Цитаты"Внезапно Васюхан очнулся, обвёл шалыми глазами покерный коллектив и одного художника и произнёс - так, словно бы полминуты назад рассказывал что-то, потом прервался, чтобы закурить, и вот начал повествовать снова: -Было это несколько лет назад, причём, предупреждаю, что никого этим рассказом ни обидеть, ни оскорбить не хочу, хотя все герои - настоящие и по жизни очень добрые. Все немного удивились, но не слишком - всё ещё свежи были в памяти прошедшие три вечера, когда подвыпившие персонажи романа, немного приняв на грудь, бормотали ещё не так слаженно, а много хуже. -Так что с тобой случилось, йодистый антенщик? - воскликнул старший знаменосец, но Митрохин поднял палец, как это часто делал Кулемзин, и начал свой скорбный рассказ. Раз такой я невезучий, (Владимир Кулемзин "Русская кочерга") * Какое-то время Дробов пытался понять смысл шуток и острот, включиться, а в голове толкались, стремились освободиться из-под толщи времени давние воспоминания. Дробов этого не хотел — воспоминания чаще всего доставляли боль, сжигали и без того скудные запасы энергии; и сейчас он всячески пытался остаться вот таким, лежащим, отдыхающим, вяло улыбающимся шуткам в телевизоре". (Роман Сенчин "Барби") "Дробов давил воспоминания, запихивал обратно под толщу и в то же время удивлялся, как легко выскочила на язык давняя песенка, как на секунду стало приятно, и как тревожно, неуютно было сейчас, когда она потянула за собой остальное…" (Роман Сенчин "Барби") * * "А главное — возраст самый подходящий для того, чтобы что-то свершать, реализовать идеи, как принято теперь говорить. Ведь одно дело, когда тебе семнадцать и ты многого хочешь, но почти ничего не можешь и не умеешь, а другое — двадцать, два года из которых ты протомился, протосковал, прозлился на зоне под названием в/ч…" (Роман Сенчин "Барби") "Лет с тринадцати-четырнадцати Дробов увлекался рок-музыкой. Бегал в подвалы, в районные дома культуры, какие-то квартиры на концерты, собирал записи". (Роман Сенчин "Барби") "Дробов пришел из армии злым. Злоба копилась в нем два года — армейская дисциплина, пафосные построения и выносы знамени казались абсурдными, идиотскими на фоне разваливающейся страны, ежевечерний просмотр программы «Время» будоражил и не давал уснуть " (Роман Сенчин "Барби") "Много месяцев надеялся, что в последней пластинке «Кино» есть настоящее, — даже выписал ее прямо в часть (пластинка тогда распространялась вместе с полиэтиленовым пакетом и плакатом), прятал в каптерке, искал по части проигрыватель с хорошей иглой, и когда нашел в Доме офицеров, получил разрешение послушать " (Роман Сенчин "Барби") "и хоть пластинку с тех пор не ставил (да и не помнил, где она, куда девалась), но когда слышал их на улице — возле музыкальных магазинов — или в клубах, в груди теплело. Не от самих песен, скорее всего, теплело, а от того, с чем они связаны, — с прошлым. Плохое оно было или не очень, но главное — было". (Роман Сенчин "Барби") * * Дробова сначала эта новость оглушила: как это, два года мечтать о доме, о свободе, ненавидеть плац, казарму, воняющий гнилью пищеблок, а потом взять и добровольно остаться, служить за копейки. И одновременно с этой оглушенностью в нем самом рос страх перед той жизнью, какой он заживет, вернувшись домой… Вот выходит за ворота, станция, садится в поезд, через десять часов выходит на площадь Трех Вокзалов, получает в военкомате паспорт. А дальше?" (Роман Сенчин "Барби") "Страх слегка гасили мечты. Что вот дембельнется, встретится с друзьями, соберут группу (за два года Дробов неплохо научился играть на акустике, сочинил несколько неплохих текстов) и начнется настоящая, бурная и сытная жизнь. Вон сколько групп появилось в последнее время, и мгновенно становятся известными, концерт за концертом, интервью, тачки. А песни-то — фигня. Кто такое слушает?.. А вот их группа — она действительно будет выдавать настоящее". (Роман Сенчин "Барби") * * * * * Вот светские традиции рассудочные у нас начинают появляться. Веселее. * * — Юг-один сегодня? — И, не дожидаясь ответа, Саня оценил: — Нормал. — Включил радио, из динамиков, установленных в обшивке салона, ударили звуковые волны. И зазвучала песня: — Да какой «Фристайл»! — Саня возмутился. — Эт — «Сталкер». Андрей Державин. У меня под его «Не плачь, Алиса» половое созревание происходило. — А «Фристайл» — Казаченко, — охотно продолжал объяснять обычно молчаливый Саня. — Помнишь, который все хныкал: «Больно мне, больно…»". (Роман Сенчин "Барби") * — Он клавишником в «Машине времени». — Да? Интересно… Вроде совсем из разных кругов. — Но музыкант-то неплохой". (Роман Сенчин "Барби") * * * * * * * * А как получилось у них? Вот и их группе двадцать лет. И что? Ничего не встряхнули, так, повибрировали в болотной жиже, замирая на долгие месяцы…" (Роман Сенчин "Барби") * — А вас не Таня зовут? — Нет, Наталья. И я еще жива. — У песни был припев: «Жаль, что она умерла». — Извини, — кивнул Дробов, — но Таня, судя по всему, была классной… Может, выпьем что-нибудь? — За их спиной был бар". (Роман Сенчин "Барби") * * * * "Но теперь, после двенадцати лет вместе, эти ее ровность, скромность очень Дробову нравились и только укрепляли их семью. Домой он ехал без боязни нарваться на скандал, проблемы почти всегда решались спокойно…" (Роман Сенчин "Барби") * — Проголодался… — сочувствующе отметила жена. — Нормально все на работе?" (Роман Сенчин "Барби") * — Будет линейка, урок-знакомство… — А потом мы в кино собрались, — добавляет Настя. — Ясно… Вечером можно в суши сходить. — Дробов отодвинул тарелку, потянулся к заварному чайничку. — У нас репетиция завтра. Паша звонил". (Роман Сенчин "Барби") * * * — Хм, не замечала, что тебя на попсу потянуло, — усмехнулась Наталья. — Да это я так… задумался". (Роман Сенчин "Барби") * * * * * "И все-таки, уже когда возвращались на склад с коробками просроченных «Хайнекена» и «Стеллы Артуа», Дробов не выдержал. — Да какое там… Разве с этой семьей что-то посмотришь? Вообще что-нибудь сделаешь?.. Только вошел — сразу: надо то-то, то-то и то-то. «Офигеть, — говорю, — я целый день за рулем по этим пробкам». — «Нет, надо срочно, давай»". (Роман Сенчин "Барби") * * * "Из подъезда в последнее время еле выбирается, посидит на лавке и — потихоньку обратно". (Роман Сенчин "Барби") * * "Несколько комнат там оборудованы для репетиций — есть барабанные установки, усилители, штативы, шнуры; заведует всем этим бывший металлист Валя…" (Роман Сенчин "Барби") * **** "Ищут различные вирусы и думают, открыв их, устранить причину заболевания. Это похоже на то, если бы моряки стали изучать воду и причинённую ею в корабле беду, вместо того чтобы искать течь и закрывать переборки. Вирус появляется в организме лишь тогда, когда его туда допустит ослабевшая защита, когда образуется брешь в нервно-гормональной регуляции. Надо в первую очередь искать эту брешь, как течь, и прежде всего в высшей нервной деятельности центров, ведающих перекрытием инфектно-защитных переборок. Ведь человек с идеальной генетической структурой не должен абсолютно ничем болеть". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") У меня в храме была упорная мысль, что люди с нормальным "энергетическим кровообращением", нормальным обращением в астральном теле потока праны, просто не понимают, как это мы болеем. Анекдот такой есть. В гостинице проклятый номер: каждого остающегося в этом номере на ночь находят утром повесившимся на ручке двери на собственном галстуке. Наконец, очередного уже задыхающегося вытащили из петли, -Ну что вот тебе, - говорят - было не так? -Да вот я сидел и всё думал: ну как это можно, на собственном галстуке на дверной ручке повеситься? "Нужно несколько сеансов, однократным гипнозом тут ничего не сделаешь". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * -Чего же другого вы можете ожидать от меня, как не полного согласия? - удивился больной. - Ведь пока вы играли , я уже всё окончательно решил. -Отказаться ? - понимающе спросил Гирин. -Да! Или полная жизнь, или ничего! И точка! -Тем более мы не теряем даже времени. Но вы должны со мной так же: всё или ничего! -Вас понял! А скажите, доктор, вы это умеете? Как - научились или от природы? -И то и другое, - дружески улыбнулся Гирин". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * * -Хотелось бы вам сказать кое-что, да вижу - не нужно. - В жестковатых голубых глазах мелькнул свет, очевидно редко озарявший взгляд этого закалённого бойца с неожиданностями. - Значит, пойдём вроде в слепой полёт с вами вместо приборов? -Интересное сравнение, но неверное. Мне надо выключить ваше сознание, чтобы действовать на подсознательную сторону психики. И в то же время у вас в сознании должно быть закреплено напряжённое желание, воля следовать за мной. Это надо суметь!" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") "-Сумею, если сумеете объяснить, - уверенно заявил полковник, и Гирин неожиданно радостно засмеялся, вдруг уверовав в успех безнадёжного предприятия". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") -Вот и в богословии христианском говорится, что Христос (испытуемый) твёрдо следовал за Отцом (психиатром), и потому не умер. И в итоге у них всё получилось. Но Гирин отказался обнародовать, сообщив, что огласка всколыхнёт псевдонаучные тенденции. * -А, Солтамурад! - приветливо воскликнул профессор. - Очень рад, милости прошу. Товарищи, это Солтамурад Бехоев, товарищ моего ученика Ивернева, который в Индии. Солтамурад - знаток индийских языков". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") "-Уж и знаток! - поморщился чеченец. - Незрелый ещё". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * А если всё общество ненормальное? Разве нормальный человек мог бы вести себя "социально" в таком обществе? -А если общество находится под массовым внушением? У человека, который какою-то интуициею помнит, что ему надо быть нормальным, здоровым, свободным, в таком обществе начинаются галлюцинации и психопатические состояния. Но кто же нормальнее: человек, последние защитные барьеры здоровья которого подают такими галлюцинациями сигналы, что вообще всё плохо, или человек, у которого блин "всё в порядке"? Мы под внушением, под психологическими запретами, такими же, как если бы нашу здоровую ногу залить в гипс. Корвин у Желязны просыпается в палате, не помня своего имени и что он тут делает, и для начала выламывает из окна решётку и этой решёткой сдирает гипс с ноги. Ему, ничего не помнящему о себе, инстинктивно кажется, что так правильно. И действительно: нога здорова. "-Простите меня, - виновато улыбнулся Гирин, - я так привык проповедовать свою науку, что тоже получил психосдвиг, всегда и везде готов читать лекции". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * -Вы, может быть, родственник знаменитому Зелим-хану, - спросил чеченца доктор, - прозывавшемуся "абрек Зуар"? -Как, вы знаете Зелим-хана? -Случайно. Была хорошая книга осетинского писателя Дзахо Гатуева. По ней в двадцатых годах пославили фильм "абрек Зуар". Я его смотрел мальчишкой. Неплохо бы сейчас заново поставить, романтики в нём больше, чем в самом современном приключенческом фильме. Насколько помню, отцом Зелим-хана и его брата Солтамурада был Гушмазуко, сын Бехо, следовательно, как в царское время писали фамилии горцев, - Бехоев. А Зелим-хан носил фамилию Гущмазукаев. -Всё верно! - восторженно воскликнул чеченец. - Солтамурад Гушмазукаев - мой дед!" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * * -Не то говоришь, Кириллыч, - серьёзно возразил охотник, - мы с тобой, как бы это сказать... сами от себя. А Иван Родионович объясняет, почему мы такие, а не этакие и как стать лучше. Я вон до скольких лет дожил, а не подозревал, что может быть такая наука и так уже много знают о человеке. Как же может быть не интересно?" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * Ноши представления о человеке будущего исходят из категорий прошлого, но люди настоящего - хотим мы этого или не хотим, - они совсем другие. Взлёт науки требует всё больше и больше психологических сил. Ещё больше их понадобится для выполнения колоссальной задачи перестройки людей и экономики и создании коммунистического общества. Но растут ли эти силы, воспитываются ли нужными темпами в человек? Что сделано, чтобы создать всеобщее понимание законов психической жизни человека? Боюсь, что мы серьёзно ещё не думали об этом! Получается разрыв между подготовкой и неумолимыми требованиями эпохи, жизни, нашей передовой роди в авангарде человечества". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") * * * "Мзвестно ли вам, что тигр или лев развивает в момент прыжка до пятидесяти лошадиных сил, перенося крупную добычу через высокую загородку? Между тем размеры мускулов этих кошек вовсе не так уж велики, и секрет их огромной силы в нервно-гормональной регулировке, которая позволяет им брать от мышц полную отдачу. Человек обладает не менее могучей нервной системой и тоже может брать от своего тела очень высокую отдачу, но этому надо учиться тренировкой и упражнениями". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы") *
© Copyright: Агата Кристи 4, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|