Шри Ауробиндо

Идущая Следом: литературный дневник

Существование, действующее и созидающее силой своего сознательного бытия, исходя из присущего последнему чистого блаженства, есть та самая реальность, частью которой мы являемся, дух, присутствующий во всех формах и образах нашего бытия и поведения, причина, объект и конечная цель всей нашей активности, творческой деятельности и процесса становления. Подобно тому, как поэт, художник или музыкант, создавая свои произведения, ничего не совершает, а лишь раскрывает дремлющие в его «я» возможности, придавая им определенную форму на проявленном уровне, или же мыслитель, государственный деятель или инженер претворяет в конкретный материальный образ то, что скрыто в нем, что есть он сам и что остается безо всякого изменения даже в процессе воплощения в форму, тот же самый процесс происходит и на уровне мироздания и Вечности. Всякое творение или становление есть не что иное, как самопроявление. Из семени развивается то, что уже заложено в семени, изначально существует в бытии, предопределено его волей к становлению, уготовано блаженством становления. Первозданная плазма несла в себе, в силе своего бытия окончательную форму проявленного организма. Ибо всегда конечная форма есть результат деятельности скрытой, несущей в себе бремя творения самосознательной силы, наделенной непреклонным импульсом к самопроявлению и воплощению. Это только человек, создающий свое творение из глубин собственного «я», проводит разграничение между самим собой, действующей в нем силой и материалом, над которым он работает. В действительности человек сам является и силой, и индивидуализированным сознанием, исполняющим замысел, и материалом, над которым он работает, и окончательной формой и результатом работы. Другими словами, единое существование, единая сила, единое блаженство бытия, сосредоточивается в многочисленных точках, в каждой из которых оно говорит: «Это – я», и действует в своих конкретных целях самопроявления с применением в разных случаях различного количества силы.


В результате порождающее порождает само себя и ничего иного; действие единой силы, единого существования и единого блаженства создает лишь определенную игру, ритм, развитие своего собственного существования, силы сознания и блаженства бытия. Поэтому все, что приходит в мир, стремится лишь к тому, чтобы быть, существовать, достигать намеченной формы, обогащать свое бытие в этой форме, развиваться, самопроявляться, бесконечно совершенствовать свое сознание и присущую ему силу, наслаждаться блаженством манифестации, блаженством конкретной формы бытия и сознания, испытывать блаженство от игры многочисленных проявлений силы, углублять и совершенствовать это ощущение блаженства всеми возможными способами, в любом доступном направлении и с помощью любых скрытых в глубине своего существа идей, исходящих от Бытия, Сознания-Силы и Блаженства.


И если можно говорить о какой-то цели, полноте и завершенности, к которым стремится мироздание, то это будет лишь завершенность и полнота – как на уровне отдельного человека, так и на уровне всего целого, частью которого является индивидуум, – ее собственного существования, ее силы, сознания и блаженства бытия. Но такая полнота недостижима для индивидуального сознания, сконцентрированного в пределах отдельной конкретной формы; абсолютная полнота невозможна в границах конечного, ибо она противоречит самому понятию конечного. Поэтому единственно возможная конечная цель сводится к достижению бесконечного сознания на индивидуальном человеческом уровне. Эта цель предполагает открытие истины своего собственного существа путем самопознания и самореализации, постижение истины Бесконечного на уровне бытия, сознания и блаженства и восприятие этой истины как единственной Реальности, как своего собственного «Я», по отношению к которому конечная форма есть лишь поверхностная маска и средство выражения.


Таким образом, сама природа космической игры, воплощенная Сатчитанандой во всей полноте Его бытия в Пространстве и Времени, c неизбежностью заставляет нас признать определенную последовательность циклов развития. Это, во-первых, инволюция и самопогружение сознательного существа в плотную и до бесконечности многообразно дробимую субстанцию, иначе было бы невозможным разнообразие конечных форм; во-вторых, проявление силы, самопроизвольно заключившей себя в рамки конкретной формы живого, мыслящего существа; и, наконец, – освобождение воплощенного мыслящего существа и его реализация своей сути как Единого и Бесконечного в Его игре мироздания, и, как результат этого освобождения и реализации, – осознание безграничного бытия-сознания-блаженства, частью которого мы являемся реально и неизменно, хотя, в большинстве своем, и неосознанно. Такая трехступенчатая последовательность и есть единственный ключ к решению загадки мироздания.


Промежуточная сила, стоящая между бесконечным Сознанием и результатом его действия, была известна провидцам Вед как Майя. Майя являлась для них силой бесконечного сознания, свойства которой – усвоить, дать меру и установить пределы. Поэтому можно сказать, что это была формообразующая сила в том смысле, что она определяла форму, то есть Имя и Обличье каждому предмету, извлекая их из многообразия безграничной Истины бесконечного бытия. Благодаря Майе статическая истина изначального бытия превращается в упорядоченную истину активного существования, или, если использовать метафизическую терминологию, из высшего бытия, в котором отсутствуют какие-либо разграничения сознания и все представляет собой единое целое, возникает бытие феноменальное, где для каждого феномена действует принцип: все – в одном и одно во всем для того, чтобы продолжалась игра бытия с бытием, силы – с силой, сознания – с сознанием, блаженства – с блаженством. Поначалу эта игра всеобщего в индивидуальном и индивидуального во всеобщем скрыта от нас активными проявлениями разума, или иллюзией Майи, убеждающей человека, что он – во всем, но не обратное; при этом мы ощущаем себя обособленной составляющей общего целого и далеки от того, чтобы почувствовать неотделимость от единого. В дальнейшем мы освобождаемся от этого ошибочного восприятия, приобщаясь к супраментальной истине Майи, согласно которой индивидуальное и всеобщее сосуществуют как единое целое, состоящее из одной истины и символического многообразия. Нам предстоит сначала принять, а затем преодолеть низший, ментальный уровень Майи-иллюзии, на котором мы сегодня находимся, ибо низшее проявление Майи есть игра Бога с раздробленностью, мраком и ограничением, с желанием, борьбой и страданием, в ходе которой Он подчиняет Себя Своей собственной Силе и позволяет ей набросить на Себя тень тьмы. Что касается высшей Майи, скрываемой от нас ментальной, то сначала нужно возвыситься над ней, а затем принять; высшая Майя есть игра Бога с бесконечными реалиями бытия, сокровищами знания, с великолепием усмиренной силы и взлетами безграничной любви, где Он освобождается из тенет Силы, овладевает ею Сам и достигает в ней всего того, ради чего ей и было дано совершить исхождение из Него.


Различие между низшей и высшей Майей есть то связующее звено на уровне как мысли, так и космического Бытия, которое упускают из виду или попросту игнорируют философские школы, исповедующие концепции иллюзорности мира или придерживающиеся пессимистических взглядов на его развитие. Для них ментальная Майя, или, возможно, какой-нибудь Глобальный Разум, выступает как порождающий универсум принцип; мир, сотворенный ментальной Майей, превращается в необъяснимый парадокс и в устойчивый и в то же время зыбкий кошмар сознательного существования, который нельзя назвать ни иллюзией, ни реальностью. Нужно учитывать, что разум – это лишь промежуточное звено между созидающим и направляющим знанием и душой, пребывающей в оковах своих действий. Сатчитананда, вовлеченный одним из Своих низших проявлений в самозабвенное погружение в лоно Силы, которая, в свою очередь, теряется в многообразии собственной деятельности, вновь возвращается к Себе из этого самозабвения. Разум есть лишь одно из Его орудий в процессе такого нисхождения и восхождения, представляющее собой действенное средство нисходящего творения; Разум отнюдь не является созидательным началом, он только переходная ступень в обратном процессе восхождения, но не изначальный источник и не вершина космического бытия.


Разум же не является выражением способности знания или инструментом всеведения; он представляет собой средство, предназначенное для поиска знания, для придания полученному знанию определенных экспрессивных форм в виде относительной мысли и для использования этой мысли с целью совершения конкретного действия. Даже если Разум и находит знание, он не обладает им, а лишь хранит какое-то количество разменных монет Истины – но не саму Истину – в банке Памяти, которыми он пользуется по мере необходимости. Ибо Разум – это то, что не обладает знанием, но лишь стремится к нему и, в лучшем случае, улавливает лишь смутное его отражение. Разум есть сила, истолковывающая истину универсального бытия в конкретных практических целях; он не является силой, познающей и направляющей бытие, и поэтому не может быть силой, создающей или проявляющей его.


Но стоит нам признать в изначальной энергии знания высшую силу, превосходящую человеческий разум, как построенная подобным образом концепция вселенной становится неполноценной, а следовательно, недействительной в конечном итоге. Эта концепция верна лишь отчасти. Она говорит нам лишь о закономерностях непосредственно воспринимаемого во вселенной, но не о ее изначальной истине и высшей реальности. Ибо за проявлениями Разума, Жизни и физического Тела мы воспринимаем нечто, выходящее за пределы потока Силы и объемлющее собой этот поток. Это нечто не рождается в мире, чтобы затем пытаться осознать его, но создает в своем существе весь космос и обладает всеведением в нем; это нечто лишено постоянного стремления создать из себя новые формы под воздействием неконтролируемых волн своих прошлых энергий, поскольку содержит в своем сознании совершенную Форму самого себя, ту Форму, которую оно постепенно раскрывает в нашем мире. Этот мир есть выражение Истины, уже предвиденной, послушен Воле, уже предопределенной, он – воплощение некоего изначального формообразующего самосозерцания и представляет собой развивающийся образ божественного творения.


До тех пор, пока мы живем ментальным восприятием, ориентированным на внешнюю видимость вещей, это запредельное и в то же время имманентное нашему миру нечто может существовать лишь на уровне предположения или смутно ощущаться как присутствие чего-то неопределенного в нашем бытии. Во всем мы ощущаем проявление закона циклического прогресса и предполагаем наличие постоянно возрастающего совершенства чего-то такого, что где-то уже предвосхищено. Ибо повсюду мы сталкиваемся с действием Закона, основа которого есть самосущее бытие, а проникая в суть и смысл этого процесса бытия, начинаем понимать, что Закон есть выражение внутренне скрытого знания, присущего бытию и всякому существованию, проявляющему себя и заключенному в своей видимой внешней силе. А Закон, раскрываемый и развертываемый в мире Знанием и обеспечивающий развитие, несет в себе предопределенную божественную цель, к достижению которой направлено это развитие. Для нас также становится очевидным, что человеческий разум стремится к тому, чтобы освободиться от беспомощного блуждания в собственной сфере и контролировать собственную деятельность. При этом мы начинаем чувствовать, что Разум есть лишь посланник или тень высшего запредельного ему самому сознания, которое не нуждается в мышлении как средстве познания, поскольку является всеобъемлющим и всеведущим. Тогда можно предположить, что этот источник Разума идентичен Знанию, проявленному в Законе вселенной. Знание самостоятельно и независимо определяет свой собственный закон проявления, так как ему известно все, что было, есть и будет, ибо Знание извечно и во всей своей бесконечности познано собою. Бытие, которое в то же время есть сознание, сознание, которое в то же время есть всемогущая сила, когда Им создается мир (то есть самовоплощение в гармонии и в то же время – объект для-себя-познания), – Оно становится доступным как космическое бытие, осознающее свою собственную истину и реализующее в определенных формах свое знание.


Но лишь в том случае, когда мы останавливаем деятельность рассудка и погружаемся в глубины своего существа, где прекращается всякое движение мысли, то, иное, сознание проявляется для нас подлинным, хотя пока еще и несовершенным образом из-за длительной привычки к необходимости ментальной реакции и ограниченности. Только тогда во все возрастающем свете внутреннего озарения мы сможем познать то, что смутно угадывали в бледных кратковременных проблесках Разума. Нам предстоит открыть для себя запредельное человеческому разуму и интеллекту Знание, царящее в исполненной света беспредельности самосущего видения.


Ошибкой религиозных учений является утверждение непреодолимого барьера между Богом и человеком, Брахманом и проявленным миром. Она приводит к тому, что существующая в действительности обособленность, фактическая разделенность таких начал, как бытие, сознание и сила, возводится в ранг принципиальной разъединенности. Хотя этой стороны проблемы мы коснемся позже. Пока что мы пришли к утверждению концепции божественного и созидающего Супраментала, в котором все пребывает в единстве бытия, сознания, воли и блаженства, сохраняя при этом бесконечную способность к дифференциации, раскрывающей единство – но не нарушающей его, в котором Истина есть сущностная субстанция, восходящая к Идее и обретающая форму, так что для каждой вещи есть одна истина знания и воли, одна истина самореализации и наслаждения. Ибо всякая самореализация есть удовлетворение бытия, а отсюда – неотъемлемая самосущая гармония, неизбежно присутствующая во всех изменениях, трансформациях, сочетаниях элементов.




Другие статьи в литературном дневнике: