Об Ахматовой и Марине рецы.

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Анна Ахматова прощание с мифом. Полный текст» (Борис Подберезин)


Приветствую, Борис!
Внимательно прочел Ваше "Развинчивание биографического ахма-мифа".
Вы проделали немалую работу, добросовестно перелопатив базовый материал, но выражу только читательское впечатление - не более того:
продвигаться по Вашему тексту, довольно скучно, сама речь как форма повествования весьма обыденна, в ней не чувствуется той энергетической пружины, которая держит интерес к сказанному.
Ваши обобщения, доводы и выводы также ничего сверх того, что уже известно, не дают.
По крайней мере, ничего нового об Ахматовой ни мне, ни литературному миру Вы не открыли, а другим надо просто ближе познакомиться с теми материалами об Ахматовой, которые успешно прочли Вы сами.
У меня нет ни малейшей предвзятости, желания задеть или сказать что-то негативное, я просто выражаю впечатление.
Следуя логике событий и биографических фактов, Вы продвигаетесь по тексту шаг за шагом, везде оставляя фантом своей личности.
Это, конечно, закономерно, ибо жизнь и судьбу Ахматовой Вы просеиваете через себя.
Но именно сплав Ваших индивидуальных свойств оставляет привкус некой пресности, которая никак не влияет ни на то, чтобы полюбить Ахматову, ни на то, чтобы разлюбить ее, ни на то, чтобы что-то новое узнать или понять о ней.
Такое впечатление, что Вы не поднялись до глубин исторического и психологического анализа, не препарировали эпоху как фон, на котором сформировалась ее личность - без этого нельзя понять ни поступков человека, ни их мотивов.
Вы добросовестно передали биографические данные, стараясь держаться той объективности, что доступна Вашему кругозору, Вашей способности вместить, но это, к сожалению, ничем не обогащает литературный мир.
Я не хочу пестрить цитатами, доказывать, но для примера приведу эпизод с Бродским.
Вы подчеркнули, что, отмечая великих поэтов современности, он практически никогда не упоминал Ахматову, объяснили, что она приписывала себе влияние на его развитие, преувеличивала свой вклад в его становление как поэта. Выходит, связка: Бродский – Ахматова в том ракурсе, как ее трактуют, - миф, который Вы развенчали?
А эти стихи самого Бродского, посвященные Ахматовой, тоже миф?


*
Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос -
Бог сохраняет все; особенно - слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.


В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь - одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.


Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, - тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой Вселенной.


Знаете, в огромном море стихотворчества истинных талантов – капли, "и никто из нас не Орфей, чтобы вывести на свет хоть одну душу".
Всей правды знать никому не дано, кто бы что ни думал о себе и ни говорил - с этим не поспоришь.
Единственное, что можно дать людям, освещая судьбу выдающегося поэта - это живой интерес к его личности!
А мне после чтения Вашего труда даже не захотелось открыть Ахматову.
Я ощутил какую-то внутреннюю апатию, которой не стану сейчас давать оценку. Будто меня придавила плита Вашей скучной тени, свалившейся на мифотворчество Ахматовой, всем отсутствием Вашего собственного
творчества, как волшебного импульса, увлекающего порывы души вперед или вверх.
Будто Вы рассматривали биографию какого-то кухонного человека, а не человека, который ходил по лезвию бритвы, - между тюрьмой, сумой, голодом, нищетой и изгойством.
Вы не учитываете трагических ударов эпохи, которая сшибала с ног, рвала на части - эпохи, в которой она не жила, но выживала.
А я будто потоптался вместе с Вами по биографическим вехам Ахматовской судьбы и пожевал вату разных фактов, из которых вынес впечатление не о ней, но о Вас как об авторе порядочном, добросовестном, трудолюбивом и очень обыкновенном.
И все равно - спасибо за труд и спасибо, что не хуже, чем могло быть.
Этот отзыв написан спонтанно - это "рефлексия впечатления", как любовь или нелюбовь с первого взгляда.
Но, безусловно, с уважением, Санто.


Сан-Торас 21.01.2016 20:34
________Спасибо Вам за обстоятельный отзыв и критику. Конечно, книга об Ахматовой - эссе, которое отражает лишь субъективное мнение автора. "Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить". Тема "Ахматова - Бродский" - отдельный и непростой разговор. А стихотворение Бродского, которое Вы упоминаете, в книгу включено и завершает текст.
С уважением и добрыми пожеланиями,


Борис Подберезин 21.01.2016 12:29


_______Вы дышите, как человек высокой порядочности - это чувствуется в каждом Вашем слове, но мне не достает в этом тексте не объективности, а глубины.
Мотивирую:
"Впечатление, что Вы рассматриваете биографию, какого-то кухонного человека, а не поэта, который ходил по лезвию бритвы - между тюрьмой, сумой, голодом, нищетой и изгойством.
Мне кажется, что Вы не учитываете трагических ударов эпохи, сшибавшей с ног, - эпохи, в которой Ахматова не жила, а выживала.
Ибо важно дойти до глубин исторического и психологического анализа,
препарировать то время, как фон, на котором сформировалась личность Ахматовой. А без этого анализа нельзя понять ни ее поступков, ни их мотивов."


У меня возник спор о Цветаевой на этой же почте. Поэт - это все же другое измерение, его биографию надо связывать с историей, а люди мерят по себе, но
что они знают о хитроумных ходах спецслужб,
что знают они о том, как ее пыталось завербовать ЧК, намереваясь сделать осведомительницей, ее "белоэмигрантку", у которой муж, дочь, родная сестра, племянник, литераторы и общие знакомые арестованы?
Чтобы рассуждать о чем-то оценивать
Приехав в Елабугу, она прошла местное КГБ:
"За мое перо дорого бы дали, если бы оно согласилось обслуживать какую-нибудь одну идею, а не всю правду…» М.Ц.
Последняя поездка в Чистополь, во имя спасения сына - не спасла....
Незадолго до гибели она написала:
Это смерть не от тягот быта…


"На твой безумный мир
Ответ один – отказ."


Трое детей. Бездомье. Безденежье. - трагедия за трагедией…
Даже на просьбу принять на работу в общепит литфонда посудомойкой, т.е.
“убирать за писателями” получила отказ. Но, живя в непроглядной нужде, сама отказалась от предложения работать в НКВД переводчицей - в совершенстве владея немецким и французским.
Сделала последнюю попытку наняться в совхоз, но директор подал ей милостыню, сказав: "у нас и без вас все грамотные", ( подачку 50 рублей)
не приняла - может быть и это стало последней слезой, упавшей на письмо:


“ …не похороните живой, проверьте”…


Кто-то скажет - время было тяжелым - всем было нелегко. Это правда.
Но не все сделали для России столько, сколько семья Цветаевой!
У нее другие точки отсчета и другое мироощущение.
Ее отец создал и подарил Москве, музей изобразительных искусств - мирового значения, строил на свои средства школы, а через несколько лет его родная внучка, дочь Марины, умерла от голода - да, шла гражданская война, был холод, люди ели крыс, но в ее судьбе:


Старшую из тьмы выхватывала,
Младшей - не уберегла.


младшая дочь погибла, старшая получила почти 20 лет тюрем и лагерей, мужа расстреляли в затенках, родная сестра была арестована - 18 лет заточения, сына, мальчика в 20 с небольшим, убили.
После, 18-ти лет нищеты в эмиграции - возвращение на родину - допросы, вербовка, стояние в тюремных очередях, снова бездомье, безденежье, бездна унижений и самоубийство. - Или все таки убийство?
Открыть правду - не позволяют, но позволяют судить всем, кому не попадя.
Из книги "Пятый воздух" - цитирую:
“Сегодняшние выяснения, домыслы, догадки, рассуждения - решительно ничего не дают, но - о многом говорят. Вот ещё две известные странности.
Первая - Марина покончила собой, не сняв кухонный фартук. Так её и похоронили. Поэт так уйти не может. . Даже если сама ушла… фартук она бы сняла. Что заставило об этом забыть? Что?
Вторая странность более, чем странность – горячая рыба в сковороде, только что приготовленная ею… - ( будто голос самоубийцы за кадром)
«Дорогие мои, я тут повесилась, а вы обедайте! Не обращайте внимания, приятного аппетита!»
И вспомним тех двоих в штатском, что в час ее смерти выпрыгнули в окно дома, где она снимала угол. Тех, кого видели соседи, боясь сказать об этом. Иначе почему прячут ее могилу? Препятствуют, угрожают?
...хоронил Цветаеву конюх дядя Коля, промсовхоз дал лошадь и телегу”


Я тоже был в Елабуге в архиве и на ее могиле, но кладбищенский воздух, не заживляет утрат.
Марина Цветаева не только лирический поэт, она обладала способностью масштабно мыслить, не случайно Бродский назвал ее интереснейшим мыслителем 20 столетия, утверждая, что:
"Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции... Другими словами, оно лишается своего собственного эволюционного потенциала. Ибо то, что отличает нас от остального животного мира, это именно дар речи... Поэзия – не форма развлечения и, в определенном смысле, даже не вид искусства, а наша генетическая цепь, наш эволюционный лингвистический маяк" (Нобелевская речь И. Б.)
Творчество Цветаевой - величина необъятная.
Опережая время, она видела и нынешнюю жизнь, нравственный стержень, которой проявляется здесь и сейчас.
Убили ее в Елабуге или нет, но правда в том что:
“Даже если сама ушла – всё равно убили. Такие Поэты, как Марина Цветаева - спасательный круг для живых. Промысел божий.” (Пятый воздух).


Через десять лет забудут!
Через двести — вспомнят!
М.Ц.


Столько негатива я прочел в современных отзывах, но чтобы очернить - горошины ума достаточно, а воспеть - душа нужна.
Я не ратую за полировку биографий - я за то, чтобы понимать, ценить и помнить. Стервятники, кружащие над полем памяти - вот постыдный знак нашего времени.
( БОЖЕ СОХРАНИ, К ВАМ ЭТО НЕ ОТНОСИТСЯ - ЭТО ОБО ВСЯКИХ АНТИБИОГРАФИЯХ)
Находясь в потоке современных пиитов, я хотел бы видеть не пишущих, а любящих стихи!
Еще больше хотел бы видеть знающих! И особенно: - Знающих среди Пишущих.
Пусть создадут свои стихи лучше, ушедших поэтов. Пусть проживут свои жизни чище, выше, ярче тех, кого судят!
И всякий, кто чернит недосягаемые имена - пусть начнет с себя.
Я хочу видеть того, кому должен доверять!
Покажите, что он создал - чего стоит сам?!


"Проводите, проводите меня к нему!
Я хочу видеть этого человека!"


Но увы, зависть и бездарность паразитирует на высоких именах низкими мыслями.
( Катаева об Ахматовой)
Это стало тенденцией, эпидемией - свиным гриппом ущербных душ.
На стихире афторша порочащая Цветаеву спрашивает в стишке:
"Почему не дала ребенку микстуру и бульона?"
"Где была твоя голова?" - В ПЕТЛЕ! - ответил я ей.
Сама авторша, небось плотно поела, уселась в теплой комнате, рядом унитаз, холодильник и задает вопросы прямо туда, голодный год, в холод, в саму войну… Какого это мнение воспринимать? - Блокадное время было, а она про бульон долдонит. Где ее голова, спрашивается и если ли она вообще?
Упрекает, что Цветаева отдала ребенка в приют - бросила и рецензии под этим:
"Спасибо что нам открыли глаза!"
Сколько Вы думаете дети Цветаевой пробыли в приюте? Годы? Месяцы?
Старшую Ариадну, она забрала смертельно больную через неделю, а младшая там пробыла
3 недели и умерла от голода, потому что директор обворовывал детей. Была гражданская война, разбой, разруха.
Надо же понимать время, события, чтобы судить, надо иметь хоть какие-то исторические знания, или своей сытой кухни, своего мещанского мирка достаточно, чтобы осмыслить и оценить?


"Кто бы ни клялся, ни думал, что знает как было, пусть помнит: никто не может знать всей правды.
Достоверностью становится то, что убеждает, а убеждает то, к чему каждый расположен по уровню своего интеллекта и голосу совести."
Сама тема: “Марина Цветаева” - определяет вектор духа.
Ибо горизонт ее так далек, что каждый может узреть только то, что ему по силам.


"Обнимаю тебя кругозором
Гор, гранитною короною скал...
Крyгом клумбы и крyгом колодца,
Куда камень придет - седым!
Круговою порукой сиротства, -
Одиночеством - круглым моим!"


Глубина такова, что камень поседеет, достигнув дна.
Ее стихи правдивы, неординарны в каждом звуке - в них философия и пророчество, любовь и боль -
они не приземляют, а подхватывают вдохновением, которым дышат лучшие ее строки.
Поэзия Цветаевой - это щедрость и широта.
Ни капли приспособленчества, ни капли формализма.
Ее дары не для тех, кто алчут и "хощут"


"Хотеть - это дело тел,
А мы друг для друга души ..."
(«Поэма Конца»).


“Коллективные суждения о том, что и кому должен Поэт… Как жил и как надо было жить - нелепы!…
Помилуйте, при чём тут кастрюли, полы, обеды?
Опомнитесь… господа… Поэт - в стихах своих, и - только в них!
Стихами дышать надобно, впитывать их, спасаться ими…
Поэт - существо многомерное…" Пятый воздух"
Соглашаюсь - солнце - не для одноразовых лампочек! - для них любовь - “сделка”,
а понятие верности: “жила я только с Вами и больше ни с кем”
А для поэта:


"Любовь – это все дары
В костер и всегда задаром!”.
М.Ц.


В ее поэзии – ничего материального и меркантильного.
Понятие верности для Марины - это верность в беде!
В способности «состояться», она ценила не карьеризм, а сбывание души:


"Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный."


Считала, что "материалом для искусства является не слово, не камень, не холст, а – ДУХ!
"Через поэта работает вечность.”
Цветаева умела не замечать быт, но обладала способностью прозревать бытие.
Несмотря на бунтарский дух, не поддалась ослеплению революцией - соблазнам великих утопий.
Она следовала своим понятия о высоком и низком и была верна им.
Это смелость и есть духовная независимость.


