Шри Ауробиндо

Идущая Следом: литературный дневник

Супраментал пребывает в сердце всего сущего как Господь, приводящий все в движение силой своей Майи . Находясь внутри, Он охватывает все сущее как божественный Зритель, располагающий все и всем управляющий в установленном им порядке, соответствующем истинной сущности каждого объектаСмеющаяся Слеза .


Поэтому каждый одушевленный или неодушевленный объект в Природе, обладающий или не обладающий ментальным сознанием, подчиняется в своем бытии и действиях присутствующим внутри него Видению и Силе, которые сосредоточены в области подсознательного и пока недоступны обычному человеческому сознанию. Но сами эти скрытые Сила и Видение обладают глубоким, универсальным самосознанием. Таким образом, каждый объект, даже не наделенный разумом, выполняет определенную разумную функцию, поскольку подсознательно или полусознательно – как в случае животного, растения и человека, соответственно – подчиняется реальной идее скрытого внутри него божественного Супраментала. Но эта направляющая сила не есть сила Разума; это самосознательная Истина бытия, в которой самопознание неотделимо от самосущего бытия. Не в мышлении и не посредством мышления порождаются вещи Сознанием-Истиной, они суть плод созидательной деятельности его Знания, осуществляемой в согласии с его безупречным видением и всепреодоляющей силой единого самореализующегося Бытия. Продукты мышления – мыслеобразы, Разум всего лишь «мыслит» вещь, поскольку он есть не более чем сила отражения сознания, не обладающая истинным знанием, но стремящаяся к нему. Шаг за шагом в потоке Времени разум следует за высшим, извечным и единым знанием, для которого все прошлое, настоящее и будущее является одним целым.


Таков первый функциональный принцип божественного Супраментала, который определяется его всеобъемлющим, всепроникающим, вездесущим космическим видением. Охватывая все сущее в своем бытии и статическом, субъективном, вневременном и внепространственном самосознании, Супраментал заключает все в своем динамическом знании и направляет объективное проявление каждой вещи в Пространстве и Времени.


На уровне супраментального сознания само знание, его объект и субъект не отличаются друг от друга, но представляют собой одно целое. Наш разум проводит разграничения между ними, ибо без этого он не в состоянии функционировать. Утрачивая присущие ему средства самопроявления и нарушая законы своего действия, разум становится неподвижным и бездейственным. Поэтому, воспринимая самого себя разумом как объект, я не могу не делать таких различий и не выявлять в себе субъект познания, объект познания и собственно знание, с помощью которого я соединяю субъект с объектом. При этом совершенно очевиден чисто практический и искусственный характер такого подхода, который не отражает истины, скрытой во всем сущем. На самом деле я, как субъект знания, есть познающее сознание; само знание есть сознание, или я сам, в действии; объект знания – это также я сам, форма проявления или движение того же самого сознания. Совершенно ясно, что все три составляющие есть одно бытие, одно неделимое движение и проявление, которое имеет видимость тройного разграничения; не будучи в действительности разделенным на отдельные формы, это бытие выглядит как будто раздробленным на отдельные составляющие. Разум способен прийти к такому знанию и почувствовать его, но он не в состоянии сделать его практической основой своей мыслительной активности. Что же касается внешних объектов, то по отношению к той форме сознания, которую я называю «своим я», эта трудность становится практически непреодолимой. Даже чувство и ощущение единства дается разуму с большим трудом, не говоря уже о постоянном пребывании на уровне осознания этого единства, что, в принципе, не входит в сферу компетенции разума. Разум может придерживаться умозрительной идеи единства, как осознанной истины, и сверять с ней свои обычные действия, основанные все же на принципе разделения, подобно тому как, обладая отвлеченным знанием о вращении земли вокруг солнца, мы даем должную скорректированную оценку своим чувственным восприятиям, которые, несмотря ни на что, настойчиво свидетельствуют о том, что солнце вращается вокруг земли, а не наоборот.


Неделимость всеобъемлющего Супраментала, охватывающего все многообразие множественности, не утрачивая при этом единства, есть истина, из которой мы всегда должны исходить, если хотим понять космос и избавиться от изначального изъяна нашей ментальности – аналитического уклада нашего мышления. Дерево развивается из малого семени, в котором уже заложены все его окончательные формы, а дерево, в свою очередь, порождает семя. Это заданный закон, неизменный процесс, сохраняющий определенную форму проявления в виде дерева. Разум рассматривает это явление рождения, жизнедеятельности и воспроизведения дерева как вещь в себе и на этой основе изучает и объясняет это явление. Разум объясняет происхождение дерева развитием семени, а происхождение семени – последствием роста дерева; в итоге утверждается, что установлен закон Природы. Но на самом деле таким образом ничего не объясняется; разум проделывает лишь анализ и констатирует существование загадочного процесса. Даже предположив, что разум воспринимает скрытую сознательную силу как душу, реальное существо, вложенное в данную, конкретную форму, а все остальное рассматривает только как определенное проявление этой силы, он все равно будет стремиться рассматривать отдельно внешнюю форму как обособленное бытие со своим собственным законом Природы и процессом развития. И у животного, и у человека с его сознательной, разумной деятельностью склонность Разума прибегать в процессе познания прежде всего к анализу, обособлению, разложению на отдельные элементы, также заставляет его рассматривать и себя самого как отдельное бытие, сознательный субъект, а все остальные, внешние по отношению к нему формы, – как объекты его ментальной деятельности. Этот полезный для обыденной жизни подход, на котором строится вся деятельность разума, воспринимается им самим как данность, из-за чего, собственно, и возникают заблуждения эго.




Другие статьи в литературном дневнике: