25 К Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

Вот интересно, что сказал бы Гитлер по поводу недавней войны где-то в горячей точке. В Афганистане или не помню где. Говорят, войска России уже перешли переломный момент и, вероятно, победили бы, если б командование не вывело их вдруг из региона.


*
С этим самым христианством происходило то же. Война заключалась в том, чтобы поднять страну до такой степени, при которой стране больше не для чего было бы обращаться к Церкви. Эту войну позволяли из тех соображений, что всё равно ничего нельзя будет добиться; "воевавшие" ожесточатся и станут свидетельствовать в Церкви против страны.


*
Так я к тому, к первому своему абзацу: как теперь можно желать разумной пропаганды, героического духа... Какого это героического духа? Героического духа, который призывал бы любой ценой выполнять приказы командования? Никакое командование сейчас не может бороться с какою-то чумой, которая входит и выходит когда и где хочет; Гитлер это чувствовал и почему-то обозвал эту чуму евреями /не вследствие ли действия чумы и на его сознание/. Если у Гитлера дальше будет пояснено, как это можно в большой стране иметь командование, которому не страшно было бы подчиняться, вот что я прочла бы с большим интересом.


*
Мне по этому поводу всё вспоминается социалистическая пропаганда. До некоторой степени она, как и всё на свете, находилась под влиянием чумы, до некоторой степени не находилась; поделить вдруг насильственно общество на некие "классы" и стравить их друг с другом равнО преступно, хоть если действовать из интересов страны, хоть если действовать из интересов мирно и счастливо живущего человечества /это человечество есть ведь не что иное, как сумма всех стран/; но разумна была та, основная, идея, если не уводить её в частности, что это какие-то не наши войны. Например, подчинить всё на свете военному успеху страны. Это может расширить границы страны. При определённом везении это может даже поднять экономический уровень в стране. Но если ради военных и, возможно, экономических приобретений подчинить страну командованию идиотов, которые кроме этих ДВУХ ЛОЗУНГОВ, вбиваемых ими в головы "толпы", ничем интересоваться не будут, то после определённого времени, в которое продолжится такое правление, страна потеряет свою национально-культурную идентичность. Неужели Гитлер полагает, что только немцы в состоянии держать в своей голове ДВА ЛОЗУНГА днём и ночью, что эта способность немцев выучить эти ДВА ЛОЗУНГА абсолютно уникальна и отличает немцев от всех остальных культур и национальностей?


- Я привела здесь, нужно по этому поводу высказаться, идею о мирном сосуществовании наций, народов, культур, столь несимпатичную Гитлеру. Я совершенно сочувствую этой идее. И я совершенно сочувствую Гитлеру, когда он эту идею опровергает. Потому, что он бесится, как мне представляется, не против самой по себе идеи, а против того, чтобы, манипулируя этой идеей, сделать немецкий народ /как и все остальные народы/ абсолютно неспособным к сопротивлению любой внешней агрессии.


*
Мне вспоминается Воннегут, "Колыбель для кошки". Предложена задача, математическая, очищенная от всех иных примесей и задач: как провести тяжёлую военную технику через непроходимое болото. Ответ: нужно бросить в болото часть вещества, при контакте с которым вся вода в болоте моментально превратится в лёд. При контакте с этим вновь образовавшимся льдом постепенно в лёд превратится и вообще вся вода на земле, и наступит Конец Света. /Там неувязки, это, разумеется, худ. литература а не научная; но мы можем допустить, что раньше Конца Света тяжёлая техника всё же успеет пройти болото./ Но математически задача решена. Цель, в нашем случае, целью является перевсти технику через болото /а не "сохранить страну и народ", это что слишком расплывчато/. Нам предложен способ достичь этой цели, и мы, не мелочась, не станем отбирать средства, которые нам нравятся, а возьмём и уничтожим жизнь на земле, но технику через болото переведём.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Первые прокламации противника попали в наши руки летом 1915 г. Их содержание с небольшими модификациями всегда бывало одно и то же. В прокламациях этих говорилось, что нужда в Германии растет с каждым днем; война длится бесконечно и нет никаких видов на то, что Германия может выиграть эту войну; немецкий народ в тылу жаждет мира, но мира не хотят "милитаристы" и прежде всего сам "кайзер"; весь мир прекрасно знает, что немецкая нация тоскует по миру; поэтому "мы" ведем-де войну вовсе не против немецкого народа, а только против кайзера, являющегося единственным виновником войны


Конец цитаты


Это, пожалуй, в самом деле была вражеская пропаганда.


*
Но нужно различать вражескую, математически срежессированную, утверждённую - вражеским - штабом - пропаганду от возможности высказывать свои личные мысли каждого человека на фронте. Невозможно... или не факт, что допустимо... вбить в немецкого солдата героизм извне, срежессированно и математически. И уж во всяком случае, не прямо же жёсткие медицинские опыты ставить для нашей благородной цели над немецким солдатом! Ещё, может быть, допустимо увидеть, что сделала с немецким солдатом вражеская математика и заменить её математикой патриотической, а то сейчас немецкого солдата угрохают, и на этом вообще закончится его земное существование, вместе с возможностью для него когда-либо выйти из-под действия вражеской математики. Но недопустимо ещё ухудшать ситуацию, патриотически-маниакально ревращая немецкий народ в толпу.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Для лучшей иллюстрации всего сказанного в прокламациях приводились многочисленные "письма от родных", полностью подтверждавшие сказанное.


Конец цитаты


Вот именно, не замечательно ли, что "письма от родных" здесь даны в скобках. Мне это представляется так, что "сначала над этими прокламациями" Гитлер "просто смеялся" /"сначала над этими прокламациями просто смеялись" Гитлер, Моя Борьба/, но наконец количество прокламаций и их отвратительное содержание сделали своё дело, и Гитлер начал маниакально выслеживать и вылавливать родных, которые пишут эти письма.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Вскоре мы обратили внимание на следующее. На всех тех участках фронта, где находились солдаты баварцы, неизменно появлялись листки, которые главным своим острием обращались против пруссаков. В листках этих говорилось, что противник ровным счетом ничего не имеет против баварцев, что во всем виновата одна Пруссия, которая и должна была бы нести всю ответственность за совершенные ею злодеяния.


Конец цитаты.


Здесь ещё то, что у каждой, скажем, культуры, есть, с точки зрения нравственности, признаваемой во всём мире, есть сильные и слабые места. Есть предположение, что с баварцами и с каким-то там ещё другим регионом, к тому же во время кромешной войны сех против всех, лучше иметь дело по отдельности. Потому, что в одном регионе проповедь скорее будет основана на храбрости и от храбрости распределена на все другие положительные стороны; в другом регионе проповедь была бы основана на здравомыслии и желании думать своей головой; в третьем регионе пропагана была бы начата от того пункта, что одно из высших достижений человека - это достижения в области культуры, творчества. ; Таким образом проповедь проводилась бы не потому, что одному только региону говорят правду, а всем остальным регионам лгут, а потому, что гармоничный человек включал бы в себя положительные стороны всех регионов, но пока такого человека не существует. ; Кроме того, проповедь эта была бы направлена против какой-то конторы. Не ипротив кайзера, который неудобен мировому политическому заговору потому, что пытается сохранить территориальную целостность страны и экономический уровень в стране. А против той заразы, которая срежессированно-математически пытается разрушить личность каждого человека в каждом регионе. И против которой заразы, например, патриот Гитлер, умный, страстный человек, если и свихнувшийся постепенно, то от переживаний за страну и народ - патриот Гитлер, например, не смог противостать этой самой заразе; правда, привлёк к этой кромешной проблеме общемировое внимание примерно "сколько народу я должен поубивать, чтобы вы этой проблемой заинтересовались". Но как же, вот, после Гитлера, увидев весь кошмар проблемы в результате его деятельности - как же после Гитлера в деле войны против некоей сволочной организации рассчитывать на патриотизм в том его виде, в каком мы его имеем со времён Гитлера и до наших времён?


Видимо, нельзя в этой проблеме рассчитывать и на "разумных людей", к которым принадлежу я. Ээээ Скажем, патриоты логично нам не доверяют. Потому, что идеологию.... которой я интересуюсь, то ли принадлежу... Нас реально убедить в том, что существование границ и отдельных стран мешает встать общим фронтом против этой самой всемирной заразы, и нужно, в качестве средств, ведущих к благородной цели, границы между странами все разрушить; а когда возьмут над этим новым миром гораздо более ужасную общемировую власть, чем была власть в каждом государстве, и тут окажется, что пришла к власти та самая зараза, против которой намеревались бороться, то на этом этапе идейных "разумных людей" никто уже не спросит.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Противник и рад был бы не причинять зла баварцам, да что же делать, если они сами совершенно напрасно связали свою судьбу с Пруссией и таскают для нее каштаны из огня.


Конец цитаты


Например, идёт война, в которой надо себя контролировать и отслеживать побуждения, отличая собственные побуждения от побуждений, привнесённых извне.


И вот, в радостное общенемецкое гос-во объединены Пруссия и Бавария, которые, живя вместе и всячески от этого веселясь, провоцируют друг друга отвечать окружающему миру неразумными побуждениями и действиями.


Могут спросить, а ты здесь кто такой, что хотят, то и делают.


А я здесь никто, и отпустите меня в монастырь, я буду там работать подёную работу, сидеть в собственной келье со своими иномировыми собеседниками и никого блин не буду беспокоить.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Но надо признать и то, что многочисленные письма от родных, которые действительно шли из дому, теперь были переполнены жалобами, и эти "жалостные" письма тоже стали оказывать свое влияние. Противнику теперь уже не нужно было распространять подобные письма с аэропланов. Против этого потока жалобных писем из тыла тоже ничего решительно не было предпринято, оспине считать некоторых с психологической точки зрения крайне глупых "напоминаний" "правительственного" характера.


Конец цитаты


Ну да, письма, пожалуй, можно было и перехватывать.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Но надо признать и то, что многочисленные письма от родных, которые действительно шли из дому, теперь были переполнены жалобами, и эти "жалостные" письма тоже стали оказывать свое влияние. Противнику теперь уже не нужно было распространять подобные письма с аэропланов. Против этого потока жалобных писем из тыла тоже ничего решительно не было предпринято, оспине считать некоторых с психологической точки зрения крайне глупых "напоминаний" "правительственного" характера. Фронт продолжал наводняться этим ядом.


Конец цитаты.


Ну и как бороться с "этим ядом", если теперь Путину очень хочется создать арийское гос-во в России, а как, в самом деле, вдруг в два дня создать то, чего нет? А с помощью страха, а то если не подчинишься, тебя совсем убьют, или родных сначала поубивают. С каким ещё ядом внутри этого гос-ва бороться и на кой чёрт к этому гос-ву принадлежать.


*
Потому, что Путину, в отличие от Гитлера... это я опять что ли Пруссию от Баварии отделяю, не знаю... У меня такое эмоциональное ощущение, что Гитлер страстно даже до шизофрении переживал за страну. Путин вообще не столь страстен, как был Гитлер. Но со всей страстью, имеющейся в его распоряжении, он переживает по тому поводу, что ему очень хочется распоряжаться, а окружающим не хочется, чтобы он ими распоряжался; мы, таким образом, присутствуем при страшной человеческой трагедии. А поскольку... Поскольку, если б я была той всемирной заразой, Путин на посту руководителя мне был бы идеально удобен, то я и не выпустила бы его никогда из-под своего влияния просто для философской беседы ни о чём. А Гитлер и Ницше, да, много чего написали, из их текстов вполне можно составить себе такую идеологию "все умрут один останусь и всё будет так как хочет моя левая пятка", причём компилляция текстов Ницше и Гитлера окажется при этом частично оправдана. По этой самой причине невозможно, например, теперь взять и собрать фашистов. Потому, что фашистская идеология не гарантирует не причастности каждого фашиста к всемирной организации, которая сеет везде ужас и разрушение, поскольку хочет власти мировой и абсолютной.


Здесь ещё тот вопрос, что Гитлер ведь не с фашизма начинал, он закончил фашизмом и достижением целей, полюбовавшись в жизни вокруг себя и утратив иллюзии. Среди же тех, кто начинает теперь с фашизма, более половины, утратив иллюзии, кончат принадлежностью к Мировому Заговору, потому что чего другого нужно человеку, кроме власти и денег, а Заговор, ещё не войдя в полную силу, предложит то и другое /власть и деньги/ всем, кто реально поможет Заговору в эту силу войти.


*
Потому, даже не имея иллюзий, есть вариант стараться защищать некие общечеловеческие ценности так, как если б иллюзии у тебя были. Эта практика даёт шанс не скатиться в итоге хоть ниже твоего нынешнего нравственного состояния.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Таким образом уже в 1916 г. можно было наблюдать различные тревожные симптомы. Фронт ворчал, а иногда и "крыл" во всю; фронт был уже многим недоволен и иногда выражал совершенно справедливое возмущение. Пока фронт голодал, пока родственники дома терпели всяческую нужду, в других местах, наверху господствовали изобилие и расточительство. Даже на самом фронте в этом отношении далеко не все обстояло благополучно.


Конец цитаты


Подумаешь, и не захочешь в итоге быть ни патриотом, ни космополитом. Естественный, эмоциональный патриотизм я уже потеряла, и, хоть я и понимаю, какие чувства заставляли Гитлера, при описанной ситуации, желать уничтожения описанных властей потому, что они разрушают страну, а не потому, что они жрут, а другим жрать нечего - но сама я этих чувств Гитлера уже не испытываю. Но я допускаю, что эти патриотические чувства испытывают знакомые и симпатичные мне люди, и не желаю участвовать в идеологии, которая хочет лишить этих симпатичных людей их любимой страны. Симпатичные люди периодически высказываются в том смысле, что эта их страна до сих пор существует - им виднее, этого мнения нельзя ведь ни подтвердить, ни опровергнуть. Да даже и на развалинах страны, мне близка позиция штабс-капитана Овечкина "Так вот ради этого прошлого" /а когда, опять же, была, и была ли страна, лежащая теперь в руинах? Тоже неизвестно./


*
Гитлер, Моя борьба:


Тот самый солдат, который только что ворчал и ругался, спустя несколько минут молча выполнял свой тяжелый долг как нечто само собою разумеющееся. Та самая рота, которая только что выражала недовольство, через полчаса дралась за свой участок окопов с таким героизмом, как будто от этого зависела судьба всей Германии.


Конец цитаты.


А, так это такой психологический эффект. Всё осточертело, хочется всё это закончить, скажем, уборку в доме: свернуть всю работу в один сеанс и сдохнуть потом. Опять же, охота свернуть голову собственному командованию, но командования нет в пределах досягаемости, потому героически дерутся с кем пришлось.


*
Меня упрекали во всём, окромя погоды,
и сам я часто грозил себе тяжкой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.


Я буду сверкать в вышине лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром
...


И если за скорость света не ждёшь спасибо,
то общего, может быть, небытия броня
ценит попытки её превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.


И.Бродский


Всегда остается возможность выйти из дому на
улицу, чья коричневая длина
успокоит твой взгляд подъездами, худобою
голых деревьев, бликами луж, ходьбою.
На пустой голове бриз шевелит ботву,
и улица вдалеке сужается в букву "у",
как лицо к подбородку, и лающая собака
вылетает из подворотни, как скомканная бумага.
Улица. Некоторые дома
лучше других: больше вещей в витринах,
и хотя бы уж тем, что если сойдешь с ума,
то, во всяком случае, не внутри них.


И.Бродский
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубащкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла все это -
города, человеков, но для начала зелень.
Стану спать, не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт. Свобода
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.


И.Бродский
*
Гитлер, Моя Борьба:


Этот негодяй нагло выставлял себя образцом высшего мужества и считал свой "подвиг" куда более ценным для родины, нежели геройская смерть честного солдата на фронте.


Конец цитаты.


-По-моему, смерть ценна для собственного личностного устройства - а для родины - может даже и так оказаться - что для родины она ценна тем, что родина от тебя избавилась.


Гитлер, Моя Борьба:


В то время как всю нацию обкрадывали и душили евреи, подлинная ненависть масс направлялась в сторону "пруссаков".


Конец цитаты.


Нельзя теперь никуда направлять свою ненависть, всё равно направишь не в ту сторону.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Я имел счастье принять лично участие не только в первых двух наших наступлениях, но и в последнем наступлении немецких войск.
Это были самые сильные впечатления в течение всей моей жизни. Самые сильные потому, что как и в 1914 г. наши операции в 1918 г. потеряли свой оборонительный характер и приняли характер наступательный.


Конец цитаты.


Точно. Мы на фронте, с оружием и в строевом порядке. Нужно успеть передушить максимальное количество сволочи или, скажем, разминировать максимальное количество пространства, пока нас не истребили поголовно; а страны со своими революциями и "горизонтами" сами с собой, без нас пусть развлекаются.


Гитлер, Моя Борьба:


Драгоценнейшая кровь лилась рекой, а зато все мы были тогда совершенно уверены, что мы отдаем нашу жизнь за дело свободы и независимости родины.


Конец цитаты.


Вот и мы теперь в этом уверены.


Гитлер, Моя Борьба:


Теперь уже наши мудрые буржуазные политики перестали нас высмеивать; теперь уже и эти политики, поскольку они не являются сознательными лжецами, вынуждены сами признать, что международный биржевой капитал не только был главным виновником войны, но и теперь после окончания войны делает все возможное, чтобы превратить в ад состояние мира.


Конец цитаты.


Я плохо понимаю экономику; этот биржевой международный капитал, это, м.б., что-то, связанное с монополиями, антимонопольной политикой, диким капитализмом?



Другие статьи в литературном дневнике: