***

Тома Мин: литературный дневник

Маленький чернокожий мальчик» — стихотворение Уильяма Блейка, вошедшее в его сборник «Песни невинности»,
В связи с метафорой солнца, которую использует Блейк, говоря о «чёрных телах» и «загорелом лице» в четвёртой строфе, можно предположить, что чернокожие люди находятся ближе к Богу из-за своих страданий — ведь потемнеть и обгореть на солнце можно только в результате воздействия солнечных лучей. В последней строфе эта идея раскрывается более подробно: чернокожий мальчик говорит, что он «прикроет его от жары», подразумевая, что бледная кожа англичанина не привыкла к жаре (из-за Божьей любви). Некоторые критики утверждают, что бледность англичанина в этом стихотворении символизирует тот факт, что англичане были отдалены от Бога из-за своего отношения к чернокожим народам.


В пятой строфе мы видим, как всё человечество объединяется:


Ибо, когда наши души научатся переносить жар,
облако рассеется...


В шестой строфе эта метафора продолжается:


Когда я освобожусь от тьмы, а он — от белого облака...


Здесь Блейк использует облака как метафору человеческого тела. Таким образом, эти строфы подразумевают, что после физической смерти все мы будем едины с Богом.


В других своих работах Блейк также использует политически нейтральные цвета, такие как золотой и серебряный, для описания вещей, имеющих моральную ценность. Самые ценные вещи в жизни с точки зрения духовности и мудрости окрашены в цвета, которые не зависят от расы и социального класса, но связаны с финансовым положением, поскольку золотой и серебряный цвета вызывают ассоциации с драгоценными металлами.


Историк культуры и литературовед Джонатан Перрис также предположил, что это стихотворение представляет собой ироничное и критическое изображение христианского евангелизма. Перрис сравнивает стихотворение Блейка с Олауда Эквиано «Интересным повествованием о жизни Олауда Эквиано», популярной автобиографией раба, опубликованной в том же году, и утверждает, что Блейк иронично подражает духовному пути Эквиано от африканской религиозности к европейскому христианству. Маленький чернокожий мальчик подвергается частичной христианизации, что ставит его в промежуточное положение между африканской религиозностью и институциональным протестантизмом. Трагедия поэмы, по мнению Перриса, заключается в том, что мальчик не может вернуться в свой прежний пасторальный Эдем и, по-видимому, не осознаёт своего положения.Лейт



Другие статьи в литературном дневнике: