5) Сроки голосования – с 7 апреля до 23-55 по московскому времени 19 апреля.
Критерии оценки конкурсных произведений:
более строгие:
Хайку – ДВУЧАСТНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-КАРТИННЫЙ жанр, количественно стремящийся к форме 5-(7-5), (5-7)-5 или 5-(7)-5, теоретической сущностью которого является создание элементарных (или предельно лаконичных) живых (или саморазвивающихся) систем образов. (И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2012/08/25/946
1) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,
3) предельная лаконичность (а не твердость формы),
4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,
5) отсутствие смысловой досказанности,
6) отсутствие досказанных мостов в прошлое,
7) вариативность,
8) безличность (отсутствие автора в стихе),
9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,
10) отсутствие рифмы,
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),
12) положительный вектор.
(И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2011/05/09/3818
То есть глаголы должны быть в настоящем времени несовершённого вида. Но не должно быть глаголов – думать, мыслить, любить, мечтать и пр. то есть передающее невещественное.
чего не должно быть в хайку (согласно Н.Леви):
1. Не пишите в рифму, она дает чувство завершенности, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
8. Прием ради приема делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте. http://haiku3.ru/howtowritehaiku/
Рекомендации по комментариям к конкурсным произведениям
(Ещё раз напоминаю, что все комментарии нужно писать ТОЛЬКО в замечании к своему голосованию!)
1. глаголы.
Отлично – отсутствие глаголов.
Хорошо – глаголы в настоящем времени несовершенного вида.
Плохо – глаголы в прошедшем, будущем времени или в настоящем времени совершенного вида. И глаголы передающие невещественное.
2. существительные.
Должны быть предметны, вещественны, то есть легко изображаемы.
Плохо – невещественные существительные (например: мечта, жизнь, смерть, радость и т.д.)
3. олицетворение.
перенос на животных, растения или на неживое человеческих свойств и чувств.
4. двучастность хайку.
Не должно быть одного предложения или три предложения в хайку.
Соотношение по смыслу между частями, но не повтор.
5. отсутствие автора в стихе.
6. форма 5-7-5 не является обязательной.
7. ритм – дактиль так же не обязателен. хайку это не японский сонет. ритм может любой и разный в разных строках.
8. отсутствие рифмы, даже слабой.
9. отсутствие метафор, сравнений, афористичности
Помните о высказывании Басё:
«По воспоминаниям учеников Басё, он как-то высказал такое сравнение: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание зрителя будет отвлекаться на эти украшения. Чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения ему не нужны, т.к. без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, в которую палец указывает.»
Но часто бывает так, что всё внимание Читателя обращено даже не на палец, а на хозяина пальца – автора. Образно можно сказать так – автор разодет в красивый костюм с блёстками, потому и всё внимание на автора. То есть автора в трёхстишии практически не должно быть видно.
Подумайте после прочтения: на что Вы смотрите? На Луну, на палец с украшениями или на автора в ярком костюме?
Киго (сезонное слово) не является обязательным.
ВАЖНО!
Оценивать нужно только сам текст трёхстишия!
Картинки, фото, а также название произведения ОЦЕНИВАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНЫ!!!
Список участников Конкурса для голосования
Чтобы картинки не мешали конкурсантам и гостям конкурса оценивать трёхстишия, текст произведения публикуется здесь же. Так же в качестве эксперимента будут убраны и названия конкурсных стихов.
тёплая встреча
два яблока на скамье
в зимнем парке
ВНИМАНИЕ!!!
Во время голосования обсуждать, задавать вопросы, дискуссировать об оценках и комментариях конкурсных произведений, сделанных участниками и гостями конкурса – запрещается.
Обсуждение будет ТОЛЬКО после подведения итогов конкурса за Круглым столом.
Спасибо за понимание!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.