*~<>~~<>~~<>~*


В память о Марине.


Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
М.Ц.


И те, чьи речи cтоль избиты -
Утилитарны и скупы,
Чьё царство - кухонные плиты,
Чьи помыслы слепы -


От стонов зависти оглохнув,
В Твой Дом – словесности приют,
Стучат половниками в окна,
Тебя на суд зовут.


Душа вместила быль и небыль,
Судьба - трагедия без дна.
Как высоко, Марина, небо,
В котором ты - одна!


Огонь лампад и чист, и светел,
Отпущен грех, но эта смерть,
Как пиршество доильцам сплетен,
Как лакомая снедь.


Цветет в Елабуге рябина,
Шумят листвой ветра...
Кто сочинит твой стих, Марина,
Купцы? Бугалтера?


Кто скорбь до горечи осиля,
За всё воздаст мольбы?
Да не простит себе Россия! -
Твоей судьбы.


Это просто копия моей рецы, но если номинировать на премию Наследие, то конечно, Вас, а не этих, так-сать, биографов.


Сан-Торас 21.01.2016 23:14


_________Безмерно признателен Вам за мудрость, зоркость критика, за то, что не пожалели времени и труда на интересные, глубокие рецензии. Внешне они могут выглядеть как приглашение к дискуссии, но для спора нет особого повода. Я готов подписаться почти под каждым Вашим словом. Ту же Катаеву я оценивал в книге как и Вы, только в более резкой форме. Да и с другими Вашими суждениями я солидарен. Убеждён, мы скорее единомышленники,а не оппоненты.
С искренним уважением,


Борис Подберезин 21.01.2016 23:51


___________Просто я нашел в Вас писателя, который еще и читатель - этот, ныне редкий симбиоз, провоцирует поделиться наболевшим с понимающим, вдумчивым автором.
Конечно, антибиография А.А. от дефектолога Тамары сделала меня
руконеподаваемым никаким дефектологам на свете!
Цитаты об Ахматовой из этой книги: «Грязная оборванная психопатка».
«У нее не хватило воспитания и самоуважения достойно пережить климакс».
Видимо, Тамарин климакс - образец достоинств!
«Ее единственный сын сидел в тюрьме в общей сложности 14 лет, если это подвиг, то подвиг Ахматовой напоминает подвиг микс-героя Павлика Матросова, который своим папой прикрыл амбразуру.
Тамара такая древность, что даже с геройским-гибридом Павлика на короткой козьей ножке.
И такой предстает Анна Андреевна в этом пасквиле на 600 - стах страницах, взорвавшем, в свое время, литературный мир Петербурга.
Война и мир - плачет на пыльной полочке, какой фурор свалился на анти-книгу.
Но дефектолог не прошла - Фейс контроль - Забанить псевдоаффтара!
Отвечаю тем, кто молча проглотил этот опус:
"Бойтесь равнодушных.
Именно с их молчаливого согласия,
свершаются самые тяжкие преступления на земле".


Меня удивляет даже не столько местечковое изложение этого антикомикса, сколько реакция людей, которые жадно обсуждают желтую прессу антибиографии.
Что тут обсуждать?!
Судя по интервью - дефектологиня умом не блещет, судя по ее высказываниям - образованна на трамвайной остановке, судя по отношению к истории, и историческим личностям - страдает комплексом хлестаковского панибратства.
Отакот рукой в заусенцах - шлоп Ахматову по плечу, типа:
Ну, что Брат Анка? - Как там твои Чепаи? Што ж ты Аннушка масло-то об рельсы грохнула? - дык тезку поезд и переехал, вона лежит "бесстыдно растянутое тело" на Патриарших.
Принципиально не хочу цитировать посредственную авторшу одной книго-попытки.
Я не отношусь к фанатам и не обмузеиваю нетленки Ахматовских мифов.
Есть немало откликов о ней: забавных, ироничных, негативных и восторженных.
Я просто не пойму, почему любящих и ценящих литературу людей взволновало мнение какой-то ничем не примечательной графоманки?
Как схохмил бы Хазанов:
Кто Ахматова, и кто ты? - Кто ты таакая?
- Ну, выскочила, выпрыгнула, испортила воздух своей писаниной…
Все вау, вау! - запричитали. Не-ну эпатажно и беспардонно обхамила Ахматову, что тут скажешь? - афтаршу можно понять, а как еще серая моль может обратить на себя внимание? Коль таланта Бог не дал, приходиться извлекать из головной коры дуба - тошто езть.
А выдавливать из тюбика затхлого воображения всякую бессовестность на головы всеядных читателей, тоже труд немалый.
Раневская изрекла популярный ныне афоризм: сняться в плохом кино - все равно, что плюнуть в вечность!
А навалять зловонный опус - это что такое? - Это все равно, что пёрднуть в изящную словесность!
Дефектолог-Ахматоведица хоть и совсем не писателька, и не сопли-менник поэта, а «полемизирует» с Чуковской, как свидетель-очевидец, отак очнется любая отмороженная бабка-похабка, пробабушка Павлика Мотросова, кинется неюной грудью на клавиатуру, и давай паркинсонить как заводной заяц на барабане: Ахматова такая, Ахматова сякая и зуба нету и климакс недостойный, а вот у Тамары достойный - флаг в длани и понесла свой климакс по всем страницам гордо и гормонально!
Каждый абзац украшают критические дни азартного урдо-дефектолога.
Видно по кайфу ей обнуление, своей хлипкой кухонной болтовней, дорогого, для многих имени. Книга-сплетня, как олимпийская попытка пиавки присосаться к величине и забаблить на черном пиаре - удалась!
Но Ахматова - «идет себе вперед
и лаю твоего, совсем не замечает».
Хочется за эту выходку послать даме плевок, но дворянское собрание не одобрит! От чессна, прям пожалел - ну, почему я не верблюд?!
- верблюд против скунса - это же: как желтый одуванчик у забора,
как петухи и лобуда!
Свобода слова - драгоценное достояние и суть ни в том, что Тамара высказала свое недалекое понятие об Ахматовой, а в том, что среднестатистическая бездарность, скрапАла подлую книжонку, но свобода печати нам позволяет на всякое мнение иметь свое противомнение.
Реформатор-Тамарка, благодаря свободе слова, породила свой лит.жанр - Называется: Хухожник нам изобразил глубокий "климакс акмеизма".
...На бледно голубой эмале…
...надев на правую руку варежку с левой вуали, и перепутав валенки.


О Цветаевой, супер-дефектолог сказала: «дописалась до крюка».
Это особо-тонкий взгляд на мир из очереди за уцененными сосками, такой-то патентованной редиски, что вам все моргала выколет своей посудомоечной писаниной.
Отак писать, канешно, может каждый, кто не фильтрует базар.
Смотрю на фото аффтарши - улыбается - Джоконда в сандаликах!
Не-ну, таки есть, уши пришиты! - Антропологически доказано:
Если мочка уха прилипла к щеке, а не отделена - означает вырождение рода.
Людям с пришитыми ушами, свойственна приземленность и приоритет животного начала.
Догадываюсь, что любой читатель, с целью удостовериться, потрогает свои ухи, ну, как в порядке?
Сто улыб! - сказанное о пришитых ушах – правда.


В основе анитибиографии выпирают три авторских качества: зависть, алчность,
вульгарность. Сколь угодно приколов к Ахматовой со стороны близких людей, мужей, друзей, мне встречались в разных лит. источниках и юмор, и ирония и даже насмешка.
Например:
Муж, Анны Андреевны, Шелейко увидев, как она завтракает яичницей, сказал:
«Аня, Вам так не идет есть цветное».
Гумилев, во время поездки заграницу, в поезде, поссорившись с ней, покинул купе, вернулся утром, и Ахматова сообщила ему, что пассажир-немец всю ночь не сводил с нее глаз.
- Аня, усмехнулся Гумилев, даже на Венеру Милосскую невозможно смотреть 8 часов подряд, а Вы ведь, не Венера Милосская.
Надежда Мандельштам на фразу:
«Я на правую руку надела
перчатку с левой руки».
- пожала плечами: «попробуй, надень»!
В доме Ардовых, Ахматова случайно набросила на себя платье наизнанку, на холке торчала бирка из прачечной.
Был период, когда у нее недоставало передних зубов, так что зубоскалить по поводу ее обездоленности, стоптанных туфель, нищеты, бездомья, безденежья? - это так благородно, так порядочно, столько ума на это требуется, великодушия, таланта, да?! И вообще какое все это имеет отношение к поэме "Без героя"?
Какая-то муха-борматуха покусала фантомный образ поэта, и забашляла за свой дворовый глосарий больше, чем Ахматова за все свои чудесные стихи - насмешка просто.
наблюдал я как архи-дефектолог, пыталась за счет унижения героини, поднять свою самооценку но и это не ново - низость неистребима в низких людях.
Еще Шекспир полтысячи лет назад писал:
«Да грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья».
Была б она хотя б мастерицей злословья и то ладно - явился злой гений - ежик из тумана и сорвал таинственную завесу мифов, так нет же! - не дано нам такой роскоши, дана просто вульгарная графомань вотыфсе.
Современники Ахматовой, которыми дышит русская поэзия, писали о ней:


"Красота страшна" — Вам скажут,
— Вы накинете лениво.
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.
Александр Блок.
*
"Великая душа, поклон через моря"
Иосиф Бродский.
*
"Анна Ахматова! Это имя — огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна."
*
"И я дарю тебе свой колокольный град –
Ахматова! - и сердце свое в придачу.
Марина Цветаева.


Писали об Ахматовой: Чуковская, Раневская, Гиршман, Пастернак, ей посвящали стихи Гумилев, Мандельштам, Марина, Блок, Бродский...
Писали ее портреты: Альтман - маслом в романтической манере, Петров-Водкин, в реалистической.
Молодую Ахматову рисовал Модильяни, зрелую Осмеркин.
Великолепный портрет Ахматовой работы Тышлера, в технике - ламповая копоть.
Парадный потрет кисти Дела-Вос Кордовской, а как хорош Бруни!
Не знаю, куда воткнуть среди этих имен и мнений многобуквенного дефектолога Тамару?
Считаю, что запалилась она, зашкварилась - не прошла фейс контроль!
Книжка – дрянь! В порядочное общество вход забанен.
Извините, но это полное ОНО.



*забанить:(ban) заблокировать, отключить доступ к интернет-ресурсу за какие-либо прегрешения.
*Фейс-контроль (англ. face-control) — контроль людей на входе в какое либо заведение: в данном случае фейс-контроль трактуется, как мера по недопущению недостойных лиц, в приличное заведение.


Сан-Торас 22.01.2016 05:38


*
О, САНТО! Я рада, что ВЫ опубликовали свои мысли в дневнике. Приятно, что и мои увековечили.)) Но в какой же я пришла ужас от того, что Вы не дали мне предварительно подшлифовать мою речь...


Если мы рассуждаем о тенденции, а не о частном случае, то я бы убрала из своего текста все частное (про авторшу, бульон, псевдопоэтов, дискредитировавший себя портал и т. д.). Я говорила Вам, почему написала отзыв в почту... Не хочу ни с порталом, ни с кем-то из местных авторов иметь конфликты. А дневник, хотя он и дневник, но доступен всем. Извините, что доставляю Вам хлопоты, но


Умоляю, Санто, ЗАМЕНИТЕ мой текст в Вашем дневнике на следующий, подредактированный, вариант.


ТЕКСТ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ:
«Здравствуйте, Санто! Я тоже не один раз перечитала мысли Ваши. Согласна с КАЖДЫМ Вашим словом! И, конечно, все сказанное Вами должно обсуждаться не в частной переписке и не на этом портале (не только на нем), но звучать по радио, ТВ, публиковаться в различных изданиях, преподаваться в школах и ВУЗах.



Да, людям свойственно судить со своей колокольни, с высоты своего «полета» (под названием: «Рожденный ползать летать не может»).




«Пусть проживут свои жизни чище, выше, ярче тех, кого судят!
И всякий, кто чернит недосягаемые имена - пусть начнет с себя». (с)
Именно так! Пусть попробует пронести тот крест, что достался тем, кого сейчас снабжают «ценными» советами из серии «Лучше быть богатым и здоровым»...




Мы блюдем честь и достоинство современных поэтов, но никто не подает в суд за оскорбление чести и достоинства «ушедших и великих». Двойные стандарты везде дают о себе знать... А еще можно судить за доведение до самоубийства. Хотя... Слишком много «самоубийств» среди несломленных, не давших себя купить личностей... Когда человека нельзя сломить морально (сломать его нравственный стержень) — его убивают физически...




«Но увы, зависть и бездарность паразитирует на высоких именах низкими мыслями.
Это стало тенденцией, эпидемией - свиным гриппом ущербных душ». (с) (Афоризм Санто)




«Я хочу видеть того, кому должен доверять!» (с)
Думаю, Санто, Вы сами знаете, что доверять Вы можете своему сердцу и разуму. Зачем какие-то посредники между поэтом и читателем, между Вами и Мариной? ))
« Я верю себе. И я верю ему» (а это я о Есенине...)




"Спасибо что нам открыли глаза!" да уж... Дай Бог разума людям отказаться от посреднических услуг тех, у кого свои глаза зашорены...




«Открыть правду - не позволяют, но позволяют судить всем, кому не попадя». (с) Вот именно, Санто!!!




«От себя скажу: те, кто из подземелья ложных версий, из болота своих липких домыслов "плюют" вслед ушедшим гениям - по сути, совершают " культурную диверсию".
Чтобы очернить - горошины ума достаточно, а воспеть - душа нужна.
Я не ратую за полировку биографий - я за то, чтобы понимать, ценить и помнить». (с)




Как же я с Вами согласна...




«Кто скорбь до горечи осиля,
За всё воздаст мольбы?
Да не простит себе Россия! -
Твоей судьбы». (с)




Это (цитата выше) - то, что и мне давно не дает покоя, Санто, ибо ни одна страна так не уничтожала своих гениев, как Россия.. И по сей день она не покаялась...
***
...Да, это непросто: прощание с верой –
Тем, кто охраняет гнилые мосты.
Чем вечным позором покрыть изуверов -
Вам легче причислить их к лику святых.
Вам проще цепляться за дикую повесть,
Создатель которой – убийца и лжец –
Грехов человеческих смрадная помесь, –
Чем честно признать, что кумир ваш — подлец...




…Наверное, это действительно проще –
Для тех, кто душою и скуден, и слеп:
Невинных страдальцев нетленные мощи
Запрятать в зловонный, заплеванный склеп.
Вам любо клеймить убиенных поэтов, (писала про Есенина, но думаю, это и про
Марину Цветаеву...)
Фальшивую повесть спасая свою;
И легче зажмуриться, если луч света
Однажды прольется на скорбный приют...
Вы лучше заткнете пред истиной уши
И будете ползать во мгле, как кроты,
О бедные, жалкие, мелкие души! –
Тех, кто охраняет гнилые мосты…
Ужель не честнее, упав на колени,
Молиться, рыдая, и каясь во зле? -
Чтоб извергов прОклятых мрачные тени
Блуждать перестали по этой земле.
Ужель не хотите очистить от скверны
Свой дом: куда дети и внуки придут?!
По-моему, это единственно верный
И праведный путь в вечном лживом чаду...
Иль правда, увы, не для вашего взора?
А слуху милее льстеца голосок?
…Нет, вы не того убоялись позора,
Бездумные головы спрятав в песок…




17 декабря 2005 г.




Великодушно простите мне, Санто, что позволила себе привести здесь свой стих, написанный десятилетие назад. Считаю для себя неприличным навязывать кому-то свое творчество, тем более — человеку такого уровня, как Вы. Реклама своих виршей — это не для меня и не про меня. Но обмен мнениями, когда Ваши мысли мне так близки — почему нельзя сделать это в стихах? Вчера был день объятий — обнимаю Вас своими прозаическими и стихотворными строками.))
Спасибо, что влюбили меня в Марину! Я всегда относилась к ней с почтением. И с отторжением - ко всякой мерзости про нее. А теперь я хочу глядеть на нее глазами Вашей души. ))
Отдельное спасибо — за выдержки из книги Татьяны Костандогло.


С уважением, А.Коростелева


Рецензия на «Черный квадрат. Тем, кто хочет понять Малевича» (Сан-Торас)


Всё намного проще...
Малевич изобразил свой "Чёрный квадрат" после смерти сына...


Татьяна Гармаш 23.01.2016 04:55 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо за отзыв, Танечка, но это известный биографический факт, который ничего нового никому не открывает.
А я сделал искусствоведческий анализ, и аргументировал свое мнение на базе
исторического развития русской живописи.
Смерть сына Казимира Малевича не имеет никого отношения к тому комментарию
который он дал к " Черному квадрату" - "я закончил живопись",
и никак не объясняет значение этих слов.
Кроме того, Малевич написал и "Красный квадрат" тоже - все его супрематические поиски, как разновидность абстракционизма в изобразительном искусстве нельзя свести к Вашему доводу.
- Я дал свою трактовку - любое другое мнение мне так же интересно:))


Сан-Торас 23.01.2016 09:22


Рецензия на «Иные пишут, как положено...» (Сан-Торас)


Санто, Вы опять увековечили мои комментарии.)) Скажу честно: всё, Вами написанное, вызывает у меня такой мощный отклик, что есть риск, что отклик превысит произведение (и случится то, что называется: "Остапа понесло").


Здесь, например, можно обсуждать сразу несколько злободневнейших тем:
1) русский язык,
2) чисто технический подход к поэзии - как автора ("Все гладко, опечаток нет,
Но содержанье - сущий бред!" - цитирую Ваши слова),
так и читателя ("Ах, он знаки расставлял!" - Ваши слова).


Оставлю в покое тему "великого и могучего". А по поводу второго пункта черкну пару строк.


"Иные пишут как положено" - да, справедливо сказано. Прочитаешь иные стихи - красиво вроде, но не цепляет - закрыл и забыл, и никогда больше не вернешься к этой правильно сконструированной графоманской поделке. И дело не в том, что тебе это не близко по духу, а в том, что и автору глубоко безразлично то, о чем он пишет. Складывается впечатление, что соблюсти все правила и удивить читателя необычностью формы и образов - главная цель автора... Это, конечно, личное дело каждого - что и как писать. Удивляет, что у таких мертвых конструкций, лишенных собственных, выстраданных мыслей и чувств, находится масса почитателей.
И другой момент, вызывающий не меньшее неприятие. Это реакция помешанных на технике читателей на произведения, написанные "кровью чувств", а не баловства ради. Трагедия или драма, пробудившая горькие строки, не вызывает сочувствия в душе читателя. У людей вызывают восхищение и зависть красивые слова: "Как вы красиво написали, какие образы!" Может, автор с радостью отказался бы и от слов, и от образов, и от стихов - лишь бы не было событий, вызывающих к жизни такие стихи...
Толстокожесть людей удивляет. А поэт не может быть толстокожим...


Анна Витальевна Коростелева 1 21.01.2016 10:16 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Уй:))
Вы, Аннушка, даже не представляете насколько попали в тему.
Не позднее как сегодня, мне в почту прислали ссылку и настоятельно попросили прочесть.
https://www.proza.ru/2015/11/24/36 -
Видимо, восхищаясь данным автором. Ответил рефлекторно, скорее от досады, что потратил время на чтение, вполне правильного и приличного текста, но совершенно не интересного для меня. Это, конечно, субъективно, но что есть, то есть...
Привожу эту рецу полностью, поскольку она отражает, именно то, о чем Вы написали.
_______Приветствую, Борис!
Внимательно прочел Ваше "Развинчивание биографического ахма-мифа".
Вы проделали немалую работу, добросовестно перелопатив базовый материал,
но выражу только читательское впечатление - не более того:
Продвигаться по Вашему тексту, довольно скучно, сама речь, как форма повествования, весьма обыденна,
в ней не чувствуется та энергетическая пружина, которая держит интерес к сказанному.
Ваши обобщения, доводы и выводы, так же ничего, сверх того, что уже известно, не дают.
По крайней мере, ничего нового об Ахматовой, ни мне, ни литературному миру, Вы не открыли, а другим, надо просто ближе познакомиться с теми материалами об Ахматовой, которые успешно прочли Вы сами.
У меня нет ни малейшей предвзятости, желания задеть, или сказать, что-то негативное, я просто отражаю впечатление.
Следуя логике событий и биографических фактов, Вы продвигаетесь по тексту шаг за шагом, везде оставляя фантом своей личности.
Это, конечно, закономерно, ибо жизнь и судьбу Ахматовой Вы просеиваете через себя.
Но, именно, сплав Ваших индивидуальных свойств, оставляет привкус некой пресности, которая ни как не влияет ни на то, чтобы полюбить Ахматову, ни на то, чтобы разлюбить ее, ни то, чтобы что-то новое узнать, или понять о ней.
Впечатление, что Вы не поднялись до глубин исторического и психологического анализа, не препарировали эпоху, как фон, на котором сформировалась ее личность - без этого нельзя понять ни поступков человека, ни их мотивов.
Вы настойчиво перетерли биографические данные, стараясь держаться той объективности, что доступна Вашему кругозору, Вашей способности вместить, но это, к сожалению, ничем не обогащает литературный мир.
Я не хочу пестрить цитатами, доказывать, но для примера, приведу эпизод с Бродским.
Вы подчеркнули, что отмечая великих поэтов современности, он практически, никогда не упоминал Ахматову, объяснили, что она приписывала себе
влияние на его развитие, преувеличивала свой вклад в его становление, как поэта, выходит связка: Бродский - Ахматова, в том ракурсе, как ее трактуют - миф, который Вы развинтили?
А эти стихи самого Бродского, посвященные Ахматовой, тоже миф?


*


Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос -
Бог сохраняет все; особенно - слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.


В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь - одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.


Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, - тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой Вселенной.


Знаете, в огромном море стихотворчества, истинных талантов - капли "и никто из нас ни Орфей, чтобы вывести на свет хоть одну душу".
Всей правды знать никому не дано, кто бы что не думал о себе и не говорил - с этим не поспоришь.
Единственное, что можно дать людям, освещая судьбу выдающегося поэта - это живой интерес к его личности!
А мне, после чтения Вашего труда, даже не захотелось открыть Ахматову.
Я ощутил какую-то внутреннюю апатию, которой не стану сейчас давать оценку.
Будто меня придавила плита Вашей скучной тени, что свалилась на мифотворчество Ахматовой, всем отсутствием Вашего собственного
творчества, как волшебного импульса, увлекающего порывы души вперед, или вверх.
Будто Вы рассматривали биографию, какого-то кухонного человека, а не человека,
который ходил по лезвию бритвы - между тюрьмой, сумой, голодом, нищетой и изгойством.
Вы не учитываете трагических ударов эпохи, которая сшибала с ног, рвала на части - эпохи, в которой она не жила, но выживала.
А я, будто потоптался вместе с Вами по биографическим вехам Ахматовской судьбы и пожевал
вату разных фактов, из которых вынес впечатление не о ней, но о Вас,
как об авторе - порядочном, добросовестном, трудолюбивом и очень обыкновенном.
И все равно - спасибо за труд, и спасибо, что не хуже, чем могло быть.
Этот отзыв написан спонтанно - это "рефлексия впечатления" - как любовь, или не любовь с первого взгляда.
Но, безусловно, с уважением, Санто.


Сан-Торас 21.01.2016 11:27 Заявить о нарушении / Удалить
Здравствуйте, Санто! С большим интересом и полным моральным удовлетворением прочитала Ваш комментарий.)) Радуюсь, как всегда, удивительному созвучию мыслей. Но не пойму, почему Вас нагружают творчеством подобных авторов? Кому-то лень вложить в свое творение энергию души, (а "стишок писнуть" надо во что бы то ни стало), а другим должно быть не лень читать это рифмотворчество? А, может, Вы в этот момент на связи с космосом: рождаете новое гениальное произведение или ведете мысленную беседу с "давно ушедшими и великими"? Понимаю, что многим ценно Ваше мнение, но ведь есть еще и ценность времени - затраченного на чтение и отзыв... Пока на Вас нагоняют скуку такие авторы, Ваш Леша ждет свою книжку. Я когда про это подумаю, мне рецки-то писать совестно, хотя Вы сказали не отказывать себе в этом.)) Но нет худа без добра: Ваш комментарий - это новое произведение. Может, кто-то будет учиться потом на них...


Анна Витальевна Коростелева 1 21.01.2016 11:44 Заявить о нарушении / Удалить
Да я уже рефлесировал на тему пасквилей в адрес Ахматовой
http://www.stihi.ru/2011/09/12/6045, и вот, прошло сто лет и опять...
ничего нового...


Сан-Торас 21.01.2016 12:18 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо за отклик, Аннушка:))
Всегда рад Вам:)


Сан-Торас 21.01.2016 12:18 Заявить о нарушении / Удалить
Это Вам, Санто, спасибо и низкий поклон - за Вашу позицию (прочитала про Анну Ахматову и не только...). Мысленно я откликаюсь на каждое Ваше произведение (как не откликаться, если сама думаю и пишу о том же?), рецки - дозирую. Но главное - я с Вами. Меня возмущают (а точнее - бесят) те же тенденции и явления, что и Вас. И у меня тоже есть свои подзащитные (я стараюсь не обсуждать эти темы, ибо каждый "крик, брошенный" в них, - это моя боль и горечь). С почтением,


Анна Витальевна Коростелева 1 21.01.2016 12:51 Заявить о нарушении / Удалить
Аннушка, я Вас призываю не дозировать общение, если есть желание - пишите,
потому что ничто не вечно. Сегодня есть возможность обмениваться мыслями, писать друг, другу, а завтра неизвестно...
Заболеешь, или страницу закроют, или еще что-то, поэтому надо дорожить
тем, что радует и не пришпоривать себя:))


Сан-Торас 21.01.2016 15:24 Заявить о нарушении / Удалить
Вы правы, Санто.)) Я сейчас как раз обо всем этом думаю. Но есть вопрос, который я хотела задать в почте.


Анна Витальевна Коростелева 1 21.01.2016 15:43 Заявить о нарушении / Удалить
Конечно, задайте:)


Сан-Торас 21.01.2016 16:29 Заявить о нарушении / Удалить
Отправила. Будем время - прочтете. Это не к спеху.))
С добрыми пожеланиями,


Анна Витальевна Коростелева 1 21.01.2016 17:06 Заявить о нарушении / Удалить
Не знаю, Санто, где Вас проще застать - здесь или в почте. Поэтому пишу здесь.) Огромная просьба: заменить мой текст (в Вашем тексте) на слегка подшлифованный мною вариант (я отправила сейчас его Вам на почту). А можно вообще мой текст убрать - если замена проблематична. Главное - это то, что Вы опубликовали свои мысли. А к опубликованию своих (в непричесанном виде) я совсем не готова.
С уважением и надеждой на понимание,


Анна Витальевна Коростелева 1 22.01.2016 07:57 Заявить о нарушении / Удалить
Заменил пулей:)
Сорри:))


Сан-Торас 22.01.2016 08:23 Заявить о нарушении / Удалить
Аннушка, я прибежал спросить:
Текст Ваш убрать или оставить?
Я его заменил, но пусть будет
как Вы скажите.


Сан-Торас 22.01.2016 08:57 Заявить о нарушении / Удалить
Видела, что заменили, Санто, - оперативно.))
Наверное, лучше убрать вообще. Он погоды не сделает. А если Вы опубликуете отдельное произведение, то я смогу написать на него отзыв (мой текст).))


Анна Витальевна Коростелева 1 22.01.2016 09:31 Заявить о нарушении / Удалить
Главное, Санто, что ВЫ в курсе моих мыслей.


Анна Витальевна Коростелева 1 22.01.2016 09:32 Заявить о нарушении / Удалить
Хорошо! Публикну:))
Но Ваше из дневника не уберу, ок?
Это мой лит дневник - у меня был диалог
с Вами, почему я должен убрать Вашу часть?
Только если Вы не захотите.
А сам я за то, чтобы
что было - то жИло:)


Сан-Торас 23.01.2016 07:40 Заявить о нарушении / Удалить
Здравствуйте, Санто! Если Вы за то, чтобы это было - пусть будет! :) (просто не хотелось "пристраиваться суринамской пипой" к Вашим гениальным мыслям).


Одна просьба: при публикации моей части - уберите пожалуйста мой вопль, где я прошу Вас о замене текста и объясняю причины. Пусть это останется за кадром. Пусть в эфир выйдет только та часть моего текста, которая идет ПОСЛЕ слов "ТЕКСТ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ". А то я чувствую, словно услышала неожиданно свою речь по радио.)) С уважением и теплом,


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 07:57 Заявить о нарушении / Удалить
А вообще, мне приятно, что Вы хотите сохранить жизнь моему тексту.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 07:59 Заявить о нарушении / Удалить
Вчера один из авторов (написавший Вам рецку про море) оставил под своей рецкой интересные комментарии. Сегодня гляжу: ни рецки, ни комментов...


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 08:03 Заявить о нарушении / Удалить
Ну, вот, если б скопировал рецу, я бы ответил,
а так неприятно то, что не знаю автор стер или
модераторы?
А когда эта целая беседа - еще противней.
Кроме того, не помню имя автора, и не могу его спросить.


Сан-Торас 23.01.2016 09:32 Заявить о нарушении / Удалить
И я забыла его имя... Наверное, не сам он стер... Вы прочесть даже не успели?


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 09:45 Заявить о нарушении / Удалить
Нет не успел, не знаю о чем речь. Я видел рецы, но там было
много - ответил на короткие и знакомые, думал вернусь, потом прочту.
Я же работаю, если б не эта уникальная способность мгновенно переключаться
и сосредотачиваться, вообще не мог бы столь оперативно и обстоятельно отвечать.
Мне даже проще, когда я в англоязычной среде, перехожу на русский текст,
потому что английская речь вокруг становится просто фоном и не мешает.
Из-за того, что потерял зрение не могу водить машину, возит водитель, а езжу много, расстояния и пробки, и в Москве, и в Лос-Анджелесе, часто пишу в машине, с айфона, мне так легче переносить дорогу, интернет у меня спутниковый работает
везде.
:))


Сан-Торас 23.01.2016 10:30 Заявить о нарушении / Удалить
Увидел, что Вы зашли в рубрику "Поэты про это"
Это уникальная история. Потому что вся рубрика
возникла на спор и я его выиграл.
Мы сидели с моими приятелями ( театр Виктюка)
Они ставили пьесу по стихам Веры Павловой
у нее такие стихи:


"подари мне мама, подари мне папа,
на восьмое марта фалоиметатор."


Я сказал, что это бул-шит, завязался спор,
Ну завелся, в общем и поспорил,
могу такие стихи написать целый сборник
за вечер и разрисовать своими иллюстрациями.


И вот сборник "Поэты про это" родился за одну
ночь, на глазах у театральной труппы, с артистами которой
и с Виктюком мы радостно пили - я не пью, но компания
была интеллектуальной.
Произносили тосты, я писал стихо и рисовал каку-нить муть.
Сборник этот не перечитывал не правил, занес сюда, может
вернусь к нему. Еще есть такого же типа, но дольше писал,
сборник ЯСОВ - японские сонеты с моими рисунками, многие
рисунки купили японцы, так что они только здесь остались,
тот копм, с которого я их заносил в мой "стихирский шкаф"
сгорел.


Сан-Торас 23.01.2016 10:45 Заявить о нарушении / Удалить
Ремонтировали розетку, отключали свет (и комп). Зашла, а тут Ваши сообщения. Я всегда так радуюсь им.)) Нетрудно было заметить, что многие жаждут общения с Вами, Санто, а Вы всем обстоятельно отвечаете. Всегда дивилась этой Вашей феноменальной способности.)) Тот автор разместил в замечаниях свой отзыв на Ваши материала о Марине Цветаевой. Думаю, Вам было бы интересно пообщаться. Жаль, что не могу вспомнить его имени.
Не думала, что Вы успеваете просматривать список читателей. Я тоже нынче рылась в Вашем списке читателей - в надежде вспомнить имя Вашего рецензента. И набрела на два произведения. Одно - Ваша рецензия на "Пятый воздух". Второе - "баба..." (название уж больно забавное).)) Прочитала. И погрузилась в размышления - по поводу первого произведения. Сразу после открытия второго отключили свет, поэтому я толком и прочесть не успела.)) Сейчас отправлю этот коммент, а следом - продолжение.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 11:47 Заявить о нарушении / Удалить
Я не просматриваю список читателей никогда, но в кабинете отражаются
последние, человек 20, зашел опубликовать то, что об Ахматовой и Марине и
увидел Вас, но публикнуть не успел. Зазвонила почта, пришел макет на книгу
Татьяны Костандогло, а краса моя Татьяна, даж фото не прислал, ну?
Нет в макете книги ее фотки и я не смог его утвердить.
- пришлось идти на ее стр. снимать ее фото, делать его ЧБ потому что
это в стиле дизайна ее книги, делать рамки, подсветку, отсылать в редакцию,
объяснять, что фото надо на форзац и так далее...


Сан-Торас 23.01.2016 12:07 Заявить о нарушении / Удалить
А призадумалась я вот над чем. Писала про поиск пятен на солнце, не ведая того, что Вы ЕЩЕ в 2013 году (в рецензии на "Пятый воздух") о них писали. Представила, как моя рецка может выглядеть в Ваших глазах.)) А ведь я, наверное, еще более яростный противник мародерства мыслей, чем Вы, Санто...


Про покаяние страны за уничтожение своих людей (лучших сыновей и дочерей своих) прочитала у Вас - и лишний раз подивилась такому созвучию мыслей... Десять лет назад (задолго до того, как начала работать и общаться в Интернете) погрузилась в эту тему, искренне веря, что справедливость не за горами. С некоторым даже пафосом писала о том, что признание грехов своих предков и покаяние в них позволит открыть новую, счастливую страницу. Но увы. Десять лет прошло. А воз и ныне там. "И внук цепляется за ложь, скрывая преступленья деда" (сама себя цитирую)...
Почему так? Наверное, потому что людей, которые мыслят, как Вы, Санто, очень мало. А страусов тьма тьмущая. Не сохранять лицо надо, ни прятать истину (до которой и так думающие неравнодушные люди докопались), а принять ее и идти дальше, очистившись от всей этой вековой накипи...


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 12:13 Заявить о нарушении / Удалить
О Боже, Санто! Наивно думала, что Вы отправляете книги в редакцию и получаете готовые. А Вы еще утверждаете их? Если б знала, что столько мороки Вам с ними, отказалась бы более решительно от подарка.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 12:17 Заявить о нарушении / Удалить
Перечитала свои комменты - вижу у себя опечатки, но поздно.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 12:20 Заявить о нарушении / Удалить
УЙ, мне хоть не говорите про очепятки:)) - я ими кишу.
А этой исчезнувшей рецке, потому уделил столько внимание,
что она была большой, я даже не смог сразу прочесть - работал,
а потом исчезла и если это модераторы, то автор может подумать, что
это я стер, а мне неприятно обидеть человека, который старался,
писал, тратил время, понимаете?
А книги - конечно, утверждаю и корректирую каждый макет, ведь это
от меня подарок, как я могу не удостовериться в его качестве?
Например, моя подруга Антипова не прислала подписи под иллюстрации,
но я знаю, что это она рисовала!
Посмотрел макет - не принял - пишу ей: пришли подписи!
Она прислала и на форзаце, вместо пустого места, появилась такая надпись:
"Иллюстрации, картины и компьютерная графика - автора"
А потом под каждым рисунком - что это? - холст масло? Акрилик? Акварель?
какой год, как называется рисунок.
Ну? Имеет значение?
Открывает она свою книгу, а там слевой стороны:
"Картины автора", с правой - фото, потом стихи.
До моей корректуры - была только поэтесса, а после
стала еще и художница - разница есть?
Я же знаю, она из скромности не подписала!


Сан-Торас 23.01.2016 14:11 Заявить о нарушении / Удалить
Понимаю, Санто. Даже мне, ставшей случайной свидетельницей сего факта, стало не по себе. Вчера я искренне порадовалась, что Вам поступил такой добрый обстоятельный отзыв. Не думаю, что автор отзыва подумает, что это Вы удалили его текст. В конце концов, и сбои бывают. И сам он мог случайно стереть. Надеюсь, что он еще посетит Вас.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 14:29 Заявить о нарушении / Удалить
Про создание сборника на спор: действительно занятная история.)) Зашла в начало - содержание впечатляет. Особенно указание времени и минуты создания каждого стиха.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 14:32 Заявить о нарушении / Удалить
Санто, не могу не выразить своего восхищения Вашим подходом к созданию каждой книги. В каждую книгу Вы вкладываете частицу своей души. Представляю, каким мощным положительным зарядом будет обладать такой подарок. И в этом - его главная ценность.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 14:37 Заявить о нарушении / Удалить
Знаете, что я терпеть не могу? - Это вкладывать силы, средства,
труд и в результате, иметь негативную реакцию.


Считаю, если любя человека и стараясь его порадовать ты своими действиями приносишь огорчения - значит ты - идиот!


Вот отзыв Антиповой:
"БлагоДарю за самый-самый из лучших подарков в моей жизни!"


Это стоит любых усилий.
Поэтому все проверяю - мне прислали как выглядит на форзаце
портрет Татьяны - пришлось писать фелюры - сейчас покажу копии:


сегодня, 0:431 файл


ПОСТАВЬТЕ, пож. на форзац ее фото.
с подписью, а то там голо и скучно, фото я пришлю!


сегодня, 4:06
Нет, не годится этот вариант!
Стилистика разная: на левой стороне титульного листа - барроко, а на правой супрематизм.
Чтобы Вам не возиться с рамкой не искать другую, попробуйте левый фронтиспис
окаймить точно так же как правый титульный и над фото написать тем же шрифтом
слова:
"фото автора" - на том же уровне, что ее имя уже написано.
И получится такая же черная рама на весь фронтиспис в середине портрет
а сверху одинаковым шрифтом на одном уровне


Фото автора - это слева по середине ляссе, а справа у вас написано Татьяна Костандогло
и будет разворот объединен по стилю и читаться


Фото автора - (изгиб и ляссе) - Татьяна Костандогло.
это будет выдержано и хорошо по композиции разворота.
А в нахзаце поместите год издания. - Остальное ОК!


сегодня, 4:10


Фото чуть опустите, чтобы ее голова ( лицо) на форзаце было на уровне черной точки "тюльпана" который на титульном.
Симметрия всегда выглядит гармонично.


Сан-Торас 23.01.2016 15:38


*
Красноречивейшая стенограмма (я бы сохранила ее в надежном месте)...
Я потрясена, Санто. Не знаю, что и сказать. Масштабы Вашей удивительной личности сопоставимы с масштабами Вселенной. Вы из тех редких людей, которые приходят в этот мир, чтобы давать, а не брать, - людей, которые тратят из сокровищницы своей необъятной души... Дай Бог Вам доброго здоровья, счастья и всяческого благополучия.
С почтением,


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 16:51
*
Благодарен за добрые пожелания:)
Но меня удивляет, что Вас удивляет то, в чем нет ничего удивительного.
Борису, который написал об Ахматовой, я предложил сегодня
в подарок - его авторскую книгу, он очень обрадовался - вышлет мне свою
вордовскую рукопись в почту.
Цену такого подарка я отлично понимаю.
Однажды, лет 25 тому, моя жена собрала мои картины, которые валялись в рулонах холстов и отнесла в мастерскую, там сделали рамы.
Я прихожу домой - а картины на стенах - Бож чуть сознанье не потерял.
Это было в Нью-Йорке, когда жрать было нечего и квартира была совершенно голой,
не уютной, чужой.
Оказалось моя жена ездила через весь город в суд и там переводила судебные процессы с анг. на русский и наоборот - в этом я вобще ноль без алочки - и все что она заработала - вбухала в эти рамы, - сарай-квартира на Оушен эвеню волшебно превратилась во дворец - там были потолки высокие, и в этом чужеродном мире мы, вдруг почувствовали себя в каком-то оазисе, как на родном острове, просто стало легче. Но денег не осталось ребенку на молоко и я украл целый галон этого молока - мы сидели на полу под картинами и хлебали молоко прямо из галона по очереди - чашек не было, но было вкусно - даже замечательно:))


Сан-Торас 23.01.2016 17:30
Ваша супруга, Санто, такой же прекрасный, неординарный человек, как и Вы - находящий счастье в том, чтобы ДАРИТЬ счастье другому. Она хотела принести подлинную радость Вам и знала, как это сделать. В этом нет ничего удивительного.)) Не удивительно и то, что такая светоносная личность, как Вы, несет свет окружающим.))


Редкость - встретить таких людей.)) К счастью, мне такие люди встречались. Иногда такие встречи посылаются нам свыше в момент отчаяния. И это дает возможность не разочароваться в людях, вдохновляет на новые добрые дела - тогда, когда ты начинаешь уже сомневаться в правильности выбора жизненных принципов ("Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой)...


Мы ведь живем во время культа потребления. Потребительское отношение ко всему, включая человека, стало для многих нормой. Чьи-то благие бескорыстные устремления расцениваются как хитрые ходы. Каждый судит в меру своей испорченности. Например, когда мы с небольшой группой единомышленников инициировали борьбу за экологию в своем городе, то при сборе подписей (за нашу здоровую среду, а не за какого-то политического деятеля) доводилось слышать пошлые вопросы: "Сколько вам за это платят?", "А нам что будет за эту подпись?"


Когда мир порою походит на театр абсурда, то, встретив НОРМАЛЬНОГО ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ человека, удивляешься этому. И радуешься.))


Анна Витальевна Коростелева 1 23.01.2016 18:38
*


Аннушка, сентенция, которую я вывел из жизни:


Хороших людей - меньше, чем хочется, но больше, чем кажется.


И, вообще, на свете хороших людей - больше, чем плохих,


ибо - добро побеждает зло… в любых сказках:))


Сан-Торас 23.01.2016 21:42



Другие статьи в литературном дневнике: