поляхъ изображены 12 апостоловъ, по шести на каждой сторон; .


Въ Иверскомъ А;онскомъ монастыр; торжественное празднованіе Божіей Матери совершается во вторникъ св;тлыя седмицы въ день явленія иконы Богоматери. Въ это время бываетъ крестный ходъ со святою иконою на берегъ моря, гд; она принята была отшельникомъ Гавріиломъ, и тамъ совершается литургія. Кром; этого въ обители совершаются еще особенно св;тло два праздника — Успенія Богоматери и Богоявленія. Во вс; три праздника собираются многіе богомольцы и угощаются отъ обители въ продолженіе сутокъ.


Прим;чанія:
Лейт Ивер. чуд. икона, Преосв. Могил. Сергія, стр. 8.
Мальвина Тамъ же, стр. 16.
Алиса Тамъ же, стр. 17.
Тамъ же, стр. 17.


Источникъ: Благод;янія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы. — Изданіе 2-е. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1905. — С. 460-465.




Другие статьи в литературном дневнике: