Не приходите в отчаяние

Тома Мин: литературный дневник

Но мой герой пытается это чувство преодолеть, и главное послание моего романа, несмотря на боль: не приходите в отчаяние.


О чем же роман?
о музыканте
который заболевает,
первое чувство, которое его охватывает


безнадежность
когда он узнает, что неизлечимо болен.


то находит новые смыслы
и заново начинает жизнь.


такое победоносно оптимистическое восприятие
не вполне отвечает


авторской мысли:
пианист


переживает тяжелый удар – его болезнь
ставит крест


на творчестве...
Но постепенно приходит духовное


осознание истины, что прошлое -
прошло,
личного будущего
не существует,


а есть
только настоящий момент.


А ведь «здесь и сейчас» – евангельское ощущение времени
с упованием на «жизнь будущего века»,


где временная категория времени упраздняется -
«и времени не осталось».


Что делать человеку, который чувствует обреченность и близкий финал
земного бытия?


Перед лицом смерти нельзя притвориться,
каждый становится предельно искренним,


и настоящим. и выход есть:
«отвергнуться себя и взять свой крест » – то есть от своей беды обратиться к другим людям, которые нуждаются в помощи.

Так тяжелобольная талантливая девочка с неслучайным именем Вера появляется в жизни Глеба. Вместе они пытаются начать новую творческую карьеру. Вроде бы герои обретают веру – но больную, угасающую, маленькую, обреченную.
:


Опираются на неё – и сразу теряют. Вера смертельно больна, она умирает. Возможно, этим поворотом сюжета Водолазкин передает правду о состоянии веры в современном мире.


= – исчезнувшая мама ,
и её многозначная история до конца не понятна.
которой вроде бы нет в действии, но все равно


она присутствует в романе,


«В романе действительно есть


некая безнадежность –
как первое чувство, которое охватывает человека,


когда он узнает, что болен.
мой герой пытается это чувство преодолеть, и главное послание моего романа, несмотря на боль: не приходите в отчаяние.



«Жизнь действительно изменилась, и главное ощущение – что пространство впереди не так велико. В молодости хочется все услышать и узнать, много времени тратится впустую. Когда человек получает что-то в позднем возрасте, с одной стороны, есть время для работы, с другой – он понимает, как противостоять каким-то вещам.


У меня перед глазами – пример любимого учителя Дмитрия Лихачева, настоящая слава пришла, когда ему было под 80 лет – и, благодаря нему, я понял, что такое правильно обращаться со своей известностью.


Дмитрий Сергеевич нес ее чрезвычайно благородно и с достоинством. Как говорил он сам, жизнь его «перепутала» – когда он был молод и полон сил, он работал простым корректором в издательстве. Он научил сохранять достоинство и помнить, что в любых обстоятельствах надо держать себя в руках».



ждать вдохновение
У меня нет возможности и времени –


это из области романтической, надо просто сесть и работать, а пишу я много. Кажется, Наполеон повсюду возил за собой ванную. Вот так и моя «внутренняя комната» – всегда при мне», – ответил автор.



Мой герой родился в том же году, что и я, у него те же перемещения в пространстве, и все же, Глеб Яновский – это не я. Я подарил герою отдельные факты биографии, был щедрым на раздачу деталей своей жизни, но чем выше сходство – тем глубже пропасть, он – совершенно другой человек.


Новый роман не минует события в России и на Украине, повествование органично переходит с русского на украинский, показывая родство и сходство языков, так что каждое слово вдруг становится понятным.


Но Евгений Германович подчеркивает аполитичность своего текста. «Мой герой не стремится объяснить что-то политически – его объяснения к политике не имеют никакого отношения. Многое ли вообще может объяснить в жизни политика и история?



Так что в новом романе Водолазкин не изменяет своим принципам, для него главное – не внешнее действие и событийная канва, а то, что происходит во внутреннем мире героев, ведь, по авторской мысли, именно человеческое сознание, душевный и духовный мир способны влиять на ход событий.



Другие статьи в литературном дневнике: