Всё можно

Плутонный Трактор: литературный дневник

…Невозможно убедить себя и, тем более кого-то ещё, что вот здесь, вот в этом самом месте когда-нибудь всё будет хорошо. Ну, пусть не всё. Пусть не замечательно и великолепно, а просто неплохо. Но пусть! Какая чушь... Я знаю многих людей, которые предпочли жить не здесь, и двое из них вполне доходчиво сформулировали своё «потому что». При разности наших взглядов и интересов мне до невероятности близки их «потому что». Потому что в них нет ничего сверхособенного, ничего из того, чего нельзя было бы получить. Хочется ходить по незамусоренному асфальту. Сидеть на скамейке и любоваться открывающимся видом. Ездить в автобусе без опасений за своё здоровье, одежду и настроение. Хочется не слушать мат-перемат, едва ступив за собственный порог… Какая ерундень! Соглашусь. Только в нашем сказочном царстве-государстве в эту графу (ерундень – если кто забыл), чтобы долго не мучиться, просто вписали большими буквами: можно всё. Если ты решил, что можно, значит, можно. Просто – на хрен все тормоза и ограничители – свобода и демократия, без малейших понятий о том, что это такое. Можно – дать денег и строить что угодно и где угодно. Можно просто сносить и переносить исторические здания по собственному усмотрению. Можно всё своё ненужное барахло скидывать в Океан. Можно сливать всякую дрянь в уникальное озеро – а что такого, собственно???


Можно уже понять раз и навсегда, что никакие деятели, жители, граждане на самом деле не имеют ни голоса, ни прав. Потому что эта единственная общественность, эти осколки бывшего или будущего гражданского общества, за существование которого кое-кто собирался бороться, не могут остановить стройку посреди трёхсолетнего города-музея. Это сочетание, кстати, не мной придумано. Кто-то громко кричал: ах, город-памятник, ах, уникально, город-музей, да мы, да здесь!.. Так вы совсем идиоты? Вы не знаете, что самый замечательный вид на город, панорама на Исакий открывается со звонницы Смольного собора?.. И где он будет, этот вид, при наличии четырёхсотметрового уродца слева по борту?? Да, мне повезло – пожить здесь, ещё в первом классе обойти все знаменитые музеи, у меня есть возможность сюда приехать – «за это можно всё отдать», этот город приводит меня в непонятный восторг и периодически вгоняет в депрессию, и я люблю его. Но о чём я? Я же не одна такая…
Даже несмешно выглядят попытки кивнуть в сторону Парижа – башня, построенная как объект искусства, и офисная многоэтажка – это две большие разницы, наденьте очки или линзы! Вы карту Парижа видели? Знаете, как выглядит Киото? (Для те, кто образован сверх меры: Киото – это бывшая столица Японии. Япония – это технологический, промышленный и туристический центр современного мира.) Да точно так же, как сто, двести и пятьсот лет назад, только рукотворные пожары мешали сохранить всё в абсолютной неприкосновенности. Но и с этим справлялись, каждый раз отстраивая заново.
Странно, что напротив замка Нидзё не стоит никакая небоскрёбина! Почему?! Да потому что все небоскрёбины Киото с их офисами и смотровыми площадками построены в совершенно отдельном районе, куда надо специально ехать, если ты вдруг устал от этих садиков, камешков, храмов и дворцов, от всей этой национальной старины, от непостижимости этого народа, который не позволил никаким заокеанским колонизаторам лишить себя лица и чести, от закономерной гордости этой страны, на которую сегодня смотрят с завистью и восхищением.


Но я отвлеклась, да, это вопрос о личном и национальном самосознании, о знании, понимании и признании своей непростой истории, о расставлении приоритетов, о существовании каких-то высоких ценностей, которые не исчисляются в денежных единицах. О том, чего у нас нет.
О том, что существуют вещи, которых делать нельзя, места, где нельзя строить, вопросы, по которым нельзя спорить. Раньше над нами что-то было. Можно ли будет когда-нибудь снова принять это за аксиому?.. Какая ерундень.



Другие статьи в литературном дневнике: