Хименес Хуан Рамон. Избранное

Люба Новикова: литературный дневник

Сборник стихов испанского поэта. Предисл. и составл. Н.Малиновской. - М.: Худ. лит., 1981. - 295 с.
Книгу мне дала почитать Наташа Мисюра вчера на вечере у А.А.Илина, где пела Галина Бови (Швейцария), его подруга. Песни на слова её любимых поэтов. Пела душой - голоса нет, но я не могла сдержать слёз.
Из С О Д Е Р Ж А Н И Я


Н. Малиновская. Звонкое одиночество . . . 5
Стихотворения
ИЗ РАННИХ КНИГ . . . 29
Из книг "Грустные напевы", "Далёкие сады", "Пасторали" . . . 36
Из книг "Элегии" и "Звонкое одиночество" . . . 62
Из книг "Стихи ворожбы и боли", "Простое искусство", "Деревянные стихи" . . . 76
Из книг "Печаль", "Мстории" "Сердце в руке" . . . 84
Из книги "Духовные сонеты" . . . 122
Из книг "Лето" и "Дневник поэта и моря" . . . 130
Из книг "Вечные мгновенья" и "Камень и небо"
Из книг "Поэзия и красота" . . . 164
Из ПОСЛЕДНИХ КНИГ . . . 176


Платеро и я. (Повесть об ослике)
Андалузская элегия . . . 193
Пер. А. Гелескула


Платеро /Белые бабочки /Сумеречные игры /Затмение /Озноб /Помешанный /Иуды /Свалка /Заноза /Конюшня /Холощёный жеребец /Дурачок /Призрак /Багряный край /Попугай /Крыша /Возврат /Закрытые ворота /Весна /Водоём /Шелудивый пёс /Стоячая вода /Апрельская идиллия / Оборотень / Свобода / Цыгане / Подруга / Пиявки / Три старухи / Повозка / Хлеб / Аглая / Сосна на вершине / Дарбон / Ребёнок и вода / Колыбельная / Дерево во дворе / Чахоточная / Ронсар / Старик с картинками / Придорожный цветок / Лорд / Колодец / Абрикосы / Пинок / Праздник тела господня / Путь / Петухи / Смеркалось / Она и мы / Воробьи / Лето / Огонь в горах / Воскресенье / "Песнь" полевого сверчка / Гроза / В ночм / Сарито / Последняя кара / Фейерверк / Летний сад / Луна / Утки летят / Малышка / Пастух / Умер кенарь / Осень / Октябрьский вечер / Антония / Рыбья чешуйка / Пинито / Река / Гранат / Липиани / Крепость / Старая арена / Эхо / Испуг / Дорога / Бродячий бык / Ноябрьская идиллия / Белая лошадь / Кошачьи сговоры / Выздоровление / Старый мул / Цветы / Рождество / Береговая улица / Зима / Высокая ночь / Три Короля / Mons-urium / Вино / Басня / Карнавал / Леон / Ветряк / Ослики песчаных карьеров / Смерть / Разлука / Памятник / В печали


Названия главок повести - это как крошки пирожного "мадлен" у Пруста - напомнят мне о содержании, разбудят прекрасные образы. Ориентиры памяти.
_ _ _ _ _


19.04.2016 г. Поздний вечер. Читаю стихи Хименеса с наслаждением. А повесть об ослике - просто чудо! И я решила подарить (хм!) - сделать виртуальный подарок - подарить ВИРТУАЛЬНО эту повесть моему другу, поэту из Львова Игорю Лукашёнку. Он её оценит в полной мере, во всей полноте чувств, о которых говорит Х.Р.Х., истинный поэт. Они с Ф.Г.Лоркой как бы перекликаются - два великолепных испанских поэта, давно мной любимых (Ф.Г.Л. я открылала более 46 лет назад, а Х.Р.Х. чуть более 40 лет назад).
_ _ _ _ _


25.04.2016 г. Утро. Читала Х.Р.Х. Повесть об ослике Платеро (1907 - 1916). На главке "Воробьи" задержалась и написала свой "Мустангер": http://www.stihi.ru/2016/04/25/1895
И вспоминала своего львовского друга. Любовь без догматов - его тема.
_ _ _ _ _


05 мая 2016 г. Ночь. Вчера дочитала повесть. Прекрасно. Читала в эти два дня стихи поэта. радовалась знакомым и вновь открытым. Разлюбить этого поэта невозможно. Забыть тоже. Так и буду жить ВСЕГДА С НИМ. :-)
_ _ _ _ _


8 мая 2016 г. Полдень. Наташа позволила мне ещё 2-4 недели наслаждаться книгой, чтобы я могла читать, выписывать, размышлять над этими станицами. Это восходящий поток, в котором я могу парить. Книги / стихи поднимают в высоту и дают радость жизни и силу жить. Благодарность неисчерпаема.
_ _ _ _ _
Выписки.
стр. 6в - Двойственной была и вся его ровная, "разлинованная, заполненная ежедневным трудом жизнь - обманчиво спокойная жизнь беспокойного, неутолённого и, быть может, неутолимого духа.


9в - В самообновлении он видел залог верности себе.


н - "...Родился тот, кому дано выразить, благородно и сдержанно, ту потаённую тоску, что несёшь ты в своём сердце, Андалузия..." (Рубен Дарио о Х.Р.Х. - зоркость поэта уловила главное)


10с - 1903 г. - выпустил свой 1-й сб. Антонио Мачадо и вслед за ним - Х.Р.Х.
издал "Далёкие сады" (1903-1904) и "Пасторали" (1903-1905). Родилась новая испанская поэзия.


11с - Рубен Дарио! Он стал реформатором стиха, апологетом красоты и формы и ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА. .... Поэты вгляделись в таинственную жизнь языка, в природу испанского слова, неподвижного и насыщенного, богатого смысловыми обертонами и потому способного к дерзким и естественным сочетаниям, столкновениям понятий. ... И природная свобода фразы, и синестезия... Преодоление модернизма было для Х. и Мачадо насущным и неизбежным, этого требовала верность себе и стихийная, вне литературных школ одарённость.


12в - Мачадо: "Я считал поэтической первоосновой... глубинный трепет духа, то, что несёт душа... и чем откликается... внешнему миру.


с - Х.Р.Х.: В лит-ре, кроме сути, - как принято говорить, глубины, - и кроме формы, есть ещё глубина самой формы, что-то сокровенное и погребённое, что вырывается из души чудесно и непроизвольно, или мучительно ... и ложится на бумагу сквозь словесный узор..."


>с - А.Мачадо вырос в семье фольклористов.
Живое народное искусство. Поэты жили в этой стихии. Но лишь гиганты входили в неё свободно и уверенно.
н - М.и Х. искали в народной поэзии то, что было им созвучно, - чистоту тона, недосказанность, скупую красоту фразы, и на всём этом - печать души и тайны.


13в - Х. наслаждается, когда заменяет вычурное обыденным.


с - Перекличка двух голосов (М. и Х.), к которым начитает прислушиваться Испания.
(М. провинциальный учитель Х-са)


14с - Импровизация! Растворение себя в мире - любовь. Его стихи - мгновенные отклики: всё, что происходит сейчас.


15в - Был создан язык новой испанской поэзии. ...и все, кто сумел сказать больше и глубже Х-са, все они обращались к Поэту из Могера, как обращаются к словарю.


18в - ...Его (Х) сознательное усилие худ-ка направлено на решение сверхзадачи - преодолеть сознание смерти, саму её идею. Он называл это "необходимостью разума".


с - Война, смерть - и ... выстоять в распаде цивилизации и отстоять культуру, одичанию противопоставив непреходящую ценность человека, организованному разрушению - стихийное чувство гармонии.
19в - Х: "Живу во всём, что живо и для жизни".


21н - Х. теперь за явлениями ищет сущность. Чувство вечности. Путь к этому - внутреннее слияние человека с миром.
...И поэзия для него подобна призме, она свидетельство, а поэт свидетель... 23н - Х.: "Тогда (20 лет назад) у этого города (Нью-Йорка) была душа. Тнперь - один мотор".


26с - ...Красота, достигнутая малым, рождается лишь от внутреннего избытка, и совершенство даётся непроизвольно лишь умудрённой душе.
Совершенство в искусстве - это простота, непосредственность углублённого духа. Это ЗАВЕЩАНИЕ Х.



Другие статьи в литературном дневнике: