20 к Моей Борьбе Гитлера

Агата Кристи Ак: литературный дневник

Перечитываю главу "Мюнхен", и мне упорно не нравится следствие "Германия должна вести захватнические войны в Европе", следующий из предпосылки "мы должны сохранить здоровое крестьянское сословие". Потому, что мне вообще не нравится какая бы то ни было бессмысленность в рассуждениях, претендующих на логическую цепочку. Такая бессмыслица означает либо то, что оратор сам не даёт себе отчёта в собственных соображениях либо эмоциях, которые соображения либо эмоции заставляют его сделать вывод, не следующий из предпосылки; либо оратор по какой-то причине скрывает от меня, слушателя, собственные соображения и/или эмоции. Не просто так скрывает от меня свои эмоции, потому что это не моё дело, а скрывает молтивы, по которым он набирает меня к себе в такую-то определённую идеологию.


*
Мне кажется - я совсем незнакома с вопросом - что сейчас имеет место союз между всеми европейскими странами, и союз этот, вроде бы, основан на той идее, что в культуре европейских стран много общего, а сама эта культура сравнительно высока. И как будто эта позиция сегодняшней Европы - если позиция сегодняшней Европы действительно такова, как она мне представляется - эта позиция роскошно согласовалась бы с рассуждениями Гитлера о том, что Германия, в стремлении сохранить свою особенную культуру, должна драться за место под солнцем народа - носителя этой культуры. Как же после этого драться в Европе, исключая конечно возможность возникновения в Европе откровенного агрессора, решившего уничтожить всю остальную Европу? Чем предложение драться в Европе отличается от предложения лично Гитлеру драться не только против всей остальной Европы, но также и против всей, кроме лично Гитлера, Германии? - Кроме культуры, тут ещё правда как-то маразматически привешено к рассуждениям "здоровое крестьянское сословие", к чему приспособить этот довесок в рассуждениях, я вообще без понятия, как я уже выше каялась.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Всегда в германской истории подъему государственности сопутствовал также хозяйственный подъем; но всегда, как только экономика становилась единственным содержанием жизни нашего народа, тотчас же удушались идеальные добродетели, государство шло вниз и в своем падении через некоторое время увлекало туда же и хозяйство.


Конец цитаты.


Мне представляется, примерно так возражали белые против основного философского положения "Бытие определяет сознание". Феодальная система ценностей была противопоставлена экономическому учению как идеальная - как это у Гитлера - как "основанная на идеальных добродетелях".


*
Гитлер, Моя Борьба:


Англичане лучше всего доказали свое превосходство в понимании человеческой души тем, какую мотивировку они сумели дать своей борьбе. В то время как мы, немцы, боролись за хлеб, Англия боролась за "свободу" и при том не за свою собственную свободу, а за свободу малых наций. У нас смеялись по поводу такой наглости, у нас огорчались по поводу этой агитации англичан. Но это только доказывало, как безнадежно глупы были руководители общественного мнения в Германии еще до начала войны. У нас уже и тогда не имели никакого понятия о том, какие факторы способны поднять людей на борьбу и вызвать в них готовность добровольно пойти на смерть за общее дело.


Конец цитаты.


Какое-то, м.б. предубеждённое и/или неверное впечатление от этой цитаты, что Англия не боролась за свободу чью бы то ни было, а Германия не боролась за хлеб. Обе державы боролись за какие-то невнятные простому человеку преимущества, а свобода и хлеб были только лозунги, с помощью которых поднимали простого человека на борьбу, а борьбу за что, человеку не говорили.


*
Гитлер, Моя Борьба /О марксизме/


Самое ужасное было то, что яд этот проникал совершенно незаметно и отравлял всю базу здорового хозяйственного и государственного развития.


Конец цитаты.


Я нахожу у Гитлера знакомые мне мысли см. выше мои рассуждения о "Бытие определяет сознание". Меня смущает одно: я, правда, полный ноль в смысле знания мировой истории, и что там когда было в Германии, мне неизвестно. Зато в результате изучения в школе истории России я знаю, что никакого здорового гос. развития в посткрепостнической империи с большими проблемами во всех областях её существования не было в природе. Ну разве что хозяйственное развитие было, начиналась индустриализация, предпринимательство, но насчёт хозяйства и экономики как показател благополучия гос-ва Гитлер на чём свет ругается уже полглавы.


*
Ещё, я и Белогвардейцу /собеседнику/ жаловалась несколько раз. Я любила или люблю Россию... правда, у меня бывают подозрения, что люблю я Россию вымышленную... Но дело не в том. Дело в том, что как будто мне близки рассуждения о том, что любовь к ссобственной стране строится не на хозяйстве, а на идеальных ценностях. И всё бы ничего, но мне не даёт покоя образ Николая из "Войны и мира". Толстой известный непротивленец и прочая, но ведь мне не даёт покоя не его философия, а созданный им худ. образ. Этот кошмарик, когда Николай видит Императора, и тут с Николаем что-то делается, вроде религиозного экстаза. Неужели патриоты своей страны, элита блин, должны желать друг другу стать дебилами? Это что, какие-то выгоды "стране" принесёт?


*
Исходя из всего, что я прочитала /худ. произведения в основном/, я соглашусь, что евреи являются отдельным народом; согласятся со мной и сами евреи. /Хотя, не знаю как до Второй Мировой, а после неё точно сформировалась громадная международная идеология, с участием в ней и евреев в очень большом количестве, которая действительно, а не для отвода глаз и не из хитрости, проповедует мир во всём мире и готова, если придётся, защищать этот мир с оружием в руках./ - Но даже не имея ввиду этой общенациональной, достаточно мощной, идеологии: допустим, евреи народ, такой же, как все другие народы - а значит, как все другие народы, еврейский народ может периодически желать ту или иную территорию, ту или иную привилегию. Так вот, Гитлер, судя по себе, предположил, что вся "еврейская нация" состоит из таких же маньяков собственной нации, каков был сам Гитлер, только, стало быть, это еврейские маньяки, а не немецкие. Между тем, хорошо ли, или плохо, или насколько там хорошо с такой силой желать продвижения в мире собственной нации, но факт тот, что у людей есть масса других занятий, настроений, путей приложения сил, кроме продвижения в мире собственной нации. Не так уж часто в первую очередь ощущают себя представителем собственной нации - и это, по-моему, хорошо. Ощущают, например, в первую очередь себя представителем собственного цеха - ну и чем это глобально хуже, чем ощущать себя представителем собственной нации? - У меня романтическая привязанность к мировоззрению Гитлера только потому, что бродит по миру другая "мирная" идеология, имеющая в виду, что, ради сохранения мира во всём мире, человек вообще должен отказаться от личных пристрастий. Человек не должен любить ни свою нацию, ни свой цех, и свою культуру, ни красный цвет больше синего и наоборот, потому что/, отказывая предпочтение одному предмету, он тем самым оскорбляет все остальные предметы в мире и провоцирует, в конечном итоге, Третью Мировую. - Вообще в мировой политике лазит куча многослойной, сложной демагогии, и проповедь "мира во всём мире" - один из филиалов этой демагогии. Эта демагогия не брезгует никакой проповедью, имея своей целью побудить тот или иной социум к тем или иным настроениям.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Уже всего несколько недель спустя американские шрапнели стали посылать нашим рабочим столь внушительные "братские приветствия", что последние остатки интернационализма начинали испаряться.


Конец цитаты.


Я незнакома с оригинальными текстами марксизма. Но в школе нам говорили, что пропаганда велась не в том смысле, что все американцы браться всех немцев, а говорили, что американские рабочие - братья немецких рабочих, а войны, которые велись в то время, называли империалистическими, интересов рабочих не затрагивавшими, и потому призывали рабочих всех стран перестать палить друг в друга.


*
Гитлер, Моя Борьба:


Ясно как божий день, что нужно было тогда сделать. Надо было немедленно посадить под замок всех вожаков этого движения. Надо было немедленно осудить их и освободить от них нацию. Надо было тотчас же самым решительным образом пустить в ход военную силу и раз навсегда истребить эту чуму.


Конец цитаты.


Если... Ну да, кто о чём, кто-то о НАРОДЕ, кто-то о МИРЕ ВО ВСЁМ МИРЕ, я о МЕДИЦИНЕ. Если представить себе народ ли, страну в качестве больного, который борется за собственную жизнь, а ему в капельницы кто-то подливает отраву, нужно этого отравителя уничтожить.


Далее, не знаю, как на войне с народами бывает, но выздоровление пациента точно зависит от твёрдого состояния воли пациента, и кто бы попытался поколебать волю моего пациента /и достиг бы в этих попытках успеха/, того я задушила бы собственноручно.


Вопрос только в том, как военные силы собирались бы отличить, кто действительно переживает и сочувствует подъёму народного духа, а кто чешет языком. - Казалось бы, есть параметры, по котрым можно различить. Проще всего: если персонаж вчера ратовал против наци, а сегодня перешёл на сторону нации, вот и весь признак. - Но ни этот, ни любой другой признак лично Гитлеру почему-то не помог, и Гитлер, вместо того, чтобы оздоровить положение в Германии, всю Германию погрузил в беспрерывный ужас, вроде кошмарного сна. - Пожалуй, это не мешало сиюминутным военным действиям. Тут-то и встаёт вопрос: Гитлер желал собственной... нации - развиваться, или Гитлер хотел выиграть конкретную войну, уничтожив если не всю нацию поголовно чтоб значит войну свою выиграть, то снеся этой самой нации мозги совершенно. Если же у человека нет больше мозгов, как определить, к какой нации он принадлежит? По характерным чертам лица?


*
Гитлер, Моя Борьба:


Конечно тогда сразу возник бы следующий вопрос: а можно ли вообще бороться при помощи меча против определенных идей. Можно ли вообще применять грубую силу против того или другого "миросозерцания".


Конец цитаты.


Вот у нас была Отечественная. Если б кто в блокадном Ленинграде заорал "Хайль Гитлер" и пошёл бы маршировать по улице, его бы линчевали, не дожидаясь ни суда официального, ни официального меча. - Это моё рассуждение, по-моему , никого не насторожит. - Значит, бороться мечом против идей можно и нужно.


Нельзя бороться ни подразделениями ГАИ, ни частями ФСБ, находящимися по умственному развитию на уровне подразделений ГАИ из анекдотов - нельзя с помощью этих "силовых структур" бороться с идеями. Максимум, на что способна такая борьба - это позакрывать газеты и учреждения, в лозунгах которых прямо указано, что они желают сдохнуь как стране, так и не подчинившемуся им человечеству вообще. Во-первых, это будет означать, что как раз меняющих лозунги от случая к случаю - не тронут. А во-вторых, вообще переловят всех, искренне борющихся за "мир во всём мире", а не их двойников. Разве не ясно, что у демагогии громадная лапа в нашем правительстве? Разве не ясно, что демагогия не станет уничтожать сама себя?


*
Гитлер, Моя Борьба:


В этих случаях число сторонников данной идеи растет прямо пропорционально обрушивающимся на нее преследованиям.


Конец цитаты.


Именно такой ответ спровоцировал против себя своими действиями Гитлер. - ?


*



Другие статьи в литературном дневнике: