Немножко о литературе

Людмила Станева: литературный дневник

В.Штеле


Ваши прозаические вещицы невольно расковыряли во мне одну старую рану, которую считала хорошо затянувшейся. И она опять стала зудеть во мне со страшной силой. Я ведь много раз порывалась засесть за что-то такое большое и серьезное, поведать миру о пережитом в формате какого-нибудь психологического романа. Материала выше крыши и придумывать ничего не надо особо: только анализируй, просеивай и записывай. Да страх какой-то не пускает: боюсь, что не вынырну. Литература, как и театр – это всегда погружение в образ, пусть даже этот образ твое вчерашнее „я“. А вон и Леночка моя любимая в одном интервью рассказывает, что бывали в театре случаи, когда актер не успевал выйти из образа и его увозили – сами понимаете, куда. Боюсь оглядываться назад, боюсь превратиться в „соляной столб“. Понимаю, что для кого-то – возможно даже и для очень многих людей – мой жестокий опыт мог бы послужить хорошим уроком и предостеречь от многих ошибок. Возможно, даже и способностей создать что-то стоящее хватило бы. Но эгоизм, инстинкт самосохранения уже не пускают. Ну хорошо, – говорю себе, – допустим, и получится что-то, может даже шедевральное что-то родится, может даже окажется материалом для хорошего кино и даже своеобразной „бомбой“ в мире искусства и литературы /ВО замахнулась!/ – но ведь эта бомба может убить и самого автора! Так стоит ли так рисковать, стоит ли этот „алтарь искусства“ моей реальной человеческой жизни, доставшейся мне чудовищно высокой ценой? За что я эту цену заплатила – чтобы сдохнуть? Это уже каким-то самоубийством попахивает. Вот и прихожу к выводу, что литература и вообще любое искусство – это удел сильных личностей, с крепким психическим здоровьем и трезвым умом. Ибо с одной стороны, надо быть человеком с хорошим художественным и прочим воображением, уметь сильно чувствовать и глубоко мыслить, грамотно изображать. А с другой стороны, после такого погружения надо же иметь силы выплывать на белый свет! Вот такой парадокс получается..


15.01.23


А ещё думается, что трагедий и опыта выживаний и в художественной, и в мемуарной литературе - выше крыши.
Да и сама реальность, в которой живём - довольно трагична и очень болезненна. Так надо ли акцентироваться на боли и грязи, надо ли бесконечно писать об этом, снимать о нем кино и ставить спектакли? Надо ли писать эти реквиемы, которым нет числа, будь они хоть тысячу раз гениальными?!
Ведь всё равно все мудреют лишь путём набивания собственных шишек - если повезет остаться живым, если позволят обстоятельства и люди.. Даже наши собственные дети никогда не следуют нашим советам и предостережениям, не веря им и скептично пренебрегая опытом предков.
Что же тогда остается? Может всё-таки вот это самое "прекрасное мгновение", вот это "сегодня и сейчас", к которому многие уже относятся с некоторой долей иронии, граничащей с сарказмом, отчаявшись и обезверившись в самом существовании прекрасного вообще? Или может, растеряв его на своем нелёгком жизненном пути или безмилостно убив его в себе, боясь вконец обессилеть?
И всё-таки оно существует. Я в это верю. Даже когда обходит меня стороной - оно существует! И только ради этого мгновения каждый из нас живёт. Ради мига озарения, любви, соприкосновения с чем-то таким, что отзывается вдруг какой-то неслыханной доселе нотой внутри тебя, заставляя твою душу вибрировать..Я в это верю. Нет, не так. Верую! А иначе зачем всё это, зачем мы вообще здесь? И почему ещё живы? Да потому что ждём его - этого самого мгновения. Надеемся. Даже когда думаем, что уже ничего не ждём, потому что ждать неоткуда.. Тогда чего ждём? Чуда? А ведь чудеса таки случаются! И почему-то упрямо тогда, когда их уже совсем не ждешь...



Другие статьи в литературном дневнике: