***Самой чёрной книгой на Руси в Средневековые времена считалась Шестокрыл. Шестокрыл прослыл одной из самых запрещённых книг на Руси. Церковь называла её ещё круче – отречённая книга. Да и название её достаточно загадочное. Этой книге околоцерковные проповедники приписывали агитацию и распространение ереси жидовствующих, которые отрицали многие христианские догматы: троичность Бога, божественность самого Христа, они отрицали также Христово воскресение, они выступали против почитания икон. Шестокрыл был насыщен непонятными рисунками и символами, что вызывало к ней множество предубеждений, одно из которых называло эту книгу колдовской. На самом же деле Шестокрыл по своему основному содержанию был книгой в жанре астрономии и астрологии. В то время, когда Шестокрыл попал в Россию, а это было в Сердневековье, в Европе астрономия и астрология составляли неразрывную единую науку. Шестокрыл принадлежит авторству Иммануэля бен Якоба Бонфиса и был собран и напечатан в XIV веке. Бонфис был учёным-евреем из Тараскона. В то время итальянские купцы активно торговали с Крымом, вывозя оттуда многие травы и ввозя итальянские товары. В длительном путешествии из Средиземного моря купцы-мореходы изучали по этой книге небо, а может быть и пробивали курс на Крым. Вместе с ними Шестокрыл приплыл в крымскую Кафу, теперь Феодосия. Здесь её перевели на русский язык. Отсюда русский вариант европейского Шестокрыла, за некоторыми изъятиями в текстах попал на материковую Россию. Перевод приписывают некоему караиму, хазарину по менталитету, Захарию Скаре. Скара сам был уроженцем Кафы, проповедником торы. Это был уже XV век. Но сначала Чёрная книга попала в Новгород, где стала очень популярна среди простых, но образованных горожан, затем она перекочевала в Киев, оттуда Шестокрыл попал в Москву. То ли о Скаре, то ли о самой Чёрной книге преподобный Иосиф Волоцкий писал, что это был дьяволов сосудов, злодейское изобретение, обучающий чародейству, чернокнижию, звёздозаконию с астрологией. Среди монахов это изобретение называли Колдовской книгой из-за большого количества различных, для православного ока непонятных, и потому колдовских таблиц, чем-то напоминащих Таблицы Брадиса. Классический вариант Книги состоит из шести крыл, каждое крыло на отдельном листе. Крыла имеют вид таблиц. Вот по шести крылам-таблицам и называли книгу Шестокрылом. На самом деле главный смысл таблиц заключался в вычислении фазы Луны, Новолуния, и Полнолуния, а также время лунных затмений. Если результаты этих вычислений совпадали с тем, что на самом деле происходило на небе, то для незнакомым с астрологией и астрономией Новгородским горожанам казалось волшебством, колдовством. Описания того, как производить вычисления были приблизительно таковыми: -- заведи пальцы от ширины страницы, затем от должины страницы и смотри там, где они на одной строке споткались. -- возьми тую строку всю, а ещё возьми числа против лета нынчева, возьми числа против того месяца, что ты ищешь ему поновления или противления, смотри, чтобы простые против простых шли, прибыточные против прибыточных, да потом запиши дроби дуги минутной против дробей дуги минутной, ступли градусов против ступлей градусов, зодиаки против зодиаков; потом протяни под ними черту, и избери, сложив их. Знаки же зодиака Шестокрыла были для православного глаза непонятны, да ещё часто упоминался какой-то змей и дракон по имени Раху и Кету. В православии образ змея всегда связан был с дьяволом. Всё это вызывало нездоровые подозрения, что речь идёт о вызывании диавола с помощью заклинаний, которые хитрым способом зашифрованы в этом диавольском Шестокрыле. На самом деле Раху и Кеты обозначали точки пересечения орбиты луны с эклиптикой. Учёные богословы новгородские, однако понимали, что всё это не колдовство никакое, а Шестокрыл бо взят от острономии, яко капля от моря. Но возможность предсказания небесных явлений таким простым способом, без обращения к Богу церковников естественно возмущала. Получалось, что изучив Шестокрыл, прельстившись им, простолюдины становятся выше христианских блюстителей, мня себе на уме, что могут знать когда с небес знамение сводится, хотя то не их бысть составлена. К тому же в Шестокрыле использовалось не византийское летоисчисление, принятое на Руси в то время, а иудейское, отличавшееся на 1748 лет. По византийскому летоисчислению в 1491 году заканчивалось 7000 лет от сотворения мира. Около этого времени богословами предсказывалось, даже предписывалось светопреставление. Если же вести расчёты по Шестокрылу, то до конца света оставалось полторы тысячи лет, что позволяло простолюдинам ещё пожить в безбожности, отказавшись от множества церковных запретов. Появление Шестокрыла совпало с гонениями на ересь жидовствующую. Ересь было в оный раз благополучно разгромлена, кого казнили, кто откупился, кто подался в земли обетованные, кто стал православным. Шестокрыл же, несмотря на запреты, сохранил своё влияние на свободные умы, как сейчас сказали бы, на либеральные умы, он тайно хранился во многих домах, особенно богатых купцов, а также образованных горожан. Можно предположить, что интеллигенция городская того времени держала эту тайную и запретную книгу только потому, что она имела чёрную колдовскую репутацию, а также по причине дурной молвы о ней. Её астрономическая составляющая их не интересовала, никаких расчётов они по ней не делали. Но когда собиралось своё общество, то хозяева вытаскивали Шестокрыла из тайника, всем показывали тайные таблицы, с придыханием прочитывая непонятные символы и знаки, приговаривая, что, мол, там есть тайны и великие знания человеческие. Постепенно Чёрная книга стала попадать в мифы, народные легенды, фольклор, даже в сказки. Часто её упоминали в авторской литературе, правда, как символ запретных, тайных знаний. Ныне образованный русич, считающий себя славянином, сказал бы, что, мол, редкая глупость этот Шестокрыл, только для либеральных интеллигентов и писана вся эта сия белиберда. Оригинал этой книги создал в 1356 году еврейский ученый Иммануил бен Яаков Бонфис (1300–1377), который жил во французском городе Тараскон. Книга называлась «Крылья орла» или «Шесть крыльев» (ассоциация с шестикрылыми серафимами). В книге было шесть частей – астрономических таблиц, с помощью которых можно было предсказывать затмения. На Руси книга появилась в 1470-е годы. Ее перевел и адаптировал еврейский ученый Захарий Скария, приехавший в Новгород из Киева. На Руси о нем пошла черная слава: «Был он орудием диавола – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии», – писал о нем богослов Иосиф Волоцкий в книге «Просветитель». Скария переводил на русский труды еврейского ученого Моисея Маймонида и распространял их – он стал основателем так называемой ереси жидовствующих.Адепты этой ереси были так страшны именно тем, что с помощью «Шестокрыла» могли точно сказать, когда будет полнолуние, новолуние или следующие затмения Солнца и Луны. Некоторые современники понимали, что «Шестокрыл» не магический трактат, а просто астрономические таблицы. Новгородский архиепископ Геннадий писал, что «Шестокрыл… взят от астрономии, как капля от моря» и предназначен для «звездозрительной прелести». Но книгу все равно запретили – суеверные и в массе неграмотные, русские люди думали, что такие способности позволяют и самого дьявола вызвать. «Чернокнижников» боялись, доносили на них князьям, книги отбирали и сжигали, а самих «колдунов» казнили.Ни один целый «Волховник» историкам неизвестен. Мы знаем только, что это был большой сборник примет на все случаи жизни. «Волховник» делился на главы, которые иногда распространялись как отдельные книги. Главы «Воронограй», «Куроклик», «Птичник» содержали гадания по крику ворон, куриц и петухов и по полету разных птиц. «Сносудец» – толкования снов. «Путник» – приметы о встречах в дороге. «Зелейник» (с подглавами «Травник», «Цветник», «Лечебник») содержал гадания по травам и способы траволечения. Очень известной частью «Волховника» был «Трепетник» – приметы по подергиваниям и зуду частей тела. До нас дошли части его текста. «Аще верх главы потрепещет, то добыток кажет». «Аще ока левого лека потрепещет, должную печаль кажет». В такой форме указывались приметы почти ко всем частям тела. Звон в левом ухе предвещал «печаль мысленную», подергивание левого плеча – «с подручными брань и сердиться, или к чужим свара в беседе или в пути» и так далее. Именно из «Трепетника» до нас дошла старая примета – если уши горят, кто-то «говорит про тебя худое слово». Вот текст одного из «Громовников»: «Месяц март окружен – воды много будет; месяц апрель окружен – рать (война) будет; май – рати великие будут; июнь – зверям смерть будет; июль – рыбы много будет; август – дожди великие будут; сентябрь – сухо будет; октябрь – жита много будет; ноябрь – глад будет; декабрь – снега великие будут; январь окружен – морозов много будет; февраль – сильные цари и князи сражаются от востока до запада».Самая загадочная из отреченных книг, «Чаровник», известна нам только по описанию. В ней было 12 глав, в которых описывались 12 «опрометных лиц звериных и птичьих». «Опрометных», то есть оборотней. Один из указателей отреченных книг, описывая «Чаровник», содержит начало описания первого оборотня: «Тело свое хранит мертво, и летает орлом, и ястребом, и вороном, и дятлом, и совою, и рыщет лютым зверем, и вепрем диким, и волком, летает змием и рыщет рысью и медведем». Первый на Руси список отреченных книг был переводом с греческого и появился в составе Изборника Святослава 1073 года. Он содержал названия 29 апокрифических текстов, то есть «тайных» христианских текстов, искажающих или дополняющих разные места из Библии. Как гадательные и магические их не использовали. Начиная с XIV века на Руси появляются книги, по которым можно гадать на будущее и предсказывать судьбу. Все они были запрещены Стоглавым собором Русской православной церкви в 1551 году. Большинство этих книг не сохранилось – при обнаружении их сжигали как еретические. Но мы знаем об их содержании по отрывкам из самих книг и другим письменным источникам. Получившаяся схема гадания называлась «суд». Ее можно увидеть на странице Радзивилловской летописи – видимо, переписчик устал и решил погадать на будущее. В самом тексте книги «Рафли» объяснялись значения «изразов» в зависимости от того, в каком «доме» в схеме они находились. «Дома» ассоциировались с явлениями и сферами жизни: «Душа», «Товар, деньги, слуги», «Брат, сестра», «Отец», «Сын, дочь», «Немочь» и другими. Гадали таким образом по «Рафлям» до XVIII века, несмотря на все запреты. В XVIII–XIX веках сложное гадание ушло в прошлое, и «Рафли» стали распространяться как большой лист с клеточками, на которые нужно было бросать семена или игральные кости. К клеткам, на которые бросали кости, имелись объяснения: сначала текст из псалма или случай из Евангелия и соответствующее толкование. Оригинал этой книги создал в 1356 году еврейский ученый Иммануил бен Яаков Бонфис (1300–1377), который жил во французском городе Тараскон. Книга называлась «Крылья орла» или «Шесть крыльев» (ассоциация с шестикрылыми серафимами). В книге было шесть частей – астрономических таблиц, с помощью которых можно было предсказывать затмения. На Руси книга появилась в 1470-е годы. Ее перевел и адаптировал еврейский ученый Захарий Скария, приехавший в Новгород из Киева. На Руси о нем пошла черная слава: «Был он орудием диавола – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии», – писал о нем богослов Иосиф Волоцкий в книге «Просветитель». Скария переводил на русский труды еврейского ученого Моисея Маймонида и распространял их – он стал основателем так называемой ереси жидовствующих.Адепты этой ереси были так страшны именно тем, что с помощью «Шестокрыла» могли точно сказать, когда будет полнолуние, новолуние или следующие затмения Солнца и Луны. Некоторые современники понимали, что «Шестокрыл» не магический трактат, а просто астрономические таблицы. Новгородский архиепископ Геннадий писал, что «Шестокрыл… взят от астрономии, как капля от моря» и предназначен для «звездозрительной прелести». Но книгу все равно запретили – суеверные и в массе неграмотные, русские люди думали, что такие способности позволяют и самого дьявола вызвать. «Чернокнижников» боялись, доносили на них князьям, книги отбирали и сжигали, а самих «колдунов» казнили.
© Copyright: Тома Мин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике: |