Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Колосов выплывал из сна медленно. Будто он нырнул с аквалангом на предельную глубину, покачался там, держась за ветки кораллов, а потом стал подниматься, помня, что торопиться нельзя, опасно… Дайвингом Колосов никогда всерьез не занимался, несколько раз пробовал в Египте, но воспоминания об этом приходили и приходили. В основном во сне.


Открыл глаза. Шевелиться не спешил — прощался с этим ощущением подъема… Обычно так вот лежать не позволял какой-то моторчик внутри, благодаря которому Колосов скорее вскакивал с кровати, быстро ел, быстро одевался, ехал, превышая скорость; благодаря ему он вел трудные переговоры, спорил, ругался, подписывал рискованные контракты. И вот моторчик заглох и исчез. Тишина там, внутри, неживой покой. Не полная пустота, конечно, но неприятный, жутковатый простор, который уже не будет ничем заполнен, приспособлен для дела. Всё". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Так, всплыл, снял маску, вынул загубник. Выбрался на сушу реальности. И голова заполнилась мыслями. Нехорошими, давящими сильнее, чем толща воды, мыслями. Нужно отвлечься, заняться чем-нибудь, какими-нибудь мелочами, ерундой… Нельзя, чтобы мысли раздавили". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Перед сном немного выпил. Чтобы уснуть… Нужно было уснуть, но долго не получалось. Пришлось выпить". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Когда Колосов выбрал эту квартиру на набережной Пряжки, знакомые кривились: «Нашел Женя и в центре медвежий угол. А видок-то — склады и свалки»". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Небольшой дом, участок… Колосов планировал построить двухэтажный коттедж, прикупить соседние шесть соток и устроить сад…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"— Ну ладно, ладно, ладно, — торопливым шепотом попытался себя успокоить". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Вспомнилось, как сидели после рабочего дня в открытом кафе на набережной канала. Перед глазами был Никольский двор… Девяносто четвертый год, Колосов с парнями арендуют здесь секции, торгуют кто кожаными куртками, кто магнитофонами, обувью… А после окончания торговли берут вина, картошку фри, курицу гриль. Ужинают, подсчитывают выручку, мечтают о том, как скоро развернутся всерьез…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"В середине октября Колосову объявили, что, если не возьмется за ум, его отчислят. И он стал учиться. Решил: плиточники везде нужны, можно хорошие деньги зарабатывать". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Ходил на практические занятия, замешивал раствор, резал плитку, снова и снова выкладывал ее на полах… До кладки на стенах его познания не дошли — начались девяностые". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Это, конечно, расплывчатый период — девяностые. Для кого-то они наступили году в восемьдесят седьмом, для кого-то продолжаются и сегодня". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Такой драйв испытывали тогда от этой своей деятельности, что про училище забыли совершенно. Приходили в общагу лишь ночевать…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Правда, в путяге недолго терпели их вольную жизнь. Вызвали раз, другой в учебную часть, посылали комсорга — симпатичную, сочную девушку, неизвестно куда вскоре девшуюся, — предупреждать, что их прогулы терпеть бесконечно не будут. Парни кивали виновато, а в душе отмахивались, тут же забывали об угрозах.


И однажды, заявившись в общежитие часов в десять, радостные, с набитыми деньгами карманами и с сумками с недораспроданным товаром, наткнулись на стену из преподавателей, коменданта, воспитателей, которых возглавлял военрук.


— Куда эт вы, граждане? — со зловещей улыбкой спросил он.


— В комнату.


— М! Интере-есно… — И тут же улыбка превратилась в гримасу ярости. — А вы ее заслужили?! Комнату?!" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"В конце концов отпустили спать. Но этот наезд сделал жизнь в общаге окончательно неуютной; парни нашли на той же толкучке на площади Мира две соседние комнаты в бывшей коммуналке на Васильевском острове". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Как уходили из училища — сдавали ли подушки с одеялами, просили ли отдать аттестаты, каким образом доставлялись им повестки в военкомат — вылетело из головы". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Колосова, невысокого, плотного, родом из маленького сибирского городка, призвали в десантуру под Смоленск. Готовили явно к боевым действиям все два года так, что возникала уверенность: вот-вот, действительно, отправят на реальную войну. Тем более что они полыхали тогда в разваливающемся Союзе в изобилии". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Времена толкучек кончались — повсюду стояли ларьки, комки, набитые всем подряд; секции в Гостином, Апраксином, Никольском дворах арендовали частники…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"В итоге Колосов оказался должен. Многим должен и много. Очень много… Когда-то была в ходу поговорка, которую Колосов с усмешкой часто повторял: долги, не совместимые с жизнью". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


Я буйно проповедовала от имени нашего сумасшедшего куратора. Поэтому его долги оказались и моими. Я не могла подвести людей.


"Вэл, Макс, Дрон, Джон разговаривают, смеются, глотают горьковатое, непонятно где сделанное вино. Перед ними облупившийся, но крепкий, кажется, на века, Никольский Двор, за их спинами изгиб канала, за каналом — собор". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Но ничто не вечно. Никольский Двор чуть не рассыпался, да и реставрация, которая длится уже лет пять, вряд ли его спасет; канал когда-нибудь зарастет, плиты набережной сползут в него ". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Колосов попытался представить себе эту болотистую трясину на месте площади Искусств…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"И неужели есть такие долги, за которые необходимо стереть человека с лица земли? Чтобы человек исчезал. Навсегда. Обрывалась жизнь. Обрывалась нить". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


Щас бы энергетическая цепь, замкнутая на этого... героя... накрылась, и оборвалась бы нить вменяемости какого-то дикого числа людей.


*
"И ничего больше человек не даст своим детям, и жена, молодая еще женщина, останется вдовой. Вряд ли уже кого-то найдет, и будет каждый вечер ложиться в постель одна, будет тосковать, плакать, вспоминать. Будет вспоминать…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


Не надо меня вспоминать. Меня надо было принести в жертву. Для этого убить. Желательно, одним выстрелом. Чтобы сразу.


Пусть бы моя проклятая эпоха провалилась вместе со мной.


*
"Колбаса была безвкусной, пресной, бумажной какой-то… Колосов поперчил, налил на край тарелки острого кетчупа… Все равно того ощущения, что было когда-то, не возникало. То ли колбасу такую делают, то ли…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Вообще заторопился и всячески внушал себе, что в восемь необходимо отправиться на важную встречу. Встречу, которая, скорее всего, изменит его будущее". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Взял ноутбук, проверил почту. Новых писем не было. Новых писем, даже спама, не было уже три дня. Будто все всё знали и вычеркнули из всех списков, стерли из абонентских групп". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
" Наткнулся на надпись на дис-плее ноутбука: «Устали от гаджетов? Пять мест, где о них можно забыть!».


Наверняка какая-нибудь турреклама, но сейчас эти слова очень заинтересовали. Прямо потянули в себя, как спасение. И Колосов кликнул". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Отели на острове были первыми в регионе, на территории которых принципиально не подключена сеть Wi-Fi. О происходящем в мире можно узнать с помощью телевизора, который находится в общественном видеосалоне". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Пустой песчаный пляж, холодное темное море, в котором нельзя купаться. Они с женой, обнявшись, стоят и смотрят на детей, бегающих у самой кромки воды. Волны лениво наползают на песок и откатываются обратно…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Он никогда не учился в институте, не сдавал экзаменов (школьные, довольно формальные, не в счет), но сейчас напоминал себе студента, стоящего у дверей аудитории, в которой идут экзамены, и пытающегося что-то запомнить, судорожно листая учебник. И искренне жалеющего, что прогулял полгода, а не узнавал подробно, неспешно. Ведь интересно же…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Или — в полицию. Заявить, что ему и его семье угрожают. Смертельная опасность. Попросить взять под охрану.


«Заприте меня в бронированной камере!» — вспомнилась просьба одного из персонажей «Мастера и Маргариты»". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.


Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это -- влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей -- основа статистики.
Так я учил, сидя в школьном садике.


И.Бродский


Когда начинает распадаться воля, ты должен сам как можешь это прекратить. Иначе полоумие сожрёт тебя навечно, не только на эту земную жизнь. Я их видела. Тех, кто не прекратил. Я одна с ними занималась. Со мной заниматься будет некому.


*
"— Да-да… Вы где?


— Ползем по Жукова.


— В каком месте? Петергофку пересекли уже?


— Нет, как раз перед ней… То ли в Стрельне что-то опять. — И после паузы расстроенно: — Стоит Петергофка.


— Понятно. — Колосов взглянул на время — без трех минут семь. — Ладно, не спешите. Все нормально.


Конечно, если случится чудо и дорога очистится, то они будут здесь минут через двадцать, а так… Что ж, может, это и к лучшему. Мало ли как он поведет себя, когда они окажутся здесь, а ему нужно будет выходить за дверь". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"— А, здорово, — слабо улыбнулся. — Пришли попрощаться?


Вэл и Колосов в ответ возмутились, стали говорить, что ничего страшного, и не из таких переплетов выскакивали; Макс же угрюмо, остановившимся взглядом, как-то именно по-зэковски смотрел на вентилятор.


— Хорош, парни, — перебил Дрон. — От меня уже все сбежали… даже секретарша… Бухнуть, конечно, не принесли?


Колосов побежал в магазин, купил вина, сыра; уже у кассы решил, что не помешает и водка с виски… Набрал в итоге целый пакет алкоголя и закуски". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


"Через неделю после той их встречи его застрелили. Выходил из офиса и получил две пули.


Теперь, спустя двенадцать лет, так же сидит и ждет конца он, Колосов. Тоже не бежит, не спасается". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
I
Три старухи с вязаньем в глубоких креслах
толкуют в холле о муках крестных;
пансион «Аккадемиа» вместе со
всей Вселенной плывет к Рождеству под рокот
телевизора; сунув гроссбух под локоть,
клерк поворачивает колесо.


II
И восходит в свой номер на борт по трапу
постоялец, несущий в кармане граппу,
совершенный никто, человек в плаще,
потерявший память, отчизну, сына;
по горбу его плачет в лесах осина,
если кто-то плачет о нем вообще.


И.Бродский "Лагуна"


*
"Там для меня горит очаг,
Как вечный знак
Забытых и-и-истин…

Перхнул горьким, спросил с ухмылкой кого-то:


— А что за истины? Какие это забытые истины?


Подождал, прислушиваясь, будто ожидая ответа. В квартире было тихо. Ни звука. Полная тишина. Надежные стеклопакеты…" (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
"Но что-то в горле словно перекрыло, отсекло рыдания. Как перегородку там поставили. И Колосов мгновенно успокоился. Нет, как-то омертвел… Шевелился и даже свободнее, чем минуту назад, но не по-живому". (Роман Сенчин "Ждём до восьми")


*
Вот, тоже, колбаса... Подготовка к экзаменам. Как это у Коваля в "Суер-Выере", "Надо как-то развлечься", вот и все забытые истины:


"Например, народы с длинной историей как бы устают от неё в своей мыслительной деятельности, обременённые горечью и цинизмом в своей генной памяти, хранящей тяжёлый опыт многих тысячелетий жизни именно этого небольшого народа, не растворившегося в океане других племён. Превыше всего такие народы ставят материальное благополучие и здоровье лишь в индивидуальном плане. Они уходят от широкой мысли в любование тонкими деталями мира, наслаждение решением частных задач науки и философии, от просторов неба и моря к их отражению в пруду, от дерева - к ветке, от чувств - к декорации, от людей - к куклам. И незаметно в этом мире иллюзий, прихотливых и несбыточных, получается психосдвиг к иррациональности... к неприятию реальности и её искажению". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Здесь есть зерно истины, но такое же зерно я нашёл в последней новелле американского фантаста Мак Интоша, где говорится, что человеческое знание имеет тенденцию узнавать всё больше и больше о всё меньшем и меньшем". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"-Да, обстоятельства сложились для меня неудачно, вы правы. До самых недавних лет я вообще вынужден был молчать и заниматься лечением вместо научных изысканий. Сейчас стало легче, начали говорить в печати о телепатии и даже йоге". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Наука теперь движется уже не одиночками, а громадными исследовательскими коллективами и потому движется очень быстро. Видеть это, сознавая, что некоторые отрасли биологии человека везут вот такие одиночки… это горько!" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"Видите, у нас ноги приспособлены для лазания по скалам, а не по деревьям, так что мы испокон веков - жители утёсов.



Если внезапно испугать травоядное, антилопу, оленя, оно, получив в кровь порцию адреналина, сделает огромный скачок, автоматически уходя от опасности. Тигр от испуга сожмётся для прыжка, а человек застынет на месте. Почему основной защитный рефлекс так действует у человека? При жизни в скалах, так же как и на деревьях, какие-либо бессознательные скачки в сторону мгновенно погубят животное. Оно должно замереть, окаменеть с напряжёнными мышцами, чтобы не свалиться с высоты и не убиться". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


Я пробовала быть хищником, в своей первой жизни, когда я шла за своим куратором как за Сатаной. Эти хищники противопоставляют врагу собственную агрессию, ярость. Это как "идти на таран". Моего врага "пойдя на таран", в одиночку по крайней мере, не снесёшь. И я ушла в самоуглубление, это как долгая осада, копишь в себе Силу, мало этой Силы отдаёшь во внешний мир. Выжидаешь.


Пойдя за страстью, при мне это как правило бывала страсть-обманка, которую предлагал враг, "разгоняешься" и уже не можешь себя контролировать. При этом врагу ничего не стоит подправить траекторию, по которой ты, пойдя по психологическим состояниям за страстью, несёшься в свободном полёте. Пойти за страстью - это как совершить в момент опасности в скалах гигантский скачок в сторону.


Конечно, для хищника не работает соображение "не роптать". Да хищник и не ропщет всё равно. Бешеная агрессия хищника - нечто значительно сильнее ропота.


*
Вообще-то мне нравится восточная традиция всё уменьшать, делать игрушечным. Нравится восточное внимание к детали. Нравятся символы. А какой безмерный космос в философии!!


*
" трагизм встречи броненосца "Сисой Великий" с крейсером "Владимир Мономах", когда "Сисой" поднял сигнал: "Тону, прошу принять команду на борт". Моряки, с надеждой смотревшие на свой крейсер, прочитали взвившийся на его мачтах ответный сигнал: "Сам через час пойду ко дну"". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"А Сима мысленно видела одинокий миноносец под огнём врага и опёршегося на поручни мостика красивого молодого лейтенанта". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Представьте, и я мечтал о безупречности. В молодости я совершал поступки, которые хотя и не были очень скверными, но заставляли стыдиться их. А что касается вас, то, мне думается, вам было проще выполнить своё намерение - вы родились такой". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Мне казалось, люди относятся ко мне или с жалостью, или с подозрением. Я стала не то что нелюдимой, но стараюсь держаться в своей раковине". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")




Другие статьи в литературном дневнике: