Волошин

Татьяна Гордон: литературный дневник

ВОЛОШИН


"Одиннадцатого августа — в Коктебеле — в двенадцать часов пополудни — скончался поэт Максимилиан Волошин."


Так начинается эссе "Живое о живом" Марины Цветаевой, одной из самых любимых мной поэтов о другом моём любимом поэте - Максимилиане Волошине.
Послушаем Марину. Она знала его.
"Первое, что я почувствовала, прочтя эти строки, было, после естественного удара смерти — удовлетворенность: в полдень: в свой час.
Жизни ли? Не знаю. Поэту всегда пора и всегда рано умирать, и с возрастными годами жизни он связан меньше, чем с временами года и часами дня. Но, во всяком случае, в свой час суток и природы. В полдень, когда солнце в самом зените, то есть на самом темени, в час, когда тень побеждена телом, а тело растворено в теле мира — в свой час, в волошинский час."
"Творчество Волошина — плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той — мало насквозь прогретой, — сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил и под которой ныне лежит. Ибо этот грузный, почти баснословно грузный человек («семь пудов мужской красоты», как он скромно оповещал) был необычайный ходок, и жилистые ноги в сандалиях носили его так же легко и заносили так же высоко, как козьи ножки — козочек. Неутомимый ходок. Ненасытный ходок. Сколько раз — он и я — по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам, в самый полдень, с непокрытыми головами, без палок, без помощи рук, с камнем во рту (говорят, отбивает жажду, но жажду беседы он у нас не отбивал), итак, с камнем во рту, но, несмотря на камень во рту и несмотря на постоянную совместность — как только свидевшиеся друзья — в непрерывности беседы и ходьбы — часами — летами — все вверх, все вверх. Пот лил и высыхал, нет, высыхал, не успев пролиться, беседа не пересыхала — он был неутомимый собеседник, то есть тот же ходок по дорогам мысли и слова. Рожденный пешеход. И такой же лазун."
"Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко Бога, на коренастых, точеных как кегли, как сталь упругих, как столбы устойчивых ногах, с аквамаринами вместо глаз, с дремучим лесом вместо волос, со всеми морскими и земными солями в крови
— Три вещи, Марина, вьются: волосы, вода, листва. Четыре, Марина, — пламя."
"Острый глаз Макса на человека был собирательным стеклом, собирательным — значит зажигательным. Все, что было своего, то есть творческого, в человеке, разгоралось и разрасталось в посильный костер и сад. Ни одного человека Макс — знанием, опытом, дарованием — не задавил. Он, ненасытностью на настоящее, заставлял человека быть самим собой. «Когда мне нужен я — я ухожу, если я к тебе прихожу — значит, мне нужен ты»."
"Макса Волошина в Революцию дам двумя словами: он спасал красных от белых и белых от красных, вернее, красного от белых и белого от красных, то есть человека от своры, одного от всех, побежденного от победителей. Знаю еще, что его стихи «Матрос» ходили в правительственных листовках на обоих фронтах, из чего вывод, что матрос его был не красный матрос и не белый матрос, а морской матрос, черноморский матрос.
И как матрос его — настоящий матрос, так поэт он — настоящий поэт, и человек — настоящий человек, по всем счетам, то есть по единственному счету внутренней необходимости — плативший"
"Этого человека чудесно хватило на всё, всё самое обратное, всё взаимно-исключающееся, как: отшельничество — общение, радость жизни — подвижничество. Скажу образно: он был тот самый святой, к которому на скалу, которая была им же, прибегал полечить лапу больной кентавр, который был им же, под солнцем, которое было им же."
16 (28) мая 2022 года исполнилось 145 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина
Максимилиан Волошин (16 (28) мая 1877 – 11 августа 1932) – известный русский поэт, художник-пейзажист, переводчик, критик. На заставке к конкурсу - одна из его акварелей.
Он обрел славу еще при жизни. В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом. Его следы сохранились не только в крымской почве, но и в почве русской культуры – в искусстве, поэзии, философии, живописи. Поэт, которому удалось соединить палитру художника и слово, искусствовед, краевед – Максимилиан Волошин. Друзья называли его просто чудаком Максом.
Родился Максимилиан Кириенко-Волошин 28 мая 1877 года в Киеве, в семье коллежского советника, юриста Александра Кириенко-Влошина, потомка запорожских казаков, и немки Елены Глазер. Дед мальчика по материнской линии – Оттобальд Глазер, был инженером-полковником. Мать будущего поэта обладала сильным и волевым характером, она оставила мужа вскоре после рождения Максимилиана. Отец Макса скончался в 1881 году, когда ему было всего четыре года, поэтому мальчик вырос с мамой без отцовского воспитания.
В 1897 году Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет. Он не пропускал ни одной лекции, но учеба мало интересовала поэтически настроенного студента. Он занимался своим саморазвитием вне стен вуза. Диплом университета молодой человек так и не получил, его отчислили в 1899 году за участие в беспорядках. После этого Максимилиан больше не пытался продолжить обучение, занимался самостоятельно.
В 1910 году Волошин выпустил свою первую книгу, которую назвал очень просто – «Стихотворения». Она состояла из первых работ поэта, тех, что стали пробой пера, в которых он стремится познать человеческое естество в единении с судьбами мира. Эта книга стала началом его творческой биографии. Следующей работой автора стал сборник стихов на антивоенную тематику – «Anno mundi ardentis», что в переводе звучит как «В год пылающего мира». Эту книгу он издает в 1916 году
В период с 1918-го по 1919-й годы Волошин напечатал еще две книги своих стихотворений – «Иверни» и «Демоны глухонемые».
В 1903 году Максимилиан начал печататься в издании «Весы» и газете «Русь». Потом он сотрудничал со многими журналами и газетами – «Аполлон», «Золотое руно», «Утро России», «Русская художественная летопись», которые размещали на своих страницах его публикации о поэзии и живописи. Его статьи имеют огромную ценность и сейчас, их объем измеряется несколькими томами.
После покушения на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина в 1913 году, Максимилиан выпустил брошюру под названием «О Репине», в которой выступает против натурализма в искусстве. После этого многие журналы отказались с ним сотрудничать, Максимилиана обвиняли в том, что он оговорил почитаемого всеми художника. Однако в 1914-м Волошин снова выпустил книгу со своими статьями, которой дал название «Лики творчества».
Волошин решил заняться живописью, чтобы иметь профессиональное суждение об этом виде искусства. В 1913-м ему покорилась техника темперы, а спустя год он мог похвастаться своими первыми работами – этюдами, выполненными акварелью – «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью». Максимилиан работал на акварельной бумаге плохого качества, поэтому выработал привычку работать так, чтобы не допускать никаких помарок и исправлений.
Первый раз Максимилиан женился на художнице Маргарите Сабашниковой, роман с которой начался в самом подходящем для этого месте – городе Париже. Они вместе бывали на лекциях в Сорбонне, во время которых Волошин и обратил внимание на хорошенькую девушку, внешность которой напоминала ему царицу Таиах.
Влюбленные поженились в 1906-м и поселились в Петербурге , по соседству с известным поэтом Вячеславом Ивановым. В его квартире раз в неделю проходило собрание символистов. Зачастую на этих сборищах присутствовали и молодожены — Максимилиан и Маргарита.
Постепенно между Вячеславом Ивановым и Маргаритой начали зарождаться чувства. Волошин в это время влюбился в драматурга Елизавету Дмитриеву. В 1909-м Максимилиан и Елизавета придумали для нее образ таинственной красавицы-католички, дали ей имя Черубина де Габриак. Под этим псевдонимом Дмитриева печатала свои произведения на страницах журнала «Аполлон».
Эта мистификация была раскрыта буквально через три месяца.
В 1922-м в Крым пришел голод. Матери Волошина – Елене Оттобальдовне, день ото дня становилось все хуже. Обеспокоенный состоянием ее здоровья Максимилиан уговорил фельдшера Марию Заболоцкую из соседней деревни переехать в их селение. Но это мало помогло, мать поэта скончалась. Зато в личной жизни художника произошли перемены – в 1927 году он женился на Марии, которая поддерживала его все это время.
Детей ни в одном из браков Волошина не было. Не стал исключением и союз художника с Марией. Их семейная жизнь протекала дружно и гармонично, Мария была рядом всегда, в дни печали и в радостные дни, до самой смерти Волошина. После его похорон, вдова сохранила весь уклад их коктебельской жизни, постоянно принимала в доме покойного супруга художников и поэтов, бывавших в Коктебеле.
Максимилиан всегда много и плодотворно работал. Не стали исключением и последние годы его жизни, он продолжал литературную деятельность и писал картины акварелью. Он уже давно страдал от астмы, но в июле 1932 года заболел воспалением легких и гриппом. Затем у него случился инсульт, который и стал причиной смерти 11 августа 1932 года. Поэта похоронили на горе Кучук-Янышар, рядом с его любимым Коктебелем.
По обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/maksimilian-voloshin


СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...


*****************


Голос поэта - его стихи. Послушаем:


Майе


Когда февраль чернит бугор
И талый снег синеет в балке,
У нас в Крыму по склонам гор
Цветут весенние фиалки.
Они чудесно проросли
Меж влажных камней в снежных лапах,
И смешан с запахом земли
Стеблей зелёных тонкий запах.
И ваших писем лепестки
Так нежны, тонки и легки,
Так чем-то вещим сердцу жалки,
Как будто бьётся, в них дыша,
Тёмно-лиловая душа
Февральской маленькой фиалки.


----


Из поэмы "Россия"


С Руси тянуло выстуженным ветром.
Над Карадагом сбились груды туч.
На берег опрокидывались волны,
Нечастые и тяжкие. Во сне,
Как тяжело больной, вздыхало море,
Ворочаясь со стоном. Этой ночью
Со дна души вздувалось, нагрубало
Мучительно-бесформенное чувство —
Безмерное и смутное — Россия…
Как будто бы во мне самом легла
Бескрайняя и тусклая равнина,
Белёсою лоснящаяся тьмой,
Остуженная жгучими ветрами.
В молчании вился морозный прах:
Ни выстрелов, ни зарев, ни пожаров;
Мерцали солью топи Сиваша,
Да камыши шуршали на Кубани,
Да стыл Кронштадт… Украина и Дон,
Урал, Сибирь и Польша — всё молчало.
Лишь горький снег могилы заметал…
Но было так неизъяснимо томно,
Что старая всей пережитой кровью,
Усталая от ужаса душа
Всё вынесла бы — только не молчанье.


----
И Магистрал венка сонетов "Corona Astralis"
15
В мирах любви неверные кометы,
Закрыт нам путь проверенных орбит!
Явь наших снов земля не исстребит, —
Полночных Солнц к себе нас манят светы.
Ах, не крещен в глубоких водах Леты
Наш горький дух, и память нас томит.
В нас тлеет боль внежизненных обид —
Изгнанники, скитальцы и поэты!
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,
Тому, кто жив и брошен в темный склеп,
Кому земля — священный край изгнанья,
Кто видит сны и помнит имена, —
Тому в любви не радость встреч дана,
А темные восторги расставанья!


Эту статью я взяла со страницы творческой мастерской «Гуси-Лебеди». Здесь объявлен поэтический конкурс по творчеству Максимилиана Волошина. Буду ли я участвовать в нём? Вопрос этот для себя не решила. Но ссылку оставила:


«Проект Памяти... - Максимилиан Волошин
http://stihi.ru/avtor/gusilebedi1


Татьяна Гордон
19 июня 2022 года



Другие статьи в литературном дневнике: