Георгий Иванов

Нина Шендрик: литературный дневник

Никому я не враг и не друг.
Не люблю расцветающих роз.
Не люблю ни восторгов, ни мук,
Не люблю ни улыбок, ни слез.


А люблю только то, что цвело,
Отцвело и быльем поросло,
И томится теперь где-то там
По его обманувшим мечтам.



Гаснет мир. Сияет вечер.
Паруса. Шумят леса.
Человеческие речи,
Ангельские голоса.


Человеческое горе,
Ангельское торжество...
Только звезды. Только море.
Только. Больше ничего.


Без числа, сияют свечи.
Слаще мгла. Колокола.
Черным бархатом на плечи
Вечность звездная легла.


Тише... Это жизнь уходит,
Все любя и все губя.
Слышишь? Это ночь уводит
В вечность звездную тебя.
<1931>



Увяданьем еле тронут
Мир печальный и прекрасный,
Паруса плывут и тонут.
Голоса зовут и гаснут.


Как звезда - фонарь качает.
Без следа - в туман разлуки.
Навсегда? - не отвечает,
Лишь протягивает руки -


Ближе к снегу, к белой пене,
Ближе к звездам, ближе к дому...


...И растут ночные тени,
И скользят ночные тени
По лицу уже чужому.
1930



Не о любви прошу, не о весне пою,
Но только ты одна послушай песнь мою.


И разве мог бы я, о, посуди сама,
Взглянуть на этот снег и не сойти с ума.


Обыкновенный день, обыкновенный сад,
Но почему кругом колокола звонят,


И соловьи поют, и на снегу цветы.
О, почему, ответь, или не знаешь ты?


И разве мог бы я, о посуди сама,
В твои глаза взглянуть и не сойти с ума?


Не говорю "поверь", не говорю "услышь",
Но знаю: ты сейчас на тот же снег глядишь,


И за плечом твоим глядит любовь моя
На этот снежный рай, в котором ты и я.


1922



Георгий Иванов
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается…


Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в «Ваше благородие»,
В корнета гвардии — о, почему бы нет?..


Туман… Тамань… Пустыня внемлет Богу.
— Как далеко; до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
1958



По улицам рассеянно мы бродим,
На женщин смотрим и в кафе сидим.
Но настоящих слов мы не находим,
А приблизительных мы больше не хотим.


И что же делать? В Петербург вернуться?
Влюбиться? Или Opera' взорвать?
Иль просто - лечь в холодную кровать,
Закрыть глаза и больше не проснуться...


Георгий Иванов



Ирина Одоевцева «На берегах Сены»: «Однажды, сидя со мной за утренним чаем и ведя самый незначительный разговор, он вдруг прервал самого себя на полуфразе:
— Постой, постой, подожди... — задумался на минуту: — Вот я сейчас сочинил. Послушай!


Туман... Тамань...
Пустыня внемлет Богу.
Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.


Я почувствовала дрожь в груди и закрыла глаза от волнения. То, что эти гениальные стихи были созданы здесь, при мне, мгновенно, казалось мне чудом. А он, не понимая моего волнения, спокойно рассказал мне, что только что, бреясь в ванной, он сочинил начало стихотворения «Мелодия становится цветком» и сейчас, размешивая сахар в чашке, досочинил его конец.
Он совсем не понимал, не отдавал себе отчета, что эти стихи — одна из вершин русской поэзии XX века.
Музыка, мелодия стихов были его стихией — в них воплощались «звуки небес», главное в поэзии.
Один знакомый мне антропософ рассказывал, что Приехавшая в Париж шведка-антропософка, занимавшаяся эвритмией и не знавшая русского языка, прослушала ряд стихов русских поэтов от Пушкина до наших дней и выбрала из всех поэтов — по звуковому и мелодийному совершенству — только стихи Лермонтова и Георгия Иванова».



Остановиться на мгновенье,
Взглянуть на Сену и дома,
Испытывая вдохновенье,
Почти сводящее с ума.


Оно никак не воплотится,
Но через годы и века
Такой же луч зазолотится
Сквозь гаснущие облака,


Сливая счастье и страданье
В неясной прелести земной…
И это будет оправданье
Всего, погубленного мной.


Георгий Иванов
* * *


Зеленою кровью дубов и могильной травы
Когда-нибудь станет любовников томная кровь.
И ветер, что им шелестел при разлуке: "Увы",
"Увы" прошумит над другими влюбленными вновь.


Прекрасное тело смешается с горстью песка,
И слезы в родной океан возвратятся назад...
"Моя дорогая, над нами бегут облака,
Звезда зеленеет и черные ветки шумят..."


Георгий Иванов


Георгий Иванов
Это месяц плывёт по эфиру,
Это лодка скользит по волнам,
Это жизнь приближается к миру,
Это смерть улыбается нам.
Обрывается лодка с причала
И уносит, уносит её...
Это детство и счастье сначала,
Это детство и счастье твоё.


Да, — и то что зовётся любовью,
Да, — и то что надеждой звалось,
Да, — и то что дымящейся кровью
На сияющий снег пролилось.
... Ветки сосен — они шелестели
Милый друг, погоди, погоди...
Это призрак стоит у постели
И цветы прижимает к груди.


Приближается звёздная вечность,
Рассыпается пылью гранит,
Бесконечность, одна бесконечность
В леденеющем мире звенит.
Это музыка миру прощает
То, что жизнь никогда не простит.
Это музыка путь освещает,
Где погибшее счастье летит.


— Георгий Иванов



Теплый ветер веет с юга,
Умирает человек.
Это вьюга, это вьюга,
Это вьюга крутит снег.


"Пожалейте! Сколько горя,
Так ужасно умирать".
Теплый ветер веет с моря
Да и слов не разобрать.


— Тот блажен, кто умирает,
Тот блажен, кто обречен,
В миг, когда он все теряет
Все приобретает он.


"Пожалейте! Сколько горя".
И уже не стало сил.
Теплый ветер веет с моря,
С белых камней и могил,
Заметает на просторе
Все, что в жизни ты любил.



Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица
И как это было давно.


Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны -
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны...



Полу-жалость. Полу-отвращенье.
Полу-память. Полу-ощущенье,
Полу-неизвестно что,
Полы моего пальто...


Полы моего пальто? Так вот в чем дело!
Чуть меня машина не задела
И умчалась вдаль, забрызгав грязью.
Начал вытирать, запачкал руки...
Все еще мне не привыкнуть к скуке,
Скуке мирового безобразья!



А что такое вдохновенье?
- Так... Неожиданно, слегка
Сияющее дуновенье
Божественного ветерка.


Над кипарисом в сонном парке
Взмахнет крылами Азраил -
И Тютчев пишет без помарки:
"Оратор римский говорил..."



Калитка закрылась со скрипом,
Осталась в пространстве заря,
И к благоухающим липам
Приблизился свет фонаря.


И влажно они просияли
Курчавою тенью сквозной,
Как отблеск на одеяле
Свечей, сквозь дымок отходной.


И важно они прошумели,
Как будто посмели теперь
Сказать то, чего не умели,
Пока не захлопнулась дверь.



Гаснет мир. Сияет вечер.
Паруса. Шумят леса.
Человеческие речи,
Ангельские голоса.


Человеческое горе,
Ангельское торжество...
Только звезды. Только море.
Только. Больше ничего.


Без числа, сияют свечи.
Слаще мгла. Колокола.
Черным бархатом на плечи
Вечность звездная легла.


Тише... Это жизнь уходит,
Все любя и все губя.
Слышишь? Это ночь уводит
В вечность звездную тебя.



Листья падали, падали, падали,
И никто им не мог помешать.
От гниющих цветов, как от падали,
Тяжело становилось дышать.


И неслось светозарное пение
Над плескавшей в тумане рекой,
Обещая в блаженном успении
Отвратительный вечный покой.



Как все бесцветно, все безвкусно,
Мертво внутри, смешно извне,
Как мне невыразимо грустно,
Как тошнотворно скучно мне...


Зевая сам от этой темы,
Ее меняю на ходу.


-- Смотри, как пышны хризантемы
В сожженном осенью саду --
Как будто лермонтовский Демон
Грустит в оранжевом аду,
Как будто вспоминает Врубель
Обрывки творческого сна
И царственно идет на убыль
Лиловой музыки волна...



Вот дуры едут в первом классе,
Не думая о смертном часе.
Когда настанет смертный час,
На что вам будет первый класс?


<1948?>



Я тебя не вспоминаю,
Для чего мне вспоминать?
Это только то, что знаю,
Только то, что можно знать.


Край земли. Полоска дыма
Тянет в небо, не спеша.
Одинока, нелюдима
Вьется ласточкой душа.


Край земли. За синим краем
Вечности пустая гладь.
То, чего мы не узнаем,
То, чего не надо знать.


Если я скажу, что знаю, .
Ты поверишь. Я солгу.
Я тебя не вспоминаю,
Не хочу и не могу.


Но люблю тебя, как прежде,
Может быть, еще нежней,
Бессердечней, безнадежней
В пустоте, в тумане дней.



Стоят сады в сияньи белоснежном,
И ветер шелестит дыханьем влажным.
- Поговорим с тобой о самом важном,
О самом страшном и о самом нежном,
Поговорим с тобой о неизбежном:


Ты прожил жизнь, ее не замечая,
Бессмысленно мечтая и скучая --
Вот, наконец, кончается и это...


Я слушаю его, не отвечая,
Да он, конечно, и не ждет ответа.




Мне весна ничего не сказала -
Не могла. Может быть - не нашлась.
Только в мутном пролете вокзала
Мимолетная люстра зажглась.


Только кто-то кому-то с перрона
Поклонился в ночной синеве,
Только слабо блеснула корона
На несчастной моей голове.



Настанут холода,
Осыпятся листы
И будет льдом - вода.
Любовь моя, а ты?


И белый, белый снег
Покроет гладь ручья
И мир лишится нег
А ты, любовь моя?


Но с милою весной
Снега растают вновь.
Вернутся свет и зной -
А ты, моя любовь?



В шуме ветра, в женском плаче,
В океанском пенном пенье
-- "А могло бы быть иначе"
Слышится как сожаленье.


Тень надежды безнадежной,
Всю тоску, все неудачи
Одевает в саван нежный.
-- "А могло бы быть иначе".


Заметает сумрак снежный
Все пути, все расстоянья.
Тень надежды безнадежной
Превращается в сиянье.


Все сгоревшие поленья,
Все решенные задачи,
Все грехи, все преступленья...


-- "А могло бы быть иначе"



Вас осуждать бы стал с какой же стати я
За то, что мне не повезло?
Уже давно пора забыть понятия:
Добро и зло.


Меня вы не спасли. По-своему вы правы.
— Какой-то там поэт...
Ведь до поэзии, до вечной русской славы
Вам дела нет.



Пароходы в море тонут,
Опускаются на дно.
Им в междупланетный омут
Окунуться не дано.


Сухо шелестит омела,
Тянет вечностью с планет..,
...И кому какое дело,
Что меня на свете нет?



Оказывается, песня на стихи Георгия Иванова звучала в фильме "Моонзунд" (1987)


Настанут холода,
Осыпятся листы -
И будет льдом - вода.
Любовь моя, а ты?


И белый, белый снег
Покроет гладь ручья
И мир лишится нег...
А ты, любовь моя?


Но с милою весной
Снега растают вновь.
Вернутся свет и зной -
А ты, моя любовь?




Звёзды синеют. Деревья качаются.
Вечер как вечер. Зима как зима.
Всё прощено. Ничего не прощается.
Музыка. Тьма.


Все мы герои и все мы изменники,
Всем, одинаково, верим словам.
Что ж, дорогие мои современники,
Весело вам?




Г. Г. Терентьевой


А еще недавно было все что надо —
Липы и дорожки векового сада,
Там грустил Тургенев... Было все, что надо,
Белые колонны, кабинет и зала —
Там грустил Тургенев...


И ему казалась
Жизнь стихотвореньем, музыкой, пастелью,
Где, не грея, светит мировая слава,
Где еще не скоро сменится метелью
Золотая осень крепостного права.




Все на свете не беда,
Все на свете ерунда,
Все на свете прекратится —
И всего верней — проститься,
Дорогие господа,
С этим миром навсегда.


Можно и не умирая,
Оставаясь подлецом,
Нежным мужем и отцом,
Притворяясь и играя,
Быть отличным мертвецом.



Холодно бродить по свету,
Холодней лежать в гробу.
Помни это, помни это,
Не кляни свою судьбу.


Ты ещё читаешь Блока,
Ты ещё глядишь в окно,
Ты ещё не знаешь срока —
Всё неясно, все жестоко,
Всё навек обречено.


И конечно, жизнь прекрасна,
И конечно, смерть страшна,
Отвратительна, ужасна,
Но всему одна цена.


Помни это, помни это
— Каплю жизни, каплю света...


"Донна Анна! Нет ответа.
Анна, Анна! Тишина".




Зазеваешься, мечтая,
Дрогнет удочка в руке —
Вот и рыбка золотая
На серебряном крючке.


Так мгновенно, так прелестно
Солнце, ветер и вода —
Даже рыбке в речке тесно,
Даже ей нужна беда.


Нужно, чтобы небо гасло,
Лодка ластилась к воде,
Чтобы закипало масло
Нежно на сковороде.



РОЖДЕСТВО 1915 г.


Прозрачна ночь морозная,
Спокойна и светла.
Сияет небо звездное,
Гудят колокола.


Как будто небо синее
Само поет хвалы.
А ветки-то от инея
Белешеньки-белы.


В годину многотрудную,
Похожую на сон,
Какую радость чудную
Приносит этот звон, —


Какую веру твердую,
Сменяющую грусть,
В великую и гордую
Страдающую Русь!


Промчатся дни тяжелые,
Настанет торжество.
И встретим мы веселое
Иное Рождество.


Теперь же будем сильными
И верными труду,
Молитвами умильными
Приветствуя звезду.


<1915>


РОЖДЕСТВО В СКИТУ


Ушла уже за ельники,
Светлее янтаря,
Морозного сочельника
Холодная заря.
Встречаем мы, отшельники,
Рождение Царя.


Белы снега привольные
Над мерзлою травой,
И руки богомольные
Со свечкой восковой.
С небесным звоном — дольние
Сливают голос свой.


О всех, кто в море плавает,
Сражается в бою,
О всех, кто лег со славою
За родину свою, —
Смиренно-величавую
Молитву пропою.


Пусть враг во тьме находится
И меч иступит свой,
А наше войско — водится
Господнею рукой.
Погибших, Богородица,
Спаси и упокой.


Победная и грозная,
Да будет рать свята...
Поем — а небо звездное
Сияет — даль чиста.
Спокойна ночь морозная, —
Христова красота!


* * *


Я не пойду искать изменчивой судьбы
В краю, где страусы, и змеи, и лианы.
Я сел бы в третий класс, и я поехал бы
Через Финляндию в те северные страны.


Там в ледяном лесу удары топора,
Олени быстрые и медленные птицы,
В снежки на площади веселая игра,
И старой ратуши цветные черепицы.


Там путник, постучав в гостеприимный дом,
Увидит круглый стол в вечернем полусвете.
Окончен день с его заботой и трудом,
Раскрыта Библия, и присмирели дети...


Вот я мечтаю так, сейчас, на Рождестве
Здесь тоже холодно. Снег поле устилает.
И, как в Норвегии, в холодной синеве
Далекая звезда трепещет и пылает.


* * *


...И Леонид под Фермопилами,
Конечно, умер и за них.


Строка за строкой. Тоска. Облака.
Луна освещает приморские дали.
Бессильно лежит восковая рука
В сиянии лунном, на одеяле.
Удушливый вечер бессмысленно пуст.
Вот так же, в мученьях дойдя до предела,
Вот так же, как я, умирающий Пруст
Писал, задыхаясь. Какое мне дело
До Пруста и смерти его? Надоело!
Я знать не хочу ничего, никого!


...Московские елочки,
Снег. Рождество.
И вечер, — по-русскому, — ласков и тих...
"И голубые комсомолочки..."
"Должно быть, умер и за них".


1958



Остановиться на мгновенье,
Взглянуть на Сену и дома,
Испытывая вдохновенье,
Почти сводящее с ума.


Оно никак не воплотится,
Но через годы и века
Такой же луч зазолотится
Сквозь гаснущие облака,


Сливая счастье и страданье
В неясной прелести земной…
И это будет оправданье
Всего, погубленного мной.



Солнце село, и краски погасли.
Чист и ясен пустой небосвод.
Как сардинка в оливковом масле,
Одинокая тучка плывет.


Не особенно важная штучка
И, притом, не нужна никому,
Ну, а все-таки, милая тучка,
Я тебя в это сердце возьму.


Много в нем всевозможного хлама,
Много музыки, мало ума,
И царит в нем Прекрасная Дама,
Кто такая — увидишь сама.



Георгий Иванов


Над розовым морем вставала луна,
Во льду зеленела бутылка вина.


И томно кружились влюбленные пары
Под жалобный рокот гавайской гитары.


- Послушай. О как это было давно,
Такое же море и то же вино.


Мне кажется, будто и музыка та же.
- Послушай, послушай,- мне кажется даже...


- Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой,
Мы жили тогда на планете другой.


И слишком устали, и слишком стары
Для этого вальса и этой гитары.


1925





Другие статьи в литературном дневнике: