стихи Евгения Евтушенко из Строф века. 4.

Календарь Знай-Наших: литературный дневник

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(4)
. . . . . . ОДИНОЧЕСТВО
.
Как стыдно одному ходить в кинотеатры
без друга, без подруги, без жены,
где так сеансы все коротковаты
и так их ожидания длинны!
Как стыдно –
. . . . . . . . . . . . в нервной замкнутой войне
с насмешливостью парочек в фойе
жевать, краснея, в уголке пирожное,
как будто что-то в этом есть порочное...
Мы,
. . . . одиночества стесняясь,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . от тоски
бросаемся в какие-то компании,
и дружб никчемных обязательства кабальные
преследуют до гробовой доски.
Компании нелепо образуются –
в одних все пьют да пьют,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не образумятся.
В других все заняты лишь тряпками и девками,
а в третьих –
. . . . . . . . . . . . вроде спорами идейными,
но приглядишься –
. . . . . . . . . . . . . . . . те же в них черты...
Разнообразные формы суеты!
То та,
. . . . . то эта шумная компания...
Из скольких я успел удрать –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не счесть!
Уже как будто в новом был капкане я,
но вырвался,
. . . . . . . . . . . на нем оставив шерсть.
Я вырвался!
. . . . . . . . . . . Ты спереди, пустынная
свобода...
. . . . . . . . . А на черта ты нужна!
Ты милая,
. . . . . . . . . но ты же и постылая,
как нелюбимая и верная жена.
А ты, любимая?
. . . . . . . . . . . . . . Как поживаешь ты?
Избавилась ли ты от суеты;
И чьи сейчас глаза твои раскосые
и плечи твои белые роскошные?
Ты думаешь, что я, наверно, мщу,
что я сейчас в такси куда-то мчу,
но если я и мчу,
. . . . . . . . . . . . . . то где мне высадиться?
Ведь все равно мне от тебя не высвободиться!
Со мною женщины в себя уходят,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . чувствуя,
что мне они сейчас такие чуждые.
На их коленях головой лежу,
но я не им –
. . . . . . . . . . . тебе принадлежу...
А вот недавно был я у одной
в невзрачном домике на улице Сенной.
Пальто повесил я на жалкие рога.
Под однобокой ёлкой
. . . . . . . . . . . . . . . . с лампочками тускленькими,
посвечивая беленькими туфельками,
сидела женщина,
. . . . . . . . . . . . . . . как девочка, строга.
Мне было так легко разрешено
приехать,
что я был самоуверен
и слишком упоенно современен –
я не цветы привез ей,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . а вино.
Но оказалось все –
. . . . . . . . . . . . . . . . куда сложней...
Она молчала,
. . . . . . . . . . . . и совсем сиротски
две капельки прозрачных –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . две сережки
мерцали в мочках розовых у ней.
И, как больная, глядя так невнятно
И, поднявши тело детское свое,
сказала глухо:
. . . . . . . . . . . . . "Уходи...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не надо...
Я вижу -
. . . . . . . . ты не мой,
. . . . . . . . . . . . . . . . . а ты - её..."
Меня любила девочка одна
с повадками мальчишескими дикими,
с летящей челкой
. . . . . . . . . . . . . . . и глазами-льдинками,
от страха
. . . . . . . . и от нежности бледна.
В Крыму мы были.
. . . . . . . . . . . . . . . . Ночью шла гроза,
и девочка
. . . . . . . . под молниею магнийной
шептала мне:
"Мой маленький!
. . . . . . . . . . . . . . . Мой маленький!" –
ладонью закрывая мне глаза.
Вокруг все было жутко
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и торжественно,
и гром,
. . . . . . и моря стон глухонемой,
и вдруг она,
. . . . . . . . . . полна прозренья женского,
мне закричала:
. . . . . . . . . . . . . "Ты не мой!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Не мой!"
Прощай, любимая!
. . . . . . . . . . . . . . . . Я твой
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . угрюмо,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . верно,
и одиночество –
. . . . . . . . . . . . . . . всех верностей верней.
Пусть на губах моих не тает вечно
прощальный снег от варежки твоей.
Спасибо женщинам,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . прекрасным и неверным,
за то,
. . . . . что это было все мгновенным,
за то,
. . . . . что их "прощай!" –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не "до свиданья!",
за то,
. . . . . что, в лживости так царственно горды,
даруют нам блаженные страданья
и одиночества прекрасные плоды.
. . . .
1959
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . а вот – ссылка на страницу «дневника», где приведены все стихи из антологии:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/diary/mc00001/2018-03-31
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . обратная ссылка на страницы антологии русской поэзии «Строфы века», посвя-
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . щённой творчеству Евгения Евтушенко – http://www.stihi.ru/2018/04/02/2626





Другие статьи в литературном дневнике: