Прочла у Эдуарда Балашова

Агата Кристи Ак: литературный дневник

НА ВСЕХ ПУТЯХ

Всё что ни есть до капельки вместить,
Располагая сердце на доверие.
Любить, любить, на всех путях любить —
Протягивать упавшим милосердие.

Вернуть зверей на расстоянье глаз,
Вернуть себе обличье человека.
Любить, да так, чтоб полюбили нас
Все твари предстоящего Ковчега!

Исчадье ада. И его любить?
Ввергаться в скверну? Быть ему полезну?
Не может капля бездну напоить,
Но взгляд любви с пути сметает бездну!


/Эдуард Балашов/


Вспомнилось Цветаевское:


Чужому


Твои знамена - не мои!
Врозь наши головы.
Не изменить в тисках Змеи
Мне Духу - Голубю.


Не ринусь в красный хоровод
Вкруг древа майского.
Превыше всех земных ворот -
Врата мне - райские.


Твои победы - не мои!
Иные грезились!
Мы не на двух концах земли -
На двух созвездиях!


Ревнители двух разных звезд -
Так что же делаю -
Я, перекидывая мост
Рукою смелою?!


Есть у меня моих икон
Ценней - сокровища.
Послушай: есть другой закон,
Законы - кроющий!


Пред ним - все клонятся клинки,
Все меркнут - яхонты:
Закон протянутой руки,
Души распахнутой.


И будем мы судимы - знай -
Одною мерою.
И будет нам обоим - Рай,
В который верую! /МЦ/


28 ноября 1920


******


Далее, уже несколько дней меня занимает, идея о том, что все наши мысли и поступки тали слишком легки и легковесны из-за того, что стало их слишком много. Это не моя идея, это идея каких-то вероучений и философий, известных, в частности, Юрию Лоресу /некие блики этой идеи мелькали мне в Ветхом Завете, а теперь я на ту же идею в книге Лореса без конца натыкаюсь./ Сейчас вспомнилось, читая Балашова:


НЕЗЕМНАЯ РЕКА

Эту Мысль переплыть
так же трудно, как Волгу:
Широка, глубока неземная река.
И течёт ни куда-нибудь, К Господу Богу,
Потопляя века, потеряв берега.

Я обрёл её здесь протекающей верхом,
Между твердью небесной и смертью земной,
В вечном Слове Того, Кто назвал человеком
Существо, сотворённое общей виной.

С той поры я несу её в сердце заёмном,
Зарываясь в пучину мирского песка,
И плыву, и тону в её свете бездонном,
Потеряв берега, потопляя века. /Эдуард Балашов/ -


Мне понравились стихи Балашова, и я как будто ощутило что-то... вечное... какую-то мощную, не разбрасывающуюся на мелочи надмирную силу... Это, собственно, всё, что пришло мне в голову именно в результате того, что я прочла балашовский текст; а далее, пусть простит меня Э.Балашов, я отчалила дальше по философиям и рассуждениям, ассоциациям, эмоциям, и приглашаю с собой в это маленькое плаванье читателя.


Вспомнился, ассоциативно, текст Лореса:


АДАМ


Когда в конце восьмого дня
Я дам названия предметам,
Адамом назовут меня
или поэтом?
Зачем нас сотворил Господь?
Чтоб подменять словами Слово?
Но дух, помноженный на плоть,
на грани доброго и злого.


Наступит день сороковой,
я дам названия желаньям.
И вот в тот вечер роковой
спущусь в изгнанье,
не зная стоит ли жалеть
о том, что стало недоступным,
я буду много-много лет
давать названия поступкам.


Зачем? Ведь речь моя умрёт,
убита сотнями наречий.
Дух воспарит, но плоть соврёт
по-человечьи.
Кто я, прозревший, что в веках
не прозвучать словам забытым?
А вам на разных языках
давать названия событьям! /Юрий Лорес "Адам"/


-Я не знаю, правильно ли я поняла из прозаического текста Юрия Лореса "За яблоками", что в рамках предложенного человеку духовного постижения и духовного роста человек отказывается от слишком частных подробностей собственной личности, собственной психологии. Взамен этих утраченных, или, вернее, на задний план отодвинутых подробностей личности человек получает некое комплексное, интуитивное, надмировое восприятие реальности, пронизанность духом, силой. - Мне кажется, такой способ духовной работы, духовного постижения, может рассматриваться только как один из способов. Трудно спорить с тем, что этот способ даёт громадные результаты. Но, говоря против этого способа, я приведу здесь ещё один текст Юрия Лореса:


В Хайфе идёт дождь


Долгая зима, суетливый век, бесконечное лето.
Радио бубнит, из приличных слов составляя ложь.
Это не планета, вращаясь, летит - мелкая монета.
Но надежда есть, потому что в Хайфе идёт дождь.


Значит, до сих пор вопреки всему небеса открыты.
Свежая вода от молочных рек до медовых почв.
Значит, подставляйте скорей тазы, вёдра и корыта -
Пригодится всё, потому что в Хайфе идёт дождь.


На твоём лице, на моём лице капли-поцелуи.
С листьев и ветвей их сдувает ветер из райских рощ.
Головы задрав, руки в облаках, мы идём, танцуем,
Потому что дождь, потому что в Хайфе идёт дождь.


Это для тебя над землёй висят миллионы радуг.
И в любой стране побыстрей иных электронных почт -
Радио бубнит - а во мне поёт беспричинно радость.
Это значит: дождь. Это значит: в Хайфе пошёл дождь! /Юрий Лорес "В Хайфе идёт дождь"/


Вот эта радость, это ощущение Хайфы и дождя, мне кажется, всё это имеет отношение к личности, к психологии, с тем самым "духом, помноженным на плоть". Если б дух "не был помножен на плоть", т.е. было бы исключительно духовное мировосприятие, с помощью такого восприятия нельзя было бы уловить ощущение идущего в Хайфе дождя и переполнится этим ощущением. Ощущением переполняется не только плоть, но и дух, м.б. дух в большей степени чем плоть /что впрочем спорно/; но бесспорно то, что для того, чтобы дух переполнился ощущением дождя в Хайфе, духу нужно было бы первоначальное осязательное ощущение, ощущение озона, прохлады, зрительное впечатление; никаких этих ощущений и впечатлений дух, находясь вне плоти, получить бы не мог.


Исходя из всего вышесказанного у меня другая теория. Теория, взятая в данной книге на вооружение Лоресом, если я правильно поняла, заключается в том, что человек, обретя плоть, став "на грани добра и зла" таким образом потерял своё первоначальное и лучшее, чем сейчас, целостное исключительно духовное бытие? /Говорят, правда, что человек в Эдеме не был одним только духом, а обладал и плотью, но после "грехопадения" плоть поменяла свою сущность, стала подвержена болезням и сумасшествию?/ Вот это самое состояние "дух помноженный на плоть" представляется, в теории, которой пользуется в данной книге Лорес - представляется не то самим грехопадением, не то следствием некоего "грехопадения"? - Так вот, если я верно поняла теорию, которой был занят Лорес во время составления данной книги, то у меня другая теория.


Именно, я полагаю, что дух нарочно воплотился в плоть, и ни грехопадением, ни ошибкой, никакой бедой это не было. Дух захотел обогатить себя впечатлениями, которые можно получить, только находясь в связи с плотью. Из этих соображений, наше дело на земле - собирать эти впечатления и развивать свою личность, свою психологию наиболее детально, потому что все эти впечатления, информацию, до некоторой степени способность ощущать так, как было во плоти, мы унесём с собой и в посмертие. ; Есть у меня ещё второе предположение, совершенно ужасное. Какие-то психи, по всей вероятности, мы сами, не могли прийти ни к какому результату в некем философском споре, и потому решили "проверить опытным путём". И вот, в плотском мире мы проверяем опытным путём эти философские вопросы. Имея в виду, какой в итоге с нами и вокруг нас происходит кошмар, идея была, мягко говоря, не обдуманная.


*


Далее я приведу ещё один текст Лореса.


ЧЁРТОВО КОЛЕСО


Крутит чёртик колесо
без оклада, без обеда.
Пыль дорожная в лицо -
люди едут, едут, едут


и спешат. В конце концов,
неужели не успеют?
Чёртик крутит колесо
всё быстрее и быстрее.


Шляпки, галстуки, пальто,
трубки, петли, сигареты...
Поменяли на авто
старомодные кареты.


Лишь вплетается в висок
голубая паутинка.
Крутит чёртик колесо -
патефонную пластинку.


Но какой-то там вальсок
не подходит к ритму жизни.
Крутит чёртик колесо
часового механизма.


Полоса за полосой,
чехарда зимы и лета -
покатилась колесом
тихоходная планета.


И летят, летят в лицо
плач, улыбки, перепалки.
Чёртик крутит колесо
в каждом парке, в каждом парке.


А душа, в конце концов,
ни гроша уже не стоит.
Крутит чёртик колесо
человеческой истории. /Юрий Лорес "Чёртово колесо"./


**NB По причине явного расхождения в терминологии я в общей цепи рассуждений опускаю то своё рассуждение, что душа стоит не очень много, поскольку является ничем иным, как энергетической матрицей, на которую всю жизнь записывается сознание, личность. Потерять при жизни эту энергетическую матрицу невозможно, а причинить ей вред видимо можно, если сильно постараться, но что для этого нужно сделать, я просто не имею представления. - В цепочке рассуждений я это рассуждение пропускаю, но эмоционально это несогласие сразу настраивает меня спорить с идеей текста** - Второе, сразу, эмоциональное несогласие: чёртик, в уменьшительном варианте, крутящий в парке яркое праздничное колесо, мне симпатичен; более того, почему-то я подозреваю по тексту, что этот чёртик сознательно ли, подсознательно ли симпатичен самому Лоресу.


Так я это всё к чему: по-моему, симпатичен не только чёртик и колесо в парке, а гармоничному, здоровому психически человеку, к каковым себя полностью причислить тне могу, симпатичны также


Шляпы, галстуки, пальто,
трубки, петли, сигареты... /Юрий Лорес/


И никаких таких ассоциаций с чертями тут быть по идее не должно, ну разве что к чертям как к образу автор относится положительно, а не отрицательно. Вот, далее, прожив всю жизнь среди текстов Серебряного века и далее Бродского, не могу, конечно, нескольких из этих текстов не привести.


Бродский /я к тому, что шляпы, галстуки, пальто симпатичны/:


В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.


Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.


И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою - нимб золотой.


Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства -
основной механизм Рождества.


Тои празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.


Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет - никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.


Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь - звезда. /И.Бродский/


*
О лирике подробностей повседневности /хотя, конечно, ужасно холодно и тоскливо/:


Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.


Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.


Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.


Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый Год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.


Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.


Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево. /И.Бродский/


Анна Ахматова, опять же всё стихотворение построено на описании деталей и ощущений, которых вне плоти ощутить было бы невозможно:


Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло;


Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
На столе корявой ели
Муравьиное шоссе.


Пруд лениво серебрится,
Жизнь по новому легка...
Кто сегодня мне присниться
В пестрой сетке гамака?


/Анна Ахматова/



Весенним солнцем утро это пьяно,
И на террасе запах роз слышней,
А небо ярче синего фаянса.
Тетрадь в обложке мягкого сафьяна;
Читаю в ней элегии и стансы,
Написанные бубушкой моей.



Дорогу вижу до ворот, и тумбы
Белеют четко в изумррудном дерне.
О, сердце любит сладостно и слепо!
И радуют пестреющие клумбы,
И резкий крик вороны в небе черной,
И в глубине аллеи арка склепа.


/Анна Ахматова/
;далее,


процитированные мной тексты, особенно ахматовские это всё тексты о прекрасном, здесь вспоминаются цитаты вроде "Мы встретились с тобою в храме и жили в радостном саду":


Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.


Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине.


И вот пошли туда, где будем
Мы жить под низким потолком,
Где прокляли друг друга люди,
Убитые своим трудом.


Стараясь не запачкать платья,
Ты шла меж спящих на полу;
Но самый сон их был проклятье,
Вон там — в заплеванном углу...


Ты обернулась, заглянула
Доверчиво в мои глаза...
И на щеке моей блеснула,
Скатилась пьяная слеза.


Нет! Счастье — праздная забота,
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа,
Мне — молоток, тебе — игла.


Сиди, да шей, смотри в окошко,
Людей повсюду гонит труд,
А те, кому трудней немножко,
Те песни длинные поют.


Я близ тебя работать стану,
Авось, ты не припомнишь мне,
Что я увидел дно стакана,
Топя отчаянье в вине. /А.Блок/ -


Так вот, спрашивают у меня на встрече поэтов, детализировано воспринимать и описывать прекрасное и флаг бы мне в руки, но зачем не только описывать, а даже воспринимать детализированно всякий кошмар? *Здесь я, во-первых, ответила бы, что вещей, представляющихся мне совершенно кошмарными, беспросветными я, как правило, не описываю; а в частности стихотворение, прочитанное мною на встрече поэтов, было об очень сильной личности, для которой описанный в моём стихотворении кошмар всё же объединён общей лирикой, примерно как в процитированном мной тексте Бродского* - Это значит было во-первых,


А во-вторых и в главных: этот кошмар, это не такого рода кошмар, что инопланетяне ли, некие ли секты математически рассчитали бы что-нибудь отвратительное или страшно наполненное страданиями и сбросили бы нам на голову. Мы бы пытались такое во0первых обходить, а во-вторых, неким образом уничтожить, чтобы такого больше не было на территории, на которой мы живём и даже пытаемся растить детей.


Но кошмар, который я описываю, не имеет инопланетного, математически просчитанного происхождения. Этот кошмар является тем самым прекрасным из ахматовских стихов, которое пришло теперь в жуткое состояние. И я не могу и не хочу остатки этого прекрасного выбросить из своей головы и из своих эмоций. Цветаева:



Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи.


О, как солнечно и как звездно
Начат жизненный первый том,
Умоляю-пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!


Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен
И не продан еще наш дом.


Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.


Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души. /М.Цветаева/



*
-Ещё замечу к тексту Лореса "Три города" /Иерусалим, Вавилон, Рим, я писала заметки к этому тексту Лореса в своём Дневнике раньше/


Духовная работа, предложенная человеку той концепцией, той, я бы сказала, школой, которую имел в виду Юрий Лорес при составлении своей книги, кажется мне "нематериальным Иерусалимом" т.е. православно-христианско-иудейской школой, возможно, то же и в Исламе, не знаю. А то, что я писала, и люди, и чёртово колесо, и парк, и все детали мира замечательны, достойны внимания и восхищения, это, видимо, скорее, профиль духовности Рима и Вавилона. Так вот мне и вообще-то духовность в Риме и Вавилоне нравится больше, постепенно всё больше и больше; а тут ещё война какая-то не то началась, не то продолжилась: нападают со стороны Церкви, это точно.



Вавилон Иерусалим


чёртик, колесо



Другие статьи в литературном дневнике: