Шри Ауробиндо

Идущая Следом: литературный дневник

Знание есть источник и хранитель Закона во вселенной, поскольку этот закон не является чем-то произвольным, а представляет собой выражение самосущей природы, определяемой императивно-движущей истиной реальной идеи, присущей каждой вещи. Поэтому с самого начала все развитие в каждый свой момент предопределено его самосущим знанием и саморазвертыванием согласно с тем, чем оно должно быть – в соответствии с его изначальной Истиной. Каждая вещь, движимая скрытой в ней Истиной, эволюционирует последовательно от одной ступени развития к другой и в конце концов приходит к тому, что было первоначально заложено в ней как нераскрывшееся семя.


Различные возможности воплощаются, располагаются и соотносятся друг с другом в рамках Пространства и Времени; каждая из них обладает своей силой и способностями, в результате чего временная последовательность воспринимается разумом не как самопроизвольная последовательность вещей и событий, а как развертывание проявленных форм в процессе борьбы и столкновения. В действительности происходит спонтанное раскрытие вещей изнутри, а внешние столкновения и борьба есть лишь поверхностный аспект процесса эволюции. Ибо внутренний, неотъемлемый закон единого и целого, который не может не быть гармоничным, управляет внешними законами составных частей и форм, имеющих видимость противоречивых отношений. Эта глубокая истина гармонии всегда присутствует для супраментального видения. То, что является противоречием для разума, воспринимающего каждую вещь в отдельности, для Супраментала есть составная часть вездесущей и вечно развивающейся гармонии, поскольку Супраментал видит все сущее как единство, проявленное в многообразии. Кроме того, разум воспринимает лишь конкретное время и пространство, а все вероятные возможности для него имеют более или менее равные шансы на реализацию в рамках данного времени и пространства. Божественный Супраментал охватывает всю временную и пространственную протяженность и в состоянии четко и безошибочно объять все, что возможно и невозможно для разума, поскольку Супраментал видит каждую потенциальную возможность вместе с соответствующей ей силой, обусловливающей ее необходимость, в рамках правильных отношений с другими вещами, а также с пространством, временем и обстоятельствами, сопутствующими ее постепенной и окончательной реализации. Такое видение, отражающее природу трансцендентного Супраментала, совершенно невозможно для разума.




Другие статьи в литературном дневнике: