Шри Ауробиндо

Идущая Следом: литературный дневник

Так, на примере поведения животных мы видим проявление непогрешимой целеустремленности и совершенного знания, по своей точности не уступающего научному, превосходящего умственные способности животного и доступного человеку – да и то далеко не в совершенном виде – лишь в результате длительной подготовки, воспитания и обучения. Мы вправе считать это общим доказательством деятельности сознательной Силы и в животном, и в насекомом, деятельности, обнаруживающей несравненно больше целеустремленности, осознания своих намерений, целей и средств их достижения, чем самая высокоразвитая ментальность, имевшая воплощение на земле. И во всех процессах неживой Природы мы обнаруживаем признаки всепроникающего присутствия все той же высшей разумности, «скрытой в делах своего Дела».


Поскольку вечное и неизменяемое блаженство бытия, выражающее себя в бесконечном и разнообразном блаженстве становления, составляет основу проблемы, то с неизбежностью приходится допустить, что за всяким нашим личным опытом-переживанием присутствует единое неделимо-целостное Бытие-Существо, поддерживающее этот опыт своим неизменным блаженством и придающее его проявлениям видимость чувственных состояний удовольствия, боли и безразличия. Это неделимое Бытие и есть наше реальное «я». Ментальное существо, подверженное воздействию триады вибраций – радости, боли и безразличия, может лишь в определенной мере и на поверхностном уровне выражать наше истинное «я» в целях приобретения человеком чувственного опыта, возникающего в результате контакта с окружающим миром, что является первым, начальным уровнем ритмических вибраций нашего раздробленного сознания, реагирующего на соприкосновение с космическим бытием. Эта реакция несовершенна, со сбивчивым, нестройным, путаным ритмом, она – лишь подготовка, прелюдия к всеобъемлющей и всеобъединяющей полифонии сознательного Бытия в человеке. Этому незрелому, неровному ритмическому рисунку далеко до того, чтобы быть истинной и совершенной симфонией, в которую он может превратиться только в том случае, если мы соединимся с Единым во всей многовариантности его мелодических голосов и линий и заставим звучать свое существо в унисон с абсолютным и универсальным вселенским гимном.




Другие статьи в литературном дневнике: