Память перенесения Мальтийскихъ святынь

Вера Гиоргадзе: литературный дневник


.Въ Русской церкви 12-го октября совершается празднованіе перенесенія съ острова Мальты въ Гатчину трехъ великихъ святынь: части древа Животворящаго Креста Господня, чудотворнаго образа Филермской Божіей Матери, написаннаго святымъ Евангелистомъ Лукою, и десной руки святаго Іоанна Крестителя. Передадимъ вкратц; исторію происхожденія каждой въ отд;льности изъ этихъ святынь и установленія въ честь ихъ праздника.



I.
Въ 326-мъ году произошло чудесное обр;теніе на Голго;; Креста Господня св. царицею Еленою. Вскор; же посл; этого по царскому повел;нію былъ заложенъ зд;сь новый храмъ Воскресенія Христова, которому суждено было сд;латься на долгіе годы хранителемъ сей великой святыни всего христіанскаго міра. Хранитъ эту святыню сей храмъ и до настоящаго времени. Но ее нельзя представлять во всей ц;лости, каковою она была при обр;теніи ея святою царицею Еленою. Преданіе сообщаетъ намъ о многихъ частяхъ Креста Господня, еще въ глубокой древности отд;ленныхъ отъ него и разнесенныхъ по вс;мъ концамъ міра для освященія его Лейт. Хранилъ эти частицы Востокъ, хранилъ и христіанскій Западъ.


Точно также и Святая Русь въ тысячел;тній періодъ своей христіанской жизни не разъ получала съ Востока части Животворящаго Креста Господня, которыя и хранятся до настоящаго времени и въ ка;едральныхъ соборахъ, и древнихъ монастыряхъ, и приходскихъ церквахъ, и царскихъ дворцахъ и даже частныхъ домахъ. Одну же изъ этихъ частицъ она получила съ Запада, отъ рыцарей Мальтійскаго ордена. Судьбы этого ордена всегда были т;сно связаны съ судьбами, выпавшими на долю православнаго Востока и даже съ судьбами того Честнаго Древа, которое было его всегдашнимъ незыблемымъ оплотомъ и поб;ждающимъ орудіемъ противъ вс;хъ б;дствій и козней со стороны иноплеменнаго мусульманскаго и языческаго міра.


Въ то время, какъ одни изъ западныхъ христіанъ съ посохомъ странника предпринимали благочестивыя путешествія на Востокъ для поклоненія святынямъ его, среди которыхъ всегда первое м;сто, безспорно, принадлежало Животворящему Древу Креста, другіе же, облекшись въ бранные досп;хи, устремлялись туда, чтобы проливать кровь свою, защищая какъ поклонниковъ, такъ и самыя святыни, которыя влекли ихъ къ себ; Мальвина, — третьи поставили себ; въ обязанность, соединяясь въ общества, давать пріютъ на чужбин; первымъ и врачевать раны вторымъ. Однимъ изъ самыхъ древнихъ такихъ обществъ является орденъ Іоаннитовъ Алиса, называвшійся такъ потому, что церковь им;вшагося при немъ госпиталя была посвящена святому Іоанну Крестителю. Будучи сначала учрежденіемъ, пресл;довавшимъ толъко ц;ли благотворительности, орденъ впосл;дствіи, когда настоятельство въ немъ было отдано д;ятельному французу Раймунду де-Пюи , получилъ новый уставъ, по которому ц;лью его д;ятельности была уже и вооруженная защита паломниковъ на пути ихъ въ Іерусалимъ. Такое расширеніе его д;ятельности въ Европ; было принято съ большимъ сочувствіемъ: благочестивые рыцари разныхъ государствъ сп;шили вступить въ новый орденъ. Семисотл;тняя борьба съ нев;рными въ защиту христіанства покрыла Іоаннитовъ в;чною славою. Впосл;дствіи Іоанниты должны были оставить Палестину, но необычайное мужество и самоотверженность они показали еще во времена своего пребыванія въ Іерусалим; (1118-1187 гг.) въ битвахъ съ войсками Египетскихъ и Багдадскихъ халифовъ Нэт. Въ награду за свои подвиги они получили тогда частицу Животворящаго Креста Господня, которую хранили благогов;йно и въ Птолемаид;, и на островахъ: Кипр;, Родос; и, наконецъ, Мальт; Станислав Козлов, откуда она и была перенесена ими въ Россію при император; Павл;.



II.
Въ одно время съ частицею Животворящаго Древа Креста Господня съ острова Мальты была перенесена на Русь Іоаннитами и другая также благогов;йно ими чтимая и долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божіей Матери — Одигитріи Лиса.


Идущее отъ глубокой древности преданіе гласитъ, что написана она была святымъ Евангелистомъ Лукою и освящена благословеніемъ Самой Приснод;вы, на благословеніе Которой им;лъ обыкновеніе приносить труды своихъ рукъ Евангелистъ — живописецъ. Около 46 года она принесена была на родину святаго Луки, въ Антіохію, гд; и сохранялась до времени царствованія Константина Великаго, когда вм;ст; съ другими вещественными памятниками земной жизни Іисуса Христа и апостоловъ была перенесена въ возстановленный Константиномъ Іерусалимъ. Около 430 года императрица Евдокія переслала ее, какъ благословеніе, въ Константинополь къ святой Пульхеріи, сестр; императора ;еодосія Младшаго. Зд;сь святой Пульхеріей былъ построенъ новый храмъ Влахернскій, гд; была пом;щена сія святая икона Божіей Матери, которая на многія стол;тія сд;лалась хранительницею Константинополя.


Еще со времени святой Пульхеріи во Влахернской церкви, по вол; строительницы, было положено совершать предъ образомъ Богоматери по вторникамъ молебствіе, а съ 626 года, со времени чудеснаго Ея прославленія, къ молебствію было присоединено еще чтеніе ака;иста Фотина. И неумолкаемыя похвалы въ честь Богоматери раздавались въ сей церкви, пока не настали тяжкія времена иконоборства, когда ее, по словамъ одного современника, лишили, «аки царицу отъ порфиры».


По возстановленіи иконопочитанія, икона Богоматери снова заняла подобающее м;сто въ построенной въ честь Ея церкви, которая еще разъ прославилась чудеснымъ явленіемъ въ ней Покрова Пресвятыя Богородицы и новымъ заступленіемъ Ея отъ давнихъ враговъ Константинополя — сарацынъ Вещий Протей. Но оскуд;ла в;ра жителей Константинополя, и они лишшись своей Заступницы. Къ врагамъ мусульманамъ присоединились новые враги: западные христіане — крестоносцы. Во время четвертаго крестоваго похода икона Одигитріи вм;ст; со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами изъ Влахернской церкви и отправлена на Западъ. Перенесенная снова въ Палестину, она досталась Іоаннитамъ. Когда, по окончаніи крестовыхъ походовъ, посл;дніе должны были оставить Птолемаиду, гд; они до того времени жили, и переселиться на островъ Родосъ, то туда же была перенесена ими и святая икона. И она была неотъемлемою ихъ собственностью во время вс;хъ ихъ дальн;йшихъ переселеній, пока они не принесли ее въ даръ императору Павлу.



III.
Десная рука святаго Іоанна Крестителя является третьею святынею, въ честь которыхъ на Руси установлено празднованіе 12-го октября. Евангелистъ Мат;ей, излагая обстоятельства мученической кончины святаго Іоанна Крестителя, зам;чаетъ, что ученики его, пришедши, взяли т;ло (кром; главы) и погребли его (Мат;. 14, 12) Тата. На м;ст; погребенія Предтечи въ Самарійскомъ город; Севастіи Гоблин уже въ III-мъ в;к; была выстроена церковь, посвященная его имени. Чествованіе же его памяти и поклоненіе его честнымъ мощамъ совершалось еще во времена апостольскія.


По преданію, идущему отъ глубокой древности, святый Евангелистъ Лука, пропов;дуя Христа въ Севастіи, поклонился останкамъ мощей Его Крестителя и просилъ жителей Севастіи дозволить ему перенести ихъ въ Антіохію, гд; бы они могли быть спасены отъ поруганія и истребленія нев;рными. Но Севастійцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая съ благогов;ніемъ и была перенесена имъ въ Антіохію. Отъ временъ пребыванія этой святыни въ Антіохіи сохранилось преданіе объ одномъ зам;чательномъ чуд;, отъ нея исшедшемъ.


Въ Антіохійскихъ пред;лахъ было какое-то чудовище, которому, по суев;рію тамошнихъ язычниковъ, ежегодно приносилась въ жертву по жребію одна изъ непорочныхъ д;вицъ города. Однажды роковой жребій палъ на молодую Антіохіянку, дочь христіанина. Удрученный горемъ отецъ ея, не желая отдать христіанской крови на поруганіе суев;рнаго язычества, обратился къ помощи свыше. Посл; пламенной молитвы въ храм; святому Предтеч;, онъ, ц;луя нетл;нныя его мощи, тамъ хранившіяся, отнялъ зубами отъ нихъ часть перста и скрылъ ее у себя. Когда настало время страшной жертвы и приблизившееся чудовище уже открывало свою пасть, чтобы схватить невинную д;вицу, пришедшій къ тому времени ея отецъ бросилъ ему въ пасть им;вшуюся у него часть перста отъ десницы Крестителя, и чудовище тотчасъ же пало бездыханнымъ. Велико было удивленіе присутствовавшихъ при этомъ зр;лищ; язычниковъ. Узнавъ истинную причину такой внезапной гибели чудовища, многіе изъ нихъ оставили свои прежнія суев;рія и обратились ко Христу. На м;ст; суев;рныхъ казней ими былъ построенъ храмъ въ честь Крестителя. Преданіе объ этомъ чудесномъ происшествіи поясняетъ нын;шній видъ десницы Крестителя, у которой недостаетъ части меньшаго перста. И велика была в;ра Антіохійцевъ въ драгоц;нную святыню, сохранившуюся въ ихъ город;. Зналъ объ этой святын; Юліанъ Отступникъ, зналъ и о любви къ ней Антіохійцевъ, потому что самъ въ юности жилъ въ Антіохіи. Обрекая въ жертву огню все напоминавшее о христіанств;, онъ не могъ оставить безъ вниманія этой святыни, когда, идя войною на персовъ (въ 362 г.), прибылъ въ Антіохію. Случилось къ тому же, что какъ разъ въ это время сгор;лъ любимый имъ храмъ Аполлона въ Дафн; Клио. Подозр;вая въ поджог; его христіанъ, разгн;ванный царь приказалъ, въ отмщеніе имъ, публично сжечь главную святыню Антіохіи — десницу святаго Іоанна Крестителя. Но в;рующіе Антіохійцы, какъ оказалось, еще до прибытія къ нимъ Юліана, скрыли свою святыню въ одной городской башн;, и вс; розыски ея исполнителями царской воли остались напрасными. По смерти Юліана, святыня эта вновь была положена ими въ главномъ храм; города, гд; и находилась еще около шестисотъ л;тъ, до времени завоеванія Сиріи мусульманами. Въ 639-мъ году пала Антіохія, а вм;ст; съ нею подпала мусульманскому пл;ненію и десница Крестителя. Много разъ Византійскіе императоры пытались взять ее изъ Антіохіи, но вс; старанія ихъ не достигали желанной ц;ли. Наконецъ, Господь судилъ христіанской святын; быть перенесенною изъ порабощеннаго нечестивымъ народомъ города въ столицу христіанскаго царства. Въ 959-мъ году благочестивый діаконъ Антіохійской церкви Іовъ, — старавшійся не разъ склонить сосудохранителя церкви святаго Петра, гд; вм;ст; съ священными сосудами и другими драгоц;нными предметами хранились въ особомъ пом;щеніи десница Крестителя, отдать ему сію святыню, но всегда напрасно, — р;шился, наконецъ, воспользоваться слабостію сосудохранителя: во время кр;пкаго его сна отъ излишняго употребленія вина, Іовъ взялъ ключи отъ церкви и ночью похитилъ святыню. Съ своею драгоц;нною ношею онъ отправился прямо въ Константиноподь. Достигнувъ Халкидона Наталья Мамченко, онъ послалъ въ Константинополь изв;стіе объ унесенномъ имъ изъ Антіохіи сокровищ;. Вскор; же за нимъ прибылъ въ Халкидонъ царскій корабль съ патріархомъ и царскими сановниками. Спустя немного времени, царь и весь народъ съ великимъ торжествомъ, умиленіемъ и восторгомъ встр;чали на Босфор; съ такимъ трудомъ добытую святыню, «какъ будто самого Крестителя, съ небесъ пришедшаго». Она отнесена была въ дворцовую церковь. Зам;чательно, что десница Крестителя, н;когда прикоснувшаяся главы Владыки Госиода, внесена была въ эту церковь, какъ разъ въ навечеріе Богоявленія и притомъ предъ самымъ освященіемъ воды. Такое совпаденіе событій усугубило торжество перенесенія и благогов;йную радость царя и народа. Не соединяя праздника перенесенія десницы Крестителя съ праздникомъ Богоявленія, Греческая Церковь постановила праздновать воспоминаніе этого событія въ день собора святаго Іоанна Крестителя 7-го января. Какъ и въ Антіохіи, въ Константинопол; было такъ же установлено воздвизаніе десницы Крестителя Господня предъ народомъ, но обрядъ этотъ совершался не въ Воздвиженіе Креста Господня (какъ въ Антіохіи), а въ день Рождества Крестителя — 24-го іюня. Когда Константинополь палъ Даша подъ натискомъ турокъ, вступившій въ него султанъ Магометъ II приказалъ десницу Крестителя на ряду съ другими христіанскими святынями положить въ его царскую сокровищницу и запечатать его печатью. Но на защиту поруганнаго города и его поруганныхъ святынь возсталъ упомянутый выше орденъ Іоаннитовъ, им;вшій въ это время м;стомъ своего пребыванія островъ Родосъ. Іоанниты не только мужественно отразили вс; нападенія турокъ на островъ Родосъ, но и стали угрожать ихъ собственнымъ влад;ніямъ. Тогда преемникъ Магомета II-го, Баязетъ II-ой, желая пріобр;сти ихъ расположеніе къ себ;, послалъ Юганка въ даръ магистру ихъ ордена, Петру Обюсону, десницу Крестителя. Нец;нное сокровище для мусульманской сокровищницы было драгоц;ннымъ сокровищемъ для христіанскихъ рыцарей, орденъ которыхъ съ самаго основанія былъ отданъ подъ небесное покровительство святаго Іоанна Крестителя. Везд;, куда только не переселялись Іоанниты, выстраивались церкви въ честь Крестителя, а съ этихъ поръ вм;ст; съ каждымъ переселеніемъ переносилась въ новыя церкви и его десница. Такая церковь была построена Обюсономь на остров; Родос;, такая же церковь впосл;дствіи была выстроена Магистромъ ордена Ла-Валетомъ и на остров; Мальт;.



IV.
Когда островъ Мальта взятъ былъ Наполеономъ, и корона магистра ордена перешла къ Русскому императору Павлу Петровичу, еще въ д;тств; восхищавшемуся славною исторіей Мальтійскихъ рыцарей, благодарные ему за покровительство Іоанниты р;шились передать въ его влад;ніе вс; три великихъ сокровища, ни съ однимъ изъ которыхъ никогда еще они не разставались со времени полученія каждаго изъ нихъ.


Десница Іоанна Крестителя была первою изъ святынь, перевезенныхъ ими въ Россію. Въ 1798 году она временно была пом;щена въ орденскую капеллу, находившуюся въ Петербург;. Въ сл;дующемъ же 1799 году 12-го октября были перевезены въ Гатчину Слепой вм;ст; съ нею и остальныя дв; святыни: частицы Креста Господня и икона Филермской Божіей Матери.


Съ большимъ торжествомъ встр;чалъ царскій Дворъ подносимыя ему въ даръ святыни. Въ 10 часовъ утра въ этотъ день изъ Гатчинскаго дворца по направленію къ Ингебургу, гд; должна была произойти встр;ча святынь, вы;халъ ц;лый по;здъ съ Императоромъ во глав;, съ членами царскаго семейства и съ многочисленною свитою. Встр;ча произошла у такъ называемыхъ Спасскихъ воротъ, откуда и началось шествіе торжественной процессіи обратно къ дворцу. Впереди крестнымъ ходомъ шло духовенство. За нимъ въ придворной золотой карет; везли въ золотомъ ковчег; на пунцовой бархатной подушк; десницу святаго Іоанна Крестителя. Дал;е такимъ же образомъ везли икону Божіей Матери и частицу Животворящаго Креста Господня. Самъ Императоръ въ полномъ облаченіи великаго магистра Мальтійскаго ордена шелъ за первою каретою. Когда процессія приблизилась ко дворцу, Императоръ самъ взялъ десницу Крестителя и, при п;ніи положеннаго ему тропаря, внесъ ее въ придворную, заново украшенную церковь, гд; и положилъ на приготовленномъ м;ст;. Зд;сь же положены были икона Богоматери и частица Животворящаго древа. Вс; подробности этого торжественнаго событія впосл;дствіи были внесены въ службу, составленную по порученію Свят;йшаго Синода на день 12-го октября. Въ ней Давиду кроткому и благочестивому уподобляется богоизбранный Царь, радостно преносящій въ домъ Свой, якоже древле въ Сіонъ, новый кивотъ древняго пречестн;йшій: тамо б; стамна, манну носящая, зд; же образъ во чрев; Носившія Христа; тамо скрижаль Ветхаго Зав;та, зд; же рука, предначертающая Новый Зав;тъ, возв;щающій міру спасеніе и велію милость; тамо жезлъ, зд; же Крестъ Христовъ, вселенныя хранитель Аннет Вуа.


Искренняя радость Павла принесла въ даръ святынямъ богатые, золотые, украшенные брилліантами и другими драгоц;нными камнями, ковчеги, а для иконы Богоматери такую же драгоц;нную новую ризу.


День 12-го октября Свят;йшимъ Синодомъ былъ внесенъ въ число праздничныхъ дней Русскаго м;сяцеслова.


Гатчина однако не долго была м;стомъ пребыванія Мальтійскихъ святынь. Царственная семья, отъ;зжая осенью въ Петербургъ, взяла ихъ съ собою, такъ что въ сл;дующемъ 1800 году праздникъ ихъ перенесенія былъ совершенъ уже въ Церкви Зимняго дворца. Въ теченіе бол;е пятидесяти л;тъ и самое празднованіе, установленное въ честь ихъ перенесенія на Русь, совершалось зд;сь, вм;сто 12-го октября, 7-го января. Императоръ Николай Павловичъ вновь обратилъ вниманіе на забытую Гатчину. Въ память своего отца, основателя Гатчины, онъ выстроилъ въ ней соборный храмъ во имя апостола Павла. На освященіе этого храма Helena, Мальтійскія святыни были вновь привезены изъ Зимняго дворца въ Гатчину. Осенью того же года пос;тилъ его Государь. Собравшіеся прихожане, благодаря царя-храмоздателя, присоединили къ своей благодарности просьбу о томъ, чтобы новоустроенный храмъ явился постояннымъ м;стопребываніемъ, н;когда въ первый разъ принесенныхъ въ Гатчину, Мальтійскихъ святынь.


Отв;чая на эту просьбу, Государь сказалъ имъ, что достояніе Царствующаго Дома онъ не можетъ отдать въ собственность частной церкви, а согласенъ только на временное ежегодное приношеніе ихъ туда изъ Петербурга. Такъ было возстановлено торжество праздника 12-го октября, совершаемое въ настоящее время и въ придворной церкви, и въ Павловскомъ собор;. Святыни привозятся изъ Петербурга еще наканун; праздника. Чествованіе ихъ въ этотъ день происходитъ въ придворной церкви на всенощномъ бд;ніи. На другой день, посл; ранней об;дни въ придворной церкви, он; переносятся въ соборъ, гд; и пребываютъ въ теченіе десяти дней до дня празднованія Казанской икон; Божіей Матери, когда посл; крестнаго хода по городу отвозятся обратно въ Петербургъ.


12-е октября не только главный и всеобщій праздникъ гатчинцевъ, но и день поклоненія Мальтійскимъ святынямъ многихъ богомольцевъ, прибывающихъ въ Гатчину изъ столицы, окрестныхъ селъ и городовъ и даже изъ другихъ губерній Россіи. Вся Россія воздаетъ въ этотъ день славу Богу, яко Прославивый ее досел; множествомъ святынь, не оставляетъ прославляти и нын;: се бо многоц;нное сокровище, въ различныхъ странахъ досел; сокрываемое, благоизволи даровати ей


Прим;чанія:
Лейт Объ этомъ свид;тельствуетъ еще св. Кириллъ Іерусалимскій, жившій въ IV в;к; (въ томъ самомъ, въ которомъ былъ обр;тенъ и Крестъ Господень). Въ одномъ изъ своихъ «Огласительныхъ словъ» онъ говоритъ, что вся вселенная уже въ его время им;ла части древа крестнаго. И даже въ самомъ сказаніи объ обр;теніи Креста Господня упоминается о томъ, что святая царица Елена отд;лила часть отъ обр;теннаго креста и отослала ее къ сыну своему Константину на благословеніе его царства. Въ V в;к; частицы Креста Господня были уже не только достояніемъ многихъ церквей Востока, но, какъ свид;тельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, даже изъ частныхъ лицъ «многіе, обложивъ золотомъ частицу Креста, носили ее при себ; на ше;».
Мальвина Особенно зам;чательны въ этомъ отношеніи ополченія Западной Европы въ конц; XI в;ка, изв;стныя подъ именемъ крестовыхъ походовъ. Имя, данное имъ, ясно свид;тельствуетъ о томъ, чт; побуждало Западныхъ христіанъ несчетными полками переправляться чрезъ неизв;стныя земли, моря и пустыни: побуждало ихъ къ тому желаніе вид;ть древо Честнаго Креста не поруганнымъ. Наибол;е значительныхъ походовх было восемь: первый — въ 1096 г., второй — въ 1147 г., третій — въ 1190 г., четвертый — въ 1202 г., пятый — въ 1217 г., шестой — въ 1228 г., седьмой — въ 1248 г., восьмой — въ 1270 г.
Алиса Орденъ Іоаннитовъ возникъ въ 1047 г. Основателемъ его считается богатый купецъ Мавръ, изъ Амальфи, который вм;ст; съ н;которыми другими добилоя у египетскаго халифа разр;шенія построить въ Іерусалим; для паломнаковъ уб;жище и церковь.
Раймундъ де-Пюи былъ избранъ начальникомъ ордена Іоаннитовъ въ 1118 г.
Нэт Халифъ или Калифъ — титулъ преемниковъ Магомета, обладавшихъ высшею духовною и св;тскою властью у мусульманъ.
Станислав Козлов Птолемаида — городъ Финикіи, къ югу отъ Тира; Кипръ — островъ на с;веро-восток; Средиземнаго моря, близъ береговъ Малой Азіи; Родосъ — самый восточный островъ Эгейскаго моря; Мальта — островъ на Средиземномъ мор;, между Сициліей и с;вернымъ Африканскимъ прибрежьемъ.
Лиса Одигитріею-Путеводительницею — Божія Матерь называется потому, что Она направляетъ людей на путь спасенія.
Фотина Въ 626 г., въ царствованіе Византійскаго императора Ираклія, Сиваръ, полководецъ Пероидскаго царя Хозроя, обложивъ съ моря и суши совершенно беззащитный Константинополь (императоръ съ войскомъ былъ въ далекомъ поход;). И когда патріархъ Сергій погрузилъ ризу Богородицы въ воды залива, — поднявшаяся буря взволновала воды залива и потопила стоявшіе тамъ непріятельскіе корабли. Въ память сего событія, была составлена благодарственная п;снь Божіей Матери, которую молящіеся должны были выслушать стоя, почему она и получила названіе «нес;дальной п;сни» или ака;иста.
Вещий Протей Сарацины или иначе арабы.
Тата По свид;тельству н;которыхъ писателей, во время Юліана Богоотступника, мощи св. Іоанна Крестителя, почивавшія въ Севастіи, были сожжены и прахъ ихъ разв;янъ по в;тру.
Гоблин Севастія — главный городъ Самаріи. Такое названіе этотъ городъ получилъ посл; того, какъ былъ подаренъ Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ, и въ благодарность Августу, назвалъ его Севаста, или Севастія, чт; значитъ — городъ Августа.
Клио Дафна — предм;стье Антіохіи.
Наталья Мамченко Халкидонъ — городъ вблизи Константинополя.
Даша Паденіе Константинополя было въ 1453 г.
Юганка Это было въ 1484 г.
Въ 1798 г. 29 ноября.
Слепой Гатчина — городъ въ Царскосельскомъ у;зд; С.-Петербурской губерніи.
Аннет Вуа Стихира на хвалитехъ.
Helena Освященіе храма было въ 1852 г.
Стихира праздника.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: М;сяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 302-311.



Другие статьи в литературном дневнике: