Николай Смирнов

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Афон. Ночь. Монах в своей келье совершает молитвенное правило. Это для него не формальное действие, не вычитка, не привычка, а живая умная молитва, или прицел на неё. В монашеской жизни промыслительно не так много земных радостей, чтобы стараться побыстрее формально закончить правило и придаться этим «радостям». На Афоне восемь часов в сутках для всех, от послушников до схимников, повсеместно подконтрольно обязательно освобождены от всех дел для молитвы - в храме и келье. Если ты это многочасовое время не сделаешь главным и любимым в своей жизни, то ты, наверное, проиграл.


В монашеском чёточном правиле, наряду с сотнями и тысячами молитв Спасителю и Его св. Матери, значительнейшая часть молитв ещё обращена к своему Ангелу Хранителю Господню, и монах сотни раз в молитве обращается к нему, как помощнику и спутнику в жизни и Вечности.
Для публичной проповеди в интернете об умной молитве едва хватает формата и ресурса говорить только об устной Иисусовой молитве. А об умно-сердечной молитве высоких ступеней, а тем более умной молитве к своему Ангелу-хранителю, я даже не припомню, слышал ли что в сети.


В день Рождества Богородицы Приснодевы я в заметке упоминал, что неотъемлемой частью монашеского правила есть умная молитва к Божьей Матери. Монах в своём сердце в присутствии Её Божественного Сына входит в живое соприсутсвие с Его Пречистой Матерью. Также из исихастской традиции следует и то, что делатель по своему благому намерению, споспешесвуемый волей Божьей, может входить в присутствие и с другими святыми. Для исихаста воспоминание святого органично связано с явлением в сердце его присутствия. Если для делателя эта способность соприсутствовать в молитве ослабевает, то он слёзно доискивается причины этого умаления, часто заключающейся в различнейших видах несмирения, и восстанавливает с помощь Божьей эту способность, обретённую некогда в умно-сердечной молитве.


На правиле (и конечно, не только) в умной молитве исихаст молится не только ко всем «святым человецем», но умная молитва простирается и на соприсутствие с ангельским миром, что вероятно в первую очередь означено сотнями кратких обращений к своему родному Ангелу Хранителю, этому для многих из нас до времени таинственному прекрасному небожителю.
Как только молитвенник обретает умно-сердечную молитву к Богу, отныне он эту способность обретает и в обращении к каждому святому и ангелам.


И вот ночью в келье произнесены уже сотни молитв к Нашему Господу и Его св. Матери. И наступает черёд молитв к своему Ангелу Хранителю. Кто он, каков он, как почувствовать его присутствие, а в идеале никогда не терять его – фантазия здесь не поможет, но есть практическая традиция и учение Церкви об ангельском чине, как они взаимодействуют с христианами.


Настоящий исихаст - это глубокий богослов, нередко весьма начитанный. Что мне нравилось в греках-афонитах, так это умение на всё смотреть богословски, это в их национальной традиции. С этой умозрительной молитвенной стороны и ангельский мир не является для них закрытым и неприкосновенным, и исихасты напрямую молятся своему родному Ангелу, и со временем по благодати он безвидно являет своё присутствие. У нашего ангела таков чин, что он из всех людей прежде всего обращён к тебе – ибо это некая мистическая соприсутственная личностная духовно-родственная связь, которая со временем проявляется и крепнет в молитве.


Общаясь с исихастами, обращал внимание, что в отличие от «привычной» связи со святыми, многим делателям не без труда далась личностная присутственная связь со своим ангелом. Приходилось им обращаться в т.ч. к теории, где обнаруживается такая ёмкая наука как ангелология.
И вот многие часы на правиле, и годы монашествования в совокупности, наконец-то восполнились важнейшим звеном Небесной Церкви – ангельским, из которого один из них (но вполне вероятно, что и с помощниками, и это мы чувствуем) придан Богом к тебе лично по крещении.


У афонитов нет нашей мирской распылённой повестки дня, где о своём Ангеле Хранителе можно в суете дня и не вспомнить. Святая Гора конкретно и обязательно выделяет ежедневно время на молитву к нему. И если насельник имеет разум, а это предполагается, то он будет очень заботиться об обретении этой ангельской связи, где Господь и Его святая Матерь Божья – первейшие нам наставники, ибо к Ним прежде всего простирался поначалу навык умно молиться, а через Них и с Ними и к другим святым чинам.


Пройдёт время, и по большей части нынешний поверхностный экскурсионный мирской взгляд на Афон обратится к глубинному исихастскому содержанию Святой Горы, где, оказывается, уже более тысячи лет можно поучиться умно молиться, в том святом числе, своему Ангелу Хранителю. Если не с порога, то со временем твой старец-афонит будет обязательно обращать твоё внимание на этот навык. Блистательный ангельским мир, если будет оставлен без должного внимания, то это не даст завершающей картины нашей святой Церкви, и ясного пути, как в Ней соприбывать.


«География» умной молитвы простирается и на соприсутсвие с ангельским миром. Более того, она простирается на умно-сердечное собеседование с любой душой, но это не всегда полезно, а то и строго воспрещено, да и сам этот навык очень многотруден.
Умное делание это целый мир. И вот эта полнота промыслительным образом отражена в монашеском правиле, где наряду с умной молитвой к нашему Господу и Его св. Матери, есть целые чётки молитв, да не одни, Ангелу Хранителю.
Столь привычная и любимая нами Иисусова молитва выливается в не менее для исихастов привычную краткую молитву: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне», – где разобрано и наполнено благодатью каждое слово. Это нам напоминает о том, что к умному деланию нужно подходить всеобъемлюще, не оставляя ничего и Никого без внимания. Это не добавляет сложности, а наоборот, служит подспорьем, ибо восполняет цельность; а присутствие святых ангелов вносит мир и радость в душу.



Другие статьи в литературном дневнике: